Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации коммерческой деятельности предприятия 7
1.1. Понятие и экономическое содержание коммерческой
деятельности 7
1.2. Особенности и факторы развития коммерческой деятельности
предприятий 12
1.3. Методический подход к анализу и оценке коммерческой
деятельности предприятия 17
Глава 2. Исследование эффективности коммерческой деятельности ОАО «Белгородский хладокомбинат» за период 2013¬2015 гг 23
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 23
2.2. Оценка финансово-хозяйственной деятельности
ОАО «Белгородский хладокомбинат» 31
2.3. Анализ коммерческой деятельности ОАО «Белгородский
хладокомбинат» 39
Глава 3. Пути совершенствования коммерческой деятельности ОАО «Белгородский хладокомбинат» 51
3.1. Стимулирование продаж при помощи развития рекламной
кампании 51
3.2. Производство Биомороженного - как процесс расширения
товарного ассортимента 58
Заключение 62
Список использованных источников 70
Список приложений 76
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Торговля в условиях рыночных отношений, функционирует в рамках крупномасштабной, быстроменяющейся внешней среды. Весь спектр сложных позитивных и негативных процессов, противоречивых тенденций, происходящих в экономической и социальной жизни, как страны, так и регионов, находит отражение и в торговле.
Коммерческая деятельность торгового предприятия, в этих условиях приобретает все большее значение. Эффективная коммерческая деятельность обеспечивает устойчивое развитие торгового предприятия, его конкурентоспособность. В современных условиях хозяйствования предприятиям, занимающимся коммерческой деятельностью, все сложнее и сложнее завоевывать позиции на своих рыночных сегментах.
Коммерческую деятельность уже нельзя сводить только к реализационным или торгово-закупочным операциям. С изменением законов рынка в процессе коммерческой деятельности предприятиям необходимо изучать спрос населения и рынок сбыта товаров, определять потребность в них, выявлять источники поступления и поставщиков товаров, устанавливать с ними хозяйственные связи, вести оптовую и розничную торговлю, заниматься рекламно-информационной деятельностью. Наряду с этим, необходимо проводить работу по формированию ассортимента и управлению товарными запасами, оказанию торговых услуг.
Актуальность тематики данной выпускной квалификационной работы обосновывается и тем, что разнообразие всех этих операций усложняет деятельность коммерческих структур, что требует более тщательного изучения особенностей развития коммерческой деятельности предприятия и эффективности его функционирования.
В связи с этим возникает необходимость конкретизации сущности и цели коммерческой деятельности предприятия, исследования инструментария оценки эффективности коммерческой деятельности и разработки рекомендаций по совершенствованию коммерческой деятельности предприятия.
Данной тематике исследования посвящено много трудов ученых- экономистов, таких как В.А. Абчук, И.А. Бланк, Г.А. Васильев, А.В. Зырянов, Н.А. Нагапетьянц, Б.А. Райзберг, Р.А. Фатхутдинова и других, а также зарубежных ученых таких как И. Ансофф, М. Вебер, Б.А. Вейтц, Ф. Котлер, М, Леви, Р. Маркин, П. Миниард, Майкл Э. Портер, X. Прингл, А. Дж. Стрикленд, AA. Томпсон, М. Томпсон, Дж. Энджел и др.
Несмотря на множественность числа исследований, посвященных коммерческой деятельности в современных условиях, научная разработанность этой проблемы в целом недостаточная. Тем более, что динамично развивающаяся экономика требует от коммерческих организаций постоянно меняющихся стратегий функционирования на рынке.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является анализ и оценка коммерческой деятельности предприятия, а также разработка конкретных рекомендаций по ее совершенствованию.
Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением следующих задач:
- теоретическое исследование основ коммерческой деятельности
предприятия: понятие и экономическое содержание коммерческой
деятельности, особенности и факторы ее развития;
- изучение методического подхода к анализу и к оценке коммерческой деятельности предприятия;
- исследование эффективности коммерческой деятельности ОАО «Белгородский хладокомбинат»;
- поиск направлений совершенствования коммерческой деятельности предприятия.
Предметом исследования является розничная торговля предприятия.
Объектом исследования является ОАО «Белгородский хладокомбинат» Методологической основой выпускной квалификационной работы послужила общенаучная методология системного анализа, методы научного познания и анализа экономических процессов. Для решения прикладных задач, рассматриваемых в работе, использовались методы статистического и экономического анализа, метод экспертных оценок, метод сравнения.
Информационную базу работы составили законы Российской Федерации, указы Президента, постановления Правительства и другие правовые акты, информация Госкомстата Российской Федерации, официальные материалы ОАО «Белгородский хладокомбинат»: бухгалтерская отчетность, отчетность, сертификаты соответствия, требования к поставщикам и так далее.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Она содержит таблицы и рисунки.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулирована цель исследования и соответствующие ей задачи, определены предмет и объект исследования.
В первой главе «Теоретические основы организации коммерческой деятельности предприятия» рассмотрены понятие и экономическое содержание коммерческой деятельности, особенности и факторы ее развития. Изучен методический подход к анализу и оценке коммерческой деятельности предприятия.
Во второй главе «Исследование эффективности коммерческой деятельности ОАО «Белгородский хладокомбинат» за период 2013-2015 гг.» изучена организационно-экономическая характеристика предприятия, проведена оценка его финансово-хозяйственной деятельности, проанализирован процесс организации коммерческой деятельности ОАО «Белгородский хладокомбинат» и дана оценка ее функционирования.
В третьей главе «Пути совершенствования коммерческой деятельности ОАО «Белгородский хладокомбинат» разработаны направления совершенствования коммерческой деятельности. В числе мероприятий:
8 стимулирование продаж при помощи развития рекламной кампании и производство Биомороженного - как процесс расширения товарного ассортимента.
В заключении сформулированы основные выводы и предложения по результатам проведенного исследования.
Исследование теоретических основ коммерческой деятельности предприятия позволило определить экономическую сущность понятия коммерческая деятельность и изучить факторы ее развития.
Коммерческая деятельность представляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке и отличается от нее тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги. Основной целью коммерческой деятельности является извлечение прибыли.
К основным функциональным задачам коммерческой деятельности относятся закупка товарных ресурсов, коммерческое приобретение, планирование объемов закупки товаров с учетом намечаемого уровня прибыли, планирование ассортимента и реализации товаров, организация продажи товаров. Основными видами профессиональной деятельности коммерсанта выступают такие виды как организационно-коммерческая, товароведно-экспертная, маркетинговая, торгово-экономическая, аналитическая, торгово-закупочная и внешнеторговая.
Рассмотрение факторов развития коммерческой деятельности предприятий показало, что всю их совокупность можно подразделить на внешние и внутренние. В числе внешних нами были выделены: условия для конкурентной борьбы, широта рынков сбыта, уровень дохода населения, транспортная освоенность регионов, системы коммуникации, уровень развития технологий, инфляция, трансформация различных факторов. Внутренние факторы, оказывающие прямое влияние на развитие коммерческой деятельности представлены экономическими, организационно-экономическими, информационными, техническими и специфическими.
Результаты изучения особенностей развития коммерческой деятельности предприятия показали, что для получения наибольшей прибыли важно быть в постоянной готовности вносить изменения в коммерческую деятельность, изменять ее в зависимости от ситуации, политики, конкурентов и других факторов. Принятие адекватных и своевременных управленческих решений, в свою очередь, основывается на данных аналитической работы. Поэтому логическим продолжением исследования теоретических основ коммерческой деятельности предприятия явилось рассмотрение методики анализа и оценки коммерческой деятельности предприятия.
Рассмотрение методики анализа и оценки коммерческой деятельности предприятия показало, что на сегодняшний день не существует единой системы показателей, по принципу которой можно было бы анализировать эффективность работы коммерческих структур, но есть направления, следуя которым можно получить качественный анализ, и результаты которого могут быть ценны, как при определении стратегических решений, так и при построении оперативных планов. Направления оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия включают в себя характеристику организационной структуры управления, анализ функционирования коммерческой службы по закупочной деятельности, функционирования коммерческой службы по сбытовой деятельности, функционирования коммерческой службы по маркетинговой деятельности, анализ поставщиков и потребителей, ассортимента продукции коммерческого предприятия, а также изучение объемных показателей коммерческой деятельности предприятия, которые преимущественно представлены величинами товарооборота (выручки) и прибыли, и показателями финансового состояния предприятия, в системы которых входят ликвидность, платежеспособность, финансовая устойчивость, рентабельность и многие другие.
Исследование аналитических основ эффективности коммерческой деятельности ОАО «Белгородский хладокомбинат» позволило выяснить, что данная компания является юридическим лицом. В своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, Положениями, утвержденными общим собранием акционеров, Уставом; преследует основных две цели: обеспечение конечного потребителя высококачественным экологически чистым отечественным продуктом, для чего на предприятии создан коллектив профессионалов-единомышленников, использующих последние достижения современных технологий, а также разрабатывающих новые подходы к созданию новых видов мороженого; и получение прибыли.
в числе основных видов деятельности ОАО «Белгородский хладокомбинат» являются: осуществление торгово-закупочной деятельности в области закупок, хранения, производства, реализации мясных, молочных и других продовольственных и непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения, любого вида операций в области международной торговли, включая экспорт и импорт, а также посредническую деятельность во всех областях народного хозяйства не запрещенных действующим законодательством; развитие собственной специализированной розничной сети; осуществление производства товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения, осуществление их реализации, в том числе через оптовую, мелко-оптовую, розничную сеть и частным лицам, имеющим право на торговлю.
Исследуя деятельность ОАО «Белгородский хладокомбинат», нами было выяснено, что стратегической целью деятельности предприятия является достижение лидирующего положения на отечественном рынке в части рентабельности производства и реализации высококачественной продукции, удовлетворяющей требованиям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон и удержание доли рынка.
Согласно отчету о финансовых результатах компании, на протяжении 2013-2015гг. тенденция в результатах деятельности ОАО «Белгородский Хладокомбинат» была неоднозначная. Наибольшая величина выручки компании наблюдалась в 2014 году, в этом же году наибольшая величина по сравнению с другими годами была по статье себестоимость и чистая прибыль. Их темп рост по сравнению с 2013 году их рост составлял соответственно 116,45%, 123,9% и 135,25%. В 2015 году по сравнению с предыдущим периодом данные виды результатов показали уменьшение. Так, выручка снизилась на 11,32%, себестоимость - на 9,83%, а чистая прибыль на - 88,9%.
Говоря об основных причинах такой тенденции, были отмечены основные отраслевые риски и факторы, которые усугубляют деятельность ОАО «Белгородский Хладокомбинат» на рынке, в числе которых, прежде всего, изменение цен на сырье и услуги, потребляемые в процессе производства мороженого.
Оценка финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Белгородский Хладокомбинат» показал, что компания является платежеспособной, финансово устойчивой, рентабельной и с эффективно использованными экономическими ресурсами.
Расчет показателей платежеспособности и ликвидности показал, что все коэффициенты находятся в пределах нормы, и даже превышают ее значение. В динамике они показывают тенденцию роста, что является положительным моментом в процессе функционирования коммерческой деятельности ОАО «Белгородский Хладокомбинат».
Определение финансовой устойчивости позволило выявить, что ОАО «Белгородский Хладокомбинат» работает преимущество за счет собственных средств. Соотношение заемного капитала и собственного составляет в среднем 20% к 80% соответственно. То есть на 1рубль вложенных в активы собственных средств компания привлекла 20 копеек заемных средств. В общей сумме источников финансирования компании доля собственных средств на протяжении исследуемого периода варьирует в пределах 68-69%. За счет собственных источников финансируется 41,:% в 2014 году и 34% в 2015 году оборотных активов.
Расчет показателей рентабельности показал, что предприятие рентабельно на протяжении всего исследуемого периода. Так, например, на 1 рубль стоимости имущества компании в 2013 году приходилось 9,94 рублей чистой прибыли, в 2014 - 11,49 руб., а в 2015 - 1,23 руб. На 1 рубль себестоимости продукции в 2013 году приходилось 25 рублей 66 копеек прибыли от продаж, а в 2015 году - 6 рублей 51 копейка.
Анализ экономических ресурсов ОАО «Белгородский Хладокомбинат» показал полную эффективность их использования. Например, на 1 рубль основных фондов в среднем за три года приходится 3 рубля выручки компании. Оборачиваемость оборотных средств в среднем за три года составляет 3 оборота, при этом длительность одного оборота колеблется в пределах от 107 до 131 дня. Один рубль затрат на функционирование хладокомбината покрывается 1 рублем 39 копейками в 2013 году и 1 рублем 28 копейками в 2015 году.
Анализ эффективности коммерческой деятельности ОАО «Белгородский хладокомбинат» позволил определить, что приоритетным направлением коммерческой деятельности для выполнения главной цели ОАО «Белгородский хладокомбинат» является производство и реализация мороженого с учетом влияния сезонности в ассортиментной политике. Источником дополнительных доходов является предоставление в аренду свободных активов и оказание сопутствующих услуг.
Производство мороженого в ОАО «Белгородский хладокомбинат» соответствует всем техническим и санитарным требованиям, предъявляемым к производству молочной продукции, о чем свидетельствует наличие необходимым сертификатов соответствия качеству.
Осуществление коммерческой деятельности ОАО «Белгородский хладокомбинат» происходит под торговой маркой «Бодрая корова». Выпускаемых брендов в компании насчитываются в настоящее время в количестве 8 наименований. Ассортимент продукции ОАО «Белгородский хладокомбинат» весьма широк.
Анализируя организацию коммерческой деятельности ОАО «Белгородский хладокомбинат» (ОАО «БХК»), нами был отмечен высокий ее уровень. Занимается этим участком работы ООО «Торговый Дом ««Белгородский хладокомбинат», который является частью структуры всей компании. В структуру организации коммерческой деятельности в компании входит множество департаментов и отделов, таких как департамент оптовых продаж и дистрибуции ООО «ТД БХК», отдел розничных продаж ООО «ТД БХК», департамент сетевых продаж ООО «ТД БХК», отдел продаж в Воронеже, Курске и Липецке, департамент логистики ООО «ТД БХК», департамент маркетинга и рекламы ОАО «БХК» и ООО «ТД БХК», отдел закупок сырья и ингредиентов ООО «ТД БХК» и коммерческая дирекция.
Говоря о поставщиках, необходимо отметить достаточно серьезную работу компании в части закупок. Компанией разработаны конкретные требования к конкретным видам сырья «Технические задания для партнеров и поставщиков. В большом выборе производителей необходимой для производства мороженного продукции, ОАО «Белгородский хладокомбинат» отдает предпочтение как местным, так и иногородним партнерам. Поставщики снабжают предприятие качественными товарами. Товары проходят ряд технологических циклов: транспортировка товара, хранение и дальнейшее использование сырья для производства. Все производственные процессы соблюдены с требованиями СанПиН.
Анализ сбыта продукции показал широкую географию продаж: жители 41 региона России, а также республики Беларусь и Израиля, на сегодняшний день потребляют продукцию ОАО «Белгородский хладокомбинат».
Изучение схем сбыта продукции, показала нам, что до конечного потребителя мороженное доходит разными способами: через собственную розничную сеть (уличные специализированные киоски), розничную торговлю, сетевые продажи, дистрибьютеров.
Сам процесс управления коммерческой деятельностью является полностью компьютеризированным, что повышает эффективность работы компании. Современные информационные технологии позволяют оптимально планировать производство, так как ассортимент выпускаемой продукции очень велик, а спрос крайне изменчив, и снижать затраты производственных процессов. Клиенты могут еще быстрее и удобнее работать с компанией.
Таким образом, эффективная организация коммерческой деятельности позволяет выполнять миссию компании, реализовывать задачи, достигать оперативных и стратегических целей, ориентируясь на желания потребителей.
Результатом анализа эффективности коммерческой деятельности ОАО «Белгородский хладокомбинат» за период 2013-2015 гг. явились рекомендации по ее совершенствованию.
Первым мероприятием нами предложено стимулирование продаж при помощи расширения рекламной кампании, которое позволит ОАО «Белгородский хладокомбинат» улучшить узнаваемость торговой марки «Бодрая корова»; удержать существующую продукцию на рынке; сформировать обратную связь: мерчендайзер-потребитель; усилить продажи; подчеркнуть преимущества предлагаемых видов мороженного; вывести на рынок новый вид мороженного. В целом же повысит уровень престижа и доверия к ОАО «Белгородский хладокомбинат». Нами разработан план мероприятий, один из которых распространяется на всю территорию России, а второй - на прибрежные курортные города Ростовской области, Краснодарского края и Крыма.
Вторым направлением совершенствования коммерческой деятельности ОАО «Белгородский хладокомбинат» является расширение товарного ассортимента за счет производства Биомороженого, рассчитанного на потребителей, страдающих аллергическими, желудочно-кишечными заболеваниями, часто и длительно болеющих, а также биомороженое рекомендуют врачи и диетологи для повседневного питания с целью профилактики и оздоровления.
Выпуск нового вида мороженного и масса его преимуществ будет не только способствовать совершенствованию коммерческой деятельности ОАО «Белгородский хладокомбинат» находя пути на новые сегменты рынка, но и носить социально-значимый характер, оздоравливая тем самым население.
1. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ), Ч. 2 (26 января 1996 г. № 14-ФЗ).
2. О защите прав потребителей: Закон РФ от 7 февр.
1992 г. № 2300-1 (с изм.).
3. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской
Федерации: Федеральный закон РФ № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. (с изм.).
4. Об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ.
5. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011-2015
годы и период до 2020 года: Приказ от 31 марта 2011 г. № 422.
6. Торговля. Термины и определения: ГОСТ Р 51303-99.
7. Абдукаримов, И.Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности) [Текст] : Учебное пособие / И. Т. Абдукаримов. - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 320 с.
8. Аверина, О. И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст] : Учебник / О. И. Аверина, В. В. Давыдова, Н. И. Лушенкова. - М.: Кнорус, 2012. - 432 с.
9. Артеменко, В. Г. Анализ финансовой отчетности [Текст] : учебное пособие для вузов / В. Г. Артеменко. - М.: Омега-Л, 2011. - 278 с.
10. Баканов, М. И. Теория анализа хозяйственной деятельности [Текст] : учеб. пособие / М. И. Баканов. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 208 с.
11. Баканов, М.И. Экономический анализ в торговле [Текст] / под ред. М.И. Баканова. - М.: «Финансы и статистика», 2016.
12. Бобков, А.Л. Коммерческая деятельность фирмы [Текст] : Учеб. пособие // А.Л. Бобков, Н.П. Карпусь. - М. : Российский ун-т дружбы народов, 2012. - 520 с.
13. Богатко, А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта [Текст] / А.Н. Богатко.- М. : Финансы и статистика, 2011. - 363 с.
14. Бодрая корова [электронный ресурс] / Официальный сайт ОАО
«Белгородский хладокомбинат». - Режим доступа:
http: //www.hlado. ru/catalogue
15. Бойдел, Т. Как улучшить управление организацией [Текст] : пособие для руководителя / Т. Бойдел. - М.: ИНФРА-М-Премьер, 2015.
16. Бочкарев, А.А. Планирование и моделирование цепи поставок [Текст] : Учеб.-практ. Пособие / А.А. Бочкарев. - М. : Альфа-Пресс, 2012. - 192 с.
17. Бунеева, Р. И. Коммерческая деятельность: организация и управление [Текст]: Учебное пособие / Р. И. Бунеева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. - 214 с.
18. Бунеева, Р.И. Организация и управление коммерческой деятельностью предприятий в оптовой торговле [Текст] : учеб. пособие для вузов / Р.И. Бунеева. - М. : Издательство БУПК, 2011. - 135 с.
19. Валигурский, Д.И. Организация предпринимательской деятельности [Текст] : Учебник / Д.И. Валигурский. - М. : Дашков и К, 2012.
- 519 с.
20. Васильев, Ю. В. Практикум по теории управления [Текст] : учеб. пособие / Ю.В. Васильев, В.М. Парахина. - М. : Финансы и статистика, 2015.
- 304 с.
21. Виноградова, С.Н., Пигунова О.В. Коммерческая деятельность [Текст] : Учеб / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова. - Мн. : Выш. шк., 2011. - 352 с.
22. Виханский, О. С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс [Текст] : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 2-е изд. - М.: Экономистъ, 2014. - 288 с.
23. Голова, А.Г. Управление продажами [Текст] : Учебник / А.Г. Голова. - М.: Дашков и К, 2011. - 279 с.
24. Голубков, Е. П. Какое принять решение? [Текст]: учебное пособие / Е. П. Голубков. - М.: Экономика, 2011. - 298 с.
25. Гурышев, А. П. Оценка эффективности деятельности предприятия через использование финансовых и нефинансовых показателей [Текст] / А. П. Гурышев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - №5. - С. 99 -105.
26. Дашков, Л.П. Коммерция и технология торговли [Текст] : Учебник для вузов / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. - 9-е изд., перераб. и доп.- М. : ИТК «Дашков и К°», 2010. - 696 с.
27. Десант здоровья [электронный ресурс] / Официальный сайт
компании «Десант здоровья». - Режим доступа:
http: //bioice. ru/companydir/about/
28. Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности [Текст] : учебник / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. - 8-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство «Дело и Сервис», 2012. - 384с.
29. Егорова, Е.Н. Коммерческая деятельность [Текст] : Конспект лекций / Е.Н. Егорова, Е.Ю. Логинова. - М. : Эксмо, 2012. - 150 с.
30. Завьялов, П. С. Формула успеха: [Текст] : учеб. пособие / П. С. Завьялов. - М. : Новое издание, 2011. - 704 с.
31. Иванова, С.В. Продажи на 100 %: Эффективные
техники продвижения товаров и услуг [Текст] / С.В. Иванова. - Издательство Альпина Бизнес Букс, 2013 г. - 273 с.
32. Калинина, А. П. Анализ затрат, финансовых результатов и деловой активности коммерческих организаций [Текст] : Учебное пособие / А. П. Калинина, В. П. Курносова. - СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2013. - 96 с.
33. Каплина, С.А. Организация коммерческой деятельности [Текст] : Учеб. пособие / С.А. Каплина. - Ростов н/Д. : Изд-во «Феникс», 2013. - 448 с.
34. Коршунова, Г. В. Институциональные основы исследования рыночных взаимодействий [Текст] / Г. В. Коршунова // Вопросы экономики. - 2013. - №5 - С. 45-51
35. Котлер, Ф. Маркетинг и менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль [Текст] / Ф. Котлер. - пер. с англ. - СПб.: Питер, 2011.
36. Кузнецов, И.Н. Управление продажами [Текст]: Учебно-практич. Пособие / И.Н. Кузнецов. - Издательство «Дашков и К», 2011 г. - 492 с.
37. Лебедева, О. Т. Основы менеджмента [Текст] : учебное пособие / О. Т. Лебедева, А. Р. Каньковская. - СПб. : МиМ, 2013. - 178с.
38. Лысенко, Д. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст] : учебник / Д. В. Лысенко. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 81 с.
39. Матузенко, Е.В. Совершенствование информационного обеспечения коммерческой деятельности розничного торгового предприятия [Текст] / Е.В. Матузенко, С.И. Шиленко, Я.В. Костенко // Фундаментальные исследования. - 2014. - №11-5. - с. 1118-1124.
40. Минько, Э.В. Организация коммерческой деятельности промышленного предприятия: Учебное пособие [Текст] / Э.В. Минько, А.Э. Минько. - М. : Издательство: Финансы и статистика, 2011. - 606 с.
41. Олейник, К.А. Все об управлении продажами [Текст] / К.А. Олейник - М. : Издательство: Альпина Бизнес Букс, 2011 г. - 327 с.
42. Памбухчиянц, О.В. Организация и технология коммерческой деятельности [Текст]: учеб. для сред. проф. Образования / О.В. Памбухчиянц.- 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2012. - 640 с.: табл. - (в пер.): (Рекомендовано Мин. образования и науки РФ).
43. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность [Текст] : Учеб. / Ф.Г. Панкратов, Н.Ф. Солдатова.- М. : ИТК «Дашков и К°», 2010. - 560 с.
44. Панкратов, Ф.Г. Коммерческая деятельность [Текст] : Учебник / Ф.Г. Панкратов. - М. : Издательство: Дашков и К, 2012. - 500 с.
45. Парамонова, Т. Н. Маркетинг торгового предприятия [Текст]: учебное пособие / Т. Н. Парамонова, И. Н. Красюк, В. В. Лукашевич. - М : «Дашков и Ко», 2013. - 384 с.
46. Пирогов, К.М. Основы организации бизнеса [Электронный ресурс] : электрон. Учеб. / К.М. Пирогов, Н.К. Темнова, И.В. Гуськова. - Электрон. дан. - М.: КНОРУС, 2012. - эл. опт. диск (CD-ROM): зв. - (Информационные технологии в образовании).
47. Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность [Текст] : учеб. для вузов / Ф.П. Половцева. - М. : Инфра-М, 2012. - 248 с.
48. Пономарева, Г. А. Анализ опыта адаптации отечественных предприятий к изменяющимся экономическим условиям [Текст] / Г. А. Пономарева // Вестник государственного университета. 2014. - №3(7). - С. 72-75.
49. Раицкий, К.А. Экономика и управление в организациях торговли [Текст] : учеб. пособие для вузов / К.А. Раицкий. - М. : Аспект Пресс, 2013. - 192 с.
50. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь [Текст] / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский. - М. : ИНФРА-М, 2011.
51. Романенко, В.А. Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности торгового предприятия [Текст] / В.А. Романенко // Экономика и управление в XXI веке. - 2014. - №19-2. - с. 135¬141.
52. Русакова, Е. В. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия [Текст] : учебное пособие / Е. В. Русакова. - М. : Питер, 2016. - 64 с.
53. Савицкая, Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: методологические аспекты [Текст] / Г.В. Савицкая. - М. : Инфра-М, 2010. - 272 с.
54. Семирханова, О. Н. Совершенствование организации коммерческой деятельности на предприятии [Текст] / О. Н. Семирханова // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. - 2013. - №3. - 3-4 с.
55. Синецкий, Б.И. Основы коммерческой деятельности [Текст]: Учебник.- М.: Юристъ, 2013. - 659 с.
56. Памбухчиянц, О.В. Организация и технология коммерческой деятельности [Текст] : учеб. для сред. проф. Образования / О.В. Памбухчиянц. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2012. - 640 с.
57. Федорова, М.А. Коммерческая деятельность торгового предприятия: сущность и основные направления [Текст] / М.А. Федорова // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - №10.- Том 9. - с. 110-114.
58. Хапаев, И. Б. Роль финансовой устойчивости в оценке финансово-экономической деятельности коммерческого предприятия [Текст] / И. Б. Хапаев, З. Х. Боташева // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2013. - №31. - 2-3 с.
59. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческой организации [Текст] : учебник для вузов / А. Д. Шеремет, А. Д. Шеремет. - М. : ИНФА-М, 2014. - 350 с.