Введение 3
Глава 1. Развитие творческой экономики в 1997-2013 гг 5
Глава 2. Изменения в структуре творческой экономики 10
Отраслевая структура 11
Географическая структура 19
Глава 3. Роль сектора творческой экономики во
внешнеэкономической деятельности Великобритании 22
Позиция Великобритании в мировой торговле товарами и услугами
творческой экономики
Изменения в структуре экспорта
Список источников и литературы 30
В рамках новой парадигмы экономического развития, в «информационную эпоху» информация и знания становятся важнейшим экономическим ресурсом, укрепляется связь между творчеством и экономикой. Еще полтора десятилетия назад попросту не существовало понятия творческой экономики, термин «творческие отрасли» возник в период середины-конца 1990-х гг., и именно британское правительство впервые подняло эту тему на общенациональном уровне. Внедрение нового понятия можно связать с приходом к власти лейбористского правительства Т.Блэра в 1997 г. и учреждением Министерства культуры, средств массовой информации и спорта (далее DCMS), одной из первоочередных задач которого стала разработка основополагающего документа «Картирование творческих отраслей» 1998 г.. Данный
документ положил начало планомерной работе в данной области, дал определение творческих отраслей и проанализировал их деятельность с целью повысить уровень осведомленности об их экономической значимости. В 2001 г. был опубликован второй документ с соответствующим названием, согласно которому творческие отрасли «переместились с периферии экономической мысли и стали одним из ее основных направлений» . В обоих документах творческие отрасли определяются как «деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, который ведет к созданию материальных и нематериальных ценностей, а также новых рабочих мест за счет разработки и эксплуатации интеллектуальной собственности». В 2006 г. британское правительство официально ввело в употребление понятие «творческая экономика», творческие отрасли были названы одним из ключевых двигателей экономического роста страны. По классификации DSMC в этот сектор входят 13 видов деятельности: реклама, архитектура, искусство и антиквариат, промыслы и ремесла, дизайн, мода, кино- и видеоиндустрия, развлекательные интерактивные программы, музыка, исполнительские искусства, издательская деятельность, программные и компьютерные услуги, телевидение и радиовещание. Важно отметить, что Конференция ООН по торговле и развитию использует другую классификацию творческой экономики, разграничивая творческие индустрии в зависимости от непосредственного участия творческой деятельности в создании продукта. Так выделяются «первичные» творческие отрасли, непосредственно связанные с искусством (театр, исполнительское и изобразительное искусство и др.), а также «вторичные» отрасли, которые более тесно связаны с рынком, и в которых использование продукта интеллектуальной собственности играет преимущественно коммерческую роль (телевидение и радиовещание, издательское дело, реклама и др.).
По оценкам, Великобритания имеет крупнейший творческий сектор в ЕС и, возможно, крупнейший по доле в ВВП в мире. В 2013 г. в этом секторе создавалось 5% валовой добавленной стоимости (прирост в 2012¬2013 г. составил 9,9%, что превышает соответствующий показатель в любой другой отрасли экономики Великобритании) . Долгосрочные планы проведения экономической политики предполагают дальнейшую поддержку самого динамичного сектора британской экономики, включая предоставление налоговых скидок, модернизацию нормативно-правовой базы, борьбу с преступлениями, связанными с нарушением прав интеллектуальной собственности, повышение уровня профессиональной подготовки работников, содействие региональной кластеризации и т.д.
Цель данной работы состоит в том, чтобы определить роль и место творческого сектора в хозяйстве и внешнеэкономической деятельности Великобритании. Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи: проанализировать динамику развития творческих отраслей в период с 1997 по 2013 гг., выявить структурные изменения в этом секторе и их причины, более подробно охарактеризовать важнейшие сектора творческой экономики, а также рассмотреть позиции британской творческой экономики на международных рынках и в мировой торговле.
В данной курсовой работе был проведен анализ развития творческих отраслей в 1997-2012 гг., и было выявлено, что их удельный вес в экономике Великобритании быстро рос, что соответствует мировым тенденциям развития творческой экономики. Великобритания имеет крупнейший среди стран ЕС творческий сектор как по валовой добавленной стоимости, так и по количеству рабочих мест, страна выделяется по доле творческой экономики в ВВП. На фоне роста наукоемких отраслей, повсеместного распространения Интернета и развития цифровых технологий, творческие отрасли стали одним из важнейших двигателей экономического роста Британии после мирового финансового центра - Сити. Валовая добавленная стоимость творческих отраслей и количество рабочих мест в них растут быстрее, чем эти же показатели в целом по стране. Несмотря на спад в результате кризисных явлений (из-за преобладания мельчайших фирм в институциональной структуре творческие отрасли более уязвимы в период кризиса), творческие отрасли смогли восстановить свои позиции благодаря активизации развития в 2010-2013 гг.. и стать одним из ключевых приоритетов правительства.
Изменение места творческих отраслей в хозяйстве Великобритании было сопряжено с внутриотраслевыми сдвигами, в результате которых произощло увеличение доли программных и компьютерных услуг, видеоигр в валовой добавленной стоимости при уменьшении доли издательской деятельности и кино- и видеоиндустрии, более равномерно развивались дизайн и мода, архитектура, реклама. Флагманами творческой экономики Великобритании в настоящее время являются компьютерные услуги, разработка программного обеспечения и компьютерных игр, и в меньшей мере реклама, киноиндустрия и издательская деятельность, самой динамичной отраслью целесообразно признать дизайн (включая моду). Британская творческая экономика отличается большими территориальными диспропорциями со смещением к Лондону и Юго- Востоку, где находится наибольшее количество кластеров и которые специализируются практически на всех видах творческой деятельности, несмотря на это в отдельных отраслях (в особенности в разработке видеоигр и музыкальной деятельности) наблюдается становление новых центров развития на периферии.
Экспорт услуг творческих отраслей составил 8,8 % от всего экспорта услуг Великобритании, их торговый баланс традиционно сводится с крупным положительным сальдо, основную часть которого обеспечивают архитектурные и инженерные услуги, в то же время неуклонно падает доля Великобритании в мировом экспорте товаров творческой экономики, хроническим становится отрицательное сальдо баланса в торговле товарами творческих отраслей. Несмотря на это, Великобритания по- прежнему специализируется на экспорте издательской продукции и предметов изобразительного искусства.
1. Ломакин В.К. Британия в мировой экономике / В.К. Ломакин. -М.: Юнити-Дана, 2010 (серия Magister)
2. Хокинс Джон. Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2011
3. B.Reid, A.Albert, L.Hopkins A Creative Block? The Future of the UK Creative Industries. A Knowledge Economy and Creative Industries report, December 2010
4. Holway R. UK software industry is alive and well // Computer World UK.2009
5. L. De Propris, C. Chapain, P. Cooke, S. MacNeill and J. Mateos-Garcia. The geography of creativity. NESTA - August 2009
6. A Map of the UK games industry, NESTA - September 2014
7. Advertising Association. Overview of UK adspend trends
8. Advertising Pays How Advertising fuels the UK economy , Deloitte - 2011
9. BFI Statistical Yearbook - 2013
10. British Fashion Council, Facts and Figures AW14 http://www.londonfashionweek.co.uk/news/623/Facts--Figures-AW14
11. Budget 2015: Lights, camera, action! - Film tax relief increased to 25% for big budget films, 18 March 2015, Deloitte
12. Creative Industries Economic Estimates: February 2010, DCMS
13. Creative Industries Economic Estimates - December 2011, DCMS
14. Creative Industries Economic Estimates - January 2015, DCMS
15. Creative Industries Mapping Document 2001, DCMS
16. Creative Economy Report 2010: Creative Economy - A Feasible Development Option UNCTAD
17. Creative nation, a guide to the UK’s world-leading creative industries, UKTI, February 2015
18. Family Spending 2011 Edition, Office for National Statistics
19. Film Production in the UK- full year 2011 report. Film Council
20. Ofcom Communications Market Report: UK, 2013
21. Publishing facts and figures
http: //www.thecreativeindustries. co. uk/industries/publishing/publishing-facts- and-figures
22. Radio industry overview - B.Lister, C.Mitchell and T. O'Shea Managing Radio, 2010
23. Research and Markets: UK Computer Services Market Report 2014
24. Skillset Creative Media Employer Survey 2010
25. The creative economy: an introductory guide, British Council’s Creative And Cultural Economy Series, 2010
26. The Economy of Culture in Europe, study prepared for the European Commission by Kea, European Affairs, Brussels, 2006
27. The economic contribution of the creative industries to EU GDP and employment -Evolution 2008-2011: September 2014
28. The Economic Contribution of the UK’s Film, High-end TV, Video Games and Animation Programme Sectors, Olsberg’SPI and Nordicity, February 2015
29. The geography of UK’s creative and high-tech economies. NESTA. January 2015
30. TV industry metrics: 2010. Ofcom
31. UK video games industry // TIGA. Representing the games industry UNCTAD Values and shares of creative goods, exports/imports annual, 2003-2012
32. UNCTAD Values and shares of creative goods, exports, annual, 2003-2012
33. What television is: 2013 An industry of industries, Deloitte