Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОММУНИКАТИВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕЛИРУЕМЫХ СИТУАЦИЙ

Работа №70957

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ В УСЛОВИЯХ
СТРЕССОВОГО ОБЩЕНИЯ 7
1.1. Общение и коммуникация. Функции и особенности 7
1.2. Психические состояния и их классификация 11
1.3. Психические состояния, переживаемые в процессе общения 14
1.4. Психологический стресс и общение в условиях стресса 23
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА 2. КОММУНИКАТИВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕЛИРУЕМЫХ СИТУАЦИЙ 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Особенности психических состояний студентов разных курсов в
ситуациях стрессового общения 40
2.3. Образные характеристики психических состояний в ситуации
стрессового общения 48
2.4. Ассоциативные характеристики психических состояний в
условиях стрессового общения 58
2.5. Специфика коммуникативных психических состояний в условиях
стрессового общения 67
Выводы по главе 2 69
ВЫВОДЫ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 74

Актуальность. В настоящее время существует множество подходов к классификации психических состояний. Например, В.А. Ганзен и В.Н. Юрченко (1991) выделяют группы состояний, характеризующие аффективно-волевую сферу, перцепцию и мышление. Каждая группа имеет характеристики, которые отражают наиболее типичные особенности, входящих в неё состояний. Однако в данной классификации не представлены коммуникативные состояния как отдельный класс состояний. К тому же, данный класс состояний не представлен ни в одной из имеющихся классификаций. Выделение класса коммуникативных психических состояний позволит наиболее точно изучить принципы возникновения, особенности и длительность протекания, а так же специфику структуры данных состояний. Немаловажно и то, как те или иные состояния, возникшие в процессе общения, могут влиять на эффективность коммуникации. Изучение данного класса состояний поможет выявить особенности влияния других составляющих структуры психики на возникновение коммуникативных состояний.
Особую актуальность рассматриваемые состояния имеют в профессиях типа «человек-человек». Профессии данного типа в большей степени строятся на общении, и эффективность выполнения задач в данных отраслях зависит зачастую от того, насколько хорошо человек умеет регулировать свои психические состояния. Следовательно, изучение коммуникативных состояний может способствовать разработке специфических видов психической регуляции, для снижения отрицательного давления коммуникативного психического состояния на работника. Зная особенности возникновения коммуникативных состояний можно наиболее эффективно выстраивать процесс общения с человеком и тем самым увеличить эффективность общения. Кроме того, данные знания могут быть
использованы в психологической практике и способствовать более легкому установлению контакта с клиентом.
Проблема исследования состоит в недостаточной изученности психических состояний, переживаемых в процессе коммуникации в условиях стресса.
Объект: психические состояния.
Предмет: психические состояния, переживаемые в условиях
моделируемого стрессового взаимодействия.
Цель: изучить коммуникативные психические состояния,
переживаемые в условиях моделирования стрессовой ситуации. Выделить и описать структурные компоненты коммуникативных психических состояний.
Гипотеза: существует класс коммуникативных психических
состояний, возникающих в ходе общения (в том числе, в стрессовых ситуациях). Данный класс состояний обладает характерными особенностями и имеет особую структуру.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать существование класса
коммуникативных психических состояний человека.
2. Разработать авторскую анкету, позволяющую изучить специфику коммуникативных состояний личности.
3. Выделить особенности психических состояний студентов разных курсов в ситуациях стрессового общения.
4. Выделить образные характеристики психических состояний в условиях стрессового общения.
5. Выделить ассоциативные характеристики психических состояний в условиях стрессового общения.
6. Выделить специфику коммуникативных психических состояний в условиях стрессового общения.
Методология исследования: методология данного исследования базируется на основных идеях отечественных и зарубежных авторов. В 4
основе работы лежат труды выдающихся отечественных психологов, таких как: А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Г.М. Андреева, А.О. Прохоров, Е.П. Ильин. А также труды зарубежных исследователей, таких как: Р. Мэй, Р. Лазарус, Г. Селье, Ф. Зимбардо.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 64 студента психологического отделения Казанского федерального университета, мужского и женского пола, в возрасте 17 - 23 лет.
Методы исследования: для проведения исследования были
использованы следующие методы: моделирование ситуации, анкетирование, тестирование и методы математической обработки данных.
Методики исследования: для сбора необходимой информации были использованы следующие методики: авторская анкета коммуникативных психических состояний; методика «рельеф психических состояний личности» (краткий вариант); методика «САН - Самочувствие, активность, настроение».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе рассматривалась возможность выделения класса коммуникативных психических состояний в условиях моделируемых стрессовых ситуаций. Изначально был проведен теоретический анализ литературы по данной теме. Описаны теоретические аспекты общения и коммуникации, особенности возникновения и понимания психических состояний, характерных для общения. Приведена феноменология этих состояний. Затем была рассмотрена проблема стресса в коммуникации, а также понятие конфликта, как особого явления стрессовой направленности, раскрыты основные особенности данных феноменов.
В эмпирической части была представлена авторская анкета, которая в дальнейшем была использована для основной части исследования. В результате были выделены и описаны состояния, наиболее типичные для тех или иных ситуаций. Затем была проанализирована частота встречаемости этих состояний для методик САН и рельеф. На основе этого анализа были выделены основные состояния, которые и предлагается относить к классу коммуникативных, оставшиеся состояния в свою очередь предлагается считать условно коммуникативными. На следующем этапе были представлены и описаны результаты методик САН и рельеф отдельно по каждому состоянию, что дало возможность понять особенности их протекания в условиях стрессовой коммуникации.
На заключающем этапе исследования были обобщены и описаны результаты методик САН и рельеф. Полученные результаты дают возможность сделать вывод о том, что для психических состояний в условиях стрессовой коммуникации характерна особая выраженность
функционирования компонентов и структур. Таким образом, выделенные структуры можно назвать ядерными структурами коммуникативных психических состояний и основываясь на данных параметрах расширять полученный класс.
Таким образом, подводя итоги можно заключить, что гипотеза исследования подтвердилась. В ходе работы было доказано существование класса коммуникативных психических состояний, который обладает своими особенностями и характеристиками.
Перспектива дальнейшей работы состоит в расширении класса коммуникативных состояний. Поиск и описание дополнительных характеристик и свойств. Моделирование ситуаций иного содержания с целью поиска особенностей положительной направленности и обоснование включения таких состояний в выделенный класс.



1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших
учебных заведений учебник. - 5-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект
Пресс, 2003. - 229 с.
2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: теория, история, библиография. М., 1996.
3. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. М., 1992.
4. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. 2-е изд. СПб., 2006.
5. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. — 512 с.
6. Волкова А. Н. Опыт исследования супружеской неверности // Вопросы психологии. - 1989. - № 2. - С. 98-102.
7. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
8. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008.
9. Додонов Б. И. В мире эмоций. - Киев: Политиздат, 1987.
10. Дьяченко М. И., Кандыбович Л А. Психология: Словарь-
справочник. - Минск, 1998.
11. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1995.
12. Зимбардо Ф. Застенчивость. - М., 1991.
13. Изард К.Э. Психология эмоций пер. с англ. СПб., 1999. 464 с.
14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
15. Кисловская В.Н. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении: Автореф. дис. ...канд. наук. - М„ 1972.
16. Китаев-Смык А. А. Психология стресса. - М.: Наука, 1983.
17. Кон И. С. Дружба. Этико-психологический очерк. - М.:
Политиздат, 1987.
18. Конфликт в конструктивной психологии. Тезисы докладов и сообщений на второй научно-практической конференции по конструктивной психологии. Красноярск, 1990.
19. Куликов Л. В., Психогигиена личности. Основные понятия и проблемы. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.
20. Куницына В. Н., Бойцова Е. Н. Психологический портрет застенчивого человека // Гностические и коммуникативные компоненты в структуре педагогического мастерства. - Ижевск, 1983.
21. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
22. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс. - Л., 1970.
23. Ларошфуко Ф. Мемуары. Максимы. - Л.: Наука, 1971.
24. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. - М., 1964.
25. Леонова А. Б. Психопрофилактика стрессов, М.: Изд-во МГУ,
1993.
26. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического
исследования // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
27. Линчевский Э. Э. Как быть с ревностью? - Л.: Знание, 1978.
28. Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
29. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы
психологии. М., 1984, с. 1174
30. Муздыбаев К. Психология зависти // Психологический журнал. - 1997. -№6.-С. 3-11.
31. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. - М., 1984.
32. Прохоров А. О. Психология состояний: Учебное пособие.- М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. - 624 с.
33. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М., 1983.
34. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Медицина, 1960.
35. Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. - Горький, 1975.
36. Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 1. - М., 1957.
37. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «я». - М., 1925.
38. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960
39. Archer D., Akert R. M. Probleme of context and criterion in nonverbal communication: a new look at the accuracy issue // Issues in person perception. - Mothuen; London; N.Y., 1984.
40. Boulding K. The Role of Conflict in the Dynamics of Society // Current Research on Peace and Violence. 1986. Vol. IX. No. 3. P. 98-102.
41. Chase S. Roads to Agreement. Successful Methods in the Science of Human Relations. New York: Harper & br., 1951.
42. Costello Т., Zalkind Sh. Psychology in Administration. 1963.
43. Lasswell. The structure and function of communication in society. // The Communication of Ideas. N.Y.: Harper and Brothers,. — 1948.
44. Lazarus R. Psychological stress and the coping process, New York: McGraw-Hill, 1966.
45. Lewis H, Shame and guilt in neurosis. - N.Y.: International
Universities Press, 1971.
46. Mandler G. Mind and emotions. - N.Y.: John Wiley, 1975.
47. Mowrer О. Н. Learning theory and behavior. - N.Y: John Wiley, 1960.
48. Rollo May. The Meaning of Anxiety. N.Y.: Pocket Books, 1977 М.: Независимая фирма "Класс", 2001
49. Titellman P. A. Phenomenological comparison beetwin envy and jealousy // J. of Phenomenological Psychology. - 1982. - V. 12. - P. 189-204.
50. Tomkins S.S. Affect, immagery, consciousness. Vol. 1. The positive affects. - N.Y: Springer, 1962.
51. Walter C. The Wisdom of the Body: W.W. Norton & Company, inc., 1932.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ