Проведен анализ состояния государственного долга на первую половину 2020 года.
Рассмотрены проблемы и пути совершенствования управления государственным долгом РФ.
Введение 2
Глава 1. Государственный долг: сущность, понятие виды 4
1.1Сущность и понятие государственного долга 4
1.2. Виды государственного долга 6
2.Теоретико-правовые основы государственного долга Российской Федерации 10
2.1 Регулирование государственного долга 10
2.2 Государственный долг Российской Федерации на современном этапе 16
3. Проблемы и пути совершенствования управления государственным долгом Российской Федерации 23
Заключение 29
Список использованной литературы 30
В условиях весьма неблагоприятной конъюнктуры относительно цен на нефть и глубинных проблем активизации экономического роста современный период обуславливает серьёзное внимание к публичной долговой политике. Данные концепции современной финансово-бюджетной политики РФ и экономической действительности обуславливают актуальность выбранной темы исследования.
Целью курсовой работы является исследование категории государственный долг, его измерения, структуры, способов минимизации.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. раскрыть сущность и понятие государственного долга;
2.рассмотреть виды государственного долга;
3.ознакомиться со способами регулирования государственного долга РФ;
4.рассмотреть состояние гос.долга на современном;
5.проанализировать проблемы и пути совершенствования управлением государственного долга.
Предмет исследования: государственный долг. Объект исследования курсовой работы: государственный долг Российской Федерации и способы его регулирования.
Методологию при написании данной курсовой работы составили такие приемы, как анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, изучение нормативно-правовой базы, статей по заданной тематике, а также аналитический метод.
Степень разработанности темы подтверждается значительным объёмом исследований отечественных учёных по вопросам публичного долга РФ, таких как: Анциферов С.А., Андреев С.А., Шидловская Т.Ю., Зиганшина Л.А., Кучеров И.И., Мамцев Г.Э., Омелехина Н.В., Поветкина Н.А., Тихомиров Ю.А., Хазова Е.В., Цареградская Ю.К. Так, использованные источники представлены актуальными нормативными правовыми актами, современной научной и периодической литературой, а также официальными источниками из сети интернет.
Особое внимание было уделено аналитическим данным, размещённым на официальных сайтах органов публичной власти и управления.
По результатам исследования выявлено, что государственным долгом РФ непосредственно являются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными публично-правовыми образованиями, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по публичным гарантиям, предоставленным РФ.
Анализ показал, что в 2017-2019 годах по сравнению с оценкой 2016 года наряду с увеличением абсолютного объёма государственного долга РФ увеличивается его отношение к ВВП с 16,2% до 16,8% в 2019 году, при этом государственный внутренний долг увеличится с 11,9% ВВП до 12,9% ВВП в 2019 году, внешний долг уменьшится с 4,3% ВВП до 3,9% ВВП соответственно.
Существуют проблемы государственного долга РФ, такие как: рост долговых обязательств, рост долга регионов, несбалансированность бюджета федерации.
Способами решения данных проблемы могут быть следующие: выпуск средне- и долгосрочных публичных ценных бумаг; уменьшение доли Банка России во владении отдельными выпусками публичных облигаций; размещение на Московской Бирже ОФЗ, номинированных в китайских юанях и ориентированных на внутренних инвесторов из КНР; замещение коммерческих кредитов регионов бюджетными кредитами; повышение качества таможенного контроля; постоянное присутствие РФ на рынках долгового капитала, предполагающего проведение прозрачной и последовательной аукционной политики, информационное взаимодействие с инвестиционным сообществом и рейтинговыми агентствами, увеличение числа и расширение круга инвесторов, заинтересованных во вложении денежных средств в публичные ценные бумаги РФ
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.едеральный закон от 01.12.2014 № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» // Российская газета. – 2014. – № 278.
3. Федеральный закон от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» // Российская газета. – 2015. – № 285.
4. Федеральный закон от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» // Российская газета. – 2016. – № 292.
5. Закон РФ «О31 государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13.11.1992 N 3877-1 // Российская газета, N 279, 29.12.1992 (внастоящее время утратил силу)Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 320 «Об утверждении государственной программы РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 18. – Ст. 2166.
6. Актуальные проблемы бюджетно-налоговой политики современной России / Под редакцией Л.В. Перекрестовой. – Волгоград: Радуга, 2015 – 17с.
7. Анисимов А. «Государственный долг России», М-Инфра , 2006. – 231 с.
8. Астапов К. «Управление внешним и внутренним долгом». «Мировая экономика и международные отношения» № 2, 2008 г.
9. Бабич А.М., Л.Н.Павлова. «Государственные и муниципальные финансы». М.Юнити, 2006
10. Бескова И.А. «Управление государственным долгом». «Финансы» №, 2006 г. – с. 23-26
11. Бижанова Е.А. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ Научный журнал «Бизнес и общество» №2 (10), 2016
12. Бабич И.В. Методы управления государственным долгом // ВестникСаратовского государственного социально-экономического университета. – 2011 – №5.
13. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: учеб.пособие для вузов. Изд. 3е,перераб. и доп. – М.: Перспектива, 2007 256 с.
14. Вершило Т.А. К вопросу об устойчивости бюджетной системы как основы финансовой безопасности государства / Т.А. Вершило // Финансовое право. – 2016. – № 8. – С. 14-18.
15. Вавилов А. «Проблемы реструктуризации внешнего долга России: теория и практика». «Вопросы экономики». No5 – 2005 г., с.78-93
16. Гаврилова Н. «К вопросу о государственном долге». «Экономист» N 4, 2008 г., - 45-48
17. Головачев Д.Л. Государственный долг. Теория и мировая практика. М., 2007.
18. Златкис Б.И. «Проблемы создания системы управления государственным долгом в РФ». «Финансы» N7 2006 г., с. 23-29
19. Красавина Л.Н., Баранова Е.П. «Внешний долг России: урок и и перспективы». «Деньги и кредит » N9 2007г., с. 14-1
20. Замятина Н.В. Государственный долг субъектов Российской Федерации в контексте экономических отношений // Финансы и кредит . 2011. N36. – с.30-34
21. Кудрявцева С.А. — Государственный долг субъекта Российской Федерации: понятие, виды и формыдолговых обязательств // Финансы и управление . – 2016 . – N 1. – С. 100 - 116.
22. Кучеров И.И. Слагаемые финансовой безопасности и ее правовое обеспечение / И.И. Кучеров // Журнал российского права. – 2017. – № 6. – С. 69-79.
23. Ляшенко Е.А. Методологические подходы к понятию «техно-парковая структура» // Управленец. – 2013 – №5.
24. Манушин Д.В. Уточнение понятия «методология» // Финансы и кредит.– 2015 – №41.
25. Омелехина Н.В. Бюджетная система РФ в системе институтов финансовой безопасности государства / Н.В. Омелехина // Журнал российского права. – 2017. – № 7. – С. 81-93.
26. Поветкина Н.А. Финансовая устойчивость РФ. Правовая доктрина и практика обеспечения: монография / под ред. И.И. Кучерова. – М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2016. – 344 с.
27. Ходский Л.В. Государственное хозяйство и финансовая наука. Основные принципы и особенности государственного хозяйства, и классификация публичных доходов / Л.В. Ходский // Публично-правовые исследования. – 2016. – № 1. – С. 88-123.
28. Цареградская Ю.К. Правовое регулирование государственного долга в контексте долговой политики России на 2017-2019 годы / Ю.К. Цареградская // Актуальные проблемы российского права. – 2017. – № 11. – С. 91-95.
29. Шохин С.О. Роль и место бюджета в системе государственного управления / С.О. Шохин // Государственная власть и местное самоуправление. – 2018. – № 1. – С. 45-47.
30. Основные направления государственной долговой политики РФ на 2017-2019 [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «Гарант» (дата обращения 18.02.2021).
31. [Электронный ресурс] // Министерство финансов РФ [сайт]. – URL: http:// minfin.ru (дата обращения 18.02.2021).
32. [Электронный ресурс] // Президент РФ [сайт]. – URL: http://kremlin. ru/ (дата обращения 18.02.2021).
33. [Электронный ресурс] // Счётная палата РФ [сайт]. – URL: http://w ww.ach.gov.ru (дата обращения 18.02.2021).
34. http//www.cir.ru – официальный сайт Правительства РФ http//www.cbr.ru - сервер Центрального Банка РФ Официальный сайт Мировые Финансы
35. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://global-finances.ru
36. Официальный сайт Энциклопедия Экономиста [Электронный ресурс]– Режим доступа : http://www.grandars.ru/