Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Государственный долг России и методы управления им

Работа №122398

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА 8
1.1 Понятие, причины и виды государственного долга 8
1.2 Влияние государственного долга на состояние экономики страны 23
1.3 Методы управления государственным долгом 27
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РФ 35
2.1 Современное состояние государственного долга РФ 35
2.2. Анализ состояния внутреннего долга РФ 38
2.3 Анализ состояния внешнего долга РФ 43
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ В РФ 49
3.1. Проблемы управления государственным долгом в РФ 49
3.2 Перспективы совершенствования методов управления государственным долгом в РФ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66

В современном мире нет ни одной страны, для которой не характерен государственный долг. Государственный кредит используется, чтобы устранить дисбаланс между постоянно растущими потребностями государств в денежных ресурсах и между ограниченным потенциалом для получения доходов, с помощью которых и формируется федеральный бюджет. Именно поэтому государство для обеспечения, возложенных на него функций и задач, вынуждено брать в займы финансовые ресурсы как внутри страны, т.е. у своего же населения и разных организаций, так и за пределами государства. На сегодняшний день государственный долг является одним из основных источников покрытия дефицита бюджета.
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любой страны. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуры потребления и развития международного сотрудничества. Причиной возникновения государственного долга является проводимая политика, которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства. Вместе с тем в мире нет ни одной страны, которая в те или иные периоды своей истории не сталкивалась бы с этой проблемой. Государственный долг является неотъемлемой частью большинства финансовых систем. Мировая практика свидетельствует о широком использовании заемной политики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственный долг - это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждой цивилизованной страны.
Проблемы, связанные с управлением государственным долгом, являются актуальными для большинства государств. Изучение вопросов управления государственным долгом привлекает внимание ученых- экономистов во всем мире в силу значительных объемов государственной задолженности и высокого уровня расходов на ее погашение и обслуживание как в абсолютном, так и в относительном выражении, которыми характеризуется долговая ситуация многих государств.
Вопросы управления государственным долгом в последние годы стали одними из центральных в экономической и политической жизни России. Это было обусловлено как быстрым увеличением объема государственного долга РФ, так и значительным ростом уровня расходов по его погашению и обслуживанию.
С развитием рыночной экономики и значительным влиянием, которое оказывает государственный долг на социально-экономическое развитие страны, вопросам, связанным с его изучением, стало уделяться повышенное внимание. Исследованию проблем государственного долга посвящены работы таких авторов как: Алехин Б.И., Бескова И.А., Вавилов Ю.Я., Ильина Н.О., Карева Е.И., Мингалев, Н.В., Орлова Е.Р. и др. Построение экономических моделей управления государственным долгом достаточно подробно описаны зарубежными экономистами Р.Барро, М. Герсовицем и Дж. Итоном и др.
Актуальность, теоретическая, методологическая и практическая значимость проблемы, необходимость переосмысления содержания и социально-экономических последствий государственного долга России предопределили выбор темы, цель и задачи выпускной квалификационной работы.
Целью работы является исследование государственного долга как категории экономической теории и элемента хозяйственного механизма, в определении направлений его воздействия на социально-экономические процессы и механизмы его регулирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
• определить сущность государственного долга через характеристику специфики экономических отношений;
• рассмотреть роль и место государственного долга в хозяйственном механизме рыночной экономики РФ.
• исследовать существующие экономические модели управления государственным долгом и деятельность государства по управлению долговыми обязательствами;
• проанализировать структуру и динамику государственного долга России, выявить экономические последствия применяемых методов управления долговыми обязательствами;
• выявить проблемы и сформулировать новые подходы к управлению государственным долгом, позволяющие оптимизировать его влияние на бюджет.
Объектом исследования выступает государственный долг, формирующийся в результате политики дефицитного финансирования в современной экономике, его экономическая и институциональная структура, механизм его регулирования.
Предметом исследования является совокупность экономических, организационных и правовых отношений, возникающих в результате формирования дополнительных ресурсов государства, с целью разрешения противоречий между экономическими и социальными потребностями общества и бюджетными возможностями.
В работе применялись следующие методы исследования: монографический, аналитический, сравнения, табличный, расчетно-конструктивный и др.
При написании выпускной квалификационной работы использовались нормативно-правовые акты РФ, научные работы ведущих отечественных ученых по исследуемой проблеме, статьи в периодических изданиях, электронные ресурсы Internet. В работе использованы действующие методологические и справочные материалы, опубликованные в статистических сборниках Госкомстата РФ, а также в периодических изданиях. Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, изложенных на 67 страницах машинописного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги исследования ВКР, можем сделать следующие выводы:
Государственный долг - совокупность дефицита государственного бюджета за определенный период.
Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:
• кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
• государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
• бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
• государственным гарантиям Российской Федерации;
• иным обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.
Важной частью системы управления государственным долгом является выбор методов управления государственным долгом, которые условно можно подразделить на административные и финансовые. В зависимости от выбора критериев эффективности методы управления делятся на административные и финансовые.
В международной практике успешно используются такие методы управления государственным долгом как рефинансирование, списание, конверсия, реструктуризация и аннулирование долговых обязательств. Многие из них успешно применяются для сглаживания долговой ситуации в период долгового кризиса.
Проведя анализ внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, можно сделать следующие выводы:
• под государственным внутренним долгом понимаются обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов. Внутренний государственный долг прошел 5 этапов развития, начиная с 1993 года и по сегодняшний день. Анализируя эти этапы, можно сделать вывод о том, что рано или поздно внутренние заимствования выходят за рамки возможностей государства. по состоянию на 1 октября 2016 года объем государственного внутреннего долга Российской Федерации составляет 6 979 189,1 млн. рублей, в том числе государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации 1 585 068,9 млн. рублей. И не смотря на довольно быстрый рост государственных внутренних заимствований, величина государственного внутреннего долга находится на приемлемом уровне. Одной из задач государства является оптимизация структуры государственного внутреннего долга к 2036 году, так как рынок федеральных облигаций должен содействовать экономическому росту и обеспечивать снижение уровня инфляции, а также защиту государственных финансов от воздействия внешних шоков; расширение ресурсной базы банковской системы страны, увеличение возможности привлечения финансовых средств с внутреннего рынка страны и эффективное использование процентных ставок в качестве инструмента макроэкономического регулирования.
• распределение в структуре внешнего долга между государственным долгом и долгом частного сектора однозначно неравномерно, причем за последние четыре года это соотношение только увеличивалось в сторону внешней корпоративной задолженности - на текущий момент 91,9% внешней задолженности - это долг российских банков и корпораций (включая квазисуверенную задолженность);
• за последние два года динамика изменения внешнего долга Российской Федерации изменилась: если до этого наблюдался ее перманентный рост, то анализ данных последних двух лет показывает тренд падения внешнего долга страны на 18% в 2016 году и 14% на начало 2017 года;
• также, изменилась тенденция прошлых лет, проявляющаяся в сокращении внешнего государственного долга и увеличение внешнего корпоративного долга: начиная с 2010 года и до 2014 года, рос объем не только внешнего корпоративного долга, но и государственного долга РФ.
Мировой опыт свидетельствует о том, что процесс управления государственным долгом требует системного подхода и четких формулировок в данной области. Вместе с тем, действующее российское законодательство, касающееся регулирования государственного долга и реализации долговой политики характеризуется недостаточной законодательной разработанностью отдельных вопросов и не позволяет осуществить необходимые меры в долговой сфере в соответствии с принятыми в мировой практике принципами управления.
На основании проведенного анализа существующих определений понятия «управление государственным долгом» в настоящий момент управление государственным долгом, с нашей точки зрения, представляет собой деятельность государства, осуществляемую в рамках проводимой бюджетной и денежно-кредитной политики, по обслуживанию и погашению внешних и внутренних заимствований, предоставлению гарантий, по определению условий, выпуску и размещению новых государственных долговых обязательств на основе анализа конъюнктуры финансового рынка, а также по проведению активных операций на вторичном рынке государственных ценных бумаг, базирующаяся на качественных и количественных критериях эффективности управления государственным долгом.
Однако в Бюджетном кодексе РФ отсутствует понятие управления государственным долгом, а статья 101 «Управление государственным долгом» посвящена организационному аспекту управления государственным долгом, в то время как экономическое содержание данного понятия игнорируется.
В числе мер по снижению расходов по погашению и обслуживанию государственного внутреннего долга РФ наряду с сокращением объема задолженности важное место занимает проблема увеличения налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета за счет усиления мер в области налогового администрирования, повышения эффективности управления государственными активами РФ, что позволит избежать новых заимствований и за счет профицита федерального бюджета финансировать операции по управлению государственным внутренним и внешним долгом РФ, в том числе и операции по их выкупу с целью уменьшения объема государственного долга РФ.
В качестве основы создания условий для экономического развития, как единственной реальной базы увеличения доходов федерального бюджета в целях осуществления выплат по внешнему и внутреннему долгам необходимо формирование стратегии развития отечественной экономики.
Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: сбалансированность бюджета; улучшение налоговой системы и налогового администрирования; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; заметные сдвиги в борьбе с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.12.2017)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2017)
4. Федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ (ред. от 14.11.2017) "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
5. Федеральный закон от 29.07.1998 N 136-ФЗ (ред. от 14.06.2012) "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг"
6. Аганбекян А.Г. Возрастающий корпоративный долг перед иностранными инвесторами - «петля на шее» национальной экономики // Деньги и кредит, №3(3) - 2013.
7. Алехин Б.И. Государственный долг. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 335 с.
8. Андрианов, И.В. Проблемы внешней задолженности России // Маркетинг, №3(6) - 2016.
9. Бескова, И.А. Анализ управления государственным долгом Российской Федерации // Финансы, №2(72). - 2016.
10. Богусловский М. М. Иностранные инвестиции. - М.: Финансы, 2012. - 110 с.
11. Вавилов, А. Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления - М.: Инфра-М, 2014. -304 с.
12. Гриценко А.Н. Влияние внешнего долга на положение населения России // Ученые записки Российского государственного социального университета, №4(82) - 2014.
13. Дробозина, Л.А. Финансы - М. : ЮНИТИ, 2012. - 703 с.
14. Ильина, Н.О. Анализ динамики и структуры государственного внешнего и внутреннего долга российской федерации за период 2012-2016 гг. // Политика, экономика и инновации, № 1 (3). - 2016.
15. Карева Е. И. Специфика внутреннего долга Российской Федерации // Молодой ученый, №1(229). - 2016.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ