Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В ПРОЦЕССЕ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1. Духовно-нравственное развитие младших школьников как
объект педагогического исследования 9
1.2. Художественные произведения как средство духовно¬
нравственного развития младших школьников на уроках литературного чтения
1.3. Особенности духовно-нравственного развития младших
школьников на уроках литературного чтения в процессе анализа художественных произведений 27
Глава 2. Экспериментальная работа по духовно-нравственному развитию младших школьников в процессе анализа художественных произведений на уроках литературного чтения 38
2.1. Диагностика духовно-нравственного развития учащихся
экспериментального класса на констатирующем этапе 38
2.2. Содержание работы по духовно-нравственному развитию
младших школьников средствами художественной литературы 53
2.3. Динамика духовно-нравственного развития учащихся
экспериментального класса на контрольном этапе 61
Заключение 75
Библиографический список 77
Приложение 84
Исторический прогресс общечеловеческой культуры оценивается уровнем духовно-нравственного развития общества. Известно, что в переходные периоды обостряются социальные проблемы: в современном социуме распространяется рост преступности, негативные события оказывают травмирующее воздействие на подрастающее поколение, отдельные средства массовой информации и среда, окружающая ребёнка, нередко оказывают отрицательное влияние, вынуждая детей самостоятельно делать нравственный выбор между добром и злом, любовью и ненавистью, состраданием и жестокостью.
Известно, что наиболее благоприятным для духовно-нравственного развития является младший школьный возраст. В этом возрасте изменяются социальные роли и функции ребёнка, чрезвычайно интенсивно происходит усвоение этических правил и норм поведения, устанавливаются новые связи и взаимоотношения школьника с жизнью общества. Именно поэтому духовно-нравственное развитие школьника, начиная с ранних возрастных ступеней, становится актуальной социальной и педагогической задачей.
В национальной доктрине образования, которая определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, принятой на период до 2025 года, государство утвердило положение о том, что образование обязано обеспечить развитие молодого поколения в духе высокой духовной- нравственности. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года развитие рассматривается как духовно-нравственный приоритет в образовании; важнейшей задачей развития заявлено формирование у детей гражданской ответственности, правового сознания и духовности, о чем внесена поправка в Закон РФ «Об образовании».
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанная в рамках государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований в расширении и укреплении ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом (Данилюк, 2009,6-9).
В современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него в большей степени негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу духовной-нравственности. Поэтому перед школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
Проблеме духовно-нравственного развития младших школьников посвящен ряд научных психолого-педагогических исследований: О.С. Богдановой, Н.И. Болдырева, Л.И. Божович, З.И. Васильевой, Н.С. Витковской, Л.Г. Григорович, Г.М. Коджаспировой, Б.Т. Лихачева, А.В. Зосимовского, Г.Х. Махмудовой, А.С. Макаренко, Л.А. Попова, А.В. Петровского, Л.Л. Фроловой, В.Т. Чепиковой, А. И. Шемшуриной, Г.И. Щукиной, А.Б. Щербо, Д. Б. Эльконина и других педагогов и психологов.
Чтение художественных произведений в начальных классах является важнейшим источником духовно-нравственного развития младших школьников. Об этом утверждали в своих исследованиях Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Н.С. Лейтес, А.А. Леонтьев и др. С художественной литературой связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и духовно-нравственных представлений.
Духовно-нравственное развитие школьников является одним из приоритетных направлений в современном российском образовании. Оно основывается на развитии не только духовно-нравственных ценностей и мотивов, но и на развитии основных нравственных качеств личности человека. Однако не все учителя способны организовывать правильную и плодотворную работу по развитию духовно-нравственных качеств учащихся посредством изучения предметных дисциплин, в частности, уроков литературного чтения.
В ходе изучения теоретических исследований и практического опыта по исследуемой теме выявлены существенные противоречия между:
• потребностью общества в духовно-нравственном развитии младших школьников, что находит свое выражение в требованиях ФГОС НОО второго поколения, а также в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и реальными возможностями его осуществления в деятельности общеобразовательных учреждений;
• широкими возможностями образовательного процесса, в частности уроков литературного чтения, в духовно-нравственном развитии младших школьников и отсутствием методических рекомендаций для учителя начальных классов по его организации средствами художественной литературы.
В связи с установленными противоречиями нами была определена следующая тема исследования: «Духовно-нравственное развитие младших школьников в процессе анализа художественных произведений на уроках литературного чтения».
Проблема исследования: каковы педагогические условия духовно- нравственного развития младших школьников в процессе анализа художественных произведений на уроках литературного чтения.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: педагогические условия духовно-нравственного развития младших школьников в процессе анализа художественных произведений на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: духовно-нравственное развитие младших школьников в процессе анализа художественных произведений на уроках литературного чтения будет эффективным, если:
- обеспечивается полноценное восприятие изучаемых произведений на уроках литературного чтения;
- при анализе художественных произведений учитывается когнитивный, эмоциональный и деятельностный компоненты духовно-нравственного развития;
- учащиеся выражают личностное отношение к прочитанному и активизируют приобретаемые знания в практике жизнедеятельности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования нами поставлены следующие задачи:
1. Изучить педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования и установить степень ее теоретической разработанности.
2. Изучить педагогический опыт по теме исследования.
3.Организовать и провести экспериментальную работу по предмету исследования в начальных классах.
В процессе исследования использовались следующие методы: изучение теории вопроса, изучение педагогического опыта, педагогический эксперимент, беседа, педагогическое наблюдение, анализ продуктов деятельности учащихся, моделирование учебного процесса, математическая обработка результатов исследования.
База исследования: 4 «Б» класс МБОУ «СОШ № 20 г. Белгорода».
Практическая значимость исследования состоит в определении и апробации педагогических условий духовно-нравственного развития младших школьников в процессе анализа художественных произведений на уроках литературного чтения. Материалы исследования могут применяться в практической работе общеобразовательных школ.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на научно-практической конференции по итогам НИРС в рамках научной сессии НИУ «БелГУ» - 2015-16г.г. на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» с докладами по теме исследования; в публикации тезисов доклада в сборнике статей Международной научно-практической конференции «Исследование различных направлений развития психологии и педагогики» (10 января 2016 г., г. Самара); в публикации тезисов доклада в материалах Всероссийской научно-практической Интернет-конференции с международным участием «Инновационные педагогические технологии в образовательном пространстве» (24 марта 2016 г., г. Белгород).
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, сформулирована гипотеза, методы, практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы духовно-нравственного развития младших школьников в процессе анализа художественных произведений на уроках литературного чтения» характеризуется духовно-нравственное развитие младших школьников как объект педагогического исследования, рассматриваются художественные произведения как средство духовно-нравственного развития младших школьников на уроках литературного чтения, раскрываются методы и приёмы духовно-нравственного развития младших школьников на уроках литературного чтения в процессе анализа художественных произведений.
Во второй главе «Экспериментальная работа по духовно-нравственному развитию младших школьников в процессе анализа художественных произведений на уроках литературного чтения» представлена диагностика духовно-нравственного развития учащихся экспериментального класса, описано содержание работы по духовно-нравственному развитию младших школьников средствами художественной литературы и показана динамика духовно-нравственного развития учащихся экспериментального класса.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Список использованной литературы состоит из 73 источников. Квалификационная работа включает в себя 78 страниц.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы: описание методик исследования; таблицы, отражающие полученные результаты; методические разработки уроков литературного чтения.
Актуальность проблемы духовно-нравственного развития младших школьников заключается в следующем: общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко духовно-нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и духовно-нравственными чертами. Ежедневно на неокрепший интеллект и чувства ребенка обрушивается множество разнообразных источников воздействия, как позитивного, так и негативного характера, поэтому образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственного развития, ибо развитость это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. Знание духовно-нравственных норм важно еще и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современной обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих его людей.
Именно в младшем школьном возрасте закладывается фундамент формирования духовно-нравственных качеств личности, хотя оно осуществляется в течение всей жизни человека. У младших школьников в первую очередь должны быть сформированы такие ценности, как доброта, честность, внимательное и уважительное отношение к другим людям.
Важным является понимание того, что духовно-нравственное развитие целесообразно осуществлять также в процессе формирования учебной деятельности. Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.
Проведенное исследование позволяет утверждать, что задачи духовно-нравственного развития детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности эффективно реализуются на уроках литературного чтения. Литература как искусство слова формирует духовно-нравственные ценности человека и оказывает влияние на его мировосприятие и отношение к людям. Уроки литературного чтения обладают наибольшим потенциалом
Были решены поставленные в исследовании теоретические и практические задачи: изучена педагогическая литература, выяснена степень разработанности исследуемой проблемы. Изучен педагогический опыт по теме исследования. Разработана система уроков, направленная на духовно-нравственное развитие младших школьников в курсе «литературное чтение». Организована опытно-экспериментальная работа в начальных классах по предмету исследования.
Целевой анализ современных учебников «Литературное чтение» позволил нам установить, что в каждом из них имеются возможности для духовно-нравственного развития младших школьников.
Проанализировав результаты, полученные после проведения методик по выявлению уровня развития духовно-нравственного развития младших школьников, был проведен формирующий эксперимент. Цель формирующего эксперимента - создание условий для развития духовно-нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения.
Для детей работа на уроках литературного чтения была интересна, познавательна и носила воспитывающий характер, они активно включались в работу и с охотой делились своими чувствами и переживаниями, стали задумываться о нравственном смысле слов и поступков, что проявилось и в поведении.
Проведение формирующего эксперимента дало положительные результаты, что подтвердилось на контрольном этапе эксперимента. Исследование показало, что у детей стали появляться собственные нравственные убеждения, дети отвечали на вопросы тестов более полно,
Сравнение результатов констатирующем и контрольном этапе доказывает эффективность использованных нами приемов духовно-нравственного развития младших школьников в процессе анализа художественных произведений, то есть гипотеза была подтверждена, задачи реализованы, цель исследования достигнута.
1. Архангельский Л.М. Комплексный подход в теории и практике нравственного воспитания/Л.М. Архангельский. - М.:Знание,1983. -156 с.
2. Артобелевский Г.В. Художественное чтение/ Г.В. Артобелевсий. - М: Просвещение.-1978. -240с.
3. Акутина С.П. Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостности учебно-воспитательного процесса: диссертация /С.П. Акутина. М.: - Нижний Новгород.2003. - 228с.
4. Айзерман Л.С. Дар души и дар глагола / Л.С. Айзерман. - М.: Педагогика. - 1990.-160с.
5. Аппаева Ж.Г. Знания неотделимы от нравственности /Ж.Г. Аппаева// Начальная школа. - 2009. - №8. - С.105-107
6. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение. - 1988. -479с.
7. Белинский В.Г. О воспитании детей. Хрестоматия из истории педагогики /В.Г. Белинский. - М.: Просвещение. -1971.-С.261-272.
8. Бобровская Г.В. Формирование нравственных представлений у младших школьников в процессе чтения произведений детской литературы /Г.В. Бобровская//Начальная школа. - 2011. - №2. - С.5-7.
9. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей/Л.И. Божович. - М.: Просвещение. -1968. - 292с.
10. Беленькая Л.И. Ребенок и книга. О читателе восьми - девяти лет / Л.И. Беленькая. - М.: Просвещение.. - 1969. - 167с.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Л.И. Божович, Под ред. Д.И. Фельдштейна, АПСН; Московский психолого-социальный ин-т. - М.: Воронеж. - 1995. - 352с.
12. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопр. теории /Н.И. Болдырев - М.: Педагогика. - 1979.-224с.
13. Васильева М.С., Оморокова М.И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / М.С. Васильева, М.И. Оморокова, Н.Н. Светловская. - М.: Педагогика - 1977. - 215с.
14. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение. - 1988. - 336с.
15. Витковская Н.С., Джола, Д.Н., Щербо, А.Б. Формирование культуры поведения младших школьников / Н.С. Витковская, Д.Н. Джола,
A. Б. Щербо. - К.: Рад. шк. - 1988.-144с.
16. Баранникова И.В. Воспитание учащихся в процессе преподавания русского языка и литературы: Вопросы методики обучения в национальной школе / Под ред. И.В. Баранникова, И.Е. Каплана; / Науч.-исслед. ин-т преподавания русского языка в нац. Школе Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика. - 1980. - 120с.
17. Воюшина М.П. Анализ художественного произведения на уроках чтения во втором классе четырехлетней начальной школы / М.П. Воюшина. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена. - 1989. - 58с.
18. Вульфов Б.З. Основы педагогики: Учеб. Пособие / Б.З. Вульфов. - М.: УРАО. - 2000.-614с.
19. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение - 1989 - 315с.
20. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский /Под редакцией В.В. Давыдова. - М.: Педагогика. - 1991. - 480с.
21. Германова Е.А. Духовно-нравственное развитие учащихся требует педагогического внимания/Е.А. Германова//Воспитание школьников. -2013. -№7. - С.24-27.
22. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учебное пособие /Л.А. Григорович. - М.: Гардарики. - 2003. - 408с.
23. Гурович Л. М. Ребенок и книга / Л. М. Гурович, Л.Б. Береговая,
B. И. Логинова: книга для воспитателя детского сада /Под редакцией В.И. Логиновой/. - М.: Просвещение. - 1992. - 63с.
24. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение. - 2009. - 23 с.
25. Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX - начала ХХ вв. / В.И. Додонов. - М.: ИТП МИО РАО. - 1994. - 140с.
26. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности./ О.Г. - М.:
Просвещение. - 2007. - 331с.
27. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: учебник для учащихся 4
класса общеобразовательных учреждений: 2ч./Л.А. Ефросинина. - М.:
Вента-Граф. -2004. -160с.
28. Золотухина - Аболина Е.В. Страна Философия/ Е.В. Золотухина. - Ростов н/Д: Изд-во Феникс. - 1995. -544с.
29. Иванова С.Д. Русская православно-ориентированная школа:
традиции, настоящее и будущее / С.Д. Иванова. - М.: Паломник. - 1999.¬
253с.
30. Ишмаева М. С. Нравственное воспитание на уроках русской литературы / М. С. Ишмаева // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2006-2007 учебного года. -www.festival.1september.ru
31. Иванова Н.Г. Формирование нравственных качеств личности/Н.Г. Иванова, Л.И. Семенова //Начальная школа. -2011. - №10. - С.10-13.
32. Калинина Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности/Л.В. Калинина//Начальная школа. - 2011. - №1. - С.46-50.
33. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / И.А. Каирова. - М.: Просвещение. - 1979. -290 с.
34. Каиров И.А. Азбука нравственного воспитания/под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М.:Просвещение - 2003-317с.
35. Коджаспирова Г.М. Педагогика/ Г.М. Колжаспирова - М: Гардарики. - 2007. - 527с.
36. Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: кн. для учителя / М.Г. Качурин. - М.: Просвещение. - 1982. - 319 с.
37. Ковалев Н. Е. Введение в педагогику: Учебное пособие для
педагогических институтов / Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин. - М.: Просвещение. - 1987. - 386с.
38. Колесов Д.В. Психологические основания нравственности / Д.В. Колесов // Хрестоматия по педагогике. - Барнаул. - 1999. -151с.
39. Кривчикова Э.Н. Этические игры для младших школьников/ Э.Н Кривчикова// Воспитание школьников. -2013. - №7. - С.55-59.
40. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пособие для учителя / Н.И. Кудряшев. - М.: Просвещение, 1981. - 190с.
41. Клепиков В.Н. «Круг чтения» Л.Н. Толстого и этическая культура школьников/Клепиков В.Н. // Воспитание школьников -2011. - №6. -С.24-28.
42. Левидов А.М. Автор - образ - читатель / А.М. Левидов. - Л.: Издательство Ленинградского университета. -1983. - 350с.
43. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем / В.А. Левин. - М.: Лаида. -1994. - с.192.
44. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК // Б.Т. Лихачев. -М.: Прометей. - 1996. - 528с.
45. Мартынов К.А. Подходы к оценке духовно-нравственного здоровья современных школьников/ К.А. Мартынов//Воспитание школьников.-2013. - №8. - С.47-49 .
46. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко - М.: Педагогика. - 1985. - 103с.
47. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников: Учеб.пособие для студентов пед. ин-тов / И.С. Марьенко. - М.: Просвещение. -1980. - 183с.
48. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника/И.С.Марьенко. - М.:Педагогика. -1985.-103с.
49. Метлик И.В. Духовно - нравственное и гражданское воспитание в школе: особенности и соотношение в учебно - воспитательном процессе /И.В. Метлик//Воспитание школьников. -2012. -№2. -С.9-11.
50. Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение. - 1987. -253с.
51. Никитин А.Ф. Педагогика прав человека: Пособие для учителей / А.Ф. Никитин. - М.: Новая школа. - 1993. - 120с.
52. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания / Т.И. Петракова. - М.: Импэто. - 1997. - 96с.
53. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. Кн. 2. Процесс воспитания / И.П. Подласый. - М.: Владос. - 1999. - 256с.
54. Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность: кн. для учителя/ Т.Д. Полозова. - М.: Просвещение. - 2008. - 119 с.
55. Программы общеобразовательных учреждений. // Начальные классы 1-3. - М.: Просвещение. - 1994. - 160 с.
56. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студ. вузов / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: ВЛАДОС. - 2000. - 255с.
57. Розанов В.В Цель человеческой жизни // Смысл жизни: Антология/ Сост., общ. ред. и прим. Н.К. Гаврюшина. - М.: Прогресс - культура. -1994. - с. 19-64.
58. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников / З.И. Романовская. - М.: Педагогика. - 1982. - 128 с.
59. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы
нравственного воспитания школьников / С.Л. Рубинштейн. - М.:
Просвещение.-1981. - 563с.
60. Самава П.С. Воспитательный потенциал современной литературы в формировании нравственной позиции школьников/П.С. Самава// Воспитание школьников. -2012. -№7. - С.37-41.
61. Семенов Ю.Г. Генезис педагогической мысли в аспекте воспитания достоинства личности/Ю.Г. Семенов, С.А. Соловьева// Воспитание школьников. -2013. -№4. --С.60-67
62. Сидорова А.Н. Формирование духовно - нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста: диссертация/А.Н. Сидорова. -2009. - 228с.
63. Стефаненко Н.А. От цели к результату: диагностика достижений планируемых результатов на уроках литературного чтения/ Н.А. Стефаненко// Начальная школа. -2013. - №8 - С. 40-42.
64. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3т. Т.2. / В.А. Сухомлинский; Академия педагогических наук СССР. - М.: Педагогика. -1981. - 640с.
65. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский / Пер. с укр. Н. Дангуловой. 3-е изд. - М.: Молодая гвардия. - 1979. - 335с.
66. Ушинский К.Д. Собрание сочинений/К.Д. Ушинский.- Москва- Ленинград: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР,1985. - 380 с.
67. Фролова С.Л. О реализации приоритетных направлений воспитания учащихся: формирование идеалов и ценностей/ С.Л.Фролова //Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - №1. - С.120-124.
68. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 2003. - 519с.
69. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие для студентов ун-тов и педагогических ин-тов / И.Ф. Харламов; Гос. Комитет СССР по народному образованию. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа. - 1990. - 576с.
70. Чанышев А.Х. Воспитание подрастающего поколения - приоритет образования/ Чанышев А.Х.// Воспитание школьников. - 2013. - №4. - С.68¬70.
71. Чепиков В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников / В.Т. Чепиков. - Гродно: ГрГУ, 2001. - 189с.
72. Чепиков В.Т. Педагогика: Краткий Учебный курс/ В.Т. Чепиков. - М.: Новое знание, 2003. -173 с.
73. Чепиков В.Т. Теоретические и методические основы процесса развития духовно-нравственных качеств личности младшего школьника: Автореф. дисс. докт. пед. наук / В.Т. Чепиков. - М.: МГОПУ. -1998. - 42с.
74. Шарапова О.В. Особенности нравственного воспитания на уроках чтения О.В. Шарапова // Начальная школа. -2008. -№1. -С.42-45.
75. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности/Яновская М.Г.//Классный руководитель. -2003. -№4.- С.24-29.