Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МАЛЬЧИКОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №70857

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
369
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития навыков трудовой деятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста 6
1.1. Проблема организации трудового воспитания в дошкольном
образовательном учреждении 6
1.2. Специфика полоролевого подхода к воспитанию мальчиков
дошкольного возраста 16
1.3. Особенности организации трудового воспитания мальчиков в
дошкольной образовательной организации 25
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию навыков трудовой деятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста 35
2.1. Диагностика особенностей развития навыков трудовой
деятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста.... 35
2.2. Методические рекомендации по развитию навыков трудовой
деятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста 45
2.3. Анализ эффективности методических рекомендаций по
формированию навыков трудовой деятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста
Заключение 69
Библиографический список 71
Приложения


На сегодняшний день социальное развитие общества требует внимательного отношения к трудовой деятельности личности гражданина России, активно участвующего в труде. От отношения человека к труду, умения трудиться, определяется его судьба, поэтому очень важным является формирование умения трудиться, относиться к труду, как к ценности. Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. Однако в процессе трудового воспитания взрослые не всегда учитывают пол ребенка, которого они воспитывают. Дошкольный возраст является сензтивным периодом полоролевой социализации ребенка, охватывающим все аспекты воспитания, в том числе, трудового. В связи с доминированием феминных тенденций в воспитании процесс полоролевой социализации у мальчиков протекает более сложно, чем у девочек. Изменения, происходящие в обществе, требуют поиска новых подходов к воспитанию дошкольников, учитывающих половозрастные особенности мальчиков, способствующие упорядочению процесса их полоролевой социализации. Депутаты Госдумы разрабатывают законопроект о трудовом воспитании школьников. По мнению лавы Министерства образования и науки России Ольги Васильевой, в сельских школах должны функционировать сельские бригады, учащихся надо привлекать к работе на приусадебных участках, уборке школьных помещений.
Вопросы трудовой деятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста были освещены в научных трудах Никитиной Г. А., Суворовой З. И. Волкова Г. Н., Батуриной Г. И., Кузиной Т. Ф. и других авторов.
Важность формирования позитивных установок к труду у детей до-школьного возраста отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в области «Социально-коммуникативное развитие». Для успешного решения задач трудового воспитания первостепенное значение имеет создание необходимых условий развивающей предметно-пространственной среды с соответствующим наполнением. В дошкольной педагогике выделены такие способы приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей.
Проблема исследования: каковы особенности развития навыков трудовой деятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста? Разрешение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования - трудовая деятельность мальчиков старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс развития навыков трудовой деятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие навыков трудовой деятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:
1) учитывать основные виды труда дошкольников: труд в природе, хозяйственно-бытовой труд, ручной труд, дежурства;
2) обеспечить идентификацию с поведением мужчин в хозяйственно-бытовом и ручном труде;
3) полоориентированная организация трудовой деятельности (обеспечение большей физической нагрузки, частой смены и активного характера деятельности, расширенного пространства, создание атмосферы конкуренции и соревнования);
4) использование зрительных стимулов (пиктограмм), позволяющих мальчику самостоятельно спланировать трудовой процесс, отобрать трудовое оборудование, оценить качество выполнения, обратиться за помощью;
5) обеспечение полноты представлений мальчиков о специфике трудовых навыков представителей той или иной профессии.
Задачи исследования:
1) охарактеризовать современные особенности организации трудового воспитания в дошкольном образовательном учреждении;
2) раскрыть специфику полоролевого подхода к воспитанию мальчиков дошкольного возраста;
3) рассмотреть особенности организации трудового воспитания мальчиков в дошкольной образовательной организации;
4) диагностика уровня развития навыков трудовой деятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста;
5) разработать методические рекомендации по развитию навыков трудовой деятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста;
6) провести практическую работу по развитию навыков трудовой деятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста и проверить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ литературы, педагогическое наблюдение, методы обработки данных - количественный и качественный анализ, структурный метод - для интерпретации полученных результатов, констатирующий эксперимент - как основной метод исследования.
Практической базой исследования МДОУ «Детский сад №5» с. Хохлово Белгородского района.
Научная новизна исследования заключается в характеристике особенностей развития навыков трудовой деятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста на современном этапе, после реформирования дошкольного образования. Практическую значимость - в разработке методических рекомендаций по развитию навыков трудовой деятельности у мальчиков старшего дошкольного возраста.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, содержит 75 страниц, 57 литературных источников и 9 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Трудовое воспитание детей дошкольного возраста направлено на воспитание нравственного отношения к труду, осознание полезности своего труда, формирование навыков коллективной деятельности. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста должно быть построено с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, иметь воспитывающий характер, выступать средством самоутверждения, познания собственных возможностей, сближения со взрослыми. Это обеспечивает систематическое участие каждого ребенка в практически полезных делах.
Формирование у детей гражданского ядра личности определенного пола надо начинать с дошкольного возраста. Полоролевой подход к воспитанию мальчиков направлен на ознакомление детей с существующими полоролевыми стереотипами и моделями полоролевого поведения и помощь в формировании социально приемлемой полоролевой ориентации. Надо использовать игровую, познавательную, трудовую деятельность для формирования- маскулинного полоролевого поведения - соблюдать «половой принцип» в выборе одежды, игрушек, занятий, домашних дел, формировать адекватные полоролевые представления и предпочтения, выстраивание его полоролевой перспективы.
Для приучения мальчиков к труду надо использовать самообслуживание, бытовой труд, труд ради других; постепенно усложнять трудовые обязанности, используя в качестве наглядного примера трудовую деятельность взрослого мужчины; формировать у мальчика положительную трудовую мотивацию, культивировать маскулинные качества.
У мальчиков старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень сформированности навыков труда в природе и хозяйственно-бытового труда, низкий уровень навыков ручного труда и трудолюбия в разных видах дежурств, знаний о профессиях.
Высокий уровень ручного труда и трудолюбия в разных видах дежурств, знаний о профессиях не выявлен. В связи с этим необходимо внедрять в практику работы дошкольного образовательного учреждения мероприятия, направленные на формирование навыков трудовой деятельности: беседы, занятия, демонстрацию опытов, поручения, коллективный труд, совместный труд со взрослыми (труд в природе); изготовление поделок из разнообразных материалов с опорой на архетипическую символику и использованием разнообразных инструментов (ручной труд); дежурства по столовой, подготовке к занятиям, в уголке природы, поручения, в которых востребованы маскулинные качества (трудолюбие в разных видах дежурств); занятия, беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, игры с опорой на маскулинные качества (знания о труде взрослых).
Для приучения мальчиков к труду надо выполнять следующие педагогические условия: возможность подражания поведению людей в ходе выполнения половых ролей в трудовой деятельности, частую смену деятельности, использование зрительных стимулов, активные и подвижные игры, обеспечение свободного выбора зон предметно-развивающей среды, расширенное пространство для деятельности, создание конкуренции в ходе трудовой деятельности, раскрытие общественной и производственной сферы занятости мужчин, идентификацию с моделью поведения взрослого мужчины, расширение тематики игр героического содержания, приобретение практического опыта полоролевого поведения. После проведения практической работы у мальчиков старшего дошкольного возраста улучшились навыки трудовой деятельности.



1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины //Вопросы психологии, 1991. - № 4. - с. 74-82.
2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 272 с.
3. Араканцева Т. А. Гендерные аспекты родительско- детских отношений. Учебное пособие. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2016. - 61 с.
4. Арутюнова, Л.А. Пути и средства воспитания мальчиков и девочек в семье. Автореф. дис.: канд. пед. наук.- М.: 1988. - с.108.
5. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф.Народная педагогика в воспитании дошкольников. М.: Просвещение, 1995.- с. 8-9.
6. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения.ййр://е11Ь.£прЬи.ги/1ех1/Ь1опзку izbrannye-proizvedeniya 1961/go,0;fs,1/
7. Буева Л.П. Идентичность в системе психологического знания // Психология и психотехника.- 2011.- № 7 (34).- с. 6-14.
8. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-синтез, 2015. 312 с.
9. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 1999. - 168 с.
10. Глотов В.И.Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников.- М.: Просвещение, 1998.¬238 с.
11. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду // Воспитание нравственных чувств у старших. - М.: Просвещение, 1998.- 198 с.
12. Градусова Л.В. Воспитание мужественности у мальчиков в игре // Воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 1993.-216 с.
13. Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учеб. пособие.-М.: Флинта, 2015.¬176 с.
14. Девочки и мальчики в семье и детском саду. Пособие для дошкольных образовательных учреждений// под ред. Максимовой И.И. Москва. 2008.- 214 с.
15. Демеуф В.И. Труд в современном дошкольном образовании // Сборники конференций НИЦ Социосфера. № 2. 2012. с . 86 - 87.
16. Ефремов Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. Ефремова Т.Ф. - М.: Дрофа, 2015.-1233 с.
17. Исаев Д. И., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. - СПб.: Медицина, 2009. - 184 с.
18. Каган В. Е. Воспитателю о сексологии. - М.: Просвещение, 1991. - 243с .
19. Кайгородова Е.В. Организация трудовой деятельности дошкольников с использованием инновационных форм и методов работы // Сибирский учитель № 4 (83) август-сентябрь. 2012. с. 83.
20. Кирсанова У.В. Труд как рычаг в становлении личности ребенка // Проблемы современной науки и образования. № 3 (33). 2015. URL:
http://cyberleninka.rU/article/n/trud-kak-rychag-v-stanovlenii-lichnosti-rebenka
21. Кицакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника: Пособие для педагогов дошк. учреждений: Програм.-метод.пособие. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 143 с.
22. КлецинаИ.С. Практикум по тендерной психологии. - СПб.: Питер, 2013.¬420 с.
23. Козлова С.А.., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Академия,2001.- 416 с.
24. Колесов Д.В. Половое воспитание. Пособие для студентов педвузов небиологических факультетов//под ред. Д.В. Колесова. - М.: ИНПО, 1998. - 320 с.
25. Коломийченко Л.В., Прозументик О.В. Динамика и особенности половой социализации мальчиков и девочек// Детский сад от А до Я. - 2006. - №1. - с. 12-25.
26. Кон И.С. Меняющийся мужчина в меняющемся мире // Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Ч.1. - Мурманск, 2001г. - с. 73¬97.
27. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Академия , 2003. -336 с.
28. Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей М.: Мозаика- Синтез. -2015.- 176 с.
29. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду. Для работы с детьми 4 - 7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Академия, 2014. -186 с.
30. Ледовских Н.К. К вопросу о формировании психического пола ребенка // Детский сад от А до Я. - 2006. - №1. - с. 26-30.
31. ЛогиноваВ. И. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2013.- 294 с.
32. Макаренко А.С. Трудовое воспитание.- Минск «Народнаяасвета» 1977.
33. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.. — М.: Воспитание дошкольник», 2008.- 204 с.
34. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. - 3-е изд., испр. - М., 2009.- 204 с.
35. Неверович Я.3. Мотивы трудовой деятельности ребенка дошкольного возраста.- М.: Академия, 2015. - 416 с.
36. Нечаева В.Г. Воспитание дошкольника в труде. М.: Просвещение, 1993.-208 с.
37. Нечипоренко И.В. Формирование трудовых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста через экологию // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 11. с. 13 - 16.
38. Никитина Г. А. Народная педагогика.- Ижевск: Удмуртия1997. -136 с.
39. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.:ИНПО, 2014.-361 с.
40. Радина Е.И. Ознакомление с трудом взрослых.- М.: Просвещение, 1994. - 254 с.
41. Репина Т.А. Проблема половой социализации детей. - М.: Воронеж, 2014. - 320 с.
42. Репина Т.А. Проблема половой социализации дошкольников // Детский сад от А до Я. - 2006. - №1. - с. 6-11.
43. Савина Л.В. Технология приобщения современных дошкольников к труду// http: //conseducenter.ru/index.php/materialy 1/107 -sotm3/221 -savina4)
44. Сайгушева Л.И. Технологии приобщения дошкольников к труду: учеб. пос. Ростов н/Д, 2013. - 135 с.
45. Смирнова Е. О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками: Учебное пособие. - М.: Дрофа, 2013.- 289 с.
46. Суворова З. И. Народная педагогика Ижевск: Удмуртия Ижевск: Удмуртия, 2004.- 110 с.
47. Сухих В.К. Воспитание дружеских взаимоотношений детей дошкольного
возраста в процессе трудовой деятельности//
URL:http://festival. 1 september.ru/articles/534151/http://www.studfiles.ru/preview/1765368/
48. Сухомлинский В.А. О воспитанииhttp: //pedago gic.ru/
49. Татаринцева Н.Е. Татаринцева Н. Е. Полоролевое воспитание дошкольников в условиях ДОУ: Учеб.практ. пособие / Центр педагогического образования. М.: Флинта, 2014.- 154 с.
50. Титаренко Т.Н.. Факторы воспитания детей // Социс. 2001. №11. с. 111.
51. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания.
http://az.lib.ru/u/ushinskij k d/text 1869 chelovek kak predmet vospitaniya
52. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Электронный ресурс] // URL:http://10kpspb.caduk.ru/p58aa1 .html
53. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2013. № 2.
54. Хризман Т.П. Мальчики и девочки- два разных мира. - СПб.: Питер, 2014.¬104 с.
55. Чекалина А.А. Что такое гендер // Детский сад от А до Я. - 2006. - №1. - с. 31-36.
56. Шелухина И. П. Мальчики и девочки. Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2016.- 198 с.
57. Шингаркина Д.А. К вопросу о формировании трудолюбия дошкольного возраста // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки. 2007. Т. 13. № 2. с. 95 - 98.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ