Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №70922

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
358
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Психологические особенности детей старшего дошкольного 8 возраста.
1.2. Особенности проявления тревожности у детей старшего
дошкольного возраста 17
1.3. Роль родительских отношений в формировании тревожности у детей
старшего дошкольного возраста 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ НА ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 32
2.1. Организация и методы исследования 32
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 35
2.3. Программа тренинга с родителями по гармонизации родительских
отношений 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 82
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 85
Приложение 4. Программа тренинга с родителями по гармонизации родительских отношений


Актуальность проблемы исследования. Проблема тревожности детей старшего дошкольного возраста обращает на себя внимание ученых уже не одно десятилетие. В процессе развития человеческой цивилизации разнообразные нарушения эмоционального спектра не только не обнаружили тенденции к снижению, но и стали находить все новые, более сложные формы формирования и проявления. Психологи теоретики и практики отмечают, что в наше время все больше становится детей, которые отличаются повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, агрессивностью.
Проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста, в отличие от взрослых, имеют ярко выраженную возрастную специфику, которая проявляется в ее причинах, в содержании, в формах проявления механизмов компенсации и защиты.
Для каждого возрастного периода психологи определяют области действительности и ее объекты, которые могут вызывать повышенную тревогу у большинства детей, вне зависимости от наличия реальной угрозы. Это так называемые «возрастные пики тревожности». Как правило, они являются следствием социогенных причин и потребностей. Одним из таких пиков является старший дошкольный возраст. В данные периоды тревожность выступает как неконструктивная сила. Она вызывает состояния уныния, паники, сомнения в собственных силах, агрессии. Но тревога не только дезорганизует общую деятельность ребенка. Наиболее опасным является то, то она начинает разрушать личностные структуры, что представляет особую опасность в период формирующейся психики старшего дошкольника, его адаптации к различным внешним воздействиям.
Существенным вкладом в изучение данного вопроса стали работы как отечественных, так и зарубежных авторов. Так в зарубежной психологии проблема тревожности разработана достаточно полно, в отечественной же психологии исследования по данной проблеме не так популярны, и, как правило, носят узконаправленный характер. Вопросам тревожности посвящены работы В.Р. Кисловской, А.М. Прихожан, Ю.Л. Ханина, И.А. Мусиной, В.М. Астапова. Вопросами страхов и тревожности у детей занимались также И.В. Дубровина, А.И. Захаров, В.И. Гарбузов, Е.Б. Ковалёва.
Тревожность, как врожденную психодинамическую характеристику рассматривают А.И. Захаров, Н.Д. Левитов.
Проблемы тревожности и агрессии изучают такие авторы, как Е.В. Новикова, Т.А. Нежнова, А.М. Прихожан. В рамках учебной тревожности рассматривают более узкое ее проявление - экзаменационную тревожность В.С. Ротенберг и С.М. Бондаренко.
Выявлено множество причин детской тревожности. В качестве одного из основных ее источников рассматриваются детско-родительские и внутрисемейные отношения, нарушение которых приводит к постоянным микротравмам детей (А.И. Захаров, А.М. Прихожан). Кроме того, как уже указывалось выше, тревожность у ребенка могут вызывать факторы адаптации ребенка к новым условиям, особенности межличностных отношений детей в группе, разнообразные стрессы и страхи.
Такое широкое количество причин, а также возможность фиксации свойства тревожности в детском возрасте и его влияние на психосоматическое состояние ребенка требует своевременного проведения профилактических и коррекционных мер.
Противоречие между теоретической разработкой вопроса и недостаточной практической разработанностью определило проблему исследования: влияют ли, и если да, то как, родительские отношения на тревожность у детей старшего дошкольного возраста?
Таким образом, целью работы является изучение влияния родительских отношений на тревожность у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: тревожность у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние родительских отношений на тревожность у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза работы: при нарушении родительского отношения, проявляющегося в низком уровне принятия ребенка, кооперации и симбиозе, высоком уровне контроля, восприятии ребенка как маленького неудачника возникает повышенная и высокая тревожность у детей старшего дошкольного возраста.
Цель, предмет, объект и гипотеза исследования позволяют определить круг рассматриваемых задач исследования:
1. Осуществить теоретический анализ литературы по проблеме детской тревожности.
2. Выявить роль родительских отношений в формировании тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
3. Организовать и провести эмпирическое исследование влияния родительских отношений на тревожность у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать программу тренинга с родителями по гармонизации родительских отношений и, как следствие, снижению уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая основа исследования: положения психологов о семейной среде как важнейшем условии развития личности (C. Rogers, Р. Берне, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, А.И. Захаров); концепция В.Н. Цапкина, определяющая принцип объединения психологических теорий, рассматривающих проблему личностной тревожности, на основе спектрального подхода; идея использования активных методов обучения при коррекции тревожности А.М. Прихожан; теория и практика активного социального обучения (А.Б. Добрович, Ю.Н. Емельянов, Н.В. Клюева, Л.А. Петровская).
В исследовании использовались следующие методы:
1. Организационные (сравнительный).
2. Эмпирические (наблюдение, беседа, психодиагностические методики).
3. Методы количественной и качественной обработки данных. Статистическая обработка проводилась с помощью методов описательной статистики, с использованием U-критерия Манна - Уитни, корреляционного анализа с использованием коэффициента корреляции r-Спирмена на основе пакета статистических программ «SPSS-19.0».
4. Методы интерпретации (структурный).
Методики:
1. Тест - опросник родительского отношения(ОРО) (А.Я. Варга, В.В. Столин).
2. Тест А.И. Захарова на оценку уровня тревожности ребенка.
3. Детский апперцептивный тест (САТ) (Л. Беллак).
Практическая значимость исследования. На основе анализа экспериментальных данных определены особенности тревожности у дошкольников и специфические характеристики отношений с родителями, что позволило обозначить основные направления психокоррекционной работы. Разработана программа тренинга с родителями по гармонизации родительских отношений.
База и выборка исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №88г. «Центр развития ребенка «Улыбка» г. Белгорода. В исследовании приняли участие воспитанники подготовительной группы в количестве 32 человек и их родители (законные представители) в количестве 32 человека (участие в исследовании принимал один родитель, из них 26 мам, 4 папы и 2 ребенка, воспитываются бабушками).
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования были апробированы на студенческой научно-практической конференции «Прикладные исследования в возрастной, педагогической и социальной психологии», состоявшейся в рамках Недели науки НИУ «БелГУ» - 2018, а также внедрены в деятельность МБДОУ д/с № 88 «Центр развития ребенка «Улыбка» г. Белгорода.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и эмпирическая), заключения, списка использованных источников (65, из них 4 зарубежных авторов), 4 приложений. Объем выпускной квалификационной работы составил 60 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ по теме исследования показал, что исследованием проблемы влияния типа родительского отношения на тревожность детей дошкольного возраста занимаются ведущие отечественные и зарубежные психологи и педагоги.
Существенным вкладом в изучение данного вопроса стали работы как отечественных, так и зарубежных авторов. Так в зарубежной психологии проблема тревожности разработана достаточно полно, в отечественной же психологии исследования по данной проблеме не так популярны, и, как правило, носят узконаправленный характер.
Выявлено множество причин детской тревожности. В качестве одного из основных ее источников рассматриваются детско-родительские и внутрисемейные отношения, нарушение которых приводит к постоянным микротравмам детей. Кроме того, как уже указывалось выше, тревожность у ребенка могут вызывать факторы адаптации ребенка к новым условиям, особенности межличностных отношений детей в группе, разнообразные стрессы и страхи.
Такое широкое количество причин, а также возможность фиксации свойства тревожности в детском возрасте и его влияние на психосоматическое состояние ребенка требует своевременного проведения профилактических и коррекционных мер.
В процессе нашего исследования изучалась следующая проблема: влияет ли, и если да, то как, тип родительского отношения на развитие тревожности в дошкольном возрасте?
По результатам исследования мы определили основные направления деятельности педагога - психолога, направленные на реализацию в практике работы дошкольного образовательного учреждения рекомендаций по гармонизации типа родительского отношения и, как следствие, эмоционального состояния старших дошкольников.
Проведенной эмпирическое исследование и выполненный количественный и качественный анализ результатов исследования позволяют нам сделать следующие выводы:
1. Тревожность понимается нами как свойство ребенка приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.
2. Формирование у ребенка дошкольного возраста благоприятного эмоционального состояния, лежащего в основе его способности адаптироваться к изменяющимся условиям - это одна из самых важных задач для успешного развития его будущей жизни. Большое значение в становлении этого состояния и этих способностей имеет тип родительского отношения, стиль семейного воспитания и принятые в семье ценности.
3. Родительское отношение представляет собой относительно устойчивое явление, содержание которого включает амбивалентные элементы эмоционально-ценностного отношения и может изменяться в определенных границах. Родительское отношение реализуется в регулировании эмоциональной дистанции.
4. Данные диагностики состояния тревожности свидетельствуют о наличии статистически значимых различий в группах дошкольников с преобладанием разных типов родительского отношения. Так, у дошкольников с адекватным уровнем тревожности представлены благоприятные отношения, более высокий уровень родительского принятия, кооперации и более низкий уровень контроля. Родители этой группы мене авторитарны, более открыты, они доверяют своим детям и в большей степени верят в их силы и возможности, больше и смелее стремятся привить ребенку самостоятельность. Они в большей степени удовлетворены своими взаимоотношениями с детьми и спокойны в вопросах своего влияния на ребенка, насколько их мнение, поступок или отдельное действие являются значимыми и авторитетными для ребенка. Все это создает благоприятные условия для развития ребенка дошкольного возраста, формирования благоприятных эмоциональных состояний, уверенности в своих силах и смелости для освоения различных форм деятельности и, как следствие, адекватного уровня тревожности.
4. У дошкольников с высоким уровнем тревожности представлены неблагоприятные отношения, более низкий уровень родительского принятия, кооперации и симбиоза, более высокий уровень контроля и негативного отношения к ребенку в ситуации неуспеха. Родители этой группы более требовательны и ожидают более высокого уровня ответственности от своего ребенка. Они более строгие, жестко и много контролирующие. Высокий контроль может проявляться в мелочной никому не нужной опеке, навязчивости, ограничительности. А в ситуации любого сопротивления со стороны ребенка, способны дистанцироваться, вплоть до сценария отвержения. При этом они крайне болезненно переживают и комментируют состояние мнимой недооцененности со стороны собственных детей. Такое отношение к детям приводит к формированию у последних высокого уровня тревожности, неверия в свои силы, ложного чувства вины, связанного с тем, что они не оправдали доверие родителей.
Таким образом, полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что поставленная цель исследования достигнута, задачи решены, а выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение. А именно: родительские отношения влияют на возникновение тревожности у детей старшего дошкольного возраста, а именно: при нарушении родительского отношения, проявляющегося в низком уровне принятия ребенка, кооперации и симбиозе, высоком уровне контроля, восприятии ребенка как маленького неудачника возникает повышенная и высокая тревожность у детей старшего дошкольного возраста.



1. Антонов Ю.Е. Здоровый дошкольник. Социально¬оздоровительная технология 21 века: Пособие для исследователей и педагогических работников. - М.: Аркти, 2000.- 88 с.
2. Астапов В.М. Тревожность у детей. - М.: Владос - Пресс, 2011. - 220 с.
3. Балинский И.М. Лекции по психиатрии. - Л.: Медгиз, 1998. - 214 с.
4. Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 48 с.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). - М., Просвещение, 2010. - 464 с.
6. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Наука, 2003. - 154 с.
7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 2010. - 228 с.
8. БурлачукЛ.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике.- СПб.: Питер, 1999. - 528 с.
9. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником. - М.: - 2005.-75с.
10. Выготский Л.С. Психология развития человека. - М.: Смысл Эксмо, 2003. - 1134 с.
11. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология в вопросах. - М.: Сфера, 2004. - 256 с.
12. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 2004. - 542 с.
13. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 2006. - 240 с., доп. с ил.
14. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Анамнез, этиология и патогенез. - М., 1988. - 248 с.
15. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М., 2009.-206с.
16. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. - М.: Букинистическое издательство, 2012. - 216 с.
17. Изард К. Психология эмоций. - СПб., Питер, 2007. - 464 с.
18. Карандашев В.Н. Изучение оценочной тревожности. - М.:
Просвещение, 2011. - 126 с.
19. Конопкин О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъектного развития //Вопросы психологии. - 2014. - № 13. - С. 128-135.
20. Конопкин О.А. Психическаясаморегуляция произвольной активности человека // Вопросы психологии. - 2012. - №13. - С. 5-12.
21. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 2005. - 431 с.
22. Крайг Г. Психология развития- СПб.: Алетей, 2000. -560 с.
23. Кричевец А.Н. Математическая статистика для психологов. - М.: Академия, 2012. - 400 с.
24. Курышева О.В. Категория образа в традиции современной психологии.// Философская теория и социальная практика. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. - С. 221-241.
25. Кухарчук О.В. Особенности социализации и реабилитацииподростков, воспитывающихся в условиях депривации семейныхотношений.//Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. - 2015. - № 5 (14). - С. 46-52.
26. Левитов Н.Д. Психологическое состояние беспокойства, тревоги. // Вопросы психологии. - 2007. - № 1. - С. 331-338.
27. Лесгафт П.Ф. Воспитание ребенка. - Издание: Северо-Запад, 2012. - 351 с.
28. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях.// Психологический журнал. - 2016. - Т. 22. - № 1. - С. 16 - 24.
29. Мид М. Культура и мир детства. - М., 2008. - 281 с.
30. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество: Учебник для студ. 4-е изд., стереотип. - М.:
Издательский центр "Академия", 1999. - 456 с.
31. Мухина В.С. Дети с отклонениями поведения. - М.,2010. - 228с.
32. Нартова-Бочавер С.К. Скоро в школу. - М.: - 1998. - 216 с.
33. Нартова-Бочавер С.К. Психологическое пространство личности: Монография. - М.: Прометей, 2005. - 312 с.
34. Нартова-Бочавер С.К. «Copingbehaviour» в системе понятий психологии личности.//Психол. журн. 2007. - Т. 18. - № 5. - С. 20-30.
35. Наследов Д.А. SPSS 15: профессиональный статистический анализ данных. - СПб.: Питер, 2008.
36. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет.// Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.:Педагогика, 1992. - 160 с.
37. Немов Р.С. Общая психология. - М.: Владос, 2008. - 400 с.
38. Петроченко Г.Г. Развитие детей 6-7 летнего возраста и
подготовка их к школе. - М., 2008.- 290с.
39. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков:
психологическая природа и возрастная динамика. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с.
40. Прихожан А.М. Роль детско-родительских отношений в
становлении тревожности как личностного образования
Электронныйресурс] . -URL: http: //psystudy.ru/num/2008n2-2/109-prikhozhan2
41. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление
тревожности. - СПб.: Питер, 2008. - 58 с.
42. Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и
школьный возраст - М.: Сфера, 2011. - 274 с.
43. Психолого-педагогический словарь - Минск.: Современное слово, 2006. - 928 с.
44. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: методика и тесты - Самара: Бахрах - М. - 2005. - 672с.
45. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М., Прогресс, 2004. - 283 с.
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз, 1990.- 704 с.
47. Рыбалова И.А. Мониторинг качества образования и управленческая команда в ДОУ//Управление образовательным учреждением. - 2005. - №4. - С.10-23.
48. Рыльская Е.А. Структура жизнеспособности человека: коммуникативный аспект.// Вестник Московского гос. обл. ун-та. - 2009. - № 4. - С. 31-36.
49. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология. - М., 2010. - 321 с.
50. Смирнова Е.О. Родители и дети: Психология взаимоотношений. - М.Сфера, 2015. - 272 с.
51. Столин В.В., Бодалев А.А. и др. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук.-М.: Педагогика, 2009. — 208 с.
52. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Изд-во Просвещение, 2011.-536 с.
53. Теплов Б.М. Способности и одаренность.// Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 2000. - 482с.
54. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника.- М., 2000.- 407с.
55. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: 2009. - 314 с.
56. Харламенкова Н.Е. Психология личности. Режим доступа: http://imp.rudn.ru/psychology/psychology of person/index.html
57. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 272 с.
58. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы
возрастной и педагогической психологии . - М.: Международная
педагогическая академия, 1995. - 219с.
59. Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет) - М.: Знание, 2006. - Вып. 4. -328с.
60. ЭльконинД.Б. Детская психология/Ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
61. Greenberger R.S.: Job hazard—how "burnout" affects corporate managers and their performance, The Wall Street Journal, April 23, 2011, p. 1.
62. Maslach C. & Jenkins S. R., (1994). Psychological health and
involvement in interpersonally demanding occupations: A longitudinal perspective. JournalofOrganizationalBehavior, 15, 101-127.
63. Maslach C. & Jenkins S.R., (2014). Psychological health and
involvement in interpersonally demanding occupations: A longitudinal perspective. JournalofOrganizationalBehavior, 15, 101-127.
64. Perlman B. & Hartman E. Burnout: summary and future
research//Human relation. - 1992. - Vol. 35 (4). - PP. 283-305.
65. Сайт «Издательство СГУ». Режим доступа- URL: http://
www. edit.muh. ru/content/mags _psych.htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ