ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ 8
1.1. Проблема изучения мотивации в отечественной и зарубежной психологии 8
1.2. Психологическая характеристика мотивационной сферы старших
школьников 23
1.3. Связь самооценки с мотивацией аффилиации, достижения успеха и
избегания неудач, учебной мотивацией у старшеклассников 29
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 39
2.3. Программа, направленная на коррекцию мотивационной сферы личности
старшеклассника и повышение его самооценки 62
2.4. Рекомендации по повышению самооценки у старшеклассников 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы исследования связана с недостаточной теоретической и практической изученностью связи мотивационной сферы и самооценки у старших школьников. Несмотря на достаточно обширное теоретическое изучение как мотивационной сферы (А. Мехрабиан [15], Х. Хекхаузен [68], В.И. Ковалёв [33], И.В. Кузнецова [37] и др.), так и самооценки старших школьников (Л.И. Божович [10], Г.Ф. Ахметова [3], Е.Л. Давыденко [24] и др.), нет практических исследований, посвященных связи данных психологических феноменов.
Старший школьный возраст является периодом вступления в самостоятельную жизнь, выбора жизненного пути, формирования мировоззрения, системы ценностей, профессионального, личностного и жизненного самоопределения в целом. По-прежнему важными в этом возрасте остается межличностные отношения, в которых старшеклассники стремятся реализовать свою личность, определить свои возможности, приобретать новый опыт и чувствовать себя в новой роли. Мотив аффилиации, при этом, становится одним из доминирующих в это возрасте, в значительной мере влияющим на остальные мотивы, например, учебы.
Стремление к аффилиации и страх отвержения опосредован организацией общения и деятельности старшеклассников. Аффилиация в старшем школьном возрасте проявляется в стремлении иметь друзей, взаимодействовать с окружающими, оказывать им какую-либо помощь, поддержку и принимать их от него.
По мнению В.А. Ткаченко, исследование учебной мотивации старшеклассников остается актуальной проблемой современной психологии. В настоящее время это обусловлено в первую очередь тем, что социально-культурные условия образовательной среды постоянно преобразуются и развиваются. Динамично изменяется содержание и структура учебного материала, технологии обучения и организационные формы. В школах внедряются новые стандарты обучения, которые не снимают проблем слабой учебной мотивации учащихся - у большинства школьников по-прежнему остается низкая учебная мотивация [61].
Неотъемлемыми характеристиками становления личности старшеклассника как целостного активного субъекта являются позитивная самооценка, адекватная оценка собственных личностного потенциала и уровня притязаний, стремление к достижениям, активность и эффективность процесса овладения различными типами компетентностей, развитая саморегуляция. Механизмом формирования самооценки, по словам Е.Л. Давыденко [24], выступает сравнение себя с другими. Становление самооценки происходит в результате совместной деятельности и межличностного взаимодействия. Самооценку в старшем школьном возрасте формирует окружение старшеклассника: его референтная группа, семья, мнение значимых взрослых, а также количество и значимость достижений старшего школьника.
Вместе с тем, М.Н. Гапоненко в своих работах указывает, что уровень самооценки в значительной степени связан с удовлетворенностью или неудовлетворенностью человека собой, своей деятельностью, возникающей в результате достижения успеха или появления неудачи. Сочетание жизненных успехов и неудач, преобладание одного над другим постоянно оказывают влияние на формирование самооценки личности старшеклассника. В свою очередь, особенности самооценки личности выражаются в целях и общей направленности деятельности молодого человека, в том числе учебной, поскольку в практической деятельности он, как правило, стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению [20].
Проблема исследования: каковы особенности мотивационной сферы у старших школьников с разным уровнем самооценки?
Объект исследования: мотивационная сфера у старших школьников.
Предмет исследования: мотивационная сфера у старших школьников с разным уровнем самооценки.
Цель исследования: выявить особенности мотивационной сферы у старших школьников с разным уровнем самооценки.
Гипотеза исследования: существуют различия в мотивационной сфере у старших школьников с разным уровнем самооценки, а именно: у школьников с высокой самооценкой наблюдается высокий уровень мотивации аффилиации, ситуационная мотивация достижения успеха и нормальная учебная мотивация; школьники с низкой самооценкой характеризуются низким уровнем мотивации аффилиации, мотивацией избегания неудач и низкой учебной мотивацией; у школьников с адекватной самооценкой - высокий уровень мотивации аффилиации, мотивация достижения успеха и высокий уровень учебной мотивации.
Задачи исследования:
1. Определить степень разработанности проблемы мотивационной сферы у старших школьников с разным уровнем самооценки.
2. Определить уровень самооценки у старших школьников.
3. Изучить особенности мотивации аффилиации у учащихся.
4. Выявить направленность мотивации достижения успеха у
старшеклассников.
5. Исследовать особенности учебной мотивации у респондентов.
6. На основании данных теоретического анализа и эмпирического исследования разработать и обосновать программу, направленную на коррекцию мотивационной сферы у старшеклассников и повышение их самооценки.
Теоретическую основу исследования составили структурно-динамическая модель самооценки А.В. Захаровой [27], системно-динамическую модель мотивации И.А. Васильева и М.Ш. Магомед- Эминова [15, 43, 44].
Методы исследования:
• организационные методы: теоретический анализ психологической литературы по исследуемой проблеме;
• эмпирические методы: тесты, наблюдение и беседа;
• методы обработки данных: количественный и качественный анализ, при количественном подсчете результатов использовался статистический критерий Спирмена и критерий Крускалла-Уоллиса;
• интерпретационные методы: структурное описание.
Методики:
1. Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан.
2. «Мотивация аффилиации» А. Мехрабиана в адаптации
С.А. Шапкина.
3. Методика диагностики учебной мотивации (Н.В. Калинина, М.И. Лукьянова).
4. Мотивация достижения успеха и избегания неудач А. Мехрабиана в адаптации М.Ш. Магомед-Эминова.
5. Беседа, наблюдение.
База исследования и характеристика выборки. Исследование проводилось на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов». Выборочная совокупность представлена 82 учениками 10-11 классов, из них 44 девушки и 38 юношей в возрасте от 16 до 17 лет.
Апробация. Результаты исследования были представлены на заседании кафедры общей и клинической психологии (2017, 2018 гг.), межвузовской научно-практической (очной) конференции (2018 г.), а также опубликованы в научной статье (2018 г.).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников, включающего наименования, 10 приложений. Работа включает в себя 14 рисунков, 6 таблиц.
Объем работы составляет 78 страниц машинописного текста.
Проблема мотивации и мотивов по-прежнему остается очень острой и трудно изучаемой экспериментально. В современной психологии существует множество различных теорий, в которых трактовка феномена мотивации порой диаметрально различается. При изучении различных теорий становится ясен и тот факт, что мотивация человека - сложная система, в основе которой лежат и биологические, и социальные элементы, поэтому при изучении мотивации человека следует обращать внимание на это обстоятельство. У старшеклассника как личности складывается определенная, достаточно устойчивая, иерархия потребностей, в которой одни из них почти всегда доминируют над другими и требуют первоочередного удовлетворения. Как только у человека появились устоявшаяся структура и соподчинение мотивов и потребностей, мы можем констатировать, что он как индивидуальность или личность окончательно сформировался. Однако это не значит, что личность не продолжит развиваться дальше.
Таким образом, проблема изучения мотивации в отечественной и зарубежной психологии остается актуальной. Нельзя сказать, что на данный момент ученые пришли к единому мнению касательно этого вопроса.
Итак, мы определяем мотивацию как один из видов психической регуляции, которая управляет и организует деятельность, интегрирует побуждения в целостное мотивационное побуждение. Мотивация представляется сложной системой, которую необходимо анализировать на всех этапах деятельности.
В данной работе мы также рассматриваем мотивацию аффилиации, мотивацию достижения успеха и избегания неудач и учебную мотивацию. Аффилиация - это стремление быть в обществе других людей, потребность в общении, в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви.
Мотивация достижения может быть определена как попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче.
Учебную мотивацию мы рассматриваем как отдельный вид мотивации, включенный в деятельность учения.
Мотивационная сфера личности формируется и развивается в непосредственной связи с той системой деятельности и общественных отношений, в которую он вовлекается по мере взросления.
Самооценку в нашей работе мы определяли как форму отражения человеком самого себя как особого объекта познания, репрезентирующую принятые им ценности, личностные смыслы, меру ориентации на общественно выработанные требования к поведению и деятельности;
В старшем школьном возрасте происходящие изменения в формировании личности затрагивают такие ее важные структуры, как мотивационная сфера и самооценка. Оптимальным результатом является сочетание адекватной самооценки с высоким уровнем развития учебной мотивации совместно с мотивацией аффилиации, наличием мотивации достижения успеха. В данном случае у старшеклассника появляется внутриличностный ресурс успешности в различных видах деятельности, особенно учебной, а также повышается возможность добиться намеченных целей, в частности поступления на выбранную специальность в престижный вуз. Поэтому формирование личности старшеклассников в указанном направлении является важным в практическом отношении.
Наше эмпирическое исследование было направлено на изучение мотивационной сферы личности старшеклассника с разным уровнем самооценки.
Подводя итоги, можно сказать, что большая часть современных школьников имеют низкую, но высоко дифференцированную самооценку, высокий уровень притязаний, который также высоко дифференцирован, а также высокую степень расхождения между самооценкой и уровнем притязаний. Несмотря на высокую социальную активность большинства школьников, еще нельзя дифференцировать направленность мотивов аффилиации, они чаще носят ситуативный характер. Вместе с тем, подавляющее количество современных школьников обладают мотивацией избегания неудач как в учебной деятельности, так и в любой другой. Современный старший школьник чаще обладает сниженным уровнем мотивации учения, учёба редко имеет личностный смысл. Несмотря на это наблюдается нормальная способность к целеполаганию, хотя существует тенденция к её занижению. Обнаружено также и то, что у большинства школьников в учебной деятельности задействованы как внешние, так и внутренние мотивы, однако чаще наблюдается стимулирование внешними мотивами. Учебные мотивы у современных старших школьников проявляются редко.
Математический анализ показал, что существует положительная связь между уровнем самооценки и мотивацией достижения успеха у старших школьников, а также между мотивацией достижения в учебной деятельности и самооценкой у старшеклассников. Также была обнаружена прямая связь между уровнем самооценки и учебной мотивацией школьников. Зафиксирована отрицательная связь между самооценкой и мотивом боязни отвержения у старшеклассников.
Существует также отрицательная корреляционная связь между уровнем притязаний и мотивацией достижения успеха, а также между мотивом достижения успеха в учебной деятельности и уровнем притязаний. Была установлена прямая связь между личностным смыслом учебной деятельности и уровнем притязаний. Обнаружена обратная связь между уровнем притязаний и боязнью отвержения.
Выявлено, что оптимальный профиль по мотивации наблюдается в группе с адекватной самооценкой. У школьников из данной группы выявлены высокий уровень мотивации аффилиации, мотивация достижения успеха и высокий уровень учебной мотивации.
Тогда как у школьников с высокой самооценкой наблюдается высокий уровень мотивации аффилиации, выражена ситуационная направленности мотивации достижения успеха и нормальный уровень учебной мотивации;
Школьники с низкой самооценкой характеризуются низким уровнем мотивации аффилиации, мотивацией избегания неудач и низкой учебной мотивацией.
Таким образом, проведенное исследование позволило подтвердить предположение о том, что старшеклассники с различным уровнем самооценки имеют выраженные различия в мотивационной сфере, а именно: у школьников с высокой самооценкой наблюдается высокий уровень мотивации аффилиации, выражена ситуативная мотивация достижения успеха и нормальная учебная мотивация; школьники с низкой самооценкой характеризуются низким уровнем мотивации аффилиации, мотивацией избегания неудач и низкой учебной мотивацией; у школьников с адекватной самооценкой - высокий уровень мотивации аффилиации, мотивация достижения успеха и высокий уровень учебной мотивации.
На основе зафиксированной системы корреляций была разработана коррекционная программа, направленная на повышение самооценки и на коррекцию мотивационной направленности у старшеклассников, а также рекомендации для педагогов и родителей.
Практическая значимость нашего исследования обоснована возможность применения результатов данного исследования в работе школьного психолога, а также при разработке программ занятий со старшими школьниками для повышения их самооценки, а также коррекции мотивационной направленности учащихся.
В процессе исследования возникли следующие вопросы, требующие более глубокого изучения. К одной из тем, вызывающих особый исследовательский интерес, можно отнести проблему факторов, влияющих на низкие показатели самооценки и учебной мотивации. Также, возникает потребность в более глубоком изучении малой дифференцированности мотива аффилиации у старшеклассников.
1. Алексеев, В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возраста: автореф дис. ... канд. психол. наук / В.А. Алексеев. - Москва, 1985. - 31 с.
2. Аристотель. Политика / Ариститель. - М.: Рипол-Классик, 2017. - 508 с.
3. Ахметова, Г.Ф. Самооценка и уровень притязаний в раннем юношеском возрасте / Г.Ф. Ахметова // Современные наукоемкие технологии. - 2013. - №7 (2). - С. 193-197.
4. Бакшаева, Н.А. Психология мотивации студентов / Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий. - СПб.: Логос, 2006. - 184 с.
5. Баньковская, Н.И. Исследование взаимосвязи успешности учебной
деятельности с мотивационно-смысловыми образованиями у
старшеклассников / Н.И. Баньковская // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2011. - №3 (1). - С. 332-341.
6. Белобрыкина, О.А. Психологические условия и факторы развития
самооценки личности на ранних этапах онтогенеза: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / О.А. Белобрыкина. - Новосибирск, 1998. - 22 с.
7. Береснева, А.Г. Профилактика конфликтности в подростковом и юношеском возрастах / А.Г. Береснева // Наука, техника и образование. - 2014. - № 2 (2). - С. 57-63.
8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986. - 434 с.
9. Бодалев, А.А. Личность и общение: избранные труды / А.А. Бодалев. - М.: Международная пед. академия, 1995. - 324 с.
10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Москва, 1968. - 174 с.
11. Божович, Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // М.: Педагогика. - 1972. - С. 7-44.
12. Боталова, О.А. Особенности профессионального самоопределения у старших школьников с различным уровнем самооценки / О.А. Боталова // Новая наука: теоретический и практический взгляд. - 2016. - №2. - С. 62-65.
13. Вартанова, И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности / И.И. Вартанова // Вестник Московского университета. Психология. - 2000. - № 14 (4). - С. 33-41.
14. Вартанова, И.И. Система ценностей, мотивация и самоотношение: гендерная специфика старшеклассников / И.И. Вартанова // Национальный психологический журнал. - 2016. - №24 (4). - С.115-121.
15. Васильев, И.А. Мотивация и контроль за действием /
И.А. Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. - М.: МГУ, 1991. - 144 с.
16. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы биологической
мотивации. / В.К. Вилюнас. - М.: Московский университет, 1986. - 208 с.
17. Водяха, С.А. Особенности мотивации учебной деятельности креативных старшеклассников / С.А. Водяха // Педагогическое образование в России. - 2014. - №9. - С. 186-189.
18. Выготский, Л.С. Педология подростка Т.4. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - 432 с.
19. Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А.В. Гайфулин // Вестник ТГПУ. - 2009. - №1. - С. 73¬76.
20. Гапоненко, М.Н. Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте / М.Н. Гапоненко // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №7. - С. 76-79.
21. Гилюк, Л.В. Программа коррекционно-развивающих занятий для
детей, имеющих низкий уровень учебой мотивации психология [Электронный ресурс]. - URL: открытыйурок.рф/статьи/530787 (дата обращения:
05.05.2018).
22. Гончарова, Т.Н., Взаимосвязь типов конфликтного поведения и
мотивации аффилиации у старшеклассников // Психологические науки. - 2014 [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-
nauki/library/2014/12/01 /vzaimosvyaz-tipov-konfliktnogo-povedeniya-i (дата
обращения: 05.05.2018).
23. Гордеева, Т.О. Мотивация: новые подходы, диагностика,
практические рекомендации / Т.О. Гордеева // СПЖ. - 2016. - №62 (6). -
С. 38-53.
24. Давыденко, Е.Л. Самооценка в юношеском возрасте / Е.Л. Давыденко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - №39 (2) - С. 103-107.
25. Длугач, Т.М. Две философские рефлексии: от Гольбаха к Канту. Сравнительно-исторический анализ / Т.М. Длугач - М.: Канон, 2011. - 351 с.
26. Ермолаева, М.В. Психология развития / М.В. Ермолаева. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 376 с.
27. Жумалиева, Ж.М. Проявление мотивационных факторов в старшем школьном возрасте в выборе профессии / Ж.М. Жумалиева // Инновационная наука. - 2016. - №16 (4). - С. 96-99.
28. Захарова, А.В. Структурно-динамическая модель самооценки
[Электронный ресурс]. - URL:
http://www.voppsy.ru/issues/1989/891/891005.htm(дата обращения 05.05.2018)
29. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 512 с.
30. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.
31. Карпова, Е.В. Структура и генезис мотивационной сферы
личности в учебной деятельности: автореферат дис. ... доктора
психологических наук: 19.00.07 / Е.В. Карпова. - Ярославль, 2009. - 28 с.
32. Кашурникова, Т.А. Коррекционная работа по формированию
учебной мотивации школьников [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnayapedagogika/library/2015/01/18/korrektsio nnaya-rabota-po-formirovaniyu (дата обращения: 05.05.2018).
33. Ковалёв, В.И. Мотивы поведения и деятельности. / В.И. Ковалёв - М.: Наука, 1988. - 192 с.
34. Кон, И.С. Психология старшеклассника: хрестоматия по
возрастной психологии / И.С. Кон. - М.: ИЛИ, 1996. - 266 с.
35. Кондаков, И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. / И.М. Кондаков. - СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. - 512 с.
36. Конюхов, Н.И. Словарь-справочник практического психолога. / Н.И. Конюхов. - Воронеж, 1999. - 229 с.
37. Кузнецова, И.В. Мотив аффилиации в межличностных
отношениях: дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.05/
И.В. Кузнецова. - Санкт-Петербург, 2006. - 162 с.
38. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. / А.Н. Леонтьев. - М.: МГУ, 1971. - 40 с.
39. Леонтьев, А.Н. Эволюция, движение, деятельность. / А.Н. Леонтьев / под ред. Д. А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2012. - 559 с. 37
40. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина - Москва, 2001 - 384 с.
41. Лукьянова, М.И. Психолого-педагогические показатели
деятельности школы: критерии и диагностика / М.И. Лукьянова,
Н.В. Калинина. - М.: Сфера, 2004. - 149 с.
42. Любейко, Ю.А. Формирование самооценок обучающегося в старших классов общеобразовательного учреждения / Ю.А. Любейко // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2018. - №6. - С. 26-30.
43. Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: автореф. дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / М.Ш. Магомед-Эминов. - Москва, 1987. - 23 с.
44. Магомед-Эминов, М.Ш. Трансформация личности. /
М.Ш. Магомед-Эминов. - М.: Москва, 1998. - 498 с.
45. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклеланд. - СПб.: Питер, 2007. - 672 с.
46. Маклаков, А.Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2008. - 583 с.
47. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2011. - 352 с.
48. Меньшикова, Е.А. Психолого-педагогические аспекты
успешности обучения / Е.А. Меньшикова // Вестник ТГПУ. - 2007. - №10. - С.59-64.
49. Михеева, И.В. Аффилиация как основа потребности в общении в старшем школьном возрасте / И.В. Михеева // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - №10. - С. 118¬122.
50. Нешумаев, М.В. Психолого-педагогические условия развития автономности старшеклассников / М.В. Нешумаев // КПЖ. - 2017. - №122 (3). - С. 87-92.
51. Олейник, М.А. Система оценивания и самооценивания учащихся в ходе учебной деятельности / М.А. Олейник // Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики. - 2018. - №6. - С. 172-174.
52. Пантелеева, О.О. Определение ключевых мотивов
самоопределения старшеклассников на основе мониторинга их профессиональных ориентаций / О.О. Пантелеева // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. -2016. - №36 (2). - С. 134-138.
53. Пашинова, С.Ц. Программа работы психолога с подростками, имеющими низкую и неадекватную самооценку [Электронный ресурс]. - URL: открытыйурок.рф/статьи/418317 (дата обращения: 05.05.2018).
54. Петунин, О.В. Отбор содержания изучаемого материала, и
проблема мотивации старшеклассников к учебной деятельности /
77
О.В. Петунин // Вестник Череповецкого государственного университета. -
2016. - №71 (2). - С. 117-120.
55. Прихожан, А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / А.М. Прихожан. - Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Редкол.: И.В. Дубровина (отв. ред.) и др. — М.: изд. АПН СССР, 1988. — 128 с.
56. Просекова, Е.Н. Исследование структуры самосознания в ранней юности / Е.Н. Просекова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2017. - №43 (3). - С. 243-251
57. Раянова, Ю.Ю. Типы социальных установок и мотивы выбора профессии старшеклассников / Ю.Ю. Раянова, Бредихина Я.А. // ОмГУ. -
2017. - №1. - С. 52-57.
58. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для вузов / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2008. - 712 с.
59. Рубцов, В.В. Психолого-педагогическая подготовка учительских кадров для новой школы / В.В. Рубцов // Вопросы психологии. - 2010. - № 3. - С. 57-64.
60. Семенова, М.В. Осознанность, субъективная витальность, мотивация учебной деятельности у старшеклассников с разным уровнем субъектности личности / М.В. Семенова // APRIORI. Серия: гуманитарные науки. - 2018. - № 2. - С. 55-67.
61. Ткаченко, В.А. Структура учебной мотивации старшеклассников / Ткаченко В.А., Ткаченко Л.М. // Вестник ЧГПУ. - 2013. - №12 (2). - С. 170¬183.
62. Указ Президента РФ от 4 февраля 2010 года N 271 «Об утверждении Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» // «Бюллетень нормативных правовых актов», N 9, 01.03.2010.
63. Федосенко, Е.Л. Коррекционно-развивающая программа.
Повышение самооценки у слабоуспевающих учащихся [Электронный ресурс].
78
- URL: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-
nauki/library/2013/04/02/korrektsionno-razvivayushchaya-rabota-programma (дата обращения: 05.05.2018).
64. Фельдштейн, Д.И. О развитии фундаментальных психологических исследований / Д.И. Фельдштейн // Российский психологический журнал. - 2006. - №1. - С. 6-10.
65. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
66. Фрейд, З. Основные психологические теории в психоанализе / З. Фрейд. - М.: АСТ, 2006. - 400 с.
67. Хакимова, М.Б. Роль самооценки в профессиональном самоопределении подростков / М.Б. Хакимова // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. - 2017. - №50 (1). - С. 203-207.
68. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность. Т.1. / Х. Хекхаузен. - М.: Педагогика, 1986. - 632 с.
69. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен - СПб: Речь, 2001. - 240 с.
70. Холл, К.С. Теории личности / К.С. Холл, Г. Линдсей - М.: Психотерапия, 2008. - 656 с.
71. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии /
И.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова. - Москва: Наука, 1977. - 144 с.
72. Шибутани, Т. Я-концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности / Т. Шибутани - Самара, 2003
- 220 с.