Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Производство и воспроизводство знания: когнитивно-антропологический аспект

Работа №7088

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы217стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
906
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ПЕРВАЯ ГЛАВА «Познание как проблема
современной философии» 12
1.1. Когнитивно-антропологические основания познания 12
1.2. Познание и язык 40
Выводы по первой главе 61
ВТОРАЯ ГЛАВА «Производство и воспроизводство
знания: когнитивно-антропологическая модель» 63
2.1. Алгоритмы познания 63
2.2. Образование с позиций когнитивно-антропологического подхода 100
Выводы по второй главе 139
Заключение 142
Литература 149


Э. Гуссерль в одной из неизданных работ дал следующее определение: «Философ - это тот, кто всё время начинает сначала».1 Философия, соответственно, - это наука, которая постоянно обращается к началам. Е.А. Климов пишет: «...Есть темы, проблемы, которые <...> нуждаются в постоянной обновительской работе ([хотя] со стороны может казаться, что диссертант занят чем-то давно известным и устаревшим)»2.
Теория познания - одно из таких вечных «начал». Не случайно не было практически ни одного мыслителя, который не обращался бы к этой теме.
Во взглядах на познание существует, как известно, два основных подхода: идеалистический и материалистический. Согласно идеалистическому, человеческое познание в той или иной мере причастно божественному знанию, и потому, в меру своей причастности, совершенно и независимо от несовершенной человеческой природы. Чтобы понять, почему познание таково, каково оно есть, не имеет смысла обращаться к человеческой природе, познание же следует изучать «само по себе», и все его свойства выводить из него самого.
Согласно строго материалистическому подходу, возможности познания целиком и полностью определяются человеческой природой и природой самой познаваемой реальности. Поэтому все особенности человеческой познавательной деятельности можно и нужно выводить из природы человека и онтологии познаваемого мира.
Другими словами, к познанию можно подходить либо с позиции - каким оно должно быть, либо с позиции - каким оно является на самом деле.
Истина как всегда находится посередине. В данной работе мы основное внимание сконцентрируем именно на обусловленности особенностей познания природой человека как биосоциального существа, - т.е. на когнитивно¬антропологическом аспекте процессов производства и воспроизводства знания.
О некоторых нежелательных традициях в работе диссертационных советов по педагогическим и психологическим наукам // Бюллетень ВАК Минобразования России. - 2002. - № 1. - С. Эта диссертационная работа была задумана как эксперимент по применению когнитивно-антропологического подхода к исследованию процессов производства и воспроизводства знания. Диссертация и представляет собой изложение материалов этого экспериментального исследования.
Актуальность темы исследования связана с положением, сложившимся в современной философии, и, в частности, в философии познания, а именно в недостаточно активном применении когнитивно-антропологического подхода к исследованию проблематики производства и воспроизводства знания.
Начавшееся в ХХ и продолжившееся в XXI веке развитие кибернетики и других наук, изучающих машинизированное познание, отвлекло внимание учёных от исследования особенностей познания, присущих именно человеку. Изучение же этих особенностей способствует оптимизации процесса познания, поскольку, несмотря на всё возрастающую механизацию и автоматизацию интеллектуальной деятельности, основным субъектом и одновременно инструментом познания по-прежнему остаётся человек. Человек должен вернуться в познание потому, что именно он порождает смыслы и истины, потому, что в конечном итоге именно для человека и через человека разворачивается вся деятельность по производству и воспроизводству знания.
Применение когнитивно-антропологического подхода помогает осознать место и роль в человеческом познании таких операций, как анализ, обобщение, синтез; создаёт предпосылки для более глубокого исследования данной проблематики, в том числе некоторых нетрадиционных её аспектов.
Таким образом, всё это придаёт данному диссертационному исследованию особую актуальность.
Анализ литературы по проблемам производства и воспроизводства знания позволил выявить следующее противоречие, при изучении этих проблем в недостаточной степени применяется когнитивно-антропологический подход, позволяющий учитывать влияние человеческой природы на процессы производства и воспроизводства знания.
Это обусловило выбор темы исследования. «Производство и воспроизводство знания: когнитивно-антропологический аспект».
Объект исследования, процессы производства и воспроизводства знания.
Предмет исследования, влияние когнитивно-антропологического фактора на процессы производства и воспроизводства знания.
Цель исследования, исследование процессов производства и воспроизводства знания с позиций когнтивно-антропологического подхода.
Гипотеза исследования: изучение человека как биосоциального вида, исследование человеческих врождённых и приобретаемых в процессе социализации качеств, влияющих на процессы производства и воспроизводства знаний; а также изучение самих процессов производства и воспроизводства знания, их особенностей, заданных природой человека, создаёт предпосылки для более глубокого исследования данной проблематики и для оптимизации процессов познания и образования.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие основные задачи исследования.
1. Проанализировать теоретико-методологические основания изучения процессов производства и воспроизводства знания, место и значение когнитивно-антропологического подхода в исследовании познания и обучения.
2. Исследовать связь языка и образно-чувственных данных в процессе по¬знания.
3. С позиций когнтивно-антропологического подхода исследовать процесс познания, выявить особенности познания, определяемые природой чело¬века, уделив особое внимание анализу в познании, исследовать когнитивно¬антропологические корни такого феномена познавательной деятельности, как логика, логическое мышление, исследовать качественный и количественный подходы как ступени развития познавательной деятельности человека; составить алгоритмическую схему процессов познания и рациональной (разумной) деятельности, основанных на аналитическом моделировании и принципе аналогии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Познание - сложный динамичный процесс, имеющий длительную историю становления и развития. Феномен познания и обучения не обошёл своим вниманием практически ни один мыслитель. Многие выдающиеся умы внесли существенный вклад в изучение этой проблемы. Однако целостной теории, адекватно отражающей реальность человеческого познания, до сих пор так и не создано.
В данном исследовании была предпринята попытка рассмотреть некоторые аспекты этой «вечно актуальной» проблемы с позиций когнитивно¬антропологического подхода. В ходе исследования когнитивно¬антропологического аспекта процессов производства и воспроизводства знания были получены следующие результаты:
Общую схему человеческого познания можно представить следующим образом:
Базисом познавательного процесса является получение информации о мире с помощью органов чувств. Познаваемые таким образом предметы, действия, признаки, свойства и т.д. получают соответствующие названия.
Помимо такого, непосредственного познания, возможно также опосредованное познание, при котором даётся словесное описание недоступных в данный момент объектов. В процессе такого описания-определения воображение конструирует соответствующее представление (схематическую модель).
Однако для познания реальной действительности более существенен всё же первый способ познания, базирующийся на использовании и переработке данных, полученных с помощью органов чувств.
Известно, что в основе познания лежит восприятие реальной действительности через органы чувств с дальнейшей обработкой полученных данных в процессе мышления. Язык первоначально выполнял лишь функцию закрепления и передачи знаний. Однако по мере развития языка появился новый вид познания - познание, идущее от слова.
В основе его лежит всё то же наглядно-чувственное познание, с которым язык связан через процесс понимания. Поэтому, прежде чем приступить к исследованию первичного, чувственно-образного познания, методологически правильно рассмотреть связь языка и реальной действительности, обозначать различные объекты, процессы и свойства которой он призван.
В современных языках большинство слов - это предельно обобщённые понятия, каждое из которых обозначает целый класс сходных объектов. Поэтому, если мы хотим сказать нечто определённое о чём-либо конкретном, мы вынуждены соединять вместе несколько слов, пересечение областей значений которых (в математическом - взятом из теории множеств - смысле) даёт более или менее определённый, достаточно узкий и точный смысл: этот стол, коричневый стол, стол на трёх ножках, круглый стол, письменный стол и т.д.
В связи с этим нами предложено следующее разведение значений терминов «значение» и «смысл»:
«Значение» можно было бы отнести к отдельному термину (слову). Значение слова (термина, понятия) - это обозначаемое этим словом представление (чувственный образ, схематическая модель). «Смысл» же - это результат пере¬сечения (в математическом смысле) областей значений слов, входящих в простое словосочетание, высказывание, предложение, фразу.
Таким образом, смысл простого словосочетания, высказывания, предложения, фразы, текста - это представление (чувственный образ, схематическая модель), являющееся результатом пересечения (в математическом смысле) областей значений слов, входящих в данное словосочетание, высказывание, предложение, фразу, текст. Или, другими словами, смысл слова, словосочетания, фразы - это узкое, конкретное, относящееся непосредственно к данному случаю значение данного слова, словосочетания, фразы.
Следует оговориться, что это относится к коротким простым фразам и предложениям. Если же предложение сложное, содержит несколько смысловых групп, смыслом такого предложения может быть объединение смыслов входящих в данное предложение смысловых групп. Таким образом, смыслом достаточно сложного предложения (текста), содержащего несколько смысловых групп, будет комбинация пересечений и объединений областей значений входящих в данное предложение (текст) слов.
Фрэнсис Бэкон предлагал изучение любой проблемы начинать с определения терминов.
Исходный, базовый способ определения - это т.н. остенсивное определение, при котором указывают на некоторый объект и приводят его название. При этом предполагается, что детальное исследование данного объекта может быть произведено человеком самостоятельно при помощи имеющихся у него органов чувств: зрения, осязания, обоняния и т.д.
На базе определённых таким образом терминов происходит познание и определение других, более сложных, или недоступных для непосредственного исследования объектов. Дать определение такому объекту - это значит описать его свойства и признаки с использованием базовых и иных известных терминов.



1. Абрамова Н.Т. Невербальные мыслительные акты в «зеркале» рационального сознания // Вопр. философии. - 1997. - № 7. - С. 99-113.
2. Абрамова Н.Т. Являются ли несловесные акты мышлением? // Вопр. фило¬софии. - 2001. - № 6. - С. 68-82.
3. Авалиани С.Ш. Природа знания и ценности. - Тбилиси: Мецниереба, 1989.
- 182 с.
4. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. - М.: Политиздат, 1985. - 263 с.
5. Азроянц Э.А. Проблема человека: мультидисциплинарный подход // Поли- гнозис. - 1999. - № 1. - С. 46-51.
6. Айдинян Р.М. Система понятий и принципов гносеологии. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 230с.
7. Айдукевич К. Язык и смысл / Ajdukiewicz K.: Sprache und Sinn // Erkenntnis
- IV B, 1934. Verlag von Felix Meiner in Leipzig. - S. 100-138. Пер. с нем. Б. Домбровского. Пер. дополнен и испрален В. Л. Васюковым с учётом из¬менений, внесённых Айдукевичем в текст книги: Ajdukiewicz K. J^zyk i poznanie,. - PWN, Warszawa, 1985. - S. 145-174 // Философия и логика Львовско-Варшавской школы. - М.: «Российская политическая энциклопе¬дия» (РОССПЭН), 1999. - С. 309-348.
8. Акопян К.З. Духовность: сущность, природа, своеобразие // Полигнозис. -
2000. - № 1. - С. 108-128.
9. Александров И.А. К познанию единого и целостного мира: возвращение философии к своим истокам // Филос. исслед. - 1995. - № 3. - С. 59-92.
10. Александров И.О., Максимова Н.Е. Структурные уровни организации по¬знания и проблема специфичности научной картины мира // Модели мира. - М.: Наука, 1997. - С. 49-67.
11. Александров Ю.И., Брушлинский А.В., Судаков К.В., Умрюхин Е.А. Сис¬темные аспекты психической деятельности / Под общей ред. акад. РАМН, проф. К.В. Судакова/ - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 272 с.
149

12. Алексеева И.Ю. О понятии как форме представления знаний // Филос. ис- след. - 1999. - № 1. - С. 161-178.
13. Алексеева И.Ю. Человеческое знание и его компьютерный образ. - М.: ИФРАН, 1993. - 215 с.
14. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс: Эксперим. психо-логика. - СПб.: Изд-во ДНК, 2000. - Т. 1. - 517 с.
15. Алтухов В.Л. Философия многомерного мира // Обществ. науки и совре¬менность. - 1992. - № 1. - С. 15-27.
16. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введ. в теорию решения изобрет. задач / Отв. ред. А.К. Дюнин; АН СССР, Сиб. отд-ние, - 2-е изд., доп. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 223 с.
17. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни. - М.: Издательский Дом Шалвы Амона- швили, 2000. - 144 с.
18. Аналитическая философия: становление и развитие: Пер. с нем., англ.: Ан- тол. / Общ. ред. и сост. Грязнова А.Ф. - М.: Дом интеллектуал. кн.: Про- гресс-Традиция,1998. - 527с.
19. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
20. Андреев С.С. Информационная культура: уровень содержательности ду¬ховных ценностей // Социально-политический журнал (социально¬гуманитарные знания). - 1998. - № 2. - С. 79-93.
21. Антисере Дарио. Эпистемология и герменевтика // Вестн. Моск. ун-та. Се¬рия 7. Философия. - 2001. - № 3. - С. 3-27.
22. Антропологическая проблематика в западной философии [Сб. ст.] / МГУ им. М.В. Ломоносова, Филос. фак., каф. истории зарубеж. философии; Под ред. М. А. Гарнцева. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 78 с.
23. Арестова О.Н. Мотивация и перспективное целеполагание в мыслительной деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. - 1999. - № 3. - С. 16-25.
24. Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 1. - М., Мысль, 1975. - 550 с.
150

25. Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 2. - М., Мысль, 1978. - 687 с.
26. Аронов Р.А., Баксанский О.Е. Новое в эпистемологии и хорошо забытое старое // Вопр. философии. - 2004. - № 5. - С. 99-110.
27. Аронов Р.А., Шемякинский В.М. Логико-гносеологические патологии и ам¬бивалентность физического познания // Вопр. философии. - 2002. - № 1. - С. 90-102.
28. Арсеньев С.А., Библер В.С., Кедров Б.М. Анализ развивающегося понятия.
- М., 1967.
29. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. - М.: Прогресс, 1990. - 511с
30. Асмолов А.Г. XXI век: психология в век психологии // Вопр. психологии. - 1999. - № 1. - С. 3-12.
31. Ассоциативная психология. Г. Эббингауз. Очерк психологии. А. Бэн. Пси¬хология. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. - 554 с.
32. Астафьева О.Н., Веряскина В.П., Чабан П.И. Философская и социальная ан¬тропология в России: тенденции развития и перспективы // Вестн. Моск. ун¬та. Сер. 7, Философия. - 1998. - № 3. - С. 46-62.
33. Бабосов Е.М. Диалектика анализа и синтеза в научном познании. - Мн.: изд-во Академии наук БССР, 1963. - 350c.
34. Бабушкин В.У. Об антропологической модели понимания // Вопр. филосо¬фии. - 1986. - № 9. - С. 57-59.
35. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 272 с.
36. Баженов Л.Б. Строение и функции естественнонаучной теории. - М.: Наука, 1978. - 224с.
37. Баксанский О.Е., Кучер Е.Н. Современный когнитивный подход к катего¬рии «образ мира» // Вопр. философии. - 2002. - № 8. - С. 52-69
38. Балашов Л.Е. Становление (категориально-логический портрет) // Полигно- зис. - 1999. - № 1. - С. 3-31.
151

39. Балбина Е.В. Научная картина мира и её отражение в языке. Из истории проблемы // Единицы языка и их функционирование: Межвуз. сб. науч. тр.
- Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. - Вып. 7. - С. 117-122.
40. Барабанщиков В. А. Динамика зрительного восприятия. - М.: Наука, 1990. - 238 с.
41. Баранов Г.В. Когнитивная структура науки // Вестн. Самар. гос. экон. акад.
- Самара, 2000. - № 2/3. - С. 207-214.
42. Барчугов А.П. Противоречие и рациональность: (Логико-методол. и соци- ал.-антропол. анализ): Очерки теории / Петрозавод. гос. ун-т. - Петроза¬водск: Изд-во ПГУ, 1992. - 120с.
43. Барчунова Т.В., Мешанин Ю.М. К вопросу об идеале рациональности и так называемом женском стиле мышления в науке // Вечные философские про¬блемы. - Новосибирск, 1991. - С. 154-172.
44. Батлук О.В. Философия образования Сенеки: кризис цицероновского идеа¬ла // Вопр. философии. - 2001. - № 1. - С. 143-160.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ