Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тарифные квоты в системе регулирования продовольственного рынка

Работа №7085

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы157стр.
Год сдачи2002
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
801
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ стр.З
Глава I. СИСТЕМА ВНЕШНЕТОРГОВЫХ РЕГУЛЯТОРОВ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ стр.8
1.1. Комплекс мер внешнеэкономического регулирования стр.8
1.2. Тарифная квота как инструмент внешнеторговой политики на
продовольственном рынке стр.29
Глава И. МЕХАНИЗМ ТАРИФНОГО КВОТИРОВАНИЯ И ЕГО РАЗВИТИЕ стр.46
2.1. Этапы создания механизма ТРК стр.46
2.2. Проблемы функционирования ТРК на рынке продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции стр.55
2.3. Перспективы дальнейшего использования тарифного квотирования
на продовольственном рынке стр.93
Глава III. ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАРИФНОГО КВОТИРОВАНИЯ НА РЫНКЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОССИИ стр. 104
3.1. Правовые и экономические условия применения тарифных квот в
России стр.104
3.2. Применение и развитие тарифной квоты на российском продовольственном рынке с использованием международного опыта .. .стр. 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .. : стр.144
ПРИЛОЖЕНИЯ стр. 148
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр.153



В рамках продолжающегося процесса глобализации происходит либерализация внешнеторгового регулирования. Она может проводиться страной самостоятельно и в рамках международных организаций и региональных объединений. Либерализация в конце XX века затронула даже такой изначально закрытый сектор как сельское хозяйство.
Вопрос регулирования внешней торговли продовольствием является принципиально важным для любой страны, независимо от ее статуса, так как он напрямую связан с проблемой продовольственной безопасности государства. Продовольственная безопасность обеспечивается за счет оптимального сочетания внутреннего производства и экспортно¬импортной политики. При этом оптимальное сочетание будет варьироваться в зависимости от ситуации в стране. Кроме того, необходимо не забывать и о многофункциональной роли сельского хозяйства, значение которого высоко не только в вопросе обеспечения населения продовольствием и поддержания продовольственной безопасности, но и в решении ряда других, не менее серьезных проблем - занятости, социального и экономического развития, сохранения земель и природных ресурсов и пр.
Большая роль в процессе либерализации внешней торговли принадлежит Всемирной Торговой Организации (ВТО, прежде ГАТТ), объединяющей 145 государств. На Уругвайском раунде (УР) страны отказались от использования нетарифных регуляторов импорта в отношении продовольственных товаров, конвертировав их в тарифы. Единственным разрешенным к применению на продовольственном рынке (в обычных условиях) количественным инструментом оказалась тарифная квота (ТРК).
Тарифная квота является очень удобным инструментом, не только с точки зрения легальности в рамках ВТО и количественного воздействия. Этот инструмент может служить эффективным средством для защиты особо чувствительных рынков.
В России имеется небольшой опыт использования ТРК. Между тем, российский аграрный сектор нуждается в поддержке, учитывая его специфику и кризисное состояние. Применение ТРК позволяет обеспечить потребности промышленности и населения в импортной продукции и в то же время защитить отечественных сельхозпроизводителей.
Таким образом, актуальность темы обоснована необходимостью изучения теоретических и практических основ применения ТРК для успешного использования этого инструмента в системе регулирования продовольственного рынка России, с учетом ее присоединения к ВТО.

4
Тарифная квота занимает промежуточное положение между тарифом и квотой. Если двум последним инструментам посвящены многочисленные исследования отечественных и зарубежных экономистов, то вопросы тарифного квотирования относительно слабо изучены. В западной литературе проблематика тарифного квотирования стала активно разрабатываться после Уругвайского раунда (УР), когда этот регулятор превратился в эффективное легальное средство защиты наиболее чувствительных продовольственных рынков. В России вопросы тарифного квотирования широко не изучались вследствие отсутствия практики применения этого инструмента.
Анализу проблем тарифного квотирования на рынке продовольствия посвящены в основном публикации зарубежных экономистов, среди которых можно выделить Аббота П., Вайнио Д., Джослинга Т., Морса Б., Пиарсона К., Рае А., Скалли Д., Эльбери А.
В более широком аспекте вопросы теории и практики внешнеторгового регулирования исследованы в трудах Бергстена С., Велькена Э., Данильцева А.В., Дюмулена И.И., Киселева С.В., Линдерта П.Х., Назаренко В.И., Овчинникова О.Г., Пебро М., ПапцоваА.Г., Серовой Е.В., Трейси М., Фаминского И.П., Фомичева В.И., Фрумкина Б.Е., Шайкина В.В., Шишаева А.И., Эллиота К.
Вместе с тем, проблема использования тарифного квотирования в системе межгосударственных отношений требует серьезного изучения. Для успешного внедрения этого инструмента в практику регулирования по отдельным продуктам необходима детальная проработка и серьезный анализ как уже имеющегося российского, так накопленного зарубежного опыта использования данного инструмента.
В трудах российских и зарубежных ученых, исследующих международную экономику в широком плане, сформированы необходимые базовые подходы для анализа механизма тарифного квотирования, а методологические особенности регулирования продовольственным рынком хорошо освещены в литературе по регулированию аграрного рынка. В диссертации также использованы публикации в периодических изданиях, аналитические исследования международных организаций и разработки научно- исследовательских институтов по вопросам развития мирохозяйственных связей России и совершенствования ее торговой политики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Тарифная квота принадлежит к нетарифным ограничителям импорта и входит в группу количественных регуляторов внешней торговли. Роль НТО в современном мире велика. Тарифная квота занимает особое место среди этих инструментов. Она позволяет гибко регулировать импортные поступления продукции, решая задачу сбалансированного обеспечения населения и отечественной промышленности в импортной продукции и защиты национального производства.
В России тарифная квота впервые была введена только в 2001 году, между тем как странами ВТО за последние годы был накоплен обширный опыт использования этого инструмента. Наибольшее распространение ТРК получила в результате проведения тарификации, тарифная квота сыграла одну из ключевых ролей в процессе либерализации торговли на продовольственном рынке.
Анализ опыта использования ТРК в странах ВТО показал, что данный инструмент позволяет эффективно решать различные задачи регулирования, усиливая его на определенных рынках и уменьшая на других. Механизм тарифного квотирования можно применять в качестве квоты, тарифа или двухуровнего тарифа. Он дает возможность одновременно насыщать рынок недостающей продукцией и осуществлять поддержку местного производства.
Основные проблемы функционирования рассматриваемого инструмента незаполненность ТРК и высокий (запретительный) уровень внеквотного тарифа. В работе рассмотрены способы решения этих проблем, которые необходимо учитывать и России в процессе введения ТРК на различных рынках.
Наряду с совершенствованием механизма тарифного квотирования в ближайшие годы в рамках проведения следующего раунда ВТО актуальной также будет проблема либерализации тарифной квоты. Либерализация может проводиться по трем сценариям (увеличение размеров квоты, снижение внеквотного тарифа, комбинация методов).
Таким образом, с одной стороны, для увеличения эффективности применения ТРК необходимы совершенствование законодательства, регламентация процесса управления тарифными квотами, унификация некоторых процедур.
С другой стороны, принимая во внимание, что этот инструмент применяется на самых чувствительных рынках, многие страны не заинтересованы к его совершенствовании и либерализации. Они будут препятствовать этому процессу. Поэтому в ближайшее время ТРК

145
будут сохраняться вместе со многими своими недостатками. Для России очень важно учитывать двойственность происходящего процесса.
В России не сложилось пока развитых законодательной базы и механизмов практического применения ТРК. Четко не определено место тарифной квоты и ее статус. Узок перечень разрешаемых методов администрирования. Не описаны основные процедуры управления этим инструментом. В целях исправления такой ситуации на основе исследования западного и российского опыта применения ТРК, с учетом российских особенностей, был дан ряд рекомендации по совершенствованию использования механизма тарифного квотирования.
Для определения места ТРК среди инструментов внешнеторгового регулирования были рассмотрены их различные классификации. В результате исследования была разработана классификация нетарифных ограничителей, учитывающая особенности внешнеторгового регулирования на продовольственном рынке.
В итоге анализа тарифная квота была отнесена к количественным регуляторам внешней торговли. В связи с этим представляется целесообразным внести ясность в российское законодательство и предусмотреть возможность применения ТРК в одном документе - законе "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности".
Необходимо внести изменения в законодательную базу (Налоговый Кодекс, законы "О таможенном тарифе" и "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"), расширив сферу применения тарифной квоты не только для развивающихся, но и развитых стран.
Следует детализировать действующие способы администрирования, расширив число альтернативных вариантов проведения аукционов. Требуется подробно раскрыть основные принципы и особенности функционирования упоминаемого в законе метода общей очереди.
Предлагается увеличить число разрешаемых законодательством способов администрирования тарифной квоты. В данной связи необходимо добавить к уже имеющимся исторический метод, пропорциональное лицензирование, распределение среди ассоциаций производителей, различные варианты смешанных методов и др.
Для обеспечения успешного применения ТРК, учитывая сложный характер этого механизма, необходимо дополнить существующее законодательство специальным положением (методикой), которое бы детально прописывало процесс управления тарифными квотами (процедуру тарифного квотирования, принципы определения основных параметров квоты и их связь с конъюнктурой рынка и программами внутренней поддержки).



1. Анисимов Ю.Ю., О технических барьерах в международной торговле (стандартизация и сертификация), БИКИ №141-142, 1999
2. Анисимов Ю.Ю., Правила ВТО в отношении преференциальной торговли стран-участниц региональных экономических объединений // БИКИ №122, 1999
3. Афонцев С.А.,Экономико-политические механизмы тарифного регулирования импорта в современной России, эмпирический анализ, научный доклад№99/16, Российская программа экономических исследований 2000
4. Батанин В.В., Проблемы международной торговли сельскохозяйственной продукцией и «раунд тысячелетия», БИКИ №135, 1999
5. Батанин В.В., Проблемы интеграции стран с переходной экономикой в международную торговую систему // БИКИ №116, 1999
6. Велькен Э., Введение в теорию сельскохозяйственного рынка, Информагротех, Москва, 1999-280с.
7. Глобализация мирового хозяйства и место России // отв. редакторы Колесов В.П., Осьмова М.Н., МГУ им. Ломоносова, Москва, ТЕИС, 2000 - 230с.
8. Данильцев А.В., Международная торговля: инструменты регулирования, Москва, Деловая литература, 1999-293с.
9. Демьяненко В., Рылько Д., Мировая аграрно-продовольственная система // МэиМО, №8,
1998, с.31-37
10. Долгов С.И., Глобализация экономики новое слово или новое явление, Москва, Экономика, 1998-205с.
11. Долгов С.И., А.И. Покровский, Г.М, Денисов, Ключ к действующим правилам и процедурам в сфере внешнеэкономической деятельности, Москва, Victoria Publishing,
1996
12. Драганов В.Г.,Таможенно-тарифная стратегия России в связи с переговорами о присоедиении к ВТО // БИКИ №116, 1999
13. Дюмулен И.И., Всемирная торговая организация, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Москва, 1997
14. Загашвили В., Динамика и структура мировой торговли // МэиМО, №8, 1998, с.8-14
15. Киреев А., Международная экономика, Международные отношения, Москва, 2001
16. Клоков Е.Н., ВТО о протекционистских мерах в международной торговле // БИКИ №31 -
32, 2000
17. Курс экономики, Инфра-М, Москва, 1997
18. Курс экономической теории, под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.//АСА, Киров, 1994
- 624с.
19. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей, Москва, Прогресс Универс, 1992
20. Логинов В.Г., Квотирование как метод регулирования аграрного рынка, «Сахарная свекла», №6-8, 1998, с.2-5
21. Материалы научно-практической конференции "Всемирная торговая организация и национальные экономики. Опыт и проблемы", Москва, 21 апреля 2001
22. Материалы Материалы 4-й Международной конференции по сахару и подсластителям F.O. Licht's 4th International Sugar and sweeteners conference, 27-28 Oct 1999, Brussels
23. Материалы 5-й Международной конференции по сахару и подсластителям F.O. Licht’s 5th International Sugar and sweeteners conference, 21-22 Jun 2000, Moscow
24. Материалы Международного конгресса по сахару, International Sugar Congress, Berlin, Jul 3-6, 2000

154
25. Материалы Союза сахаропроизводителей России
26. Международные экономические отношения под ред. В.Е. Рыбалкина, Москва, ЮНИТИ,
2000
27. Мировая экономика, учебник под ред. Булатова А.С., Москва, Юристъ, 1999
28. Михайлов Ю.Н., Импорт и формирование рынка сахара России, ж-л «Сахар», №1, 2001, с.2-6
29. Обзор сельскохозяйственной политики РФ, Центр по сотрудничеству со странами- нечленами ОЭСР, 1998
30. Овчинников О.Г., Государственное регулирование аграрного сектора, Москва, ООО «ДеЛи», 1999 - 663с.
31. Орешкин В.А., Внешнеэкономический комплекс России на пороге XXI века - итоги, проблемы, перспективы развития, БИКИ №153-154, 1999, №12, 2000смацыйййй
32. Основы таможенного дела под ред. В.Г. Драганова, Москва, Экономика, 1998 г.
33. Папцов А.Г., Регулирование внешней торговли продовольствием в странах ЕС, ж-л «АПК: экономика, управление», №11, 1996
34. Папцов А.Г., Анализ основных праметров развития АПК России в условиях осуществления экономических преобазований, НИИТЭИагропром, 1995 -48с.
35. Пахомов А.А., Переговоры о присоединении России к ВТО // БИКИ №116, 1999
36. Пебро М., Международные экономические, валютные и финансовые отношения, Москва, Прогресс, 1994
37. Российский статистический ежегодник, ГКС России, Москва, 2000
38. Россия в цифрах, краткий статистический сборник, Госкомстат России, Москва, 1998 - 427с.
39. Сахарная промышленность России глазами американских экспертов (Доклад департамента сельского хозяйства Посольства США в России), «Сахарная промышленность», №5-6
40. Серков А., Регулирование продовольственного рынка России, «Экономика сельского хозяйства России», №9, 1997
41. Серова Е.В., Аграрная экономика, Государственный университет, Высшая школа экономики, Москва, 1999 - 477с.
42. Ситарян С.А., Либерализм и протекционизм во внешнеэкономической политике России, «Общество и экономика», №6, 1997
43. Соколов Д., Итоги квотного аукциона 2001, ноябрь 2001, www.dsokolov.com
44. Фомичев В.И., Международная торговля, Москва, Инфра М, 1998
45. Трейси М., Сельское хозяйство и продовольствие в экономике развитых стран, Санкт- Петербург, Экономическая школа, 1995


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ