ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ
1.1. Теоретико-методологические основы изучения
феномена экологического сознания
1.2. Анализ российского опыта исследования проблемы
экологического сознания молодежи
1.3. Анализ статистических показателей экологических
проблемы российских регионов
ГЛАВА II. ПРОГРАММНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ
КОМПЛЕКС ИССЛЕДОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЯ МОЛОДЕЖИ»
2.1. Методологические основы исследования
«Экологическое сознание молодежи»
2.2. Методические основы исследования «Экологическое
сознание молодежи (на примере НИУ «БелГУ»)» и создание инструментального комплекса
2.3. Апробация инструментария и менеджмент
исследования
ГЛАВА III. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
ИССЛЕДОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ»
3.1. Анализ линейного распределения по результатам
исследования «Экологическое сознание молодежи »
3.2. Корреляционный анализ данных исследования
«Экологическое сознание молодежи»
3.3. Выводы и рекомендации по результатам проведенного
исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. С течением времени и появлением все новых инноваций, среда, в которой живет человечество, претерпевает глобальные изменения. Уповать на то, что природа сама справится с той нагрузкой, которую на нее возлагают, становится уже невозможно. Поэтому со сравнительно недавних пор свои позиции упрочила такая наука, как экология. Данная наука вмещает в себя знания о взаимодействиях общества и природы, а так же всех видов живых организмов между собой.
Именно с помощью экологии возможно оценить масштаб воздействия жизнедеятельности человека на окружающую среду. Мировым сообществом выработана концепция устойчивого развития, которая ориентирована на то, что в дальнейшем общественный прогресс в техническом плане, будет максимально гармонично связан с развитием природной среды. В противном случае выжить в ней будет становиться всё сложнее, поскольку даже, так называемые «неисчерпаемые ресурсы», становятся исчерпаемыми в связи с их использованием в недопустимых пределах.
Формирование экологического сознания необходимо, чтобы глобальные проблемы не представлялись некой мифической угрозой. Экологическое сознание - это способность понимания неразрывной связи человеческого общества и природной среды и использования этого понимании в практической деятельности .
Чтобы «преодолеть кризис сознания человека, устранить искажения и деформации в его развитии, вызванные природопотребительской системой ценностей техногенного общества, нужно превратить его из средства социального развития в цель социоприродного развития. Для этого необходима экологическая переориентация человека, экологизация его ценностных представлений и этических норм» .
Формированию этих идей способствовали труды К. Э. Циолковского, Н. Ф. Федорова, В. И. Вернадского, которые так же стремились научно доказать необходимость гармоничного сосуществования общества и природы .
В настоящее время, когда человечество оказалось на грани экологического кризиса, пришло осознание того, что изменить ситуацию в лучшую сторону возможно, лишь кардинально поменяв сознание самих людей и их отношение к природе. Вероятно, совсем не случайно проблема экологического сознания стала в последние десятилетия особенно актуальной как в научных кругах, так и в сознании общественности.
Одной из причин ухудшения экологической ситуации в стране и истощение ее природных ресурсов согласно Концепции национальной безопасности РФ является низкий уровень экологической культуры общества.
Степень научной разработанности темы. Исследование экологического сознания как сложного социального феномена, обусловливающего трансформацию взаимоотношений в системе «общество - природа» в условиях экологической угрозы и реформирования российского местного самоуправления является предметной областью социальной философии, социологии культуры, экономической и духовной жизни.
В начале XX столетия проблему взаимодействия «общество - природа» в своих трудах поднимают социологи Чикагской школы (Э.У. Берджесс, Р. Э. Парк) .
Нужно также отметить выдающиеся работы В. И. Вернадского, Э. Леруа, П. Тейяра-де-Шардена .
Термин «экологическое сознание» появился в социальных науках во второй половине XX века. Так, в 1970-1980-е гг. появляются научные работы А. В. Гагарина, Э. В. Гирусова , в которых нашло отражение философское осмысление феномена экологического сознания .
В это же время за рубежом создаются первые теоретические концепции и на их основе проводятся первые эмпирические исследования экологического сознания. Различные концепции экологического сознания выдвинули К. Д. Ван Лир, Р. X. Вейгель, Р. Э. Дэнлап, Й. Кляй, М. П Мэлони, М. Й. Розенберг, М. Д. Уорд, X. Й. Фиткау .
Стоит особо выделить появившуюся в середине 80-х теоретическую публикацию Н. Г. Васильева, А. Н. Кочергина, Ю. Г. Маркова , в которой они связывают дальнейшее существование общества в ноосфере с формированием и распространением экологического сознания, что позволило бы сохранить Биосферу. В 1980-1990-е гг. феномен экологического сознания активно на теоретическом и эмпирическом уровне изучали В. В. Бахарев С. Д. Дерябо, Т. В. Иванова, И. В. Кряж, Д. Ж. Маркович, М. Межевич, Н. А. Разыграева, Л. Н. Савина, Э. Хольцер, Й. Шана .
В этот период проблемы экологии и экологического сознания нашли отражение в работах социологов У. Бека, Р. Инглехарта, Н. Лумана, А. Г. Стегний, И. А. Халий, О. Н. Яницкого . Они подготовили теоретическую основу для изучения феномена экологического сознания в социологии.
Однако, несмотря на наличие научных материалов об экологическом сознании, в настоящее время недостаточно исследований об экологическом сознании населения российских городов, а также отдельных групп населения, например, студентов, и его учете при решении органами местного самоуправления локальных экологических проблем. Зарубежный опыт изучения экологического сознания довольно обширен, однако практически не известен в Российской Федерации.
Проблема выпускной квалификационной работы заключается в противоречии между необходимостью развития экологического сознания молодежи г. Белгорода и слабой изученностью данного феномена социологическим сообществом.
Объект выпускной квалификационной работы - молодежь г.Белгорода.
Предмет выпускной квалификационной работы - структура и особенности экологического сознания молодежи г.Белгорода.
Бурное промышленное развитие двух последних веков показал человечеству, что технологии сами по себе вредны, так как уничтожают окружающую среду, и только внимание к экологическим проблемам может сделать развитие человеческой цивилизации устойчивым, обеспечивающим будущее, в котором есть место не только технике, но и природе, да и самому человеку. Опыт решения экологических проблем показал, что только безусловное понимание большинством населения важности и насущности задач экологии может сделать решение экологических проблем устойчивым и перспективным. Следовательно, перед обществом встает задача воспитания у населения экологического сознания.
Научное исследование как самого понятия экологического сознания, так и путей его формирования далеко от завершенности. Зарубежные исследователи накопили немалый опыт изучения экологического сознания, но он малоизвестен и малоприменим в Российской Федерации из-за несовпадения подходов и терминов. Отсюда вырисовывается проблема выпускной квалификационной работы, основывающаяся на противоречии между необходимостью воспитания экологического сознания у молодежи и недостаточной научно-практической проработанностью данного понятия.
Объектом выпускной квалификационной работы в процессе создания методологического обоснования исследования была выбрана молодежь НИУ «БелГУ». Предметом исследования закономерно выступили особенности и структура экологического сознания молодежи НИУ «БелГУ». В качестве цели исследования было заявлено выявление факторов, определяющих экологическую сознательность молодежи НИУ «БелГУ».
Для достижения поставленной цели было проведено изучение состояния изученности вопроса. На основании изученного материала были уточнены цели исследования и выдвинуты основные гипотезы: преобладание когнитивный и аффективно-оценочный компоненты экологического сознания над поведенческим, связанная с этим нераспространенность конкретных экологические поступков среди молодежи, скептическое отношение к индивидуальным усилиям при решении экологических проблем. Согласно гипотезе исследования большая часть молодежи считает, что экологические проблемы должны решаться изданием нормативных актов и контролем их соблюдения.
Был разработан программно-инструментальный комплекс
исследования, проведена интерпретация и операционализация основных понятий. В связи со сложностью проблемы было решено исследовать ее тремя методами: методом массового опроса, опросом экспертов и углубленными интервью.
Была составлена программа исследования, выявлены риски исследования, проведено пилотажное исследование, уточнившее вопросы анкеты для массового опроса респондентов.
Анализ результатов проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы.
1. При анализе ответов на вопрос о важности различных проблем проблемы экологии на последнем месте среди 13 важных проблем современного мира. Наиболее важными для респондентов оказываются социально-экономические проблемы.
2. Исследование установило, что не сомневающихся, что их интересуют проблемами экологии, 10,34%. Наиболее многочисленна группа интересующихся экологией крайне редко. Обсуждаются экологические проблемы прежде всего с друзьями и знакомыми. Не слишком популярны интернет-форумы, а значит и широкое обсуждение экологических проблем. Наиболее популярным средством информации о проблемах экологии является интернет. На втором месте телевидение. Наименьшим успехом пользуются специализированные экологические семинары.
3. Тема экологии не является для респондентов чем-то новым, подавляющее большинство узнали о ней еще в школе. Но около трех четвертых опрошенных ничего не знают об экологических мероприятиях в университете, около 80% ничего не знают об экологических мероприятиях в городе. Подавляющее большинство респондентов никогда не принимали участие в экологических мероприятиях в городе.
Можно сделать вывод, что в своей массе респонденты выказывают равнодушие к проблемам экологии.
При определении направлений развития политики решения экологических проблем выяснилось, что респонденты предпочитают административные и прочие репрессивные методы решения проблем: наиболее популярны штрафы (28,3% ответов, 73% опрошенных), мероприятия, проводимые и контролируемые органами власти (23%, 64%), жесткие стандарты (33%, 62%). Тем самым можно считать подтвержденной гипотезу о том, что большая часть молодежи (~75%) считает, что экологические проблемы должны решаться изданием нормативных актов и контролем их соблюдения.
О возможности помощи пропаганды заявило только 13% респондентов. Достаточно большое количество респондентов верит в успех образовательных программ (37% респондентов).
Что касается участников интервью, то они высказались неуверенно по поводу пользы от репрессивных метолов решения экологических проблем. Мнение экспертов также было неоднозначным, они отметили как необходимость применения штрафов и санкций, так и низкую их применимость в условиях сложившейся системы неравенства перед законом различных представителей бизнеса и власти.
4. Большинство респондентов распределяет приоритеты решения экологических проблем так, чтобы ответственность не касалась их лично. Это еще более заметно при анализе прямых указаний на ответственных за решение экологических проблем.
Методами корреляционного анализа была исследована связь между переменными «кто должен быть ответственным за решение экологических проблем» и «что можно сделать каждому для решения проблем» с послойным анализом для переменной «пол».
Общее впечатление о связях между выбором ответственного за решение экологических проблем и способа участия в решении экологических проблем представляется следующим: подавляющее большинство выбирает в качестве ответственных власть или бизнес и при этом либо не видит личного участия в решении экологических проблем или сводит его к поддержке решения властей. Меньшинство считает ответственным общество или всех и каждого, и при этом занимает более активную позицию по отношению к личному участию в решении экологических проблем. Тем самым подтверждается гипотеза о том, что к возможностям индивидуальных усилий для решения экологических проблем отношение скептическое.
5. Наиболее интересное мнение о том, кто должен быть ответственным за решение экологических проблем дали эксперты. По их мнению, бизнес должен отвечать только за те проблемы, которые создает производство. Он должен предотвращать влияние, устранять и оплачивать последствия, компенсировать ущерб пострадавшим.
Правительство должно отвечать за общие проблемы муниципального и федерального хозяйства, такие, как управление переработкой городского мусора, контроль за выхлопными газами, управление государственными службами контроля и проверки экологических параметров.
Обыватели должны понимать, что они в ответе за те вещи, которые зависят от них. Не мусорить, участвовать в экологических мероприятиях, тушить за собой костры в лесу.
6. Было исследовано отношения респондентов к личному участию в решении экологических проблем.
Большинство респондентов готовы принимать участие в уборках территории. Проявляется интерес к раздельному сбору мусора. Неожиданно популярны такие виды деятельности как пропаганда и «развитие у себя экологического сознания». Предположительно, одним из мотивов выбора двух последних вариантов ответов было отсутствие конкретных физических усилий. Почти четверть респондентов (24%) готовы ограничить себя в потреблении продуктов, использование которых приводит к загрязнению окружающей среды.
И важный вывод: более трети респондентов (34%), не готовы делать хоть что-нибудь для решения экологических проблем.
7. Также было исследовано состояние дел с текущим участием респондентов в экологических мероприятиях.
Один из важных фактов, полученных в результате исследования, это то что 45,8% респондентов никаким образом не участвуют в экологических мероприятиях. Тем самым подтверждается гипотеза о том, что конкретные экологические действия среди молодежи не распространены.
Из каким-либо участвующих около четверти участвует в уборках территории. Немало участвующих в раздельном сборе мусора, агитации. Стараются не использовать продукции, вредящей экологии 13,6%. Небольшая доля респондентов объявила, что в той или иной форме развивает свое экологическое сознание.
8. Подтверждены основные гипотезы исследования: о преобладании когнитивный и аффективно-оценочный компоненты экологического сознания и небольшой доле поведенческой компоненты в экологическом сознании молодежи подтверждаются. В частности, неготовность большинства респондентов к практическому участию в решении экологических проблем, перенос ответственности с себя лично на органы власти или бизнес говорят о том, что отношение к экологическим проблемам аффективно-оценочное, несмотря на то что респонденты выражают готовность усиления поведенческого компонента. Частично это объясняется тем, что многие не считают экологическую ситуацию достаточно серьезной и в подавляющем большинстве думают, что пока с экологией все не так плохо и еще может подождать.
Возможно именно такое отношение заставило участников интервью и экспертов оценить как весьма отдаленный по времени факт ситуацию распространенности в нашем обществе экологического сознания.
Но в любом случае развитие экологического сознания необходимо. И оно невозможно без воспитания.
Предлагается силами Центра социологических исследований и географического факультета создать Центр экологического мониторинга при НИУ «БелГУ», который будет не только заниматься мониторингом экологического состояния города Белгорода и Белгородского района, но и заниматься проблемами воспитания экологического сознания у молодежи Белгорода.
Одной из первых задач по развитию экологического сознания, которые могли бы быть решены с помощью центра экологического мониторинга, является акция «Экологическая библиотечка школьника», с помощью которой в библиотеках школ города Белгорода были бы созданы подборки книг по экологии. Данная акция позволила бы познакомить между собой как участников экологического движения, так и педагогов средних школ, а также активных неравнодушных школьников.
Воспитание экологического сознания невозможно без личного ощущения своей ответственности перед природой. В связи с этим предлагается с помощью центра экологического мониторинга провести конкурс проектов экологических мероприятий в пределах Белгородской области. Лучшие проекты могут быть предоставлены в экологические службы администрации Белгородской области на предмет изучения возможностей реализации.
Проведенное исследование выявило много интересных и полезных результатов. Все гипотезы исследования были подтверждены. Результаты могут быть использованы для дальнейших исследований.
1. Об охране окружающей среды [Электронный ресурс]: Федеральный
закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ. - Режим доступа к изд. : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/. - Систем.
требования: IBM PC, Internet Explorer.
2. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года: (утв. Президентом РФ 30.04.2012)[Электронный ресурс].- Режим доступа к изд. :http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117/. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
3. Об объявлении 2013 года Годом экологической культуры и охраны окружающей среды в Содружестве Независимых Государств [Электронный ресурс]: Решение Совета глав государств СНГ от 5 декабря 2012 г. - Режим доступа к изд. :http://www.e-cis.info/page.php?id=23215. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
4. Бахарев, В. В. Экологическая культура как фактор устойчивого развития социума [Текст] / В. В. Бахарев. - Ульяновск:УлГУ,1999. - 447 с.
5. Буджнева, Р. У. Диалектика формирования экологического сознания в условиях социализма [Текст] / Р. У. Буджнева. - М.: Сардарики, 2001. - 341 с.
6. Вернадский, В. И. Научная мысль как планетное явление [Текст] / В. И. Вернадский; Отв. ред. А.Л. Яншин. - М.: Наука, 1991. - 270 с.
7. Гагарин, А. В. Воспитание природой: Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания [Текст] /
А. В. Гагарин. -М.: Изд-во МГППИ, 2000. - 164 c.
8. Гирусов, Э. В. Система «общество - природа» (проблемы социальной экологии) [Текст] / Э. В.Гирусов. -М.: изд-во Моск. ун-та, 1976. - 435 с.
9. Глебов, В. В. Экологическая психология[Текст]: Учеб. Пособие /
В. В. Глебов. - М.: РУДН, 2008. - 388 с.
10. Горшков, М. К. «Идеальное общество» в мечтах людей в России и в Китае[Текст] / отв. ред. М. К. Горшков, П. М. Козырева, Ли Пэйлинь, Н. Е. Тихонова; Институт социологии РАН. - М.: Новый хронограф, 2016. - 424 с.
11. Двойнев, В. В. Экологическое сознание городского населения: состояние и перспективы развития [Текст]: Автореф. дис. ... канд. социол. наук / В.В. Двойнев. - Смоленск: изд. Смолен.университета, 2009. - 35 с.
12. Дерябо, С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания [Текст] / С. Д. Дерябо. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. - 310 с.
13. Кочергин, А. H. Экологическое знание и сознание: Особенности формирования [Текст] / А. Н. Кочергин, Ю. Г. Марков, Н. Г. Васильев; Отв. ред. Г.А. Антипов; АН СССР, Сиб. отд-ние, Ин-т истории, филологии и философии. - Новосибирск: Наука, 1987. - 218 с.
14. Леруа, Э. Догмат и критика[Текст]/Э. Леруа. - М.: Феникс, 1915. - 529 с.
15. Маркович, Д. Ж. Социальная экология[Текст] / Д. Ж. Маркович. - М.: Изд-во РУДН, 1997. - 436 с.
16. Пахомов, Ю. Н. Экочеловек как субъект социоприродного развития [Текст]: автореф. дис.. докт. социол. наук / Ю. Н. Пахомов. - СПб., 2003. - 120 с.
17. Ситаров, В. А. Социальная экология [Электронный ресурс]: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров, В. В. Пустовойтов.- М.: Издательский центр «Академия», 2000. - Режим доступа к изд. : http://www.studfiles.ru/preview/3053433 - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
18. Тейяр де Шарден, П. «Феномен человека» [Текст]: Перевод и примечания Н. А. Садовского / П. Тейяр де Шарден.- М.: Прогресс, 1965. - 373 с.
19. Яо, Л. М. Социокультурные факторы формирования экологического сознания [Текст] / Л. М.Яо. -Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2002. - 176 с.
20. Аутлева, А. Н. Сущность экологического сознания [Текст] / А. Н. Аутлева// Вестник Адыгейского государственного университета (Вопросы экологии, природопользования). - 2005. - № 3. - С. 29-31.
21. Бегидова, С. Н. Структура экологического сознания[Электронный
ресурс]/ С. Н. Бегидова, И. В. Макрушина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2014. - № 3 (143). - Режим доступа к
изд.:ййр://суЬег1ептка.ги/агйс1е/п/з1гик1игаеко1од1сйезкодо-зо7пашуа. -
Систем.требования: IBM PC, Internet Explorer.
22. Белгородский государственный университет [Электронный ресурс]: Википедия. - Режим доступа к изд.:1тПрз:// гиликщесНа.огцАикг. - Систем. требования: IBM PC, Internet Ехр1огег.
23. Бёрджесс, Э. Рост города: Введение в исследовательский проект[Текст] / Э. Бёрджесс // Социальные и гуманитарные науки за рубежом. - Сер. 11. - Социология. - 2000. - № 4. - С. 33-56.
24. Библиотекарь.Ру. Социальная экология[Электронный ресурс]. - Режим доступа к изд.: йй:р://’№№№.Ь1Ь1Юекаг.ги/зос1а1пауа-есо1од1а/56.Йш.- Систем.требования: IBM PC, Internet Ехр1огег.
25. Гирусов, Э. В. Восхождение к экологической культуре: необходимость и сущность[Текст] / Э. В. Гирусов // Библиотечное дело. - СПб., 2010. - № 3. - С. 6-11.
26. Ермолаева, П. О. Экологическая культура российского и американского студенчества[Текст]/ П.О. Ермолаева // СОЦИС. - 2012.- №12. - С.80-89.
27. Ермолаева, В.Е. Основы этики отношений с природной средой [Текст]/ В.Е. Ермолаева, Ю. Харгроув// Глобальные проблемы и перспективы цивилизации. Философия отношений с природной средой. - М.: ИНИОН, РАН, 2012. - С. 75-81.
28. Иванова, T. В. Экологические ценности в общественном сознании [Текст]/ T. В.Иванова // Вопросы психологии. - 1999. - № 3. - С. 83-88.
29. Социальная экология [Электронный ресурс]//Журнал «Санкт- Петербургский университет». - Режим доступа к изд. : http://journal.spbu.ru/?p=10478.- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
30. Калинин, В. Б. Формула экологического образования [Текст]/ В. Б. Калинин // Экология и жизнь. - 1996. - № 1. - С. 38-44.
31. Колоскова, Н. Е. Зеленые библиотеки Москвы [Текст]/
Н. Е. Колоскова// Библиотека в школе. - 2013. - № 6. - С. 43-45.
32. Кряж, И. В. Психосемантическое исследование обыденных экологических представлений [Текст]/ И. В.Кряж// Вопросы психологии. - 1998. - № 1. - С. 65-75.
33. Лещинская, В.В. Экология и молодежь: роль библиотек в формировании гражданской позиции[Текст]/ В.В. Лещинская // Библиотековедение. - 2013. - №1. - С.19-25.
34. Лещинская, В.В. Конкурс-фестиваль работ по экологической тематике: тенденции, новые формы и методы работы[Текст]/ В.В.Лещинская // Библиотека в школе. - 2010. - № 14(266).- С. 32-38.
35. Маркович, Д. Ж. Глобализация и экологическое образование [Текст] / Д. Ж. Маркович // СОЦИС. - 2001. - № 1. - С. 17-24.
36. Метод «снежного кома» [Электронный ресурс]// Сайт «Студопедия». - Режим доступа к изд.: https://studopedia.ru/metod-snezhnogo- koma.html. - Систем. требования: IBM PC, InternetExplorer.
37. Объем выборки опроса [Электронный ресурс]// Сайт SurveyMonkey. - Режим доступа к изд.: https://www.surveymonkey.ru/mp/sample-size/- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
38. Панов, В. И. Концепция устойчивого развития: экологическое мышление, сознание, ответственность [Текст]/В. И. Панов, Э. В. Лидская // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Социально-экологические технологии». - 2013. -№ 1. - С. 38-50.
39. Расчет размера выборки [Электронный ресурс]// Сайт «Социология по-новому». - Режим доступа к изд.: http://socioline.ru/rv.php.- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
40. Рупосов, В. Л. Методы определения количества экспертов [Текст]/ В. Л. Рупосов// Вестник ИрГТУ. - 2015. - №3. - С. 71-72.
41. Савицкая, Е. А. Экологическая культура как важный аспект межкультурной коммуникации[Текст]/ Е. А. Савицкая// Вестник Московского государственного лингвистического университета.- 2013. - № 1.-С.55-63.
42. Социологическое исследование «Экологическая культура
молодежи» [Электронный ресурс]. -Режим доступа к
изд. : http://dmoshans.ru/shans-press/sociologicheskie- issledovaniya/sociologicheskoe-issledovanie-ekologicheskaya-kultura-molodezhi-/ - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
43. Стегний, А. Г. Артикуляция экологической проблематики: опыт контент-анализа [Текст]/ А. Г. Стегний// Личность. Культура. Общество. -М.: Наука, 2000. - Том II. - Вып 1(2). - С. 181-194.
44. Термины МЧС - [Электронный ресурс]: Сайт «МЧС России». - Режим доступа к изд.: http: // www.mchs.gov.ru/dop/terms/item/86971/.- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
45. Ульянова, Н. В. Экологическое сознание и экологическая культура, проблемы и перспективы [Текст]/ Н. В. Ульянова // Вестник ТГПУ. -№ 6 (69). -2007. - С. 57-61.
46. Фахретдинова, А. Б. Экологическое сознание современной молодежи (на материалах социологического исследования студентов Казанского государственного энергетического университета) [Текст]/ А. Б. Фахретдинова, Л. Р. Замалетдинова// Вестник экономики, права и социологии. Социология. - 2017. - № 1. - С. 44-53.
47. Филипенко, В. Ю. Экологическое сознание: антропоцентризм и экоцентризм[Текст]/ В. Ю. Филипенко // Молодой ученый Казанского государственного энергетического университета. - 2016. - №11. - С. 1818-1822.
48. Халий, И. А. Экологические инициативы в крупном индустриальном центре [Текст] / И. А. Халий// СОЦИС.- 1992. - № 12. -
С. 71-80.
49. Экологическая культура Россиян [Электронный ресурс] / Всероссийский опрос ВЦИОМ. Пресс выпуск №1670. - Режим доступа к изд. : https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=111285. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
50. Экологическое сознание [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике. - Режим доступа к изд. : http://dic.academic.ru/dic.nsf/emergency/3350/- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
51. Экологическое сознание [Электронный ресурс] // Экологическая психология. - Режим доступа к изд.: http:// mypsiholog.com/ ecology- psychology/106-ekologicheskogo-soznaniya-klyuchevoe-ponyatie- ekologicheskoy-psihologii.html. - Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
52. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике [Электронный ресурс]// Сайт Академик. - Режим доступа к изд. : https://psychology_pedagogy.academic.ru/14810- Систем. требования: IBM PC, Internet Explorer.
53. Яницкий, О. Н. Экологическая социология как риск-рефлексия / О. Н. Яницкий // СОЦИС.- 1999. - № 6. - С. 50-66.
54. Dunlap, R. E. The New Environmental Paradigm. A proposed measuring instrument and preliminary results [Текст] / R. E. Dunlap //Journal of Environmental Education. - 1978. - № 9. - P. 10-19.
55. Inglehart, R. Changingvaluesandtheriseof environmentalism in western countries [Текст]/ R. Inglehart. - Berlin: Wissenschaftszentrum, 1982. - 385 p.
56. Kley, J.Verhaltenswirksame Vanablen des UmweltbewuBtsems [Текст] / J.Kley, H.-J.Fietkau// Psychology und Praxis. - 1979. - 1-5. - P. 13-22.
57. Luhmann, N. OkologischeKommumkationkann d modern Gesellschaftsich auf okolog Gefihrdungeneinstellen? [Текст] / N. Luhmann. - Opladen, 1990. - 428 p.
58. Maloney, M. P. Ecology. Let's hear it from the people [Текст]/ M. P. Maloney, M.D. Ward // American Psychologist. - 1973. - № 28. - P. 583¬586.
59. Park, R. E. Society: Collective Behaviour. News and Opinion, Sociology and Modern Society [Текст]/ R. E. Park. -Glencoe, 1955. - P. 34-37.
60. Schan, J. Konstruktion, Validienmg und Anwendung von SkalenzurErfassung des mdividuellen Umweltbewusstseins [Текст]/ J. Schan, E. Holzer// Zeitschnftf Ur Differentielleund Diagnostische Psychologie. - 1990. - 11(3). - P. 185-204.