Введение 3
Глава 1. Обзор теоретических аспектов личности в психологии 5
1.1 Понятие и структура личности человека 5
1.2 Формирование и развитие личности человека 8
Глава 2. Сущность деструктивного развития личности 12
2.1 Деструктивное развитие личности как психологическая защита против неблагоприятной социальной среды 12
2.2. Способы коррекции деструктивного развития личности 16
Заключение 19
Список использованных источников 20
Деструктивное развитие личности отражается на его поведении. В условиях сегодняшнего нестабильного социально-экономического состояния в обществе отмечается возрастание темпа жизни человека, так как люди вынуждены больше работать и подрабатывать, все меньше уделяя времени на культурный отдых или даже просто на осознание себя в этом мире (самоидентификацию).
Отсюда возникает стресс, который приводит к напряжению, страхам остаться без средств к существованию и подобные переживания находят свое отражение в поведении человека, которые выражаются в деструктивных действиях – алкоголизм, наркомания, немотивированная агрессия, суицидальные попытки. На сегодняшний день в обществе наблюдается рост подобных деструктивных действий среди населения. Современная ситуация в стране выражает значимость и актуальность исследования проблемы деструктивного развития личности человека и факторов, влияющих на такое развитие.
Актуальность работы заключается в изучении деструктивного развития личности как разновидности психологической защиты, которая в свою очередь является индикатором неблагополучной социальной среды.
Неблагоприятная социальная среда оказывает плохое воздействие на психоэмоциональное состояние и здоровье личности. Благополучная социальная среда является основным источником гармоничного существования личности, а неблагоприятные условия среды формируют негативные поведенческие паттерны.
Неблагополучие социальной среды характеризуется социальной нестабильностью, обусловливая её как кризисную, экстремальную, критическую, переломную и неопределенную, что приводит к возникновению
трудной жизненной ситуации, которая влияет на формирование психологических защит у личности человека, но какой она будет – деструктивной или конструктивной зависит от самого человека, от его мотивов, эмоционального настроя и жизненных ориентиров.
Цель работы изучить деструктивное развитие личности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- дать понятие и структуры личности человека;
- отразить процесс формирования и развития личности человека;
- раскрыть сущность деструктивного развития личности как психологической защиты против неблагоприятной социальной среды;
- выявить способы коррекции факторы социальной среды, влияющие на развитие деструктивно настроенной личности.
Объектом изучения является личность в человеке.
Предметом изучения является деструктивное развитие личности.
При написании нами использованы общенаучные методы познания такие как, логика, диалектика, анализ, синтез, индукция и дедукция. При написании работы нами использовалась учебное пособие и научные статьи, посвященные тематике работы.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Подводя итог работы, в заключении отметим, что развитие личности человека проходит через социализацию и воспитание, и носит длительный, характер. Гармоничное развитие личности – это идеал, к которому нужно стремится, но у каждого свое представление о гармонии.
В настоящее время, представления о личности составляют специальную область психологии личности, включающуюся в область и теорию социальных представлений. Это представления о нравственности, политике, праве и, в том числе, личности, ее ответственности и т.д. Данная область психологии изучает и обыденные представления реальных людей, живущих в том или ином обществе, так называемые имплицитные теории личности.
Деструктивное развитие личности это плохое направление для развития, но иногда находясь в неблагоприятной социальной среде при наличии напряжения, личность сама того не понимая уходит в отстраненность и деструкцию.
Долгое время деструктивное развитие личности, рассматривалось как разновидность психического расстройства, но в последние годы, однако, учеными доказано, что деструкция может проявляться и у здоровых людей при воздействии определенных неблагоприятных факторах.
Отсюда можно сделать вывод о том, что наступление деструктивного развитие личности во многом зависит от саморегуляции психических процессов и самооценки, так как она является регулятором поведения личности. Это обратимы процесс развития личности, но только при условии желания самой личности.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что задачи поставленные нами в начале работы разрешены, а цель по изучению темы деструктивного развития личности можно считать достигнутой.
1. Абульханова-Славская, К. А., Славская, А. Н., Леванова, Е. А., Пушкарева, Т. В. Общие подходы к изучению личности / К. А. Абульханова-Славская, А. Н. Славская, Е. А. Леванова, Т. В. Пушкарева // Педагогика и психология образования. - 2018. - № 4. - С. 178-190
2. Ананьев, Б. Г. Психологическая структура человека как субъекта / Б. Г. Ананьев // Человек и общество. - 1967. – Вып. 2 - С. 235–249.
3. Батуева, С. В. Деструктивные психологические защиты личности, как индикатор неблагополучия социальной среды / С. В. Батуева // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 2. - №1(12). - С. 3-6.
4. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман – М.: «АСТ», 2009. – 422 с. – ISBN 978-5-9762-2305-9
5. Кузнецова, М. Н. Обзор теоретических аспектов деструктивного поведения личности /М. И. Кузнецова /// Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 340-343.
6. Маклаков, А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2020. - 583 с. – ISBN 978-5-4461-1062-9
7. Психология [Электронный ресурс] / М. А. Лукацкий, М. Е. Остренкова - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. -URL:http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970440841.html/ (дата обращения: 28.03.2021) – Режим доступа: ЭБС «Консультант студента. Электронная библиотека медицинского вуза».
8. Столяренко, Л. Д. Психология: Учебник для вузов. / Л. Д. Столяренко. – СПб.: Питер, 2014. - 592 с. – ISBN 978-5-496-00045-1