Введение 3
Глава 1. Гастрономические и кулинарные издания сегмента досуговой журналистики 6
1.1. Кулинарные и гастрономические издания: общее и особенное 6
1.2. Обзор рынка кулинарных и гастрономических изданий 12
Глава 2. Выявление и анализ особенностей контента элитарного гастрономического журнала «SAVEURS» 46
2.1. Гастрономический репортаж как отличительный жанр в журнале
«SAVEURS» 46
2.2. Эстетизация образа жизни в журнале «SAVEURS» 59
Заключение 70
Список литературы
Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что в настоящее время одним из самых перспективных сегментов журналистики сферы досуга и образа жизни являются издания, главным объектом в которых выступает еда. Наблюдается общая тенденция развития культуры еды в России и выхождения ее за пределы традиционной домашней кухни, что отражается и на освещении этой тематики в СМИ: процесс развития так называемой food- журналистики активизируется. Качественная food-журналистика из блогов и сетевых ресурсов переходит и на страницы печатных изданий, укрепляя свои позиции среди изданий сферы досуга.
Чтобы понять особенности функционирования таких изданий на современном рынке, а также выявить свойства, выделяющие их среди прочих изданий сферы досуга, мы предприняли попытку проанализировать опыт существования и отличительные черты контента одного из качественных элитарных гастрономических журналов на рынке. Для этого обратимся к русскоязычной версии глянцевого элитарного американского журнала «SAVEURS».
Степень научной разработанности предложенной темы нельзя назвать высокой. Многие исследователи обращались к анализу общих особенностей журналов сферы досуга и образа жизни, однако все изученные работы описывают свойства преимущественно женских глянцевых, рекреативных а также трэвел-изданий (изыскания В.С. Виноградского, М.Ю. Гудовой, Л.Р. Дускаевой, А.Ю. Маевской, Н.С. Цветовой и других).
Все журналы, так или иначе тематически связанные с едой, объединяются исследователями в одну группу простейших кулинарных изданий. При этом отличительные черты food-журналистики учеными не рассматриваются, как и особенности элитарной гастрономической прессы. Схожие выводы можно сделать в результате анализа работ зарубежных исследователей медиа-сферы.
В связи с этим научная новизна данной работы состоит в детальном изучении рынка журналов, главным объектом в которых выступает еда, а также в изучении особенностей таких изданий. Кроме того, мы предлагаем разделить их на издания кулинарные и гастрономические с обоснованным выделением критериев и особенностей, присущих каждому типу.
Объект данного исследования - кулинарные и гастрономические журналы.
Предмет - отличительные особенности контента глянцевого гастрономического издания на примере русскоязычной версии элитарного американского журнала «SAVEURS».
Цель работы - выявить специфику и особенности русскоязычной версии элитарного гастрономического американского издания в контексте рынка отечественных кулинарных и гастрономических СМИ.
Поставленная цель предполагает выполнение ряда задач для ее успешного достижения:
1) проанализировать имеющиеся научные изыскания по food- журналистике и выявить основные тенденции;
2) разграничить кулинарные и гастрономические журналы по ряду сформированных нами критериев;
3) с помощью соответствующих критериев провести обзор российского рынка изданий, посвященных еде, и определить их принадлежность к кулинарным или гастрономическим журналам;
4) на базе проведенного обзора сделать вывод о состоянии российского рынка food-журналистики и определить в нем место русскоязычной версии элитарного американского журнала «SAVEURS»;
5) выявить основные отличительные черты контента гастрономического элитарного издания на примере американского журнала «SAVEURS»;
6) раскрыть своеобразие освещения гастрономической тематики журналом «SAVEURS».
Теоретической базой послужили работы историков и теоретиков, посвященные российской журналистике в целом, а также изданиям досуга и образа жизни. Данную базу составили работы отечественных и зарубежных авторов, в т. ч. Е.Л. Вартановой, Н.Б. Кирилловой, Р. Кона, С.Г. Корконосенко, Н.Н. Мироненко, Б.Я. Мисонжникова, Дж. Рассела, Т.Ю. Редькиной, О.В. Ромаха, А.А. Слепцовой, а также А.А. Тертычного,.
Методологическую базу исследования составляет совокупность следующих методов: сравнения, содержательного анализа текстов, контент- анализа изданий и описательно-аналитический метод, предусматривающий непосредственное изучение анализируемых явлений наряду с систематизацией наблюдаемых фактов.
Эмпирическую базу данной работы составили текстовые и фотоматериалы десяти номеров русскоязычной версии элитарного гастрономического американского журнала «SAVEURS».
Структура выпускной квалифицированной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В данном исследовании мы рассмотрели отличительные особенности контента глянцевого элитарного гастрономического журнала на примере русскоязычной версии американского журнала «SAVEURS».
Проделанная работа позволила нам сделать следующие выводы. Прежде всего, мы установили, что немногочисленные научные изыскания по food-журналистике относят все журналы, главным объектом в которых выступает еда, к группе тематических досуговых кулинарных изданий массовой направленности. Однако проведенный анализ показал наличие большого внутреннего разнообразия в группе food-журналов. В связи с этим мы предложили разграничить их на массовые кулинарные и элитарные гастрономические издания по ряду предложенных нами критериев. Так, мы выявили, что основной целью кулинарных журналов является упрощение процесса приготовления пищи, тогда как для гастрономических принципиально важным является обратить внимание читателей на культуру еды.
С помощью соответствующих критериев мы произвели обзор российского рынка изданий, тематически связанных с едой. А именно, рассмотрели особенности десяти крупнейших российских печатных журналов и русскоязычных версий зарубежных изданий, так или иначе посвященных еде. Результаты обзора мы оформили в сравнительной таблице. Анализ показал, что подавляющее большинство из рассмотренных изданий (семь журналов) являются чисто кулинарными; один журнал содержит черты как кулинарного, так и гастрономического, поэтому мы склонны причислить его к изданиям переходного типа; еще один журнал не входит ни в одну из рассматриваемых нами групп, поскольку является узконаправленным профессиональным изданием. Полностью гастрономическим и соответствующим всем критериям элитарного гастрономического издания является только один журнал - русскоязычная версия американского журнала «SAVEURS».
Поскольку мы доказали исключительность «SAVEURS» на российском рынке food-журналов, мы посчитали целесообразным выявить особенности контента элитарного гастрономического издания на примере данного журнала.
Мы обратили внимание на большое количество международных репортажных материалов на страницах издания и выдвинули гипотезу о том, что данные тексты могут быть отнесены к отдельной группе гастрономических репортажей. Чтобы доказать это, мы рассмотрели в текстах «SAVEURS» такие основополагающие репортажные элементы, как место действия, герои и сцены и пришли к выводу, что каждый из элементов тематически связан с едой и, кроме того, идеализирует ее. Мы отметили, что с помощью гастрономических репортажей из зарубежных регионов журналисты «SAVEURS» различными приемами стараются оторвать читателя от действительности и через чувственное описание вкусов и запахов погрузить его в идеализированный мир гастрономии.
Значительного внимания заслуживает тот факт, что в каждом репортаже авторы намеренно пытаются сделать главными героями не людей, а изысканные блюда и далекие города, в которых происходит гастрономическое действие. В связи с этим мы пришли к заключению, что гастрономический репортаж является одной из важнейших отличительных особенностей контента глянцевого элитарного гастрономического журнала.
Кроме того, в процессе анализа репортажных текстов мы обратили внимание на наличие ярко выраженного художественного компонента в текстах. Часто публицистический язык на страницах «SAVEURS» заменяется художественным, при этом каждое описание главного объекта, еды и процесса ее приготовления, представляется как настоящее искусство. Вследствие этого мы предположили, что эстетизация образа жизни в текстах «SAVEURS» является еще одной особенностью контента элитарного гастрономического журнала. Нами было выявлено, что в репортажах издания полностью отсутствуют негативные персонажи, образы и аспекты: журналисты предлагают читателям исключительно положительное эстетическое описание мира гастрономии и его героев. Авторы текстов как бы отправляют аудиторию в виртуальное сказочное гастрономическое путешествие, вырывая их из действительности, тем самым создавая у читателей особое эстетическое впечатление от прочтения таких репортажей.
Таким образом, на основании нашего исследования и сделанных выводов можно говорить о том, что элитарные гастрономические журналы обладают спецификой и особенностями, отличающими их от кулинарных досуговых изданий массовой направленности. В основе философии гастрономических изданий стоит культура еды, искусство ее приготовления и культ гедонизма.
В настоящее время русскоязычная версия американского журнала «SAVEURS» оказалась в сложном положении из-за экономического кризиса в России и продуктовых санкций: большая часть продуктов, о которых говорят авторы журнала, не попадает на отечественный рынок. Исходя из этого, мы делаем вывод, что целевой аудитории у издания в России стало значительно меньше. Несмотря на это, наше исследование помогло выявить, что русскоязычная версия американского «SAVEURS» - исключительный гастрономический журнал, который является настоящим явлением на российском рынке досуговых СМИ, посвященных теме еды, и который так или иначе находит свою узкую аудиторию в лице ценителей высокой гастрономической культуры.
1. Федеральный закон от 27 декабря 1991 года N 2124-1 «Закон о средствах массовой информации».
Книги, монографии, сборники статей
На русском языке:
2. Барнева Е.В., Шишкин Н.Э., Петрова О.А. Журналистское мастерство: Учеб.-метод. пос. для студ. специальности 03061 «Журналистика». Тюмень, 2008.
3. Буряковская В.А. Глянцевый журнал как феномен массовой культуры: речевое и прагматическое представление. Волгоград, 2012.
4. Вартанова Е.Л. О современных медиа и журналистике. Заметки исследователя. М.: МедиаМир, 2015.
5. Виноградский В.С. Типологические и стилистические особенности иллюстативно-популярных изданий. М., 2005
6. Виноградский В.С., Куницина Н.А. Глянцевая пресса. Методика анализа. М., 2007.
7. Гудова М.Ю. Женские глянцевые журналы: хронотип воображаемой повседневности. Екатеринбург, 2010.
8. Гут В. Имидж глянцевых журналов: особенности его
формирования//Журнал «Корпоративная имиджеология». № 1, 2008.
9. Журналистика сферы досуга : учеб. пособие / под общ. ред. Л.Р. Дускаевой, Н.С. Цветовой. СПб. : Высш. школа журн. и мас. коммуникаций, 2012.
10. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна до постмодерна. М., 2006.
11. Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста. Учебное пособие. М.: Изд-во Аспект Пресс, 2013.
12. Кравченко С. А. Красноречие в газетном тексте / Русский язык в современном медиапространстве. Сборник научных трудов. Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2009.
13. Литвиненко, А.А. Репортаж: искусство повествования : практич.
пособ. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас.
коммуникаций, 2013.
14. Маевская А.Ю. «Life style» как вид глянцевого журнала//Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: материалы с 50-ой международной научной конференции. СПб., 2011.
15. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. Т. Гутман, Н. Мухиной. 3-е изд. СПб.: Питер, 2011.
16. Мироненко Н.Н. Журнальный рынок на пороге перемен. М., 2004.
17. Мисонжников, Б. Я., Тепляшина А. Н. Журналистика: введение в специальность. СПб.: СПбГУ, 2012.
18. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студ. вузов по спец. «Журналистика» / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000.
19. Петров А.В. Федор Абрамов: эстетика слова писателя / Поморские чтения по семиотике культуры. Сборник научных статей и материалов. Архангельск, 2016.
20. Показаньева И.В. Проблемное поле travel-журналистики как явления современного медиапространства // Журнал «Медиаскоп». № 3, 2013.
21. Рассел Дж., Кон Р. Трэвел-журналистика. М.: Издательство VSD, 2013.
22. Редькина Т.Ю. Средства реализации развлекательной функции в трэвел-тексте // Вестник СПбГУ. Серия 9. 2011. Выпуск 4.
23. Редькина Т.Ю. Трэвел-текст: просвещение, убеждение или
развлечение? // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения : Материалы 50-й межд-й научной конференции / Отв. ред. С.Г. Корконосенко. СПб.: Фил. ф-т СПбГУ, 2011.
24. Романцова. Т.Д. Словесный образ в журналистике: стилистический аспект / Учебное пособие. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013.
25. Ромах О.В., Слепцова А.А. Потребительский сектор глянцевого журнала// Аналитика культур ологии. 2009.
26. Ромах О.В., Слепцова А.А. Содержание и структура глянцевых журналов//Журнал «Аналитика культурологии». № 14, 2009.
27. Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ. Под редакцией Пую А.С. СПб., 2010.
28. Солганик Г.Я. Автор как стилеобразующая категория
публицистического текста // Вестн. Моск. ун-та. Сер.10. 2001. № 3.
29. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2003.
30. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2000.
31. Цветова Н.С. Эстетизация медиаречи: лингвостилистический статус проблемы / Верхневолжский филологический вестник. № 4. 2016. [Статья находится в печати].
32. Цветова Н.С. Эстетика медиаречи / Медиалингвистика. Вып. 5. Язык в координатах массмедиа : матер. I Междунар. науч.-практ. конф. (6-9 сентября 2016 г. Варна, Болгария) / отв. ред. В. В. Васильева. СПб. : С.- Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2016.
На иностранных языках:
33. Atton C. Alternative Media. London: Sage, 2010.
34. Bainbridge J., Goc N., Tynan L. Media and Journalism: new approaches to theory and practice.
35. Basu N., Prabhakar N. Journalism: Editing, Reporting & Feature Writing. New Deli, 2007.
36. Clark R. P. Writing Tools: 50 essential Strategies for Every Writer. New York, 2008.
37. Dardenne R. Journalism // Herman D., Jahn M., Ryan M.-L. eds. 2008.
38. Deuze М. The Web and its journalism: considering the consequences of different types of newsmedia online. // Sage Publications, 2003.
39. Lampert M., Wespe R. Strotytelling fur Journalisten. Konstanz; Munchen,
2012.
40. The Granta Book of Reportage (Classics of Reportage). London, 2006.
41. Usmani B. D. Writing and reporting in modern journalism. Deli, 2006.
Электронные ресурсы
42. Англоязычный медиакит журнала «SAVEURS».
URL: http://www.burda.ru/Repository/be8fb499-71dd-4dd2-afa9- dc0e477cd1c6/0aa7f290-9d8e-4daf-b0d7-72e095e8c03d/y5mwut1l.pdf.
43. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково¬
словообразовательный. URL: http://www.efremova.info/.
44. Медиакит журнала «SAVEURS».
URL: http://www.burda.ru/Repository/be8fb499-71dd-4dd2-afa9- dc0e477cd1c6/0aa7f290-9d8e-4daf-b0d7-72e095e8c03d/qknv5sic.pdf.
45. Пособие Д. Виноградова «Репортаж из букв». URL: http://to- report.livejournal. com/.
46. Сайт «ИД Бурда». URL:
http://burda.ru/Magazines/Details?Name=Gotovte.
47. Сайт «ИД Рестовед». URL: http://www.restoved.ru/nashi- proekty/zhurnaly.html.
48. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
URL: http://www.vehi .net/brokgauz/.
49. Native advertising / Словарь SEO-терминов. URL: http://promo-sa.ru/seo- terms/native-advertising.