МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БЕЛГУ»)
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ
1.1. Теоретическое обоснование проблемы международного сотрудничества студенческой молодежи как фактор развития российских вузов
1.2. Опыт решения проблемы международного сотрудничества студенческой молодежи
1.3. Анализ законодательства в области международного сотрудничества в системе высшего образования
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БЕЛГУ»)
2.1. Проблемное исследование целевых групп
2.2. Паспорт проекта «Организация и проведение международной студенческой недели на базе Института управления НИУ «БелГУ»»
2.3. План управления проектом «Организация и проведение международной студенческой недели на базе Института управления НИУ «БелГУ»»
ГЛАВА III. ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ НА БАЗЕ ИНСТИТУТА УПРАВЛЕНИЯ НИУ «БЕЛГУ» И ОБОСНОВАНИЕ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
3.1. Показатели реализации проекта «Организация и проведение международной студенческой недели на базе Института управления НИУ «БелГУ»» и его социальной эффективности
3.2. Описание мероприятий «Организация и проведение международной студенческой недели на базе Института управления НИУ «БелГУ»»
3.3. Условия коммерциализации проекта «Организация и проведение международной студенческой недели на базе Института управления НИУ «БелГУ»»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ
1.1. Теоретическое обоснование проблемы международного сотрудничества студенческой молодежи как фактор развития российских вузов
1.2. Опыт решения проблемы международного сотрудничества студенческой молодежи
1.3. Анализ законодательства в области международного сотрудничества в системе высшего образования
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БЕЛГУ»)
2.1. Проблемное исследование целевых групп
2.2. Паспорт проекта «Организация и проведение международной студенческой недели на базе Института управления НИУ «БелГУ»»
2.3. План управления проектом «Организация и проведение международной студенческой недели на базе Института управления НИУ «БелГУ»»
ГЛАВА III. ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ НА БАЗЕ ИНСТИТУТА УПРАВЛЕНИЯ НИУ «БЕЛГУ» И ОБОСНОВАНИЕ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
3.1. Показатели реализации проекта «Организация и проведение международной студенческой недели на базе Института управления НИУ «БелГУ»» и его социальной эффективности
3.2. Описание мероприятий «Организация и проведение международной студенческой недели на базе Института управления НИУ «БелГУ»»
3.3. Условия коммерциализации проекта «Организация и проведение международной студенческой недели на базе Института управления НИУ «БелГУ»»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Международные отношения в сфере образования являются необходимой составляющей
внешнеполитической деятельности Российского государства, одной из конфигураций взаимодействия академического сообщества. Эффективность и перспектива развития высших учебных заведений Российской Федерации предполагает не только модернизацию образовательного и научного процесса, но и повышение уровня международной деятельности с целью вхождения российских вузов в международное научно-образовательное пространство, которое позволит развивать внутривузовские среды.
Общей целью международной деятельности в области развития инновационной среды российских вузов является многосторонняя интеграция РФ в качестве равноправного партнера в мировую образовательную ассоциацию, усовершенствование и повышение авторитета государственной системы образования с учетом международного опыта .
Международное сотрудничество студенческой молодежи в системе высшего профессионального образования является фактором развития инновационной среды университета, которая предполагает его развитие в различных сферах: в образовании, науке, культуре, административно - управленческом блоке и других направлениях. Развитие университетской среды в контексте международного взаимодействия возможно при условии, если она формируется как открытая, динамичная система, формирующаяся с учетом условий международного рынка образовательных услуг и опорой на достижения в сфере науки и образования, а также потребностей субъектов университетского образования.
В настоящее время большинство вузов России выделяют международное сотрудничество всех субъектов внутривузовской среды, в том числе студенческой молодежи, как одно из главных направлений
развития вуза. Это обуславливается тем, что процесс глобализации включает в себя все сферы жизнедеятельности государства, не исключая при этом высшее образование. Присоединение России к Болонскому процессу, вхождение в ВТО поставило перед вузами задачу расширения международного взаимодействия с целью интеграции в мировое академическое пространство. И эти задачи являются актуальными до настоящего времени, поскольку приоритетные направления развития международной деятельности, как правило, включены в стратегию развития университетов России.
Таким образом, актуальность изучения проблемы международного сотрудничества студенческой молодежи в системе высшего образования заключается в следующем:
1. Формирование международной деятельности вуза - это требование времени, нацеленное на повышение качества образования в целом. Поэтому только совместная системная работа академического общества вузов даст возможность вывести международную деятельность на новый высококачественный уровень и позиционировать себя как значимый международный научно-образовательный институт.
2. В условиях глобализации наличие опыта международного общения и взаимодействия студенческой молодежи является крайне востребованным и важным условием для расширения возможностей развития инновационной среды вуза и создания совместных образовательных проектов.
3. Для решения проблемы международного сотрудничества в системе высшего образования российских вузов требуются научно-обоснованные подходы и созданные на их базе рекомендации по развитию инновационной сферы, соответствующей новым формам международной деятельности в высшем образовании. Международное сотрудничество является важнейшим фактором, который существенно влияет на развитие университета в различных сферах, повышая возможности в подготовке конкурентного, способного к самореализации и саморазвитии инноваций специалиста.
Степень научной разработанности темы исследования. Понятие международного сотрудничества в различных науках интерпретируется с учетом специфики сферы его применения. Развернутый анализ проблем международного сотрудничества представлен в аспекте
макроинтеграционного процесса в работах таких авторов, как И. Валлерстайн, Н. Луман . Вопросы сотрудничества и социализации личности успешно разрабатывались отечественными социологами С. Н. Кавокиным, А. И. Ковалевой, Ж. Т. Тощенко .
В настоящее время накоплен достаточный исследовательский материал о взаимодействии обучающегося и образовательной среды (В. А. Караковский, А. Т. Куракин, В. Д. Семенов, Е. А. Ямбург ). В их работах образовательная среда рассматривается в конкретных и специфических условиях, обусловленных влиянием постоянно изменяющейся международной деятельности.
Существует немало исследований, в которых рассматриваются инновационные процессы в сфере образования. Такие исследователи, как А. Г. Асмолов, В. А. Бордовский, О. Е. Лебедев, Н. Ф. Радионова , изучали вопросы, связанные с формированием образовательной среды, в том числе под воздействием международной деятельности.
Представители социологического подхода предполагают, что в условиях современной реальности анализ международного сотрудничества будет неадекватным, если его не проводить в более широком масштабе глобальных международных связей и взаимодействий (Э. Милнер) .
Различные аспекты международной деятельности российских вузов, развитие образовательный среды вуза через формы международного сотрудничества освещены в работах отечественных исследователей Ю. П. Акимова, К. X. Акмаева, В. С. Веревкина .
Таким образом, многие проблемы, связанные с различными аспектами международного сотрудничества, представляются в значительной мере изученными отечественными и зарубежными исследователями. Однако, международное сотрудничество как фактор развития российских вузов, в прямой постановке этого вопроса, требует дополнительного исследования. Формы международного сотрудничества российских вузов в системе высшего образования изучены недостаточно.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью развития международного сотрудничества студенческой молодежи российских вузов и отсутствием достаточно эффективных форм международного взаимодействия российских и зарубежных вузовских структур.
Объектом исследования является международное сотрудничество студенческой молодежи.
Предметом исследования выступают особенности международного сотрудничества студенческой молодежи как фактор развития российских вузов (на примере НИУ «БелГУ»).
Цель исследования - разработать проект по совершенствованию международного сотрудничества студенческой молодежи.
Объект, предмет и цель исследования определили следующие задачи:
1. Изучить теоретико-методологические основы исследования проблемы международного сотрудничества студенческой молодежи как фактор развития российских вузов.
2. Проанализировать проблему международного сотрудничества студенческой молодежи в системе высшего образования.
3. Описать мероприятия проекта «Организация и проведение международной студенческой недели на базе Института управления НИУ «БелГУ»» и обосновать его эффективность.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическую и методологическую основу исследования составляют основы социологического и сравнительно-исторического исследования, способы оценки социальных процессов, деятельности по организации международного сотрудничества в системе высшего образования.
Так, социологический подход, представленный в научных взглядах В. И. Любовского, позволяет понять процесс сотрудничества как единого пространства, структурированного многообразными связями социальных взаимодействий. В этом контексте сотрудничество рассматривается как непрерывный процесс диалога, коммуникаций, взаимного приспособления несовпадающих и конфликтных ценностей и интересов .
Особое значение для понимания международного сотрудничества молодежи в системе высшего образования имеют идеи И. А. Дюпюи , который изучал процессы международного сотрудничества в образовании. Он рассматривал сотрудничество в образовательном процессе как целостный характер принципов образовательной деятельности и комплексность достижения планируемых результатов. Его идеи позволят нам дать общее представление о сотрудничестве как процессе, происходящем в современных международных отношениях.
При выполнении данного исследования использовались методы научного познания: анализ документов, сравнительный анализ, синтез, дедукция, изучение мнения респондентов.
Эмпирическая база исследования представлена системой федеральных законов и других нормативно-правовых актов, направленных на создание условий для повышения вовлеченности студенческой молодежи в международную деятельность, а также в программы международного сотрудничества:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Ст. 105) .
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» .
3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 6 сентября 1999 г. № 254 «О создании сети региональных и межвузовских центров международного сотрудничества» .
4. Нормативно-правовые документы в сфере международного сотрудничества НИУ «БелГУ» .
5. Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам, принятая на Всемирной конференции министров по делам молодежи, которая состоялась в Лиссабоне 8-12 августа 1998 г.
6. Европейская хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований в действии (2007 г.) .
7. Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств .
8. Распоряжение заместителя Губернатора Белгородской области - начальника департамента кадровой политики области от 27 декабря 2011 г. № 136 «Об утверждении форм документов по управлению проектами» .
Также было проведено авторское исследование «Проблемы международного сотрудничества студенческой молодежи»: анкетирование студенческой молодежи НИУ «БелГУ» (N=260), а также экспертная оценка (N=10).
Таким образом, применение различных исследовательских приемов и методов дает возможность проведения всестороннего анализа предмета изучения, решения поставленных в исследовании задач и достижения цели.
Научно-практическая значимость исследования основывается на следующих положениях:
1) полученные в ходе исследования выводы могут быть использованы в процессе изучения таких дисциплин, как «Государственная молодежная политика в Российской Федерации», «История и современное состояние молодежной политики за рубежом», «Современные проблемы международных отношений», «Социология образования»;
2) сформулированные общие рекомендации, предложенный проект, а также отдельные положения исследования могут быть использованы с целью повышения эффективной деятельности студенческого объединения «Международный студенческий офис НИУ «БелГУ», внутривузовских международных структур;
3) разработанный автором инструментарий может быть применен для изучения и оценки данной проблемы не только в НИУ «БелГУ», но и в других образовательных учреждениях региона.
Апробация результатов исследования. По теме дипломного исследования автором написаны научные статьи, опубликованные в научном журнале «Теория и практика современной науки», «Форум молодых ученых», «V Международные Фарабиевские чтения»1. Также результаты социологического исследования представлены на круглом столе «Интеграция образовательных систем государств Шанхайской Организации Сотрудничества» в рамках III-го Международного форума университетов стран ШОС-2018.
внешнеполитической деятельности Российского государства, одной из конфигураций взаимодействия академического сообщества. Эффективность и перспектива развития высших учебных заведений Российской Федерации предполагает не только модернизацию образовательного и научного процесса, но и повышение уровня международной деятельности с целью вхождения российских вузов в международное научно-образовательное пространство, которое позволит развивать внутривузовские среды.
Общей целью международной деятельности в области развития инновационной среды российских вузов является многосторонняя интеграция РФ в качестве равноправного партнера в мировую образовательную ассоциацию, усовершенствование и повышение авторитета государственной системы образования с учетом международного опыта .
Международное сотрудничество студенческой молодежи в системе высшего профессионального образования является фактором развития инновационной среды университета, которая предполагает его развитие в различных сферах: в образовании, науке, культуре, административно - управленческом блоке и других направлениях. Развитие университетской среды в контексте международного взаимодействия возможно при условии, если она формируется как открытая, динамичная система, формирующаяся с учетом условий международного рынка образовательных услуг и опорой на достижения в сфере науки и образования, а также потребностей субъектов университетского образования.
В настоящее время большинство вузов России выделяют международное сотрудничество всех субъектов внутривузовской среды, в том числе студенческой молодежи, как одно из главных направлений
развития вуза. Это обуславливается тем, что процесс глобализации включает в себя все сферы жизнедеятельности государства, не исключая при этом высшее образование. Присоединение России к Болонскому процессу, вхождение в ВТО поставило перед вузами задачу расширения международного взаимодействия с целью интеграции в мировое академическое пространство. И эти задачи являются актуальными до настоящего времени, поскольку приоритетные направления развития международной деятельности, как правило, включены в стратегию развития университетов России.
Таким образом, актуальность изучения проблемы международного сотрудничества студенческой молодежи в системе высшего образования заключается в следующем:
1. Формирование международной деятельности вуза - это требование времени, нацеленное на повышение качества образования в целом. Поэтому только совместная системная работа академического общества вузов даст возможность вывести международную деятельность на новый высококачественный уровень и позиционировать себя как значимый международный научно-образовательный институт.
2. В условиях глобализации наличие опыта международного общения и взаимодействия студенческой молодежи является крайне востребованным и важным условием для расширения возможностей развития инновационной среды вуза и создания совместных образовательных проектов.
3. Для решения проблемы международного сотрудничества в системе высшего образования российских вузов требуются научно-обоснованные подходы и созданные на их базе рекомендации по развитию инновационной сферы, соответствующей новым формам международной деятельности в высшем образовании. Международное сотрудничество является важнейшим фактором, который существенно влияет на развитие университета в различных сферах, повышая возможности в подготовке конкурентного, способного к самореализации и саморазвитии инноваций специалиста.
Степень научной разработанности темы исследования. Понятие международного сотрудничества в различных науках интерпретируется с учетом специфики сферы его применения. Развернутый анализ проблем международного сотрудничества представлен в аспекте
макроинтеграционного процесса в работах таких авторов, как И. Валлерстайн, Н. Луман . Вопросы сотрудничества и социализации личности успешно разрабатывались отечественными социологами С. Н. Кавокиным, А. И. Ковалевой, Ж. Т. Тощенко .
В настоящее время накоплен достаточный исследовательский материал о взаимодействии обучающегося и образовательной среды (В. А. Караковский, А. Т. Куракин, В. Д. Семенов, Е. А. Ямбург ). В их работах образовательная среда рассматривается в конкретных и специфических условиях, обусловленных влиянием постоянно изменяющейся международной деятельности.
Существует немало исследований, в которых рассматриваются инновационные процессы в сфере образования. Такие исследователи, как А. Г. Асмолов, В. А. Бордовский, О. Е. Лебедев, Н. Ф. Радионова , изучали вопросы, связанные с формированием образовательной среды, в том числе под воздействием международной деятельности.
Представители социологического подхода предполагают, что в условиях современной реальности анализ международного сотрудничества будет неадекватным, если его не проводить в более широком масштабе глобальных международных связей и взаимодействий (Э. Милнер) .
Различные аспекты международной деятельности российских вузов, развитие образовательный среды вуза через формы международного сотрудничества освещены в работах отечественных исследователей Ю. П. Акимова, К. X. Акмаева, В. С. Веревкина .
Таким образом, многие проблемы, связанные с различными аспектами международного сотрудничества, представляются в значительной мере изученными отечественными и зарубежными исследователями. Однако, международное сотрудничество как фактор развития российских вузов, в прямой постановке этого вопроса, требует дополнительного исследования. Формы международного сотрудничества российских вузов в системе высшего образования изучены недостаточно.
Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью развития международного сотрудничества студенческой молодежи российских вузов и отсутствием достаточно эффективных форм международного взаимодействия российских и зарубежных вузовских структур.
Объектом исследования является международное сотрудничество студенческой молодежи.
Предметом исследования выступают особенности международного сотрудничества студенческой молодежи как фактор развития российских вузов (на примере НИУ «БелГУ»).
Цель исследования - разработать проект по совершенствованию международного сотрудничества студенческой молодежи.
Объект, предмет и цель исследования определили следующие задачи:
1. Изучить теоретико-методологические основы исследования проблемы международного сотрудничества студенческой молодежи как фактор развития российских вузов.
2. Проанализировать проблему международного сотрудничества студенческой молодежи в системе высшего образования.
3. Описать мероприятия проекта «Организация и проведение международной студенческой недели на базе Института управления НИУ «БелГУ»» и обосновать его эффективность.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретическую и методологическую основу исследования составляют основы социологического и сравнительно-исторического исследования, способы оценки социальных процессов, деятельности по организации международного сотрудничества в системе высшего образования.
Так, социологический подход, представленный в научных взглядах В. И. Любовского, позволяет понять процесс сотрудничества как единого пространства, структурированного многообразными связями социальных взаимодействий. В этом контексте сотрудничество рассматривается как непрерывный процесс диалога, коммуникаций, взаимного приспособления несовпадающих и конфликтных ценностей и интересов .
Особое значение для понимания международного сотрудничества молодежи в системе высшего образования имеют идеи И. А. Дюпюи , который изучал процессы международного сотрудничества в образовании. Он рассматривал сотрудничество в образовательном процессе как целостный характер принципов образовательной деятельности и комплексность достижения планируемых результатов. Его идеи позволят нам дать общее представление о сотрудничестве как процессе, происходящем в современных международных отношениях.
При выполнении данного исследования использовались методы научного познания: анализ документов, сравнительный анализ, синтез, дедукция, изучение мнения респондентов.
Эмпирическая база исследования представлена системой федеральных законов и других нормативно-правовых актов, направленных на создание условий для повышения вовлеченности студенческой молодежи в международную деятельность, а также в программы международного сотрудничества:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Ст. 105) .
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» .
3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 6 сентября 1999 г. № 254 «О создании сети региональных и межвузовских центров международного сотрудничества» .
4. Нормативно-правовые документы в сфере международного сотрудничества НИУ «БелГУ» .
5. Лиссабонская декларация по молодежной политике и программам, принятая на Всемирной конференции министров по делам молодежи, которая состоялась в Лиссабоне 8-12 августа 1998 г.
6. Европейская хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований в действии (2007 г.) .
7. Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств .
8. Распоряжение заместителя Губернатора Белгородской области - начальника департамента кадровой политики области от 27 декабря 2011 г. № 136 «Об утверждении форм документов по управлению проектами» .
Также было проведено авторское исследование «Проблемы международного сотрудничества студенческой молодежи»: анкетирование студенческой молодежи НИУ «БелГУ» (N=260), а также экспертная оценка (N=10).
Таким образом, применение различных исследовательских приемов и методов дает возможность проведения всестороннего анализа предмета изучения, решения поставленных в исследовании задач и достижения цели.
Научно-практическая значимость исследования основывается на следующих положениях:
1) полученные в ходе исследования выводы могут быть использованы в процессе изучения таких дисциплин, как «Государственная молодежная политика в Российской Федерации», «История и современное состояние молодежной политики за рубежом», «Современные проблемы международных отношений», «Социология образования»;
2) сформулированные общие рекомендации, предложенный проект, а также отдельные положения исследования могут быть использованы с целью повышения эффективной деятельности студенческого объединения «Международный студенческий офис НИУ «БелГУ», внутривузовских международных структур;
3) разработанный автором инструментарий может быть применен для изучения и оценки данной проблемы не только в НИУ «БелГУ», но и в других образовательных учреждениях региона.
Апробация результатов исследования. По теме дипломного исследования автором написаны научные статьи, опубликованные в научном журнале «Теория и практика современной науки», «Форум молодых ученых», «V Международные Фарабиевские чтения»1. Также результаты социологического исследования представлены на круглом столе «Интеграция образовательных систем государств Шанхайской Организации Сотрудничества» в рамках III-го Международного форума университетов стран ШОС-2018.
Международное молодежное сотрудничество является одним из актуальных и перспективных направлений в государственной молодежной политики Российской Федерации. Для достижения приоритетных целей молодежной политики необходимо активное вовлечение студенческой молодежи в процессы международного сотрудничества в высшем учебном заведении.
Международное сотрудничество студенческой молодежи, предполагает формирование, прежде всего, социально-гуманитарного пространства, в котором деятельность молодых людей рассматривается в качестве значимого фактора, определяющего гуманитарную картину социокультурной среды, а также инструмента для ведения эффективной внешней культурной политики с целью сохранения и развития гуманитарного присутствия России за рубежом с активным участием молодежи.
Вовлечение большего числа представителей студенческой молодежи в международную деятельность и ее развитие направлено на нейтрализацию недоверия к деятельности государства при помощи непосредственного участия молодежи в ней.
Международное сотрудничество студенческой молодежи в системе высшего профессионального образования является фактором развития инновационной среды университета, которая предполагает его развитие в образовательной, культурной, научной и иных сферах. Развитие данных сфер вуза зависит от системы взаимодействия и комплексности условий и факторов, ускоряющих инновационный процесс. Так, от эффективного управления факторами зависит в целом эффективность инновационного развития, поэтому отсутствие научно-обоснованной и четкой системы факторов снижает результативность реализации инновационной стратегии высшего учебного заведения.
В режиме разработки инновационной образовательной программы международное молодежное сотрудничество выступает как один из
66 важнейших факторов развития российских вузов, так как позволяет организовывать внедрение передового международного опыта в систему высшего образования, адаптированное его к российской реальности, обеспечивая этим опережающее развитие вуза на внутреннем рынке, а также позволяет разрабатывать и развивать собственные современные технологии, обеспечивая при этом конкурентоспособное развитие университета на международном образовательном рынке.
Международная деятельность, помимо обеспечения собственной предметной сферы (привлечение перспективной зарубежной молодежи к реализации российских социально-экономических проектов; поддержка участия российской молодежи и молодежных объединений в международных структурах, а также в работе международных форумов, конференций и фестивалей), учета ее специфики и необходимости ее инновационного развития, призвана обеспечить инновационное развитие в других сферах.
Молодежная политика представляет собой комплексную
межсекторную политику по отношению к студенческой молодежи, которая реализуется в сотрудничестве с другими сферами и вовлекает молодых людей в этот процесс. Данный процесс требует закрепления и постепенного увеличения объемов поддержки и расширения направлений сотрудничества, партнерства с различными государствами, международными молодежными общественными объединениями, вузами, социальными институтами и иными субъектами молодежной политики зарубежных стран.
В данной работе были проанализированы опыт решения проблемы развития международного сотрудничества, законодательство в области международного сотрудничества в системе высшего образования.
Реализация нормативно-правовых актов НИУ «БелГУ» предполагает организацию международной деятельности в образовательном учреждении высшего образования как единого процесса, который способствует не только развитию международного молодежного сотрудничества в вузе, но и необходимых социально-личностных качеств обучающихся, создание
67
атмосферы созидания и увлеченности, развития познавательных интересов и
творческих способностей, формирования коммуникативных и организаторских умений студентов, вовлечения их в активную общественную и социально-значимую деятельность.
В ходе проведенного исследования были решены нижеперечисленные задачи:
1. Рассмотрены теоретико-методологические основы исследования международного сотрудничества студенческой молодежи как фактора развития российских вузов, даны определения таких понятий, как «международное сотрудничество», «инновационная среда вуза», «факторы развития вуза», «международный молодежный проект», рассмотрены основные формы международного сотрудничества студенческой молодежи как фактора развития российских вузов.
2. В результате проведения авторского исследования был представлен анализ основных проблем вовлеченности студенческой молодежи НИУ «БелГУ» в процессы международного сотрудничества. Полученные в ходе исследования выводы могут быть использованы для корректировки и совершенствования процесса вовлечения студентов НИУ «БелГУ», а также других вузов в международное молодежное сотрудничество.
3. Разработан проект «Организация и проведение международной студенческой недели на базе Института управления НИУ «БелГУ»» с привлечением не менее 3-х зарубежных вузов-партнеров как одна из форм развития международного молодежного сотрудничества в вузе, совершенствования процесса вовлечения студенческой молодежи в международное сотрудничество, а также развитие и укрепление межвузовских отношений с зарубежными вузами-партнерами.
Ожидаемый результат данного проекта заключается в том, что на базе Института Управления НИУ «БелГУ» будет на постоянной основе открыт международный конференц-класс для:
• проведения ежегодной международной студенческой недели (программа недели включает в себя 3 направления: мероприятия образовательного, научного и культурного характера);
• реализации различных международных молодежных проектов, образовательных программ, конференций и т.д., направленных на совершенствование форм вовлечения студенческой молодежи в процессы международного сотрудничества;
• оптимизации аудиторного фонда в условиях использования современных технологий.
Организация и проведение международной студенческой недели возможна не только на базе Института управления, но и в других образовательных структурах университета, а также иных образовательных учреждениях высшего образования.
Таким образом, проблема исследования, которая заключалась в противоречии между необходимостью развития международного сотрудничества студенческой молодежи российских вузов и отсутствием достаточно эффективных форм международного взаимодействия российских и зарубежных вузовских структур полностью решена.
Международное сотрудничество студенческой молодежи, предполагает формирование, прежде всего, социально-гуманитарного пространства, в котором деятельность молодых людей рассматривается в качестве значимого фактора, определяющего гуманитарную картину социокультурной среды, а также инструмента для ведения эффективной внешней культурной политики с целью сохранения и развития гуманитарного присутствия России за рубежом с активным участием молодежи.
Вовлечение большего числа представителей студенческой молодежи в международную деятельность и ее развитие направлено на нейтрализацию недоверия к деятельности государства при помощи непосредственного участия молодежи в ней.
Международное сотрудничество студенческой молодежи в системе высшего профессионального образования является фактором развития инновационной среды университета, которая предполагает его развитие в образовательной, культурной, научной и иных сферах. Развитие данных сфер вуза зависит от системы взаимодействия и комплексности условий и факторов, ускоряющих инновационный процесс. Так, от эффективного управления факторами зависит в целом эффективность инновационного развития, поэтому отсутствие научно-обоснованной и четкой системы факторов снижает результативность реализации инновационной стратегии высшего учебного заведения.
В режиме разработки инновационной образовательной программы международное молодежное сотрудничество выступает как один из
66 важнейших факторов развития российских вузов, так как позволяет организовывать внедрение передового международного опыта в систему высшего образования, адаптированное его к российской реальности, обеспечивая этим опережающее развитие вуза на внутреннем рынке, а также позволяет разрабатывать и развивать собственные современные технологии, обеспечивая при этом конкурентоспособное развитие университета на международном образовательном рынке.
Международная деятельность, помимо обеспечения собственной предметной сферы (привлечение перспективной зарубежной молодежи к реализации российских социально-экономических проектов; поддержка участия российской молодежи и молодежных объединений в международных структурах, а также в работе международных форумов, конференций и фестивалей), учета ее специфики и необходимости ее инновационного развития, призвана обеспечить инновационное развитие в других сферах.
Молодежная политика представляет собой комплексную
межсекторную политику по отношению к студенческой молодежи, которая реализуется в сотрудничестве с другими сферами и вовлекает молодых людей в этот процесс. Данный процесс требует закрепления и постепенного увеличения объемов поддержки и расширения направлений сотрудничества, партнерства с различными государствами, международными молодежными общественными объединениями, вузами, социальными институтами и иными субъектами молодежной политики зарубежных стран.
В данной работе были проанализированы опыт решения проблемы развития международного сотрудничества, законодательство в области международного сотрудничества в системе высшего образования.
Реализация нормативно-правовых актов НИУ «БелГУ» предполагает организацию международной деятельности в образовательном учреждении высшего образования как единого процесса, который способствует не только развитию международного молодежного сотрудничества в вузе, но и необходимых социально-личностных качеств обучающихся, создание
67
атмосферы созидания и увлеченности, развития познавательных интересов и
творческих способностей, формирования коммуникативных и организаторских умений студентов, вовлечения их в активную общественную и социально-значимую деятельность.
В ходе проведенного исследования были решены нижеперечисленные задачи:
1. Рассмотрены теоретико-методологические основы исследования международного сотрудничества студенческой молодежи как фактора развития российских вузов, даны определения таких понятий, как «международное сотрудничество», «инновационная среда вуза», «факторы развития вуза», «международный молодежный проект», рассмотрены основные формы международного сотрудничества студенческой молодежи как фактора развития российских вузов.
2. В результате проведения авторского исследования был представлен анализ основных проблем вовлеченности студенческой молодежи НИУ «БелГУ» в процессы международного сотрудничества. Полученные в ходе исследования выводы могут быть использованы для корректировки и совершенствования процесса вовлечения студентов НИУ «БелГУ», а также других вузов в международное молодежное сотрудничество.
3. Разработан проект «Организация и проведение международной студенческой недели на базе Института управления НИУ «БелГУ»» с привлечением не менее 3-х зарубежных вузов-партнеров как одна из форм развития международного молодежного сотрудничества в вузе, совершенствования процесса вовлечения студенческой молодежи в международное сотрудничество, а также развитие и укрепление межвузовских отношений с зарубежными вузами-партнерами.
Ожидаемый результат данного проекта заключается в том, что на базе Института Управления НИУ «БелГУ» будет на постоянной основе открыт международный конференц-класс для:
• проведения ежегодной международной студенческой недели (программа недели включает в себя 3 направления: мероприятия образовательного, научного и культурного характера);
• реализации различных международных молодежных проектов, образовательных программ, конференций и т.д., направленных на совершенствование форм вовлечения студенческой молодежи в процессы международного сотрудничества;
• оптимизации аудиторного фонда в условиях использования современных технологий.
Организация и проведение международной студенческой недели возможна не только на базе Института управления, но и в других образовательных структурах университета, а также иных образовательных учреждениях высшего образования.
Таким образом, проблема исследования, которая заключалась в противоречии между необходимостью развития международного сотрудничества студенческой молодежи российских вузов и отсутствием достаточно эффективных форм международного взаимодействия российских и зарубежных вузовских структур полностью решена.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БЕЛГУ»)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА В МОЛОДЕЖНОЙ СФЕРЕ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ НИУ «БЕЛГУ»)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ВУЗА: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Социально-культурная адаптация иностранных студентов в условиях вуза
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2019 - СОДЕЙСТВИЕ КАРЬЕРНЫМ УСТРЕМЛЕНИЯМ МОЛОДЕЖИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2016 - ПРИМЕНЕНИЕ МЕДИАТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫХ ПРАКТИКАХ ВУЗОВ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ АБИТУРИЕНТОВ (НА БАЗЕ ФЖ ТГУ)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - ГОТОВНОСТЬ К СОБЛЮДЕНИЮ АКАДЕМИЧЕСКИХ НОРМ
СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



