Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические основы управления муниципальным образованием
1.1 Сущность, содержание и методологические принципы стратегического управления муниципальным образованием
1.2 Региональная политика экономического и социального развития и 19 оценка стратегического потенциала муниципального образования
1.3 Регулирование и стратегическое планирование социально-экономических процессов на региональном уровне
1.4 Управление муниципальной собственностью и проблемы его реформирования
Глава 2 Структура управления, основные тенденции и особенности 45 развития экономики Старорусского района
2.2 Конкурентная концепция развития города Старая Русса 61
2.3 Повышение качества бизнес-климата и основные факторы, оказывающие влияние на конъюнктуру региональных рынков
2.4 Ресурсно-потенциальный подход к оценке эффективности и стратегической направленности муниципального образования
Глава 3 Методические основы совершенствования стратегического 102 управления муниципальным образованием
3.1 Разработка маркетинговой концепции перепрофилирования предприятий муниципального образования
3.2 Концепция совершенствования системы предоставления муниципальных услуг
3.3 Совершенствование информационного обеспечения и применения со- 139 временных информационных технологий
3.4 Стратегия экономического развития Старорусского района 149
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность темы исследования. Главной задачей региональной политики государства является выработка и осуществление мер эффективного управления развитием территорий и их взаимодействия. Региональная политика должна увязывать интересы регионов, муниципальных образований с интересами государства, приводить в действие ресурсы их экономического роста, находить оптимальные варианты интеграции в экономику страны и мирового хозяйства, обеспечивать общественно-политическую и социально-экономическую стабильность в стране.
За период реформ в стране не удалось добиться снижения дифференциации в уровнях социально-экономического развития и бюджетной обеспеченности регионов. Региональная политика России недостаточно эффективна, она не справляется с поставленными задачами.
В регионах практически не развита прогнозно-аналитическая и плановая проработка перспектив социально-экономического развития муниципальными образованиями на средне и долгосрочную перспективу. Проблемой, характеризующей со-стояние региональной политики является и то, что на протяжении всего периода рыночных реформ определяющую роль в сфере межрегиональных отношений играют ресурсы, а среди них финансовые регуляторы. Поэтому проблема совершенствования стратегического управления на уровне регионов и муниципальных образований приобретает особую актуальность.
Состояние изученности проблемы. При разработке мероприятий по совершенствованию управления муниципальных образований следует опираться на последние достижения науки, труды ведущих отечественных и зарубежных ученых.
Проблемам стратегического развития экономических систем различных уровней посвящены труды ведущих российских ученых - J1. Абалкина, А. Аганбегяна, Л. Гранберга, Г. Клейнера, Д. Львова, В. Немчинова, Н. Петракова, А. Поршнева и других. Вопросам теории управления экономических систем и исследований управления территориальных образований посвящены труды зарубежных ученых - И. Ансоффа,
Н. Винера, П. Друкера, М. Мескона, М.Портера, П. Самуэльсона, С. Янга и других.
Проблемы механизма стратегического управления нашли отражение в трудах J1. Бузерга, JI. Братверга, О. Виханского, А Градова, П.Забелина, В.Катькало, А.Кибанова, Э. Короткова и других.
Актуальность, теоретическая и практическая значимость повышения управляемости социально-экономическим развитием муниципального образования, роста его стратегического потенциала с целью обеспечения конкурентоспособности обусловили выбор темы диссертации, ее цель и задачи.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является разработка методологических подходов и методических основ совершенствования стратегического управления муниципальным образованием.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
- обобщить методологические исследования по стратегическому управлению муниципальными образованиями, выявить проблемные места в управлении муниципалитетами;
- изучить возможные способы оценки стратегического потенциала муниципального образования;
- проанализировать структуру управления муниципального образования и раз-работать предложения по ее совершенствованию;
- выявить сложившиеся тенденции развития и основные проблемы муниципального образования «Старая Русса и Старорусский район»;
- внести предложения по повышению качества бизнес-климата центров муниципального образования и повышению их стратегической направленности;
- разработать концепцию перепрофилирования предприятий муниципального образования;
- внести предложения по совершенствованию системы предоставления муниципальных услуг; в целях повышения эффективности предпринимательской деятельности раз-работать предложения по информационному обеспечению и применению современных информационных технологий на территории муниципального образования;
- разработать стратегию социально-экономического развития Старорусского района на среднесрочную перспективу.
Объектом исследования являются муниципальные образования в составе областей Российской Федерации, условия, ресурсы, факторы и системы их управления
По основным результатам выполненного диссертационного исследования нам представляется возможным сформулировать вполне определенные выводы и предложения. К числу важнейших из них следует отнести:
1. Исследования показали, что в условиях быстро меняющей внешней среды и конъюнктуры рынков руководящее звено сосредотачивает внимание только на внутреннем состоянии экономики региона. Необходимым условием для эффективной работы на рынке является разработка долгосрочной стратегии, которая позволила бы предсказывать будущие изменения. Изменение структуры и характеристик потребительских требований, возрастание конкуренции, появление новых неожиданных возможностей для бизнеса, развитие инфраструктурных сетей и других причин, привели к резкому возрастанию роли стратегического управления муниципального образования.
2. Управление муниципальным образованием - это административное, экономическое, социально-психологическое воздействие на объекты территориального подчинения с целью изменить, преобразовать, направить на достижение поставленной цели путем проявления волевого акта, выдачи организатором команды, сигнала, указания, которое осуществляется посредством контроля, надзора, требованиями отчета и учета результатов исполнения, оперативной корректировки при отклонениях от намеченных параметров.
Для повышения эффективности муниципального образования в диссертации разработаны следующие основные принципы стратегического управления:
- превращение политических программ в план хозяйственной деятельности муниципального образования;
- концентрация внимания и усилий на слабых звеньях и критических путях достижения стратегических целей и работ;
- дифференцированный подход к объектам управления;
- гибкость хозяйственной политики и действий, обеспечивающих неукоснительное исполнение стратегии;
- участие всего интеллектуального потенциала активной части населения муниципального образования в реализации стратегии его развития;
- оптимальное соотношение управленческих организаций, т.е. необходимость соблюдения пропорций между функциями управления и развития муниципального образования;
- потенциальная имитация, т.е. временное выбытие определенных работников не должно прерывать процесс реализации стратегии развития муниципального образования и другие.
3. Предложенное в диссертации использование резервов повышения эффективности стратегического управления муниципального образования позволяет при раз-работке стратегии развития муниципального образования оптимизировать затраты, связанные с повышением профессиональной подготовки в области управления, совершенствованием организационной структуры предприятий с эффективностью использования ресурсов, а также различных возможностей.
При позиционировании структуры предприятий муниципального образования в соответствии с общей стратегической развития и индивидуальным развитием каждого из них нами рекомендовано:
- четко определить основные виды деятельности и ключевые моменты необходимые для успешной реализации стратегий;
- необходимо установить связи между предприятиями и обеспечить необходимую координацию;
- определить круг полномочий необходимый для реализации стратегий и обеспечить эффективный баланс между предприятиями;
- в отдельных случаях не основные виды деятельности вне компаний осуществляются более эффективно, чем самой компанией.
4. Основными недостатками при планировании социально-экономического развития региона являются:
172
- недостаточно глубокий и комплексный анализ социально-экономической ситуации в регионе и имеющихся ресурсов, помимо описания существующей ситуации необходимо выявлять тенденции ее развития, влияние внешних факторов;
- отсутствие четко определенных целей, и их научного обоснования;
- многие программы не содержат мер по их реализации, и часто носят декларативный характер;
- во многих плановых документах планы развития региона разрабатываются без учета развития страны и муниципальных образований субъекта, т. е. без учета как внешних, так и внутренних факторов;
- во многих концепциях не предусмотрены механизмы мониторинга, т. е. не-возможно обеспечить обратную связь.
5. Исследования показали, что для обеспечения самостоятельности и достаточности местных бюджетов при управлении муниципальным образованием необходимо руководствоваться следующими принципами:
- достаточность собственных финансовых средств и их соразмерность предоставленным полномочиям;
- свобода распоряжения этими средствами при осуществлении своих функций;
- поступление хотя бы части финансовых средств местного самоуправления за счет местных сборов и налогов;
- защита более слабых органов местного самоуправления за счет процедур финансового выравнивания;
- предоставление субсидий не должно идти в ущерб выбора политики органов местного самоуправления.
1. Агапов А., Хинкин П.и др. Государственный контроль за экономикой / М.: Юристъ, 2000 -317с.
2. Алакоз В. Киселев В., Шмелев Г.Зачем России земельная реформа. М.,1999
3. Артемова JI., Назарова А. «Состояние экономики и краткосрочные про-гнозы»/ «Экономист» № 11 - 2002г.
4. Бабун Р.В., Муллагалеева 3. 3. Управление муниципальной экономикой, Пособие для муниципальных служащих. Новокузнецск.1999.
5. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. - Изд-во МГУ, 1996
6. Бачурин А. «Повышение роли экономических методов управления»/ «Экономист» №4-2002г.
7. Берг О. «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005г.»/ «Вопросы экономики» №5-2002г.
8. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Юрайт, 1999.
9. Бухвальд Е. «Регулирование отношений собственности между Россий¬ской Федерацией и ее субъектами» . Вопросы экономики .-1997-N7.
10. Васильев С. В., Жуковский А. И., Цюркер К. Эффективность работы ор-ганизаций государственного и муниципального управления и их служащих. 2003. -
'72 с.
11. Виханский О. С. Стратегическое управление М. «Высшая школа», 1996,
- 320 с.
12. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент М.: Гардерика, 1999, 528 с.
13. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. (Фундаментальная теория эконо-мики): Учебник - 4-е перераб. И доп. Издание - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2000.-584 с.
182
14. Волков С.Н., Комов Н.В. Донокотин Н.Г., Пономаренко И.И., Сай С.И., Широкорад И.И., Вехи Российского землеустройства. Время, события, люди. МГУЗ,
2000
15. Воронин А.Г., Лапин В.А. «Основы управления муниципальным хозяй- ством».-Спб, 1996.
16. Вязинин И.Н.Старая Русса в истории России. Новгород, "Кириллица". 1994г.
17. Гавриленков Е. «Российская экономика: перспективы макроэкономиче¬ской политики»/ «Вопросы экономики» №4-2000г.
18. Гасанов Р.М Промышленный шпионаж на службе монополий. М.: Ме-ждународные отношения. 1986
19. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. Учеб¬ник. СПб., 1998.
20. Государственная служба и государственное управление: концепции, проблемы и противоречия. Материалы научно-практической конференции филиала СЗАГС в г. В. Новгорода и Администрации Новгородской области.: Изд-во РИЦ «Росан» - Северо-Западная академия государственной службы. Санкт-Петербург, 2003.- 115 с.
21. Горегляд В. «Старая концепция нового бюджета» (о проектах госбюд¬жета на 2003г.)/ «Вопросы экономики»№10-2002г.
22. Государственное регулирование рыночной экономики / отв. ред. И. И. Столяров М.: Дело, 2001г. - 279с.
23. Государственное регулирование рыночной экономики под общ. ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина/М.: «Экономика», 2000г. - 735с.
24. Градостроительный кодекс РФ.М, Юридическая литература , 1998.
25. Гражданский Кодекс Российской Федерации .М. Юридическая литера¬тура, 1994.
26. Гранберг А. «Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации»/ «Вопросы экономики» №9-2001г. стр. 15.
183
27. Дементьев К.И., Дементьева М.А. Печатное слово О Старой Руссе. Нов-город 1990г.
28. Демьяненко А.Н., Обушенков А.Л. Муниципальное управление, учеб¬ное пособие, Хабаровск-Нижний Новгород, 1998.
29. Европейская Хартия о местном самоуправлении / «Социологические ис-следования». 1997,№ 1
30. Елаховский В. «Альтернативные прогнозы развития экономики России в
2001 г.» // «Вопросы экономики» №3 - 2001г.
31. Зайдель X , Теммен.Р Основы учения об экономике. М.: Дело ЛТД. 1994
32. Зайцев Б.Ф. Система методов управления. -М.АНХ СССР, 1987.
33. Занин Н.В. Управление муниципальной собственностью и проблемы ее реформирования; НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2005. - 15 с.
34. Занин Н.В. Регулирование и стратегическое планирование социально- экономических процессов на региональном уровне; НовГУ имени Ярослава Мудро¬го. - Великий Новгород, 2005. - 13 с.
35. Занин Н.В. Повышение эффективности и стратегической направленности администрации города Старой Руссы; НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2005. - 12 с.
36. Земельный кодекс РФ, М.,Юридическая литература, 2001.
5. Федеральный закон « О введении в действие Земельного кодекса РФ»,М., Юриди¬ческая литература,2001.
37. Иванова В.Н. Местное самоуправление: проблемы теории и практики». - СПб: Изд-во СпбГУ, 1995.
38. Кадочников С. Синельников-Мурылев Р. Тунин А. «Система федераль¬ной финансовой помощи субъектам РФ и фискальное поведение региональных вла¬стей в 1994-2000г.»/ «Вопросы экономики» №3-2002г.
39. Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории. - М.: «ВЛАДОС», 1995. - 384с.
40. Клепан А., Смирнов С., Пухов С., Ибрагимова Д. «Экономический рост
184
России: амбиции и реальные перспективы»/ «Вопросы экономики» №8-2002г.
41. Колюшин Е.И.. О праве муниципальной собственности. Журнал Россий-ского права, 1997.
42. Комаров В. Ф. Управленческие имитационные игры. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. - 272 с.
43. Конституция Российской Федерации, М, Юридическая литература, 1993.
44. Концепция и первоочередные предложения по развитию исторической застройки г. Старая Русса / под ред. ВНИИТАГ М., 1990.
45. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. -М.: «Бизнес-книга», «ИМА- Кросс Плюс», 1995.-702 с.
46. Коттс Д. Управление инфраструктурой организации / Пер. с англ. - М.: ОАО «Типография «НОВОСТИ», 2001. - 597 с.
47. Крюгер Э. «Экономический рост и реформы в России» / «Вопросы эко-номики» №6-2002г.
48. Кузнецова О. «Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов»/ «Вопросы экономики»№4-2002г.
49. Кузнецова О., Шестаков М., Шеховцев А. «Федеральные округа России: социально-экономическое развитие в 1996-1999г.»/ «Вопросы экономики» №10- 2000г.
50. Кузык Б. «Стратегия развития: задачи перехода к геоэкономической мо-дели»/ «Российский экономический журнал» №3 - 2000г.
51. Куранов Г., Засов О. «Экономика России в январе июне 2002г.» / «Эко-номист» №9 - 2002г.
52. Курс экономической теории: Учеб./М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И.Плотницкого. - Мн.: «Интерпрессервис»; «Ми- санта», 2003.-496 с.
53. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. « Муниципальное право Российской Федера-ции».- М. : Юрист, 1997.
54. Лексин В., Швецов А., под ред. А М. Лаврова «Федеральный бюджет и регионы: опыт анализа»/ «Российский экономический журнал» №2-2000г.
185
55. Литвинов В. Ф., Прусак М. М., Семенов Н. К. и др. Разработка стратегии устойчивого развития в Новгородской области/ под ред. В. Ф. Литвинова/Великий Новгород НОВГУ, 1998г. - 60с.
56. Лойко П.Ф.Земельный потенциал мира и России: пути глобализации его использования в XXI веке.М.ФКЦ « Земля»,2001.
57. Львов. Ю.А Основы экономики и организации бизнеса. С-П. Формика.
1992
58. May В. «Экономико-политические итоги 2001г. и перспективы устойчи-вого экономического роста»/ «Вопросы экономики» №1 -2002г.
59. May В. «Экономико-политические итоги 2002г. и особенности экономи-ческой политики в преддверии выборов»/ «Вопросы экономики» №2-2003г.
60. Маконнелл К., Брю С. Экономикс : принципы, проблемы и политика М.: Республика. 1992. Т. 1
61. Матвеева Е. Н., Малазов В. И., Муравьев Е. П. и др. Планирование эко-номического и социального развития регионов/под ред. В. И. Малохова, Е. Р. Мат-веевой. - М., 1987г.-353с.
62. Матеров И. «Факторы развития «Новой экономики» в России»/ «Эконо-мист» №2-2003г.
63. Махотаева М., Николаев Н. «Формирование экономической политики на государственном уровне»/ «Вопросы экономики» №9-1999г.
64. Менгер К. Основания политической экономии. М., 1992. С.79
65. Микульский К. «Задачи и возможности социальной политики на совре-менном этапе реформирования постсоциального общества»/ «Российский экономи-ческий журнал» №8 - 2002г.
66. Мильнер Б.З. «Системный подход к организации управления». М.: Эко-номика, 1983.
67. Можин В.П. и др. Экономика Новгородской области на путях к рынку . М- .Новгород, 1995
68. Морозова Т.Г. Победина М.П., Поляк Г.Б. Муниципальный менедж¬мент, уч. пособие для вузов. М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1997
186
69. Музыченко Л.М. Регулирование муниципальной экономики в России М.- Великий Новгород, 1999.
70. Мухетдинова Н. «Инвестиции и государственная инвестиционная поли-тика» / «Российский экономический журнал» №8-2002г.
71. Налоговый кодекс РФ, М., Юридическая литература.
72. Николаев Н., Махотаева М. «Обобщение опыта планирования социаль¬но- экономического развития в субъектах Российской Федерации»/ «Вопросы эко- номики»№5-2002г.
73. Новоселов А. С. Теория региональных рынков: Учебник. - Ростов-на Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002. - 448 с.
74. Новосельский В. «Социально-экономическое развитие в 2001г. итоги и проблемы»/ «Экономист» №4-2002г.
75. Обзор конкурентоспособности российских регионов". " Конкурентная стратегия города Старая Русса" Проект МГТУ им. Н.Э. Баумана. Ст.Р.-М.,2001.
76. Обзор основных тенденций российской экономики/ «Вопросы экономи- ки»№5- 2002г.
77. Областной закон «О концепции социально-экономического развития Новгородской области на 2003г.»
78. Органы местного самоуправления в зарубежных странах: сравнительное исследование М., научно-аналитический обзор. РАН. ИНИОН, 1994.
79. Основные направления развития Северо-Западного федерального округа на период до 2015 года. - СПб., 2003 - С. 184
80. Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и го-сударства. М., 1980
81. Поздняков А., Лавровский Б., Малахов В. «Политика регионального вы-равнивания в России»/ «Вопросы экономики» №10-2000г.
82. Политические и экономические факторы развития российских регионов/ «Вопросы экономики» №5 - 2003г.
83. Попов В.В. «Методы управления, их содержание и взаимосвязь».- М.: Экономика, 1974
187
84. Попов Г.Х. Проблемы теории управления.-М.:Экономика, 1974.
85. Пороховский А. «Россия на пути оптимизации экономической роли го-сударства»/ «Российский экономический журнал» №5-6 - 2002г.
86. Портер. М Международная конкуренция. М.: 1994
87. Прусак М.М. Экономические реформы в регионе.М., 1998
88. Пути стабилизации экономики региона и становление самоуправления Труды научно-практической конференции, 16-17 ноября 1995 г, Новгород, 1995.
89. Распоряжение Президента Российской Федерации «Об утверждении по-становления об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» от 18.03.92 N 114рп.
90. Реформирование сис