Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА

Работа №70712

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы113
Год сдачи2017
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
359
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения стилевых особенностей поведения подростков с различными акцентуациями характера в конфликтной ситуации.. 7
1.1. Психологическая характеристика акцентуаций характера подростков 7
1.2. Специфика стилевых особенностей поведения подростков в конфликтной
ситуации 17
1.3. Стилевые особенности поведения акцентуированных подростков в
конфликтной ситуации 25
Глава 2. Эмпирическое изучение стилевых особенностей поведения акцентуированных подростков в конфликтной ситуации 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация и результатов исследования 35
2.3. Коррекция стилевых особенностей поведения подростков в конфликтной
ситуации 46
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Приложения

Актуальность темы исследования обусловлена высокими требованиями, которое современное общество предъявляет к личности в форме навязывания многочисленных «идеалов». Как известно, процесс отождествления личности с признанными обществом идеалами берет свое начало с подросткового возраста. Частая их изменчивость и противоречивость приводит к рассогласованию подростковой идентичности. Данный фактор вместе с переходом к самостоятельности, к смене видов социальной активности, а также значительным физиологическим изменениям в организме приводят подростков к проявлению пограничных состояний, таких, как акцентуации характера.
Впервые проблема акцентуаций характера была представлена в работах П.Б. Ганнушкина, затем А.Е. Личко. Помимо них, проблемой акцентуаций характера, занимались такие представители психолого-психиатрической науки, как К. Леонард, А.Г. Шмелев, Б.В. Белов, Р.С. Немов, Э. Кречмер, А.А. Реан. Авторы дают обширное представление о понятии акцентуации характера, отличии от психопатий и других отклонений от нормы в личностном развитии разработана целостная типология акцентуаций. Однако, ими же и установлены вероятные проблемы в дальнейшем личностном развитии акцентуированных подростков, в их социальной дезадаптации, взаимодействии с окружающими.
Так, обладая акцентуированными чертами характера, подросткам сложно найти место в коллективе сверстников, получить адекватное представление о человеке, с которым общается, подобрать необходимый тип общения, проанализировать общение и сделать его эффективным. Такие и подобные затруднения приводят к непониманиям, спорам, ссорам и конфликтам с окружающими. В свою очередь, конфликтное взаимодействие также требует коммуникативных навыков. Таким образом, возникает следующее противоречие между затруднениями в общении у подростков с акцентуациями характера и необходимостью сформировать навыки конструктивного общения у подростков для дальнейшего успешного процесса их социализации. При этом навыки конструктивного общения у подростков с явными акцентуациями особенно важны и необходимы в конфликтных ситуациях. Проблему связи акцентуаций характера подростков со стилем поведения в конфликте рассматривали и изучали в своих работах такие психологи, как Е.А. Алексеева, В.С. Печеркина и А.М. Утяшева, Е.В. Маликова, Е.В. Жихарева, А.Ю. Терехова и О.Б. Смирнова и другие.
Определение стилевых особенностей поведения в конфликте подростков с явными акцентуациями характера необходимо для работы над формированием конструктивных навыков общения и построению гармоничных отношений подростков с окружающими.
Таким образом, проблему нашего исследования можно определить следующим образом: в чем выражаются стилевые особенности поведения в конфликтной ситуации у подростков с различными акцентуациями характера?
Цель настоящей работы - изучить стилевые особенности поведения подростков с различными акцентуациями характера в конфликтной ситуации.
Объект исследования - подростки с акцентуациями характера.
Предмет исследования - стилевые особенности поведения подростков с различными акцентуациями характера в конфликтной ситуации.
Гипотеза исследования: стилевые особенности поведения подростка в конфликтных ситуациях обусловлены акцентуацией его характера, а именно: подростки с гипертимным и тревожно-педантичным типом акцентуации выбирают компромисс, сенситивные, тревожные и циклоидные подростки - приспособление.
Задачи исследования:
1. Выполнить теоретический анализ публикаций о стилевых особенностях поведения подростков в конфликтной ситуации, а также о специфике проявления в поведении подростков различных акцентуаций характера.
2. Провести эмпирическое исследование стилевых особенностей поведения подростков с различными акцентуациями характера в конфликтных ситуациях.
3. Разработать программу психологической коррекции, направленную на регулирование стилевых особенностей поведения подростков в конфликтных ситуациях.
Теоретико-методологическая основа исследования включает в себя подходы к классификации акцентуаций характера (А.Е. Личко и К.Леонгарда), работы А.Г. Шмелева, Б.В. Белова, Р.С. Немова, А.А. Реана; подход к изучению конфликтных явлений и стилей поведения личности в конфликтных ситуациях (К. Томас); труды по проблеме связи акцентуаций характера подростков со стилем поведения в конфликте Е.А. Алексеевой, В.С. Печеркиной и А.М. Утяшевей, Е.В. Маликовой, Е.В. Жихаревой, А.Ю. Тереховой и О.Б. Смирновой.
Методы исследования:
1. Организационные методы - сравнительный метод.
2. Эмпирические или методы сбора данных - психодиагностический метод.
3. Методы обработки полученных данных - качественные (дифференциация материала по группам, анализ) и количественные (программ MS Excel и SPSS) методы, коэффициент корреляции Спирмена.
4. Интерпретационные методы - структурный метод.
В качестве конкретных диагностических методик использовались:
1. Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков А.Е. Личко.
2. Методика «Стили поведения в конфликтных ситуациях» К. Томаса, адаптированная Н.В. Гришиной, позволяющая выявить преобладающий стиль поведения в ситуациях конфликта.
3. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, предназначена для выявления преобладающего стиля межличностного поведения.
База исследования:
В исследовании приняли участие подростки в возрасте 13-15 лет общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 29» г. Белгорода им. Д. Б. Мурачева. Всего - 76 человек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, каждая из которых содержит по 3 параграфа, заключения, 46 источников используемой литературы, приложения, 6 рисунков и 2 таблицы, объем работы - 56 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение стилевых особенностей поведения подростков с различными акцентуациями характера в конфликтной ситуации было реализовано при помощи разрешения поставленных задач.
Прежде всего, был проведен анализ вопроса о специфике проявления в поведении подростков различных акцентуаций характера, а также о стилевых особенностях поведения подростков в конфликтной ситуации. В частности, концепции А.Е. Личко и К. Леонгарда показали, что акцентуации характера являются индивидуальными чертами, которые проявляются при определенных психогенных воздействиях при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Кроме того, акцентуации накладывают неоспоримый отпечаток на поведение, определение их личности в целом, предполагают трудности в общении и взаимоотношениях с окружающими. Подход И.В. Бадиева к взаимосвязи акцентуаций характера подростков и различных сторон эмоционально-волевой сферы, в свою очередь, обозначил специфику поведения и эмоционального реагирования для каждой из акцентуаций.
Изучение разработанной модели пяти стилей поведения в конфликтных ситуациях Кеннета У. Томаса и Ральфа X. Килменна обеспечило теоретическую подкованность в особенностях проявления и значимости применения каждого из стилей, а обозначение причин и факторов конфликтного поведения подростков позволило сделать вывод о нем, как закономерном явлении, так как отражает возрастные изменения в физическом и психическом развитии. Наконец, исследования Е.А. Алексеевой, В.С. Печеркиной и т.д. Соотношения акцентуаций характера и стилей поведения в конфликтных ситуациях показали стремление подростков к открытому противостоянию в конфликтах и вариативность применения стилей поведения в конфликтных ситуациях.
Также было проведено эмпирическое исследование стилевых особенностей поведения подростков в конфликтных ситуациях с различными акцентуациями характера, в котором, в частности, определились следующие особенности выраженности различных типов акцентуации характера: доминрование гипертимного, демонстративного и интровертированного типа акцентуации, исходя из чего подростки характеризуются активностью, подвижностью, неустойчивостью интересов и недостаточным уровнем развития самоорганизации. Кроме того, они требуют повышенного внимания к себе со стороны окружающих, стремятся выставлять себя в лучшем свете, преувеличивая собственные достоинства. В то же время, подростки могут замыкаться в себе и иметь узкий круг общения, демонстрируя недостаточно сформированные навыки взаимодействия с окружающими.
Далее были выявлены стилевые особенности поведения подростков в конфликтных ситуациях. Так, соперничество предпочтительно для активных, жаждущих деятельности и стремящихся быть в центре внимания подростков. Приспосабливаются, разрешая конфликт, чувствительные и тревожные подростки, скорее по причине нежелания задеть чувства другого. К компромиссу прибегают исполнительные и добросовестные подростки, с медлительностью в решениях и поступках, что отчасти и требует сам процесс поиска компромисса в конфликтной ситуации. Следующим шагом в исследовании было установление характера связи между стилевыми особенностями поведения подростков в конфликтных ситуациях и различными акцентуациями характера: оказалось, что соперничество предпочтительно для активных, жаждущих деятельности и стремящихся быть в центре внимания подростков. Приспосабливаются, разрешая конфликт, чувствительные и тревожные подростки, скорее по причине нежелания задеть чувства другого. К компромиссу прибегают исполнительные и добросовестные подростки, с медлительностью в решениях и поступках, что отчасти и требует сам процесс поиска компромисса в конфликтной ситуации.
Данные результаты предоставили возможность подтвердить нашу гипотезу о том, что стилевые особенности поведения подростка в конфликтных ситуациях обусловлены акцентуацией его характера, а именно: подростки с гипертимным и тревожно-педантичным типом акцентуации выбирают компромисс, сенситивные, тревожные и циклоидные подростки - приспособление.
На основе проведенного эмпирического исследования нами была разработана программа психологической коррекции, направленная на регулирование стилевых особенностей поведения подростков в конфликтных ситуациях. Занятия программы составлены для проведения в тренинговой, игровой формах, а их комплекс должен привести к тому, что для подростков станет характерна более уверенная, независимая позиция в конфликтных ситуациях, восприятие конфликта, как адекватной ситуации общения между людьми, активное взаимодействие с оппонентом для совместного поиска наиболее продуктивного разрешения конфликтной ситуации.



1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие / В.А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. - 379 с.
2. Алексеев, Е.А. Акцентуация характера: учебное пособие/ Е.А. Алексеев, И.В. Выбойщик, Л.П. Паршукова. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. - 47 с.
3. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для высших учебных заведений / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - СПб.: Питер, 2008. - 496 с.
4. Аскиева, В.А. Психологические особенности влияния акцентуации характера на ответственность подростка / В. А. Арскиева // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения; сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2016. - С. 201-203.
5. Бадиев, И.В. К проблеме определения характера/ И.В. Бадиев // Вестник НГУ. Сер. Психология. - 2011. - Т. 5, вып. 1. - С. 109-111.
6. Бойко, В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь / В.В. Бойко. - СПб.: Издательство «Союз», 2002. - 160 с.
7. Волкова, Е.Ю. Изучение стратегий поведения в конфликтной ситуации у подростков / Е.Ю. Волкова // European research: сборник статей V Международной научно-практической конференции. - Пенза: «Наука и Просвещение», 2016. - С. 166-168.
8. Ганеева, А.А. Конфликтные ситуации подростков, зависящие от личностных особенностей / А.А. Ганеева, А.В. Гайнуллина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - Самара: Самарский научный центр РАН. - 2013. - С. 961-963.
9. Гиппенрейтер, Ю.Б. Темперамент, характер, личность: проблемы и решения / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова // Психология индивидуальных различий. - М., 2008. - С. 331-354.
10. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. -
СПб.:Питер, 2008. - 538 с.
11. Гурьянова, И.В. Характер. Его структура и акцентуация / И.В. Гурьянова. - Магнитогорск, 2011. - 84 с.
12. Дмитриев, М.Г. Психолого-педагогическая диагностика
делинквентного поведения у трудных подростков / М.Г. Дмитриев, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов. - СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2010. - 316 с.
13. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте / Т.В. Драгунова. - М., 1997. - 526 с.
14. Евдокимова, Е.Л. Стратегии поведения подростков в ситуации конфликта / Е.Л. Евдокимова // Pedagogy &psychology. Theory and practice. - Волгоград: Издательство "Научное обозрение", 2016. - С. 58-60.
15. Ильин, Е.П. Психология воли / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 364 с.
16. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб., 2009. - 576 с.
17. Каширская, И.К. Представления подростков о конфликте и способах поведения в конфликтной ситуации / И.К. Каширская // Профессиональные представления. - Ростов н/Д.: Южный федеральный университет. - 2015. - №1 (7). - С. 60-66.
18. Ковалев, А.Г. Темперамент и характер / А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М.: МГУ, 2011. - С. 167-172.
19. Ковтун, Л.О. Личностные особенности подростков, склонных к девиантному и делинквентному поведению / Л.О. Ковтун // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2012. - №1. - С. 81-89.
20. Кон, И.С. Психология ранней юности / И. С. Кон - М., 1990. - 212 с.
21. Коршунова, К.А. Акцентуации характера у подростков и последствия, связанные с ними / К.А. Коршунова, Н.Н. Пислегина // Научные открытия в эпоху глобализации: сборник статей Международной научно¬практической конференции. - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. - С. 212¬214.
22. Куклина, А.В. Акцентуации характеров и проблемы их психологической коррекции / А.В. Куклина, О.Н. Козырева, К.А. Коршунова // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2016. - С. 238-240.
23. Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000. - 544 с.
24. Леонов, Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: учебник для высших учебных заведений / Н.И. Леонов. - СПб.: Питер, 2005. - 240 с.
25. Личко, А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков / А.Е. Личко. - СПб.: Изд-во Речь, 2009. - 256 с.
26. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков: патохарактерологический диагностический опросник для подростков (ПДО) / А.Е. Личко. - СПб.: Изд-во Речь, 2013. - 251 с.
27. Маликова, Е.В. Особенности проявления предрасположенности к конфликтному поведению акцентуированных подростков / Е.В. Маликова, Е.В. Жихарева // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 440-442.
28. Мамонова, А.М. Возникновение конфликтов в подростковом возрасте / А.М. Мамонова // Современная психология - от теории к практике: Мат-лы XV Междунар. Конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2008». - М., 2008. - С. 403-404.
29. Мамышева, К.А. Стратегии поведения подростков в конфликтных ситуациях/ К.А. Мамышева // Современные тенденции развития науки и технологий. - Белгород: Индивидуальный предприниматель Ткачева Екатерина Петровна, 2016. - С. 82-83.
30. Меньшиков, В.Г. Диагностика акцентуированных черт характера и типов акцентуаций у школьников: учебное пособие / В.Г. Меньшиков. - Екатеринбург : Изд-во Свердлов. инж.-пед. ин-та, 1993. - 112 с.
31. Минияров, В.М. Диагностика и коррекция характерологических свойств личности / В.М. Минияров. - Самара, 1997. - 120 с.
32. Орехова, Л.А. Особенности акцентуаций характера подростков, обучающихся в разных образовательных учреждениях / Л.А. Орехова, Е.М. Козвонина // Педагогика и психология в XXI веке: современное состояние и тенденции исследования: Сборник материалов III Всероссийской (заочной) научно-практической конференции с международным участием. - Киров, 2016. - С. 359-362.
33. Печеркина, В.С. К проблеме изучения влияния акцентуации характера на девиантное поведение подростков / В.С. Печеркина, М.С. Мантрова // Теория и практика научных исследований: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Научное (непериодическое) электронное издание. - Нефтекамск: Научно-издательский центр "Мир науки", 2016. - С. 338-342.
34. Печеркина, В.С., Утяшева, А.М. Особенности поведения акцентуированных подростков в конфликтных ситуациях / В.С. Печеркина, А.М. Утяшева // Современные научные исследования и разработки. - Астрахань, 2016. - № 3 (3). - С. 366-368.
35. Поливанова, К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста / К.Н. Поливанова // Вопросы психологии. - 1996. - №1. - С. 38-43.
36. Психология индивидуальных различий: тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Изд-во МГУ, 2010. - С. 288-318.
37. Психология подростка: полное руководство / под ред. А.А. Реана. - М.: Прайм-Еврознак, 2008. - 512 с.
38. Рождественская, Н.А. Формирование у подростков конструктивных стратегий поведения в конфликтной ситуации / Н.А. Рождественская, А.М. Мамонова // Вестник Московского университета. - 2010. - № 1. - С. 53-57.
39. Рождественская, Н.А. Анализ особенностей общения подростков из полных и неполных семей / Н.А. Рождественская // Психологические проблемы современной семьи. Сборник тезисов VI-ой Международной научной конференции / под ред. О.А. Карабановой, Е.И. Захаровой, С.М. Чурбановой, Н.Н. Васягиной. - 2015. - С. 782-790.
40. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
41. Скотт, Д.Г. Способы разрешения конфликтов / Д.Г. Скотт. - СПб.: ВИС, 1994. - 210 с.
42. Смирнова, Т.С. Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте / Т.С. Смирнова, А.А. Ручкина // Молодой ученый. - 2016. - №4. - С. 706-708.
43. Терехова, А.Ю. Взаимосвязь личностных качеств и стратегий
поведения в конфликте в подростковом возрасте / А.Ю. Терехова, О.Б. Смирнова // IV Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум 2012». - 2012 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. - URL:
https://www.rae.ru/forum2012/pdf/3350.pdf(дата обращения: 10.12.2016).
44. Тест описания поведения К. Томаса // Психологические тесты Т. 2 / под ред. А.А. Карелина. - М., 2001. - С. 69-77.
45. Хасан, Б.И. Конструктивная психология конфликта / Б.И. Хасан. - СПб.: Питер, 2003. - 250 с.
46. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М., «Прогресс», 1996. - 244 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ