СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения стилевых особенностей поведения подростков с различными акцентуациями характера в конфликтной ситуации.. 7
1.1. Психологическая характеристика акцентуаций характера подростков 7
1.2. Специфика стилевых особенностей поведения подростков в конфликтной
ситуации 17
1.3. Стилевые особенности поведения акцентуированных подростков в
конфликтной ситуации 25
Глава 2. Эмпирическое изучение стилевых особенностей поведения акцентуированных подростков в конфликтной ситуации 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация и результатов исследования 35
2.3. Коррекция стилевых особенностей поведения подростков в конфликтной
ситуации 46
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Приложения
Глава 1. Теоретические основы изучения стилевых особенностей поведения подростков с различными акцентуациями характера в конфликтной ситуации.. 7
1.1. Психологическая характеристика акцентуаций характера подростков 7
1.2. Специфика стилевых особенностей поведения подростков в конфликтной
ситуации 17
1.3. Стилевые особенности поведения акцентуированных подростков в
конфликтной ситуации 25
Глава 2. Эмпирическое изучение стилевых особенностей поведения акцентуированных подростков в конфликтной ситуации 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация и результатов исследования 35
2.3. Коррекция стилевых особенностей поведения подростков в конфликтной
ситуации 46
Заключение 49
Список использованной литературы 52
Приложения
Актуальность темы исследования обусловлена высокими требованиями, которое современное общество предъявляет к личности в форме навязывания многочисленных «идеалов». Как известно, процесс отождествления личности с признанными обществом идеалами берет свое начало с подросткового возраста. Частая их изменчивость и противоречивость приводит к рассогласованию подростковой идентичности. Данный фактор вместе с переходом к самостоятельности, к смене видов социальной активности, а также значительным физиологическим изменениям в организме приводят подростков к проявлению пограничных состояний, таких, как акцентуации характера.
Впервые проблема акцентуаций характера была представлена в работах П.Б. Ганнушкина, затем А.Е. Личко. Помимо них, проблемой акцентуаций характера, занимались такие представители психолого-психиатрической науки, как К. Леонард, А.Г. Шмелев, Б.В. Белов, Р.С. Немов, Э. Кречмер, А.А. Реан. Авторы дают обширное представление о понятии акцентуации характера, отличии от психопатий и других отклонений от нормы в личностном развитии разработана целостная типология акцентуаций. Однако, ими же и установлены вероятные проблемы в дальнейшем личностном развитии акцентуированных подростков, в их социальной дезадаптации, взаимодействии с окружающими.
Так, обладая акцентуированными чертами характера, подросткам сложно найти место в коллективе сверстников, получить адекватное представление о человеке, с которым общается, подобрать необходимый тип общения, проанализировать общение и сделать его эффективным. Такие и подобные затруднения приводят к непониманиям, спорам, ссорам и конфликтам с окружающими. В свою очередь, конфликтное взаимодействие также требует коммуникативных навыков. Таким образом, возникает следующее противоречие между затруднениями в общении у подростков с акцентуациями характера и необходимостью сформировать навыки конструктивного общения у подростков для дальнейшего успешного процесса их социализации. При этом навыки конструктивного общения у подростков с явными акцентуациями особенно важны и необходимы в конфликтных ситуациях. Проблему связи акцентуаций характера подростков со стилем поведения в конфликте рассматривали и изучали в своих работах такие психологи, как Е.А. Алексеева, В.С. Печеркина и А.М. Утяшева, Е.В. Маликова, Е.В. Жихарева, А.Ю. Терехова и О.Б. Смирнова и другие.
Определение стилевых особенностей поведения в конфликте подростков с явными акцентуациями характера необходимо для работы над формированием конструктивных навыков общения и построению гармоничных отношений подростков с окружающими.
Таким образом, проблему нашего исследования можно определить следующим образом: в чем выражаются стилевые особенности поведения в конфликтной ситуации у подростков с различными акцентуациями характера?
Цель настоящей работы - изучить стилевые особенности поведения подростков с различными акцентуациями характера в конфликтной ситуации.
Объект исследования - подростки с акцентуациями характера.
Предмет исследования - стилевые особенности поведения подростков с различными акцентуациями характера в конфликтной ситуации.
Гипотеза исследования: стилевые особенности поведения подростка в конфликтных ситуациях обусловлены акцентуацией его характера, а именно: подростки с гипертимным и тревожно-педантичным типом акцентуации выбирают компромисс, сенситивные, тревожные и циклоидные подростки - приспособление.
Задачи исследования:
1. Выполнить теоретический анализ публикаций о стилевых особенностях поведения подростков в конфликтной ситуации, а также о специфике проявления в поведении подростков различных акцентуаций характера.
2. Провести эмпирическое исследование стилевых особенностей поведения подростков с различными акцентуациями характера в конфликтных ситуациях.
3. Разработать программу психологической коррекции, направленную на регулирование стилевых особенностей поведения подростков в конфликтных ситуациях.
Теоретико-методологическая основа исследования включает в себя подходы к классификации акцентуаций характера (А.Е. Личко и К.Леонгарда), работы А.Г. Шмелева, Б.В. Белова, Р.С. Немова, А.А. Реана; подход к изучению конфликтных явлений и стилей поведения личности в конфликтных ситуациях (К. Томас); труды по проблеме связи акцентуаций характера подростков со стилем поведения в конфликте Е.А. Алексеевой, В.С. Печеркиной и А.М. Утяшевей, Е.В. Маликовой, Е.В. Жихаревой, А.Ю. Тереховой и О.Б. Смирновой.
Методы исследования:
1. Организационные методы - сравнительный метод.
2. Эмпирические или методы сбора данных - психодиагностический метод.
3. Методы обработки полученных данных - качественные (дифференциация материала по группам, анализ) и количественные (программ MS Excel и SPSS) методы, коэффициент корреляции Спирмена.
4. Интерпретационные методы - структурный метод.
В качестве конкретных диагностических методик использовались:
1. Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков А.Е. Личко.
2. Методика «Стили поведения в конфликтных ситуациях» К. Томаса, адаптированная Н.В. Гришиной, позволяющая выявить преобладающий стиль поведения в ситуациях конфликта.
3. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, предназначена для выявления преобладающего стиля межличностного поведения.
База исследования:
В исследовании приняли участие подростки в возрасте 13-15 лет общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 29» г. Белгорода им. Д. Б. Мурачева. Всего - 76 человек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, каждая из которых содержит по 3 параграфа, заключения, 46 источников используемой литературы, приложения, 6 рисунков и 2 таблицы, объем работы - 56 страниц.
Впервые проблема акцентуаций характера была представлена в работах П.Б. Ганнушкина, затем А.Е. Личко. Помимо них, проблемой акцентуаций характера, занимались такие представители психолого-психиатрической науки, как К. Леонард, А.Г. Шмелев, Б.В. Белов, Р.С. Немов, Э. Кречмер, А.А. Реан. Авторы дают обширное представление о понятии акцентуации характера, отличии от психопатий и других отклонений от нормы в личностном развитии разработана целостная типология акцентуаций. Однако, ими же и установлены вероятные проблемы в дальнейшем личностном развитии акцентуированных подростков, в их социальной дезадаптации, взаимодействии с окружающими.
Так, обладая акцентуированными чертами характера, подросткам сложно найти место в коллективе сверстников, получить адекватное представление о человеке, с которым общается, подобрать необходимый тип общения, проанализировать общение и сделать его эффективным. Такие и подобные затруднения приводят к непониманиям, спорам, ссорам и конфликтам с окружающими. В свою очередь, конфликтное взаимодействие также требует коммуникативных навыков. Таким образом, возникает следующее противоречие между затруднениями в общении у подростков с акцентуациями характера и необходимостью сформировать навыки конструктивного общения у подростков для дальнейшего успешного процесса их социализации. При этом навыки конструктивного общения у подростков с явными акцентуациями особенно важны и необходимы в конфликтных ситуациях. Проблему связи акцентуаций характера подростков со стилем поведения в конфликте рассматривали и изучали в своих работах такие психологи, как Е.А. Алексеева, В.С. Печеркина и А.М. Утяшева, Е.В. Маликова, Е.В. Жихарева, А.Ю. Терехова и О.Б. Смирнова и другие.
Определение стилевых особенностей поведения в конфликте подростков с явными акцентуациями характера необходимо для работы над формированием конструктивных навыков общения и построению гармоничных отношений подростков с окружающими.
Таким образом, проблему нашего исследования можно определить следующим образом: в чем выражаются стилевые особенности поведения в конфликтной ситуации у подростков с различными акцентуациями характера?
Цель настоящей работы - изучить стилевые особенности поведения подростков с различными акцентуациями характера в конфликтной ситуации.
Объект исследования - подростки с акцентуациями характера.
Предмет исследования - стилевые особенности поведения подростков с различными акцентуациями характера в конфликтной ситуации.
Гипотеза исследования: стилевые особенности поведения подростка в конфликтных ситуациях обусловлены акцентуацией его характера, а именно: подростки с гипертимным и тревожно-педантичным типом акцентуации выбирают компромисс, сенситивные, тревожные и циклоидные подростки - приспособление.
Задачи исследования:
1. Выполнить теоретический анализ публикаций о стилевых особенностях поведения подростков в конфликтной ситуации, а также о специфике проявления в поведении подростков различных акцентуаций характера.
2. Провести эмпирическое исследование стилевых особенностей поведения подростков с различными акцентуациями характера в конфликтных ситуациях.
3. Разработать программу психологической коррекции, направленную на регулирование стилевых особенностей поведения подростков в конфликтных ситуациях.
Теоретико-методологическая основа исследования включает в себя подходы к классификации акцентуаций характера (А.Е. Личко и К.Леонгарда), работы А.Г. Шмелева, Б.В. Белова, Р.С. Немова, А.А. Реана; подход к изучению конфликтных явлений и стилей поведения личности в конфликтных ситуациях (К. Томас); труды по проблеме связи акцентуаций характера подростков со стилем поведения в конфликте Е.А. Алексеевой, В.С. Печеркиной и А.М. Утяшевей, Е.В. Маликовой, Е.В. Жихаревой, А.Ю. Тереховой и О.Б. Смирновой.
Методы исследования:
1. Организационные методы - сравнительный метод.
2. Эмпирические или методы сбора данных - психодиагностический метод.
3. Методы обработки полученных данных - качественные (дифференциация материала по группам, анализ) и количественные (программ MS Excel и SPSS) методы, коэффициент корреляции Спирмена.
4. Интерпретационные методы - структурный метод.
В качестве конкретных диагностических методик использовались:
1. Модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков А.Е. Личко.
2. Методика «Стили поведения в конфликтных ситуациях» К. Томаса, адаптированная Н.В. Гришиной, позволяющая выявить преобладающий стиль поведения в ситуациях конфликта.
3. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, предназначена для выявления преобладающего стиля межличностного поведения.
База исследования:
В исследовании приняли участие подростки в возрасте 13-15 лет общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 29» г. Белгорода им. Д. Б. Мурачева. Всего - 76 человек.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, каждая из которых содержит по 3 параграфа, заключения, 46 источников используемой литературы, приложения, 6 рисунков и 2 таблицы, объем работы - 56 страниц.
Изучение стилевых особенностей поведения подростков с различными акцентуациями характера в конфликтной ситуации было реализовано при помощи разрешения поставленных задач.
Прежде всего, был проведен анализ вопроса о специфике проявления в поведении подростков различных акцентуаций характера, а также о стилевых особенностях поведения подростков в конфликтной ситуации. В частности, концепции А.Е. Личко и К. Леонгарда показали, что акцентуации характера являются индивидуальными чертами, которые проявляются при определенных психогенных воздействиях при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Кроме того, акцентуации накладывают неоспоримый отпечаток на поведение, определение их личности в целом, предполагают трудности в общении и взаимоотношениях с окружающими. Подход И.В. Бадиева к взаимосвязи акцентуаций характера подростков и различных сторон эмоционально-волевой сферы, в свою очередь, обозначил специфику поведения и эмоционального реагирования для каждой из акцентуаций.
Изучение разработанной модели пяти стилей поведения в конфликтных ситуациях Кеннета У. Томаса и Ральфа X. Килменна обеспечило теоретическую подкованность в особенностях проявления и значимости применения каждого из стилей, а обозначение причин и факторов конфликтного поведения подростков позволило сделать вывод о нем, как закономерном явлении, так как отражает возрастные изменения в физическом и психическом развитии. Наконец, исследования Е.А. Алексеевой, В.С. Печеркиной и т.д. Соотношения акцентуаций характера и стилей поведения в конфликтных ситуациях показали стремление подростков к открытому противостоянию в конфликтах и вариативность применения стилей поведения в конфликтных ситуациях.
Также было проведено эмпирическое исследование стилевых особенностей поведения подростков в конфликтных ситуациях с различными акцентуациями характера, в котором, в частности, определились следующие особенности выраженности различных типов акцентуации характера: доминрование гипертимного, демонстративного и интровертированного типа акцентуации, исходя из чего подростки характеризуются активностью, подвижностью, неустойчивостью интересов и недостаточным уровнем развития самоорганизации. Кроме того, они требуют повышенного внимания к себе со стороны окружающих, стремятся выставлять себя в лучшем свете, преувеличивая собственные достоинства. В то же время, подростки могут замыкаться в себе и иметь узкий круг общения, демонстрируя недостаточно сформированные навыки взаимодействия с окружающими.
Далее были выявлены стилевые особенности поведения подростков в конфликтных ситуациях. Так, соперничество предпочтительно для активных, жаждущих деятельности и стремящихся быть в центре внимания подростков. Приспосабливаются, разрешая конфликт, чувствительные и тревожные подростки, скорее по причине нежелания задеть чувства другого. К компромиссу прибегают исполнительные и добросовестные подростки, с медлительностью в решениях и поступках, что отчасти и требует сам процесс поиска компромисса в конфликтной ситуации. Следующим шагом в исследовании было установление характера связи между стилевыми особенностями поведения подростков в конфликтных ситуациях и различными акцентуациями характера: оказалось, что соперничество предпочтительно для активных, жаждущих деятельности и стремящихся быть в центре внимания подростков. Приспосабливаются, разрешая конфликт, чувствительные и тревожные подростки, скорее по причине нежелания задеть чувства другого. К компромиссу прибегают исполнительные и добросовестные подростки, с медлительностью в решениях и поступках, что отчасти и требует сам процесс поиска компромисса в конфликтной ситуации.
Данные результаты предоставили возможность подтвердить нашу гипотезу о том, что стилевые особенности поведения подростка в конфликтных ситуациях обусловлены акцентуацией его характера, а именно: подростки с гипертимным и тревожно-педантичным типом акцентуации выбирают компромисс, сенситивные, тревожные и циклоидные подростки - приспособление.
На основе проведенного эмпирического исследования нами была разработана программа психологической коррекции, направленная на регулирование стилевых особенностей поведения подростков в конфликтных ситуациях. Занятия программы составлены для проведения в тренинговой, игровой формах, а их комплекс должен привести к тому, что для подростков станет характерна более уверенная, независимая позиция в конфликтных ситуациях, восприятие конфликта, как адекватной ситуации общения между людьми, активное взаимодействие с оппонентом для совместного поиска наиболее продуктивного разрешения конфликтной ситуации.
Прежде всего, был проведен анализ вопроса о специфике проявления в поведении подростков различных акцентуаций характера, а также о стилевых особенностях поведения подростков в конфликтной ситуации. В частности, концепции А.Е. Личко и К. Леонгарда показали, что акцентуации характера являются индивидуальными чертами, которые проявляются при определенных психогенных воздействиях при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Кроме того, акцентуации накладывают неоспоримый отпечаток на поведение, определение их личности в целом, предполагают трудности в общении и взаимоотношениях с окружающими. Подход И.В. Бадиева к взаимосвязи акцентуаций характера подростков и различных сторон эмоционально-волевой сферы, в свою очередь, обозначил специфику поведения и эмоционального реагирования для каждой из акцентуаций.
Изучение разработанной модели пяти стилей поведения в конфликтных ситуациях Кеннета У. Томаса и Ральфа X. Килменна обеспечило теоретическую подкованность в особенностях проявления и значимости применения каждого из стилей, а обозначение причин и факторов конфликтного поведения подростков позволило сделать вывод о нем, как закономерном явлении, так как отражает возрастные изменения в физическом и психическом развитии. Наконец, исследования Е.А. Алексеевой, В.С. Печеркиной и т.д. Соотношения акцентуаций характера и стилей поведения в конфликтных ситуациях показали стремление подростков к открытому противостоянию в конфликтах и вариативность применения стилей поведения в конфликтных ситуациях.
Также было проведено эмпирическое исследование стилевых особенностей поведения подростков в конфликтных ситуациях с различными акцентуациями характера, в котором, в частности, определились следующие особенности выраженности различных типов акцентуации характера: доминрование гипертимного, демонстративного и интровертированного типа акцентуации, исходя из чего подростки характеризуются активностью, подвижностью, неустойчивостью интересов и недостаточным уровнем развития самоорганизации. Кроме того, они требуют повышенного внимания к себе со стороны окружающих, стремятся выставлять себя в лучшем свете, преувеличивая собственные достоинства. В то же время, подростки могут замыкаться в себе и иметь узкий круг общения, демонстрируя недостаточно сформированные навыки взаимодействия с окружающими.
Далее были выявлены стилевые особенности поведения подростков в конфликтных ситуациях. Так, соперничество предпочтительно для активных, жаждущих деятельности и стремящихся быть в центре внимания подростков. Приспосабливаются, разрешая конфликт, чувствительные и тревожные подростки, скорее по причине нежелания задеть чувства другого. К компромиссу прибегают исполнительные и добросовестные подростки, с медлительностью в решениях и поступках, что отчасти и требует сам процесс поиска компромисса в конфликтной ситуации. Следующим шагом в исследовании было установление характера связи между стилевыми особенностями поведения подростков в конфликтных ситуациях и различными акцентуациями характера: оказалось, что соперничество предпочтительно для активных, жаждущих деятельности и стремящихся быть в центре внимания подростков. Приспосабливаются, разрешая конфликт, чувствительные и тревожные подростки, скорее по причине нежелания задеть чувства другого. К компромиссу прибегают исполнительные и добросовестные подростки, с медлительностью в решениях и поступках, что отчасти и требует сам процесс поиска компромисса в конфликтной ситуации.
Данные результаты предоставили возможность подтвердить нашу гипотезу о том, что стилевые особенности поведения подростка в конфликтных ситуациях обусловлены акцентуацией его характера, а именно: подростки с гипертимным и тревожно-педантичным типом акцентуации выбирают компромисс, сенситивные, тревожные и циклоидные подростки - приспособление.
На основе проведенного эмпирического исследования нами была разработана программа психологической коррекции, направленная на регулирование стилевых особенностей поведения подростков в конфликтных ситуациях. Занятия программы составлены для проведения в тренинговой, игровой формах, а их комплекс должен привести к тому, что для подростков станет характерна более уверенная, независимая позиция в конфликтных ситуациях, восприятие конфликта, как адекватной ситуации общения между людьми, активное взаимодействие с оппонентом для совместного поиска наиболее продуктивного разрешения конфликтной ситуации.
Подобные работы
- ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОЛЕВОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ И АКЦЕНТУАЦИЙ
ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2017 - Взаимосвязь когнитивных стилей с индивидуально-типологическими свойствами личности студентов
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И ПСИХОКОРРЕКЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ ИНАКТИВНОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ К ДЕТЯМ В
ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - Особенности психологической адаптированности вахтового персонала различных производств в условиях Крайнего Севера и Арктики
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Связь между субъектностью личности студентов и копинг-стратегиями поведения
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023



