Введение 3
1. Теоретические вопросы оценки конкурентоспособности предприятия 5
1.1. Понятие и сущность оценки конкурентоспособности предприятия 5
1.2. Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности
предприятия 13
1.3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия 23
2. Анализ деятельности ООО «Шафран» и повышение его
конкурентоспособности 33
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Шафран» 33
2.2. Анализ конкурентоспособности предприятия 47
2.3. Мероприятия по повышению конкурентоспособности
ООО «Шафран» 57
Заключение 63
Список использованных источников 67
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Конкуренция является неотъемлемой частью рыночных отношений. Конечная экономическая цель функционирования любой предпринимательской структуры на целевом рынке - это содержание частичной или полной победы в конкурентной борьбе. Причем формулируемые цели в рыночной экономике должны быть достижимыми. Одним из необходимых условий для достижения указанной выше цели является наличие у предприятия такого товара или услуги, которые были бы существенно лучше по потребительским и иным свойствам по сравнению с аналогичной продукцией или услугами, выпускаемой или оказываемыми главными конкурентами.
Актуальность данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что в современной экономике трудно выживать не крупному предприятию, особенно предприятию в сфере общественного питания, поскольку вокруг множество конкурентов с аналогичными предложениями, это затрудняет выделить свое предприятие среди других. Таким предприятиям особенно важно следить за рынками оказания услуг в сфере общественного питания, технологическим развитием предприятия, проводить опросы для обнаружения недостатков оказания услуг, собирать информацию о качестве оказываемых услуг. Подобные знания позволяют выявить недостатки в деятельности предприятия, а, следовательно, повысить его конкурентоспособность.
Проблема исследования заключается в повышении конкурентоспособности предприятия.
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Шафран». Основной вид деятельности предприятия - деятельность ресторанов и кафе.
Предметом исследования является конкурентоспособность предприятия ООО «Шафран».
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мер по повышению конкурентоспособности предприятия.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучить и проанализировать научные публикации, статьи, журналы, книги, учебники о конкурентоспособности предприятий.
2. Изучить способы повышения конкурентоспособности предприятия.
3. Оценить финансово-экономическое состояние исследуемого объекта.
4. Оценить конкурентоспособность исследуемого объекта.
5. Разработать предложения и рекомендации по повышению конкурентоспособности исследуемого предприятия.
Теоретической основой исследований послужили научные труды отечественных и иностранных ученых, посвященных сущности конкурентоспособности предприятий и продукции, таких как Воронов Ю.П., Глухов А.Л., Котков В.В., Лифиц И.М., Царев В.В. и др.
Информационной базой дипломного проекта является бухгалтерская отчетность, отчет о прибылях и убытках ООО «Шафран» за 2013-2015 гг, Устав исследуемого объекта.
В первой главе раскрываются теоретические вопросы оценки конкурентоспособности предприятия, определяются основные понятия, функции и факторы, влияющие на способность предприятия конкурировать на рынке. Во второй главе исследуется организационно-экономическая характеристика объекта, проводится финансово - хозяйственный анализ деятельности ООО «Шафран», а также рассматриваются основные пути повышения конкурентоспособности предприятия и рассчитывается экономический эффект от предлагаемых мероприятий. В заключении даются выводы по проделанной работе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
На основе проделанной работы можно сделать вывод о том, что успешность функционирования любого предприятия зависит, в конечном итоге, от уровня его конкурентоспособности, а также конкурентоспособности продукции, предлагаемой потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью предприятия, основанной на тесной взаимосвязи обще-признанных законов экономики, психологии, статистики, теории вероятности и других наук.
Понятия конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность продукции взаимосвязаны и зависят от множества факторов. Конкурентоспособность это возможность предприятия существовать в имеющихся условиях рынка и реализовать свою продукцию, которая более предпочтительна для потребителей, чем товар - аналог конкурентов. Конкурентоспособность продукции зависит от качества производимой продукции.
На конкурентоспособность продукции в современном мире влияют множество факторов. Выделяют следующие факторы, которые наиболее влияют на предпочтительность предлагаемых товаров: качество, цена, уровень квалификации персонала, технологический уровень производства, упаковка, статус, бренд.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены основные понятия конкурентоспособности предприятия. Самые первые шаги оформить понятие конкурентоспособности были сделаны такими зарубежными авторами как М. Портер, О.Шонесси, Ж.-Ж. Ламбен. В течение долгого времени многие авторы пытались предложить свою трактовку понятию конкурентоспособность. Например, Р.А. Фатхутдинов понимал конкурентоспособность как некое свойство предмета, которое характеризуется степенью его реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, которые представляются на рынке.
Тем не менее, все определения складываются из двух составляющих:
- обязательное удовлетворение потребностей потребителей;
- сравнительный фактор.
Конкурентоспособность это не только свойства, которые сравниваются, это огромный рычаг, приводящий в действие механизм постоянного развития цивилизации. Ведь с годами потребности растут, а методы их удовлетворения все разнообразней. Это связано с тем, что ученые постоянно разрабатывают новые технологии для производства благ.
На конкурентоспособность предприятия в современном мире влияют множество факторов. И опять же разные авторы выделяют разные факторы, придают одним и тем же факторам различную значимость для потребителей.
Но можно сделать о том, что наименования факторов практически стандартны. На основе изученных материалов выделяют следующие факторы, которые наиболее влияют на предпочтительность предлагаемых товаров: качество, цена, уровень квалификации персонала, технологический уровень производства, упаковка, статус, бренд, так же в глазах потребителей важными факторами являются послепродажное обслуживание, право на обмен или возврат. На сегодняшний день этот список расширен и обязательным критерием является безопасность, информативность, новизна.
Все это заставляет фирмы размышлять над тем, как и с помощью каких средств, улучшить свою продукцию, чтобы повысить конкурентоспособность своего предприятия. В выпускной квалификационной работе в качестве такого средства рассматривается организация при кафе летней веранды.
Во второй главе выпускной квалификационной работы рассматривалась деятельность ООО «Шафран». Организация начала свою работу в 2007 году, основной вид деятельности - это деятельность ресторанов и кафе. ООО «Шафран» работает с региональными поставщиками и имеет сложившийся круг постоянных клиентов. Предприятие имеет линейную организационную структуру, что позволяет эффективно выполнять поставленные задачи.
В ходе работы был проведен анализ использования трудовых ресурсов ООО «Шафран». Установлено, что в анализируемом периоде эффективности использования персонала повысилась. Среднегодовая выработка одного работающего увеличилась почти на 19% в 2014году и на 17,76% в 2015 году. Анализ использования трудовых ресурсов на предприятии, уровня производительности труда был рассмотрен вместе с оплатой труда. С ростом производительности труда создаются реальные предпосылки для повышения уровня его оплаты. В ООО «Шафран» темпы роста производительности труда опережают темпы роста оплаты труда.
Была произведена оценка основных экономических показателей деятельности ООО «Шафран». Выручка от продаж в 2015 году стала выше по сравнению с 2014 годом на 687,4 тыс. руб. Предприятие является прибыльным, т.к. прибыль от продаж выше в 2015 году на 503,7 тыс. руб. по сравнению с 2014 годом, также увеличилась чистая.
Был проведен анализ предприятий общественного питания, а именно кафе и ресторанов, расположенных в городе Строитель, Яковлевского района, Белгородской области. Для проведения анализа были выбраны предприятия общественного питания, расположенные в непосредственной близости от рассматриваемого объекта. Установлено, что кафе-караоке «Маска» по внешнему виду и интерьеру может конкурировать с ресторанами города Строитель. В целом можно отметить, что ООО «Шафран» заняло свое место на рынке ресторанов и кафе города Строитель, Белгородской области.
В работе был проведен комплексный анализ рассматриваемого пред-приятия, который включил в себя анализ сильных и слабых сторон предприятия, было установлено, что положительных качеств в работе предприятия больше. Проведённый SWOT-анализ выявил, что наиболее сильными сторонами предприятия являются производство, кадры и финансы, хотя в областях производства и финансов есть некоторые проблемы.
Анализ конкурентоспособности предприятия показал, что на ООО «Шафран» есть необходимость в совершенствовании качества оказываемых
66 услуг. Для выбора способов повышения конкурентоспособности предприятия были произведены опросы клиентов кафе-караоке «Маска» и работников близко расположенных офисов. Результаты опроса говорят о том, что большинство респондентов летом предпочитают отдыхать на открытом воздухе, а не в зале кафе. Место расположения кафе-караоке «Маска» позволяет организовать летнюю веранду.
ООО «Шафран» имеет достаточно преимуществ, они связаны с организацией работы и высоким качеством оказываемых услуг. Для повышения конкурентоспособности предприятия необходимо организовать летнюю веранду, что позволит повысить прибыльность предприятия, увеличить количество клиентов.
Инвестиционные затраты на внедрение проекта составляют 367 900 руб., эти средства планируется выделить из прибыли за 2015 год, которая составляет 726 600 руб. Экономическая эффективность подтвердилась расчета-ми: общая эффективность будет равна 2,07, окупаемость проекта составляет
5,8 месяца.
В выпускной квалификационной работе были решены следующие задачи:
- проанализированы научные публикации, статьи, журналы, книги, учебники о конкурентоспособности предприятий;
- изучены способы повышения конкурентоспособности предприятия;
- проведена оценка финансово-экономического состояния и конкурентоспособности ООО «Шафран»;
- выявлены способы повышения конкурентоспособности предприятия;
- разработаны предложения и рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Шафран».
В целом, можно сделать вывод о том, что предприятие ООО «Шафран» будет успешно существовать на рынке и иметь стабильное финансовое положение, если будет реализованы предложенные в данной работе мероприятия.
1. ГОСТ ISO 9000 - 2011 «Системы менеджмента качества. Основные положения» [Текст]. - М.: «Стандартинформ», 2011. - 58 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая [Текст]. - М.: Эксмо, 2014. - 880 с.
3. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». ПБУ 6/01 [Текст] : приказ Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н (ред. от 24.12.2010 №186н) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 28.03.2011.
4. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в ред. Федерального закона от 09.12.2010 N 135-ФЗ). - М.: 2010 - Режим доступа: http://base.consultant.ru/12148517.
5. Авдеева, И. А. Повышение эффективности использования основных производственных фондов [Текст] / И. А. Авдеева, И. Ю. Проскурина // Сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2013. - №3. - С. 251-256.
6. Андрианов, В.А. Конкурентоспособность России в мировой экономике [Текст] / В.А. Андрианов // Маркетинг. - 1999. - № 2. - С. 3-20.
7. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия [Текст] : учебник / И. Ансофф. - СПб.: Питер, - 1999. - 453 с.
8. Ансофф, И. Стратегическое управление [Текст] : учебник / Под ред. Л.И. Евенко. Пер. с англ. - М.: Экономика, 1999. - 565 с.
9. Ахматова, М. Теоретические модели конкурентоспособности [Текст] : учебник / М. Ахматова, Е. Попов // Маркетинг. - 2003. - № 4. - С. 21-30.
10. Баяскаланова, Т. А. К вопросу об эффективности обновления основных производственных фондов [Текст] / Т. А. Баяскаланова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2013. - Т. 58. - №2. - С. 131-137.
11. Бойко, А. А. Методы стратегического планирования инновационного воспроизводства основных производственных фондов [Текст] / А. А. Бойко // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева. - 2011. - №5. - С. 160-165.
12. Бойко, А. А. Принципы построения инструментов процессно-ориентированного управления воспроизводством основных производственных фондов организации [Текст] / А. А. Бойко, Н. В. Бахмарева // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. - 2010. - №1. - С. 17-21.
13. Владимирова, Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка [Текст] : Учебное пособие / Л.П. Владимирова. - М.: Издательский Дом «Дашков и К0», 2000. - 346 с.
14. Волчик, В.В. Курс лекций по институциональной экономике [Текст] / курс лекций / В.В. Волчик. - Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2000. - 288 с.
15. Воронов, А.А. К оценке уровня конкурентоспособности машиностроительных предприятий [Текст] / А.А. Воронов // Машиностроитель. - 2000. - № 12. - С. 27-29.
16. Воронов, Ю.П. Принципы конкурентной разведки [Текст] / Ю.П. Воронов // ЭКО. - 2004. - № 10. - С. 94-105.
17. Глухов, А.Л. Оценка конкурентоспособности товаров и способы ее обеспечения [Текст] / А.Л. Глухов // Маркетинг. - 1999. - № 2. - С. 56-63.
18. Горфинкель, В. Экономика предприятия (фирмы) [Текст] : учебник / В. Горфинкель. - М.: Проспект, 2009. - 640 с.
19. Губанов, С. Путь развития России: Назревшее уточнение [Текст] / С. Губанов // Экономист. - 2010. - № 4. - С. 5.
20. Губайдуллина, Р. В. Исследование устойчивости модели динамики основных производственных фондов с использованием импульсного управления [Текст] : учебник / Р. В. Губайдуллина, Е. В. Семенова // Научная перспектива. - 2013. - №7. - С. 36-38..
21. Губина, О. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст] : учебник / О. Губина, В. Губин. - М.: Форум, 2013. - 340 с.
22. Далека, Е. Д. Идентификация понятия «воспроизводство основных производственных фондов» [Текст] / Е. Д. Далека // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2013. - №21. - С. 185-189.
23. Джуран, Д. Все о качестве: Зарубежный опыт. Вып. 2. Высший уровень руководства и качество [Текст] : учебник / Д. Джуран. - М.: Экономика. - 1993. - 654 с.
24. Долинская, М.Г. Маркетинг и конкурентоспособность промышленной продукции [Текст] : учебник / И. А. Соловьев. - М.: Экономика. - 1991. - 388 с.
25. Ендовицкий, Д. А. Статистический анализ динамики основных фондов и инвестиций в России как отражение консервативной инвестиционной политики [Текст] / Д. А. Ендовицкий, Ю. И. Трещевский, В. М. Круглякова // Экономический анализ: Теория и практика. - 2010. - № 20 (185). - С. 7-12.
26. Ерина, Е. Основы анализа и диагностики финансового состояния предприятия [Текст] : учебник / Е. Ерина. - М.: МГСУ, 2013. - 96 с.
27. Забелин, С. И. Влияние амортизации и амортизационной политики на эффективность использования основных производственных фондов [Текст] / С. И. Забелин // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Экономика. - 2011. - №4. - С. 113-122.
28. Земскова, М. С. Ресурсный подход к исследованию качества экономического роста [Текст] / М. С. Земскова, И. В. Паньшин // Региональная экономика: теория и практика.-2010.-№ 30(165).- С. 17-24.
29. Казакова, Н. А. Экономический анализ в оценке бизнеса [Текст] : учебник / Н. А. Казакова. - М.: Дело и сервис, 2009. - 288 с.
30. Канке, А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности пред-приятия [Текст] : учебник / А. Канке, И. Кошевая. - М.: Инфра-М, 2011. - 288 с.
31. Ковалев, В. Финансовый менеджмент: теория и практика [Текст] / В. Ковалев. - М.: Проспект, 2009. - 1024 с.
32. Конкуренция и ее влияние на формирование маркетинговых про-грамм [Текст] // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия экономические науки. Вып. 2(3). - СПб.: СПбГИЭУ. - 2004. - С. 168-173.
33. Котков, В. В. Управление конкурентоспособностью организации [Текст] : Учеб. пособие / Под ред. А.К. Казанцева. - СПб.: СПбГИЭУ, 2000. - 328 с.
34. Король, С. А. Методическое обоснование мероприятий по улучшению использования основных производственных фондов предприятия [Текст] / С. А. Король // Современные технологии управления. - 2013. - №7 (31). - С. 36-38.
35. Котлер, Ф., Маркетинг [Текст]: учеб.пособие / Ф. Котлер. - М. : ИНФРА - М, 2009. - 169 с.
36. Лифшиц, А.С. О согласовании внешнего и внутреннего механизмов развития российских предприятий [Текст] / А. С. Лифшиц // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2011. - №4. - С.160-164.
37. Лифиц, И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг [Текст] : учебник / И.М. Лифиц. - М.: Юрайт-М, - 2001. - 432 с.
38. Лифиц, И.М. О критериях конкурентоспособности товаров и услуг [Текст] // Маркетинг. - 2006. - № 3. - С. 25-32.
39. Лобанов, М.М. Основные принципы оценки конкурентоспособности продукции [Текст] // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 6. - 564 с.
40. Лукашев, Н. И. Повышать эффективность использования основных производственных фондов [Текст] / Н. И. Лукашев // АПК: Экономика, управление. - 2011. - №12. - С. 49-52.
41. Намятова, Л. Е. Методология и закономерности инновационного типа воспроизводства основных производственных фондов в рыночных условиях [Текст] / Л. Е. Намятова // Дискуссия. - 2011. - №8. - С. 45-48.
42. Огвоздин, В.Ю. Управление качеством: Основы теории и практики: Учебное пособие [Текст] : учебник / В.Ю. Огвоздин - М.: Дело и Сервис,-2002. - 364 с.
43. Окрепилов, В.В. Управление качеством: Учебник для вузов [Текст] : учебник / В.В. Окрепилов. - М.: Экономика, - 1998. - 568 с.
44. Пястолов, С. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст] : учебник / С. Пястолов. - М.: Академия, 2013. - 384 с.
45. Скляренко, В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия [Текст] : Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 528 с.
46. Статистический сборник: Белгородская область в цифрах [Текст].
- Белгород: Белгородстат, 2015. - 278 с.
47. Турманидзе, Т. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : учебник / Т. Турманидзе. - М.: Экономика, 2011. - 480 с.
48. Управление персоналом [Текст] : учебник / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2010. - 560 с.
49. Уткин, Э. А. Маркетинг [Текст] : учебник / Э. А. Уткина - М. : Эксмос, 2010. - 292 с.
50. . Файоль, А. Управление - это наука и искусство [Текст]: учебное пособие / А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М.: Республика, 2012. - 296 с.
51. Финансы России [Текст] : Статистический сборник. Официальное издание - М.: Изд-во Гос. комитета РФ по статистике, 2014. - 418 с.
52. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический менеджмент [Текст]: учебное пособие / Р. А. Фатхутдинов - М.: ЗАО «Бизнес-школа Интел-Синтез», 2009. - 641 с.
53. Чернобривец, А. С. Производительность труда и факторы, ее определяющие [Текст]: учебник / А.С. Чернобривец. Экономика. Финансы. Управление. - 2006. - 218 с.
54. Чечевицына, Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст] : учебник / Л. Чечевицына. - М.: Феникс, 2013. - 368 с.
55. Царев, В.В. Конкурентоспособности предприятий [Текст] : учебник / В.В. Царев. - СПб.: Питер, 2011. - 576 с.
56. Царев, В.В. Оценка экономической эффективности инвестиций [Текст] : учебник / В.В. Царев. - СПб.: Питер, 2004. - 688 с.