Введение 4 -18
Глава I. Научно - теоретические основы эффективного управления функционированием и развитием образовательной системы региона в условиях стандартизации образования
§ 1. Философское учение о системе как методологическая основа изучения сущности педагогической (образовательной) системы 19-27 § 2. Сущность педагогической (образовательной) системы региона и ее специфические особенности 27-44 §3. Педагогическая диагностика как теоретический фундамент практической деятельности специалистов образовательной сферы по повышению эффективности управления функционированием и развитием педагогической системы региона 44-59 § 4. Стандартизация как теоретическая основа повышения качества образования, ее роль в развитии и управлении региональной образовательной системы 60-70 § 5. Психолого - педагогические основы деятельности учителя и учащихся в условиях функционирования образовательной системы как целостного явления педагогической действительности 70-82 Выводы по I главе 82-85 Глава II. Научно - теоретические основы педагогических тестов и технологии педагогического тестирования
§ 1. Тестовая теория и технология (исторический и современный аспекты развития) 86-103
3
§ 2. Педагогические тесты и их содержание, структура,
формы и виды. Функции тестов
§ 3. Состояние проблемы педагогического тестирования в
современной образовательной практике
Выводы по II главе
103-120
120-129
129-132
Глава III. Экспериментальное исследование реализации технологии педагогического тестирования как средства эффективного управления функционированием и развитием образователь¬ной системы региона
§ 1. Методика организации и результаты констатирующего педагогического эксперимента 133-144 § 2. Методика организации и результаты организационно¬практического педагогического эксперимента по конструированию, проведению и использованию региональной технологии педагогического тестирования 144-158 § 3. Исследование влияния тестовой технологии на повышение эффективности управления функционированием и развитием образовательной системы региона (формирующий этап эксперимента) 158-177 Выводы по III главе 178-181 Заключение 182-185 Литература 186-210 Приложения 211- 322
Актуальность исследования. Одной из ключевых приоритетных задач модернизации российского образования является «... обеспечение государственных гарантий - доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования» [9,с.16]. В связи с этим актуализируется в современной педагогической теории и практике проблема научно-обоснованных методов контроля качества образования учащихся и прежде всего качества подготовки выпускников общеобразовательной школы как базового звена образования.
Основные принципы образовательной политики в России, обозначенные в законе Российской Федерации «Об образовании» и ориентированные на сохранение единства образовательного пространства страны, развитие национальных, региональных и культурных традиций, обеспечение автономности и самостоятельности школ, актуализировали проблему образовательных стандартов как системы государственных реальной опасности разрушения единого образовательного пространства, снижения качества образования в отдельных школах в условиях провозглашения принципа их автономности.
Это создало объективные предпосылки для разработки и внедрения новых механизмов управления образованием, которые обеспечивали бы, с одной стороны, соблюдение конституционного права граждан на образование, сохранение единства образовательного пространства, а с другой стороны - видоизменение форм и методов государственного контроля качества образования.
В связи с этим, к приоритетным и актуальным проблемам относятся в современной педагогике проблемы, связанные с определением критериев оценки результата образовательной деятельности, оценки эффективности функционирования образовательных систем различного уровня сложности, средств, обеспечивающих эффективность управления их функционированием и развитием.
Анализ философской, социологический, психолого - педагогической научной литературы показал, что исследование обозначенных проблем осуществляется отечественными учеными с позиций системного подхода к изучению образования как социально-педагогического явления (Е.Л. Белкин, Р.Г. Гурова, Л .В. Загрекова, В.А. Кальней, В.С. Лаза¬рев, М. М. Поташник, В .М. Соколов, Н.Ф. Талызина, В.Н. Шамардин, С .Е. Шишов, В.А. Якунин и др.). При этом, под качеством образования имеется ввиду прежде всего его конечный результат: облик молодого человека, окончившего школу, его нравственные качества, способность к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Исследованиями ученых разработана методика получения промежуточных, конечных и отдельных результатов учебно-воспитательной деятельности в разных типах образовательных учреждений, раскрыты основные принципы и методы управления педагогическими системами и процессами, а также проектирование результатов обучения и методов их достижения (Н .А. Галатенко, И. И. Ильясов, В.М. Соколов).
Получение качественной объективной информации в области педагогической деятельности связано сегодня с развитием тестологии как новой отрасли научного знания, которая появилась в начале ХХ века на стыке психологии, педагогики, социологии и других поведенческих наук. Педагогическая тестология, согласно концепции В.С. Аванесова, призвана заниматься вопросами разработки тестов для объективного контроля знаний, умений, навыков, представлений учащихся. Она представляет собой прикладное направление научной педагогики.
В результате проведенного теоретического и экспериментального исследования проблемы технологии педагогического тестирования как средства повышения эффективности управления функционированием и развитием образовательной системы региона были получены следующие научные результаты:
1. Раскрыты теоретико-методологические основы и объективные предпосылки изучения педагогической наукой эффективности и результативности образовательной системы в соответствии с целями и задачами, которые общество и государство ставят перед образованием, аспектов модернизации педагогической системы по всем ее элементам, структурам, реализующим постоянно обновляющиеся социальные задачи в современных условиях.
Основными объективными предпосылками исследования проблем эффективности и результативности образовательной системы является развитие педагогической теории и образовательной практики в свете но¬вой образовательной парадигмы, отражающая потребности и особенности развития постиндустриального общества, проникновение в педагогическую науку теории информации и информатизации, идей кибернетической теории систем, теории квалиметрии, а также необходимость реализации системного подхода при исследовании современной образователь¬ной деятельности, ее гуманистической составляющей, личностно-ориентированного образования и повышения его качества.
2. В ходе исследования установлено, что общественные, государственные и личностные потребности обучающихся в повышении качества образования являются объективными предпосылками повышения эффективности и результативности образовательной системы и способствуют научно - теоретическому и практическому обоснованию способов и методов эффективного управления функционированием и развитием образовательных систем разного уровня сложности.
Осмысление и реализация принципов и методов управления педагогическими системами в условиях внедрения государственных образовательных стандартов, углубление представлений о функциональной стороне педагогической деятельности, о взаимодействии компонентов педагогического процесса, о качестве, эффективности учебной и обучающей деятельности, актуализировали проблему измерений и измеримости качества обучения и создания адекватного инструментария.
3. Выявлено, что теория педагогических измерений в современных условиях внедрения государственных образовательных стандартов - это качественно новый этап в развитии педагогической науки и практики, характерной особенностью которого является научное обоснование сущности, целей, содержания, функций и задач педагогической диагностики, определение ее как действенного средства повышения качества обученности учащихся, создание системы мониторинга уровня предметных достижений с целью анализа педагогической системы и повышения эффективности управления ею.
4. В ходе исследования доказана педагогическая целесообразность реализации системы тестового контроля в условиях стандартизации и технологизации образования. Заложены основы методологической базы тестирования как целостного явления на уровне региона. Разработана и практически реализована региональная методика создания предметных тестов, компьютерная программа обработки тестирования учащихся, позволяющая интерпретировать их итоги по различным основаниям и региональная методика репрезентативной выборки учащихся в условиях массового тестирования учащихся, методические рекомендации для использования тестов предметных достижений, организации и проведения массового тестирования.
Анализ практической реализации в Нижегородской области системы массового тестирования учащихся, базирующийся на технически и технологически разработанной компьютерной обработке результатов тестирования, позволяют говорить о внедрении тестирования как тестовой технологии в образовательную практику региона.
5. В ходе исследования экспериментально доказано, что использование тестовой технологии является эффективной формой «рефлексии» образовательной системы и служит основой для принятия управленческих воздействий с целью повышения результативности образовательной системы.
1. Конституция Российской Федерации.- М.: Юридическая литература,1995.-64с.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании».-М.:Новая школа,1992.-60с.
3. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».-М.: Изд-во «Ось- 89»,2001.-64с.
4. Федеральный закон «О государственном образовательном стандарте основного общего образования»: Проект//Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Кн.2. Математика. Ес-тественнонаучные дисциплины/Под ред. В.С. Леднева, Н .Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой.- М.: «ТЦ Сфера», «Прометей»,1998.-С .320-335.
5. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Фе-дерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послеву-зовском профессиональном образовании». Принят Государственной Ду¬мой 7 июня 2002 г. Одобрен Советом Федерации 17 июня 2002 г. // Офи-циальные документы в образовании: Информационный бюллетень.- 2002.-№21.-С.40-52.
6. Концепция структуры и содержания общего среднего образо-вания (в 12-летней школе): Проект//Народное образование.-2000.-№2.- С.19-26.
7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г.-№751/Юфициальные документы в образовании: Информационный бюллетень.-2000.-№21.- С.3-14.
187
8. Об утверждении программы развития образования: Федераль¬ный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ // Вестник образования: Сб. приказов и инструкций Министерства образования России. - 2000.-№12.-С.3-70.
9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приказ Минобразования от 11.02.02г.) // Вестник образо¬вания: Сб. приказов и инструкций Министерства образования России.- 2002.-№6.-С.10-40.
10. Концепция профильного обучения на старшей ступени обще¬го образования: Приложение к приказу Минобразования России от 18.07.2002 №2783//Официальные документы в образовании.-2002.-№27.- С.13-33.
11. Программа развития воспитания в системе образования Рос¬сии на 1999-2001 годы// Народное образование.-2000.-№1.-С.236-259.
12. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании.-М.: Наука, 1982.-199с.
13. Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе: Пособие для слушателей Учебного центра Гособразования СССР.-М.: МИСиС, 1989.-167с.
14. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля.-М.: Ис-следовательский центр,1994.-112с.
15. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий: Кн. для препо-давателей вузов, техникумов, для студентов и аспирантов пед.вузов / В .С.Аванесов. - 2-е изд., испр. и доп.-М.:Адепт,1998.-217 с.
16. Аванесов В. С. Определение, предмет и основные функции пе-дагогической диагностики // Педагогическая диагностика.-2002.-№1.- С .41-44.
17. Аванесов В. С. Формы тестовых заданий: Учеб. пособие.- М.: МИСиС, 1991 -35с.
188
18. Аванесов В.С. Из глубины веков//Педагогическая диагности- ка.-2003.- №1.-С.3-7.
19. Акофф Р.П. Планирование в больших экономических систе- мах.-М.: Советское радио,1972.-244с.
20. Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования//Педагогика.-2000.-№2.- С .11-16.
21. Амонашвили Ш .А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьника.-М.:Педагогика,1984.-298с.
22. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалева и др.-М .:Педагогика,1980.-Т.1.-230с.; Т2.-287с.
23. Анастази А. Дифференциальная психология: Индивидуальные и групповые различия в поведении: Учеб. пособие.- М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс,2001.-752с.
24. Анастази А. Психологическое тестирование: Кн. 1 / Пер. с англ. М.К. Акимова, Е.М.Борисова: Под ред. К.М.Гуревича, В .И.Лубовского.-М.:Педагогика,1982.-320с.
25. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование.-СПб.: Питер,2002.-688с.
26. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого са-моразвития.- Казань: Центр инновационных технологий,2000.-608с.
27. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления.-М .:Экономика,1991.-418с.
28. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функ-циональных систем // Анохин П.К. Философские аспекты теории функ-циональной системы: Избранные труды.- М.: Наука,1978.-С.49-106.
29. Афанасьев В. Г. Моделирование как метод исследования соци-альных систем// Системы исследования: Методологические проблемы: Ежегодник.-М.:Политиздат, 1982.-22с.
189
30. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом: Опыт систем-ного исследования.-М.: Политиздат,1980.-384с.
31. Афанасьев В .Г. Общество: системность, познание и управле- ние.-М.: Политиздат, 1981 .-432с.
32. Афанасьев В.Г. Системность и общество.-М.:Политиздат,1980.-
368с.
33. Афанасьева Т. П., Елисеева И .А., Немова Н. В. Аттестация пе-дагогических и руководящих кадров в образовании: Практическое посо¬бие для работников управления образованием.-М.,1996.-94с.
34. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: (Общий ди-дактический аспект). -М.: Педагогика, 1977.-256с.
35. Батракова И .С.Организация педагогического процесса в со-временной школе.-СПб, 1994.-187с.
36. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: (Про-блемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем).-Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та,1997.-304с.
37. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.:Педагогика,1989.-192с.
38. Блауберг И.В., Юдин Э .Г. Становление и сущность системного подхода.-М.:Наука,1973.-270с.
39. Блауберг И. В., Юдин Э.Г. Системный подход как современное общенаучное направление.-М.:Наука,1986.-266с.
40. Большая советская энциклопедия.-М.:Советская энциклопе- дия,1970-1976.-Т.25.-600с.
41. Бордовская Н.В. Педагогическая системология: постановка проблемы// Педагогика.-1998.-№8.-С.25-30.
42. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы.-СПб.: Изд-во РГХИ,2001.-512с.
190
43. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика:Учеб. для вузов.- СПб.:Питер,2000.-304с.
44. Бордовский Г .А., Извозчиков В.А. Новые технологии обуче¬ния: вопросы терминологии//Педагогика.-1993.-№5.-С.12-15.
45. Бордовский Г .А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена,2001.-369с.
46. Брушлинский А.В. Деятельность субъекта и психическая дея-тельность //Деятельность: теории, методологии, проблемы: Сб. / Сост. И.Т.Касавин.-М. :Политиздат, 1990.-С.51-78.
47. Важеевская Н.Е. Гносеологические корни науки в системе школьного образования//Педагогика.-2002.-№4.-С.3-9.
48. Васильев Ю .В. Педагогическое управление в школе: Методоло¬гия, теория, практика.-М.:Педагогика,1990.-144с.
49. Венделин А.Г. Подготовка и принятие управленческого реше¬ния: Методологический аспект.-М.:Экономика,1977.-150с.
50. Вишневский М. Интегративность мировоззренческих основа¬ний образования и деятельности//Л1ша mater.-2001.-№ 2.-С.19-23.
51. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Т.И.Шамова, К. А. Нефедова, П. И.Третьяков: Под ред. Г. И. Шамовой.-М.: Педагогика,1991.-191с.
52. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М .В. Гаме-
зо, М.В. Матюхиной, Т. С. Михальчик. -М.:Просвещение,1984.-256с.
53. Внутришкольное управление: Словарь-справочник/Под ред. А.М.Моисеева.-М.:Просвещение,1998.-118с.
54. Воронов В .В. Педагогика школы в двух словах: Конспект- пособие для студентов, педагогов и учителей.- М.: Рос. пед. агентст- во,1997.-146с.
191
55. Вилфорд Д .(Великобритания, МТК), Кузнецов В .Г. (Россия, НМЦ «Заря»).От редакции// Тесты в образовании Информационный на¬учно-методический бюллетень с электронным приложением.-1999.- Вып.1.-С.2-4.
56. Вилфорд Д. Современная типология педагогических тестов// Тесты в образовании: Информационный научно-методический бюлле¬тень с электронным приложением.-1999.-Вып.1-С.14-29.
57. Выготский Л. С. Педагогическая психология: Краткий курс.- М.: Работник просвещения,1926.-348с.
58. Выготский Л. С. Собр.соч.- Т.3.-М.:Просвещение,1956.-278с.
59. Выготский Л.С. Собр. соч.:В 6 т. / Гл.ред. А.В.Запорожен.-Т.3.- М.:Педагогика,1983.-367с.
60. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В .В.Давыдова.-М.:Педагогика,1991.-480с.