Технология педагогического тестирования как средство эффективного управления функционированием и развитием образовательной системы региона
|
Введение 4 -18
Глава I. Научно - теоретические основы эффективного управления функционированием и развитием образовательной системы региона в условиях стандартизации образования
§ 1. Философское учение о системе как методологическая основа изучения сущности педагогической (образовательной) системы 19-27 § 2. Сущность педагогической (образовательной) системы региона и ее специфические особенности 27-44 §3. Педагогическая диагностика как теоретический фундамент практической деятельности специалистов образовательной сферы по повышению эффективности управления функционированием и развитием педагогической системы региона 44-59 § 4. Стандартизация как теоретическая основа повышения качества образования, ее роль в развитии и управлении региональной образовательной системы 60-70 § 5. Психолого - педагогические основы деятельности учителя и учащихся в условиях функционирования образовательной системы как целостного явления педагогической действительности 70-82 Выводы по I главе 82-85 Глава II. Научно - теоретические основы педагогических тестов и технологии педагогического тестирования
§ 1. Тестовая теория и технология (исторический и современный аспекты развития) 86-103
3
§ 2. Педагогические тесты и их содержание, структура,
формы и виды. Функции тестов
§ 3. Состояние проблемы педагогического тестирования в
современной образовательной практике
Выводы по II главе
103-120
120-129
129-132
Глава III. Экспериментальное исследование реализации технологии педагогического тестирования как средства эффективного управления функционированием и развитием образователь¬ной системы региона
§ 1. Методика организации и результаты констатирующего педагогического эксперимента 133-144 § 2. Методика организации и результаты организационно¬практического педагогического эксперимента по конструированию, проведению и использованию региональной технологии педагогического тестирования 144-158 § 3. Исследование влияния тестовой технологии на повышение эффективности управления функционированием и развитием образовательной системы региона (формирующий этап эксперимента) 158-177 Выводы по III главе 178-181 Заключение 182-185 Литература 186-210 Приложения 211- 322
Глава I. Научно - теоретические основы эффективного управления функционированием и развитием образовательной системы региона в условиях стандартизации образования
§ 1. Философское учение о системе как методологическая основа изучения сущности педагогической (образовательной) системы 19-27 § 2. Сущность педагогической (образовательной) системы региона и ее специфические особенности 27-44 §3. Педагогическая диагностика как теоретический фундамент практической деятельности специалистов образовательной сферы по повышению эффективности управления функционированием и развитием педагогической системы региона 44-59 § 4. Стандартизация как теоретическая основа повышения качества образования, ее роль в развитии и управлении региональной образовательной системы 60-70 § 5. Психолого - педагогические основы деятельности учителя и учащихся в условиях функционирования образовательной системы как целостного явления педагогической действительности 70-82 Выводы по I главе 82-85 Глава II. Научно - теоретические основы педагогических тестов и технологии педагогического тестирования
§ 1. Тестовая теория и технология (исторический и современный аспекты развития) 86-103
3
§ 2. Педагогические тесты и их содержание, структура,
формы и виды. Функции тестов
§ 3. Состояние проблемы педагогического тестирования в
современной образовательной практике
Выводы по II главе
103-120
120-129
129-132
Глава III. Экспериментальное исследование реализации технологии педагогического тестирования как средства эффективного управления функционированием и развитием образователь¬ной системы региона
§ 1. Методика организации и результаты констатирующего педагогического эксперимента 133-144 § 2. Методика организации и результаты организационно¬практического педагогического эксперимента по конструированию, проведению и использованию региональной технологии педагогического тестирования 144-158 § 3. Исследование влияния тестовой технологии на повышение эффективности управления функционированием и развитием образовательной системы региона (формирующий этап эксперимента) 158-177 Выводы по III главе 178-181 Заключение 182-185 Литература 186-210 Приложения 211- 322
Актуальность исследования. Одной из ключевых приоритетных задач модернизации российского образования является «... обеспечение государственных гарантий - доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования» [9,с.16]. В связи с этим актуализируется в современной педагогической теории и практике проблема научно-обоснованных методов контроля качества образования учащихся и прежде всего качества подготовки выпускников общеобразовательной школы как базового звена образования.
Основные принципы образовательной политики в России, обозначенные в законе Российской Федерации «Об образовании» и ориентированные на сохранение единства образовательного пространства страны, развитие национальных, региональных и культурных традиций, обеспечение автономности и самостоятельности школ, актуализировали проблему образовательных стандартов как системы государственных реальной опасности разрушения единого образовательного пространства, снижения качества образования в отдельных школах в условиях провозглашения принципа их автономности.
Это создало объективные предпосылки для разработки и внедрения новых механизмов управления образованием, которые обеспечивали бы, с одной стороны, соблюдение конституционного права граждан на образование, сохранение единства образовательного пространства, а с другой стороны - видоизменение форм и методов государственного контроля качества образования.
В связи с этим, к приоритетным и актуальным проблемам относятся в современной педагогике проблемы, связанные с определением критериев оценки результата образовательной деятельности, оценки эффективности функционирования образовательных систем различного уровня сложности, средств, обеспечивающих эффективность управления их функционированием и развитием.
Анализ философской, социологический, психолого - педагогической научной литературы показал, что исследование обозначенных проблем осуществляется отечественными учеными с позиций системного подхода к изучению образования как социально-педагогического явления (Е.Л. Белкин, Р.Г. Гурова, Л .В. Загрекова, В.А. Кальней, В.С. Лаза¬рев, М. М. Поташник, В .М. Соколов, Н.Ф. Талызина, В.Н. Шамардин, С .Е. Шишов, В.А. Якунин и др.). При этом, под качеством образования имеется ввиду прежде всего его конечный результат: облик молодого человека, окончившего школу, его нравственные качества, способность к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Исследованиями ученых разработана методика получения промежуточных, конечных и отдельных результатов учебно-воспитательной деятельности в разных типах образовательных учреждений, раскрыты основные принципы и методы управления педагогическими системами и процессами, а также проектирование результатов обучения и методов их достижения (Н .А. Галатенко, И. И. Ильясов, В.М. Соколов).
Получение качественной объективной информации в области педагогической деятельности связано сегодня с развитием тестологии как новой отрасли научного знания, которая появилась в начале ХХ века на стыке психологии, педагогики, социологии и других поведенческих наук. Педагогическая тестология, согласно концепции В.С. Аванесова, призвана заниматься вопросами разработки тестов для объективного контроля знаний, умений, навыков, представлений учащихся. Она представляет собой прикладное направление научной педагогики.
Основные принципы образовательной политики в России, обозначенные в законе Российской Федерации «Об образовании» и ориентированные на сохранение единства образовательного пространства страны, развитие национальных, региональных и культурных традиций, обеспечение автономности и самостоятельности школ, актуализировали проблему образовательных стандартов как системы государственных реальной опасности разрушения единого образовательного пространства, снижения качества образования в отдельных школах в условиях провозглашения принципа их автономности.
Это создало объективные предпосылки для разработки и внедрения новых механизмов управления образованием, которые обеспечивали бы, с одной стороны, соблюдение конституционного права граждан на образование, сохранение единства образовательного пространства, а с другой стороны - видоизменение форм и методов государственного контроля качества образования.
В связи с этим, к приоритетным и актуальным проблемам относятся в современной педагогике проблемы, связанные с определением критериев оценки результата образовательной деятельности, оценки эффективности функционирования образовательных систем различного уровня сложности, средств, обеспечивающих эффективность управления их функционированием и развитием.
Анализ философской, социологический, психолого - педагогической научной литературы показал, что исследование обозначенных проблем осуществляется отечественными учеными с позиций системного подхода к изучению образования как социально-педагогического явления (Е.Л. Белкин, Р.Г. Гурова, Л .В. Загрекова, В.А. Кальней, В.С. Лаза¬рев, М. М. Поташник, В .М. Соколов, Н.Ф. Талызина, В.Н. Шамардин, С .Е. Шишов, В.А. Якунин и др.). При этом, под качеством образования имеется ввиду прежде всего его конечный результат: облик молодого человека, окончившего школу, его нравственные качества, способность к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Исследованиями ученых разработана методика получения промежуточных, конечных и отдельных результатов учебно-воспитательной деятельности в разных типах образовательных учреждений, раскрыты основные принципы и методы управления педагогическими системами и процессами, а также проектирование результатов обучения и методов их достижения (Н .А. Галатенко, И. И. Ильясов, В.М. Соколов).
Получение качественной объективной информации в области педагогической деятельности связано сегодня с развитием тестологии как новой отрасли научного знания, которая появилась в начале ХХ века на стыке психологии, педагогики, социологии и других поведенческих наук. Педагогическая тестология, согласно концепции В.С. Аванесова, призвана заниматься вопросами разработки тестов для объективного контроля знаний, умений, навыков, представлений учащихся. Она представляет собой прикладное направление научной педагогики.
В результате проведенного теоретического и экспериментального исследования проблемы технологии педагогического тестирования как средства повышения эффективности управления функционированием и развитием образовательной системы региона были получены следующие научные результаты:
1. Раскрыты теоретико-методологические основы и объективные предпосылки изучения педагогической наукой эффективности и результативности образовательной системы в соответствии с целями и задачами, которые общество и государство ставят перед образованием, аспектов модернизации педагогической системы по всем ее элементам, структурам, реализующим постоянно обновляющиеся социальные задачи в современных условиях.
Основными объективными предпосылками исследования проблем эффективности и результативности образовательной системы является развитие педагогической теории и образовательной практики в свете но¬вой образовательной парадигмы, отражающая потребности и особенности развития постиндустриального общества, проникновение в педагогическую науку теории информации и информатизации, идей кибернетической теории систем, теории квалиметрии, а также необходимость реализации системного подхода при исследовании современной образователь¬ной деятельности, ее гуманистической составляющей, личностно-ориентированного образования и повышения его качества.
2. В ходе исследования установлено, что общественные, государственные и личностные потребности обучающихся в повышении качества образования являются объективными предпосылками повышения эффективности и результативности образовательной системы и способствуют научно - теоретическому и практическому обоснованию способов и методов эффективного управления функционированием и развитием образовательных систем разного уровня сложности.
Осмысление и реализация принципов и методов управления педагогическими системами в условиях внедрения государственных образовательных стандартов, углубление представлений о функциональной стороне педагогической деятельности, о взаимодействии компонентов педагогического процесса, о качестве, эффективности учебной и обучающей деятельности, актуализировали проблему измерений и измеримости качества обучения и создания адекватного инструментария.
3. Выявлено, что теория педагогических измерений в современных условиях внедрения государственных образовательных стандартов - это качественно новый этап в развитии педагогической науки и практики, характерной особенностью которого является научное обоснование сущности, целей, содержания, функций и задач педагогической диагностики, определение ее как действенного средства повышения качества обученности учащихся, создание системы мониторинга уровня предметных достижений с целью анализа педагогической системы и повышения эффективности управления ею.
4. В ходе исследования доказана педагогическая целесообразность реализации системы тестового контроля в условиях стандартизации и технологизации образования. Заложены основы методологической базы тестирования как целостного явления на уровне региона. Разработана и практически реализована региональная методика создания предметных тестов, компьютерная программа обработки тестирования учащихся, позволяющая интерпретировать их итоги по различным основаниям и региональная методика репрезентативной выборки учащихся в условиях массового тестирования учащихся, методические рекомендации для использования тестов предметных достижений, организации и проведения массового тестирования.
Анализ практической реализации в Нижегородской области системы массового тестирования учащихся, базирующийся на технически и технологически разработанной компьютерной обработке результатов тестирования, позволяют говорить о внедрении тестирования как тестовой технологии в образовательную практику региона.
5. В ходе исследования экспериментально доказано, что использование тестовой технологии является эффективной формой «рефлексии» образовательной системы и служит основой для принятия управленческих воздействий с целью повышения результативности образовательной системы.
1. Раскрыты теоретико-методологические основы и объективные предпосылки изучения педагогической наукой эффективности и результативности образовательной системы в соответствии с целями и задачами, которые общество и государство ставят перед образованием, аспектов модернизации педагогической системы по всем ее элементам, структурам, реализующим постоянно обновляющиеся социальные задачи в современных условиях.
Основными объективными предпосылками исследования проблем эффективности и результативности образовательной системы является развитие педагогической теории и образовательной практики в свете но¬вой образовательной парадигмы, отражающая потребности и особенности развития постиндустриального общества, проникновение в педагогическую науку теории информации и информатизации, идей кибернетической теории систем, теории квалиметрии, а также необходимость реализации системного подхода при исследовании современной образователь¬ной деятельности, ее гуманистической составляющей, личностно-ориентированного образования и повышения его качества.
2. В ходе исследования установлено, что общественные, государственные и личностные потребности обучающихся в повышении качества образования являются объективными предпосылками повышения эффективности и результативности образовательной системы и способствуют научно - теоретическому и практическому обоснованию способов и методов эффективного управления функционированием и развитием образовательных систем разного уровня сложности.
Осмысление и реализация принципов и методов управления педагогическими системами в условиях внедрения государственных образовательных стандартов, углубление представлений о функциональной стороне педагогической деятельности, о взаимодействии компонентов педагогического процесса, о качестве, эффективности учебной и обучающей деятельности, актуализировали проблему измерений и измеримости качества обучения и создания адекватного инструментария.
3. Выявлено, что теория педагогических измерений в современных условиях внедрения государственных образовательных стандартов - это качественно новый этап в развитии педагогической науки и практики, характерной особенностью которого является научное обоснование сущности, целей, содержания, функций и задач педагогической диагностики, определение ее как действенного средства повышения качества обученности учащихся, создание системы мониторинга уровня предметных достижений с целью анализа педагогической системы и повышения эффективности управления ею.
4. В ходе исследования доказана педагогическая целесообразность реализации системы тестового контроля в условиях стандартизации и технологизации образования. Заложены основы методологической базы тестирования как целостного явления на уровне региона. Разработана и практически реализована региональная методика создания предметных тестов, компьютерная программа обработки тестирования учащихся, позволяющая интерпретировать их итоги по различным основаниям и региональная методика репрезентативной выборки учащихся в условиях массового тестирования учащихся, методические рекомендации для использования тестов предметных достижений, организации и проведения массового тестирования.
Анализ практической реализации в Нижегородской области системы массового тестирования учащихся, базирующийся на технически и технологически разработанной компьютерной обработке результатов тестирования, позволяют говорить о внедрении тестирования как тестовой технологии в образовательную практику региона.
5. В ходе исследования экспериментально доказано, что использование тестовой технологии является эффективной формой «рефлексии» образовательной системы и служит основой для принятия управленческих воздействий с целью повышения результативности образовательной системы.



