Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технология педагогического тестирования как средство эффективного управления функционированием и развитием образовательной системы региона

Работа №7069

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы323стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
813
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4 -18
Глава I. Научно - теоретические основы эффективного управления функционированием и развитием образовательной системы региона в условиях стандартизации образования
§ 1. Философское учение о системе как методологическая основа изучения сущности педагогической (образовательной) системы 19-27 § 2. Сущность педагогической (образовательной) системы региона и ее специфические особенности 27-44 §3. Педагогическая диагностика как теоретический фундамент практической деятельности специалистов образовательной сферы по повышению эффективности управления функционированием и развитием педагогической системы региона 44-59 § 4. Стандартизация как теоретическая основа повышения качества образования, ее роль в развитии и управлении региональной образовательной системы 60-70 § 5. Психолого - педагогические основы деятельности учителя и учащихся в условиях функционирования образовательной системы как целостного явления педагогической действительности 70-82 Выводы по I главе 82-85 Глава II. Научно - теоретические основы педагогических тестов и технологии педагогического тестирования
§ 1. Тестовая теория и технология (исторический и современный аспекты развития) 86-103

3
§ 2. Педагогические тесты и их содержание, структура,
формы и виды. Функции тестов
§ 3. Состояние проблемы педагогического тестирования в
современной образовательной практике
Выводы по II главе
103-120
120-129
129-132
Глава III. Экспериментальное исследование реализации технологии педагогического тестирования как средства эффективного управления функционированием и развитием образователь¬ной системы региона
§ 1. Методика организации и результаты констатирующего педагогического эксперимента 133-144 § 2. Методика организации и результаты организационно¬практического педагогического эксперимента по конструированию, проведению и использованию региональной технологии педагогического тестирования 144-158 § 3. Исследование влияния тестовой технологии на повышение эффективности управления функционированием и развитием образовательной системы региона (формирующий этап эксперимента) 158-177 Выводы по III главе 178-181 Заключение 182-185 Литература 186-210 Приложения 211- 322


Актуальность исследования. Одной из ключевых приоритетных задач модернизации российского образования является «... обеспечение государственных гарантий - доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования» [9,с.16]. В связи с этим актуализируется в современной педагогической теории и практике проблема научно-обоснованных методов контроля качества образования учащихся и прежде всего качества подготовки выпускников общеобразовательной школы как базового звена образования.
Основные принципы образовательной политики в России, обозначенные в законе Российской Федерации «Об образовании» и ориентированные на сохранение единства образовательного пространства страны, развитие национальных, региональных и культурных традиций, обеспечение автономности и самостоятельности школ, актуализировали проблему образовательных стандартов как системы государственных реальной опасности разрушения единого образовательного пространства, снижения качества образования в отдельных школах в условиях провозглашения принципа их автономности.
Это создало объективные предпосылки для разработки и внедрения новых механизмов управления образованием, которые обеспечивали бы, с одной стороны, соблюдение конституционного права граждан на образование, сохранение единства образовательного пространства, а с другой стороны - видоизменение форм и методов государственного контроля качества образования.
В связи с этим, к приоритетным и актуальным проблемам относятся в современной педагогике проблемы, связанные с определением критериев оценки результата образовательной деятельности, оценки эффективности функционирования образовательных систем различного уровня сложности, средств, обеспечивающих эффективность управления их функционированием и развитием.
Анализ философской, социологический, психолого - педагогической научной литературы показал, что исследование обозначенных проблем осуществляется отечественными учеными с позиций системного подхода к изучению образования как социально-педагогического явления (Е.Л. Белкин, Р.Г. Гурова, Л .В. Загрекова, В.А. Кальней, В.С. Лаза¬рев, М. М. Поташник, В .М. Соколов, Н.Ф. Талызина, В.Н. Шамардин, С .Е. Шишов, В.А. Якунин и др.). При этом, под качеством образования имеется ввиду прежде всего его конечный результат: облик молодого человека, окончившего школу, его нравственные качества, способность к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Исследованиями ученых разработана методика получения промежуточных, конечных и отдельных результатов учебно-воспитательной деятельности в разных типах образовательных учреждений, раскрыты основные принципы и методы управления педагогическими системами и процессами, а также проектирование результатов обучения и методов их достижения (Н .А. Галатенко, И. И. Ильясов, В.М. Соколов).
Получение качественной объективной информации в области педагогической деятельности связано сегодня с развитием тестологии как новой отрасли научного знания, которая появилась в начале ХХ века на стыке психологии, педагогики, социологии и других поведенческих наук. Педагогическая тестология, согласно концепции В.С. Аванесова, призвана заниматься вопросами разработки тестов для объективного контроля знаний, умений, навыков, представлений учащихся. Она представляет собой прикладное направление научной педагогики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного теоретического и экспериментального исследования проблемы технологии педагогического тестирования как средства повышения эффективности управления функционированием и развитием образовательной системы региона были получены следующие научные результаты:
1. Раскрыты теоретико-методологические основы и объективные предпосылки изучения педагогической наукой эффективности и результативности образовательной системы в соответствии с целями и задачами, которые общество и государство ставят перед образованием, аспектов модернизации педагогической системы по всем ее элементам, структурам, реализующим постоянно обновляющиеся социальные задачи в современных условиях.
Основными объективными предпосылками исследования проблем эффективности и результативности образовательной системы является развитие педагогической теории и образовательной практики в свете но¬вой образовательной парадигмы, отражающая потребности и особенности развития постиндустриального общества, проникновение в педагогическую науку теории информации и информатизации, идей кибернетической теории систем, теории квалиметрии, а также необходимость реализации системного подхода при исследовании современной образователь¬ной деятельности, ее гуманистической составляющей, личностно-ориентированного образования и повышения его качества.
2. В ходе исследования установлено, что общественные, государственные и личностные потребности обучающихся в повышении качества образования являются объективными предпосылками повышения эффективности и результативности образовательной системы и способствуют научно - теоретическому и практическому обоснованию способов и методов эффективного управления функционированием и развитием образовательных систем разного уровня сложности.
Осмысление и реализация принципов и методов управления педагогическими системами в условиях внедрения государственных образовательных стандартов, углубление представлений о функциональной стороне педагогической деятельности, о взаимодействии компонентов педагогического процесса, о качестве, эффективности учебной и обучающей деятельности, актуализировали проблему измерений и измеримости качества обучения и создания адекватного инструментария.
3. Выявлено, что теория педагогических измерений в современных условиях внедрения государственных образовательных стандартов - это качественно новый этап в развитии педагогической науки и практики, характерной особенностью которого является научное обоснование сущности, целей, содержания, функций и задач педагогической диагностики, определение ее как действенного средства повышения качества обученности учащихся, создание системы мониторинга уровня предметных достижений с целью анализа педагогической системы и повышения эффективности управления ею.
4. В ходе исследования доказана педагогическая целесообразность реализации системы тестового контроля в условиях стандартизации и технологизации образования. Заложены основы методологической базы тестирования как целостного явления на уровне региона. Разработана и практически реализована региональная методика создания предметных тестов, компьютерная программа обработки тестирования учащихся, позволяющая интерпретировать их итоги по различным основаниям и региональная методика репрезентативной выборки учащихся в условиях массового тестирования учащихся, методические рекомендации для использования тестов предметных достижений, организации и проведения массового тестирования.
Анализ практической реализации в Нижегородской области системы массового тестирования учащихся, базирующийся на технически и технологически разработанной компьютерной обработке результатов тестирования, позволяют говорить о внедрении тестирования как тестовой технологии в образовательную практику региона.
5. В ходе исследования экспериментально доказано, что использование тестовой технологии является эффективной формой «рефлексии» образовательной системы и служит основой для принятия управленческих воздействий с целью повышения результативности образовательной системы.



1. Конституция Российской Федерации.- М.: Юридическая литература,1995.-64с.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании».-М.:Новая школа,1992.-60с.
3. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».-М.: Изд-во «Ось- 89»,2001.-64с.
4. Федеральный закон «О государственном образовательном стандарте основного общего образования»: Проект//Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Кн.2. Математика. Ес-тественнонаучные дисциплины/Под ред. В.С. Леднева, Н .Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой.- М.: «ТЦ Сфера», «Прометей»,1998.-С .320-335.
5. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Фе-дерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послеву-зовском профессиональном образовании». Принят Государственной Ду¬мой 7 июня 2002 г. Одобрен Советом Федерации 17 июня 2002 г. // Офи-циальные документы в образовании: Информационный бюллетень.- 2002.-№21.-С.40-52.
6. Концепция структуры и содержания общего среднего образо-вания (в 12-летней школе): Проект//Народное образование.-2000.-№2.- С.19-26.
7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г.-№751/Юфициальные документы в образовании: Информационный бюллетень.-2000.-№21.- С.3-14.

187
8. Об утверждении программы развития образования: Федераль¬ный закон от 10.04.2000 № 51-ФЗ // Вестник образования: Сб. приказов и инструкций Министерства образования России. - 2000.-№12.-С.3-70.
9. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приказ Минобразования от 11.02.02г.) // Вестник образо¬вания: Сб. приказов и инструкций Министерства образования России.- 2002.-№6.-С.10-40.
10. Концепция профильного обучения на старшей ступени обще¬го образования: Приложение к приказу Минобразования России от 18.07.2002 №2783//Официальные документы в образовании.-2002.-№27.- С.13-33.
11. Программа развития воспитания в системе образования Рос¬сии на 1999-2001 годы// Народное образование.-2000.-№1.-С.236-259.
12. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании.-М.: Наука, 1982.-199с.
13. Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе: Пособие для слушателей Учебного центра Гособразования СССР.-М.: МИСиС, 1989.-167с.
14. Аванесов В.С. Научные проблемы тестового контроля.-М.: Ис-следовательский центр,1994.-112с.
15. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий: Кн. для препо-давателей вузов, техникумов, для студентов и аспирантов пед.вузов / В .С.Аванесов. - 2-е изд., испр. и доп.-М.:Адепт,1998.-217 с.
16. Аванесов В. С. Определение, предмет и основные функции пе-дагогической диагностики // Педагогическая диагностика.-2002.-№1.- С .41-44.
17. Аванесов В. С. Формы тестовых заданий: Учеб. пособие.- М.: МИСиС, 1991 -35с.

188
18. Аванесов В.С. Из глубины веков//Педагогическая диагности- ка.-2003.- №1.-С.3-7.
19. Акофф Р.П. Планирование в больших экономических систе- мах.-М.: Советское радио,1972.-244с.
20. Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования//Педагогика.-2000.-№2.- С .11-16.
21. Амонашвили Ш .А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьника.-М.:Педагогика,1984.-298с.
22. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалева и др.-М .:Педагогика,1980.-Т.1.-230с.; Т2.-287с.
23. Анастази А. Дифференциальная психология: Индивидуальные и групповые различия в поведении: Учеб. пособие.- М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс,2001.-752с.
24. Анастази А. Психологическое тестирование: Кн. 1 / Пер. с англ. М.К. Акимова, Е.М.Борисова: Под ред. К.М.Гуревича, В .И.Лубовского.-М.:Педагогика,1982.-320с.
25. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование.-СПб.: Питер,2002.-688с.
26. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого са-моразвития.- Казань: Центр инновационных технологий,2000.-608с.
27. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления.-М .:Экономика,1991.-418с.
28. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функ-циональных систем // Анохин П.К. Философские аспекты теории функ-циональной системы: Избранные труды.- М.: Наука,1978.-С.49-106.
29. Афанасьев В. Г. Моделирование как метод исследования соци-альных систем// Системы исследования: Методологические проблемы: Ежегодник.-М.:Политиздат, 1982.-22с.

189
30. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом: Опыт систем-ного исследования.-М.: Политиздат,1980.-384с.
31. Афанасьев В .Г. Общество: системность, познание и управле- ние.-М.: Политиздат, 1981 .-432с.
32. Афанасьев В.Г. Системность и общество.-М.:Политиздат,1980.-
368с.
33. Афанасьева Т. П., Елисеева И .А., Немова Н. В. Аттестация пе-дагогических и руководящих кадров в образовании: Практическое посо¬бие для работников управления образованием.-М.,1996.-94с.
34. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: (Общий ди-дактический аспект). -М.: Педагогика, 1977.-256с.
35. Батракова И .С.Организация педагогического процесса в со-временной школе.-СПб, 1994.-187с.
36. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: (Про-блемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем).-Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та,1997.-304с.
37. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.:Педагогика,1989.-192с.
38. Блауберг И.В., Юдин Э .Г. Становление и сущность системного подхода.-М.:Наука,1973.-270с.
39. Блауберг И. В., Юдин Э.Г. Системный подход как современное общенаучное направление.-М.:Наука,1986.-266с.
40. Большая советская энциклопедия.-М.:Советская энциклопе- дия,1970-1976.-Т.25.-600с.
41. Бордовская Н.В. Педагогическая системология: постановка проблемы// Педагогика.-1998.-№8.-С.25-30.
42. Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы.-СПб.: Изд-во РГХИ,2001.-512с.

190
43. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика:Учеб. для вузов.- СПб.:Питер,2000.-304с.
44. Бордовский Г .А., Извозчиков В.А. Новые технологии обуче¬ния: вопросы терминологии//Педагогика.-1993.-№5.-С.12-15.
45. Бордовский Г .А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса: Монография.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена,2001.-369с.
46. Брушлинский А.В. Деятельность субъекта и психическая дея-тельность //Деятельность: теории, методологии, проблемы: Сб. / Сост. И.Т.Касавин.-М. :Политиздат, 1990.-С.51-78.
47. Важеевская Н.Е. Гносеологические корни науки в системе школьного образования//Педагогика.-2002.-№4.-С.3-9.
48. Васильев Ю .В. Педагогическое управление в школе: Методоло¬гия, теория, практика.-М.:Педагогика,1990.-144с.
49. Венделин А.Г. Подготовка и принятие управленческого реше¬ния: Методологический аспект.-М.:Экономика,1977.-150с.
50. Вишневский М. Интегративность мировоззренческих основа¬ний образования и деятельности//Л1ша mater.-2001.-№ 2.-С.19-23.
51. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Т.И.Шамова, К. А. Нефедова, П. И.Третьяков: Под ред. Г. И. Шамовой.-М.: Педагогика,1991.-191с.
52. Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М .В. Гаме-
зо, М.В. Матюхиной, Т. С. Михальчик. -М.:Просвещение,1984.-256с.
53. Внутришкольное управление: Словарь-справочник/Под ред. А.М.Моисеева.-М.:Просвещение,1998.-118с.
54. Воронов В .В. Педагогика школы в двух словах: Конспект- пособие для студентов, педагогов и учителей.- М.: Рос. пед. агентст- во,1997.-146с.

191
55. Вилфорд Д .(Великобритания, МТК), Кузнецов В .Г. (Россия, НМЦ «Заря»).От редакции// Тесты в образовании Информационный на¬учно-методический бюллетень с электронным приложением.-1999.- Вып.1.-С.2-4.
56. Вилфорд Д. Современная типология педагогических тестов// Тесты в образовании: Информационный научно-методический бюлле¬тень с электронным приложением.-1999.-Вып.1-С.14-29.
57. Выготский Л. С. Педагогическая психология: Краткий курс.- М.: Работник просвещения,1926.-348с.
58. Выготский Л. С. Собр.соч.- Т.3.-М.:Просвещение,1956.-278с.
59. Выготский Л.С. Собр. соч.:В 6 т. / Гл.ред. А.В.Запорожен.-Т.3.- М.:Педагогика,1983.-367с.
60. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В .В.Давыдова.-М.:Педагогика,1991.-480с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ