Введение 3
ГЛАВА 1 Политический имидж и институт доверенных лиц 6
1.1. Механизмы формирования политического имиджа 6
1.2 Институт доверенных лиц как инструмент формирования политического имиджа 17
ГЛАВА 2. Деятельность доверенных лиц как механизм формирования имиджа .. 29
2.1. Роль, задачи и функции доверенных лиц в процессе формирования имиджа
губернатора Г.С. Полтавченко 29
2.2. Проблемы функционирования института доверенных лиц губернатора 35
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложение
Современному российскому обществу необходимы лидеры, способные нейтрализовать негативные социальные процессы, напряженность в социуме, лидеры, ориентированные на достижение гражданских целей во всех сферах общественной жизни. Кроме того, лидеры мнений по существу являются трансляторами целей, ценностных ориентаций и установок для членов любой социальной группы, формируя тем самым имидж компании или человека. Популярность и успешность политических лидеров во многом определяется правильно сформированным политическим имиджем в глазах общества, и немаловажную роль в его формировании играет окружение политика - не только его -служба, но и доверенные лица, что, в свою очередь, позволяет разработать механизмы наиболее эффективного влияния на массовое сознание и, тем самым, обусловливает актуальность данного исследования.
Объектом исследования служит коммуникативная деятельность доверенных лиц политика. Предметом исследования являются коммуникативные способы и средства, применяемые доверенными лицами в процессе формирования позитивного образа политического деятеля.
Цель исследования - определение роли доверенных лиц и проблем функционирования данного института в ходе создания имиджа политика.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Определить специфику и основные компоненты содержания политического имиджа и механизмов его формирования;
2. описать особенности и специфику деятельности доверенных лиц, их роли в процессе формирования имиджа политика;
3. сопоставить описанные особенности с эмпирическими данными (интервью доверенных лиц) для выявления подлинных функций и влияния 3
доверенных лиц на формирование положительного имиджа политика;
4. предложить возможные варианты оптимизации имиджа политического лидера на основании проведенного анализа.
В реализации поставленных задач используются следующие методы исследования:
1. Анализ научной, публицистической и методической литературы,
2. метод интервьюирования,
3. метод сравнительного анализа
При разработке теоретической базы для отдельных аспектов привлекались результаты исследований Л. Брауна, Н.В. Витрука, Е.В. Егоровой, В.Г. Зазыкина, В.Н. Коновалова, В.С Комаровского, Е.И. Манякиной, Е.Н. Новиковой, Д.В. Ольшанского, Г.Г. Почепцова, Р.Ф. Ромашкиной, С. Голдмена, В.Г. Зазыкина, Е.В. Егоровой-Гантман, С.М. Невзорова, О.А. Феофанова, А.А. Гостевой, А.А. Деркач,
A. Ю. Панасюка, Е.В. Селезневой, Н.П.Попова, П.С. Гуревича, М.Н. Шашлова,
B. М. Шепеля и других, выдержки из Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 10 января 2003 г. №19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», а также данные сайта доверенных лиц президента России Владимира Путина, информационно¬аналитического портала Azzeros, интернет-изданий «Делового Петербурга» и «Ведомостей».
Источником эмпирических данных являются материалы интервью, взятые у доверенных лиц губернатора Санкт-Петербурга Г. Полтавченко. Макет интервью был разработан на основе проанализированных теоретических источников по вопросу исследования.
Практическая ценность работы определяется возможностью использования ее данных в ходе предвыборной кампании с целью формирования наиболее выигрышного и позитивного образа политического лидера.
Данная дипломная работа была направлена на изучение Института доверенных лиц и способов формирования положительного имиджа политического деятеля посредством данного института. Нами было выдвинуто предположение, что столь необходимый сегодня политику правильно созданный образ в глазах общества во многом зависит от его окружения.
В ходе исследования нами были выявлены проблемы функционирования института доверенных лиц и описаны в рамках данной работы пути их возможного решения.
Нами был проведен анализ теоретического материала и определена специфика содержания политического имиджа и механизмов его формирования; описаны особенности и специфика деятельности доверенных лиц, их роли в процессе формирования имиджа политика; сопоставлены описанные особенности с эмпирическими данными (интервью доверенных лиц) на предмет выявления действительных функций и влияния доверенных лиц на формирование положительного имиджа политика; на основании проведенного анализа определены проблемы и пути их оптимизации.
На основе проанализированных теоретических данных по вопросу исследования определение политического имиджа было сформулировано нами как обобщающее понятие, сложившийся в массовом сознании стереотип, эмоционально окрашенный образ, качественная характеристика объекта, посредством которой вырабатывается отношение аудитории к объекту и всему, что связано с ним.
Также были выявлены ключевые ступени механизма формирования политического имиджа: выделение ядерной доминанты, выбор линии поведения, определение рече-поведенческих тактик, создание имиджевой легенды и внешнего 44
образа, организация окружения. Под окружением политика понимается не только пресс-служба политика, но и институт доверенных лиц. Институт доверенных лиц и высокий статус избранных на эту должность персон является базой для успешной агитации, благоприятного восприятия электората, положительного взаимодействия общества и политика и, главное, для формирования позитивного политического имиджа.
Так как Г. С. Полтавченко является непубличной личностью, то посредством института доверенных лиц осуществляется не только агитационная функция, но и функцию создания и формирования положительного имиджа в глазах аудитории. Что, в свою очередь, подтверждает высокую ответственность доверенных лиц как своеобразного проводника информации о политике и необходимость укрепления института доверенных лиц Г. Полтавченко.
Кроме выявленных объективных функций и влияния доверенных лиц на формирование положительного имиджа политика в результате эмпирического анализа нами были определены проблемы функционирования института доверенных лиц и предложены варианты решений их оптимизации в рамках нашего исследования.
Подводя итог исследованию, нами был сделан вывод о том, что предлагаемые направления в решении сложивших проблем функционирования Института доверенных лиц позволят повысить эффективность использования данного механизма формирования положительного имиджа политического деятеля.
1. Березкина О.П. Политический имидж в современной политической культуре. Автореферат. - СПб., 2010
2. Березовская Е.С. К вопросу об общественном мнении как показателе состояния политического сознания.
3. Вылегжанин Д.А. Введение в политическую имиджелогию: учеб. по-собие. М.: Флинта: МПСИ, 2008
4. Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и Реклама: Учеб. Посо-бие для студентов вузов. М..: Аспект Пресс, 2005
5. Гаджиев Г. Введение в политическую науку. - Логос., 2010
6. Голубев А.В. Запад глазами советского общества. - М., 2011
7. Горчакова В.Г. Имидж личности //Маркетинг в России и за рубежом.
- 2008. - №3. - С. 133-138
8. Грачёв М. Н.Средства массовой информации в социально-политическом поле//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Политология». - 2000. - №2
9. Гундарь О.Н.Феномен политического лидерства в социальном контек¬сте современности. Автореферат. - Ставрополь, 2001
10. Гуревич П.С.Приключения имиджа. - М., 1991
11. Деркач А.А., Перелыгина Е.Б. Политическая имиделогия. М.: Аспект Пресс, 2006
12. Деннис Э.Беседы о масс-медиа. - Издательство «Вагриус», 1997
13. Диалоги Платона. - Издательство «Азбука», 2000
14. Докторов Б.З.Отцы-основатели:история изучения общественного мне¬ния. - Издательство ЦСП, 2006
15. Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.Б. Политическая реклама. - М.:
Центр политического консультирования «НикколоМ», 1999
16. Забурдаева Е.В. Политическая кампания. Стратегии и технологии: учебник. М.: Аспект Пресс, 2012
17. Калюжный А.А. Теоретико-методологические особенности исследо-вания имиджа// Вестник Томского государственного педагогического университе¬та. - Вып.2 (53). - 2006. - Сер. Психология - Томск, 2006. - С. 68-75
18. Ковлер А.Избирательные технологии:российский и зарубежный опыт.
- М., 1996
19. Козловская Н.В.«Образ современного политика в представлении сту¬денческой молодёжи». - 2012 г.
20. Кольцова Е.Ю.Производство новостей: скрытые механизмы кон- троля//Журнал социологии и социальной антропологии. - 1999. - №3
21. Комаровский В.С. Г осударственная Служба и СМИ. - Воронеж. Изда¬тельство ВГУ, 2003. С. 98-99
22. Кузьмен О.В.Социология общественного мнения. - Новосибирск, 1996
- стр.34
23. Л. Браун “Имидж - путь к успеху”. - Питер, 2001. - с. 10
24. Лебон Г.Психология народов и масс. - М.: Академический прогресс, 2011
25. Лисовский С.Ф. Политическая реклама. М.: ИВЦ «Маркети
26. нг», 2000.
27. Макиавелли Н.Государь. - М., 1990Максимов А.А. “Чистые” и “гряз-ные” технологии выборов: Российский опыт. - М., 1999. - с. 51
28. Мерилл Дж. Беседы о масс-медиа. - М., 1997
29. Морозова Е.Г. Политический рынок и политический маркетинг. Кон¬цепции, модели, технологии. - Издательство «Российская политическая энцикло¬педия», 1998
30. Перелыгина Е.Б.. Психология имиджа. - Издательство «Аспект
Пресс», 2002
31. Петрова Е. Имидж политика //Корпоративная имиджелогия. - 2008. - №1
32. Политология. Словарь. — М: РГУ. В.Н. Коновалов. 2010
33. Политическое консультирование. - М.: Центр Политического кон-сультирования “Никколо М”, 1999. - с. 83-84
34. Почепцов Г.Г.Имиджеология. - 2006 г.
35. Почепцов Г.Г.Имиджеология. - Издательство «Ваклер», 2001
36. Почепцов Г.Г.Коммуникативный инжиниринг.Теория и практика. - Издательство «Альтерпресс», 2008
37. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. - Издательство «Ваклер», 2005
38. Профессия - имиджмейкер. - Издательство «Феникс», 2008.
39. Савина Е.Ю.Социально-технологические аспекты управления процес¬сами формирования имиджа политического лидера средствами печа- ти.Автореферат. - Москва, 1998
40. Скуленко М.И., Феофанов О.А.Агрессия лжи. - М., 2013
41. Скуленко М.И.Журналистика и пропаганда. - Киев, 1987
42. Хайдер Д., Рейн И., Асплунд К., Котлер Ф.Основы маркетинга. - Изда¬тельство «Вильямс», 2011
43. Шашлов М.Н.Политический имидж как актуальный объект исследо-вания.
44. Шепель В.М.Секреты личного обаяния. - Издательство «Феникс», 2005
45. Шестопал Е.Б.Политическая психология. - Аспект Пресс, 2012
46. Шашлов, М. Н. Политический имидж как актуальный предмет иссле-дования / М. Н. Шашлов // Актуальные проблемы политологии : сборник научных работ студентов и аспирантов Российского университета дружбы народов / отв.
ред. д.ф.н., проф. В. Д. Зотов. - М. : МАКС-Пресс, 2001. - С. 84-92.