Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНСТРУИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЛИДЕРАМИ МНЕНИЙ В ТАТАРСТАНСКОМ СЕГМЕНТЕ TWITTER

Работа №87312

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы58
Год сдачи2013
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
90
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Раздел I. Сеть микроблоггинга Twitter как публичная арена 10
Раздел II. Социальный портрет лидера мнения в татарстанском Twitter 16
Раздел III. Специфика активности лидеров мнений по конструированию социальных проблем в татарстанском Twitter 27
Раздел IV. Опыт конструирования проблемы бездомности в татарстанском сегменте Twitter 46
Заключение 54
Список литературы и источников 57
Приложения 60


Интернет, ставший новой ступенью развития средств массовой информации и коммуникации благодаря широким возможностям интерактивности и скорости передачи сообщений, все чаще рассматривается как инструмент или площадка для разного рода социальной активности граждан. Использование Интернета (а именно таких площадок, как Facebook, Twitter, LiveJournal) с целью организации протестных выступлений в разных странах, начиная с 2010 г., впервые поставило вопрос о его мобилизационном потенциале, вызвав тем самым интерес к исследованиям интернет-среды в рамках социально-политической науки. Особую актуальность сегодня имеет теоретическое осмысление интернет-практик, и мы полагаем, что декларируемое методологическое бессилие, которое испытывают многие социологи и политологи, предпринимающие такие исследования, является преувеличенным.
Интернет-практики могут быть осмыслены с помощью самых разнообразных социологических подходов. Ключевая и единственная практика в интернет-среде - это коммуникация, без которой немыслимы все остальные формы деятельности (будь то мобилизация или просто потребление информации - проявление односторонней массовой коммуникации). Это означает, что, самое меньшее, Интернет можно изучать с позиций теории коммуникации с выделением субъектов этой коммуникации - пользователей: отправителей информации, получателей, а также специфических агентов-медиаторов - «лидеров мнения».
В рамках генетического структурализма Пьера Бурдье, представляющегося более интересной методологической базой для изучения Интернета, эта среда может быть рассмотрена как особое поле социального пространства, которому свойственны определенные практики поля и в котором действуют агенты, занимающие в этом поле определенную позицию благодаря ансамблю имеющихся у них капиталов. Интернет в этом случае может быть назван сетевым информационным полем, в котором агенты - пользователи Интернета — действуют сообразно логике, навязываемой им этим полем, включающей определенные правила и возможности.
Помимо этого, когда речь заходит о возможностях Интернета, касающихся гражданского участия и плюрализма, превращающих Интернет в среду для символической борьбы с целью навязывания определенного видения тех или иных явлений действительности, уместным кажется конструкционистский подход. Можно сказать, что интернет-площадки (в особенности социальные сети и блоги) сегодня приобретают характер публичных арен, на которых различными функционерами конструируются социальные проблемы с помощью риторики требовательного характера за право определять те или иные условия в качестве социальных проблем. Такими функционерами могут быть блогеры. Исследователи отмечают, что в блогосфере существует конкуренция, которая заставляет блогеров быть активными и находиться в авангарде актуальных проблем1. При этом интернет-площадки имеют свои достоинства и недостатки в качестве арен для конструирования социальных проблем. Ясно, что интернет-блог и «Первый канал» имеют разный вес в вопросе легитимации социальной проблемы - ее освещение на телевидении означает то, что она санкционирована элитой. Однако участившаяся практика отсылок к сообщениям с форумов, из блогов и социальных сетей, используемых на телевидении (особенно в новостных передачах, например, отсылки и демонстрация сообщений политиков из их твиттер-аккаунтов), обращают внимание на растущее признание интернет-площадок в качестве публичных арен. Мультимедийность (размещение и текстовых, и аудиовизуальных материалов), возможность ссылаться и представлять конкретные источники, высокая скорость распространения информации, интерактивность, способность консолидировать людей независимо от их пространственного положения, доступность - все эти особенности интернет-пространства являются плюсами интернет-площадок как арен для конструирования социальных проблем.
В данной работе представлена попытка рассмотрения сети микроблогинга Twitter как публичной арены на примере ее татарстанского сегмента. Поскольку ключевую роль в производстве мнений играют те агенты, которые имеют больший объем символического капитала, что в условиях интернет-пространства может быть выражено рейтингом пользователя2, имеет смысл изучать именно их риторику. Популярность этих пользователей — свидетельство того, что их сообщения (и, следовательно, мнения, интерпретации) находят поддержку в татарстанском твиттер- сообществе.
Поскольку любая публичная арена имеет свою «пропускную способность»3, разнообразие тем в ней всегда ограничено. Twitter в этом отношении не является исключением, к тому же лидеры мнения как функционеры конструируют именно те проблемы, в которых заинтересованы сами (речь не идет о корыстном интересе, имеется в виду, что у функционеров Twitter есть определенная область интересов, связанная с их социальным статусом). Это ставит перед нами ряд вопросов. Во- первых, какие именно проблемы конструируются в татарстанском сегменте Twitter, а какие никогда не освещаются? Во-вторых, как можно проинтерпретировать выбор проблематики лидерами мнений, опираясь на их социальный портрет? В-третьих, как будут приняты твиттер-сообществом сообщения с постановкой проблем, нетипичных для сегмента, и что имеет решающее значение: авторитет источника (лидера мнения) или сама тема? Данное исследование посвящено поиску ответов на эти вопросы.
Степень научной разработанности проблемы. К поставленной в данной работе проблематике тематически наиболее близки исследования политического дискурса в блогосфере, которым сегодня посвящается все больше работ в рамках социально-политической науки. При этом исследователи склонны к сравнению блога и СМИ - об их сходствах, различиях и конвергенции пишут X. Фаррел и Д. Дрезнер4, И.М. Шатинф К.О. Квятковский5.
Важным результатом этого исследования является тезис о том, что в российской блогосфере, в отличие от аналогичных сред в других государствах, происходит активное взаимодействие сторонников разных политических партий и позиций. Это означает, что риторика, направленная на конструирование социальной проблемы, в российской блогосфере неизбежно наталкивается на контрриторику, а у аудитории есть возможность получать разные интерпретации одних и тех же событий. Российские исследователи предпочитают рассматривать мобилизационный, протестный потенциал блогосферы - это работы Г. Никипорец-Такигавы7, А.В. Девяткова и А.С. Макарычева8. Единичны исследования блогов как публичных арен, в их числе работа О.В. Чернышовой о блоге Д. Медведева9. Российские исследователи блогосферы больше склонны к изучению LiveJournal, и на данный момент нет или недоступны исследования, которые были бы направлены на изучение риторики требовательного характера в Twitter.
Объектом исследования являются лидеры мнения как функционеры публичной арены татарстанского Twitter.
Предмет исследования - интернет-активность региональных лидеров мнения по конструированию социальных проблем.
Цель исследования — определить приоритеты и стратегии конструирования социальных проблем региональными лидерами мнения в Twitter на примере его татарстанского сегмента. Задачи:
1) дать характеристику сети микроблоггинга Twitter как публичной арены для конструирования социальных проблем;
2) раскрыть социальный портрет лидеров мнения - ключевых функционеров публичной арены Twitter, выдвигающих утверждения-требования;
3) определить наиболее популярные темы в татарстанском Twitter, которые позиционируются их авторами (лидерами мнения) как проблемные и требующие изменений, и проинтерпретировать этот выбор с точки зрения социального портрета лидеров мнения и используемых стратегий проблематизации/депроблематизации;
4) установить реакцию twitter-сообщества на искусственное изменение повестки дня с помощью внедрения лидером мнения темы, не встречавшейся в риторике лидеров мнения и не соответствующей их интересам и социальным установкам. Методологическая база исследования - конструкционистский подход к социальным проблемам. В рамках этого подхода социальные проблемы определяются не в качестве объективных условий, а как деятельность индивидов или групп по выражению недовольства и выдвижению утверждений-требований относительно некоторых предполагаемых условий", т.е. являются продуктом процесса коллективного определения. С конструкционистской точки зрения Twitter может быть рассмотрен как новый тип публичной арены - среды, в которой происходит конструирование социальных проблем и их конкуренция за часть общественного внимания. Наиболее популярные пользователи Twitter - лидеры мнения - выступают в качестве функционеров публичной арены, т.е. агентов, выдвигающих утверждения- требования. Теоретической основой для описания социального портрета лидеров мнения является концепция капиталов П. Бурдье, согласно которой социальная позиция агентов может быть раскрыта через определение их позиций в разнообразных социальных полях и объемов обладаемых ими капиталов (экономического, культурного и т. д.), а также его концепция «новых культурных посредников». Лидеры мнения в Twitter могут быть рассмотрены как «новые политические посредники», которые разрабатывают политические смыслы для публики.
Эмпирической базой исследования выступают результаты социологических исследований, проведенных автором в рамках качественной стратегии анализа в марте 2012 г. и марте-апреле 2013 г. в Казани.
Исследование 2012 г. посвящено социальному портрету сетевых лидеров мнения, его объектом выступили популярные пользователи татарстанского Twitter, предметом - позиции лидеров мнения в различных социальных полях и объемы капиталов, которыми они обладают. В качестве метода сбора информации были использованы глубинные интервью с лидерами мнения, в качестве метода построения выборки - метод критериальной выборки (на основе рейтинга пользователя), дополненный методом снежного кома. Выборочная совокупность составила 10 человек - наиболее популярные пользователи, обладающие наибольшим символическим капиталом.
Исследование 2013 г. посвящено изучению специфики конструирования социальных проблем в Twitter и состоит из двух частей: 1) определение социально-политической повестки дня в татарстанском Twitter;
2) искусственное изменение повестки дня и установление реакции твиттер - сообщества. В обоих случаях объектом исследования выступили лидеры 8
мнения как функционеры публичной арены Twitter, предметом - их риторика, направленная на конструирование социальных проблем. Был использован дискурс- анализ сообщений за период 6.02.-6.03.2013 г. (всего 284 сообщения), а также социальный эксперимент - произведена контролируемая попытка изменить повестку дня через лидера мнения.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка литературы и приложения. В I разделе рассматривается сеть микроблоггинга Twitter как публичная арена, описываются ее достоинства и недостатки для конструирования социальных проблем, определяются ключевые функционеры арены. Во II разделе раскрывается социальный портрет сетевых лидеров мнения - функционеров Twitter - через их позиции в различных социальных полях и объемы имеющихся у них капиталов. В III разделе дается описание повестки дня татарстанского Twitter, тематических предпочтений аудитории, рассматриваются основные стратегии проблематизации/депроблематизации, используемые участниками в процессе конструирования социальных проблем. В IV разделе приводятся описание и выводы социального эксперимента по изменению повестки дня в татарстанском Twitter. В приложение вынесены статистические данные о составе аудитории Twitter.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сеть микроблоггинга Twitter - новая публичная арена изменяющегося российского общества, охватывающая довольно узкий сегмент населения. Наиболее активное ядро этого сегмента социально может быть охарактеризовано как средний класс или слой - оно состоит из людей, обеспеченных в экономическом и культурном отношении, жителей крупных городов, активных пользователей мобильного интернета (поскольку Twitter в первую очередь предназначен для мобильной, мгновенной коммуникации). Twitter как публичная арена имеет много общего со СМИ: большое значение имеет наличие информационного повода, важна актуальность, злободневность подаваемой информации. Кроме того, анализ сообщений в Twitter обнаруживает много сходств с телевизионным дискурсом. Ненарративность, фрагментарность, динамичность, свойственные телевизионному дискурсу, проявляются в Twitter еще сильнее, причем это касается и риторики, направленной на конструирование социально значимых вопросов. Это означает непродолжительное обсуждение тем в Twitter, т.к. аудитория зависима от меняющейся повестки дня СМИ и личных интересов, не имеющих отношения к социальным проблемам. Главная особенность Twitter как публичной арены заключается в характере действующих здесь функционеров. Успешность конструирования социальных проблем в Twitter во многом зависит от личного влияния агентов - лидеров мнения, которые выступают одновременно и как функционеры арены, и как аудитория, обычные члены общества.
Сетевые лидеры мнения татарстанского Twitter обладают довольно большим объемом экономического, культурного и социального капиталов. Как правило, это мужчины в возрасте до 32 лет со стабильным высоким доходом, имеющие свой бизнес. Лидеры мнения также владеют символическим капиталом, позволяющим им производить в Twitter мнения и интерпретации, находящие поддержку у аудитории, и конструировать социальные проблемы с помощью утверждений-требований.
Можно говорить о социальной обусловленности риторики сетевых лидеров мнения - конструируются, в основном, те проблемы, которые имеют непосредственное отношение к интересам этого социального слоя. По этой причине их конструкционистская сила довольно ограничена - лидеры мнения несколько далеки от массового «базового слоя»'2 России. Несмотря на это, большинство поднимаемых ими проблем созвучно потребностям широких слоев населения (ЖКХ, детские сады, городская среда). Однако социальная дистанция, существующая между лидерами мнения (представителями среднего слоя) и социально незащищенными группами, объясняет безрезультатность попыток конструирования в Twitter проблем, связанных с «социальным дном» российского общества. Социальная проблема бездомности, которая была поднята лидером мнения в качестве эксперимента в татарстанском Twitter, не получила большого отклика у аудитории. Эта тема была «развернута» и подана в ином ключе челнинскими лидерами мнения и политиками — бездомные были представлены не как незащищенная группа, нуждающаяся в помощи и поддержке, а как нежелательные «элементы» городской среды, с которыми нужно бороться с помощью изоляции и высылки. Таким образом, важна не только способность темы попасть на публичную арену Twitter (которая для проблем, подобных бездомности, является минимальной), но и то, какие именно интерпретации проблемы будут более успешны в рамках этой публичной арены.
Анализ стратегий проблематизации и депроблематизации, которые используются лидерами мнений в процессе конструирования социальных проблем в Twitter, обнаруживает ряд тенденций. Наиболее характерной является такая стратегия проблематизации, как индивидуализация причин социальной проблемы, т.е. указание конкретного «виновника» проблемы.
Лидерами мнений создается неблагоприятный образ чиновников, которые в глазах аудитории становятся связанными с конструируемыми проблемами. Ирония, используемая в сообщениях, позволяет избежать «усталости» аудитории от проблемы. Распространенными и успешными в татарстанском Twitter являются такие стратегии проблематизации, как конструирование нового в рамках знакомого, персонификация (использование личных историй) и конструирование широко распространенных условий, подчеркивающих масштаб проблемы. В отношении наиболее популярных в татарстанском Twitter тем у аудитории существует консенсус, поэтому контрриторика зачастую отсутствует. Наиболее ярко контрриторика проявляется в отношении политических тем в силу разных политических взглядов лидеров мнений и выражается стратегиями песпективизации («Это лишь Ваша точка зрения»), неискренности («У Вас есть корыстный политический интерес») и истерии («Ваши суждения иррациональны»), В татарстанском Twitter никогда не используется контрриторика, выражающая бессилие или бессмысленность борьбы с проблемной ситуацией.
В татарстанском Twitter производится дискурс открытой социальной критики, который можно назвать антиправительственным. Проблема монополизации власти в России является ключевой в Twitter и пронизывает все остальные темы. Она воспринимается остро лидерами мнения как представителями среднего социального слоя, требующими более активного политического участия в своем государстве. С этой точки зрения Twitter можно считать оппозиционной площадкой, публичной ареной гражданского общества, где большую роль играют лидеры мнения, способные направлять аудиторию. Важно понимать, что Twitter - это прежде всего площадка для риторики, а не для мобилизации и действия. Однако изучение происходящих здесь процессов, существующих тенденций и настроений имеет значение для понимания состояния становящегося среднего класса, без которого, на наш взгляд, невозможно развитие гражданского общества в России.



1. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции // М.: Аспект Пресс, 2005. - 176 с.
2. Бест Дж. Социальные проблемы // Социальные проблемы: конструкционистское прочтение: Хрестоматия / Сост. И.Г.Ясавеев. 2007. С.26-54.
3. Бовоне JI. Новые культурные посредники: научное исследование как исходный пункт кросс-культурного обмена // Социальное знание: формации и интерпретации/ Материалы межд.науч.конф. 4.2. - Казань: Изд-во «Форт- Диалог», 1996.
4. Бурдье П. О телевидении и журналистике / Пьер Бурдье. - М.: Прагматика
культуры, 2002. - 159 с.
5. Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. Н.А. Шматко/Сост., общ. ред. и предисл. Н.А.Шматко./ — М.: Socio-Logos, 1993. — 336 с.
6. Бурдье П. Формы капитала //Экономическая социология. - 2002. - №5. - С.60-74.
7. В Челнах перед Универсиадой ждут наплыва бомжей // Бизнес-Online. - 2013.-22 апреля, (23.04.2013).
8. Глава МВД высказался за возврат смертной казни
(2.05.2013).
9. Горошко Е.И. Политический блоггинг в глобальной и локальной перспективах // Вестник Одесского национального университета. Сер. Социология и политические науки. - Одесса, 2009. - Т. 14, вып. 13. - С.335- 345.
(2.05.2013).
10. Горошко О.И., Жигалина Е.А. Политические коммуникации в блогосфере
Рунета // RussianCyberspace. - 2009. - №1. - С.81-100.
Blogosphere 0-Goroshko-and-E-Zhigalina.pdf>(1.05.2013)
11. Девятков А. В., Макарычев А. С. Новые медиа и сетевая субъектность в России // Вестник Института Кеннана в России. Вып. 22. М., 2012. - С. 7- 12.
12. Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. - 1997. - №2. - С.5-23.
13. Ибарра П., Китсьюз Дж. Дискурс выдвижения утверждений-требований и просторечные ресурсы // Социальные проблемы: конструкционистское прочтение: Хрестоматия / Сост. И.Г.Ясавеев. 2007. С.55-1 14.
14. Качественные методы. Полевые социологические исследования / И. Штейнберг, Т. Шанин, Е. Ковалев, А. Левинсон; под ред. И. Штейнберга. - СПб.: Алетейя, 2009. - 352 с.
15. Квятковский К.О. Дискурс политической блогосферы как объект политологического исследования // Вестник ЮУрГУ, № 10 (269), 2012. С. 138¬141.
16. Минвалеева А.Д. Социальный портрет сетевого лидера политических мнений. // Итоговая научно-образовательная конференция студентов КФУ 2012 года: сборник статей. Казань: Казан, ун-т, 2012. С. 146-147.
17. Никипорец-Такигава Г. О роли Интернета в гражданском протесте: российский опыт в глобальном контексте // Вестник Института Кеннана в России. Вып. 22. М., 2012. - С. 13-24.
18. Обзор семинара «Ретвит-каскады: предсказываем популярность контента в
социальных сетях».
(18.04.2013) .
19. Общественное мнение // Новейший философский словарь.
(18.04.2013) .
20. Отношение к смертной казни. Данные опроса «ФОМнибус», 25 марта
2012. (13.04.2013)
21. Плотникова И. Ерядет великое переселение бомжей // Вечерняя Казань. -
2013.- 17 апреля.
22. Позднов М. Инструментальная и ретрибутивистская парадигмы смертной казни, (13.04.2013)
23. Попов Н.П. Елавные социальные проблемы России последнего десятилетия.
(4.04.2013) .
24. Радаев В.В. Понятие капитала, формы капиталов и их конвертация. //
Экономическая социология. - 2002 - №4. - С.20-32.
.
25. Рейтинг блогов — Республика Татарстан, (1.05.2013)
26. Российская аудитория социальных сетей
2012.
(1.05.2013)
27. Сайт общественной организации «Лига дела». (3.05.2013).
28. Спектор М., Китсьюз Дж. Конструирование социальных проблем // Контексты современности - II. Казань, 2001. С.160-163.
29. Хилгартнер С., Боек Ч.Л. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен // Социальные проблемы: конструкционистское прочтение: Хрестоматия / Сост. И.Е.Ясавеев. 2007. С. 145-184.
30. Чернышова О.В. Блог Дмитрия Медведева как публичная арена.

(2.05.2013) .
ЗКШатин И.М. Социальные среды современной политики: блогосфера // Вестник РГГУ. - 2011. - № 1. - С. 149-157.
32. Шевченко А.Ю. Дискурс-анализ политических медиа-текстов // Политические исследования. - 2002. - №6. - С. 18-23.
33. Шелонаев С.И. Типология акторов в современном медиапространстве // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - №1. - С. 190- 195.
34. Шмерлина И. Смертная казнь как норма жизни // Социальная реальность. Журнал социологических наблюдений и сообщений. - 2006. - №4. - С.62- 83.
35. Этлинг Б. и др. Публичный дискурс в российской блогосфере: анализ политики и мобилизации в Рунете.
(2.05.2013)
36. Ясавеев И.Г. Влияние средств массовой коммуникации на представления людей о смертной казни // Социально-экономические и технические системы. - 2006. - №10 (26).
(13.04.2013)
37. Ясавеев И.Г. Конструирование «не-проблем»: стратегии депроблематизации
ситуаций. // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2006. - №1. - С. 91-102.
38. Ясавеев И.Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации. - Казань: Изд-во Казанск.ун-та, 2004. - 200 с.
39. Drezner D. W., Farrel И. The power and politics of blogs.
(27.04.2013)
40. The power of Online Influencers


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ