Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №70664

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
342
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ
РЕЧИ 7
1.1. Словообразование как раздел языкознания 7
1.2. Овладение дошкольниками процессом словообразования в
онтогенезе 12
1.3. Особенности формирования системы словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи 17
1.4. Методологический анализ формирования навыка
словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 22
ГЛАВА II МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА
СЛОВООБРАЗОВАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 33
2.1. Изучение состояния навыка словообразования
существительных у детей старшего дошкольного возраста
с общим недоразвитием речи 33
2.2. Методические рекомендации по формированию навыка
словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 63


С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико-грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
Лингвисты, психологи и психолингвисты одним из показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыком словообразования. А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др., рассматривают словообразование как особый вид речемыслительной деятельности и выделяют в нем ряд базовых операций: операцию вычленения и опознания морфемы на слух из звучащего слова и операцию интеграции словообразовательной частицы в состав нового (производного) слова. Все эти словообразовательные операции играют важную роль в развитии спонтанной детской речи. Их несформированность приводит, с одной стороны, к неполноценной речевой коммуникации, а с другой - ограничивает когнитивные возможности детей, их мыслительные операции такие как: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Проблеме изучения закономерностей, последовательности и этапов развития словообразовательных возможностей при онтогенетическом развитии речи посвящены труды ученых-лингвистов, психологов, педагогов, психолингвистов (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.Н. Гвоздев, Е.С. Кубрякова, A.A. Леонтьев, Е.И. Негневицкая, Ф А. Сохин, Т.Н. Ушакова, О.С. Ушакова, А.М. Шахнарович, С.Н. Цейтлин, Д.Б. Эльконин, Н.М. Юрьева и др.).
Исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, отмечали недостаточные возможности этих детей в образовании новых слов (Н.С. Жукова, Г.А. Каше, Р.И. Лалаева, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова и др.). Эти сведения носили, как правило, характер констатации тех отдельных трудностей, которые проявляются при самостоятельном продуцировании производных наименований. На этой основе были определены лишь некоторые направления и отдельные приемы по развитию словообразовательных навыков у детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Г В. Чиркина и др.).
Исходя из сказанного, можно утверждать, что остается нерешенной проблема изучения состояния навыка словообразования у детей с общим недоразвитием речи, разработки научно-обоснованных методов формирования навыка словообразования у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. В связи с этим можно утверждать, что данное исследование является актуальным: «Логопедическая работа по формированию навыка
словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по формированию навыка словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - выявить особенности по формированию навыка словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - формирование навыка словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - особенности формирования навыка словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что логопедическая работа по формированию навыка словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективной, если:
- процесс коррекции будет осуществляться на основе дифференцированного подхода с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка с общим недоразвитием речи;
- коррекционный процесс будет строиться на основе принципов системности и последовательности развивающего воздействия на детей с общим недоразвитием речи.
В ходе работы были поставлены задачи исследования:
1. На основе научно-методической литературы теоретически
обосновать проблему формирования навыка словообразования
существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
2. Отобрать диагностический материал и провести исследование по выявлению состояния навыка словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию навыка словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологической основой исследования стали труды по изучению словообразования как раздела языкознания Т.Ф. Ефремовой, Е.А. Земской, Е.С. Кубряковой, Е.И. Литневской, Г.А. Николаева, Л.В. Щербы и др.; исследования А.Н. Гвоздева, М.М. Кольцовой, А.Г. Тамбовцевой, Т.Н. Ушаковой, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др., раскрывающие овладение дошкольниками процессом словообразования в онтогенезе; особенности формирования системы словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи раскрываются в работах Ю.Р. Гущиной, Н.С. Жуковой, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой и т.д.
Методы исследования:
теоретические: теоретический анализ лингвистической, педагогической, психологической, психолингвистической, методической литературы;
эмпирические: педагогический эксперимент (констатирующий этап:
диагностические задания на основе методических разработок Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой);
количественный и качественный анализ полученных результатов.
База исследования: муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение детский сад № 69 г. Белгорода.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В представленном исследовании на основе теоретического анализа имеющихся литературных источников и результатов собственного экспериментального исследования показано, что проблема изучения навыка словообразования существительных у детей с общим недоразвитием речи является актуальным и важным направлением в логопедии.
Анализ ряда источников показал, что словообразование является особым разделом науки о языке, которая включает две составные части - морфемику и дериватологию (собственно словообразование). Словообразованием называет процесс образования производных слов, раздел языкознания, в котором изучается производность, средства и способы образования слов. Предметом словообразования как науки являются словообразовательные процессы. Объект словообразования представляют производные слова. Главной задачей словообразования является исследование законов, способов образования слов, словообразовательных процессов, порождающих новые лексические единицы.
Согласно многим исследованиям, овладение дошкольниками процессом словообразования в онтогенезе теснейшим образом связано с развитием когнитивных процессов, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Механизм словообразовательного уровня складывается из взаимодействия двух уровней: собственно словообразовательного и
лексического. Этапами овладение словообразованием родного языка являются накопление первичного словаря мотивированной лексики, активное освоение словопроизводства, усвоение норм и правил словообразования. Известно, что категория существительных в детской речи наиболее распространена по сравнению с другими словами.
По мнению ряда авторов, несформированность словообразовательных операций является неотъемлемым компонентом в структуре речевого дефекта при общем недоразвитии речи. Анализ исследований позволил выделить особенности словообразования имен существительных, характерные для дошкольников с общим недоразвитием речи: преимущественная ориентация на корневое значение слова, приводящая к ошибочному называнию, нарушение операций выбора в долговременной памяти словообразовательного аффикса, соответствующего заданной модели слова, смешение слов с многозначными аффиксами, замещение словообразования на аграмматичное ситуативное высказывание и т.д.
Методологический анализ формирования навыка словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи показал, что в настоящее время наблюдается дефицит исследований, посвященных проблеме формирования навыка словообразования существительных у дошкольников с недоразвитием речи. Так, проанализировав имеющиеся разработки, мы выяснили, что работа формированию навыка словообразования существительных осуществляется в соответствии с определенными этапами, начиная от закрепления наиболее продуктивных словообразовательных моделей до уточнения значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей. Также формирование навыка словообразования существительных может осуществляться посредством применения информационно-коммуникативных технологий, комплексов специальных заданий, наглядных, творческих, словесных и др. методов.
Цель констатирующего этапа заключалась в изучении готовности дошкольников с общим недоразвитием речи по развитию навыка словообразования существительных. Методика исследования словообразования имен существительных у детей старшего дошкольного возраста составлена на основе методических разработок Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой. Данная методика включала следующие задания: исследование словообразования уменьшительно-ласкательных существительных, исследование
словообразования названий животных, исследование словообразования имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь, исследование
словообразования существительных со значением единичности, исследование образования имен существительных со значением женскости, исследование словообразования названий профессий мужского рода, исследование
словообразования названий профессий женского рода, исследование
словообразования существительных от глаголов, объяснение значения производных слов-существительных, верификация производных слов- существительных.
Проведенное исследование на констатирующем этапе показало, что у 66,7% детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдается низкий уровень развития навыка словообразования существительных, у 33,3% отмечается средний уровень. Также мы выяснили, что у 33,3% дошкольников с нормальным речевым развитием отмечается высокий уровень, для 50% характерен средний уровень, 16,7% имеют низкий уровень.
Нами выделены особенности навыка словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:
- неправильное использование суффиксов для образования уменьшительно-ласкательных существительных, названий животных, слов, обозначающих вместилище, существительных со значением женскости;
- неумение образовывать слова, обозначающие профессии мужского рода, профессии женского рода, незнание профессий женского рода;
- неумение образовывать существительные от глаголов;
- затруднения при объяснении значений слов, ограниченность активного словарного запаса;
- неумение отличать правильно образованные слова и неправильно образованные слова, воспроизведенные в одном ряду;
- дифференциация слов в экспрессивной речи значительно хуже, по сравнению с дифференциацией слов в импрессивной речи.
В методических рекомендациях представлена логопедическая работа по формированию навыка словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, включающая три этапа:
I этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных
моделей: образование уменьшительно-ласкательных существительных с
суффиксами: -к-, -ик-, -чик-.
II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей: образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами -оньк, -еньк-, -ышк-; образование существительных с суффиксом -ниц; образование существительных с суффиксом -инк, -ин.
III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей: образование названий профессий.
На каждом этапе выделены направления и подобранные игровые упражнения. Также представлен конспект логопедического занятия по теме «Мебель», одной из задач которого является формирование навыка словообразования имен существительных с помощью суффксов -к, -ик. Предложены рекомендации для педагогов, с целью расширения представлений о способах формирования навыка словообразования существительных у детей. А также рекомендации, направленные на формировании компетентности родителей в вопросах формирования навыка словообразования существительных у детей.



1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 272 с.
2. Валгина, Н.С. Современный русский язык. Синтаксис [Текст]. - М.: Высшая школа, 2003. -416 с.
3. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня [Текст] //Логопед. - 2004. - №1. - С. 34-40.
4. Виноградов, В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове Учебное пособие [Текст]. - М.: Русский язык, 2001. - 720 с.
5. Винокур, Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Избранные
работы [Электронный ресурс]. URL:
http://philology.ru/linguistics2/vinokur-59.htm (дата обращения: 16.03.2018)
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]/ А. Н. Гвоздев. - Спб.: Детство-Пресс, 2007. - 470 с.
7. Гущина, Ю.Р., Туманова, Т.В., Филичевой, Т.Б. особенности словообразовательной и коммуникативной активности детей дошкольного возраста с нарушениями речи [Текст]// Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 12-13.
8. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь [Текст]. - М.: Русский язык, 2012. - 976 с.
9. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст]: Учеб- метод. пособие. - М., 2011. - 96 с.
10. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики [Текст]. - М.: Эксмо, 2017. - 288 с.
11. Земская, Е.А. Словообразование как деятельность [Текст] / Е.А Земская. М.: Просвещение 2005. - 460с.
12. Земская, Е.А., Кубрякова, Е.С., Проблемы словообразования на современном этапе //Вопросы языкознания [Электронный ресурс]. URL:
http://www.dissercat.com/content/suffiksalnoe-slovoobrazovanie (дата
обращения: 12.02.2018)
13. Зотеева, О.С., Пауесова, А.В. Особенности формирования словообразования существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]//Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза: Материалы всероссийской научно¬практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей / научный редактор О.Г. Нугаева. - 2013. - 143-146.
14. Карпов, А.К. Современный русский язык: Словообразование:
Морфология [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2002 - 192 с.
15. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников. - М.: Книга по требованию, 2012. - 192 с.
16. Козлова, А.Ю. Формирование у детей 4-5 лет с общим недоразвитием
речи навыков словообразования средствами информационно-коммуникационных технологий [Текст] //Научное отражения. - 2016. -
№ 1(1). - С.20-23.
17. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить [Текст]. - Екатеринбург: У- Фактория, 2004. - 124 с.
18. Кубрякова, Е.С. В поисках сущности языка: Когнитивные исследования [Текст]. - М.: Знак, 2012. - 208 с.
19. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. - СПб.: Наука-Питер, 2006. - 103 с.
20. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) http://pedlib.rU/Books/5/0231/5-0231-66.shtml (дата обращения: 02.02.2018)
21. Лащенко, С.Г. Использование словообразовательных моделей в развитии
грамматического строя речи у дошкольников с ОНР// Мир педагогики и психологии. - 2018 [Электронный ресурс]. URL: http://scipress.ru/pedagogy/articles/ispolzovanie-slovoobrazovatelnykh- modelej-v-razvitii-grammaticheskogo-stroya-rechi-u-doshkolnikov-s-onr.html (дата обращения: 05.02.2018)
22. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст]. - М., 2010. - 216 с.
23. Литневская, Е.И Русский язык. Краткий теоретический курс для
школьников [Текст]. - М.: Изд-во МГУ, 2006. - 240 с.
24. Негневицкая, Е.И., Шахнарович, А.М. Язык и дети / Отв. ред. Леонтьев А.А. [Электронный ресурс]. URL: https://www.twirpx.com/file/2435380/ (дата обращения: 22.02.2018)
25. Николаев, Г.А. Лекции по русскому словообразованию [Текст]: учебное пособие. - Казань: Казанский государственный университет, 2009. - 186 с.
26. Основы теории и практики логопедии [Текст]/ Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 2008. - 287 с.
27. Современный русский язык. Словообразование. Морфология [Текст]/ сост. Л.П. Казанская, Р.А. Кан. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. - 238с.
28. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/139194/ (дата обращения: 03.02.2018)
29. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст]. - М.: Педагогика, 2000. - 192 с.
30. Спирова, Л.Ф., Шуйфер, Р.И. Вопросы методики обучения русскому языку детей с нарушениями речи [Электронный ресурс]. URL: https://www.twirpx.com/file/620904/ (дата обращения: 20.02.2018)
31. Тамбовцева, А.Г. К проблеме онтогенеза правил словообразования / А.Г. Тамбовцева, Ф.А, Сохин // Психолингвистические исследования: речевое развитие и теория обучения языку. - М.: АН СССР, Ин-т языкознания,
1978 - С. 35-52 [Электронный ресурс]. URL:
https://elibrary.ru/item.asp?id=13002583 (дата обращения: 16.02.2018)
32. Тамбовцева, А.Г. Формирование способов словообразования у детей
дошкольного возраста в детском саду: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс]. URL: http://www.bankreferatov.ru/referats/ (дата
обращения: 01.02.2018)
33. Туманова, Т.В. Нарушения процессов словообразования в устной и письменной речи [Текст]. - М., 2005. - 144 с.
34. Туманова Т.В. Особенности формирования словообразовательных
операций у дошкольников с общим недоразвитием речи: дисс. ... канд. пед. наук [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/korrekcion-
pedagogika/osobennosti-formirovanija-slovoobrazovatelnyh-operacij-u- doshkolnikov-s-obwim.html (дата обращения: 06.02.2018)
35. Туманова, Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших школьников с ОНР [Текст]// Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2003. - №6. - С.54-58.
36. Туманова, Т.В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи: дис. ... д-ра пед. наук [Текст]. - М., 2005. - 397 с.
37. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст]/ О.С. Ушакова - М. : Академия, 2001. - 240с.
38. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий [Текст]/ О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, Л.Г. Шадрина, Л.А. Колунова, Н.В. Соловьева, Е.В. Савушкина. - М.: Изд-во Творческий центр «Сфера», 2004. - 125 с.
39. Ушакова, Т.Н. Психолингвистика Учебник для вузов [Текст]/ Под ред. Т.Н. Ушаковой. - М.: Пер Сэ, 2006. - 416 с.
40. Филичева, Т.Б., Туманова, Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст]: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: Гном и Д, 2000. - 128 с.
41. Филичева, Т.Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г.В. Чиркина [Электронный ресурс]. URL: http:ZZpedlib.ru/Books/2Z0032 (дата обращения: 01.02.2018)
42. Цейтлин, С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи [Текст]. - М., 2009. - 125 с.
43. Цейтлин, С.Н. Ранние стадии усвоения морфологии // Проблемы детской речи: Материалы межвузовской конференции / под ред. С.Н. Цейтлин, М.Б. Елисеевой, Т.А. Кругляковой. - СПб.: Российский государственный педагогический университет [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.rU/Books/2/0041/2_0041-3.shtml (дата обращения: 05.04.2018)
44. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст]. - М: Владос, 2000. - 240 с.
45. Шахнарович, А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики / А. М. Шахнарович/ отв. ред. А.А. Леонтьев [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000668094 (дата обращения: 01.02.2018)
46. Шахнарович, А.М. К проблеме языковой способности (механизма)/ А.М.
Шахнарович // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/533680/ (дата
обращения: 13.02.2018)
47. Шахнарович, А.М. Психолингвистика. Сборник статей [Электронный
ресурс]. URL: https://www.twirpx.com/file/695816/ (дата обращения:
02.04.2018)
48. Щерба, Л.В. Очередные проблемы языковедения [Текст] / Л.В. Щерба // Языковая система и речевая деятельность. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - С. 39-59.
49. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: краткий очерк /
Д.Б. Эльконин [Электронный ресурс]. URL:
http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=94361 (дата обращения:
27.01.2018)
50. Юрьева, Н.М. Речевой онтогенез в теории и эксперименте [Текст]: дисс. ... д-ра филол.наук. - Москва, 2006. - 566 с.
51. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся
общеобразовательной школы [Электронный ресурс]. URL: http://pedlib.rU/Books/2/0143/2-0143-1.shtml (дата обращения: 30.01.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ