СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К СТУДЕНЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В НИУ «БелГУ»
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ.
РАЗДЕЛ II. МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИККОВ К СТУДЕНЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В НИУ «БЕЛГУ».
РАЗДЕЛ III. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
ПЕРВОКУРСНИКОВ К СТУДЕНЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В НИУ «БЕЛГУ».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ.
РАЗДЕЛ II. МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИККОВ К СТУДЕНЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В НИУ «БЕЛГУ».
РАЗДЕЛ III. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
ПЕРВОКУРСНИКОВ К СТУДЕНЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В НИУ «БЕЛГУ».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы дипломного исследования обусловлена стремительной информатизацией общества, бурным социально-экономическим преобразованием, накоплением новых знаний в различных отраслях науки, совершенствованием процессов производства. Все вышеперечисленное породило новые требования к человеку. Современному обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать свой внутренний потенциал в ней.
Однако большая часть современной молодежи неспособна быстро приспосабливаться и развиваться в условиях изменяющейся действительности. Проблема адаптации молодежи особенно актуальна, когда речь идет о будущем специалисте. Именно от того, как подготовлен молодой специалист будет зависеть уровень его профессиональной деятельности, а, следовательно, уровень выполняемой работы.
В настоящее время проблема адаптации студентов на начальном этапе профессиональной подготовки занимает одно из центральных мест в исследованиях. Это обусловлено тем, что система образования в вузе оказалась недостаточно подготовлена к трансформациям общественной жизни, когда одни только знания в традиционном понимании не могут выступать в качестве средства успешной адаптации вчерашних школьников.
В своем исследовании мы рассматриваем адаптацию в контексте социализации личности, процесса, который позволяет человеку приобрести новый статус студента будущего специалиста. От того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их профессионального становления.
Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.
Степень разработанности темы дипломного исследования. Анализ многочисленных работ по данной проблеме позволил сформулировать собственное понимание понятия адаптации как процесса взаимодействия личности со средой, который разворачивается в виде активности, способствующей преобразованию среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Для понимания сущностных характеристик процесса адаптации к профессиональной подготовке были выделены следующие основные функции: коммуникативная, мотивационная, ориентирующая, развивающая, когнитивная. Все выделенные функции процесса адаптации опосредованы ее структурой, а именно социальными ролями, социальными формами поведения и социальными связями.
В исследованиях Д.Б Богоявленской, Ю.Н. Кулюткина. подчеркивается зависимость адаптации от активности самой личности в обучении и воспитании.
Прикладные аспекты проблемы социальной адаптации разрабатываются многими учеными по целому ряду направлений: адаптация личности в различных группах и коллективах, различных сферах учебной трудовой, производственной деятельности, при различных психосоматических и невротических заболеваниях (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржовой ) и др.
Ряд плодотворных изысканий в направлении изучения социально - психологической адаптации личности в различных сферах производственного коллектива было осуществлено научным коллективом Лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН (И.К. Кряжева , С.Н. Пустовалов и др.).
Однако, как показывает анализ научной литературы, в организации профессиональной подготовки студентов существует ряд проблем. Одна из них состоит в том, что учебный процесс на младших курсах осуществляется без учёта специфики характерной именно для младших курсов ситуации, заключающейся в необходимости адаптации студентов к вузовскому обучению. Одно их наиболее типичных их проявлений - тревога за неспособность полноценно включиться в учебный процесс. В науке в настоящее время накоплен значительный фонд знаний, необходимых для постановки и исследования данной проблемы. Как показало изучение научной литературы, адаптация представляет собой целостный биологический, физиологический, психологический, социальный и педагогический процесс, и, в то же время, носит индивидуальный характер, что в значительной мере определяет степень её воздействия на личность студента.
Проблема исследования - заключается в противоречии между необходимостью изучения социальной адаптации первокурсников к студенческой жизни и недостаточной практической разработанностью в данной области.
Объект исследования - студенты первых курсов НИУ БелГУ.
Предметом исследования - социальная адаптация студентов первокурсников в НИУ «БелГУ».
Цель исследования состоит в диагностике социальной адаптации студентов первокурсников в НИУ «БелГУ» и изучение процесса их адаптации. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
1. Исследовать теоретические основы социальной адаптации;
2. Разработать рабочую программу социологического исследования социальной адаптации студентов-первокурсников НИУ «БелГУ»;
3. Провести исследование и анализ социальной адаптации первокурсников к студенческой жизни в НИУ «БелГУ».
Теоретико-методологические основы дипломного исследования является нормативно-интерпретативный подход, разработанный М.В. Роммом. Базируясь на общенаучном принципе дополнительности, он использует два взаимоисключающих («дополнительных») методологических подхода: нормативный и интерпретативный. Их совокупность даёт исчерпывающую информацию об исследуемом явлении как о целостном, что позволяет преодолеть фрагментарность и автономность частных исследований.
Вспомогательным методологическим инструментарием исследования является информационный подход. Он позволяет максимально учесть особенности инфообмена в процессе адаптивного социального взаимодействия. Привлечение информационного подхода в рамках данной работы обусловлено тем, что в период студенчества человек обрабатывает значительный объем разнородной информации, гораздо больший, чем в другие периоды жизни. Поэтому информация играет важную роль в структуре адаптивной деятельности студента.
Для воссоздания работы интерпретативных механизмов адаптации студента в процессе исследования возникла необходимость обращения к личностно-ориентированному подходу, который позволяет учесть особенности внутреннего мира личности, влияющие в конечном итоге на выбор и реализацию адаптивной стратегии.
Теоретическую основу дипломной работы составили классические труды по проблемам взаимодействия личности и общества, социальной адаптации и социализации, а также работы, направленные на осмысление и изучение социального (в том числе образовательного) пространства.
Значительное влияние на разрабатываемое социально-философское понимание сущности социальной адаптации студента оказали научные изыскания, представленные в теории личностных конструктов и теории потребности в социальном познании.
В процессе конструирования нормативно-интерпретативного образа социальной адаптации студентов мы опирались на теорию конструирования социальной реальности и дополняющую ее идею конструирования теоретических образов феноменов социальной реальности.
Эмперическая база исследования.
Эмпирическую базу исследования составили результаты собственного исследования на тему «Социальная адаптация первокурсников к студенческой жизни в НИУ «БелГУ». В ходе которого были проведены:
- анкетный опрос студентов первокурсников НИУ «БелГУ».
- экспертный опрос, в котором экспертами выступили кураторы групп.
Широкое привлечение специальной литературы по теме исследования в сочетании с указанными методами исследования позволило провести комплексный анализ социальной адаптации студентов первокурсников. Достоверность результатов исследования достиглась путем привлечения объёмного и разнопланового эмпирического материала с опорой на научные методы исследования.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Однако большая часть современной молодежи неспособна быстро приспосабливаться и развиваться в условиях изменяющейся действительности. Проблема адаптации молодежи особенно актуальна, когда речь идет о будущем специалисте. Именно от того, как подготовлен молодой специалист будет зависеть уровень его профессиональной деятельности, а, следовательно, уровень выполняемой работы.
В настоящее время проблема адаптации студентов на начальном этапе профессиональной подготовки занимает одно из центральных мест в исследованиях. Это обусловлено тем, что система образования в вузе оказалась недостаточно подготовлена к трансформациям общественной жизни, когда одни только знания в традиционном понимании не могут выступать в качестве средства успешной адаптации вчерашних школьников.
В своем исследовании мы рассматриваем адаптацию в контексте социализации личности, процесса, который позволяет человеку приобрести новый статус студента будущего специалиста. От того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их профессионального становления.
Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.
Степень разработанности темы дипломного исследования. Анализ многочисленных работ по данной проблеме позволил сформулировать собственное понимание понятия адаптации как процесса взаимодействия личности со средой, который разворачивается в виде активности, способствующей преобразованию среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Для понимания сущностных характеристик процесса адаптации к профессиональной подготовке были выделены следующие основные функции: коммуникативная, мотивационная, ориентирующая, развивающая, когнитивная. Все выделенные функции процесса адаптации опосредованы ее структурой, а именно социальными ролями, социальными формами поведения и социальными связями.
В исследованиях Д.Б Богоявленской, Ю.Н. Кулюткина. подчеркивается зависимость адаптации от активности самой личности в обучении и воспитании.
Прикладные аспекты проблемы социальной адаптации разрабатываются многими учеными по целому ряду направлений: адаптация личности в различных группах и коллективах, различных сферах учебной трудовой, производственной деятельности, при различных психосоматических и невротических заболеваниях (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржовой ) и др.
Ряд плодотворных изысканий в направлении изучения социально - психологической адаптации личности в различных сферах производственного коллектива было осуществлено научным коллективом Лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН (И.К. Кряжева , С.Н. Пустовалов и др.).
Однако, как показывает анализ научной литературы, в организации профессиональной подготовки студентов существует ряд проблем. Одна из них состоит в том, что учебный процесс на младших курсах осуществляется без учёта специфики характерной именно для младших курсов ситуации, заключающейся в необходимости адаптации студентов к вузовскому обучению. Одно их наиболее типичных их проявлений - тревога за неспособность полноценно включиться в учебный процесс. В науке в настоящее время накоплен значительный фонд знаний, необходимых для постановки и исследования данной проблемы. Как показало изучение научной литературы, адаптация представляет собой целостный биологический, физиологический, психологический, социальный и педагогический процесс, и, в то же время, носит индивидуальный характер, что в значительной мере определяет степень её воздействия на личность студента.
Проблема исследования - заключается в противоречии между необходимостью изучения социальной адаптации первокурсников к студенческой жизни и недостаточной практической разработанностью в данной области.
Объект исследования - студенты первых курсов НИУ БелГУ.
Предметом исследования - социальная адаптация студентов первокурсников в НИУ «БелГУ».
Цель исследования состоит в диагностике социальной адаптации студентов первокурсников в НИУ «БелГУ» и изучение процесса их адаптации. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
1. Исследовать теоретические основы социальной адаптации;
2. Разработать рабочую программу социологического исследования социальной адаптации студентов-первокурсников НИУ «БелГУ»;
3. Провести исследование и анализ социальной адаптации первокурсников к студенческой жизни в НИУ «БелГУ».
Теоретико-методологические основы дипломного исследования является нормативно-интерпретативный подход, разработанный М.В. Роммом. Базируясь на общенаучном принципе дополнительности, он использует два взаимоисключающих («дополнительных») методологических подхода: нормативный и интерпретативный. Их совокупность даёт исчерпывающую информацию об исследуемом явлении как о целостном, что позволяет преодолеть фрагментарность и автономность частных исследований.
Вспомогательным методологическим инструментарием исследования является информационный подход. Он позволяет максимально учесть особенности инфообмена в процессе адаптивного социального взаимодействия. Привлечение информационного подхода в рамках данной работы обусловлено тем, что в период студенчества человек обрабатывает значительный объем разнородной информации, гораздо больший, чем в другие периоды жизни. Поэтому информация играет важную роль в структуре адаптивной деятельности студента.
Для воссоздания работы интерпретативных механизмов адаптации студента в процессе исследования возникла необходимость обращения к личностно-ориентированному подходу, который позволяет учесть особенности внутреннего мира личности, влияющие в конечном итоге на выбор и реализацию адаптивной стратегии.
Теоретическую основу дипломной работы составили классические труды по проблемам взаимодействия личности и общества, социальной адаптации и социализации, а также работы, направленные на осмысление и изучение социального (в том числе образовательного) пространства.
Значительное влияние на разрабатываемое социально-философское понимание сущности социальной адаптации студента оказали научные изыскания, представленные в теории личностных конструктов и теории потребности в социальном познании.
В процессе конструирования нормативно-интерпретативного образа социальной адаптации студентов мы опирались на теорию конструирования социальной реальности и дополняющую ее идею конструирования теоретических образов феноменов социальной реальности.
Эмперическая база исследования.
Эмпирическую базу исследования составили результаты собственного исследования на тему «Социальная адаптация первокурсников к студенческой жизни в НИУ «БелГУ». В ходе которого были проведены:
- анкетный опрос студентов первокурсников НИУ «БелГУ».
- экспертный опрос, в котором экспертами выступили кураторы групп.
Широкое привлечение специальной литературы по теме исследования в сочетании с указанными методами исследования позволило провести комплексный анализ социальной адаптации студентов первокурсников. Достоверность результатов исследования достиглась путем привлечения объёмного и разнопланового эмпирического материала с опорой на научные методы исследования.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Уровень динамичности современной экономической и общественной жизни крайне велик. Современному специалисту нужно быстро приспосабливаться к изменяющимся требованиям окружения. В связи с этим проблемы адаптации, социальной адаптации и социально-психологической адаптации стоят в современном обществе крайне остро. Не являются исключением и высшие учебные заведения. Именно это обуславливает актуальность проведенного исследования.
Подготовка современных специалистов включает тот болезненный период, когда выпускник после окончания школы поступает в ВУЗ, где его ждет новая, не похожая на прежнюю, жизнь. Прежде всего, это резко возросшая самостоятельность. Теперь нужно уметь правильно организовывать свое время для своевременного и полного усвоения знаний при совершенно иной системе проведения занятий. Нужно уметь выстраивать отношения с администрацией, группой и преподавателями. Иногородним студентам особенно тяжело - они должны организовывать свой быт: питание, совместное проживание с ранее незнакомыми людьми, организация досуга и времени для учебы крайне непросты, особенно на первом курсе.
Результаты этого процесса крайне важны. При успешной адаптации и дальнейшем благоприятном стечении обстоятельств получится новый специалист, несущий по жизни кроме профессиональных знаний еще и положительный опыт преодоленных трудностей адаптационного процесса, при отрицательном результате получится человек, разочаровавшийся в специальности и еще неизвестно как долго будущий продолжать искать себя в жизни. Именно это определило насущность выбранной темы дипломного исследования - адаптацию студентов-первокурсников к студенческой жизни в НИУ «БелГУ».
При проведении дипломного исследования было проведено изучение научных теоретических и практических работ, в результате которого была раскрыта сущность процесса адаптации как социально-психологического процесса, были исследованы теоретические основы адаптации студентов первокурсников к университетской жизни и роль университетских структур в данном процессе.
На основе результатов изучения теоретических основ процесса адаптации студентов-первокурсников к студенческой жизни была разработана методика и программа социологического исследования социальной адаптации первокурсников к студенческой жизни в НИУ «БелГУ».
Была проведена интерпретация и операционализация основных понятий. В качестве основных понятий были выбраны «личностные усилия студента в адаптации» с показателями «усилия в адаптации к профессиональной подготовке» и «усилия в адаптации к социальной и бытовой среде» и «помощь университета» с показателями «помощь в учебном процессе» и «помощь в быту». Данное деление соответствует данные понятия соответствуют бифокальному подходу, предложенному отечественным исследователем М. Роммом. В частности, понятие «помощь университета» соответствует «нормативному» подходу. Понятие «личностные усилия в адаптации» соответствует «интерпретативному» подходу.
На основе выбранных показателей построена система индикаторов. Данная система индикаторов была использована для построения анкет опроса студентов-первокурсников и экспертов. По разработанным анкетам был проведен опрос первокурсников методом стихийной выборки. Над результатами опроса была произведена статистическая обработка.
Результаты анализа данных опроса показали, что гипотезы исследования подтверждены.
Был также произведен экспертный опрос и анализ результата опроса экспертов. Данные анализа подтвердили выводы, полученные при анализе опроса студентов. Кроме того, эксперты сделали ряд предложений по совершенствованию процесса адаптации студентов-первокурсников.
Выдвинуто предложение проводить ежегодный мониторинг социальной адаптации студентов по методике данного исследования.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1) Процесс социальной и социально-психологической адаптации первокурсников процесс многоаспектный и сложный. Как показали теоретические изыскания, проблема первокурсников часто заключается в том, что учебный процесс на младших курсах проводится без учёта специфики адаптационного периода студентов к вузовскому обучению.
2) Проведенный анкетный опрос первокурсников подтвердил гипотезу исследования о существовании круга влияющих причин, определяющих социальную адаптацию; наличие помощи университета в адаптации студентов-первокурсников. Подтвердились также предположение о влиянии осознанности выбора специальности на адаптационный процесс, наличие положительной динамики в процессе адаптации, проявляющейся в уменьшении уровня переживаний студентов после сессии, осознании проблем, преодоленных в процессе адаптации, участию в общественной жизни университета.
3) Результаты анализа и подтверждение гипотез исследования показали правомерность подхода к операционализации понятий социальной адаптации первокурсников на основе бифокального подхода, предложенного отечественным исследователем М. Роммом. В частности, понятие «помощь университета» соответствует «нормативному» подходу Ромма, а понятие «личностные усилия в адаптации» соответствует «интерпретативному» подходу.
4) Эксперты подтвердили данные, полученные при анализе опроса студентов и сделали ряд предложений по решению проблем адаптации первокурсников. Для уменьшения количества студентов, испытывающих проблемы с дисциплиной, эксперты предлагают обратить внимание на психологическую службу университета. Помимо работы с проблемами студентов службе нужно усилить тестирование абитуриентов. Результаты тестирования должны иметь рекомендательный характер при зачислении в ВУЗ.
Для повышения адаптации студентов к новой форме обучения эксперты предлагают ввести официальную систему промежуточных тестов, оценки за которые могут определять частичную базу итоговой оценки, выставляемой в экзаменационную сессию.
Для такой важной характеристика, как уменьшение количества студентов, разочаровавшихся в выбранной специальности, эксперты предлагают проводить разъяснительно-агитационную работу в выпускных классах средних школ. Эксперты также считают, что нужно усилить проверки качества проведения занятий, так как преподаватели, плохо знающие и подающие материал дискредитируют выбранную специальность.
4) Высказано авторское предложение проводить ежегодный мониторинг социальной адаптации студентов по методике данного исследования силами кураторов под руководством кафедры социологии и организации работы с молодежью. Ежегодная база данных материалов для оценки процесса адаптации студентов может быть использована как для управления процессом адаптации, так и для различного рода научных работ.
Подготовка современных специалистов включает тот болезненный период, когда выпускник после окончания школы поступает в ВУЗ, где его ждет новая, не похожая на прежнюю, жизнь. Прежде всего, это резко возросшая самостоятельность. Теперь нужно уметь правильно организовывать свое время для своевременного и полного усвоения знаний при совершенно иной системе проведения занятий. Нужно уметь выстраивать отношения с администрацией, группой и преподавателями. Иногородним студентам особенно тяжело - они должны организовывать свой быт: питание, совместное проживание с ранее незнакомыми людьми, организация досуга и времени для учебы крайне непросты, особенно на первом курсе.
Результаты этого процесса крайне важны. При успешной адаптации и дальнейшем благоприятном стечении обстоятельств получится новый специалист, несущий по жизни кроме профессиональных знаний еще и положительный опыт преодоленных трудностей адаптационного процесса, при отрицательном результате получится человек, разочаровавшийся в специальности и еще неизвестно как долго будущий продолжать искать себя в жизни. Именно это определило насущность выбранной темы дипломного исследования - адаптацию студентов-первокурсников к студенческой жизни в НИУ «БелГУ».
При проведении дипломного исследования было проведено изучение научных теоретических и практических работ, в результате которого была раскрыта сущность процесса адаптации как социально-психологического процесса, были исследованы теоретические основы адаптации студентов первокурсников к университетской жизни и роль университетских структур в данном процессе.
На основе результатов изучения теоретических основ процесса адаптации студентов-первокурсников к студенческой жизни была разработана методика и программа социологического исследования социальной адаптации первокурсников к студенческой жизни в НИУ «БелГУ».
Была проведена интерпретация и операционализация основных понятий. В качестве основных понятий были выбраны «личностные усилия студента в адаптации» с показателями «усилия в адаптации к профессиональной подготовке» и «усилия в адаптации к социальной и бытовой среде» и «помощь университета» с показателями «помощь в учебном процессе» и «помощь в быту». Данное деление соответствует данные понятия соответствуют бифокальному подходу, предложенному отечественным исследователем М. Роммом. В частности, понятие «помощь университета» соответствует «нормативному» подходу. Понятие «личностные усилия в адаптации» соответствует «интерпретативному» подходу.
На основе выбранных показателей построена система индикаторов. Данная система индикаторов была использована для построения анкет опроса студентов-первокурсников и экспертов. По разработанным анкетам был проведен опрос первокурсников методом стихийной выборки. Над результатами опроса была произведена статистическая обработка.
Результаты анализа данных опроса показали, что гипотезы исследования подтверждены.
Был также произведен экспертный опрос и анализ результата опроса экспертов. Данные анализа подтвердили выводы, полученные при анализе опроса студентов. Кроме того, эксперты сделали ряд предложений по совершенствованию процесса адаптации студентов-первокурсников.
Выдвинуто предложение проводить ежегодный мониторинг социальной адаптации студентов по методике данного исследования.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1) Процесс социальной и социально-психологической адаптации первокурсников процесс многоаспектный и сложный. Как показали теоретические изыскания, проблема первокурсников часто заключается в том, что учебный процесс на младших курсах проводится без учёта специфики адаптационного периода студентов к вузовскому обучению.
2) Проведенный анкетный опрос первокурсников подтвердил гипотезу исследования о существовании круга влияющих причин, определяющих социальную адаптацию; наличие помощи университета в адаптации студентов-первокурсников. Подтвердились также предположение о влиянии осознанности выбора специальности на адаптационный процесс, наличие положительной динамики в процессе адаптации, проявляющейся в уменьшении уровня переживаний студентов после сессии, осознании проблем, преодоленных в процессе адаптации, участию в общественной жизни университета.
3) Результаты анализа и подтверждение гипотез исследования показали правомерность подхода к операционализации понятий социальной адаптации первокурсников на основе бифокального подхода, предложенного отечественным исследователем М. Роммом. В частности, понятие «помощь университета» соответствует «нормативному» подходу Ромма, а понятие «личностные усилия в адаптации» соответствует «интерпретативному» подходу.
4) Эксперты подтвердили данные, полученные при анализе опроса студентов и сделали ряд предложений по решению проблем адаптации первокурсников. Для уменьшения количества студентов, испытывающих проблемы с дисциплиной, эксперты предлагают обратить внимание на психологическую службу университета. Помимо работы с проблемами студентов службе нужно усилить тестирование абитуриентов. Результаты тестирования должны иметь рекомендательный характер при зачислении в ВУЗ.
Для повышения адаптации студентов к новой форме обучения эксперты предлагают ввести официальную систему промежуточных тестов, оценки за которые могут определять частичную базу итоговой оценки, выставляемой в экзаменационную сессию.
Для такой важной характеристика, как уменьшение количества студентов, разочаровавшихся в выбранной специальности, эксперты предлагают проводить разъяснительно-агитационную работу в выпускных классах средних школ. Эксперты также считают, что нужно усилить проверки качества проведения занятий, так как преподаватели, плохо знающие и подающие материал дискредитируют выбранную специальность.
4) Высказано авторское предложение проводить ежегодный мониторинг социальной адаптации студентов по методике данного исследования силами кураторов под руководством кафедры социологии и организации работы с молодежью. Ежегодная база данных материалов для оценки процесса адаптации студентов может быть использована как для управления процессом адаптации, так и для различного рода научных работ.
Подобные работы
- АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ТЕХНИЧЕСКОМ
ВУЗЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - СТРАТЕГИИ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ
ТЬЮТОРСКОГО КОЛЛЕКТИВА С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ
ВЫРАЖЕННОСТИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Актуальные тенденции развития современной региональной молодежной прессы России
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016 - ДИНАМИКА СУБЪЕКТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ИХ
ОБУЧЕНИЯ НА ПЕРВОМ КУРСЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018 - Сравнение результатов исследования корпоративной культуры ВУЗа, полученных методами КАМЕРОНА И ДЕНИСОНА
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2017 - Корпоративная культура студентов ТПУ
Магистерская диссертация, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2016 - АДАПТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС
СТУДЕНТОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, биология. Язык работы: Русский. Цена: 5100 р. Год сдачи: 2018 - СТИЛЬ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ТЕХНИКУМА C РАЗНЫМИ МОТИВАМИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018



