Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКУРСНИКОВ К СТУДЕНЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В НИУ «БелГУ»

Работа №70654

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы94
Год сдачи2016
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
319
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ.
РАЗДЕЛ II. МЕТОДИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИККОВ К СТУДЕНЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В НИУ «БЕЛГУ».
РАЗДЕЛ III. АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
ПЕРВОКУРСНИКОВ К СТУДЕНЧЕСКОЙ ЖИЗНИ В НИУ «БЕЛГУ».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность темы дипломного исследования обусловлена стремительной информатизацией общества, бурным социально-экономическим преобразованием, накоплением новых знаний в различных отраслях науки, совершенствованием процессов производства. Все вышеперечисленное породило новые требования к человеку. Современному обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать свой внутренний потенциал в ней.
Однако большая часть современной молодежи неспособна быстро приспосабливаться и развиваться в условиях изменяющейся действительности. Проблема адаптации молодежи особенно актуальна, когда речь идет о будущем специалисте. Именно от того, как подготовлен молодой специалист будет зависеть уровень его профессиональной деятельности, а, следовательно, уровень выполняемой работы.
В настоящее время проблема адаптации студентов на начальном этапе профессиональной подготовки занимает одно из центральных мест в исследованиях. Это обусловлено тем, что система образования в вузе оказалась недостаточно подготовлена к трансформациям общественной жизни, когда одни только знания в традиционном понимании не могут выступать в качестве средства успешной адаптации вчерашних школьников.
В своем исследовании мы рассматриваем адаптацию в контексте социализации личности, процесса, который позволяет человеку приобрести новый статус студента будущего специалиста. От того, как долго по времени и по различным затратам происходит процесс адаптации, зависят текущие и предстоящие успехи студентов, процесс их профессионального становления.
Указанные обстоятельства определили выбор темы исследования и основные направления ее разработки.
Степень разработанности темы дипломного исследования. Анализ многочисленных работ по данной проблеме позволил сформулировать собственное понимание понятия адаптации как процесса взаимодействия личности со средой, который разворачивается в виде активности, способствующей преобразованию среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Для понимания сущностных характеристик процесса адаптации к профессиональной подготовке были выделены следующие основные функции: коммуникативная, мотивационная, ориентирующая, развивающая, когнитивная. Все выделенные функции процесса адаптации опосредованы ее структурой, а именно социальными ролями, социальными формами поведения и социальными связями.
В исследованиях Д.Б Богоявленской, Ю.Н. Кулюткина. подчеркивается зависимость адаптации от активности самой личности в обучении и воспитании.
Прикладные аспекты проблемы социальной адаптации разрабатываются многими учеными по целому ряду направлений: адаптация личности в различных группах и коллективах, различных сферах учебной трудовой, производственной деятельности, при различных психосоматических и невротических заболеваниях (Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржовой ) и др.
Ряд плодотворных изысканий в направлении изучения социально - психологической адаптации личности в различных сферах производственного коллектива было осуществлено научным коллективом Лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН (И.К. Кряжева , С.Н. Пустовалов и др.).
Однако, как показывает анализ научной литературы, в организации профессиональной подготовки студентов существует ряд проблем. Одна из них состоит в том, что учебный процесс на младших курсах осуществляется без учёта специфики характерной именно для младших курсов ситуации, заключающейся в необходимости адаптации студентов к вузовскому обучению. Одно их наиболее типичных их проявлений - тревога за неспособность полноценно включиться в учебный процесс. В науке в настоящее время накоплен значительный фонд знаний, необходимых для постановки и исследования данной проблемы. Как показало изучение научной литературы, адаптация представляет собой целостный биологический, физиологический, психологический, социальный и педагогический процесс, и, в то же время, носит индивидуальный характер, что в значительной мере определяет степень её воздействия на личность студента.
Проблема исследования - заключается в противоречии между необходимостью изучения социальной адаптации первокурсников к студенческой жизни и недостаточной практической разработанностью в данной области.
Объект исследования - студенты первых курсов НИУ БелГУ.
Предметом исследования - социальная адаптация студентов первокурсников в НИУ «БелГУ».
Цель исследования состоит в диагностике социальной адаптации студентов первокурсников в НИУ «БелГУ» и изучение процесса их адаптации. Исходя из поставленной цели, нами решаются следующие задачи:
1. Исследовать теоретические основы социальной адаптации;
2. Разработать рабочую программу социологического исследования социальной адаптации студентов-первокурсников НИУ «БелГУ»;
3. Провести исследование и анализ социальной адаптации первокурсников к студенческой жизни в НИУ «БелГУ».
Теоретико-методологические основы дипломного исследования является нормативно-интерпретативный подход, разработанный М.В. Роммом. Базируясь на общенаучном принципе дополнительности, он использует два взаимоисключающих («дополнительных») методологических подхода: нормативный и интерпретативный. Их совокупность даёт исчерпывающую информацию об исследуемом явлении как о целостном, что позволяет преодолеть фрагментарность и автономность частных исследований.
Вспомогательным методологическим инструментарием исследования является информационный подход. Он позволяет максимально учесть особенности инфообмена в процессе адаптивного социального взаимодействия. Привлечение информационного подхода в рамках данной работы обусловлено тем, что в период студенчества человек обрабатывает значительный объем разнородной информации, гораздо больший, чем в другие периоды жизни. Поэтому информация играет важную роль в структуре адаптивной деятельности студента.
Для воссоздания работы интерпретативных механизмов адаптации студента в процессе исследования возникла необходимость обращения к личностно-ориентированному подходу, который позволяет учесть особенности внутреннего мира личности, влияющие в конечном итоге на выбор и реализацию адаптивной стратегии.
Теоретическую основу дипломной работы составили классические труды по проблемам взаимодействия личности и общества, социальной адаптации и социализации, а также работы, направленные на осмысление и изучение социального (в том числе образовательного) пространства.
Значительное влияние на разрабатываемое социально-философское понимание сущности социальной адаптации студента оказали научные изыскания, представленные в теории личностных конструктов и теории потребности в социальном познании.
В процессе конструирования нормативно-интерпретативного образа социальной адаптации студентов мы опирались на теорию конструирования социальной реальности и дополняющую ее идею конструирования теоретических образов феноменов социальной реальности.
Эмперическая база исследования.
Эмпирическую базу исследования составили результаты собственного исследования на тему «Социальная адаптация первокурсников к студенческой жизни в НИУ «БелГУ». В ходе которого были проведены:
- анкетный опрос студентов первокурсников НИУ «БелГУ».
- экспертный опрос, в котором экспертами выступили кураторы групп.
Широкое привлечение специальной литературы по теме исследования в сочетании с указанными методами исследования позволило провести комплексный анализ социальной адаптации студентов первокурсников. Достоверность результатов исследования достиглась путем привлечения объёмного и разнопланового эмпирического материала с опорой на научные методы исследования.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Уровень динамичности современной экономической и общественной жизни крайне велик. Современному специалисту нужно быстро приспосабливаться к изменяющимся требованиям окружения. В связи с этим проблемы адаптации, социальной адаптации и социально-психологической адаптации стоят в современном обществе крайне остро. Не являются исключением и высшие учебные заведения. Именно это обуславливает актуальность проведенного исследования.
Подготовка современных специалистов включает тот болезненный период, когда выпускник после окончания школы поступает в ВУЗ, где его ждет новая, не похожая на прежнюю, жизнь. Прежде всего, это резко возросшая самостоятельность. Теперь нужно уметь правильно организовывать свое время для своевременного и полного усвоения знаний при совершенно иной системе проведения занятий. Нужно уметь выстраивать отношения с администрацией, группой и преподавателями. Иногородним студентам особенно тяжело - они должны организовывать свой быт: питание, совместное проживание с ранее незнакомыми людьми, организация досуга и времени для учебы крайне непросты, особенно на первом курсе.
Результаты этого процесса крайне важны. При успешной адаптации и дальнейшем благоприятном стечении обстоятельств получится новый специалист, несущий по жизни кроме профессиональных знаний еще и положительный опыт преодоленных трудностей адаптационного процесса, при отрицательном результате получится человек, разочаровавшийся в специальности и еще неизвестно как долго будущий продолжать искать себя в жизни. Именно это определило насущность выбранной темы дипломного исследования - адаптацию студентов-первокурсников к студенческой жизни в НИУ «БелГУ».
При проведении дипломного исследования было проведено изучение научных теоретических и практических работ, в результате которого была раскрыта сущность процесса адаптации как социально-психологического процесса, были исследованы теоретические основы адаптации студентов первокурсников к университетской жизни и роль университетских структур в данном процессе.
На основе результатов изучения теоретических основ процесса адаптации студентов-первокурсников к студенческой жизни была разработана методика и программа социологического исследования социальной адаптации первокурсников к студенческой жизни в НИУ «БелГУ».
Была проведена интерпретация и операционализация основных понятий. В качестве основных понятий были выбраны «личностные усилия студента в адаптации» с показателями «усилия в адаптации к профессиональной подготовке» и «усилия в адаптации к социальной и бытовой среде» и «помощь университета» с показателями «помощь в учебном процессе» и «помощь в быту». Данное деление соответствует данные понятия соответствуют бифокальному подходу, предложенному отечественным исследователем М. Роммом. В частности, понятие «помощь университета» соответствует «нормативному» подходу. Понятие «личностные усилия в адаптации» соответствует «интерпретативному» подходу.
На основе выбранных показателей построена система индикаторов. Данная система индикаторов была использована для построения анкет опроса студентов-первокурсников и экспертов. По разработанным анкетам был проведен опрос первокурсников методом стихийной выборки. Над результатами опроса была произведена статистическая обработка.
Результаты анализа данных опроса показали, что гипотезы исследования подтверждены.
Был также произведен экспертный опрос и анализ результата опроса экспертов. Данные анализа подтвердили выводы, полученные при анализе опроса студентов. Кроме того, эксперты сделали ряд предложений по совершенствованию процесса адаптации студентов-первокурсников.
Выдвинуто предложение проводить ежегодный мониторинг социальной адаптации студентов по методике данного исследования.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1) Процесс социальной и социально-психологической адаптации первокурсников процесс многоаспектный и сложный. Как показали теоретические изыскания, проблема первокурсников часто заключается в том, что учебный процесс на младших курсах проводится без учёта специфики адаптационного периода студентов к вузовскому обучению.
2) Проведенный анкетный опрос первокурсников подтвердил гипотезу исследования о существовании круга влияющих причин, определяющих социальную адаптацию; наличие помощи университета в адаптации студентов-первокурсников. Подтвердились также предположение о влиянии осознанности выбора специальности на адаптационный процесс, наличие положительной динамики в процессе адаптации, проявляющейся в уменьшении уровня переживаний студентов после сессии, осознании проблем, преодоленных в процессе адаптации, участию в общественной жизни университета.
3) Результаты анализа и подтверждение гипотез исследования показали правомерность подхода к операционализации понятий социальной адаптации первокурсников на основе бифокального подхода, предложенного отечественным исследователем М. Роммом. В частности, понятие «помощь университета» соответствует «нормативному» подходу Ромма, а понятие «личностные усилия в адаптации» соответствует «интерпретативному» подходу.
4) Эксперты подтвердили данные, полученные при анализе опроса студентов и сделали ряд предложений по решению проблем адаптации первокурсников. Для уменьшения количества студентов, испытывающих проблемы с дисциплиной, эксперты предлагают обратить внимание на психологическую службу университета. Помимо работы с проблемами студентов службе нужно усилить тестирование абитуриентов. Результаты тестирования должны иметь рекомендательный характер при зачислении в ВУЗ.
Для повышения адаптации студентов к новой форме обучения эксперты предлагают ввести официальную систему промежуточных тестов, оценки за которые могут определять частичную базу итоговой оценки, выставляемой в экзаменационную сессию.
Для такой важной характеристика, как уменьшение количества студентов, разочаровавшихся в выбранной специальности, эксперты предлагают проводить разъяснительно-агитационную работу в выпускных классах средних школ. Эксперты также считают, что нужно усилить проверки качества проведения занятий, так как преподаватели, плохо знающие и подающие материал дискредитируют выбранную специальность.
4) Высказано авторское предложение проводить ежегодный мониторинг социальной адаптации студентов по методике данного исследования силами кураторов под руководством кафедры социологии и организации работы с молодежью. Ежегодная база данных материалов для оценки процесса адаптации студентов может быть использована как для управления процессом адаптации, так и для различного рода научных работ.



1. Аксарина, И.Ю. Моделирование процесса адаптации
первокурсников к обучению в вузе [Текст] / И.Ю. Аксарина // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 1. - С. 15-22.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб. : СПбГУ. - 2007. - Т. 2. - 549 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 364 с.
4. Андреева, Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе [Текст] / Д.А. Андреева // Человек и общество. - 1993. - Вып. XI-II. - С. 56-62.
5. Архиреева, Т.В. Тренинг «знакомство» как средство эффективной адаптации студентов первого курса к обучению в вузе [Текст] / Т.В. Архиреева // Вестн. психосоциал. и коррекц.- реабилитац. работы. - 2002. - №4. - С. 3-8.
6. Безносиков, В.Н. Динамика первичной производственной
адаптации молодых рабочих на промышленном предприятии [Текст] : Дис. канд. психол. наук. / В.Н. Безносиков. - М., 1986. - 189 с.
7. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека [Текст] / Ф.Б. Березин. - М.: Кнорус, 2004. - 270 с.
8. Березина, М.Г. Роль психофизиологических особенностей студентов в адаптации к учебной деятельности [Текст] : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Кемеров. гос. ун-т. - Новосибирск, 2000.
9. Березовин, Н.А. Адаптация студентов и НОТ [Текст] / Н.А. Березовин. - Мн.: Университетское, 2000. - 245 с.
10. Беренгер, А.Т. Специфика Учебно-воспитательного процесса на начальном этапе обучения студентов в высшей школе: автореф. дис. канд. пед. наук. [Текст] / А.Т. Беренгер. - М., 1991. - 23 с.
11. Бершова, Л. В. Социальная адаптация молодых специалистов к
условиям конкретного производства (на примере предприятий
химической промышленности) [Текст] : дис. канд. экон. наук. - М. : 1984. - 201 с.
12. Богоявленская, Д.Г. Причины школьной неуспешности у детей с признаками одаренности [Текст] / Д.Г. Богоявленская, Т.Г. Горячева // Материалы III съезда Российского психологического общества. - М. : Изд-во МГУ, 2003. - С. 154.-165.
13. Бозаджиев, В. Л. Ценностные ориентации как фактор адаптации студентов младших курсов к обучению в вузе : автореф. дис. канд. пед. наук [Текст] / В.Л. Бозаджиев. - Челябинск : Че-ляб. гос. ун-т., 2002. - 24 с.
14. Бозаджиев, В.А. Адаптация студентов младших курсов в вузе /
B. А. Бозаджиев //Вестник ЧГАКИ. - 2003. - №8. - С. 19-25.
15. Браун, Т.П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды [Текст] : автореф. на соискание уч.ст. канд. пед. наук / Т.П. Браун. - СПб., 2007. - 21 с.
16. Бугова, Г.В. Интеллектуальная продуктивность как показатель психофизиологической адаптации студентов к процессу обучения [Текст] / Г.В. Бугова // Известия Уральского государственного университета. - 2006. - №45. - С. 37-42.
17. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика личности [Текст] / Л.Ф. Бурлачук. - Киев: Здоровья, 1989. - 168 с.
18. Быкова, Н. Вузы вступают в новый эксперимент: студентам предоставят кредиты на получение высшего образования [Текст] / Н. Быкова // Ученый совет. - 2007. - № 5. - С. 8-9.
19. Быкова, Н. Новый эксперимент: студентам предоставят
образовательные кредиты [Текст] / Н. Быкова // Юрист вуза. 2007. - № 5. -
C. 28-29.
20. Варламова, И.А. Адаптация студентов младших курсов к профессиональному образованию в технических вузах [Текст] : автореферат дис. ... канд. педаг. наук / И.А. Варламова. - Магнитогорск : Изд. Магнитог. гос. ун-та, 2006.
21. Воробьева, И.В. Особенности профессиональной социализации студентов, поучающих специальность «социальная работа»: автореф. канд. соц. наук [Текст] / И.В. Воробьева. - М.: 2007. - 23 с.
22. Выготский, Л. С. Лекции по педологии. - Ижевск : Проспект, 2001. - 453 с.
23. Гегель, Л.А. Выбор профессии: проблемы становления
современного специалиста [Текст] / Л.А. Гегель, С.П. Бабочкина // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 5. - С. 221-232.
24. Гедуева, J1.A. Социокультурная адаптация российской молодежи к социальным рискам в современной России [Текст] : дис. канд. соц. наук / Л.А. Гедуева. - Краснодар, 2007.
25. Гилева, И. О. Проявление мотивационной готовности к творческой деятельности у студентов [Текст] / И.О. Гилева // Приклад. психология. - 2001. - №3. - С. 84-89.
26. Годник, С. М. Трудности первокурсников: что о них полезно знать педагогам высшей и средней школы [Текст] / Воронеж. гос. ун-т. - Воронеж, 1997. - 45 с.
27. Гордеева, Н.А. Процесс самоактуализации студентов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью [Текст] / Н.А. Гордеева // Инновации в образовании. - 2007. - № 10. - С. 130-141.
28. Дементий, Л.И. Трудности адаптации студентов к условиям обучения в вузе и способы их преодоления: результаты исследования [Текст] / Л.И. Дементий , А.Ю. Маленова // Вестник Омского университета. - 2004. - №4. - С. 44-57.
29. Дугинец, В.М. Профессионально-педагогическая адаптация студентов младших курсов педвузов: дис. канд. пед. наук. [Текст] / В.М. Дугинец. - Челябинск : ЧГПИ, 1987. - 197 с.
30. Егорова, Л.Г. Методические указания по социальной и профессиональной адаптации студентов в техническом вузе. [Текст] /
Л.Г. Егорова. - Казань, 1993. - 48 с.
31. Емельянов, В. В. Студенты об адаптации к вузовской жизни [Текст] / В.В. Емельянов // Социол. исслед. - 2001. - № 9. - С. 101-106.
32. Ершова, Н. Г. Методические аспекты психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в период адаптации студентов к обучению в высшей школе [Текст] / Н.Г. Ершова // Теория и практика физ. культ. - 2000. - № 5-6. - С. 57-63.
33. Заякина, Р.А. Информативно-интерпретативный образ социальной адаптации студентов [Текст] / Р.А. Заякина // Мир науки, культуры, образования. № 1 (32). - 2012. - С. 158-161.
34. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] /И.С. Кон. -
М.: Наука, 1998. - 254 с.
35. Коржова, Е.Ю. Человек болеющий: Личность и социальная адаптация [Текст] / Е.Ю. Коржова. - СПб.: Академия акмеологических наук, 1994. -387 с.
36. Краснокутская С.Н. Формирование социальной компетентности студентов вуза [Текст] : дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2006. - 178 с.
37. Кряжева, И.К. К вопросу о взаимосвязи социально¬психологической адаптации с развитием индивидуальности личности [Текст] // Личность в системе коллективных отношений / Под ред. Бодалева А.А., Андреевой Г.М. и др. - М. : Изд. АПН СССР, 1980. - С. 132-133.
38. Кулюткин, Ю.Н. Личностные факторы развития познавательной активности учащихся в процессе обучения [Текст] / Ю.Н. Кулюткин // Вопросы психологии. - 1984. - № 5. - С. 41-45.
39. Куриленко, Т.М. Научные основы работы куратора академической группы [Текст] / Т. М. Куриленко. - М., 1982. - 212 с.
40. Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России [Текст] : учеб. Пособие / В.Т. Лисовский. - СПб. : СПбГУП, 2000. - 245 с.
41. Мещеряков, Б. Г. Взгляды Л.С. Выготского на науку о детском развитии [Текст] / Б. Г. Мещеряков // Культурно-историческая психология. - 2008. - № 3. - C.63-67.
42. Мещеряков, Б.Г. Операционализация социально-
психологичепской адаптации студентов через понятие «переживания» [Текст] / Б.Г. Мещеряков, Г.И. Соболев // Культурно-историческая психология. - 2010. - №1.
43. Моралова, Т.П. Психологические условия формирования профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя в студенческом коллективе: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Т.П. Моралова. - М., 1984. - 25 с.
44. Муравьева, О.С. Некоторые пути оптимизации процесса адаптации студентов-первокурсников к обучению в вузе. Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа - вуз» [Текст] / Гл. ред. И.М. Елисеева. - Гомель : УО «ГГУ им. Ф.Скорины», 2003. - 208с.
45. Нагоркина, О.В. Влияние студенческого самоуправления на процесс адаптации студентов ВУЗа [Текст] : автореф. дис. ... канд. псих. наук / О.В. Нагоркина. - Саратов, 2006. - 387 с.
46. Педагогика и психология высшей школы [Текст] : сб. науч.-метод. работ, посв. 75-летию НГАУ. - Новосибирск : Изд-во НГАУ, 2011. - 140 с.
47. Позняков, В.П. Психологические отношения и деловая активность
российских предпринимателей [Текст] / В.П. Позняков. - М.: Изд-во
«Институт психологии РАН», 2001. - 254 с.
48. Проект «Школа общественного куратора» [Текст] // ЮГУ. - Ханты-Мансийск, 2007.
49. Психологическая служба в вузе [Текст] / Под ред. Н.М. Пейсахова. - Казань, 1981. - С. 156.
50. Пустовалов, С.Н. Роль социально-психологических факторов в процессе адаптации иногородних рабочих: автореф. дис. . канд. психол. наук [Текст] / С.Н. Пустовалов. - М., 1984. - 20 с.
51. Ромм, М.В. Философия и психология адаптивных процессов [Текст] / М. В. Ромм. - М., 2006.
52. Ткачева, Г.В. Научно-дидактические условия учебной адаптации студентов на начальном этапе обучения. Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «школа - вуз»: Материалы международной конференции [Текст] / Гл. ред. И.М. Елисеева. - Гомель : УО «ГГУ им. Ф.Скорины», 2003. - 208с.
53. Шапкин, С.А. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации [Текст] / С.А. Шапкин, Л.Г. Дикая //Психологический журнал. - 1996. - N1. - С. 22-24.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ