Введение 3
Глава 1. Основные понятия и особенности GR в табачной отрасли 6
1.1. GR как вид профессиональной деятельности 6
1.2. GR табачных компаний на рынке Российской Федерации 24
Глава 2. Эффективная модель GR в табачной отрасли 64
2.1. Влияние GR табачных компаний на внешнюю среду 64
2.2. Структура эффективного GR-отдела табачной компании 87
Заключение 105
Список использованной литературы 107
Приложение 117
Табачная отрасль в любой стране мира неоднозначно воспринимается общественностью. Причиной становится вредящая здоровью продукция, которая входит в «группу риска». Помимо табака и табачных изделий в эту группу входят алкоголь, оружие и услуги игорного бизнеса. Опасность продукции накладывает определенные требования к ее правовому регулированию. Такое положение осложняет взаимоотношения табачного бизнеса и власти, отрасль испытывает постоянное давление, остро стоит проблема системной оппозиции в государственной и общественной среде.
У табачной отрасли в России есть ряд специфических проблем, таких как превалирование иностранного капитала, следование нормам не только российского, но и американского/европейского права; отсутствие консолидации сил в одной отраслевой организации. Таким образом, проблематика исследования является актуальной. Сложившаяся ситуация требует от табачных компаний эффективного механизма создания и ведения диалога с властью. Меняются законы, механизмы, организации, что не дает проблеме опираться только на опыт прошлых лет.
Несмотря на актуальность проблемы, в научном поле она рассмотрена не очень широко. Лоббизм в Российской Федерации были рассмотрен такими исследователями, как В.А. Лепехин, О.В. Гаман-Голутвина, Н.Ю. Лапина, А.С. Автономов, А.В. Павроз. Вопрос изучения лоббизма табачных компаний в России рассматривал П.А.Толстых в работах «Отраслевое лоббирование в РФ на примере табачной отрасли: лоббисты, антилоббисты и псевдопротивники»1 и «Индустрия борьбы с табаком: субъекты,
технологии, каналы влияния»2. Отдельно о теории и практике GR был выпущен учебник под редакцией И.Е.Минтусова и О.Г.Филатовой3.
Тема табачного GR и лоббизма все еще остается востребованной и недостаточно раскрытой. Таким образом, данная работа может дополнить существующие сведения о GR, рассматривая его через призму специфики табачной отрасли.
Объектом исследования является коммуникативная деятельность компаний табачной отрасли. Предметом - GR табачных компаний России.
Цель данной диссертации - изучение методов используемых табачными компаниями в рамках GR-деятельности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить основные подходы к определению понятий «GR» и «лоббизм»;
2. рассмотреть функции и способы организации GR-отделов;
3. изучить состояние современного табачного рынка в России, основные барьеры коммуникаций в отрасли, основных игроков, историю взаимодействия с группами интересов и группами давления;
4. рассмотреть пути воздействия GR на экономические показатели компании;
5. определить наиболее эффективную модель организации GR- коммуникаций табачных компаний в Российской Федерации.
Мы выносим несколько положений на защиту:
1. Непостоянство в законодательном регулировании табачной отрасли делает мониторинг и реагирование на инициативы важнейшей функцией табачных компаний в рамкахСИ 2®Голстых П.А. Индустрия борьбы с табаком: субъекты, технологии, каналы влияния. /Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. - М., 2009. - 178 с.
3'GR и лоббизм: теория и технологии : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 315 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
деятельности.
2. Табачные компании недостаточно используют общественную поддержку для отстаивания своих интересов.
3. Организационная структура табачного GR-департамента должна отличаться гибкостью, позволяющей быстро реагировать на изменения внешней среды.
Структура диссертации обусловлена её целями и задачами. Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе будет дан основной понятийный аппарат сферы GR и лоббизма: понятие GR, лоббизма, групп интересов и давления, GR-менеджмента, функции GR- департамента. В следующем параграфе представлен обзор табачной отрасли в России и основных лоббистских кампаний, позволяющих крупным игрокам до сих пор удерживать большие доли рынка. Вторая глава посвящена поиску наиболее эффективной модели GR-коммуникаций в табачной компании.
В данном исследовании мы рассмотрели табачную отрасль в России, ее основные группы интересов, и ту деятельность, которую осуществляют табачные компании для налаживания отношений с органами государственной власти и продвижения собственных инициатив.
Табачная отрасль имеет свою специфику, которая накладывает определенный отпечаток на ее коммуникационную деятельность. Это касается не только самой коммуникационной деятельности, существенно ограниченной Федеральным законом от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", но и ее оценки. Сложности вызывает оценка лоббистской деятельности, так как она не закреплена на законодательном уровне. Кроме того, особенности отрасли приводят к проблеме оценки деятельности GR-специалиста по предупреждению конфликтных ситуаций.
В рамках работы мы выполнили поставленные задачи:
1. изучение основные подходы к определению понятий «GR» и «лоббизм»;
2. рассмотрение функции и способы организации GR-отделов;
3. изучение состояния современного табачного рынка в России, основных барьеров коммуникаций в отрасли, основных игроков, историю взаимодействия с группами интересов и группами давления;
4. рассмотрение путией воздействия GR на экономические показатели компании;
5. определение наиболее эффективной модели организации GR- коммуникаций табачных компаний в Российской Федерации и методов оценки сотрудников.
В ходе работы были даны рекомендации по более широкому использованию метода Grassroots с целью воздействия на общественное мнение и получения поддержки со стороны него. С помощью информации, полученной от экспертов крупных игроков на табачном рынке России, мы смоделировали метод оценки эффективности GR-специалиста.
Мы выносили три положения на защиту:
1. Непостоянство в законодательном регулировании табачной отрасли делает мониторинг и реагирование на инициативы важнейшей функцией табачных компаний в рамках GR деятельности.
2. Табачные компании недостаточно используют общественную поддержку для отстаивания своих интересов.
3. Организационная структура табачного GR-департамента должна отличаться гибкостью, позволяющей быстро реагировать на изменения внешней среды.
Можно отметить, что положения подтвердились: изменчивость внешней среды становится важнейшим фактором, который необходимо учитывать как в GR-деятельности, так и в организации GR-отдела и компании в целом. Для реагирования на изменения рекомендуется чаще задействовать общественность, так как при ее активности государству сложно игнорировать запрос.
Тема предоставляет широкий простор для дальнейшего изучения. Серьезным толчком для дальнейших исследований могут стать принятие закона, регламентирующего лоббистскую деятельность и определение единого стандарта по оценке эффективности GR-отдела.
1. GR и лоббизм: теория и технологии : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. В. А. Ачкасовой, И. Е. Минтусова, О. Г. Филатовой. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 315 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
2. IQbuzz Система мониторинга социальных медиа и СМИ. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://iqbuzz.pro/
3. Абулхатин М. /Против антитабачного закона собрали 100 тыс. подписей / Известия/ 16.05.2014 /Электронный ресурс: [режим доступа]: http://izvestia.ru/news/570923
4. Автономов А.С. / Лоббизм и политические партии. Представительная власть: мониторинг, анализ, информация / 1995, №3, с.69-75
5. Активисты вместе со «знатоком» Друзем устроили митинг против антитабачного закона / Петербург Сегодня / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://sptoday.ru/2013 05 31/aktivisty-vmeste-so- znatokom-druzem-ustroili-miting-protiv-antitabachnogo-zakona/
6. Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. - М.: ЭКСМОС, 2002. - 480 с.
7. Анин Р / Табачники вызывают зависимость / Новая газета, № 129 17.10.2010 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/inquests/808.html
8. Антитабачная коалиция [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ataca.ru/antitabak/
9. Ачкасова В. А. / Технологический комплекс медиарилейшенз : особенности реализации в GRдеятельности [Текст] / Управленческое консультирование. 2012. № 4. С. 92-98
10. Ачкасова В. А. GR как составляющая политического маркетинга. Политэкс, N2, 2014
11. Бентли А. Процесс государственного управления. Изучение общественных давлений. - М. Издательство Перо, 2012 - 468 с.
12. Бестужев К.В. Перспективы развития табачной отрасли в России. Стратегия устойчивого развития регионов России. 2014. № 21. С. 88-91
13. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.: 2003 - 672 с.
14. Боярский.А. Иванова.М / Шум против дыма / Коммерсантъ-Деньги, 02.06.201 0 [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.minchenko.ru/press/press_501.html
15. Буранов И. / Чиновники предупреждают недовольство / 10.02.2015 / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.lobbying.ru/content/sections/articleid_13104_linkid_.html
16. Быков И.А., Дорский А.Ю. GR в Санкт-Петербурге: состояние, проблемы и перспективы / Медиаскоп Выпуск №2. 2014.
17. Вуйма А.Ю. Лоббирование. Как добиться от власти нужных решений. - СПб: Питер, 2008. - 384 с.
18. Вулридж Д.М. Оценивание методом «разность разностей» / Журнал «Квантиль», №6, март 2009 / С.25-48
19. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента Учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003 - 552 с.
20. Госдума рассмотрит петицию против «антитабачного закона»/ ОТР/ 16.05.2014/ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.otr- online.ru/news/news_27844.html
21. Государственные структуры, как целевая аудитория " [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://lektsii.com/2-15188.html
22. Григор Г.Э. Использование лоббизма в реализации экономических интересов предприятия: дисс.канд.эк.наук - Москва, 2004 - 135 с.
23. Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама: Учеб. пособие для студентов вузов / Т. Э. Гринберг. — М.: Аспект Пресс, 2005.- 317 с.
24. Дранишникова М., Брызгалова Е., Кунле М., Скрынник И./ Пресса пробует сигареты/ 20.11.2014/ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/business/articles/2014/11/20/minkomsvyazi- predlozhilo-vernut-reklamu-tabaka-i-alkogolya-v
25. Е.В. Золотарёва Группы интересов в политике [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.politnauka.org/library/teoria/zolotareva.php
26. Евсеев В.А., Барсукова С.Ю. Основы организации работы с органами власти / Ассоциация менеджеров. - М. - 2006. - 22 с.
27.Закон о лоббизме: история непринятия / Институт лоббизма/ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://lobbyinst.org/index.php? option=com_content&task=view&id=75&Itemid=1
28.Захаров Ю.Н / К вопросу об экономической устойчивости табачного промышленного производства / Наука и образование, 2014 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.journal- nio.com/index.php?
option=com_content&view=article&id=2539&Itemid=132
29.Зяблюк Н.Г. Практика лоббистской деятельности в США / ИСКРАН. - М. - 1994. - 250 с.
30. Ижевские курильщики вышли на митинг/ Информационная служба, Sostav.ru/ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.sostav.ru/news/2013/02/11/kurilschiki_miting/
31. К чему приведет повышение акцизов на табак и алкоголь [Электронный ресурс] / Опрос «Омнибус ВЦИОМ». - Режим доступа: www.wciom.ru.
32. Косырев Д / Коммунизм не построили, теперь строим некурящее общество / РИА Новости / 30.05.14 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ria.ru/analytics/20140530/1009988165.html
33. Кривоносов А. Д., Филатова О. Г., Шишкина М. А. Основы теории связей с общественностью. — СПб.: Питер, 2010. — 384 с.
34. Кулакова Т.А. Government Relations в процессе принятия политических решений // ПОЛИТЭКС =POLITEX: Политическая экспертиза: Альманах. Вып.2.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. - 257 с.
35. Кургаева Ж. Ю., Халилова Т. В.. Отраслевой и корпоративный лоббизм в деятельности предпритий по добыче и переработке углеводородного сырья/ Вестник Казанского технологического университета Выпуск№ 14 / том 16 / 2013 - с.274-277
36. Лепехин В.А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования // 'Полис' ('Политические исследования') 1998-№4 с.83
37. Лоббистская кампания | 'Законопроект «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.lobbying.ru/content/campanies/id 51.html
38. Лоббистская кампания | кампания 'Введение единой минимальной цены на сигареты [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.lobbying.ru/content/campanies/id_58.html
39. Матричные организационные структуры управления [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://corpsys.ru/articles/structure/matrix.aspx
40. Менеджмент организации: учебное пособие для студентов / Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Соломатина. - М.: Инфра - М, 1995г. 375 с.
41. Михайлов Е.А / Обзор рынка табака / Tobacco-Review / 2015 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.tobaccoreview.com/tr.cgi?art=1510a12A
42.Общероссийское движение за права курильщиков. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://tabak-zakon.ru/video/
43. Основы менеджмента. Матричные структуры управления: возможности, слабости, эффективность. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bmanager.ru/articles/matrichnye-struktury-upravleniya- vozmozhnosti-slabosti-effektivnost.html
44. Открытое письмо ко дню табака Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pfizer.ru/news/?id=77&n=620
45. Павленко А / Миллиарды на дым. Табачные компании предлагают курильщикам новые сигареты, призванные снизить вред здоровью / Новое время / 18.04.16 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nv.ua/publications/tabachnye-kompanii-predlagajut-kurilshchikam- novye-sigarety-prizvannye-snizit-vred-zdorovju-104886.html
46. Павроз А. В. Группы интересов и лоббизм в политике: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 453 с.
47. Павроз А.В. Government Relations как институт социально-политического взаимодействия [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.politex.info/content/view/138/30/
48. Пресс-релиз Pfizer от 06.04.2010 Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pfizer.ru/news/?id=17&n=599
49. Пресс-релиз Pfizer от 27.02.2008 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.pfizer.ru/news/?id=17&n=142
50. Профессиональный словарь лоббистской деятельности / сост. П.А.Толстых. [Электронный ресурс] / Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. - 2009. - Режим доступа: http://www.lobbying.ru/dictionary_list.php
51. Пузырев Д. /Табачные компании начали отказываться от брендов недорогих сигарет / РБК / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rbc.ru/business/31/01/2016/56ab90c69a7947ce6c766d81
52. Путин подписал закон о запрете снюса в России / Интерфакс / 31.12.2015 /[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.interfax.ru/russia/488095
53. Рамочная конценция ВОЗ по борьбе против табака. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.who.int/fctc/ru/
54. Распоряжение Правительства РФ от 23.09.2010 N 1563-р "О Концепции
осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы" (вместе с "Концепцией осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы") [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_105331/
55. Распоряжение Правительства РФ от 23.09.2010 N 1563-р <О Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 - 2015 годы [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 105331/
56. Рейтинг лучших GR-специалистов России. Выпуск 5 / 2013 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.gr.ru/content/59
57. Серова М., Кондратьева С., Федотов А. / Вернуть в розницу/ 20.11.2014 / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.lobbying.ru/content/sections/articleid_12975_linkid_.html
58. Сморгунов Л.В. GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством / Российская политическая энциклопедия. - 2012. - 354 с.
59. Табачный рынок заморожен: производители сигарет теряют возможность конкурировать друг с другом [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/market/562949991527037
60. ТАСС. ВЦИОМ: число курильщиков в России за последний год не уменьшилось. Общество. 16 июня 2015 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://tass.ru/obschestvo/2044307
61. Терсинцева Е.А / Давление на табачную отрасль и возможности выживания табачного предпринимательства на рынке / Перспективы науки. 2013. № 9 (48). С. 149-151.
62. Толстых П.А. Индустрия борьбы с табаком: субъекты, технологии, каналы влияния. /Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. - М., 2009. - 178 с.
63. Толстых П.А. Отраслевое лоббирование в РФ на примере табачной отрасли: лоббисты, антилоббисты и псевдопротивники /Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. - М., 2009. - 120 с.
64. Толстых П.А. Экономическая теория лоббизма: оценка экономической эффективности. Современные исследования социальных проблем №1(21), 2013
65. Тузовский А.С. Комплаенс-контроль в структуре GR-менеджмента компании: на пути к стратегическому мышлению / А. С. Тузовский // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2015. - № 8 (123). - С. 82-87. - Библиогр.: с. 86-87 (12 назв.)
66. Файзиева Н.Р, Борозинец А.В. Социально-экономические факторы повышения акцизов на алкогольную и табачную продукции / Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития / Выпуск№ 1 / 2013 - с.451-455
67. Федеральный закон от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" / [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 32424/
68. Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ (ред. от 22.12.2008) "Об ограничении курения табака" [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32424/
69. Федеральный закон от 30.09.2013 N 268-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно¬тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации" / [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 152474/
70. Федеральный закон от 30.09.2013 N 268-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер налогового и таможенно¬тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации" [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152474/
71. Федеральный закон Российской Федерации от 22 декабря 2008 г. N 268-
ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82841/
72. Фельдман П.А. / К вопросу о классификации лоббистских технологий /
Профессиональный PR-Портал Советник. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://www.sovetnik.ru/press/2012/05/10/press_27218.html?template=96
73. Феофанов О. А. Что может политическая реклама // Коммунист. 1991. № 12. С. 51.
74. Цыплаков А. Экскурс в мир инструментальных переменных. Журнал «Квантиль», №2, март 2007. - с.21-49
75.Чимаров C.IO.Public Affairs (PA) и Government Relations (GR) как пересекающиеся сферы деятельности: общее и особенное // Научные труды Северо-Западного института РАНХ и ГС. СПб.: Изд-во СЗИ РАНХ и ГС, Т. 3. Вып. 1(5) 2012. - 376 с.
110
76.Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью / Дело. - М. - 2006. — 552 с.
77. Шелищ П.А. Лоббизм в политическом процессе современной России: дисс.канд.полит.наук / 23.00.02 / СПб, 2004 - 153 с.
78. Шелкоплясова Г.С. Корнован А.В. Эффективная организационная культура как гарант инновационного развития персонала. Журнал Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал Выпуск№ 2 / 2011 - с. 267-269
79. Шетов А.И. Направления повышения эффективности использования инструментария GR-менеджмента. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 1
80. Широков Е.О / Актуальные проблемы правового регулирования табачной отрасли и пути его возможного развития / Журнал «Юридические науки. Научные исследования и разработки молодых ученых», Выпуск № 8 / 2016 с. 153-158.
81.Эббес П. Инструментальные переменные и эндогенность: нетехнический обзор. Журнал «Квантиль», №2, март 2007. - с.3-21
82. Эффект вращающихся дверей. Деловой еженедельник «Компания»/ 09.04.2012 [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ko.ru/articles/23972
83. Aggarwal, R., F. Meschke, and T. Wang, 2008, Corporate Political Contributions: Investment or Agency?, Working Paper, University of Minnesota.
84. Agrawal, A. and C. Knoeber, 2001, Do Some Outside Directors Play a Political Role?, Journal of Law and Economics 44, 179-198.
85. Blanes i Vidal J, Draca M, Fons-Rosen C. 2012. Revolving Door Lobbyists. Am. Econ. Rev., 102(7): 3731-48.
86. Chen, H., D. Parsley, and Y. Yang, 2009, Corporate Lobbying and Financial Performance, Working Paper, Vanderbilt University.
87. Figueredo J.M. Richter B.K. Advancing the empirical research on lobbying. Annual Review of Political Science 2014 November 2013 - 17 с.
88. Fitzpatrick, K.R. & Palenchar, M.J. (2006). Disclosing special interests: Constitutional restrictions on front groups. Journal of Public Relations Research, 18(3), 203-224.
89. Jayachandran S. 2006. The Jeffords Effect. J. Law Econ. 49(2): 397-425.
90. Khotari S.P., Warner J.B. Econometrics of Event Studies/ Handbook of Corporate Finance: Empirical Corporate Finance, Volume A (Handbooks in Finance Series, Elsevier/North-Holland), Ch. 1, 2006
91. Matthew D. Hill, G. Wayne Kelly, and Robert A. Van Ness* Determinants and Effects of Corporate Lobbying Financial Management Volume 42, Issue 4, pages 931-957, Winter 2013
92. Pittman, R., 1976, The Effects of Industry Concentration and Regulation on Contributions in Three 1972 U.S. Senate Campaigns, Public Choice 23, 71¬80.
93. Porter Michael E.. «The Five Competitive Forces that Shape Strategy», Harvard Business Review, January, 2008, p.86
94. Richter, B., K. Samphantharak, and J. Timmons, 2008, Lobbying and Taxes, Working Paper, UCLA.
95. W M K Trochim, F A Stillman, P I Clark, C L Schmitt Development of a model of the tobacco industry’s interference with tobacco control programmes Tobacco Control 2003;12:140-147
96. Yussuf Saloojee & Elif Dagli. Tobacco industry tactics for resisting public policy on health Bulletin of the World Health Organization, 2000, 78 (7). 902-910