Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Институты GR в системе взаимодействия государства и бизнеса: Сравнительный анализ стран БРИКС

Работа №131423

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы100
Год сдачи2016
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы формирования и функционирования институтов GR 9
1.1 Government relations: сущность, понятие и предпосылки формирования 9
1.2 Этапы институциализации деятельности в сфере GR 17
1.3 Типология моделей взаимодействия государства и бизнеса 24
2 Особенности взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти в государствах БРИКС 32
2.1 Общие тенденции в развитии государств БРИКС 32
2.2 Сравнительная характеристика моделей взаимодействия бизнес-структур с государством в странах БРИКС 40
2.2.1 Бразилия 41
2.2.2 Россия 45
2.2.3 Индия 49
2.2.4 Китай 55
2.2.5 ЮАР 59
2.3 Перспективы развития институтов GR как инструмента коммуникаций бизнес-структур и власти в государствах БРИКС 63
Заключение 69
Список источников и литературы 73
Приложение А. Соотношение понятий лоббизм, PR и GR 85
Приложение Б. Основные характеристики Government relations 86
Приложение В. Сравнительная оценка отдельных показателей эффективности государственного управления Worldwide Governance Indicators (WGI) в странах с развитыми институтами GR 87
Приложение Г Схема интеграционных процессов, в которые включены государства БРИКС 89
Приложение Д. Показатели эффективности государственного управления в государствах БРИКС 90

Актуальность темы. Важнейшим условием стабильного функционирования политической системы любого государства является эффективность экономики, обеспечивающаяся в том числе и характером взаимодействия государства и бизнес-структур. Государство, определяя условия функционирования бизнеса, конструирует всю систему экономических связей в стране. В свою очередь, бизнес выступает для органов государственной власти важнейшим контрагентом при разработке и реализации государственной политики, оказывая существенное влияние на протекающие общественные процессы. Признание взаимозависимости и общей ответственности способствовало трансформации основ взаимодействия и появлению особой сферы деятельности - «связи с органами государственной власти» (Government Relations).
В той или иной форме институты взаимодействия бизнеса с властью развиваются во всех странах мира, сохраняя при этом определенную национальную специфику. Не являются исключением и страны БРИКС, в каждой из которых формируется собственная модель GR-комммуникаций. Их изучение позволит глубже понять и проанализировать тенденции в данной сфере, а, следовательно, и обогатить формирующуюся в России модель координации отношений между бизнесом и государством путем рецепции наиболее успешных практик.
Сравнительный анализ институтов GR в государствах БРИКС представляет интерес еще и потому, что профессиональная GR-деятельность, в том числе и на международном уровне, выступает в качестве важнейшего фактора успешного продвижения интересов бизнеса как форма согласования национальной стратегии развития. Именно слабость GR-составляющей во многом снижает конкурентоспособность бизнес-субъектов, представляющих наше государство. Но если создание и продвижение российскими компаниями таких структур на западных рынках сталкивается с серьезными трудностями, то интенсификация взаимодействия в рамках БРИКС представляется одним из наиболее перспективных направлений.
Степень научной разработанности проблемы. Концептуальные основы взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти изложены в трудах А. Бентли, Дж. Берри, Р. Даля, М. Олсона, Дж. Ричардсона, Д. Трумена, К. Уилкокса, Р. Хребенара, Ф. Шмиттера, А. Циглера и др. Так, в работах А. Бентли проанализирован характер взаимодействия различных групп, оказывающих давление друг на друга и на государство1. Д. Трумэн выделил из всей совокупности ассоциаций общества «политические группы интересов», т.е. ту их часть, которая взаимодействует с институтами государства1 2. В концепции «плюралистической демократии» Р. Даля были проанализированы особенности конкуренции групп интересов и их роль в принятии государственных решений3. М. Олсон, в работе «Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп» проанализировал характер влияния больших экономических групп на политический процесс4. В рамках корпоративистских теорий были исследованы «организованные интересы» в управлении и характер их взаимодействия с государственной бюрократией5.
Различные модели взаимодействия бизнеса с органами государственной власти рассматриваются в работах П. Бемхагена6, П. Боуэна7, А. Брошайда8, Т. Гранта9, Р. Гросса10 11, Д. Коэна11, Б. Лумиса12, Н. Митчелла и др.
Среди российских авторов, обращавшихся к исследуемой теме следует назвать Е. А. Дорину13, Е. А. Королева14, К. Ю. Кисель15, С. П. Перегудова16, А. И. Попандопуло17 и др. Институты GR анализируются в работах А. Н. Болговой18, Т. А. Кулаковой19, Р. А. Майорова20, Д. О. Матвеенкова21, А. В. Павроза22, Н. З. Почхуа23, Л. Н. Тимофеевой24, П. А. Толстых25 и др.
Значительно меньшее число работ посвящено сравнительному анализу институтов взаимодействия бизнеса и государства. Как правило, в центре внимания исследователей оказываются плюралистическая, наиболее ярко представленная в США и Великобритании, и различные неокорпоративистские модели, развитые в странах с регулируемой рыночной экономикой26. Вместе с тем институты взаимодействия бизнеса и государства в странах, выходящих на лидирующие рубежи в современном мире, изучены крайне слабо. В первую очередь это касается государств БРИКС, одного из наиболее молодых межгосударственных объединений. Отдельные вопросы развития стран БРИКС и перспектив взаимодействия в рамках данного интеграционного объединения раскрыты в работах А. Д. Воскресенского27, Л. С. Окуневой28, Н. Г. Хмелевской29 и др.
Проблеме политического управления в государствах БРИКС посвящены исследования Л. В. Ведмецкой30, Л. В. Сморгунова31, А. С. Шерстобитова32 и других ученых СПбГУ, проведенные в рамках проекта «Управляемость и конкурентоспособность государства в условиях неопределенности: сравнительный анализ стран БРИКС».
Вопросы развития политических институтов, в том числе и институтов взаимодействия бизнеса и власти в отдельных государствах БРИКС рассмотрены в работах Л. Е. Гринина33, Д. А. Егоренкова34, О. В. Малярова35, Л. С. Окуневой36, Я. Хуан37, Ч. Юнган38 и др., но комплексных работ, посвященных сравнительному анализу роли института GR в системе взаимодействия государства и бизнеса в странах БРИКС, до сих пор опубликовано не было. Все вышесказанное обусловило выбор темы, объект, предмет, цель и задачи выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования в работе выступает Governmental Relations как особый институт социального взаимодействия бизнес-структур и органов государственной власти.
В качестве предмета исследования выступают особенности развития GR, определяемые эволюцией моделей социального взаимодействия, форм, технологий и институционально-правовых основ GR-деятельности в государствах БРИКС.
Основная гипотеза исследования: Изменение отношений власти и бизнеса привели к появлению и развитию Government Relations (GR). В выпускной квалификационной работе GR рассматриваются не как особая, узкая сфера деятельности, охватывающая ограниченную часть коммуникаций между коммерческими и государственными институтами, а как продукт эволюции отношений общества и власти. Целью GR является создание системы согласования интересов коммерческих и общественных организаций с интересами органов государственной власти различного уровня для обеспечения эффективного развития социально-экономической и политической системы в целом. Важными характеристиками GR являются профессионализация работы в сфере выстраивания взаимоотношений между объектом позиционирования и государством, формирование системы организационных и правовых институтов взаимодействия, прозрачность их деятельности.
Роль институтов GR постоянно возрастает, при этом развиваются как внутригосударственные каналы согласования интересов бизнеса и власти, так и инструменты взаимодействия на межстрановом уровне, в том числе на уровне различных интеграционных объединений. Создание институтов GR, ориентированных на взаимодействие в рамках БРИКС возможно только при условии глубокого понимания основных тенденций в данной сфере и специфики работы в каждом из государств.
Целью работы определен сравнительный анализ институтов GR в государствах БРИКС.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
• раскрыть сущность понятия Government relations и общественно-политические предпосылки его выделения как особой формы социального взаимодействия;
• исследовать особенности процессов институциализации деятельности в сфере GR;
• проанализировать существующие модели взаимодействия государства и бизнеса и характер развития институтов GR в каждой из моделей;
• дать общую оценку БРИКС как особого межгосударственного объединения;
• провести сравнительный анализ показателей экономического развития и состояния институтов управления в странах БРИКС и выявить основные тенденции в развитии институтов GR в государствах БРИКС;
• на основе проведенного анализа определить наиболее перспективные институты и инструменты GR, которые могут использоваться для продвижения российских интересов в странах БРИКС.
Эмпирической базой исследования послужили данные социологических исследований по вопросам развития государств БРИКС, публикации Федеральной службы государственной статистики РФ39, данные Всемирного Банка ООН, в частности результаты исследований по программам «Оценка эффективности управления»40, данные «Transparency International»41 нормативные документы исследуемых государств.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы в соответствии со сформулированными задачами, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Government relations представляют собой сферу деятельности, целью которой является создание системы согласования интересов коммерческих и общественных организаций с интересами органов государственной власти различного уровня для обеспечения эффективного развития социально-экономической и политической системы. Эта деятельность получила развитие в последней трети ХХ в. в результате повышения числа активных субъектов социально-экономической, общественной и политической жизни, формирования взаимной потребности в повышении эффективности взаимодействия государства и бизнес-структур, установления системы правовых регуляторов этих отношений.
Характер развития институтов GR в значительной степени опосредуется ведущим типом системы взаимодействия бизнеса и власти в той или иной стране. Чаще всего выделяют плюралистическую и неокорпоратистскую модели. В числе других вариантов упоминаются: сетевая (характерная для постиндустриального общества, предполагающая перенос взаимодействия на площадки электронных сетей), кластерная (объединение и концентрация ресурсов государства и бизнеса на территории отдельных кластеров), корпоративная модели взаимодействия; патронаж; партнерство; невмешательство и др.
Институты GR, сформированные в разных странах обладают как определенным сходством, так и отличиями, обусловленными характером исторического развития. Так, в США, лидирующих по уровню развития социальных коммуникаций, сформирована широкая нормативно-правовая база, детально регламентирующая деятельность в указанной сфере. Канада и Австралия отличаются высоким уровнем открытости «взаимодействий» на всех уровнях власти: от местного сообщества, до федерального центра, а также развитым региональным законодательством в данной сфере. Европейское сообщество отличает более сложная государственная национально-территориальная архитектура, находящая отражение в структуре и составе институтов, участвующих в формировании общественного мнения, а также необходимость с одной стороны учета более широкого спектра мнений, а с другой - обеспечения эффективности общеевропейского строительства. Поэтому европейский GR является более разнообразным в приемах и технологиях.
Целью выпускной квалификационной работы был определен сравнительный анализ институтов GR в государствах БРИКС. Каждое из государств, входящих в одно из самых молодых межгосударственных объединений, представляет собой уникальный цивилизационный проект в значительной степени отличающийся от проекта «западного», что находит отражение и в характере формирования такого института как GR. Так, в Бразилии сложился корпоративистский тип взаимодействия бизнеса и власти с сильным влиянием ТНК. Цивилизованный лоббизм находится на стадии развития: принят закон о регистрации и раскрытии лиц, обеспечивающих контакты бизнеса в Конгрессе, на стадии рассмотрения находится законопроект, призванный контролировать уровень компетенций субъектов лобби, а также накладывающий на один год карантин для госслужащих и владельцев выборных должностей.
В России в 90-е гг. ХХ в. предпринимались попытки полной рецепции западной модели взаимодействия бизнеса и власти. Начиная с 2000-х гг. взят ориентир на построение корпоративизм, но учитывая влияние и активность государства, складывающуюся модель правильно будет назвать бюрократическо-корпоративистской. Учитывая большое число групп влияния, российскую систему взаимодействия государства и бизнеса можно оценить, как наиболее «мозаичную».
Не самая совершенная, но наиболее устойчивая и последовательно развивающаяся корпоративистская модель взаимодействия сложилась в Индии, бережно сохраняющей концепции Сварадж (представление о цивилизованном управлении, включающем понятия долга, чести и традиции, но при этом не исключающая заимствования западных образцов управления, рассматриваемых как промежуточные этапы развития) и Свадеши (в узком смысле - необходимость развития всех сфер народного хозяйства с целью обеспечения позиций экономической безопасности, а в широком - уважение к собственной стране в противовес подражанию западным образцам). Экономическую систему Индии отличает умеренная либерализация. Основными Группами влияния в Индии являются объединения предпринимателей, структурированные по отраслевому, региональному и кастовым признакам. В результате каждый экономический субъект обладает определенными инструментами для озвучивания и согласования своих интересов.
В Китае, где процессы комплиментации социалистического и рыночного подхода были еще более аккуратными, инициатором выстраивания отношений с бизнесом является государство. Крупный бизнес реализует возможность влияния на власть посредством включения своих представителей в состав различных правительственных комитетов или организаций, что позволяет иметь прямые контакты с исполнительной властью и выражать своё мнение по важным вопросам, затрагивающим интересы бизнес-структур. Важна и, характерная для восточных обществ роль неформальных институтов взаимодействия. В Китае такие взаимодействия определяются термином «guanxi» - сеть межличностных отношений, формирующих не единое поле для выстраивания отношений, а многоуровневую систему в которой большим влиянием обладает тот субъект, который смог установить более «близкие» отношения с властью.
Достаточно специфичны и институты взаимодействия с властью выстраиваемые в ЮАР. Сравнительно высокий рейтинг рассматриваемого государства по параметрам качества государственного управления носит скорее политическую окраску, выступая с одной стороны, как «дань» выстраиваемой в течение полутора столетий английской модели капитализма, а с другой - как поощрение за отмену апартеида. Определенными рычагами влияния на власть обладают крупные ТНК. Вместе с тем, стройной, прозрачной системы влияния в ЮАР нет. Законодательство о цивилизованных формах лоббизма отсутствует, более того, лоббизм рассматривается как коррупционная практика в соответствии с законом «О предупреждении и пресечении коррупционной деятельности» от 2004 г. Механизмы взаимодействия бизнеса с властью носят непрозрачный характер. Легальные инструменты влияния на власть так же не предусмотрены, за исключением возможности обращаться к депутатам с петициями. Крайне слаба и корпоративистская составляющая. Отмена апартеида привела к массовой эмиграции белого населения и переделу собственности. В результате на коммуникации с властью все большее влияние начинают оказывать клановые и семейные отношения.
Анализ институтов GR в странах БРИКС подтверждает вывод о том, что универсальной модели коммуникаций власти и бизнеса не существует. В то же время, вне зависимости от типа складывающихся взаимодействий, главными трендами развития институтов GR являются понятность, прозрачность и доступность для большинства акторов.
Исследование институтов GR в странах БРИКС позволяет сделать еще один вывод. Смещение центра активности делового сообщества в том числе и в страны БРИКС открывает для нашей страны определенное окно возможностей по развитию традиционно слабых лоббистских и GR-структур, представляющих российские компании. На рынках государств БРИКС Россия должна учесть все «уроки» диалога с Западом и активней формировать собственные профессиональные GR-агентства. Подобного рода институты GR должны использовать весь комплекс GR-стратегий, а также инструменты «мягкой силы», что позволит России занять достойное ее потенциалу и масштабам место.


1. Агапов, И. О. К вопросу о регулировании лоббирования в Австралии / И. О. Агапов // Юридические исследования. - 2015. - № 11.
2. Болгова, А. Н. GR-менеджмент - инструмент цивилизованного лоббизма / А. Н. Болгова // Бизнес и власть в современной России теория и практика взаимодействия. - М.: РАГС, 2010.
3. Варданян, Р. Кирпичи нового мира / Р. Варданян // BRICS business magazine. - 2012. - Premier Issue (1). - С. 2-3.
4. Ведмецкая, Л. В. Роль институтов развития в формировании национальных конкурентных преимуществ современных государств / Л. В. Ведмецкая // Вестник Санкт-Петербургского университета (серия 6), СПбГУ. - 2014. - № 4.
5. Взаимодействие с органами государственной власти, или government relations / О. А. Морозов. - СПб.: СПбГТУРП, 2015.
6. Виноградов, А. В. Диалоговый формат БРИКС и его роль в становлении многополярного мира / А. В. Виноградов // Сравнительная политика. - 2014. - № 1.
7. Воскресенский, А. Д. Мировые стратегии великих держав и логика объединения стран БРИКС / А.Д. Воскресенский // Китай на пути возрождения. - М.: Форум, 2014. - С. 314-328.
8. Гринин, Л. Е. Китайская и индийская модели экономического развития и перспективы мирового лидерства / Л. Е. Гринин // Pandia. - 2013. - № 3.
9. Дорина, Е. А. Взаимодействие государства и бизнес-корпораций в современной России / Е. А. Дорина. Автореф. дисс. к. п. н. - М., 2013. - 24 с.
10. Егоренко, Д. А. Трансформации политических режимов в России и Бразилии в контексте «третьей волны демократизации» : сравнительный анализ / Д. А. Егоренко. Автореф. дисс. к. п. н. - Саратов, 2008. - 25 с.
11. Кирчанов, М. В. Теории экономического и политического развития Бразилии в ХХ - начале ХХ! века [Текст] / М.В. Кирчанов. - Воронеж: Факультет международных отношений, 2010. - 196 с.
12. Киселев, В. И. Сравнительный анализ корпоративистской и плюралистической моделей взаимодействия власти и бизнеса / В. И. Кисилев // Наука вчера, сегодня, завтра. № 5 (5) сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции. - Новосибирск: СибАК, 2013.
13. Кисель, К. Ю. Современные модели взаимодействия бизнес- структур и государственной власти. Дисс. к. полит. н. / К. Ю. Кисель - М., 2013.
14. Кисель, К. Ю. Модели взаимодействия бизнеса и власти / К. Ю. Кисель // Власть и бизнес: коммуникационные ресурсы. Сборник научных статей. Серия «Коммуникативные исследования». Выпуск 5. - М.: НИУ ВШЭ, 2011.
15. Королев, Е. А. Взаимодействие бизнеса и власти на примере политических институтов Европейского Союза / Е. А. Королев. Автореф. дисс. к. п. н. - М., 2009.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ