Введение 3
1. Сущность и содержание феномена итальянской национальной
идентичности 7
1.1 Понятие нации и роль идентичности в ее формировании 7
1.2 Региональное деление как специфика конструирования
идентичности в Италии 12
1.3 Репрезентация итальянской национально-региональной
идентичности в структурах повседневности 19
2. Процессы глобализации и их влияние на трансформацию
национальной идентичности 29
2.1 Феномен глобализации 29
2.2. Роль СМИ в формировании идентичности в глобальную эпоху.. .32
3. Глобализационные процессы и национально-региональная
идентичность в Италии 37
3.1 Влияние СМИ на становление итальянского языка как
национального 37
3.2 Изменение структур повседневности в Италии в глобализационном
мире 40
3.3 Презентация Италии как бренда в мире 42
Заключение 48
Список используемой литературы 50
Приложения
Рубеж XX-XXI веков характеризуется активным нарастанием
глобализационных процессов, что приводит к общемировой культурной стандартизации и унификации индивидуальных отличительных характеристик отдельных наций. С одной стороны, явно прослеживается парадигма формирования массовой мультикультурной среды существования человечества, расширение которой вызвано действием институтов неолиберальной глобальной экономики и распространением
информационных технологий. Но с другой стороны, необходимо отметить, что процессы глобализации, регионализации, изменения политической и экономической карты мира приводят к проблеме определения сущности феномена национальной идентичности.
В эпоху глобальных перемен деление по национальному признаку становится атрибутом социального самоопределения, а национальная идентичность - одним из немногих устойчивых ориентиров в меняющемся мире. Активный поиск основ идентичности, острый интерес к прошлому страны, попытки определения содержания таких понятий как гражданин, нация - все эти вопросы актуализируются в современном обществе.
В данной работе мы попытаемся проследить специфику процесса формирования национальной идентичности на территории Италии. Одно из самых ярких государств на карте Западной Европы и всего мира в целом, наделенное феноменальным историческим прошлым, на сегодняшний день представляет собой пример сложной организации в системе внутреннего самоопределения нации.
Актуальность работы заключается в рассмотрении индификационных процессов в рамках формирования национальной идентичности. Не вызывает сомнения, что на сегодняшний момент данная тема вызывает интерес и остро актуализируется не только в научном дискурсе, но и в общественных кругах. Ценность выпускной квалификационной работы видится в комплексном анализе компонентов, формирующих национально-региональную идентичность в Италии. Исследование строится на основе контекста современных глобализационных процессов, которые, несомненно, играют важную роль в конструировании модели национальной идентичности любого государства. В данной работе впервые предлагается рассмотреть специфику формирования итальянской идентичности, анализируя влияние на данный процесс мировых процессов глобализации.
Объектом исследования в данной работе будет являться национально-региональная идентичность итальянцев во второй половине XX - начале XXI вв.
В качестве предмета исследования выступает влияние глобализационных процессов на феномен изменчивости национально-региональной идентичности в Италии.
Цель работы заключается в попытке охарактеризовать и проследить генеалогию итальянской национально-региональной идентичности и поставить вопрос о глобализации как факторе влияния на нее в современной культурной ситуации.
Исходя из цели работы, мы можем выделить следующие задачи:
- проанализировать феномен национальной итальянской идентичности;
- исследовать происхождение понятия нации;
- рассмотреть региональное деление Италии как фактор формирования идентичности;
- охарактеризовать репрезентации итальянской идентичности в структурах повседневности;
- проанализировать основные аспекты влияния на национально-региональную идентичности в Италии.
В ВКР используются следующие методы исследования:
1. Изучение литературы по представленной тематике.
2. Культурно-исторический метод исследования.
3. Метод анализа географических и исторических предпосылок регионального деления Италии.
4. Метод сопоставления проблематики формирования нации и роли национальной идентичности в этом процессе.
Говоря о степени разработанности данной темы, необходимо вспомнить работы таких зарубежных исследователей интерпретации понятия национальной идентичности как Э. Дюркгейм, Ч. Коули, П. Бергер, Н. Элиас, Э. Эриксон, Б. Андерсон. Среди исследователей, которые основываются на историческом компоненте становления национальной идентичности, можно выделить работы Дж. Боллати, Э. Джентиле, Дж. Алиберти, А. Дель Бока.
Среди современных отечественных исследователей национальной идентичности непосредственно в Италии необходимо выделить следующие работы. Книга А.В. Павловской «Италия и итальянцы» является наиболее комплексным и проработанным источником информации как об Италии в общем, так и о уровне национальной самоидентификации итальянцев, в частности. В данной работе блестяще проанализированы основные компоненты, влияющие на уровень национально-региональной идентичности в Италии (региональный сепаратизм, традиции и своеобразие итальянского быта, положение Италии в мировом пространстве и др.) и представлена система организации жизни современного итальянца.
Так же представляется необходимым выделить научную работу Д.А. Шевляковой «Доминанты национальной идентичности итальянцев». В ней автор сумел произвести детальный анализ огромного спектра факторов, сыгравших ту или иную роль в формировании национальной идентичности на территории Италии.
Отдельным списком можно выделить небольшие исследовательские работы, посвященные специфике глобализационных процессов в формировании национальной идентичности. К ним мы отнесем следующие статьи: Ю.А. Вялкова «Проблема регионального национализма в Италии (последняя четверть XX века)», Ю.Д. Гранин «Глобализация: эрозия национальной идентичности», З.А. Жаде «Региональная идентичность с точки зрения геополитики», И.Б. Левин «Национальная идентичность в условиях глобализации (на материале Италии)», Ж.В. Николаева «К вопросу о современном понимании культурной идентичности итальянцев».
Подводя общий итог работы, мы можем констатировать, что, несомненно, национально-региональная идентичность в Италии является сложным и противоречивым феноменом. Очевидным так же будет тот факт, что процесс ее формирования до сих пор не достиг финальной стадии.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что понятие нации не является для жителя Италии предметом некого свободного выбора. В этом вопросе ключевую роль играет региональная принадлежность жителя страны, которую невозможно предопределить заранее. Человек, рожденный в определенной местности, неминуемо впитывает все те культурные традиции, сложившиеся на этой территории еще в далеком прошлом. Таким образом, формирование национальной идентичности всегда происходит в тесной связке с локальной принадлежностью итальянца. Этот факт позволяет нам говорить о ярко выраженном региональном компоненте в общем понятии национальной итальянской идентичности.
Проведя анализ не только специфики территориального деления страны, но и общей структуры повседневности итальянцев, нам удалось выявить основные компоненты, влияющие на становление понятия идентичности в Италии. Кроме того, нами был рассмотрен процесс влияния глобализации по отношению к проблеме конструирования национальной идентичности. Таким образом, мы можем заявить, что поставленная цель исследования, заключающаяся в попытке проследить генеалогию национально¬региональной идентичности итальянцев, была достигнута.
Результаты проведенной исследовательской деятельности так же представляют практическую ценность. Выводы, полученные в выпускной квалификационной работе, могут выступать в качестве основы для дальнейших научных исследований и служить источником материала в данной предметной области.
Полученные в данном исследовании результаты позволяют сделать прогностические выводы о судьбе генеалогии феномена национально-региональной идентичности в Италии. Можно отметить актуализирующийся кризис национальной идентичности в связи с нарастанием глобализационных процессов. Однако данная проблема заявляет о себе уже не только в Италии, но и на территории всего европейского пространства.
1. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. В. Г. Николаева. - М., 2001.
2. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. - М., 1989.
3. Бадмаев В.Н. Феномен национальной идентичности (социально-философский анализ). - Волгоград, 2005.
4. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / Пер. М. Л. Коробочкина. - М., 2004.
5. Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. под ред. В.Л. Иноземцева. - М., 2002.
6. Бек У. Что такое глобализация? / Пер. А. Григорьева и В. Седельника. - М., 2001.
7. Бердяев Н.А. Чувство Италии. - М., 1991.
8. БондарчукВ.С. Национальная мысль и национальное сознание в Италии (Национальная идея в Западной Европе в Новое время. Очерки истории) / Отв. редактор В. С. Бондарчук. - М., 2005.
9. Брандг З.В. К истории слова «идентичность». - М., 2000.
10. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное / Пер. Л.Л. Куббель. - М., 1996
11. Вялков Ю. А. Проблема регионального национализма в Италии (последняя четверть XX века) // Новая и новейшая история. - 2007. - № 6. - C. 24-36.
12. Василенко Е.В. «Мягкая сила имеджевой политики Италии»// Мир и политика. - 2013. - № 10. - С. 222-232 .
13. Гнатенко П. И., Павленко В.Н. Идентичность: философский и психологический анализ. - Киев, 1999.
14. Голубкова O.A. Национальная идентичность как социальный фактор, влияющий на восприятие представителей другой нации // Бренное и вечное: экология человека в современном мире. Вып. 4. Великий Новгород, 2001. С. 90-93.
15. Горяйнова О.И. В поисках себя: культурологический аспект анализа идентичности // Культурология в теоретическом и прикладном измерениях. М., 2001. С. 36-45.
16. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. — М., 2000.
17. Гранин Ю.Д. Глобализация: эрозия национальной идентичности // Век глобализации. Выпуск №1(15). - М., 2015.
18. Дебор Г. Общество спектакля / Пер. C. Офертаса и М. Якубович — М., 2000.
19.. Дианова В. МКосмополитизм в эпоху глобализации // Вопросы культурологии. 2007. №1 - С.8 - 12
20.Дианова В.М Процессы универсализации культуры в контексте глобализации// Культура на рубеже XX-XXI веков: глобализационные процессы. - М., 2005. С. 136 - 151.
21.. Дроненко Д.М. Национально-культурная идентичность в мировом историко-культурном процессе: перспективы обретения // Личность в историко-культурном процессе. Саратов, 2001. С. 11-13.
22. Жаде З.А. Региональная идентичность с точки зрения геополитики// Вестник Адыгейского государственного университета. - 2006. - N 3.
С. 114-121.
23. Жукоцкий В.Д. Гуманистические аспекты глобализации// Культура на рубеже XX-XXI веков: глобализационные процессы. - М., 2005. С. 172-183.
24. Ипполитов А. Особенно Ломбардия. Образы Италии XXI. М., 2012.
25. Орлова Э.А. Концепции идентичности/идентификации в социально-научном знании//Вопросы социальной теории: Научный альманах.
2010. Том IV. Человек в поисках идентичности. - М., 2010.
26. Костина А.В. Этнокультурный ренессанс начала XXI века: особенности,противоречия, суждения.// Культура на рубеже XX-XXI веков: глобализационные процессы. - М., 2005. С. 105 - 136.
27. Крутоус В.П.Культурная самоидентификация человека// Культура на рубеже XX-XXI веков: глобализационные процессы. - М., 2005.
С.284 - 309.
28. Кессиди Ф.Х. Глобализация и культурная идентичность // Вопросы философии. 2003. № 1. С. 76-79.
29. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. Общ. ред. Ю. Л. Бессмертного. - М., 1992.
30. Левин И.Б. Национальная идентичность в условиях глобализации (на материале Италии) // Новые тенденции во внутренней политике развитых стран. - М., 2005.
31. Леви-Стросс «Сырое и приготовленное» Т.1 / Пер. З. Сокулер - М.,
2011.
32. Линтнер В. Италия. История страны/А.Демина. - М., 2008.
33. Маркович Д.Ж. Глобализация и проблемы защиты и сохранения национальной культурной самобытности // Вестник РУДН. Сер. Социология. 2001. № 1. С. 17-20.
34. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире. Под ред. П. Бергера и С. Хантингтона. Пер с англ. М.: Аспект Пресс, 2004.
35. Монро П. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность / Пер. С. Аникеев. - М., 2000.
36. Монтанари М., Каппати А. Итальянская кухня. История одной культуры. М., Новое литературное обозрение, 2006.
37. Мортон Г. От Рима до Сицилии: прогулки по Южной Италии. М., 2008
38. МуратовП.П. Образы Италии: в 3 т. Т.3: От Тибра к Арно. Север. Венецианский Эпилог. - СПб., 2009.
39. НиколаеваЖ.В. К вопросу о современном понимании культурной идентичности итальянцев//81иШа Culturale. Вып.14. Terra Italia. Альманах кафедры культурологии и Центра изучения культуры философского факультета С.-Петерб. Ун-та. - СПБ., 2012.
40. Павловская А. В. Италия и итальянцы. - М., 2008.
41. Соколов К.Б. Глобализация культуры и культура глобализации // Культура на рубеже XX-XXI веков: глобализационные процессы. - М., 2005. С. 68 - 89.
42. Смирнова А.Г., Киселев И.Ю. Идентичность в меняющемся мире. Учебное пособие / Научн. ред. В.Е. Семенова. Ярославский гос. ун-т. - Ярославль, 2002.
43. Торопова А. Е. Национальная идентичность как компонент имиджа страны//Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, №4. - М., 2010. C. 219-230.
44. Федорова Е.В. Знаменитые города Италии. - М., 1985.
45. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности / Пер. А. Башкирова. - М., 2004.
46. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Пер. Т. Велимеева. - М., 2003.
47., Хренов Н.А. Глобализация в истории становления идеологии модерна.//Культура на рубеже XX-XXI веков: глобализационные процессы. - М., 2005.
48.Холодковский К. Италия: массы и политика. - М., 1998.
49.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. общ. ред. и предисл. Толстых А.В.— М., 2006.
50. Шевлякова Д.А. Доминанты национальной идентичности итальянцев. Кулинарная система и регионализм // Известия Уральского государственного университета. Выпуск № 2(75). Екатеринбург: Изд- во УГУ, 2010. С. 24-57.
51. Шевлякова Д.А. Доминанты национальной идентичности итальянцев. М.: Книжный Дом Университет, 2011. 16 п.л.
52. Якобсон А.Я. Этнические интересы и проблемы национально-территориальной политики // Журнал социологии и социальной антропологии, 1999, т.2 N1(5). с.59-65.
53. Hobsbawm E. Language, culture and national identity // Soc. research. — 1966. — № 4. — Р. 99
54. Artusi P. La scienza in cucina e 1’arte del mangier bene. - Torino: Einaudi, 1970.
55. Montanari M. L’identita italiana in cucina. - Roma; Bari: Editori Laterza, 2010.
56. Montanari M. Il cibo come cultura. - Roma., 2004
57. Galli Della Loggia L’identita italiana. - Bologna, Mulino, 1998.
58.Sciolla L. Italiani. Stereotipi di casa nostra. - Bologna, Mulino, 1997.