Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовые и организационные аспекты деятельности органов военной прокуратуры (Московский финансово-юридический университет)

Работа №70579

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

прокурорский надзор

Объем работы89
Год сдачи2021
Стоимость2500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
379
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведен статистический анализ деятельности органов военной прокуратуры Российской Федерации за 2019-2020 годы.

Введение 2
Глава 1. Правовые аспекты деятельности органов военной прокуратуры Российской Федерации 6
1.1 Понятие, цели и задачи деятельности органов военной прокуратуры Российской Федерации 6
1.2 Правовой статус органов военной прокуратуры 20
1.3 Обеспечение органами военной прокуратуры военной безопасности 27
1.4 История развития органов военной прокуратуры 36
Глава 2. Организационные аспекты деятельности военной прокуратуры Российской Федерации 44
2.1 Функции органов военной прокуратуры Российской Федерации 44
2.2 Структура органов военной прокуратуры Российской Федерации 56
2.3 Роль общественного контроля в деятельности военной прокуратуры 62
2.4 Совершенствование деятельности органов военной прокуратуры 68
Заключение 78
Библиографический список 84


Военная прокуратура занимает особое место в системе органов прокуратуры, которой в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» посвящен раздел VI «Особенности организации и обеспечения деятельности органов военной прокуратуры» (ст. 46-50). Такого внимания законодатель не уделил другим специализированным прокуратурам (транспортным, природоохранительным, др.). В связи с изменением облика Вооруженных Сил РФ и статуса военнослужащих, в научной литературе остаются недостаточно изученными вопросы взаимоотношений нового облика Вооруженных Сил Российской Федерации и военнослужащих, которым ужесточается контроль и вводятся ограничения на использование современных технических средств. В связи с динамичной обстановкой в стране и в мировом окружении, возрастает риск применения Вооруженных Сил Российской Федерации по прямому назначению. Где должны соблюдаться права военнослужащих со стороны командиров (начальников), для выполнения успешных задач в повседневной и боевой деятельности. Основой для военной прокуратуры в новом облике вооруженных сил является поддержание государственного обвинения в военных судах. А также участие в рамках своей компетенции в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел, опротестование в кассационном и надзорном порядке незаконных и необоснованных приговоров военных судов, их решений, определений и постановлений, нарушенные права должны отстаиваться.
Степень научной разработанности темы магистерской диссертации. В научной литературе существуют противоречивые точки зрения, где остается нерешенным основной вопрос, на который должны ответить исследователи и практики, занимающиеся проблемами прокурорского надзора. В чем состоит сущность института военной прокуратуры, каковы его основные функции, организационно-правовая основа, конституционно-правовой статус, роль и место среди органов государственной власти и управления в системе правоохранительных органов.
Объектом магистерской диссертации являются общественные отношения в сфере организационно-правовой деятельности органов военной прокуратуры.
Предметом магистерской диссертации являются теоретические, правовые и организационные аспекты деятельности военной прокуратуры.
Целью исследования является комплексное изучение правовых и организационных аспектов деятельности военной прокуратуры, а также выработка практических рекомендаций по совершенствованию деятельности органов военной прокуратуры.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Специализированный характер военной прокуратуры как органа государственной власти обуславливает особый характер ее системно-структурного построения, которое, в противовес большинству иных органов государственной власти, интегрировано не с административно-территориальным устройством России, а построением системы Министерства обороны России, что определенным образом осложняет взаимодействие военных прокуроров с должностными лицами территориальных органов иных органов государственной власти.
Важнейшей задаче военной прокуратуры в сфере обеспечения военной безопасности является профилактика и пресечение правонарушений в воинской среде, в том числе нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими. Выявление фактов таких нарушений осложнено высоким уровнем их латентности, что объясняется системой факторов, среди которых умышленное сокрытие фактов неуставных отношений со стороны командования подразделений (батальонов, рот и др.), недоверие со стороны потерпевших органам военной прокуратуры, неэффективное взаимодействие военной прокуратуры с субъектами общественного контроля за законностью в вооруженных силах и др. Меры, посредством которых органы военной прокуратуры могут осуществлять на профилактику нарушения правил уставных отношений в конкретной воинской части должны включать в себя, в частности, анонимное анкетирование призывников, доверительные беседы с призывниками, проведение проверок по каждому факту причинения военнослужащему телесных повреждений и т.д.
Российская военная прокуратура, истоки которой восходят к эпохе Петра I, прошла длительный путь исторического развития и в настоящее время является важнейшим конституционным правоохранительным институтом Российской Федерации. Как свидетельствует практика, в сложных условиях армейского быта зачастую военный прокурор оказывается единственным гарантом обеспечения защиты и восстановления нарушенных прав военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала.
В систему функций, т.е. основных направлений ее деятельности, постоянно осуществляемых органами военной прокуратуры и их должностными лицами, входят:
 надзорная функция;
 функция уголовного и административного преследования по преступлениям и административным правонарушениям, совершенным в воинской сфере;
 функция по координации деятельности правоохранительных органов в части противодействия воинской преступности;
 правотворческая функция;
 процессуальная функция (уголовно-процессуальная, гражданско-процессуальная и др.);
 функция международного сотрудничества (при этом военная прокуратура осуществляет данную функцию опосредованно, через Генеральную прокуратуру Российской Федерации;
 внутренне-организационная функция (т.е. функция, связанная с организацией собственной деятельности).
Такой подход к системе функций военной прокуратуры позволяет учитывать и положения статьи 1 Закона о прокуратуре, иных федеральных законов (в частности, различных процессуальных кодексов), и полностью соответствует фактическим направлениям деятельности органов военной прокуратуры.
Военная прокуратура представляет собой автономную обособленную подсистему Генеральной прокуратуры России. Организационная структура военной прокуратуры подстроена не под административно-территориальное строение государство, а под устройство Вооруженных Сил России. Этим обусловливается рад особенностей структуры органов военной прокуратуры, среди которых:
 создание прокурорских участков в случае нахождения воинских частей и других объектов оборонного значения на значительном отдалении от места постоянной дислокации военных прокуратур районного звена;
 создание консультативно-правовых пунктов при военных комиссариатах населенных пунктов, в которых отсутствуют военные прокуратуры, для эффективного надзорного сопровождения призыва граждан на военную службу;
 возможность возложения на органы военной прокуратуры, дислоцированные на территории иностранных государств, функций «общей» прокуратуры для защиты прав и свобод граждан России за рубежом.
Одной из основных проблем, связанных с взаимодействием органов военной прокуратуры и гражданского общества, следует обозначить отсутствие при Главной военной прокуратуре и ее подчиненных органах общественных советов, что усложняет общественный контроль за деятельностью военной прокуратуры. Такие Советы необходимо незамедлительно создать, поскольку Общественные советы при «общей» прокуратуре далеко не всегда могут учитывать специфику юрисдикции и деятельности военной прокуратуры. При этом следует предоставить гражданам (в первую очередь военнослужащим, родственникам лиц, проходящих военную службу по призыву) возможность самостоятельно избирать хотя бы часть состава общественных палат при органах военной прокуратуры. Осуществить такой проект можно посредством голосования в сети Интернет. Идентификацию и регистрацию гражданина для участия в таких выборах можно осуществлять посредством получения регистрационных данных при обращении с документами, удостоверяющими личность, в органы местного самоуправления.
В целом основные направления развития системы общественного контроля за деятельностью органов военной прокуратуры, должны заключаться в следующем:
 совершенствование нормативного правового регулирования организационных и правовых основ общественного контроля в Российской Федерации
 внедрение и развитие механизмов открытости органов военной прокуратуры.
В настоящее время достаточно дискуссионным является вопрос об уголовно-процессуальной роли прокуратуры, в том числе военной. Здесь существуют диаметрально противоположные предложения – одни исследователи и практические работники предлагают возвратить в состав прокуратуры следственные подразделения, иные считают необходимым изъять у прокуроров функцию поддержания в суде государственного обвинения, передав ее специальному органу. Представляется, что уголовно-процессуальный статус и функции военной прокуратуры не требует революционных изменений, вместе с тем, полномочия прокуроров, в том числе военных, по надзору и контролю за деятельностью органов предварительного расследования необходимо все же расширить.
Кроме того, необходимы принципиальные изменения в порядок формирования кадрового состава прокуратуры. В настоящем исследовании речь идет именно о военной прокуратуре, однако логично, безусловно, говорить именно об органах прокуратуры в целом – соответствующие изменения коснутся и специализированных прокуратур. В первую очередь следует предоставить военным прокурорам возможность самостоятельно формировать штат своих заместителей – назначать таковых на должности и освобождать от них. Это позволит руководителям военных прокуратур более автономно и эффективно решать стоящие перед ними задачи.



1. Конституция Российской Федерации, принята 12 декабря 1993 года, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Российская газета. – 1993. – № 237.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 0812.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3012.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
4. Кодекс административного судопроизводства в Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 10. – Ст. 1391.
5. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.
6. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (ред. от 09.03.2021) // Российская газета. – 1993. – № 182.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (ред. от 30.04.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7600.
8. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 30 (ч. I). – Ст. 4213.
9. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 1 (ч. II). – Ст. 212.
10. Указ Президента Российской Федерации от 18.04.1996 № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» (ред. от 31.12.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 17. – Ст. 1958.
11. Приказ Генерального прокурора России от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» (ред. от 21.08.2019). Документ опубликован не был // [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 08.03.2021).
12. Приказ Генерального прокурора России от 28.12.2016 № 827 «О порядке реализации правовых актов по вопросам организации прохождения военной службы по контракту в органах военной прокуратуры» (вместе с «Положением о полномочиях руководителей органов прокуратуры Российской Федерации по организации прохождения военной службы по контракту в органах военной прокуратуры») // Законность. – 2017. – № 3.
13. Приказ Генпрокуратуры России от 02.11.2018 № 723 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса» // Законность. – 2019. – № 1.
14. Приказ Главного военного прокурора РФ от 11.11.2019 № 223 «Об организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органов военной прокуратуры» // Законность. – 2020. – № 1.
15. Распоряжение военной прокуратуры Тюменского гарнизона от 14 января 2021 года № 29 «О создании консультативно-правового пункта Военной прокуратуры Тюменского гарнизона в ХМАО-Югре с дислокацией в г. Пыть-Ях» // Документ официально опубликован не был.
16. Закон СССР от 30.11.1979 № 1162-X «О прокуратуре СССР». Документ утратил силу // Свод законов СССР. – 1990. – Т. 10. – С. 41.

Материалы практики

17. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: http://crimestat.ru. (дата обращения – 08.03.2021)
18. Портал Екатеринбургского гарнизонного военного суда. URL: http://egvs.svd.sudrf.ru. (дата обращения – 08.03.2021)
19. Стенограмма заседания Общественной палаты Российской Федерации от 16.01.2020 // Официальный Интернет-сайт Общественной палаты РФ: https://www.oprf.ru (дата обращения – 17.04.2021)

Литература

20. Акишин М.О. У истоков юридической профессии в России: военные аудиторы Петра Великого / М.О. Акишин // Ленинградский юридический журнал. – 2019. – № 2.
21. Аккаева Х.А. К вопросу о нарушении уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности / Х.А. Аккаева // Пробелы в российском законодательстве. – 2018. – № 2.
22. Асташкина Е.Н. Сущность прокурорского надзора: теоретико-правовые аспекты / Е.Н. Асташкина // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2020. – № 5.
23. Байкин И. М. Прокуратура – орган государственной власти / И.А. Байкин // Современное право. – 2018. – № 8.
24. Бобырев В.В. Изменения в УПК РФ и полномочия прокурора / В.В. Бобырев, С.П. Ефимичев, П.С. Ефимичев // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Научно-практический журнал. – 2008. – № 1 (3).
25. Братановский С.Н. Статус органов военной прокуратуры в Российской Федерации: Монография / С.Н. Братановский. – М.: Юрайт, 2012.
26. Буль И.С. Правозащитная функция прокурора в уголовном процессе / И.С. Буль // Трибуна ученого. – 2018. – № 4.
27. Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор. / Ю.Е. Винокуров. – М.: Юрайт, 2019.
28. Волков С.Б. Особенности государственно-правового статуса прокуратуры в зарубежных странах / С.Б. Волков // Концепт. – 2020. – № 5.
29. Воронин С.Э. Прокурор как участник уголовного судопроизводства: Монография. / С.Э. Воронин, Н.А. Кириенко. – Биробиджан: Биробиджанский филиал ФГБОУ ВПО «Амурский государственный университет», 2019.
30. Григонис Э.П. Прокуратура в механизме Российского государства / Э.П. Григонис. – М.: Городец, 2015.
31. Демкин Д.В. Военная безопасность как фактор обеспечения национальной безопасности России в начале XXI века / Д.В. Демкин. – Автореферат дисс. … канд. полит. наук. – М., 2017.
32. Дьячков Д.А. Прокуратура РФ как политико-правовой институт урегулирования конфликтов / Д.А, Дьячков // Автореф. дис. ... канд. полит. наук. – Ярославль: 2014.
33. Ершов В. В. Суд и правоохранительные органы / В.В. Ершов. – М.: Норма, 2015.
34. Зателепин О.К. Объект преступлений против военной службы / О.В. Зателепин. Автореферат дисс. ... канд. юр. наук. – М., 2013.
35. Иванова Е.О. Особенности латентности преступлений, совершаемых военнослужащими в армейской среде, и меры по ее снижению / Е.О. Иванова // Современное право. – 2016. – № 5.
36. Ильин В.К. Военная прокуратура России: задачи, правомочия и структура / В.К. Ильин // Законность. – 2017. – № 4.
37. Карпов Н.Н. Прокуратура в системе государственной власти Российской Федерации. / Н.Н. Карпов. – М.: Городец, 2017.
38. Квакина А.В. Специализированные прокуратуры в системе органов прокуратуры РФ / А.В. Квакина // Вестник науки и образования. – 2019. – № 4.
39. Кехлеров С.Г. Некоторые итоги и потенциал правозащитной деятельности прокуратуры / С.Г. Кехлеров // Права человека в России и правозащитная деятельность государства: Сб. матер. Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. В.Н. Лопатина. – СПб.: Литера, 2015.
40. Лежников С.П. К вопросу о реформировании уголовно-процессуальных задач прокуратуры / С.П. Лежников // Государство и право. – 2016. – № 5.
41. Морозов А.Н. К вопросу о структуре органов военной прокуратуры России / А.Н. Морозов // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – 2016. – № 2.
42. Новокшонов Д.В. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений против порядка подчиненности и воинских уставных взаимоотношений: автореферат дисс. ... канд.юр.наук. / Д.В. Новокшонов. – СПб, 2014.
43. Оноколов Ю.В. О латентности преступлений, сопряженных с применением насилия, в армейской среде // Ю.В. Оноколов // Военно-юридический журнал. – 2017. – № 1.
44. Петрухин И.Л. Прокурорский надзор и судебная власть / И.Л. Петрухин. – М.: Юрайт, 2018.
45. Рогатина Л.П. Основные механизмы гражданского контроля над государством / Л.П. Рогатина // Гражданское общество в России и за рубежом. – 2018. – № 2.
46. Рохлин В.И. Прокурорский надзор и государственный контроль: история, развитие, понятие, соотношения / В.И. Рохлин. – М.: Юрайт, 2014.
47. Сафина А.Р. Функции прокурора в уголовном процессе / А.Р, Сафина // Вопросы науки и образования. – 2017. – № 10.
48. Семенов С.А. Прокурорский надзор / С.А. Семенов – М.: Олма-Пресс, 2016.
49. Смирнова А.Н. К вопросу о целях и задачах деятельности органов военной прокуратуры России / А.Н. Смирнова // Концепт. – 2018. – № 2.
50. Соловьев А.К. Правовой статус органов российской прокуратуры / А.К. Соловьев // Вестник Пермского университета. – 2019. – № 8.
51. Талашко А.А. Правовой статус специализированных прокуратур Российской Федерации / А.А. Талашко // Отечественная юриспруденция. – 2016. – № 1.
52. Трофимов Н.Н. Надзор органов военной прокуратуры за соблюдением прав и свобод военнослужащих / Н.Н. Трофимов. – Автореферат дисс. ... канд. юр. наук. – М., 2014.
53. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / под ред. П.А. Лупинской, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2011.
54. Филиппова Н.В. Деятельность органов военной прокуратуры как важный фактор обеспечения прав и свобод военнослужащих / Н.В. Филиппова // Вопросы науки и образования. – 2018. – № 6.
55. Харзинова В.М. Прокурор в уголовном процессе /В.М. Харзинова // Юридические науки. – 2018. – № 8.
56. Черепанов М.М. Система принципов организации и деятельности российской прокуратуры / М.М. Черепанов // Российский юридический журнал. – 2016. – № 5.
57. Шалумов М.С. Проблемы функционирования российской военной прокуратуры в условиях реформирования демократического государства / М.С. Шалумов. – М.: Юстицинформ, 2015.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ