Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ

Работа №78037

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы68
Год сдачи2020
Стоимость7100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
89
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ………………………………………………………………9
1.1. Характеристика международных правовых документов, касающиеся вопросов содержания под стражей заключенных, совершивших преступления ……………………………………………………………………………………….9
1.2. Характеристика законодательных актов Российской Федерации, регулирующие деятельность следственных изоляторов на территории России……………………………………………………………………………...19
1.3. Правовое регулирование деятельности следственных изоляторов на ведомственном и локальном уровнях……………………………………………24
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ……………………………………………………………..30
2.1. Общая характеристика организационных основ деятельности следственных изоляторов………………………………………………………...30
2.2. Организация режима и надзора за лицами, заключенными под стражу. Организация воспитательной работы…………………………………..39
2.3. Особенности организации материально-бытового и медико-санитарного обеспечение лиц, заключенных под стражу……………………...46
2.4. Пути совершенствования организационных и правовых основ деятельности следственных изоляторов………………………………………...55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


Актуальность и значимость темы исследования. На протяжении всех последних лет одним из приоритетных направлений деятельности ФСИН России, в территориальных органах и учреждениях, является организация предварительного заключения и обеспечение прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых.
Это обусловлено тем, что российское государство целенаправленно осуществляет процесс дальнейшей гуманизации пенитенциарной политики и приведения условий содержания под стражей к международным стандартам.
Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами законодательной власти принимаются последовательные меры по созданию в стране действенного контроля за местами предварительного заключения со стороны общественности.
Сегодня местам содержания под стражей и процессам, происходящим в этих учреждениях, уделяется пристальное внимание со стороны органов прокуратуры, Уполномоченного по правам человек в РФ, средств массовой информации, правозащитных организаций.
Сегодня со стороны ФСИН проводится постоянная работа по совершенствованию деятельности следственных изоляторов, укреплению и развитию всех ее составляющих.
Развивается и укрепляется материально-техническая база СИЗО. Так, в рамках Федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2016-2025 годы»), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.04.2018 № 420, на строительство новых и реконструкцию действующих СИЗО планируется выделить более 98 миллиардов рублей из федерального бюджета.
В 2012 - 2016 годах наблюдалось увеличение численности подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. По состоянию на 1 января 2013 г. в следственных изоляторах содержались 114,5 тыс. человек, на 1 января 2016 г. - 119,6 тыс. человек, на 1 января 2017 г. - 107,3 тыс. человек, а на 1 января 2018 г. - 104,3 тыс. человек. В 2015 - 2017 годах максимальная численность подозреваемых и обвиняемых в отдельные периоды времени превышала лимит наполнения следственных изоляторов, а в некоторых субъектах Российской Федерации (г. Москве, Московской области, Ростовской области и др.) превышение составляло от 600 до 2000 человек, или от 23 до 56 процентов, что указывает на необходимость создания дополнительных мест в следственных изоляторах.
На начало 2018 года дефицит мест в следственных изоляторах в субъектах Российской Федерации составил около 14 тыс. мест с учетом режимных корпусов, находящихся в аварийном состоянии .
Принимаются меры по разгрузке следственных изоляторов и снижению их переполнения.
Проводится большая работа по улучшению коммунально-бытовых условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных.
Тем не менее, сегодня перед следственными изоляторами России продолжают стоять трудноразрешимые проблемы. Продолжается тенденция увеличения роста численности лиц, заключенных под стражу, дальнейшего ухудшения криминогенного состава спецконтингента. Несмотря на снижение количества чрезвычайных происшествий, в следственных изоляторах продолжают иметь место убийства, побеги и другие особо учитываемые преступления.
Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы обеспечения режима в следственных изоляторах России всегда были и находятся под пристальным вниманием ученых и практиков. Так, исследованиями проблем правового и организационного обеспечения режима за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в следственных изоляторах УИС РФ занимались многие отечественные ученые, к их числу относятся: В. Ю. Белкин, М. А. Громов, А. И. Козлов, В. В. Михайлин, В. А, Пантелеев, В. А. Пертли, С. В. Ролдулгин, С. В. Сорокин, С. Ю. Смирнов, И. Е. Третьяков, Э. В. Тураев, Р. З. Усеев, В.А. Шиханов, Е. А. Щербаков, Зубков А.И., Михлин А.С., Селеверстов В.И., Шмаров И.В. и другие внесшие вклад в пенитенциарную науку, в том числе по функционированию СИЗО.
В их исследованиях освещаются как комплексные, так и отдельные вопросы организации и осуществления режима за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в следственных изоляторах отечественной уголовно-исполнительной системы. Мы считаем, что выводы и рекомендации, высказанные данными авторами, не утратили своей актуальности и, несомненно, должны учитываться и применяться на практике.
Цель исследования – рассмотреть правовые и организационные аспекты деятельности следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы России.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1. дать характеристику международных правовых документов, касающихся вопросов содержания под стражей заключенных, совершивших преступления;
2. дать характеристику законодательных актов Российской Федерации, регулирующие деятельность следственных изоляторов на территории России;
3. проанализировать правовое регулирование деятельности следственных изоляторов на ведомственном и локальном уровнях;
4. исследовать организационные основы деятельности следственных изоляторов;
5. рассмотреть организацию режима и надзора за лицами, заключенными под стражу, организацию воспитательной работы;
6. проанализировать особенности организации материально-бытового и медико-санитарного обеспечение лиц, заключенных под стражу;
7. предложить пути совершенствования организационных и правовых основ деятельности следственных изоляторов.
Объектом исследования являются общественные отношения, регулирующие правовые и организационные аспекты деятельности следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы России.
Предметом исследования являются теоретические источники, отражающие правовые и организационные вопросы деятельности следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы России, а также правовое регулирование и практика деятельности конкретных СИЗО.
Методологию и методику исследования составили диалектико-материалистический метод познания социально-экономических и правовых явлений, системный подход к изучению объекта работы. При подготовке работы применялись сравнительно-правовой, формально-логический, исторический, социологический методы научного познания.
В ходе исследования автором были обобщены данные различных статистических источников, отражен опыт работы конкретных СИЗО.
Структура исследования. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Положения, выносимые на защиту:
1. Нормы международного права в большинстве своем подробно приписывают обязательные требования по организации и осуществлению режима за лицами, находящимися в местах принудительного содержания, но представляют собой совокупность разрозненных норм в связи с этим существует необходимость выработки мировым сообществом единого стандарта, регламентирующего рассматриваемый вид деятельности.
2. Одним из важнейших направлений реализации международных норм в России является внедрение их в национальное законодательство. Национальный (правовой) механизм имплементации норм международного права основывается на Конституции РФ, Законе РФ «О международных договорах РФ», Законе РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», УИК РФ и др., то есть на тех нормативных актах, которые определяют место международного права в национальной правовой системе, решают вопрос о соотношении этих двух систем.
3. Ведомственные нормативные документы регламентируют режимные требования в изоляторах за лицами, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, а также за осужденными к лишению свободы на определенный срок оставленными в СИЗО для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом РФ.
4. Современные негативные проявления деятельности следственных изоляторов нельзя связывать с провалами в работе лишь какого-то одного ведомства.
5. В рамках совершенствования организационных и правовых основ деятельности следственных изоляторов представляется целесообразным внести соответствующие изменения в действующее законодательство, регламентирующее деятельность СИЗО УИС: часть 1 статьи 56 УК РФ следует дополнить и изложить в следующей редакции: «Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима, тюрьму, а в случаях, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, — в следственный изолятор».
В части 1 статьи 8 Закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» целесообразно внести изменения, изложив ее в следующей редакции: «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (далее — следственные изоляторы) предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. В установленных Уголовным и Уголовно-исполнительным кодексами Российской Федерации случаях следственные изоляторы могут исполнять функции исправительных учреждений».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании студенческих
и аспирантских работ!


Проведя исследование правовых и организационных аспектов деятельности следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы России, автор делает следующие выводы и предложения.
55 лет назад, 31 октября 1963 года, по решению коллегии Министерства охраны общественного порядка РСФСР был образован новый вид мест содержания под стражей — следственный изолятор (СИЗО).
Сложившиеся в последние десятилетия организационные основы деятельности следственных изоляторов имеют множество негативных как предпосылок, так и последствий, которые нельзя связывать с провалами в работе лишь какого-то одного ведомства.
Поднятая проблема является комплексной, и в ней в разной мере задействованы и суды, и многие правоохранительные органы.
В рамках совершенствования организационных и правовых основ деятельности следственных изоляторов представляется целесообразным внести соответствующие изменения в действующее законодательство, регламентирующее деятельность СИЗО УИС: ч. 1 ст. 56 УК РФ следует дополнить и изложить в следующей редакции: «Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима, тюрьму, а в случаях, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, — в следственный изолятор».
В ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» целесообразно внести изменения, изложив ее в следующей редакции: «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (далее — следственные изоляторы) предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу. В установленных Уголовным и Уголовно-исполнительным кодексами Российской Федерации случаях следственные изоляторы могут исполнять функции исправительных учреждений».
Внесение указанных изменений, на наш взгляд, позволит закрепить организационно-правовой статус следственного изолятора УИС как учреждения, имеющего две функции — как места содержания под стражей и как особую разновидность исправительного учреждения.



1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Защита прав человека в местах лишения свободы (Сборник нормативных актов и официальных документов) – М., 2003. – С. 8.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г. // Защита прав человека в местах лишения свободы (сборник нормативных актов и официальных документов). – М., 2003. – С. 13–21.
3. Европейские пенитенциарные правила: принята 11.01.2006 на 952-ом заседании представителей министров // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
4. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законом РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11- ФКЗ) // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
5. Федеральный закон от 8.01.1997 № 1-ФЗ «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» (в ред. от 20.12.2017 г. № 410-ФЗ) // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
6. Федеральный закон от 18.12.2001 № 174-ФЗ «Уголовно-процессуальный кодекс РФ» (в ред. от 23.04.2018 г. № 99-ФЗ) // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
7. Приказ Министерства юстиции РФ от 16 декабря 2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (в ред. приказа Минюста России от 28.12.2017 г. № 284) // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
8. Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в ред. от 08.12.2003 г. № 161) // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
9. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (в ред. от 12.03.2014 г. № 29) // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
10. Распоряжение Правительства РФ от 23.12.2016 № 2808-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017 - 2025 годы)» // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
11. Приказ Министерства юстиции РФ от 16.12.2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (в ред. от 28.12.2017 г. № 32) // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
12. Приказ Минюста России от 14.10.2005 № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (ред. от 21.07.2016 № 234) // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

Научная и учебная литература, материалы периодической печати, интернет-источники
13. Акчурин А. В. О некоторых проблемах соблюдения принципа уважения чести и достоинства личности при реализации меры пресечения в виде содержания под стражей // Принципы уголовного судопроизводства и их реализация при производстве по уголовным делам : материалы IV Междунар. науч.- практ. конф. (г. Москва, 5–6 апреля 2016 г.). М.: РГУП, 2016. С. 220–224.
14. Апостолова Н.Н. Приемлемость и исполнение решений Европейского Суда по правам человека // Российская юстиция. 2011. № 11. С. 64–67.
15. Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения. - Л., 1963. – 211 с.
16. Борсученко С.А. Режим исполнения (отбывания) наказаний и проблемы его законодательной регламентации // Мониторинг правоприменения. - 2016. - № 1 (18). С. 57.
17. Брезгин Н.И. Международно-правовые аспекты обеспечения безопасности учреждений и органов, исполняющих наказания // Уголов.- исполн. право. 2007. № 4. С. 48–51.
18. Витушкин А.В. Понятие режима в исправительном учреждении и краткая характеристика его основных функций // В сборнике: научных исследований молодых ученых: теоретический и прикладной аспекты. – 2016. – 401 с.
19. Вуден К. Они плачут, когда другие смеются. - М., 1981. – 197 с.
20. Гашина Н.Н. Некоторые проблемы реализации решений Европейского Суда по правам человека в РоссийскойФедерации // Евразийская адвокатура. 2015. № 5. С. 67–69.
21. Горкина С.А., Смолев С.М. Воспитательная работа в центрах исправления осужденных: проблемы и перспективы эксперимента // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2016. – № 4 (36). – С. 102.
22. Гриненко А.В. Решения Европейского Суда по правам человека и российское уголовно-процессуальное законодательство // Международное уголовное право и международная юстиция. 2008. № 2. С. 14–16.
23. Доктринальная модель уголовно-процессуального доказательственного права РФ и Комментарии к ней / А.С. Александров [и др.]. М.: Юрлитинформ, 2015. – 319 с.
24. Ермишина Н.С. Европейские стандарты в области прав человека и их роль в обеспечении прав личности в российском уголовном процесс: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2012. – 21 с.
25. Зайцев А.О. О значении решений Европейского Суда по правам человека для правовых стандартов правомерности заключения под стражу обвиняемого // Общество и право. 2015. № 4. С. 62–67.
26. Зауторова Э.В. Пенитенциарная педагогика: учебное пособие. ‒ Вологда, 2013. – 411 с.
27. Зубова А.О. Проблемы применения и исполнения лишения свободы до шести месяцев в СИЗО // Общество и право. — 2010. — № 4 (31). С. 19 - 27.
28. Карамышева О.В. Позиции ЕСПЧ по вопросам ареста и ОРД: практика 2013 года // Уголовный процесс. 2014. № 3 (111). С. 14–23.
29. Корольков П.А. Международно-правовые стандарты в сфере защиты прав человека и их реализация в российском уголовном процессе // Журнал российского права. 2011. № 11. С. 110–118.
30. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. URL : http://xn--h1akkl.xnp1ai/ structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 16.02.2019).
31. Крымов А. А. Концепция развития уголовно-процессуальной деятельности органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Ч. 1 // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. № 7. С. 102–107.
32. Лапшин В.Е., Шаханов В.В. Правовое воспитание осужденных: поиск новых подходов // Вестник института: преступление, наказание, исправление. – 2018. – № 1 (41). – С. 13.
33. Лыгин Н.Я., Ткачев В.Н. Международно-правовые стандарты и конституционная законность в российской судебной практике: научно-практическое пособие. М.: Статут, 2012. – 119 с.
34. Материалы краткосрочных курсов «Европейская система защиты прав человека. Деятельность Европейского Суда по правам человека и исполнение его решений» / под ред. М.Л. Энтина, М.М. Бирюкова. М.: МГИМО-Университет, 2012. – 418 с.
35. Пертли В.А. Реализация международных стандартов по обращению с осужденными в России // Материалы международной научно практической конференции. – М., – 2006. – С. 136.
36. Пертли Л.Ф. Правовое регулирование материально-бытового обеспечения осужденных в учреждениях УИС России: дис. … канд. юрид. наук. М., 2006. - 210 с.
37. Попова В.И. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными ООН // NovaInfo. 2016. № 49–1. С. 17 – 21.
38. Ременсон А.Л. Теоретические вопросы исполнения лишения свободы и перевоспитание заключенных. Автореф. дис. д-ра юрид. наук Томск. 1964. – 29 с.
39. Сборник ведомственных нормативных правовых актов выпуск №1. – М., 2010. – 229 с.
40. Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк: ООН, 2007. – 396 с.
41. Смирнов Л.Б., Громадская Н.В. Исполнение лишения свободы в СИЗО и тюрьмах в отношении осужденных, оставленных для хозяйственного обслуживания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2007. — № 3 (35). – С. 19 – 21.
42. Советское исправительно-трудовое право. Общая часть / Под ред. Н.А. Стручкова и др. - М., 1977. – 319 с.
43. Содержание под стражей: состояние и вопросы совершенствования в условиях развития УИС: аналитический обзор с предложениями / А. В. Акчурин [и др.]; под ред. А. А. Крымова, С. Б. Ларина. Рязань: Академия ФСИН России, 2015. 19 с.
44. Стандарты справедливого правосудия (международные и национальные практики) / колл. авторов; под ред. Т.Г. Морщаковой. М.: Мысль, 2012. – 211 с.
45. Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права. Проблемы особенной части. - М., 1985. – 109 с.
46. Стурова М.П., Тюгаева Н.А. Пенитенциарная педагогика: курс лекций. ‒ Рязань: Академия ФСИН России, 2010. – 211 с.
47. Хижняк В.И. Реализация международных стандартов обращения с осужденными в уголовно-исполнительной политике: дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. - 230 с.
48. Theory and Practice of the European Convention on Human Rights / ed. by P. van Dijk, F. van Hoof, A. van Rijn, L. Zwaak. Antwerpen Oxford: Intersentia, 2006. 107 p.

Практические материалы
49. Отчеты о работе судов общей юрисдикции по рассмотрению уголовных дел за 2015 г. и 2016 г. [Электронные данные] // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru (дата обращения: 01.03.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


© 2008-2022 Cервис помощи студентам в выполнении работ