Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление затратами на основе методов операционного анализа

Работа №7056

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы196стр.
Год сдачи2000
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
850
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Основные проблемы управления затратами. 10
1.1. У правление затратами как структурированная система. 10
1.2. Проблемы управления затратами на водном транспорте. 21
1.2.1. Современное состояние водного транспорта России. 21
1.2.2. Основные экономические показатели деятельности водного транспорта (Обзор по данным Департамента
Службы Речного Флота Минтранса РФ). 24 (1.3’. Эффективные методы управления затратами: анализ
зарубежного и отечественного опыта. 32
2. Методологические основы классификации затрат. 49
2.1. Принципы классификации затрат для целей управления. 49
2.2. Классификация затрат для определения плановой и фактической себестоимости продукции (работ, услуг). 53
2.3. Классификация затрат для целей управления
прибылью в условиях рынка. 60
2.4. Классификация затрат для целей эффективного
контроля и регулирования. ^ 66 ( 3 ^Принятие решений по управлению затратами на основе
методов операционного анализа. 69
3.1. Операционный анализ: общие принципы. 69
3.2. Система моделей управления затратами, базирующаяся
на методах операционного анализа. 81 3.2.1у Модели точки безубыточности и запаса
финансовой прочности при управлении затратами. 82
3.2.2. Модели прибыли при управлении затратами. 90 3.2.31. Модели эффекта производственного рычага

при управлении затратами и прибылью.
3.3. Методы разделения затрат на переменные и постоянные части.
3.4. Использование операционного анализа для принятия управленческих решений на примере ОАО “СЗП”.
3.4.1. Структура затрат ОАО “СЗП”.
3.4.2. Применение методов операционного анализа к управлению затратами в ОАО “СЗП”.
3.4.3. Применение методов операционного анализа к управлению затратами в разрезе менеджментских групп.
/ 3.5. Использование операционного анализа при обосновании структуры выпускаемой продукции (работ, услуг).
3.6. “Директ-костинг” как система методического и информационного обеспечения внутрифирменного управления затратами.
4. Повышение эффективности управления затратами на основе создания центров ответственности.
4.1. Центры ответственности - переход от административных к финансовым методам внутрифирменного управления.
4.2. Методические вопросы организации управления затратами при функционировании центров прибыли.
4.3. Предложения по функционированию центров ответственности в судоходной компании.
Заключение
Литература


Управление коммерческой организацией в целом имеет в качестве одной из основных управленческих целей - получение прибыли. Прибыль является главным источником текущего и стратегического развития предприятия, индикатором его кредитоспособности. Интенсивность генерирования прибыли в значительной степени определяет экономическую устойчивость и эффективность деятельности фирмы, ее платеже- и конкурентоспособность.
Затраты и себестоимость продукции (работ, услуг) являются основным ограничителем прибыли и одновременно важным фактором, влияющим на объем продаж.
Снижение затрат и себестоимости продукции обеспечивает как непосредственный рост прибыли, так и ее увеличение за счет роста объемов продаж вследствие возможности применения более низких и гибких цен.
Себестоимость продукции является важнейшей экономической категорией, а также качественным показателем, характеризующим уровень эффективности использования всех ресурсов предприятия. Как экономическая категория себестоимость выполняет ряд важнейших функций, таких как: определение цены на продукцию фирмы, а следовательно ее прибыли и рентабельности, экономическое обоснование целесообразности инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия, оценка обоснованности и эффективности управленческих решений.
В рыночной экономике роль и значение себестоимости (издержек) для предприятия резко возрастает. При этом под управлением затратами понимается, прежде всего, умение экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них.
С экономической и социальной позиций, значение снижения себестоимости (затрат) заключается в увеличении прибыли, остающейся в

5
распоряжении предприятия и следовательно, в улучше состояния фирмы, снижении степени риска банкроте! конкурентоспособности продукции, увеличении объемов продаж и в целом эффективности производства.
Если сравнить эффекты от сокращения затрат и от увеличения объема продаж, то сокращение затрат всего на 5 % может принести такую же дополнительную прибыль, как и увеличение объема продаж на 33 % (при неизменной рентабельности). Снижение затрат на единицу продукции дает важное преимущество перед конкурентами - возможность применения гибкого ценообразования. Тогда как для увеличения объема продаж зачастую необходимо дополнительное финансирование производства, что в ряде случаев проблематично и связано с дополнительными затратами, либо увеличение объема продаж вообще невозможно в силу ограниченности спроса.
Сказанное в полной мере относится к предприятиям водного транспорта России, большинство из которых функционирует как самостоятельные коммерческие структуры.
Адаптация водного транспорта к конъюнктуре рынка транспортных услуг осуществляется в условиях довольно существенного сужения рынка по сравнению с доперестроечным периодом.
Существенное сокращение объемов промышленного производства и строительства, неритмичное предъявление грузов и неплатежеспособность грузовладельцев, а также падение платежеспособного спроса населения предопределили значительное сокращение перевозок водным транспортом.
Кроме того, в связи со старением транспортного флота понижается его конкурентоспособность, в т.ч. и на международном рынке. Снижение эффективности работы флота загранплавания российских судовладельцев происходит также из-за увеличения стоимости новых судов, поступающих по импорту (за счет уплаты налога на добавленную стоимость и таможенных

6
пошлин), резкого роста цен на топливо, высоких портовых сборов с судов в Российских портах.
Многие крупные приватизированные пароходства работают с убытком и находятся в критическом финансовом состоянии. Анализ деятельности показал, что одной из главных причин подобной ситуации является снижение выручки от реализации продукции при одновременном росте затрат.
При этом необходимо отметить, что в настоящее время экономия затрат для предприятий водного транспорта является наиболее эффективным способом достижения рентабельной работы.
Так, при 2-5% уровне рентабельности эксплуатационной деятельности только 1% снижения затрат может обеспечить рост операционной прибыли на 50-20% (при неизменной выручке). Для достижения такого же роста прибыли при сохранении 2-5% уровня рентабельности выручка также должна возрасти на 50-20%, что в нынешних условиях фрахтового рынка практически невозможно.
Не эффективное управление затратами, низко рентабельная работа приводит к потере конкурентоспособности предприятий водного транспорта и отсутствию возможностей его развития.
Поэтому на первое место в деятельности предприятий водного транспорта выдвигается задача использования возможностей эффективного управления затратами, что позволит обеспечить рентабельность перевозок при сохранении рынка транспортных услуг, обеспечить повышение конкурентоспособности на международных и внутренних рынках транспортных услуг, повысить возможности самофинансирования и привлечения заемных источников для развития бизнеса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основные результаты диссертационного исследования сводятся к следующим выводам и предложениям.
В диссертации обоснована необходимость структуризации системы управления затратами. При этом, выделены основные элементы системы управления затратами и их взаимосвязь. В целом же, степень управляемости издержками зависит от того, насколько взаимосвязано и эффективно применяются все основные элементы комплексной системы управления затратами.
В процессе исследования зарубежной и отечественной теории и практики по вопросам управления затратами в условиях рыночной экономики в диссертационной работе выделены основные эффективные зарубежные и отечественные инструменты и методы управления затратами: классификация издержек, ориентированная на управление себестоимостью в условиях рынка; система “директ-костинг”; операционный анализ; эффективная организационная и финансовая структуризация внутрифирменного управления; бюджетирование; контроллинг.
Названные направления составляют методическую основу управления издержками в странах с развитой рыночной экономикой.
В России данные инструменты и методы в той или иной степени начинают внедряться в практику деятельности предприятий (в том числе на водном транспорте), в наибольшей степени адаптированных к условиям конкурентной экономики.
Реализация названных направлений совершенствования системы управления затратами требует соответствующей классификации затрат в соответствии с определенными признаками.
При этом для правильной классификации затрат необходимо определиться к какому направлению системы управления затратами они

179
относятся, т.е. какова их цель. Правильная классификация затрат обеспечивает качество принимаемых решений в области рационализации расходов и следовательно прибыли предприятия.
В диссертации сформулированы основные принципы классификации затрат: ориентация на определенный класс (группу) управленческих задач; отражение отраслевой специфики; учет характера, организационной и финансовой структуры производства и управления; единство классификаций для целей планирования, учета, анализа и контроля затрат; взаимосвязь классификаций затрат между собой; комплексное использование в управлении издержками всех классификаций затрат.
Каждая группировка затрат основана на том, что отдельные виды затрат имеют разный характер формирования и способы снижения, связи с производственным процессом, неодинаковую эластичность по отношению к изменяющимся внутрифирменным и рыночным условиям функционирования предприятия, разный характер влияния на прибыль, различную степень управляемости и неопределенности. Как правило, управленческие решения влияют на определенные группы затрат, поэтому классификации затрат должны учитывать степень реагирования издержек на то или иное управленческое решение.
В данной работе предлагается выделение трех основных подсистем (направлений) управления затратами: : затраты для определения плановой и фактической себестоимости продукции (работ, услуг); затраты для целей управления прибылью в условиях рынка; затраты для целей эффективного контроля и регулирования.
Каждое из перечисленных направлений требует своей классификации затрат. Поэтому в диссертационном исследовании разработано “дерево” классификации затрат, на котором представлены возможные классификации издержек в рамках предлагаемых подсистем.

180
В условиях рыночной экономики, особого внимания требуют группировки затрат, учитывающих рыночный фактор при управлении затратами и прибылью. В диссертационном исследовании разработана классификация издержек, с выделением признаков классификации и решаемых групп управленческих задач, которая необходима для принятия обоснованных решений, ориентированных на увеличение прибыли в условиях наличия альтернативных возможностей функционирования предприятий, определяемых рынком.
Классификация издержек, учитывающая рыночный фактор при управлении затратами и прибылью, позволяет применять все эффективные методы управления затратами, что обеспечивает высокое качество управленческих решений в области экономии издержек и максимизации отдачи от них.
Комплексное использование в управлении издержками всех предложенных в работе классификаций затрат позволит создать наиболее эффективную систему управления затратами, ориентированную на увеличение прибыли судоходных компаний.
В рамках исследуемой в диссертации проблемы основным объектом управления для предприятий водного транспорта являются издержки, структура, уровень и динамика которых влияют на ключевые экономические показатели работы предприятия: точку безубыточности и запас финансовой прочности, прибыль и рентабельность, эффект масштаба и производственный риск.
В диссертационном исследовании обоснована методика использования инструментария операционного анализа при принятии решений по управлению затратами и прибылью от реализации продукции (работ, услуг), а также обосновании структуры выпускаемой продукции (работ, услуг).
Ценность операционного анализа заключается в непосредственной увязке принятия решений по управлению затратами с динамикой объемов

181
производства, ценами и выручкой, зависящих в том числе от конъюнктуры рынка, и как результат, оценке влияния этого решения на прибыль.
Для количественной оценки принятия решений в области затрат или изменения их уровня под воздействием внешних причин (например, инфляции) и влияния на названные выше экономические показатели в диссертации разработана система моделей управления затратами в увязке с основными экономическими показателями, базирующуюся на принципах операционного анализа.
Разработанные модели позволяют решать следующие группы управленческих задач: определение объема реализации, обеспечивающего безубыточную деятельность или получение необходимой прибыли; оценка изменения критического объема и запаса финансовой прочности под влиянием роста (уменьшения) постоянных и переменных затрат, а также динамики цен на продукцию (работы, услуги); выбор необходимой или наилучшей цены реализации продукции (работ, услуг); прогнозирование прибыли, ее изменения под влиянием управленческих решений в области постоянных и переменных затрат, цен и объемов производства и реализации продукции; определение границ роста прибыли и достижения заданного уровня рентабельности при прогнозировании изменения выручки, постоянных и переменных затрат; количественная оценка степени реагирования прибыли на рост масштабов производства и определение возможности и целесообразности наращивания выручки и прибыли.
В настоящее время аналогичные задачи решаются весьма трудоемким способом - методом прямого счета, который требует огромной информации, уровень качества которой в условиях неопределенности неадекватен объему выполняемых расчетов. При этом резко ограничено количество рассматриваемых вариантов. В конечном итоге это отражается на эффективности принимаемых управленческих решений.

182
Представленный в диссертации математический инструментарий позволяет быстро и надежно анализировать и планировать затраты в увязке с другими важнейшими экономическими показателями, а также сравнивать множество вариантов изменения прибыли и рентабельности в результате изменения объема реализации и структуры затрат, оценивать возможность наращивания прибыли за счет эффекта масштаба.
Использование предложенных моделей управления затратами в увязке с управлением ценами (тарифами), объемом производства и продаж, ориентированных на прибыль, особенно в оперативном режиме, невозможно в рамках традиционных для российских предприятий методов планирования, учета и калькулирования себестоимости.
Сегодня во многих компаниях себестоимость воспринимается как атрибут налогообложения и практически не используется в качестве объективного экономического показателя в оперативном управлении.
В то же время, учитывая важность управления затратами в обеспечении эффективности и конкурентоспособности фирмы, необходима такая система планирования, учета и калькулирования себестоимости, которая обеспечивала бы решение задач управления микроэкономикой предприятия. Таковой является система “директ-костинг”.



1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 68 с.
2. Ананькина Е.А., Данилочкина Н.Г. Управление затратами. - М.: “Издательство ПРИОР”, ИВАКО Аналитик, 1998. - 64 с.
3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 245 с.
4. Белов B.C., Селезнева Н.Н., Скобелева И.П. Управление прибылью. Проблемы выбора. Принятие финансовых решений. - СПб.: Издательско- типографский центр “ПРИОРИТЕТ”, 1996. - 94 с.
5. Бланк И.А. Управление прибылью. - К.: “Ника-Центр”, 1998. - 544 с. - (Серия “Библиотека финансового менеджера”; Вып. 2).
6. Большаков А.В. Менеджмент: теория и практика.: Учебное пособие. / Казанский финансово-экономический университет. - Казань, 1997. - 68 с.
7. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Юристъ, 1997. - 360 с.
8. Бунеев В.М. и др. Эксплуатационно-экономическое обоснование организации перевозок и типов судов на речном транспорте. / Новосибирская государственная академия водного транспорта. - Новосибирск, 1995. - 287 с.
9. Ветров А.Ал. Операционный аудит - анализ / Под ред. акад. А.Ан. Ветрова. - М.: Перспектива, 1996. - 127 с.
10. Васильева Н.Э., Л.И. Козлова Формирование цены в рыночных условиях - М.: АО “Бизнес Школа” “Интел-Синтез”, 1995. - 64 с.
11. Герасимов В. Д., Березовский А. Д. Технико-экономический анализ деятельности предприятия.: Сборник заданий.- Самара, 1997. - 94 с.
12. Грибанова Н.Н., Солодков В.Т. Планирование и прогнозирование деятельности предприятия.: Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут, эк. акад., 1996. - 190 с.
13. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 208 с.

191
М.Дежкина И.П. и др. Планирование и контроллинг.: Учебное пособие по дисциплинам Менеджмент, Стратегический менеджмент. - М., 1997. - 67 с.
15. Денисова И.П. Управление издержками и ценообразование. - М.: Экспертное бюро, 1997. - 59 с.
16. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет : Пер. с англ. / Под ред. С.А. Табалиной. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994. - 560 с.
17. Друри К. Учет затрат методом стандарт-костс / Пер. с англ. под ред. Н.Д. Эриашвили. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. - 224 с.
18. Желамская А.Г. Контроллинг как современная концепция экономического управления./Высшее образование в современных условиях. Всероссийская научно-методическая конференция. Тезисы докладов. 2 часть.- СПб.:СПГУВК, 1996. - с.76-78.
19. Желамская А.Г. Проблемы использования метода анализа безубыточности на предприятиях водного транспорта./Управление и информационные технологии на транспорте: Тезисы докладов международной научно- технической конференции “ТРАНСКОМ-97”.- СПб.:СПГУВК, 1997. — с.211 - 215.
20. Желамская А.Г. Использование метода анализа безубыточности для принятия управленческих решений на примере ОАО “СЗП”./ Финансы и инвестиции: Сб. науч. тр. - СПб.: СПбГУВК, 1997. - с.55-62.
21. Желамская А.Г. Контроллинг: вопросы теории и практики./ Финансы и инвестиции: Сб. науч. тр. - СПб.: СПбГУВК, 1997. - с. 150-153.
22. Желамская А.Г. Классификация затрат для целей контроля, регулирования и принятия управленческих решений./ Финансы и инвестиции: Сб. науч. тр.- СПб.: СПбГУВК, 1997. - с. 189-195.
23. Желамская А.Г. Управление затратами в системе управленческого учета. / Научно-методическая конференция - 98. Тезисы докладов. Часть 2. - СПб. :СПГУВК, 1998.-c.53.
24. Желамская А.Г. Современные методы управления затратами. / Научно- методическая конференция, посвященная 190-летию транспортного образования. Тезисы докладов. Часть 2. - СПб. :СПГУВК, 1999. - с. 18-20.
25. Желамская А.Г. Реорганизация структуры управления судоходной компании путем создания центров ответственности./ Финансы и инвестиции. Вып. 2:

192
Сборник научных трудов / Под ред. И.П. Скобелевой. - СПб.: Изд-во “Невский Курьер”, 2000. - с.61-71.
26.Зайцев А.М. Проблемы совершенствования работы речного транспорта в рыночных условиях. Учебное пособие для ВУЗов речного транспорта. - М.изд., ЦБНТИ, 1997. - 78 с.
27.Зимин А.Ф. Экономика предприятия.: Учебное пособие. 4.1. Предприятие, характеристика... /Уфимский государственный нефтяной технический университет. - Уфа, 1997. - 386 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ