ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ИНВАЛИДНОСТИ
(по данным литературных источников) 11
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНВАЛИДНОСТИ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ 26
ГЛАВА 3. ДЕТСКАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ 35
3.1. Эпидемиология детской инвалидности
в Астраханской области 35
3.2. Структура детской инвалидности
по обусловившему заболеванию 41
3.3. Структура детской инвалидности
по главному нарушению в состоянии здоровья 44
3.4. Структура детской инвалидности
по ведущему ограничению жизнедеятельности 47
ГЛАВА 4. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОЧАГОВОСТИ ДЕТСКОЙ ИНВАЛИДНОСТИ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ 50
ГЛАВА 5. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА-ИНВАЛИДАИЕГОСЕМЬИ 59
5.1. Социально-гигиеническая характеристика
семей, имеющих детей-инвалидов 59
5.2. Медицинская активность семей,
имеющих ребенка-инвалида 64
5.3. Социально-экономические потребности
семей, воспитывающих детей-инвалидов 69
3
5.4. Факторы риска формирования инвалидизирующей патологии у детей 71
ВЫВОДЫ 76
ПРЕДЛОЖЕНИЯ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ
119
Детская инвалидность наряду с показателями заболеваемости, физического развития, группой медико-демографических критериев является одним из важных индикаторов состояния здоровья детского населения, характеризуя социально-экономическое развитие общества, эффективность проведения профилактических мероприятий, доступность и качество медицинской помощи (Д.И.Зелинская, 1995, 1997; Д.И.Зелинская, Ю.Е.Вельттцев, 1995, 2000; В.К.Овчаров 1997; И.А.Камаев, М.А.Позднякова, 1999).
Исследования в области детской инвалидности становятся все более актуальными в условиях стремительного нарастания проблем социального развития, растраты человеческого потенциала, разбалансированности межличностных отношений и показывают необходимость поиска решений не только медицинского, но и социального характера на качественно новом уровне. Значимость проблемы также обусловлена тем, что почти у 25% инвалидов в возрасте до 50 лет инвалидизация обусловлена заболеванием, перенесенным в детстве (В.К.Юрьев, Г.И.Куценко, 2000; С.В.Алексеев,
О.И.Янушанец, В.М.Дорофеев, 2003).
В Российской Федерации удельный вес детей-инвалидов составляет 1,5% от всей детской популяции и в последние годы имеет тенденцию к росту (Л.П.Гришина, 1995; Г.В.Тарасова, 1996; В.К.Овчаров, 1997; Д.И.Зелинская, 1998; Э.И.Тыцкая, В.К.Гасников, 1998; Т.П.Гргаценко, Г.И.Хрипунова, 1998; А.А.Баранов с соавт., 1993, 1999). Так в 2000 г. на учете в органах социальной защиты и здравоохранения РФ состояло 554,9 тыс детей-инвалидов до 15 лет включительно, что на 20% больше, чем в 1996г.
По мнению Л.Я.Гусевой с соавт. (1997), Д.И.Зелинской (1995), Э.Т.Танюхиной, А.А.Свинцова (1995) быстрый рост числа детей-инвалидов обусловлен ухудшением общего состояния здоровья детей, увеличением хронических заболеваний, ведущих к инвалидности, расширением медицинских показаний, при которых ребенок признается инвалидом, расширением объема льгот таким лицам и повышением в последние годы отрицательного влияния социальных факторов.
Все вышеизложенное позволяет заключить, что детская инвалидность является социально значимой проблемой и достижение максимально возможного функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией невозможно без комплексного изучения медицинских и социальных факторов, влияющих на здоровье. Выявление современных тенденций детской инвалидности, решенных в категориальном поле социологии медицины, позволило предложить подходы по оптимизации и эффективности медик о — социальных профилактических и реабилитационных мероприятий детскому населению данной категории, что имеет существенное преимущество перед односторонним учетом только медицинских или только социальных аспектов в проведении профилактической работы.
Цель исследования.
Дать комплексную социологическую характеристику состояния проблемы детской инвалидности и выработать предложения по снижению и предупреждению инвалидизации детского населения в Астраханской области.
Задачи исследования.
-исследовать динамические и структурные особенности общей и первичной детской инвалидности с учетом возраста, пола и места проживания детей-инвалидов;
-изучить структуру детской инвалидности по обусловившему заболеванию с учетом места проживания детей-инвалидов;
6
-изучить структуру детской инвалидности по главному нарушению и ведущему ограничению жизнедеятельности с учетом места проживания детей-инвалидов;
-определить порайонные особенности тенденций и уровней общей детской инвалидности в Астраханской области с разработкой картограмм очаговости патологии;
- дать социологическую характеристику ребенка-инвалида и его семьи, выявить факторы медико-демографического, наследственно-семейного и социального характера, влияющие на инвалидизацию детского населения Астраханской области, а также изучить потребности семей с детьми- инвалидами в основных видах медицинской и социальной помощи;
-разработать рекомендации по снижению распространенности детской инвалидности, а также выделить приоритетные профилактические мероприятия, направленные на минимизацию последствий болезней, ведущих к инвалидности детей.
Объект исследования - дети-инвалиды Астраханской области.
Предмет исследования - медико-социальная характеристика ребенка- инвалида и его семьи.
.Министерствам здравоохранения, социальной защиты, народного образования РФ, НИИ социально-гигиенического профиля при разработке федеральных, краевых и областных программ изучения социально¬гигиенических и медико-экономических проблем детской инвалидности, а также при планировании мероприятий по оказанию целенаправленной медико-социальной помощи детям и ее финансировании использовать методические подходы, апробированные в результате настоящего исследования.
2. Администрациям области, города и районов, департаменту здравоохранения и главным врачам территориальных лечебно-профилактических учреждений необходимо интенсифицировать внедрение методик подсчета показателей детской инвалидности, дифференцированных по полу, возрасту, административно-территориальному делению для разработки профилактических мер по предупреждению инвалидизации детей.
3. В целях реализации мер, направленных на предупреждение и раннее выявление врожденной и наследственной патологии у плода, повышения эффективности этой работы необходима оптимизация системы профилактики, включающей скринирующие диагностические программы в критические периоды детства, планирование семьи, медико-генетическое консультирование, вакцинопрофилактику и внутриутробную коррекцию врожденных пороков.
4. Необходима разработка специальных программ подготовки медицинского персонала, внедрение в практику работы каждого врача психолого-социальных подходов с учетом современных представлений о факторах риска развития инвалидизации детей. Следует обеспечить активное внедрение в практику в условиях детских лечебно-профилактических учреждений, прежде всего, поликлинического звена, специальной
SI
комплексной службы медико-социального патронажа в составе социального работника, психолога, юриста и ее тесное взаимодействие с участковой педиатрической службой.
5. Региональная информационная политика, позволяющая обеспечить приоритеты профилактических мероприятий в области материнства и детства, должна осуществляться на основе планомерной и последовательной деятельности по воспитанию в обществе медицинской культуры, пропаганде здорового образа жизни. Целесообразно расширять взаимосвязи с органами народного образования по составлению обучающих программ по валеологии и формированию ответственного родительства.
6. Руководителям детских поликлиник совместно с руководителями органов социальной защиты, органов и учреждений народного образования при участии местных администраций способствовать трудоустройству женщин-матерей, имеющих желание работать, их переобучению, или переподготовки с тем, чтобы они имели возможность работать неполный день или на дому, в связи с тем, что их дети нуждаются в постоянном уходе и воспитании.
7. Совместно с обществами инвалидов активизировать возможности родителей, воспитывающих детей-инвалидов, по организации родительских объединений с целью обеспечения более быстрой и эффективной социальной адаптации таких детей, повышению юридической осведомленности родителей и повышению роли семьи в абилитации и реабилитации детей-инвалидов.
8. В целях совершенствования непрерывной подготовки медицинских кадров на до- и последипломных ее этапах предусмотреть программы обучения, освещающие социально-правовые, психолого-педагогические вопросы и основы медико-социального обслуживания семьи и детей. В средних медицинских учебных заведениях в программах подготовки медицинских сестер педиатрического профиля целесообразно ввести курс «Социальная работа патронажной медицинской сестры».
82
^Административно-территориальные особенности состояния проблемы детской инвалидности, определяемые экономическими и эколого-географическими условиями региона, следует использовать при составлении целевых программ медицинской помощи матери и ребенку, а также стандартов оказания медицинской помощи детям в условиях ОМС.
1. Абрамов А.Н. Организация службы медико-педагогической и социальной реабилитации детей-инвалидов и их семей на базе специализированного детского санатория // Автореф. дис. ... канд. мед. наук. -Оренбург. - 1997 -28 с.
2. Абросимов А.В., Магарил М.Ю., Попова Н.В. Инвалидность с детства в г. Ленинграде по данным ВТЭК // Проблемы профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов с детства: Сб. науч. тр. / Под. ред. М.С. Шевченко. - Л., 1990.- С. 46-72.
3. Авдеева Р.А., Старых Э.Ф., Шарыпова З.А., Алхимова Н.В., Смирнов Ю.В., Черноусова А.А. Юный возраст матерей и показатели развития новорожденных детей в раннем неонатальном периоде. - Краснояр. мед. ин-т - Красноярск. - 1990. - С. 6.
4. Авдеева Т.Г., Алимова И.Л. Характеристика защитных реакций организма новорожденных из социально-неблагополучных семей в период адаптации. Пограничные состояния у детей // Под ред. В.Е. Шаробаро. / Сб. науч. тр. Смол. гос. мед. ин-т;— Смоленск. — 1990. — С. 36-39.
5. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. — М., 1998.
6. Агаев Ф.Б., Гараева С.Г. О комплексной оценке конечных результатов деятельности службы охраны материнства и детства. // Сов. здравоохранение. - 1990. - №4. - С.3-5.
7. Адылова Г.К. Медико-социальные аспекты здоровья и качества жизни городских детей / Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Бишкек, 2000. - 18 с.
8. Айламазян Э.К. Антенатальная диагностика и коррекция нарушений развития плода // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. - 1999. - №3. - С. 6-11.
9. Айриан А.П. Социально-экологическая очаговость болезней человека // Советское здравоохранение. - 1989. - №8. - С. 11-17.
84
10. Акулова И.К. Вспомогательные репродуктивные технологии и врожденные пороки развития // Проблемы репродукции. - 1997 . — №2. — С. 8-13.
11. Александер Д. Научные исследования в области охраны здоровья детей : настоящее и будущее // Рос. вестн. перинатологии и педиатрии. - 1994. - №4.-С. 36-38.
12. Алексеев С.В., Воронцов И.М., Неженцев М.В., Янушанец О.И. Гигиенические и клинические проблемы экологии детства //Вест. РАМН.
- 1993.-№5.-С. 15-19.
13. Алиев В.А., Андреева В.И. Физическое развитие, гематологический статус школьников южного города с химической и нефтехимической промышленностью // Гиг. и сан. — 1990. - №7. - С. 40-43.
14. Алиева Х.М К вопросу о профилактике заболеваемости и инвалидности у детей с патологией ЦНС // Мат. VIII Конгресса педиатров России «Современные проблемы профилактической педиатрии», 18-21 февраля, 2003 года. - М.: «Династия». - 2003. — С.8.
15. Алферов В.П. Как вырастить здорового ребенка. - Л., Медицина. - 1991. - 416 с.
16. Альбицкий В.Ю., Ананьин С.А., Сорокина А.В. Организация медико-социальной помощи детям // Здравоохранение РФ. — 1993. - №7. — С. 10-
11.
17. Аналитический вестник. Выпуск 12. Здоровье населения как фактор национальной безопасности России / под ред. Н.Ф. Герасименко. — М.:Комитет по охране здоровья ГД РФ, 1997. - 35 с.
18. Андреева И.М. Специализированная медицинская помощь сельскому населению. - Киев: Здоровье, 1997. - 149 с.
19. Андрианов В.Л., Мирзоева И.И. О задачах по улучшению помощи инвалидам с детства с поражением опорно-двигательного аппарата // В
85
сб.: Организация помощи и лечение детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. - Архангельск. - 1987. - С. 3-5.
20. Антипенко Е.Н., Когут Н.Н. Результаты эпидемиологического изучения врожденных пороков развития у детей в городах с разным уровнем загрязнения атмосферного воздуха // Вест. РАМН. - 1993. - №3. — С. 32- 36.
21. Апостолов Е., Мичков X. Урбанизация. Тенденции и гигиеническо- демографические проблемы. - М.: Медицина. - 1997. - 399 с.
22. Артемов В.Г., Замотан Б.А. Определение групп риска при инфекционных заболеваниях детей первых семи лет жизни // Здравоохранение РФ. — 1986.
- №3. - С. 11-14.
23. Ахматдуллин У.З. Медико-социальные аспекты формирования здоровья школьников в условиях малого города / Автореф. дис. ... канд. мед. наук.
- Оренбург, 1996. - 20 с.
24. Ахмедов А. Социально-гигиеническая характеристика состояния здоровья детей Таджикистана (в т.ч. детей-инвалидов) / Автореф. дис. ... канд. мед. наук. - М. - 1996. - 24 с.
25. Ахмерова Ф.Г., Михайлова И.Ю., Гилязов М.И. Состояние здоровья детей первого года жизни при их диспансеризации// Мат. VIII Конгресса педиатров России «Современные проблемы профилактической педиатрии», 18-21 февраля, 2003 года. — М.: «Династия». — 2003. - С. 39.
26. Ахметова Р.А., Ахметова А.Р. Влияние экопатогенных факторов на распространенность и структуру хронических заболеваний органов пищеварения у детей // Новые технологии в педиатрии: Материалы Конгресса педиатров России. - (Москва, 19-21 апреля 1995 г.). - М., 1995. -С. 8.
27. Балаболкин И.И. Аллергические заболевания у детей в районах с промышленным загрязнением //Педиатрия. - 1995. - №4. - С. 59-60.
86
28. Балева Л.С. Научные и организационные принципы современной педиатрии // Рос. вест, перинатологии и педиатрии. - 1997. - Т. 42. - №5. - С. 6-15.
29. Балева Л.С., Лаврентьева Е.Б. Структура причин инвалидизации детей, проживающих в радиационно загрязненных территориях // Современные проблемы педиатрии: Мат. VIII съезда педиатров России. - М., 1998. - С.
61.
30. Балыгин М.М. Некоторые методические подходы в изучении здоровья детей раннего возраста // Реф. журнал физиологии. — 1990. - №11. — С. 26.
31. Балыгин М.М. Особенности формирования здоровья детей раннего возраста в зависимости от типа семьи / Автореф. дис. ... канд. мед. наук. — Оренбург, 1997. - 24 с.
32. Балыгин М.М. Факторы риска в формировании здоровья детей раннего возраста: Обзор литературы // Здравоохранение Рос. Федерации. - 1990. - №12.-С. 22-27.
33. Балыгин М.М., Дмитриев В.И. Влияние биологических и социально-гигиенических факторов на здоровье детей раннего возраста, проживающих в сельской местности // Здравоохранение РФ. - 1996. - №6. -С. 23-27.
34. Баранов А.А. Медико-демографическая ситуация и здоровье детей России. / Охрана репродуктивного здоровья населения Матер. Второй Национальной ассамблеи «Охрана здоровья матери и ребенка». - М., 1997. -С. 7-10.