АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ 7
1.1. Развитие адаптивного спорта для лиц с интеллектуальными
нарушениями 7
1.2. Характеристика интеллектуальных нарушений 8
1.3. Развитие физических качеств у лиц с нарушением интеллекта 12
1.4. Абсолютные и относительные противопоказания к спортивным
занятиям для лиц с нарушениями интеллекта 13
1.5. Организационно-методические аспекты организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с инвалидами 16
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Методы исследования 21
2.2. Организация эксперимента 27
2.3. Характеристика тренировочного процесса по спортивно-развивающей
программе для лиц с интеллектуальными нарушениями 28
ГЛАВА 3. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 33
3.1. Анализ медицинских карт участников эксперимента 33
3.2. Анализ динамики физических качеств участников группы №1 33
3.3. Анализ динамики физических качеств участников группы №2 35
3.4. Сравнение нормативных требований ВФСК ГТО для инвалидов и
результатами, полученными участниками исследования 37
3.5. Анализ эффективности спортивно-развивающей программы 41
ВЫВОДЫ 43
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 45
ЛИТЕРАТУРА
Приложение
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ 7
1.1. Развитие адаптивного спорта для лиц с интеллектуальными
нарушениями 7
1.2. Характеристика интеллектуальных нарушений 8
1.3. Развитие физических качеств у лиц с нарушением интеллекта 12
1.4. Абсолютные и относительные противопоказания к спортивным
занятиям для лиц с нарушениями интеллекта 13
1.5. Организационно-методические аспекты организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с инвалидами 16
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Методы исследования 21
2.2. Организация эксперимента 27
2.3. Характеристика тренировочного процесса по спортивно-развивающей
программе для лиц с интеллектуальными нарушениями 28
ГЛАВА 3. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 33
3.1. Анализ медицинских карт участников эксперимента 33
3.2. Анализ динамики физических качеств участников группы №1 33
3.3. Анализ динамики физических качеств участников группы №2 35
3.4. Сравнение нормативных требований ВФСК ГТО для инвалидов и
результатами, полученными участниками исследования 37
3.5. Анализ эффективности спортивно-развивающей программы 41
ВЫВОДЫ 43
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 45
ЛИТЕРАТУРА
Приложение
Актуальность. Из всех нарушений здоровья человека умственная отсталость является самой распространенной. В мире насчитывается более 300 млн человек с умственной отсталостью. По данным Главного управления реабилитационной службы и специального образования Минобразования Российской Федерации, из 600 тыс. общего количества учащихся с отклонениями в развитии 60% составляют дети с умственной отсталостью (Сайт Федеральная служба государственной статистики). Специалисты, занимающиеся изучением данной категории детей, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными проявлениями как в клинической картине, так и в комплексном нарушении физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств (Шапкова Л.В., 2001; Родичкина М.И., Борисова И.В., Савкин Д.Ф , 2014; Евсеев С.П., 2016).
В последнее десятилетие отмечается увеличение количества детей с отклонениями в развитии. Выросло число коррекционных групп и классов компенсирующего обучения в дошкольных и школьных учреждениях, открываются новые реабилитационные центры, консультации, отделения и спортивные школы для детей-инвалидов. Наиболее эффективным средством вовлечения детей-инвалидов в общественную жизнь являются адаптивная физическая культура и спорт (Дмитриев А.А., 2002; Маллер А. Р., Цикото Г, 2003; Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д, 2007; Стрелкова Я.А., 2009; Пономарчук В.А., Салих Ф., 2011; Евсеев С.П., 2016).
В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта на период до 2020 года», Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», в свете Конвенции ООН о правах инвалидов важнейшим направлением работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами является вовлечение их в систематические занятия физической культурой и спортом (Методические рекомендации по установлению государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов при выполнении нормативов ВФСК ГТО , 2016).
Одной из основных задач современного общества по отношению к инвалидам является их максимальная адаптация к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, помощь в овладении профессией. Активизация работы с инвалидами средствами адаптивной физической культуры и спорта имеет большое социальное значение. В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года и Государственной программой "Развитие физической культуры и спорта в Белгородской области на 2014-2020 г» планируется увеличить долю лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Противоречие заключается в возрастающем количестве лиц с той или иной степенью нарушения интеллекта и недостаточной разработанностью научно-методической базы для организации физкультурно-оздоровительной работы с данной категорией населения.
Проблема исследования базируется на необходимости максимальной социализации детей и подростков с нарушениями интеллекта, что может быть осуществлено с помощью повышения их двигательной активности и гармоничного развития физических качеств. Однако, на настоящий момент недостаточно разработаны организационные и методические подходы для привлечения лиц с данной нозологией к активным занятиям физической культурой и спортом.
Объект исследования - процесс развития физических качеств подростков 13-17 лет с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования - совершенствование учебно-воспитательного процесса лиц с нарушениями интеллекта (ЛИН)
Цель исследования - оценка эффективности спортивно-развивающей программы «Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями», разработанной в государственном бюджетном учреждении «Центр адаптивного спорта и физической культуры Белгородской области (ГБУ ЦАСиФК)».
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы для оценки теоретической разработанности проблемы физического воспитания и развития физических качеств у лиц с нарушениями интеллекта.
2. Оценить эффективность спортивно-развивающей программы «Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями».
3. Провести анализ программы на предмет соответствия задачам гармоничного развития физических качеств занимающихся.
4. Разработать практические рекомендации.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработанная в ГБУ ЦАСиФК спортивно-развивающая программа, относящаяся к разделу «Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями», позволит гармонично развить физические качества занимающихся подростков 13-17 лет.
Методы исследования:
• анализ литературных источников;
• педагогический эксперимент;
• педагогическое наблюдение;
• анализ индивидуальных медицинских карт;
• педагогическое тестирование;
• методы математической статистики.
Теоретико-методологической базой исследования являются разработка теоретических основ обучения, воспитания и развития детей с нарушениями интеллекта базирующаяся на работах: Л. С. Выготского, М. Ф. Гнездилова, Б.И. Пинского, М. С. Певзнер. У истоков
олигофренопедагогики стояли врачи-физиологи В.М. Бехтерев, П.Ф. Лестгафт, Г. И. Россолимо. В настоящее время наиболее интересны в этом направлении исследования М.М. Бояна, Б.А. Ашмарина, М.А. Година, Б.В. Сермеева, С.П. Евсеева, О.В Евсеевой, Л.В. Шапковой, Т.П. Бегидовой и др.
Элемент новизны заключается в анализе спортивно-развивающей программы, разработанной и внедренной в государственном бюджетном учреждении «Центр адаптивного спорта и физической культуры Белгородской области», с целью определения ее эффективности для развития физических качеств занимающихся
Практическая значимость - полученные результаты анализа могут быть использованы в аналогичных Центрах при составлении и реализации подобных программ методистами, инструкторами и тренерами при работе с людьми, имеющими интеллектуальные нарушения.
Апробация результатов
Результаты исследования были представлены в публикации.
Малышев Д.С., Климова В.К., Луговикова Е.В., Стрижакова Е.В. Оценка уровня развития физических качеств у лиц с нарушением интеллекта.- Сб. статей XII Международной научной конференции «Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях.- Белгород, 19-20 апреля 2016 г. Белгородский государственный технологический университет. Белгород: БГТУ, 2016. С.198-202.
В последнее десятилетие отмечается увеличение количества детей с отклонениями в развитии. Выросло число коррекционных групп и классов компенсирующего обучения в дошкольных и школьных учреждениях, открываются новые реабилитационные центры, консультации, отделения и спортивные школы для детей-инвалидов. Наиболее эффективным средством вовлечения детей-инвалидов в общественную жизнь являются адаптивная физическая культура и спорт (Дмитриев А.А., 2002; Маллер А. Р., Цикото Г, 2003; Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д, 2007; Стрелкова Я.А., 2009; Пономарчук В.А., Салих Ф., 2011; Евсеев С.П., 2016).
В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта на период до 2020 года», Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», в свете Конвенции ООН о правах инвалидов важнейшим направлением работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами является вовлечение их в систематические занятия физической культурой и спортом (Методические рекомендации по установлению государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов при выполнении нормативов ВФСК ГТО , 2016).
Одной из основных задач современного общества по отношению к инвалидам является их максимальная адаптация к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, помощь в овладении профессией. Активизация работы с инвалидами средствами адаптивной физической культуры и спорта имеет большое социальное значение. В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года и Государственной программой "Развитие физической культуры и спорта в Белгородской области на 2014-2020 г» планируется увеличить долю лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Противоречие заключается в возрастающем количестве лиц с той или иной степенью нарушения интеллекта и недостаточной разработанностью научно-методической базы для организации физкультурно-оздоровительной работы с данной категорией населения.
Проблема исследования базируется на необходимости максимальной социализации детей и подростков с нарушениями интеллекта, что может быть осуществлено с помощью повышения их двигательной активности и гармоничного развития физических качеств. Однако, на настоящий момент недостаточно разработаны организационные и методические подходы для привлечения лиц с данной нозологией к активным занятиям физической культурой и спортом.
Объект исследования - процесс развития физических качеств подростков 13-17 лет с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования - совершенствование учебно-воспитательного процесса лиц с нарушениями интеллекта (ЛИН)
Цель исследования - оценка эффективности спортивно-развивающей программы «Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями», разработанной в государственном бюджетном учреждении «Центр адаптивного спорта и физической культуры Белгородской области (ГБУ ЦАСиФК)».
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы для оценки теоретической разработанности проблемы физического воспитания и развития физических качеств у лиц с нарушениями интеллекта.
2. Оценить эффективность спортивно-развивающей программы «Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями».
3. Провести анализ программы на предмет соответствия задачам гармоничного развития физических качеств занимающихся.
4. Разработать практические рекомендации.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработанная в ГБУ ЦАСиФК спортивно-развивающая программа, относящаяся к разделу «Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями», позволит гармонично развить физические качества занимающихся подростков 13-17 лет.
Методы исследования:
• анализ литературных источников;
• педагогический эксперимент;
• педагогическое наблюдение;
• анализ индивидуальных медицинских карт;
• педагогическое тестирование;
• методы математической статистики.
Теоретико-методологической базой исследования являются разработка теоретических основ обучения, воспитания и развития детей с нарушениями интеллекта базирующаяся на работах: Л. С. Выготского, М. Ф. Гнездилова, Б.И. Пинского, М. С. Певзнер. У истоков
олигофренопедагогики стояли врачи-физиологи В.М. Бехтерев, П.Ф. Лестгафт, Г. И. Россолимо. В настоящее время наиболее интересны в этом направлении исследования М.М. Бояна, Б.А. Ашмарина, М.А. Година, Б.В. Сермеева, С.П. Евсеева, О.В Евсеевой, Л.В. Шапковой, Т.П. Бегидовой и др.
Элемент новизны заключается в анализе спортивно-развивающей программы, разработанной и внедренной в государственном бюджетном учреждении «Центр адаптивного спорта и физической культуры Белгородской области», с целью определения ее эффективности для развития физических качеств занимающихся
Практическая значимость - полученные результаты анализа могут быть использованы в аналогичных Центрах при составлении и реализации подобных программ методистами, инструкторами и тренерами при работе с людьми, имеющими интеллектуальные нарушения.
Апробация результатов
Результаты исследования были представлены в публикации.
Малышев Д.С., Климова В.К., Луговикова Е.В., Стрижакова Е.В. Оценка уровня развития физических качеств у лиц с нарушением интеллекта.- Сб. статей XII Международной научной конференции «Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях.- Белгород, 19-20 апреля 2016 г. Белгородский государственный технологический университет. Белгород: БГТУ, 2016. С.198-202.
1. Анализ научной, учебно-методической и специальной литературы, а также источников сети Internet позволил сделать вывод, что адаптивная физическая культура является одним из важнейших условий всесторонней физической, социальной и профессиональной реабилитации лиц с нарушениями интеллекта, а также фактором оздоровления и профилактики заболеваний. Однако, методическая база для организации и проведения занятий для лиц данной категории разработана недостаточно.
2. В ходе исследования установлено, что спортивно-развивающая программа, разработанная в ГБУ «ЦАСиФК» г. Белгорода, является эффективной для развития физических качеств подростков двух возрастных групп с нарушениями интеллекта, что подтверждается статистически достоверными изменениями некоторых исследуемых показателей.
Установлено, что результаты в беге на 60 м (скоростные качества), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (силовые качества), наклоны вперед (гибкость) в конце эксперимента у занимающихся группы №1 имели статистически значимые отличия по сравнению с результатами в начале эксперимента. Результаты остальных тестов имели тенденцию к повышению, но не достигли статистически значимых величин.
У занимающихся группы №2 в 5 предложенных тестах из 6 в конце эксперимента имелись статистически значимые отличия по сравнению с результатами начала эксперимента. В тесте на выносливость (бег 2 км) статистически значимых отличий в результатах не установлено.
3. После окончания эксперимента у участников группы №1 (IV ступень, возрастная группа от 13 до 15 лет) в 2,5 раза увеличилось количество тестов, которые могли быть оценены соответствующим знаком ВФСК ГТО. Ни один из результатов тестов 12 участников в данной группе не достиг результата, оцениваемого золотым знаком. Серебряные знаки отличия комплекса участники данной группы могли бы получить при выполнении теста, оценивающего гибкость.
После окончания эксперимента у участников группы №2 (V ступень, возрастная группа от 16 до 17 лет) в 3 раза увеличилось количество тестов, за выполнение которые можно получить бронзовые и серебряные знаки. Ни один из результатов тестов 12 участников в данной группе также не достиг результата, оцениваемого золотым знаком. Серебряные знаки отличия участники данной группы могли бы получить при выполнении теста, оценивающего гибкость и силу.
Более значительные темпы прироста физических качеств наблюдались у занимающихся второй группы.
4. Установлено, что представленная на анализ спортивно-развивающая программа «Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями» нуждается в определенной коррекции и доработке, но в целом является эффективной для развития физических качеств лиц с нарушениями интеллекта.
2. В ходе исследования установлено, что спортивно-развивающая программа, разработанная в ГБУ «ЦАСиФК» г. Белгорода, является эффективной для развития физических качеств подростков двух возрастных групп с нарушениями интеллекта, что подтверждается статистически достоверными изменениями некоторых исследуемых показателей.
Установлено, что результаты в беге на 60 м (скоростные качества), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (силовые качества), наклоны вперед (гибкость) в конце эксперимента у занимающихся группы №1 имели статистически значимые отличия по сравнению с результатами в начале эксперимента. Результаты остальных тестов имели тенденцию к повышению, но не достигли статистически значимых величин.
У занимающихся группы №2 в 5 предложенных тестах из 6 в конце эксперимента имелись статистически значимые отличия по сравнению с результатами начала эксперимента. В тесте на выносливость (бег 2 км) статистически значимых отличий в результатах не установлено.
3. После окончания эксперимента у участников группы №1 (IV ступень, возрастная группа от 13 до 15 лет) в 2,5 раза увеличилось количество тестов, которые могли быть оценены соответствующим знаком ВФСК ГТО. Ни один из результатов тестов 12 участников в данной группе не достиг результата, оцениваемого золотым знаком. Серебряные знаки отличия комплекса участники данной группы могли бы получить при выполнении теста, оценивающего гибкость.
После окончания эксперимента у участников группы №2 (V ступень, возрастная группа от 16 до 17 лет) в 3 раза увеличилось количество тестов, за выполнение которые можно получить бронзовые и серебряные знаки. Ни один из результатов тестов 12 участников в данной группе также не достиг результата, оцениваемого золотым знаком. Серебряные знаки отличия участники данной группы могли бы получить при выполнении теста, оценивающего гибкость и силу.
Более значительные темпы прироста физических качеств наблюдались у занимающихся второй группы.
4. Установлено, что представленная на анализ спортивно-развивающая программа «Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями» нуждается в определенной коррекции и доработке, но в целом является эффективной для развития физических качеств лиц с нарушениями интеллекта.
Подобные работы
- Развитие физических качеств у детей с интеллектуальными нарушениями на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ
К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА НА ЗАНЯТИЯХ АДАПТИВНЫМ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция нарушений мелкой моторики у обучающихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью на уровне начального образования
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИКА СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ С
НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АРМРЕСТЛИНГОМ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БУДУЩЕГО У
ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017 - ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ У ПОДРОСТКОВ,
СКЛОННЫХ И НЕ СКЛОННЫХ К СУИЦИДАЛЬНОМУ РИСКУ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Развитие наглядно-образного мышления в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Комплекс абилитационных мероприятий по развитию координационных способностей у обучающихся младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости на занятиях по физической культуре
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2021



