Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Работа №70538

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость4330 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
204
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ 7
1.1. Развитие адаптивного спорта для лиц с интеллектуальными
нарушениями 7
1.2. Характеристика интеллектуальных нарушений 8
1.3. Развитие физических качеств у лиц с нарушением интеллекта 12
1.4. Абсолютные и относительные противопоказания к спортивным
занятиям для лиц с нарушениями интеллекта 13
1.5. Организационно-методические аспекты организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с инвалидами 16
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Методы исследования 21
2.2. Организация эксперимента 27
2.3. Характеристика тренировочного процесса по спортивно-развивающей
программе для лиц с интеллектуальными нарушениями 28
ГЛАВА 3. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 33
3.1. Анализ медицинских карт участников эксперимента 33
3.2. Анализ динамики физических качеств участников группы №1 33
3.3. Анализ динамики физических качеств участников группы №2 35
3.4. Сравнение нормативных требований ВФСК ГТО для инвалидов и
результатами, полученными участниками исследования 37
3.5. Анализ эффективности спортивно-развивающей программы 41
ВЫВОДЫ 43
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 45
ЛИТЕРАТУРА

Приложение


Актуальность. Из всех нарушений здоровья человека умственная отсталость является самой распространенной. В мире насчитывается более 300 млн человек с умственной отсталостью. По данным Главного управления реабилитационной службы и специального образования Минобразования Российской Федерации, из 600 тыс. общего количества учащихся с отклонениями в развитии 60% составляют дети с умственной отсталостью (Сайт Федеральная служба государственной статистики). Специалисты, занимающиеся изучением данной категории детей, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными проявлениями как в клинической картине, так и в комплексном нарушении физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств (Шапкова Л.В., 2001; Родичкина М.И., Борисова И.В., Савкин Д.Ф , 2014; Евсеев С.П., 2016).
В последнее десятилетие отмечается увеличение количества детей с отклонениями в развитии. Выросло число коррекционных групп и классов компенсирующего обучения в дошкольных и школьных учреждениях, открываются новые реабилитационные центры, консультации, отделения и спортивные школы для детей-инвалидов. Наиболее эффективным средством вовлечения детей-инвалидов в общественную жизнь являются адаптивная физическая культура и спорт (Дмитриев А.А., 2002; Маллер А. Р., Цикото Г, 2003; Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д, 2007; Стрелкова Я.А., 2009; Пономарчук В.А., Салих Ф., 2011; Евсеев С.П., 2016).
В соответствии со «Стратегией развития физической культуры и спорта на период до 2020 года», Государственной программой Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», в свете Конвенции ООН о правах инвалидов важнейшим направлением работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами является вовлечение их в систематические занятия физической культурой и спортом (Методические рекомендации по установлению государственных требований к уровню физической подготовленности инвалидов при выполнении нормативов ВФСК ГТО , 2016).
Одной из основных задач современного общества по отношению к инвалидам является их максимальная адаптация к самостоятельной жизни, трудовой деятельности, помощь в овладении профессией. Активизация работы с инвалидами средствами адаптивной физической культуры и спорта имеет большое социальное значение. В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года и Государственной программой "Развитие физической культуры и спорта в Белгородской области на 2014-2020 г» планируется увеличить долю лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Противоречие заключается в возрастающем количестве лиц с той или иной степенью нарушения интеллекта и недостаточной разработанностью научно-методической базы для организации физкультурно-оздоровительной работы с данной категорией населения.
Проблема исследования базируется на необходимости максимальной социализации детей и подростков с нарушениями интеллекта, что может быть осуществлено с помощью повышения их двигательной активности и гармоничного развития физических качеств. Однако, на настоящий момент недостаточно разработаны организационные и методические подходы для привлечения лиц с данной нозологией к активным занятиям физической культурой и спортом.
Объект исследования - процесс развития физических качеств подростков 13-17 лет с нарушениями интеллекта.
Предмет исследования - совершенствование учебно-воспитательного процесса лиц с нарушениями интеллекта (ЛИН)
Цель исследования - оценка эффективности спортивно-развивающей программы «Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями», разработанной в государственном бюджетном учреждении «Центр адаптивного спорта и физической культуры Белгородской области (ГБУ ЦАСиФК)».
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы для оценки теоретической разработанности проблемы физического воспитания и развития физических качеств у лиц с нарушениями интеллекта.
2. Оценить эффективность спортивно-развивающей программы «Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями».
3. Провести анализ программы на предмет соответствия задачам гармоничного развития физических качеств занимающихся.
4. Разработать практические рекомендации.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что разработанная в ГБУ ЦАСиФК спортивно-развивающая программа, относящаяся к разделу «Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями», позволит гармонично развить физические качества занимающихся подростков 13-17 лет.
Методы исследования:
• анализ литературных источников;
• педагогический эксперимент;
• педагогическое наблюдение;
• анализ индивидуальных медицинских карт;
• педагогическое тестирование;
• методы математической статистики.
Теоретико-методологической базой исследования являются разработка теоретических основ обучения, воспитания и развития детей с нарушениями интеллекта базирующаяся на работах: Л. С. Выготского, М. Ф. Гнездилова, Б.И. Пинского, М. С. Певзнер. У истоков
олигофренопедагогики стояли врачи-физиологи В.М. Бехтерев, П.Ф. Лестгафт, Г. И. Россолимо. В настоящее время наиболее интересны в этом направлении исследования М.М. Бояна, Б.А. Ашмарина, М.А. Година, Б.В. Сермеева, С.П. Евсеева, О.В Евсеевой, Л.В. Шапковой, Т.П. Бегидовой и др.
Элемент новизны заключается в анализе спортивно-развивающей программы, разработанной и внедренной в государственном бюджетном учреждении «Центр адаптивного спорта и физической культуры Белгородской области», с целью определения ее эффективности для развития физических качеств занимающихся
Практическая значимость - полученные результаты анализа могут быть использованы в аналогичных Центрах при составлении и реализации подобных программ методистами, инструкторами и тренерами при работе с людьми, имеющими интеллектуальные нарушения.
Апробация результатов
Результаты исследования были представлены в публикации.
Малышев Д.С., Климова В.К., Луговикова Е.В., Стрижакова Е.В. Оценка уровня развития физических качеств у лиц с нарушением интеллекта.- Сб. статей XII Международной научной конференции «Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях.- Белгород, 19-20 апреля 2016 г. Белгородский государственный технологический университет. Белгород: БГТУ, 2016. С.198-202.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Анализ научной, учебно-методической и специальной литературы, а также источников сети Internet позволил сделать вывод, что адаптивная физическая культура является одним из важнейших условий всесторонней физической, социальной и профессиональной реабилитации лиц с нарушениями интеллекта, а также фактором оздоровления и профилактики заболеваний. Однако, методическая база для организации и проведения занятий для лиц данной категории разработана недостаточно.
2. В ходе исследования установлено, что спортивно-развивающая программа, разработанная в ГБУ «ЦАСиФК» г. Белгорода, является эффективной для развития физических качеств подростков двух возрастных групп с нарушениями интеллекта, что подтверждается статистически достоверными изменениями некоторых исследуемых показателей.
Установлено, что результаты в беге на 60 м (скоростные качества), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (силовые качества), наклоны вперед (гибкость) в конце эксперимента у занимающихся группы №1 имели статистически значимые отличия по сравнению с результатами в начале эксперимента. Результаты остальных тестов имели тенденцию к повышению, но не достигли статистически значимых величин.
У занимающихся группы №2 в 5 предложенных тестах из 6 в конце эксперимента имелись статистически значимые отличия по сравнению с результатами начала эксперимента. В тесте на выносливость (бег 2 км) статистически значимых отличий в результатах не установлено.
3. После окончания эксперимента у участников группы №1 (IV ступень, возрастная группа от 13 до 15 лет) в 2,5 раза увеличилось количество тестов, которые могли быть оценены соответствующим знаком ВФСК ГТО. Ни один из результатов тестов 12 участников в данной группе не достиг результата, оцениваемого золотым знаком. Серебряные знаки отличия комплекса участники данной группы могли бы получить при выполнении теста, оценивающего гибкость.
После окончания эксперимента у участников группы №2 (V ступень, возрастная группа от 16 до 17 лет) в 3 раза увеличилось количество тестов, за выполнение которые можно получить бронзовые и серебряные знаки. Ни один из результатов тестов 12 участников в данной группе также не достиг результата, оцениваемого золотым знаком. Серебряные знаки отличия участники данной группы могли бы получить при выполнении теста, оценивающего гибкость и силу.
Более значительные темпы прироста физических качеств наблюдались у занимающихся второй группы.
4. Установлено, что представленная на анализ спортивно-развивающая программа «Спорт лиц с интеллектуальными нарушениями» нуждается в определенной коррекции и доработке, но в целом является эффективной для развития физических качеств лиц с нарушениями интеллекта.



1. Баряев А.А. Анализ результатов соревновательной деятельности в рамках Паралимпийского и Сурдлимпийского движения по спортивным дисциплинам, представленным в нормативах комплекса «Готов к труду и обороне». [Текст]: /А.А Баряев, С.А. Воробьев, И.Н. Ворошин// Адаптивная физическая культура. -№ 1(65), 2016. - С. 35 -36.
2. Болезни нервной системы. Руководство для врачей в двух томах. Том 2. [Текст]:/Под редакцией Н.Н. Яхно, Д.Р. Штульмана, П.В. Мельничука. - М.: Медицина, 1995. - 215 с.
3. Большая медицинская энциклопедия. [Текст]: / Главный редактор академик Б.В. Петровский. Том 7. Издание третье. - М.:Советская энциклопедия, 1977.- 549 с.
4. Ванюшкин В.А. Коррекция координационных способностей учащихся с недостатками интеллектуального развития: дис. ... канд. пед. наук. [Текст]: /В. А. Ванюшкин / Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1994.¬142 с.
5. Воробьев С.А. Анализ Федеральных стандартов спортивной подготовки адаптивного спорта в спортивных дисциплинах, представленных в нормативах Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). [Текст]: /С.А. Воробьев, А.А. Баряев, И.Н. Ворошин // Адаптивная физическая культура. -№ 1(65), 2016. - С. 32-33.
6. Ворошин И.Н. Сравнение нормативов комплекса ГТО и нормативов ЕВСК паралимпийских видов спорта. [Текст]: /И.Н. Ворошин, С.А. Воробьев, А.А. Баряев. // Адаптивная физическая культура. -№ 1(65), 2016.-С. 34-35.
7. Горская И. Ю. Координационные способности школьников с нарушением интеллекта: учеб. пособие. [Текст]: / И. Ю. Горская, Т. В. Синельникова.- Омск: СибГАФК, 1999. - 79 с.
8. Джурашкович Р. Спорт лиц с ограниченными возможностями здоровья (спорт инвалидов). [Текст]: / Р. Джурашкович, Д. Живкович, В. Климова, М. Климова, М. Живкович.- Белгород - Ниш: «ПОЛИТЕРРА», 2009. - 180 с.
9. Дмитриев А. А. Организация двигательной активности умственно отсталых детей: пособие для учителей и воспитателей школ. [Текст]: / А. А. Дмитриев. - М.: Советский спорт, 1991.- 231 с.
10. Дмитриев А. А. Физическая культура в специальном образовании: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст]: / А. А. Дмитриев.- М.: Академия, 2002.- 176 с.
11. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. [Текст]: /С.П. Евсеев.- М.:Спорт, 2016.-616.
12. Евсеев С.П. Классификация инвалидов для участия в выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) [Текст]: /С.П. Евсеев, В.Н. Малиц, Г.З. Идрисова, О.Э. Евсеева.// Адаптивная физическая культура.- № 1(65), 2016. - С. 13-19.
13. Евсеев С.П. Определение и оценка выносливости инвалидов [Текст]/: С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, Ю.Ю. Вишнякова, А.В. Шевцов, А.В. Аксенов // Адаптивная физическая культура. -№ 1(65), 2016. - С. 25-32.
14. Евсеев С.П. Определение и оценка скоростных возможностей инвалидов[Текст]: / / С.П. Евсеев, О.Э. Евсеева, А.И. Черная, Е.Б. Ладыгина, Н.Н. Аксенова// Адаптивная физическая культура. -№ 1(65), 2016. - С. 23-25.
15. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник/ [Текст]: / С.П. Евсеев. - М.: Спорт, 2016. - 616 с.
16. Евсеев С.П. Установочные принципы, подходы и пути разработки раздела Единой Всероссийской спортивной классификации по спорту лиц с интеллектуальными нарушениями [Текст]: / С.П. Евсеев, Ю.Ю. Вишнякова, О.Э. Евсеева. // Адаптивная физическая культура. -№ 1(65), 2016. - С. 40-41.
17. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура. [Текст]:/С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - М.: Советский спорт, 2000. - 398 с.
18. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. [Текст]: /Ю.Д Железняк, П.К. Петров. - М.: Академия.-2002.-264 с.
19. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. [Текст]: / Е. П.Ильин.- СПб. : Питер. 2003. - 384 с.
20. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков:
руководство для врачей. [Текст]: /Д. Н. Исаев СПб. : Речь, 2003.- 391 с.
21. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура: Психолого¬
педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие. [Текст]: / Литош Н.Л. - М.: СпортАкадемПресс, 2002.- 253 с.
22. Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. [Текст]: /А.Р. Маллер, Г. В. Цикото.- М.: Академия, 2003.¬208 с.
23. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебник для институтов физической культуры. [Текст]: / Л.П. Матвеев. М.: Просвещение, 1991.-543 с.
24. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы /[Текст]: / под ред. И. М. Бгажноковой. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 276 с.
25. Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Методическое пособие [Текст]: / Авторы-составители: Т.В. Насибулина, И.Д. Новикова.- г. Сыктывкар, 2016,.-65 с.
26. Основные направления и содержание обучения детей и подростков с особыми потребностями в Лечебно-педагогическом центре г. Пскова : прогр.- метод. пособие [Текст]: / под ред. С. В. Андреевой. Псков: ПОИПКРО, 2000. - 140 с.
27. Плешаков А. Н. Исследование физического развития и двигательной функции детей вспомогательной школы и коррекционная работа на уроках физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук. . [Текст]: /А. Н. Плешаков. С-Пб., 2005.- 21 с.
28. Пономарчук В.А. Спорт и качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: /В.А. Пономарчук, Ф. Салих / Наука о спорте. Энциклопедия систем жизнеобеспечения. - М.: Магистр пресс, 2011. - С. 885-896.
29. Потапчук А.А. Лечебная физическая культура в детском возрасте. [Текст]: / А.А. Потапчук, С.В.Матвеев, М.Д.Дидур.- СПб: Речь. 2007. - 334 с.
30. Родичкина М.И. Дополнительная предпрофессиональная программа по спорту ЛИН. [Текст]: / М.И. Родичкина, И.В.Борисова, Д.Ф. Савкин. - Тверь, 2014. - 543 с.
31. Стрелкова Я.А. Методика физкультурно-оздоровительных занятий с инвалидами различных нозологических групп: автореф. дис. ... канд. пед.наук [Текст]: /Я. А. Стелкова. - Белгород: БелГУ, 2009. - 25 с.
32. Уваров В.А. Научные и организационно-методические основы экспериментального внедрения комплекса ГТО. Сборник докладов «Россия - спортивная держава. Международный спортивный форум». [Текст]:/ В.А.Уваров. Чебоксары, 2014.- С. 111-118.
33. Уфимцева Л. П. Коррекция и развитие двигательной сферы
подростков с тяжелыми нарушениями интеллектуального развития [Текст]: / Л.П.Уфимцева, Л.М. Сафонова, Е.Б. Полежаева. // Коррекционная
педагогика. 2006. № 6 (18).- С. 67-75.
34. Учебные программы вальдорфских школ [Текст]: / под ред. В. К. Загвоздкина. М.: Народное образование, 2005.- 528 с.
35. Чубарова Е. А. Программно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в коррекционной школе VIII вида [Текст]: / Е. А. Чубарова. // Дефектология. 2009. № 6. -С. 17-25.
36. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры. [Текст]: / Л.В. Шапкова.- М.: Советский спорт, 2001. - 334 с.
37. Юшко Э. Ю. Оказание индивидуальной коррекционной помощи детям с тяжелым комплексным дефектом (методические рекомендации). [Текст]: / Юшко Э. Ю.- Челябинск: ЧИПКРО, 1994.- 27 с.
Электронные ресурсы
1. Методические рекомендации по установлению государственных
требований к уровню физической подготовленных инвалидов при выполнении нормативов ВФСК», М.,2016 [электронный ресурс]
http: //depsport. gov3 5 .ru/sites/default/files/document/metodicheskie_rekomendacii_vfsk_gto_dlya_invalidov.pdf
2. http://www.minsport.gov.ru/[электронный ресурс] - Министерство спорта Российской Федерации
3. Сайт Федеральная служба государственной статистики
[электронный ресурс]
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/d isabilities/#
4. https://www.adaptsport.ru/about-us [электронный ресурс]
5. Сайт Всемирные зимние специальные Олимпийские игры 2017. [электронный ресурс] (https://www/ru.wikipedia.org/wiki/
6. Сайт Студопедия. Статистика специальной педагогики.
[электронный ресурс] https://studopedia.ru/12_75847_statistika-spetsialnoy-
pedagogiki.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ