Проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 100 студентов Смоленского государственного университета.
Есть приложения (анкета и результаты исследования в табличном виде).
Введение 3
Глава 1 Проблема влияния общественно-политических знаний на ментальность студенческой молодежи: теоретические аспекты изучения 10
1.1 Ментальность как социокультурное явление 10
1.2 Общественно-политические знания: сущность, структура, функции 24
1.3 Общественно-политические знания в структуре ментальности студентов 31
Глава 2 Социологический исследовательский проект на тему «Роль общественно-политических знаний в ментальности студентов СмолГУ» 45
2.1 Методологическая и методическая части социологического исследовательского проекта 45
2.2 Анализ результатов социологического исследования 53
2.3 Выводы и рекомендации по результатам исследовательского проекта 65
Заключение 71
Библиографический список 73
Приложения 80
Цель исследования – изучить роль общественно-политических знаний в формировании ментальности студенчества (на примере СмолГУ) и разработать практические рекомендации по улучшению процесса политической социализации студенчества в университете.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать ментальность как социокультурное явление.
2. Раскрыть сущность, структуру и функции общественно-политических знаний.
3. Определить место общественно-политических знаний в структуре ментальности студентов.
4. Разработать программу социологического исследования по определению роли общественно-политических знаний в ментальности студенческой молодежи СмолГУ.
5. Организовать и провести социологическое исследование по определению роли общественно-политических знаний в ментальности студенческой молодежи.
6. Анализ результатов социологического исследования по определению роли общественно-политических знаний в ментальности студенческой молодежи и разработка рекомендаций по эффективности развития данной сферы.
Гипотеза: выдвигается предположение, что роль общественно-политических знаний в структуре ментальности студенческой молодежи зависит от ряда факторов: степенью общественной и политической активности, заинтересованностью в работе общественных организаций, функционирующих на основе самоуправления; высокой мотивацией по отношению к политическому участию и т.д.
Объект исследования – российское студенчество.
Предмет исследования – роль общественно-политических знаний в ментальности студенческой молодежи.
Методы исследования:
- теоретические: диалектический, анализ и синтез, историко-логический, сравнительно-аналитический, системный, институциональный;
- эмпирические: анкетирование, количественный и качественный анализ результатов анкетирования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- эволюционный подход – А. Ермолин , В.Р. Николаева и др.;
- структурно-функциональный подход – Г.В. Сорокина , А.Л. Фурсов и др.;
- гуманитарный подход – В.В. Гаврилюк , М.С. Сафонова и др.
- региональный подход – Е.Н. Гоголева , В.А. Луков и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности систематизации научных подходов по проблеме влияния общественно-политических знаний на ментальность студенчества.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе социологического исследования, могут быть учтены в планировании работы по формированию общественно-политических знаний студентов как компонента структуры их ментальности.
В процессе анализа научных источников была раскрыта ментальность как социокультурное явление. Было определено, что ментальность, в отличии от менталитета, это глубинное индивидуальное сознание, сформированное на усвоении коллективного (общественного) опыта, которые имеет индивид на момент определенного времени. Следовательно, ментальность – это изменчивая категория, подвергающая воздействию со стороны как внешних (социальные условия, окружение и т.д.) факторов, так и внутренних (потребности и интересы индивида, уровень его общественных и политических знаний и т.д.).
Анализ научных источников позволил определить сущность понятия «общественно-политические знания», их структуру и функции. Была определена роль общественно-политических знаний в структуре ментальности студентов. Общественно-политические знания находят свое выражение в разных формах – это участие в политической и общественной жизни общества, участие в политических формальных и неформальных объединениях, участие в протестных акциях, участие в профсоюзных движениях и т.д.
Период студенчества является процессом интенсивного развития нравственных и эстетических характеристик, становления характера и его стабилизации, овладения полным набором социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические и профессионально трудовые. Поэтому, большое значение для формирования ментальности студентов, имеет уровень их общественно-политических знаний.
В ходе проведенного социологического исследования был сформулирован вывод о том, что у студентов противоречивое мнение о роли общественно-политических знаний в их ментальности: с одной стороны, студенты считают, что общественно-политические знания оказывают влияние на мировоззрение как каждого человека (88%); с другой стороны, студенты степень влияния общественно-политических знаний на их ментальность оценили в диапазоне от 6 до 10 баллов. Результаты свидетельствуют о том, что в целом роль общественно-политических знаний в формировании ментальности студенчества очевидна: студенты осознают необходимость изучения таких дисциплин, как политология, социология и др., считая, что это необходимо не только студентам, но и каждому современному человеку. Также часть студентов признает, что общественно-политические знания оказали влияние на их отношение к общественной и политической жизни страны, на их участие в разного рада общественных движениях, которые стремятся к преобразованию социальных отношений в обществе.
Основная роль приведенных форм работы по формированию общественно-политических знаний студентов заключается в том, что начинает меняться его целостных взгляд на общественные отношения, на политическое устройства. Деятельность студентов начнет носить преобразующий деятельный характер. Все это не может оказать положительного влияния на формирование ментальности студенчества.
В качестве рекомендаций для работы со студентами предлагается ввести в вузе внеучебные организации в виде студенческих кружков, дискуссионных клубов, а также приглашение наиболее ярких политиков, которые будут делиться своим опытом, общественно-политическими знаниями, предоставляя возможность молодым людям вносить свои идеи и пожелания, рассуждать и выстраивать свою собственную позицию по тому или иному вопросу. Помимо всего этого, крайне важно способствовать активизации деятельности уже существующей профсоюзной организации, стимулировать ее работу, делая участие студентов в ней более активным, грамотным и осознанным. Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотезы подтверждены.
1. Арсентьев, Е. А. Молодёжные организации и объединения современной России / Е. А. Арсентьев // Преподавание истории в школе. – 2015. – №7. – С.16-24.
2. Борисова, Т. Развитие инициативности учащейся молодежи : проблемы, ресурсы / Т. Борисова // Среднее профессиональное образование. – 2019. – № 2. – С. 37-40.
3. Винограденко, Г. Г. Социализация, интернализация, идентичность : диалектика взаимосвязи / Г. Г. Винограденко, И. В. Фролова // Вестник БашГУ. – 2016. – Т. 16. – № 4. – С. 1389–1391.
4. Ворона, М. А. Мотивы студенческой занятости / М. А. Ворона // СОЦИС. – 2014. – № 8. – С. 106-115.
5. Гаврилюк, В. В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи / В. В. Гаврилюк // СОЦИС. – 2017. – №4. – С. 44 – 50.
6. Гоголева, Е. Н. Студенты и политика (по результатам социологического мониторинга) / Е. Н. Гоголева // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2017. – С. 202-205.
7. Горбатов, Д.С. Методы психологического исследования / Д.С. Горбатов. – Воронеж: Изд-во ВПЭИ, 1999. – С. 134.
8. Горбулева, М. Маргинальность как симптом срыва социальной адаптации / М. Горублева // Высшее образование в России. – 2016. – № 9. – С. 109-113.
9. Грязнова, О. Российская молодежь в структуре современного социально–политического процесса / О. Грязнова // Отечественные записки. – 2016. – №5. – С. 316–335.
10. Долгова, А. Я. Полная и эффективная занятость молодежи – условие повышения конкурентоспособности страны / А. Я. Долгова // Человек и труд. – 2012. – 8. – С. 38-41.
11. Еремина, Е. В. Региональная идентичность в контексте социологического анализа / Е. В. Еремина // Регионология. – 2017. – № 3. – С. 58-61.
12. Ермолин, А. Национальная молодежная политика : партнерская модель / А. Ермолин // Народное образование. – 2017. – № 3 – С. 10-17.
13. Жиляев, А. А. Неформальные молодежные объединения как детерминирующий фактор девиантного поведения учащейся молодежи / А. А. Жиляев // Инновации в образовании. – 2017. – №3. – С. 87- 96.
14. Захарова, Л. Н. Формирование комплексной системы управления социально-профессиональной ориентацией молодежи / Л. Н. Захарова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2014. – № 4(14). – С. 218-222.
15. Иващенко, В. И, Стратегия формирования осознанных знаний и убеждений студентов в изучении общественно-политических дисциплин с применением дискуссии / В. И. Иващенко //
Экономика и социум. – 2015. – № 4 (17). – С. 335-338.
16. Зубок, Ю. А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска / Ю. А. Зубок // СОЦИС: Социологические исследования – 2013. – №4. – С. 42–51.
17. Кирдяшкин, И. В. Структура политической ментальности студенческой молодежи в культурно-символическом контексте политической социализации : региональный аспект / И. В. Кирядшкин // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2016. – С. 144-149.
18. Клочко, В. Е. Самоорганизация личности : системный взгляд / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский // Вопросы психологии. – 2017. – №2. – С. 45-52.
19. Кривошеев, В. В. Социологические аспекты идентичности: поиск параметров и характеристик / В. В. Кривошеев // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. – 2016. – № 6. – С. 63-69.
20. Кузнецова Э. Е. Молодежь : социальные предпосылки экономической активности / Э. Е. Кузнецова // Латинская Америка. – 2015. – №1. – С. 35–51.
21. Лисаускене, М. В. Поколение next – прагматичные перфекционисты или романтики потребления / М. В. Лисаускене // СОЦИС. – 2017. – №4. – С. 111 – 115.
22. Лубский, Р. А. Политический менталитет : методологические проблемы изучения и российские реалии : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.10 / Р. А. Лубский. – Ростов-на-Дону, 1999. – 33 с.
23. Луков, В. А. Особенности молодежных субкультур в России / В. А. Луков // СОЦИС : социологические исследования – 2012. – №10. – С. 79–87.
24. Мальгин, Е. Л. Формирование российской идентичности у студенческой молодежи как основы патриотического воспитания / Е. Л. Малыгин // Среднее профессиональное образование. – 2015. – № 11. – С. 13-15.
25. Медведева, И. Поколение цветов : проблемы современной молодежи / И. Медведева // Дитя человеческое. – 2017. – № 3. – С. 25 – 29.
26. Микляева, А. В. Социальная идентичность личности : содержание, структура, механизмы формирования: Монография / А. В. Микляева [и др.]. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – С. 8-47.
27. Митькина, А. В. Проблема формирования ценностно-смысловой сферы в условиях вуза / А. В. Митькина, Н. А. Зинина // Мир психологии. – 2017. – № 3. – С. 2-4.
28. Морогин, В. Г. Система ценностных ориентаций у студентов / В. Г. Морогин // Вопросы психологии. – 2015. – №3. – С. 85-88.
29. Муталова, Г. М. Ценностные ориентации и предпочтения в юношеском возрасте / Г. М. Муталова // Мир психологии. – 2017. – №2. – С. 85-89.
30. Наприс, А. В. Теоретические и методологические вопросы исследования личностных жизненных планов и их влияния на поведение молодежи / А. В Наприс // Вопросы психологии. – 2016. – №4. – С. 74-79.
31. Николаева, В. Р. Гражданская позиция молодежи : общественно-политический аспект / В. Р. Николаева // В сборнике : Дыльновские чтения. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 213-215.
32. Омельченко, Е. Стили жизни российской молодежи : из ХХ в ХХI век / Е. Омельченко // Народное образование. – 2016. – №5. – С. 171 – 178
33. Орлова, В. В. Образовательные учебные заведения и их роль в социализации сибирской молодежи / В. В. Орлова // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2017. – №8. – С. 30-35.
34. Петров, А. Ю. Социальные практики молодежи : механизмы структурирования и идентификации / А. Ю. Петров // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2016. – №3. – С. 123 – 134.
35. Плугарь, О. А. Молодежь как социальная группа : определение, социально-демографические характеристики и перспективные направления исследования / О. А. Плугарь // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2. – С. 11-17.
36. Подвойская, Н. В. Жизненные силы молодежи как потенциал инновационного развития России начала XXI века / Н. В. Подвойская // Социальная политика и социология. – 2016. – № 4. – С. 150-158.
37. Простов, А. Ф. Социально-культурологический анализ проблем современной российской молодежи / А. Ф. Простов // Вопросы культурологии. – 2016. – №9. – С. 51–58.
38. Протопопова, В. А. Принципы гуманитарно-кластерного управления современным социокультурным комплексом / В. А. Протопопова // Образование. Наука. Инновации. – 2013. – №6. – С. 37-43.
39. Раковская, О.А. Социальные ориентиры молодежи : тенденции, проблемы, перспективы / О. А. Раковская. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 387 с.
40. Розанов, В. В. Из жизни, исканий и наблюдений студенчества / В. В. Розанов. – Москва : Гриф, 2016. – 296 c.
41. Романькова, С. С. Студенческая молодежь как особая социально-демографическая категория / С. С. Романькова // Наука, образование и культура – №6 (21). – 2017. – С. 52-55.
42. Ромм, М. В. Социализация и профессиональное воспитание в высшей школе / М. В. Ромм // Высшее образование в России. – 2016. – №12. – С. 104-113.
43. Савельева, Н. Профессионально-ценностные ориентации / Н. Савельева. – Москва : ИЛ, 2013. – 208 c.
44. Сапронов, А. Молодежь в современной социокультурной ситуации / А. Сапронов // Высшее образование в России. – 2017. – №6. – С. 140 – 142.
45. Сафонов, М. С. Экономика знаний и ее роль в воспитании современного человека / М. С. Сафонов // Экономика и управление : проблемы, решения. – 2018. – Т. 8. – № 5. – С. 16-21.
46. Семенов, В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В. Е. Семенов // СОЦИС. – 2017. – №4. – С. 37-43.
47. Соколова-Сербская, Л. Молодежные субкультуры / Л. Соколова-Сербская // Народное образование. – 2015. – № 7. – С. 265-268.
48. Соколов, Е. К. Социальные и культурные ценностные ориентации молодежи / Е. К. Соколова // Alma mater. – 2014. – № 2. – С. 46-56.
49. Сорокина, Г. В. Проблема профессионального самоопределения современной молодежи / Г. В. Сорокина // Социологические исследования. – 2015. – №2. – С. 11-17.
50. Супаров, И. Н. Специфика политического менталитета : российские черты и особенности / И. Н. Супаров // Омский научный вестник. – 2006. – С. 156-159.
51. Титова, Е. В. Политическое знание : сущность, свойства, границы и пределы / Е. В. Титова, В. Н. Лупандин // Среднерусский вестник общественных наук. – 2019. – С. 123-146.
52. Тринитатская, О. Г. Управление развивающей средой инновационной школы : монография ; под общ. ред. С. Ф. Хлебуновой, 3-е изд., дополненное / О. Г. Тринитатская. – Ростов на Дону : Изд-во ГБОУ ДПО РО РИПК и ППРО, 2011. – 132 с.
53. Усенко, О. Г. К определению понятия «менталитет». Русская история : проблема менталитета / О. Г. Усенко. – Москва : Наука, 1994. – 423 с.
54. Чалдышкина, Н. Н. Концепция духовно-нравственного воспитания студенческой молодежи в условиях современного вуза / Н. Н. Чалдышкина // Ярославский педагогический вестник. – 2017 – № 1 – Т. II (Психолого-педагогические науки). – С. 49-55.
55. Чередниченко, Г. А. Российская молодежь в системе образования : от уровня к уровню / Г. А. Чередниченко // Вопросы образования. – 2017. – № 3. – С. 152-182.
56. Черняк, Ю. Г. Риск в поведении молодежи : особенности измерения / Ю. Г. Черняк // Социология. – 2016. – №4. – С. 68–72.
57. Фурсов, А. Л. Профессиональная ориентация с позиций междисиплинарного подхода : проблемы и перспективы исследования / А. Л. Фурсов // Экономика и предпринимательство. – 2018. – № 8. – С. 467-471.
58. Фурсенко, А. Об основных направлениях молодежной политики в Российской Федерации и государственных мерах по ее реализации / А. Фурсенко // Народное образование. – 2016. – № 4. – С. 9-13.
59. Шаламова, Л. Ф. Органы студенческого самоуправления как субъект активизации социального потенциала студенчества / Л. Ф. Шаламова // Социально¬ гуманитарные знания. – 2014. – № 3. – С. 152-157.
60. Шарифова, Г. Р. Национально-нравственные ценности в учебниках / Г. Р. Шарифова // Научный вектор Балкан. – 2020. – Т. 4. – № 4 (10). – С. 31-33.
61. Шафеева, Н. Д. Студенческое самоуправление в воспитательном пространстве вуза / Н. Д. Шафеева // Вектор науки ТГУ. – 2011. –№ 4 (18). – С. 482-484
62. Шибаева, М. М. Политическая социализация личности как мировоззренческая проблема / М. М. Шибаева // СОЦИУС. – 2014. – №2. – С. 22-24.
63. Шпенглер, О. Закат Западного мира / О. Шпенглер. – Москва : Альфа-книга, 2014. – 1085 с.
64. Шумилов, А. В. Инновационные факторы гражданской активности молодежи (региональная специфика) / А. В. Шумилов // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6.; URL: https://www.scienceeducation.ru (дата обращения: 10.02.2021).
65. Ядова, М. А. Поведенческие установки молодежи постсоветского поколения / М. А. Ядова // Социологические исследования. – 2016. – №10. – С. 78–88.
66. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru. (Дата обращения: 10.02.2021 г.)
67. Фоменков, А. И. Политическая ментальность современного российского общества в исследованиях социальной реальности / А. И. Фоменков [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-28-13-47-51/43-2010-08-30-12-19-02/1496-2011-03-25-02-30-57?format=pdf. (Дата обращения: 26.03.2021 г.)