Роль общественно-политических знаний в ментальности студенчества (Смоленский государственный университет)
|
Проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 100 студентов Смоленского государственного университета.
Есть приложения (анкета и результаты исследования в табличном виде).
Введение 3
Глава 1 Проблема влияния общественно-политических знаний на ментальность студенческой молодежи: теоретические аспекты изучения 10
1.1 Ментальность как социокультурное явление 10
1.2 Общественно-политические знания: сущность, структура, функции 24
1.3 Общественно-политические знания в структуре ментальности студентов 31
Глава 2 Социологический исследовательский проект на тему «Роль общественно-политических знаний в ментальности студентов СмолГУ» 45
2.1 Методологическая и методическая части социологического исследовательского проекта 45
2.2 Анализ результатов социологического исследования 53
2.3 Выводы и рекомендации по результатам исследовательского проекта 65
Заключение 71
Библиографический список 73
Приложения 80
Есть приложения (анкета и результаты исследования в табличном виде).
Введение 3
Глава 1 Проблема влияния общественно-политических знаний на ментальность студенческой молодежи: теоретические аспекты изучения 10
1.1 Ментальность как социокультурное явление 10
1.2 Общественно-политические знания: сущность, структура, функции 24
1.3 Общественно-политические знания в структуре ментальности студентов 31
Глава 2 Социологический исследовательский проект на тему «Роль общественно-политических знаний в ментальности студентов СмолГУ» 45
2.1 Методологическая и методическая части социологического исследовательского проекта 45
2.2 Анализ результатов социологического исследования 53
2.3 Выводы и рекомендации по результатам исследовательского проекта 65
Заключение 71
Библиографический список 73
Приложения 80
Цель исследования – изучить роль общественно-политических знаний в формировании ментальности студенчества (на примере СмолГУ) и разработать практические рекомендации по улучшению процесса политической социализации студенчества в университете.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать ментальность как социокультурное явление.
2. Раскрыть сущность, структуру и функции общественно-политических знаний.
3. Определить место общественно-политических знаний в структуре ментальности студентов.
4. Разработать программу социологического исследования по определению роли общественно-политических знаний в ментальности студенческой молодежи СмолГУ.
5. Организовать и провести социологическое исследование по определению роли общественно-политических знаний в ментальности студенческой молодежи.
6. Анализ результатов социологического исследования по определению роли общественно-политических знаний в ментальности студенческой молодежи и разработка рекомендаций по эффективности развития данной сферы.
Гипотеза: выдвигается предположение, что роль общественно-политических знаний в структуре ментальности студенческой молодежи зависит от ряда факторов: степенью общественной и политической активности, заинтересованностью в работе общественных организаций, функционирующих на основе самоуправления; высокой мотивацией по отношению к политическому участию и т.д.
Объект исследования – российское студенчество.
Предмет исследования – роль общественно-политических знаний в ментальности студенческой молодежи.
Методы исследования:
- теоретические: диалектический, анализ и синтез, историко-логический, сравнительно-аналитический, системный, институциональный;
- эмпирические: анкетирование, количественный и качественный анализ результатов анкетирования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- эволюционный подход – А. Ермолин , В.Р. Николаева и др.;
- структурно-функциональный подход – Г.В. Сорокина , А.Л. Фурсов и др.;
- гуманитарный подход – В.В. Гаврилюк , М.С. Сафонова и др.
- региональный подход – Е.Н. Гоголева , В.А. Луков и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности систематизации научных подходов по проблеме влияния общественно-политических знаний на ментальность студенчества.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе социологического исследования, могут быть учтены в планировании работы по формированию общественно-политических знаний студентов как компонента структуры их ментальности.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать ментальность как социокультурное явление.
2. Раскрыть сущность, структуру и функции общественно-политических знаний.
3. Определить место общественно-политических знаний в структуре ментальности студентов.
4. Разработать программу социологического исследования по определению роли общественно-политических знаний в ментальности студенческой молодежи СмолГУ.
5. Организовать и провести социологическое исследование по определению роли общественно-политических знаний в ментальности студенческой молодежи.
6. Анализ результатов социологического исследования по определению роли общественно-политических знаний в ментальности студенческой молодежи и разработка рекомендаций по эффективности развития данной сферы.
Гипотеза: выдвигается предположение, что роль общественно-политических знаний в структуре ментальности студенческой молодежи зависит от ряда факторов: степенью общественной и политической активности, заинтересованностью в работе общественных организаций, функционирующих на основе самоуправления; высокой мотивацией по отношению к политическому участию и т.д.
Объект исследования – российское студенчество.
Предмет исследования – роль общественно-политических знаний в ментальности студенческой молодежи.
Методы исследования:
- теоретические: диалектический, анализ и синтез, историко-логический, сравнительно-аналитический, системный, институциональный;
- эмпирические: анкетирование, количественный и качественный анализ результатов анкетирования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- эволюционный подход – А. Ермолин , В.Р. Николаева и др.;
- структурно-функциональный подход – Г.В. Сорокина , А.Л. Фурсов и др.;
- гуманитарный подход – В.В. Гаврилюк , М.С. Сафонова и др.
- региональный подход – Е.Н. Гоголева , В.А. Луков и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности систематизации научных подходов по проблеме влияния общественно-политических знаний на ментальность студенчества.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе социологического исследования, могут быть учтены в планировании работы по формированию общественно-политических знаний студентов как компонента структуры их ментальности.
В процессе анализа научных источников была раскрыта ментальность как социокультурное явление. Было определено, что ментальность, в отличии от менталитета, это глубинное индивидуальное сознание, сформированное на усвоении коллективного (общественного) опыта, которые имеет индивид на момент определенного времени. Следовательно, ментальность – это изменчивая категория, подвергающая воздействию со стороны как внешних (социальные условия, окружение и т.д.) факторов, так и внутренних (потребности и интересы индивида, уровень его общественных и политических знаний и т.д.).
Анализ научных источников позволил определить сущность понятия «общественно-политические знания», их структуру и функции. Была определена роль общественно-политических знаний в структуре ментальности студентов. Общественно-политические знания находят свое выражение в разных формах – это участие в политической и общественной жизни общества, участие в политических формальных и неформальных объединениях, участие в протестных акциях, участие в профсоюзных движениях и т.д.
Период студенчества является процессом интенсивного развития нравственных и эстетических характеристик, становления характера и его стабилизации, овладения полным набором социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические и профессионально трудовые. Поэтому, большое значение для формирования ментальности студентов, имеет уровень их общественно-политических знаний.
В ходе проведенного социологического исследования был сформулирован вывод о том, что у студентов противоречивое мнение о роли общественно-политических знаний в их ментальности: с одной стороны, студенты считают, что общественно-политические знания оказывают влияние на мировоззрение как каждого человека (88%); с другой стороны, студенты степень влияния общественно-политических знаний на их ментальность оценили в диапазоне от 6 до 10 баллов. Результаты свидетельствуют о том, что в целом роль общественно-политических знаний в формировании ментальности студенчества очевидна: студенты осознают необходимость изучения таких дисциплин, как политология, социология и др., считая, что это необходимо не только студентам, но и каждому современному человеку. Также часть студентов признает, что общественно-политические знания оказали влияние на их отношение к общественной и политической жизни страны, на их участие в разного рада общественных движениях, которые стремятся к преобразованию социальных отношений в обществе.
Основная роль приведенных форм работы по формированию общественно-политических знаний студентов заключается в том, что начинает меняться его целостных взгляд на общественные отношения, на политическое устройства. Деятельность студентов начнет носить преобразующий деятельный характер. Все это не может оказать положительного влияния на формирование ментальности студенчества.
В качестве рекомендаций для работы со студентами предлагается ввести в вузе внеучебные организации в виде студенческих кружков, дискуссионных клубов, а также приглашение наиболее ярких политиков, которые будут делиться своим опытом, общественно-политическими знаниями, предоставляя возможность молодым людям вносить свои идеи и пожелания, рассуждать и выстраивать свою собственную позицию по тому или иному вопросу. Помимо всего этого, крайне важно способствовать активизации деятельности уже существующей профсоюзной организации, стимулировать ее работу, делая участие студентов в ней более активным, грамотным и осознанным. Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотезы подтверждены.
Анализ научных источников позволил определить сущность понятия «общественно-политические знания», их структуру и функции. Была определена роль общественно-политических знаний в структуре ментальности студентов. Общественно-политические знания находят свое выражение в разных формах – это участие в политической и общественной жизни общества, участие в политических формальных и неформальных объединениях, участие в протестных акциях, участие в профсоюзных движениях и т.д.
Период студенчества является процессом интенсивного развития нравственных и эстетических характеристик, становления характера и его стабилизации, овладения полным набором социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические и профессионально трудовые. Поэтому, большое значение для формирования ментальности студентов, имеет уровень их общественно-политических знаний.
В ходе проведенного социологического исследования был сформулирован вывод о том, что у студентов противоречивое мнение о роли общественно-политических знаний в их ментальности: с одной стороны, студенты считают, что общественно-политические знания оказывают влияние на мировоззрение как каждого человека (88%); с другой стороны, студенты степень влияния общественно-политических знаний на их ментальность оценили в диапазоне от 6 до 10 баллов. Результаты свидетельствуют о том, что в целом роль общественно-политических знаний в формировании ментальности студенчества очевидна: студенты осознают необходимость изучения таких дисциплин, как политология, социология и др., считая, что это необходимо не только студентам, но и каждому современному человеку. Также часть студентов признает, что общественно-политические знания оказали влияние на их отношение к общественной и политической жизни страны, на их участие в разного рада общественных движениях, которые стремятся к преобразованию социальных отношений в обществе.
Основная роль приведенных форм работы по формированию общественно-политических знаний студентов заключается в том, что начинает меняться его целостных взгляд на общественные отношения, на политическое устройства. Деятельность студентов начнет носить преобразующий деятельный характер. Все это не может оказать положительного влияния на формирование ментальности студенчества.
В качестве рекомендаций для работы со студентами предлагается ввести в вузе внеучебные организации в виде студенческих кружков, дискуссионных клубов, а также приглашение наиболее ярких политиков, которые будут делиться своим опытом, общественно-политическими знаниями, предоставляя возможность молодым людям вносить свои идеи и пожелания, рассуждать и выстраивать свою собственную позицию по тому или иному вопросу. Помимо всего этого, крайне важно способствовать активизации деятельности уже существующей профсоюзной организации, стимулировать ее работу, делая участие студентов в ней более активным, грамотным и осознанным. Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотезы подтверждены.
Подобные работы
- Проблема политического участия студенческой молодежи (Смоленский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 1400 р. Год сдачи: 2019 - Повседневность воспитанников Казанского Императорского университета (1862-1917 гг.)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Организационно-педагогические условия развития воспитательной системы вуза МВД
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019



