Введение стр.2
Глава I. Тенденции развития массовой коммуникации в начале XXI века - стр.9
1.1 Зарождение новых медиа: социальный аспект стр.10
1.2 Типология классификации новых медиа
стр.16
1.3 Ключевые характеристики новых медиа
стр.18
Глава II. Специфика развития новых медиа в Магрибе стр.35
2.1 Факторы, повлиявшие на формирование СМИ региона стр.42
2.2 Становление и развитие новых медиа
стр.64
2.3 Социо-культурные особенности новых медиа в регионе стр.74
2.4 Перспективы развития и тенденции новых медиа в Магрибе стр.82
Заключение стр.85
Библиография стр.89
Дипломная работа посвящена новым медиа стран Магриба, изучению их развития и перспектив в будущем. В данной работе будет исследована взаимосвязь между развитием новых медиа и становлением гражданского общества в Магрибе, представляющего собой симбиоз африканских и арабоговорящих стран. Будут изучены сайты и онлайн-ресурсы по региону и по каждой стране в отдельности, социальные сети, этапы внедрения интернет-технологий. В данной работе я планирую изучить их развитие в разных странах с учетом национальных особенностей, разобрать основные функции новых медиа в становлении гражданского общества и свободы слова и тенденции их развития в регионе.
Сама по себе Африка далеко не лидирующий по уровню обеспеченностью доступом к коммуникации регион, всего лишь 13% (согласно исследованиям Всемирного банка) жителей континента пользуются Интернетом. Но именно в Африке наблюдается большой прирост пользователей Всемирной паутины за довольно короткий срок. Магриб - одна из активно развивающихся частей Африки, с учетом более высокого уровня жизни технологии развиваются быстрее и качество коммуникаций выше, благодаря чему молодые люди получают доступ к образовательным ресурсам, включаются в диалог с людьми из разных стран, узнают про рынок труда, становятся частью большого сообщества по интересам и вследствие чего более критично относятся к происходящему вокруг.
Недооценивать влияние новых медиа и интернет-СМИ перестали после событий Арабской весны, во время которой именно новые медиа стали основным способом передачи информации между активистами и участниками акций и оповещения о ходе акций в режиме реального
времени. Тем не менее, события, повлекшие за собой серьезные изменения на политической карте мира и государственные перевороты в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки, не отразились на соседних странах, таких как Марокко или Мавритания, например. Этот парадокс может зависеть от ряда причин: языковой барьер и большой разрыв между образованным городским и необразованным сельским населением; преследования активистов по приказу короля и президента; интернет-цензура и фильтры от провайдеров; отсутствие инфраструктуры для более быстрой передачи данных; отторжение западных идей демократии жителями Северной Африки.
Примечательно, что даже в неразвитых регионах Магриба несмотря на довольно низкий уровень жизни, молодые люди, будучи обладателями простейших моделей телефонов с мобильным интернетом, могут совсем не интересоваться глобальными или даже локальными проблемами, но успешно знакомятся и общаются со своими сверстниками в социальных сетях, впоследствии завязывают отношения и часто даже создают семьи. Такого рода модели вполне вписываются в рамки довольно суровых предписаний мусульманских стран, где отношения молодых людей строго регламентируются старшим поколением. В Магрибе, который все же более открыт и восприимчив к европейским ценностям, чем другие страны арабского мира, много последователей религиозных течений, в том числе и радикальных, которые для продвижения своих идей заводят блоги, пользуются соц.сетями и размещают видео. Таким образом, новые медиа поддерживают традиционный уклад и в некотором смысле способствуют его укреплению и продолжению.
В законодательствах всех стран Магриба, как и на Ближнем Востоке с самого начала появления Интернета были ограничения на пользование Интернетом, и ситуация изменилась только после реформ,
произошедших после смены правительств в ходе Арабской весны. До сих пор многие блогеры и лидеры мнений в соц.сетях не ощущают свободы слова в полной мере, как этому должно быть, часто им приходится заниматься самоцензурой, чтобы избежать проблем с властями: они избегают некоторых острых тем, не публикую имена своих собеседников и на фотографиях стараются не показывать отдельных людей или детали, по которым можно узнать место.
Актуальность исследования обусловлена изменением политической ситуации на Ближнем Востоке в целом и в Магрибе в частности под воздействием новых медиа и СМИ на общество. Государство с религиозным уклоном и традиционной системой ценностей, довлевшее над личной жизнью отдельного человека, потерпело поражение при появлении новых медиа и социальных сетей как пространства личной свободы для каждого. Подавляемые цензурой и строгими законами люди смогли объединиться по общим интересам в Интернете посредством новых медиа и результатом их объединения стали также и события Арабской весны, всколыхнувшей весь регион. Подобного рода явления должны быть тщательно изучены и проанализированы исследователями и экспертами из разных отраслей для гармонизации общества в будущем.
Выбор региона объясняется тем, что каждая из стран Магриба (Марокко, Тунис, Алжир, Ливия, Мавритания и Западная Сахара) несмотря на географическую близость, языковую и религиозную общность, сильно различается по форме государственности, устройству общества и плотности населения. Поэтому результаты, полученные в ходе исследований, презентуют широкий спектр развития страны и новых медиа.
Степень разработанности темы: изученистенденцийовыхмедиа в Африке и Магрибе началось около 6-7 лет назад. Тема стала актуальной в преддверии событий Арабской весны и после них. Отдельных исследований по средствам массовых коммуникаций и новым медиа на русском языке почти нет.
Данная работа проведена не по отдельной стране, но по большому региону, состоящего из очень разных по своим характеристикам государств. Рассматриваются становление свободной, открытой прессы в каждой из стран и развитие институтов гражданских прав посредством новых медиа и в Интернет-пространстве, поэтому также использовалось большое количество исследований в разных областях.
Научная новизна заключается в исследовании новых способов коммуникации как средства влияния на сообщество людей большого региона, который из-за определенной культурной специфики может стать очагом конфликтов. Новые медиа становятся темой для все более тщательных исследований и разбираются более детально и пристально. В этом смысле развивающаяся сфера трансформирующихся массовых коммуникаций и новых медиа Магриба и Африки является удобной площадкой для наблюдений - регион активно и быстро развивается, большая группа населения осваивает новые для себя технологии и внедряет их в свою жизнь. Немаловажно проследить за тем, как онлайн- инфраструктура успешно замещает и облегчает доступ к информации для довольно большой категории людей, живущих в отдаленных и экономически не развитых частях региона. Поэтому изучение этой темь может быть хорошим образцом и для других больших развивающихся регионов с большой численностью населения.
Теоретическая база включает в себя труды российских и зарубежных исследователей не только новых медиа, но и других областей. Для подготовки теоретического материала были изучены публикации Я. Н. Засурского, Е. Л. Вартановой, И. И. Засурского, М.М.Лукиной и И. Д. Фомичевой, Л.М.Земляновой, работы М.Маклюэна, М.Кастельса7, Паскаля Захари8, Э.Тоффлера, ДХолмса, Эспена Аарсета, Розы Алюсьер Стоун, Питера Луненфельда, Стюарта Молтропа, Генри Дженкинса, Тэда Нельсона, Мартина Листера и других. О политических разногласиях Марокко и Алжира писал в 2005 году Макух В.В18 из Института Ближнего Востока, Павлуцкая Э.В. в 2008 году - о магрибинском терроризме и его причинах, Подцероб А. Б. - о влиянии ислама на политику. Один из немногих исследователей Мавритании - Соловьева.А. В 2009 году накануне волнений вышла публикация об исламистскиполитическихрганизациях Марокк. i Непосредственно по новым медиа в Магрибе пишут в основном зарубежные эксперты, сотрудники европейских университетов, которые в силу исторически сложившейся традиции больше сотрудничают с регионом. Также феномен новых медиа изучается американскими экспертами, которые делают обзоры для академических изданий
Методы исследования - в данной работе применялись: дескриптивный метод, контент-анализ и метод сравнительного анализа.
Эмпирической базой послужили около 70 сайтов социальных сетей, блогов, новостных порталов и развлекательных онлайн-ресурсов. Они были отобраны по нескольким критериям: соответствие критериям новых медиа, высокая посещаемость, узнаваемость среди интернет- пользователей Марокко, Ливии, Туниса, Алжира, Западной Сахары и Мавритании.
Объект исследования: новые медиа стран Магриба как особый <мент взаимодействия в обществе.
Предмет исследования: особенности развития новых медиа с учетом социокультурных составляющих.
Цель данной работы - провести комплексное исследование новых медиа Магриба в контексте политической, социальной, культурной специфики в каждой из изучаемых стран (Тунис, Алжир, Марокко, Западная Сахара, Ливия, Мавритания).
В связи с поставленной в данном исследовании целью возникает ряд задач, которые будут решаться на страницах данной работы:
• изучить место новых медиа в системе коммуникаций
стран Магриба;
• проанализировать систему СМИ региона;
• выявить особенности новых медиа в разных странах;
• определить воздействие новых медиа на развитие общественно-политической ситуации в разных частях Магриба.
Гипотеза: Социально-культурные особенности оказали влияние на формирование магрибинских новых медиа, которые сыграли ключевую роль в изменении общественно-политической ситуации в регионе.
Хронологические рамки работы - с начала 2000-ых до 2014 года, так как новые медиа как средство массовой коммуникации явление относительно новое в Магрибе.
Практическая польза: сведения о новых медиа и общественном укладе в Африке и Магрибе будут интересны специалистам различных областей для дальнейших исследований, также для политологов, которые занимаются этим регионом.
Структура данной работы обусловлена целями и задачами исследования.
Первая глава включает в себя теоретические положения о зарождении новых медиа, их основным функциям и типологиям.
Вторая глава включает в себя анализ количественных и качественных данных по Африке, Магрибу и каждой из стран, выявление тенденций и специфики новых медиа в регионе. Завершает работу заключение и библиография.
Магриб - очень сложный, неоднородный, неоднозначный регион. «Политический» Магриб довольно сложно найти на карте: Марокко, Алжир, Тунис и иногда Ливию принято включать в MENA - Middle East & North Africa, в то время как на карте в Северную Африку входит и Мавритания. Данные по Африке не всегда относятся к Магрибу, чаще эту часть континента попросту не включают в исследования и отчеты.
По сравнению с ближневосточными нефтяными странами, например, Марокко кажется бедным, в то же время рядом с нищими внутренними государствами черной Африки это развитое государство . Свойственная Магрибу многовековая история государственности всего лишь после 150 лет колонизации пришлыми европейцами никак не проявляет себя - попрание человеческих прав, неразвитость общества, драконовские, средневековые законы соседствуют с достижениями европейской цивилизации, демократизацией реформ.
Нельзя упускать и языкового фактора. В Магрибе наблюдается четкое деление языков: на диалекте дома, в госучреждениях и в мечети - на рабском, в банке и с друзьями в кафе- на французском или на смеси арабского с французским. По мнению некоторых экспертов, языковые предпочтения надо менять в сторону английского. Это позволит Магрибу взаимодействовать с Европой и с миром, развиваться в сфере IT, разработке программного обеспечения, туризма и быть более конкурентоспособными на рынке труда для миллионов молодых людей. Экс-министр образования Туниса Осама Ромдани говорит: «Один из показателей необходимости английского языка - кол-во объявлений о работе, где знание языка - одно из главных требований. 92% объявлений в Марокко и 54% в Тунисе гарантируют лучшие условия для тех, кто владеет английским. Разница в заработной плате между англоговорящими и не владеющими языком сотрудниками как минимум 10%. Уровень зарплат носителей английского разнится уже на 70-80%».
Огромные территории пустыни Сахары оставляют крошечные пространства для жизни людей и площадь страны редко соотносится с общей численностью населения: Ливия - четвертое по размерам государство Африки, но живет там в 6 раз меньше людей, чем в Марокко (6 млн. ливийцев против 36 млн. марокканцев), которое по площади в десятки раз меньше. Поэтому очень большую роль в развитии региона играют расстояния между населенными пунктами - строить инфраструктуру и коммуникации для отдаленного, пусть и большого поселка бедуинов в пустыне не имеет смысла, и отчасти поэтому блага цивилизации в регионе на должном уровне доступны только в крупных,
развитых городах. Внедрение в таких районах правительственных программ по развитию онлайн-инфраструктуры облегчило бы коммуникацию между людьми, пусть незначительно, но уменьшило бы разрыв между социальными классами.
Патриархальный быт не смог осилить нарастающую волну протестов молодых, но результаты Арабской весны оказались далекими от демократии и для построения гражданского общества осталось почти столько же времени для развития, сколько было до революций. Магриб либерален, гибок, он допускает отклонения от нормы, от закона, но ровно до тех пор, пока об этом не заговорят в открытую. Легитимность королевской власти, доступ к образованию, существование ЛГБТ- сообщества, нежелание женщин носить хиджаб и подчиняться мужчинам, наличие коррупции - пока эти разговоры остаются в узком кругу интеллектуалов и интеллигенции и кажутся для большинства народа ересью и кощунством - никого из властей подобные темы не интересуют. Как только парадигма начинает смещаться, как только в головах у людей созревает критика и вопросы - власть начинает выходить из себя и жестоко подавлять сам процесс критического мышления. Наверное, по этой причине власти ограничивают доступ к Интернету как к пространству личной свободы.
Можно предположить, что молодое, активное, получившее образование, открытое к новому большинство (около 60% населения в возрасте до 30 лет) будет вынуждено уехать из своих стран. Они объединятся между собой в другую, альтернативную онлайн-страну, в виртуальный Магриб, где продолжат общаться, читать новости, изменять сообщество, но извне, физически находясь в других местах, как поступает Фронт Полисарио - не имея разрешения для въезда на территорию, которую они считают своей страной, они борются за ее независимость и организовали правительство с президентом и министерствами. Суверенная Западная Сахара давно существует, I 84 выросло несколько поколений этой страны, и к подобной виртуальной реальности нам придется привыкать и в дальнейшем.
Гражданские институты развиваются гораздо медленнее, чем отдельно взятое поколение молодых, активных людей. Интернет не только «прорубил окно в Европу», но и во весь мир, благодаря ресурсам новым медиа люди могут узнавать каждый день новое, открывать для себя города и страны, но для реального выезда или путешествия еще существует много препятствий - выдача визы, соблюдение сроков пребывания за границей, достаточное количество средств для поездки и т.д. Технологии все больше внедряются в физическое пространство вокруг нас и, думаю, не за горами то время, когда путешествовать в онлайне будет гораздо реальнее и удобнее, чем в оффлайне. И новые медиа будут одними из способов воплотить это в реальность.
Как показывает история, события в Африке и Магрибе могут развиваться по самым неожиданным, но вполне предсказуемым сценариям, поэтому делать однозначные выводы не представляется возможным.
В связи с изложенными выше результатами исследования есть основания утверждать о верности гипотезы о том, что оциально-культурные особенности оказали влияние на формирование магрибинских новых медиа, которые сыграли ключевую роль в изменении общественно-политической ситуации в регионе.
Магриб, как и Африка в целом, уже стал частью глобализационных и отчасти это происходит из-за относительно плохой экономической ситуации и удаленности региона. На мой взгляд, новые медиа и Интернет качественно изменят Магриб после того, как страны перейдут от отмены законов о цензуре, ограничениях использования Интернета к принятию нового законодательства о регулировании контента, авторских правах, электронном пиратстве, кибер- I 85
преступлениях, доступе к открытым данным о работе гос.учреждений и защите персональных данных. Подобные изменения станут подтверждением того, что регион станет полноправной частью мирового интернет-сообщества, соблюдающего международные нормы и регламенты и полностью включенного в глобальный диалог.
1.Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества:
Толковый словарь терминов и концепций. - М.: Изд-во Моск.ун-та, 1999. - С.145.
2. Вартанова Е.Л. Теория СМИ: Актуальные вопросы. - М.: МедиаМир, 2009, - 488 с.
3. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 272 с.
4. Hill Ann and Watson James. Dictionary of Media and Communication Studies. 8th Edt. Bloomsbury, 2012. - P.196.
5. Mayer Paul. Computer Media and Communication: a reader, Oxford: Oxford University Press, 1999. - P.360.
6. Kay Alan and Goldberg Adele. A new home for the mind, in Computer Media and Communication, ed.P.Mayer, Oxford: Oxford University Press, 1999. - P. 360
7. Martin Lister, Jon Dovey, Seth Giddings, Iain Grant and Kieran Kelly. New Media: A Critical Introduction. Routledge, 2006. - P. 404
8. Winston, Brian. Misunderstanding Media. Harvard University Press, 1986. - P.237
9. Levy P. Cyberculture (Electronic Mediations). Univ. Of Minnesota Press, 2001. - P.50.
10. Aarseth E. Cybertext: Perspectives on Ergodic Literature. Johns Hopkins University Press, 1997. - P.141
11. Stone R. A. Electronic Culture: Technology and Visual Representation. Aperture, 1996. - P.245
12. Lunenfeld P. The Digital Dialectic: new essays on new media, Cambridge, Mass.: MIT, 2000. - P.247
13. Danesi, M. Understanding Media Semiotics. - Oxford University Press, 2002. - P.224
14. Moulthrop, S. Towards a rhetoric of informating text in hypertext, Proceedings of the Association for Computing Machinery, New York, 1992. - P.144.
15. Jenkins, H. Convergence Culture - Where Old and New Media Collide, New York University Press, 2006. - P.157.
16. Pascal Zachary G. Endless Frontier: Vannevar Bush, Engineer of the American Century. Free Press, 1997. - P.303.
17. Nelson, Ted A new home for the mind [1982], in Computer Mediated Communications, ed P.Mayer, Oxford: Oxford University Press, 1999. - P.220.
18. Lister, M. Introductory essay, in The Photogrphic Image in Digital Culture, London and New York: Routledge, 1995. - P.227.
19. Botler, J. and Grusin, R. Remediation: Understanding New Media. Cambridge, MA: MIT Press, 1999. - P.233.
20. Martin Lister, Jon Dovey, Seth Giddings, Iain Grant and Kieran Kelly. New Media: A Critical Introduction. Routledge, 2006. - P. 254
21. Bruce Etling,John Kelly,Robert Faris,and John Palfrey. Mapping the Arabic Blogosphere: Politics, Culture, and Disent. - Berkman Center Research Publication No. 2009-06. - P.79
22. Robert Faris, Hal Roberts, Rebekah Heacock, Ethan Zuckerman, Urs Gasser. Online Security in The Middle East and North Africa: A Survey of Perceptions, Knowledge, and Practice. Harvard Edu Press, 2011. - P.57.
23. R. Les Cottrell. Pinging Africa - A decadelong quest aims to pinpoint the internet bottlenecks holding Africa back. - Kinchasa, February, 2013. - P.132.
24. William A. Rugh. Arab Mass Media: Newspapers, Radio, and Television in Arab Politics. Praeger Publishers, 2004. - P.357.
25. Abbasi, Abdelaziz. A sociolinguistic analysis of multilingualism in Morocco. Unpublished doctoral dissertation. - University of Texas at Austin, 1997, - P.213.
Электронные источники:
1. История появления телеканала Аль Джазира http://www.aljazeera.com (дата обращения: 27.04.2014)
2. Египетский блогер Ваэль Аббас http://misrdigital.blogspirit.com (дата обращения: 14.02.2014)
3. Страница памяти убитого Мохаммеда Халеда в Фейсбук https://www.facebook.com/elshaheeed.co.uk (дата обращения: 15.02.2014)
4. Блог Нохи Атеф о пытках в Египте
http://www.blogher.com/frame.php7urUhttp%3A%2F%2Ftortureinegypt.net
%2Fenglish&_back=http%3A%2F%2Fwww.blogher.com%2Fglobal-voices- citizen-media-summit-noha-atef-torture-egypt (дата обращения: 28.03.2014) 88|
5. Блог Хебы Котб о сексуальном воспитании
http://www.hebakotb.net/en (дата обращения: 28.03.2014)
6. Блог Моны Элтахави http://www.monaeltahawy.com (дата
обращения: 28.03.2014)
7. Abdelkader Djeflat. «It Took More That New Media to Deliver the Arab Spring», http://www.scidev.net/global/icts/opinion/it-took-more-than-new-media- to-deliver-the-arab-spring.html (дата обращения: 05.02.2014)
8. Статистика роста числа пользователей Интернета по континентам и странам. http://www.internetworlsstats.com/stats1.htm (дата обращения: 12.02.2014)
9. Статья о выключении Интернета в Западной Сахаре. http://adalauk.org/2014/04/02/the-un-security-council-must-incorporate-a-human- rights-monitoring-manadate-in-its-minurso-mission-in-western-sahara/#more- 1049 (дата обращения: 28.03.2014)
10. Обзор беспорядков в Западной Сахаре. Western Sahara Beatings Abuse Moroccan Security Forces. 26 Novembre 2010. http://www.hrw.org/news/2010/11/26/western-sahara-beatings-abuse-moroccan- security-forces (дата обращения: 12.03.2014)
11. Сайт радиостанции Maizirat http://radiomaizirat2.blogspot.com.es (дата обращения: 27.03.2014)
12. Сайт официального представительства САДР в России http://sadr-russia.ru (дата обращения: 27.03.2014)
13. Сайт кинофестиваля Fisahara http://festivalsahara.com (дата обращения: 25.04.2014)
14. Общая информация о Марокко
http://en.wikipedia.org/wiki/Morocco (дата обращения: 12.03.2014)
15. Данные по уровню урбанизации в мире по странам https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/fields/2212.html (дата обращения: 20.03.2014)
16. Общая информация о Тунисе http://en.wikipedia.org/wiki/Tunisia (дата обращения: 12.03.2014)
17. Общая информация об Алжире
http://en.wikipedia.org/wiki/Algeria (дата обращения: 12.03.2014)
18. Общая информация о Мавритании
http://en.wikipedia.org/wiki/Mauritania (дата обращения: 12.03.2014)
19. Заявление в поддержку Муаммара Каддафи на сайте информационного агенства Mathaba. http://ru.mathaba.net (дата обращения: 16.02.2014)
20. Отчет Freedomhouse об уровне свободы слова в Ливии http://freedomhouse.org/country/libya.U4C8917Up-U (дата обращения: 27.03.2014)
21. Отчет Freedomhouse об уровне свободы слова в Марокко http://freedomhouse.org/country/morocco#.U4csBV69fjA (дата обращения: 27.03.2014)
22. Программа курса новых медиа в Рабате http://www.sit.edu/studyabroad/ssa moj.cfm (дата обращения: 15.02.2014)
23. Отчет Freedomhouse об уровне свободы слова в Тунисе http://freedomhouse.org/country/tunisia#.U4csvV69fjA (дата обращения: 27.03.2014)
24. Сайт мавританской газеты Le Calame http://lecalame.info (дата обращения: 27.03.2014)
25. Сайт мавританской газеты http://www.latribune.mr (дата обращения: 27.03.2014)
26. Блог самого известного блогера Алжира Эль Мухтарем http://ffs1963.unblog.fr (дата обращения: 15.02.2014)
27. Отчет Freedomhouse об уровне свободы слова в Алжире
http://freedomhouse.org/country/algeria#.U4cs5F69fjA (дата обращения: 27.03.2014)
28. Центр маркетинговых исследований Portland Communications http://www.portland-communications.com (дата обращения: 15.02.2014)
29. Отчет Центрa маркетинговых исследований Portland
Communications http://www.portland-communications.com/wp-
content/uploads/2013/05/Twitter in Africa PPT.pdf (дата обращения:
15.02.2014)
30. Центр маркетинговых исследований Portland Communications о
Твиттере в Африке http://www.portland-
communications.com/publications/the-quarterly-issue-6/how-africa-tweets/ (дата обращения: 15.02.2014)
31. Социальная сеть mxit.com (дата обращения: 10.02.2014)
32. Интервью с владельцем социальной сети mxit.com Аланом
Ноттом Крейгом от 28 ноября 2012 года. http://forbesindia.com/article/close- range/more-about-mxit-africas-largest-social-network/34181/1 (дата
обращения: 11.02.2014)
33. Сайт Африканского Виртуального Университета http://www.avu.org (дата обращения: 11.02.2014)
34. Социальная сеть для поиска работы Njourku http://www.njourku.com (дата обращения: 12.02.2014)
35. Интервью с создателем сети для поиска работы Njourku
http://techafri.ca/have-you-met-the-genius-behind-njorku-the-cameroonian-star- speaks-to-us-about-jobs-competition-and-mobile/ (дата обращения:
12.02.2014)
36. Социальная сеть для молодых африканцев-христиан
http://www.yookos.com (дата обращения: 12.02.2014)
37. Интервью с Бафаной Сибийя, директором по развитию Yookos. http://www.techcentral.co.za/yookos-africas-facebook/47216/ (дата обращения: 25.03.2014)
L
38. Исследование Visa Middle East “The Global Evolution of Digital
Commerce and MENA eCommerce”
http://www.visamiddleeast.com/me/common/include/uploads/ecommerce apr201
3.pdf (дата обращения: 27.03.2014)
39. Профиль марокканской блогерши Нухад Фатхи в Фейсбуке https://www.facebook.com/nouhad.fathi?fref=ts (дата обращения: 04.03.2014)
40. Интервью с марокканской рэпершей Султаной Soultana: 'The Voice of Women' Raps in Morocco’ http://www.pri.org/stories/2013-02- 20/soultana-voice-women-raps-morocco (дата обращения: 12.03.2014)
41. Страница поддержки журналиста Али Анузлы в Фейсбуке https://www.facebook.com/pages/Ali-anouzula/172715409599591?fref=ts (дата обращения: 05.02.2014)
42. Материал о президентских выборах в Мавритании http://globalvoicesonline.org/2014/05/25/mauritania-and-the-presidential- elections/ (дата обращения: 13.05.2014)
43. О языковом векторе в Магрибе от экс-министра образования Туниса Осамы Ромдани http://www.middle-east-online.com/english/? id=55886 (дата обращения: 15.04.2014)