Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты бизнес-планирования в организации 6
1.1 Сущность бизнес-плана 6
1.2 Методики бизнес-планирования 14
1.3 Особенности бизнес-планирования на действующем
предприятии 23
Глава 2. Основные составляющие бизнес-плана по введению на рынок шлакового щебня 30
2.1 Общая характеристика деятельности и рынка ООО
«Торговый Дом «ЭТАЛОН» 30
2.2 Описание бизнес-проекта по введению на рынок нового
продукта шлаковый щебень 40
2.3 Маркетинговый план бизнес-проекта 45
2.4 Производственный и организационный план бизнес-проекта
49
Глава 3. Оценка эффективности и рисков проекта 56
3.1 Финансовый план бизнес-проекта 56
3.2 Оценка экономической эффективности бизнес-плана 60
3.3 Оценка рисков бизнес-проекта 69
Заключение 73
Библиографический список 77
Приложения
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что неотъемлемой частью нормального функционирования государства, является международное движение капитала. Главной задачей инвестиций является создание экономической базы для решения социально¬экономических проблем, поэтому возникает рост необходимость рационального и высокоэффективного управления инвестиционной деятельностью. Основой инвестиционного потенциала страны является её предпринимательская сфера, которая создает и развивает уникальный продукт, способный приносить прибыль предпринимателю, государству и пользу для общества, такие коммерческие проекты имеют высокую заинтересованность в инвестировании со стороны зарубежных инвесторов.
Большинство компаний на Российском и мировом рынке имеют финансовый провал после первого года открытия или не имеют возможности к потенциальному наращиванию оборотов, всё это связано с отсутствием или некорректно составленным бизнес-планом, данная проблема является актуальной для любого начинаемого бизнеса или проекта, потому что от грамотно составленного бизнес-плана, можно сразу определить вероятность успеха. Однако из-за различных методов оценки
эффективности проекта, существуют сложности объективной оценки успеха проекта.
Степень разработанности темы.
Понятие бизнес-плана рассматриваются в работах И.А. Дубровина, В.Е. Шкурко, Н.Ю. Никитина, С.А Баркалов, Н.Д. Стрекаловой, В.Л. Горбунова, В.А. Морошкина.
Роль бизнес-плана в финансовом обосновании проекта рассматривается в работе А.С. Мальцева, в работе С.Н. Каруна бизнес-план рассматривается как инструмент привлечения инвестиций. В работе Л.И. Ванчухиной рассматриваются отраслевые особенности оценки эффективности реализации бизнес-плана.
Основные исследования проблемы оценки эффективности инвестиционного проекта представлены в работах таких отечественных ученых, как Зубцов В.В., Ливщец В.Н., Мелкунов Я.С., Непомнящий Е.Г. Смоляк С.А., Фальцман В.К., и др
При наличии большого числа научных работ теоретического и практического характера, наблюдается дефицит работ, способных учесть все разновидности требований к бизнес-планам проектов, в различных отраслях экономики, которые можно применить при составлении бизнес- плана с участием иностранного капитала, так чтобы данный документ имел одинаковые критерии оценки для инвестора и инициатора проекта.
Объект исследования - это хозяйственно-экономическая деятельность ООО «Торговый Дом «ЭТАЛОН».
Предмет исследования - технологии бизнес- планирования при открытии нового направления деятельности действующего предприятия.
Цель исследования - разработка основных элементов бизнес-плана открытия нового направления в рамках действующего предприятия и обоснование экономической эффективности данного решения.
Задачи исследования. Для достижения цели работы необходимо выполнить следующие задачи:
1. Проанализировать разновидность определения бизнес-плана, его ключевые элементы при составлении, его типологии.
2. Описать и провести сравнительный анализ международных методологий бизнес-планирования.
3. Провести анализ рынка, описать текущее состояние и предложить идею бизнес-плана, связанный с повышением конкурентоспособности компании.
4. Описать маркетинговый и производственный план проекта.
5. Рассчитать финансовую эффективность проекта и определить потенциальные риски, с которыми столкнется проект.
Методологические основы исследования. В процессе написания выпускной квалификационной работы использованы общетеоретические методы исследования, такие как: анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, аналогия, обобщение, абстрагирование, а также специальные методы, такие как экономическое моделирование, статистический анализ.
Информационную базу исследования составляют данные из официального сайта Федеральной службы государственной статистики Росстат, документация о ведении финансовой деятельности ООО «Торговый Дом «ЭТАЛОН»: Формы №1 и №2 бухгалтерского баланса на 31 декабря 2016¬2018 года, а также данные официальных сайтов основных конкурентов компании о стоимости оказания услуг.
Бизнес-план является рационально логичным инструментом в рыночной экономике, позволяющий разработать план по реализации нового бизнеса или его модернизации. В бизнес - плане содержится основная идея, стратегия развития и основные показатели, характеризующие итоговый результат, в первую очередь, финансовый. Проект должен содержать подробное описание достижения поставленных целей, которые преследует проект.
В первом параграфе первой главы были рассмотрены тракт определения «бизнес-план» и его цели таких отечественных авторов как: Дубровина И.А, Шкурко В.Е, Никитина Н.Ю, Баркалов С.А все они сходятся в том, что: бизнес-план - это документ, который отражает саму идею коммерческого проекта, цели его достижения. способы преодоления рисков и показатели успеха проекта. Также были рассмотрены основные функции бизнес-плана, его типы и разработана схема типологии и основная классификация.
Во втором параграфе первой главы были рассмотрены основные методологии бизнес-планирования, ключевые разделы, которые, могут включены в разработку бизнес-плана. Для сравнительного анализа были рассмотрены следующие методологии: UNIDO, методика Европейского банка
реконструкции и развития (ЕБРР), BFM Group, TACIS, KPMG. Каждая из методологий подходит для определенного направления бизнеса: инновационные проекты,
производственные, экологические, каждый из методологий подходит под особенности конкретных регионом. Каждая методология обладает своим набором показателей, определяющих успех проекта. Итогом анализа было выявлено, что для планируемого проекта эффективно подходит методика BFM Group.
В третьем параграфе первой главы подробно рассмотрена структура для бизнес-плана методики BFM Group. В структуру бизнес-плана должно входить: наименование проекта, краткое представление собственника проекта с полной информацией об организации и руководителе, описание проекта - целевые характеристики планируемого продукта, место реализации и краткое описание уникальности и потенциала продукта. Затем описание компании-заявителя проекта, его цели и миссии в бизнесе, его позиция на рынке и конкурентоспособность. Объем планируемых инвестиций в проект, затем описание показателей эффективности проекта, которыми были выбраны NPV, IRRMIRR, IP, DPP. Далее предоставляется таблица финансовых поток, описание предполагаемых рисков проекта и завершается структура предложениями для инвестора.
Также в проекте должен быть описаны маркетинговый и производственный план, проведен анализ-чувствительности проекта через изменяемые показатели проекта: объем продаж и цена за единицу продукта.
В первом параграфе второй главы была рассмотрена деятельность компании-инициатора проекта ООО «Торговый Дом «ЭТАЛОН» на рынке строительных материалов и грузоперевозок. В ходе проведения анализа рынка и сравнении компании с ключевыми конкурентами по продаже строительных материалов, был сделан вывод о том, что ООО «ТД «ЭТАЛОН» является компанией-перекупщиком, без какой- либо уникальности в предложении на рынке, поэтому было принято решение, о том, что компании необходимо отказаться от роли компании по перепродаже и начать деятельность в новой товарной нише.
Во втором параграфе второй главы была описана концепция идеи бизнес-проекта по выведению на рынок товара- заменителя шлаковый щебень, который может выступать в качестве товара заменителя, позволяющего сэкономить бюджет проекта на 30 %. Материал, по своим техническим свойствам, не уступает материалу горных пород, однако строит минимум в 2 раза дешевле. Поставлять данный продукт будет ООО «Ключевская обогатительная фабрика» входящая в состав MIDURAL GROUP.
Были также описаны будущий прайс-лист по продукту и представлены фотографии шлакового щебня.
В третьем параграфе второй главы был описан маркетинговый план проекта. Маркетинговый план основывается на следующих стратегиях маркетинга:
Стратегия концентрации- компании стоит сделать акцент на узком сегменте строительных компаний, чей профиль составляет строительство автомобильный и железнодорожных покрытий, а также общестроительные работы.
Ценовая стратегия заключается в том, что шлаковый щебень - это вторичное техногенное сырье, которое является экологически безопасным и стоит минимум в 2-2,5 раза дешевле, чем горный щебень.
Рекламная стратегия заключается в быстром захвате товарной нише посредством создания
высокопрофессиональной и клиентоориентированной компании, с постоянным поддержанием партнерских отношений, где клиент - это друг компании, с которым можно сотрудничать в долгосрочной перспективе.
Каналы продаж компании разделены на прямой канал продаж (телефонные переговоры с последующим выявлением потребности), пассивные каналы продаж («сарафанное радио» через ранее работавших с нами клиентами) и партнерский канал продаж (работа с нашими ключевыми клиентами, у которых есть выход на целевую аудиторию нашего продукта и клиенты, с которыми мы работаем многие годы, и они имеют возможность рекомендовать нас), который является ключевым каналом продаж для проекта.
В четвертом параграфе второй главы рассказывается о производственном процессе продукта, который предоставляет ООО «Ключевская обогатительная фабрика» разработавшая уникальную технологию обработки техногенного сырья, который продается по дилерской цене ООО «Торговый Дом «ЭТАЛОН». Рисками проекта является, то что ООО «КОФ» осуществляет свою деятельность плановыми распоряжениями, и если предполагаемый план не будет выполняться, то ООО «ТД «ЭТАЛОН» имеет риск не получить продления дилерского договора.
Организационная структура проекта соответствует ранней структуре ООО «Торговый Дом «ЭТАЛОН» до появления проекта, с единственным изменением - появление должности маркетолога, отвечающего за подготовку всех онлайн и офлайн маркетинговых мероприятий компании.
В первом параграфе третьей главы был составлен финансовый план проекта. Суммарные инвестиции составляют 42 500 рублей, которые пойдут на разработку и реализацию маркетинговых мероприятий проекта. Также был рассчитан финансовый план по прибыли проекта на 1 год и финансовый план движения денежных средств на 3 года при трех сценариях развития, по итогу которого все три сценария развития являются финансово выгодными.
Во втором параграфе третьей главы проведен анализ финансовой эффективности проекта. При негативном производственном плане - худшем сценарии развития NPV - 7 121 651 рублей. Проект является эффективным при положительном значении. MIRR - 87%, PI- 3, 65. Все эти показатели говорят о том, что проект эффективен и требует реализации.
Точка безубыточности проекта при всех трех сценариях - 230 560 рублей.
При анализе чувствительности проект показал высокий запас прочности по таким изменяемым показателям:
• снижение объема реализации
• снижение цены реализации продукта
При всех проведенных анализах проект объективно является эффективным и прибыльным, а значит, требует реализации.
В третьем параграфе третьей главы была составлена матрица рисков проекта, которые были сформированы на основе данных экспертного полуформализованного интервью среди команды реализации проекта ООО «Торговый Дом «ЭТАЛОН», наиболее критичными которые являются, по мнению экспертов, со стороны контрагентов: поставщики, конкуренты.
1. Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 N 14-ФЗ (последняя редакция). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом: Постановление правительства от 15 апреля 2011 года N 272 (ред. от 12.12.2017 с изм. от 16 марта 2018 года). В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс». - правительства РФ
3. Проект Приказа Министерства транспорта РФ "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению в установленном порядке весового и габаритного контроля транспортных средств" от 15.02.2018 [электронный ресурс] // URL https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56644905/ (дата обращения: 31.05.2019).
4. Устав ООО «Торговый Дом «ЭТАЛОН», ред. от 2015 года.
2. Другие источники
5. Деятельность Ассоциации «Грузавтотранс» в регулировании сферы грузоперевозок [Электронный ресурс] // URL: http://sro-auto.ru/rezultaty-raboty/ (дата обращения: 31.05.2019).
6. Информация об ООО «Селен-щебень» [Электронный ресурс] // URL: http://www.selen-ekb.ru/ (дата обращения: 31.05.2019).
7. Информация об ООО «Горнощитский щебень» [Электронный ресурс] // URL: https://ask-gs.pulscen.ru/ (дата обращения: 31.05.2019).
8. История MIDURAL GROUP [электронный ресурс] URL: http://www.miduralgroup.ru/ (дата обращения: 31.05.2019).
9. История Ключевской обогатительной фабрики [электронный ресурс] URL: http://www.miduralgroup.ru/kof.htm (дата обращения: 31.05.2019).
10. История ЕБРР. [Электронный ресурс] // URL: https://www.ebrd.com/ru/about-us.html (дата обращения: 31.05.2019).
11. Информация о BFM Group Ukraine. [Электронный ресурс] // URL: http://www.bfm-ua.com/ (дата обращения: 31.05.2019).
12. История TACIS. [Электронный ресурс] // URL: http://www.rsci.ru/grants/fonds/100.php (дата обращения: 31.05.2019).
13. Курс доллара США [Электронный ресурс] // URL: http s://www. banki. ru/pro du cts/currency/u sd/ (дата обращения: 31.05.2019).
14. Максимальная ставка инфляции на 2019 год [электронный ресурс] URL: https://apecon.ru/prognoz-inflyatsii-na-gody-v-rossii (дата обращения: 31.05.2019).
15. Маркетинговый план. [Электронный ресурс] // URL: http:// www.bfm-ua.com/index/0-17 (дата обращения: 31.05.2019).
16. Основные функции бизнес-плана. [Электронный ресурс] // URL: https://info.wikireading.ru/251440 (дата обращения: 31.05.2019).
17. Организационный план и менеджмент. [Электронный ресурс] // URL: http://www.bfm-ua.com/index/0-17 (дата обращения: 31.05.2019).
18. Прогноз ВВП и уровня инфляции от МВФ [Электронный
ресурс] // URL:
https://www.imf.org/ru/News/Articles/2018/09/12/pr18346-imf- executive-board-concludes-2018-article-iv-consultation-with-the- russian-federation (дата обращения: 31.05.2019).
19. Производственный план. [Электронный ресурс] // URL: http://www.bfm-ua.com/index/0-17 (дата обращения: 31.05.2019).
20. Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований. [Электронный ресурс] // URL: http://www.bfm-ua.com/Part 1.pdf (дата обращения: 31.05.2019).
21. Резюме бизнес-плана. [Электронный ресурс] // URL: http:// www.bfm-ua.com/index/0-209 (дата обращения: 31.05.2019).
22. Стандарт бизнес-плана методологии TACIS. [Электронный ресурс] // URL: http://www.megaresort.ru/all docs.php (дата обращения: 31.05.2019).
23. Стандарт бизнес-плана KPMG. [Электронный ресурс] // URL: http://www.xn-—dtbhaacat8bfloi8h.xn--p1ai/KPMG (Дата обращения: 10.06.2019)
24. Структура типового инвестиционного бизнес-плана по стандартам BFM Group. [Электронный ресурс] // URL: http://www.bfm-ua.com/index/0-17 (дата обращения: 31.05.2019).
25. Финансовые коэффициенты [Электронный ресурс] // URL: http://1fin.ru/?id=311 (дата обращения: 31.05.2019).
26. Финансовый план. [Электронный ресурс] // URL: http://www.bfm-ua.com/index/0-17 (дата обращения: 31.05.2019).
3. Литература
27. Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии (2-е
издание): учебник для бакалавров. М.: Дашков и К, 2017. С. 17. [Электронный ресурс] // URL:
http://www.iprbookshop.ru/60386.html ЭБС «IPRbooks» (дата обращения: 31.05.2019).
28. В. Е. Шкурко, Н. Ю. Никитина; [науч. ред.А.В. Гребенкин]. Бизнес-планирование в предпринимательской деятельности: учебное пособие. М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал.федер. ун-т. — Екатеринбург. 2016.С. 22-23.
29. Баркалов С.А.и др. Бизнес-планирование: учебное пособие.
Воронеж: Воронежский государственный архитектурно¬строительный университет, ЭБС АСВ, 2015.С.7-11. [Электронный ресурс] // URL:
http://www.iprbookshop.ru/54994.html ЭБС «IPRbooks» (дата обращения: 31.05.2019).
30. Стёпочкина Е.А. Бизнес-планирование: учебное пособие для слушателей программ профессиональной подготовки управленческих кадров. Саратов: Вузовское образование, 2015.С.4. [Электронный ресурс] // URL: http://www.iprbookshop.ru/48874.html ЭБС «IPRbooks» (дата обращения: 31.05.2019).
31. Верников В.А. Бизнес-планирование стартапов в контексте привлечения венчурных инвестиций // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие) № 4 2014. С. 82.
32. Лунев Н., Макаревич Л. Бизнес-план для получения инвестиций: Методические рекомендации. М.: Внешсигма, 2015. 213 с.
33. Баринов В. А. Бизнес-планирование: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений / В. А. Баринов. 3-е изд. М.: Форум, 2015.
34. Коломиец Т.Д. Интернет курс по дисциплине «Бизнес-
планирование» для специальности «менеджмент организации» [Электронный ресурс] // URL:
http://www.e-biblio.ru/book/bib/06 management/Business planning /new/sg.html (дата обращения: 31.05.2019).
35. Кобзарь-Фролова М.Н. Инвестиционная политика: состояние, проблемы, пути преодоления кризиса инвестиций // Всероссийский журнал «Вопросы правоведения» № 3. 2015. С. 214.
36. Бэнгз Д.Г. Руководство по составлению бизнес-плана. Серия «Маркетинг и менеджмент за рубежом»/Д. Г. Бэнгз; пер. с англ. М.: Финпресс, 2016. 254 с