Феномен отчуждения женского тела: феминистская перспектива
|
Введение 4
1 Тело как легитимный объект исследования 8
1.1 Стратегии замалчивания проблемы тела в западно-философской
мысли 8
1.2 Проблема тела и телесности в современных социальных
исследованиях 15
2 Отчуждение женского тела: история и современность 27
2.1 Исторический генезис господствующего образа женщины 27
2.2 Анализ современных практик отчуждения женского тела 42
3 Синтез марксизма и феминизма как средство преодоления отчуждения
женского тела 57
3.1 Критика неолиберализма: марксистско-феминистская перспектива 57
3.2 Средства решения проблемы отчуждения женского тела 66
Заключение 78
Список использованной литературы
1 Тело как легитимный объект исследования 8
1.1 Стратегии замалчивания проблемы тела в западно-философской
мысли 8
1.2 Проблема тела и телесности в современных социальных
исследованиях 15
2 Отчуждение женского тела: история и современность 27
2.1 Исторический генезис господствующего образа женщины 27
2.2 Анализ современных практик отчуждения женского тела 42
3 Синтез марксизма и феминизма как средство преодоления отчуждения
женского тела 57
3.1 Критика неолиберализма: марксистско-феминистская перспектива 57
3.2 Средства решения проблемы отчуждения женского тела 66
Заключение 78
Список использованной литературы
Тело - конституирующий момент человеческого бытия. Осознание человеком себя и определение жизненной траектории невозможно в отрыве от понимания себя как физического, телесно-практического существа . Наличие тела для человека является самоочевидным. Через тело человек действует в мире, входит в коммуникацию с объектами внешнего мира, посредством тела человек показывает свою активную природу, с помощью тела Я взаимодействует с Другими. Тело — самый прекрасный из объектов, которым психически обладают, манипулируют, которое потребляют .
В изменяющемся капиталистическом мире возросло количество телесных практик, значение которых не осмыслено критически. Мы имеем в виду те практики, которые связаны с женщинами и женскими телами: косметология, эстетическая медицина, повсеместное насаждение «здорового» образа жизни, вместе с этим диетология. Современные генетические, медицинские практики субстанциональной трансформации организма нуждаются в гуманитарном осмыслении и нормативной легализации .
В европейских странах и США наблюдается процветание модельного бизнеса, суррогатного материнства, распространение порнографии (в Европе частичная легализация, в США полная) и внедрение порнографических образов в рекламу , объектом которых является женское тело. Ряд европейских стран полностью легализовали проституцию, тем самым предоставив государству право на распоряжение женским телом. Что касается российского контекста, то нарушение женских прав на тело связано с
декриминализацией домашнего насилия , нападками на репродуктивные женские права, активному продвижению консервативных ценностей, которые отводят женщине единственную роль - роль матери.
Современные неолиберальные дискуссии о равноправии работают на поддержание капиталистической системы: они предлагают угнетённым группам встроиться в существующим мир путём интеграции в рыночную экономику. Так например суррогатное материнство приподносится как добрая воля суррогатной матери, которая стремится помочь бездетным парам, а проституция как ещё один вид работы. Неясным остаётся, где находится грань между сознательным желанием женщины следовать появившимся практикам и вынужденным подчинением существующему порядку. Подчинение новым правилам, заданным неолиберализмом, порождает отчуждение женского тела от его носительницы.
Ввиду авторитета марксизма, связанного с его эмансипирующим потенциалом и практическими достижениями, многие освободительные движения в той или иной степени опираются на марксизм. Само понятие «отчуждение» взято нами из марксистской теории. Вслед за Карлом Марксом мы понимаем под отчуждением процесс, в результате которого продукт некоего труда объективируется, сам труд таким образом «опредмечивается» , становится чуждым тому, кто его производит. К отчуждению приводит сама капиталистическая система.
Если можно констатировать упадок интереса к марксизму, то феминистское движение, напротив, бурно развивается. Несмотря на общественное давление, всё больше женщин идентифицирует себя как феминисток, всё больше людей в академических кругах высказывается на эту тему. Проблема состоит в том, что феминизм ушёл от эмансипационного дискурса в сторону поддержания капиталистической системы.
Проблематикой телесности в истории западной мысли занимались Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар, М. Фуко, Дж. Батлер, Л. Иригарей, П. Слотердайк, И.С. Кон. Попытка соединения марксистской и феминистской теорий была предпринята Р. Дунаевской, А. Дэвис, С. Федериче, С. Джеймс, Ч. Арруцца, Т. Бхаттачарья, Н. Фрейзер, Н. Хартсок. Анализ конструирования женских идентичностей предприняли Р. Конелл, О.В. Поспелова, Н.Н. Кукаренко, М.А. Львова, Е.А. Здравомыслова, А.А. Тёмкина. Критикой неолиберализма занимались Д. Харви, Д. Стиглиц, А. Сен, М. Хадсон, П. Бурдьё.
В нашем исследовании мы бы хотели обратиться к теории Нэнси Хартсок, потому что она позволяет реактуализировать синтез марксистской и феминистской теорий, который медленно исчезает из-за влияния неолиберализма. Вслед за Н. Хартсок мы утверждаем, что феминизм и марксизм могут взаимно положительно повлиять друг на друга: благодаря марксизму феминизм может углубить анализ патриархальной структуры общества и её развития в западных классовых обществах, феминизм в свою очередь мог бы обогатить марксистское видение мира и человека женской перспективой.
Объект исследования: отчуждение женского тела.
Предмет исследования: способы преодоления отчуждения женского тела.
Цель работы: проанализировать возможности совмещения марксистской и феминистской перспективы для преодоления отчуждения женского тела.
Для решения поставленной цели мы наметили следующие задачи:
1) Описать стратегии, благодаря которым проблема телесности замалчивается в западноевропейской философии;
2) Обосновать недостаточность современных исследований в области тела и телесности;
3) Описать трансформацию представлений об идеале женщины;
4) Проанализировать современные практики отчуждения женского тела;
5) Представить синтез марксистской и феминистской перспективы;
6) Продемонстрировать основные средства преодоления проблемы отчуждения женского тела.
Методология исследования:
• Исторический материализм , под которым мы вслед за Марксом понимаем первичность бытия к сознанию. Мы утверждаем, что на саморефлексию и деятельность индивида влияет способ производства, характерный для конкретной исторической эпохи.
• Феноменологический анализ используется нами для освещения трансформации господствующего женского образа.
• Интерсекциональный подход используется нами для наиболее полной демонстрации разнообразного женского опыта.
Данное исследование может быть использовано как проект эмансипации, полученные результаты могут быть положены в основу курсов «Социальная философия», «Политическая антропология», «Введение в гендерный анализ», «Феминистские подходы в социальных и политических теориях».
В изменяющемся капиталистическом мире возросло количество телесных практик, значение которых не осмыслено критически. Мы имеем в виду те практики, которые связаны с женщинами и женскими телами: косметология, эстетическая медицина, повсеместное насаждение «здорового» образа жизни, вместе с этим диетология. Современные генетические, медицинские практики субстанциональной трансформации организма нуждаются в гуманитарном осмыслении и нормативной легализации .
В европейских странах и США наблюдается процветание модельного бизнеса, суррогатного материнства, распространение порнографии (в Европе частичная легализация, в США полная) и внедрение порнографических образов в рекламу , объектом которых является женское тело. Ряд европейских стран полностью легализовали проституцию, тем самым предоставив государству право на распоряжение женским телом. Что касается российского контекста, то нарушение женских прав на тело связано с
декриминализацией домашнего насилия , нападками на репродуктивные женские права, активному продвижению консервативных ценностей, которые отводят женщине единственную роль - роль матери.
Современные неолиберальные дискуссии о равноправии работают на поддержание капиталистической системы: они предлагают угнетённым группам встроиться в существующим мир путём интеграции в рыночную экономику. Так например суррогатное материнство приподносится как добрая воля суррогатной матери, которая стремится помочь бездетным парам, а проституция как ещё один вид работы. Неясным остаётся, где находится грань между сознательным желанием женщины следовать появившимся практикам и вынужденным подчинением существующему порядку. Подчинение новым правилам, заданным неолиберализмом, порождает отчуждение женского тела от его носительницы.
Ввиду авторитета марксизма, связанного с его эмансипирующим потенциалом и практическими достижениями, многие освободительные движения в той или иной степени опираются на марксизм. Само понятие «отчуждение» взято нами из марксистской теории. Вслед за Карлом Марксом мы понимаем под отчуждением процесс, в результате которого продукт некоего труда объективируется, сам труд таким образом «опредмечивается» , становится чуждым тому, кто его производит. К отчуждению приводит сама капиталистическая система.
Если можно констатировать упадок интереса к марксизму, то феминистское движение, напротив, бурно развивается. Несмотря на общественное давление, всё больше женщин идентифицирует себя как феминисток, всё больше людей в академических кругах высказывается на эту тему. Проблема состоит в том, что феминизм ушёл от эмансипационного дискурса в сторону поддержания капиталистической системы.
Проблематикой телесности в истории западной мысли занимались Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, С. де Бовуар, М. Фуко, Дж. Батлер, Л. Иригарей, П. Слотердайк, И.С. Кон. Попытка соединения марксистской и феминистской теорий была предпринята Р. Дунаевской, А. Дэвис, С. Федериче, С. Джеймс, Ч. Арруцца, Т. Бхаттачарья, Н. Фрейзер, Н. Хартсок. Анализ конструирования женских идентичностей предприняли Р. Конелл, О.В. Поспелова, Н.Н. Кукаренко, М.А. Львова, Е.А. Здравомыслова, А.А. Тёмкина. Критикой неолиберализма занимались Д. Харви, Д. Стиглиц, А. Сен, М. Хадсон, П. Бурдьё.
В нашем исследовании мы бы хотели обратиться к теории Нэнси Хартсок, потому что она позволяет реактуализировать синтез марксистской и феминистской теорий, который медленно исчезает из-за влияния неолиберализма. Вслед за Н. Хартсок мы утверждаем, что феминизм и марксизм могут взаимно положительно повлиять друг на друга: благодаря марксизму феминизм может углубить анализ патриархальной структуры общества и её развития в западных классовых обществах, феминизм в свою очередь мог бы обогатить марксистское видение мира и человека женской перспективой.
Объект исследования: отчуждение женского тела.
Предмет исследования: способы преодоления отчуждения женского тела.
Цель работы: проанализировать возможности совмещения марксистской и феминистской перспективы для преодоления отчуждения женского тела.
Для решения поставленной цели мы наметили следующие задачи:
1) Описать стратегии, благодаря которым проблема телесности замалчивается в западноевропейской философии;
2) Обосновать недостаточность современных исследований в области тела и телесности;
3) Описать трансформацию представлений об идеале женщины;
4) Проанализировать современные практики отчуждения женского тела;
5) Представить синтез марксистской и феминистской перспективы;
6) Продемонстрировать основные средства преодоления проблемы отчуждения женского тела.
Методология исследования:
• Исторический материализм , под которым мы вслед за Марксом понимаем первичность бытия к сознанию. Мы утверждаем, что на саморефлексию и деятельность индивида влияет способ производства, характерный для конкретной исторической эпохи.
• Феноменологический анализ используется нами для освещения трансформации господствующего женского образа.
• Интерсекциональный подход используется нами для наиболее полной демонстрации разнообразного женского опыта.
Данное исследование может быть использовано как проект эмансипации, полученные результаты могут быть положены в основу курсов «Социальная философия», «Политическая антропология», «Введение в гендерный анализ», «Феминистские подходы в социальных и политических теориях».
Проблематика тела должны образом не осмысливалась в истории западноевропейской мысли вплоть до ХХ века. В ХХ веке появились исследования, объектом которого выступало тело. Однако мало работ посвящено изучению отчуждения тела. Понятие отчуждения мы взяли у К. Маркса. В нашем исследовании мы основывались на походе Н. Хартсок, которая занималась разработкой феминистского исторического материализма. Её труды не переведены на русский язык, и в российских исследованиях она известна по большей части своим вкладом в феминистскую эпистемологию.
В первой главе нашего исследования мы анализировали разработку темы телесности в истории западной философской мысли. В параграфе 1.1 мы разобрали основные стратегии замалчивания проблемы тела. Для анализа мы выделили системы следующих философов: Платона, Аристотеля и Р. Декарта. Платон, представитель дихотомической традиции, отдавал предпочтение душе, считая тело её клеткой. По отношению к телу он использовал резко негативные эпитеты, считал, что чувственная составляющая мешает постижению истины, так как связывает человека с миром вещей. Его ученик Аристотель считал, что душа разрушается с разрушением тела, но помимо них у человека есть разум, который не разрушается после смерти. Аристотель отводил телу чисто инструментальную роль, считает, что человек использует своё тело для чувственного познания. Р. Декарт, имевший огромное влияние на становление европейского мышления и наук, считал, что тело и его ощущения не являются неопровержимой данностью, что не сомневаться можно лишь в своём разуме. Декарт отождествлял Я и сознание.
В параграфе 2.2 мы проанализировали работы трёх современных теоретиков, работы которых так или иначе связаны с проблематикой отчуждения тела. М. Фуко полагал, что тело человека отчуждается из-за властного порядка, в который оно встроено с момента рождения. Отчуждение совершается посредством дисциплины, надзора, системы наказаний,
принудительного труда. Философ утверждал, что любое наказание, применённое к человеку, будет наказанием его тела, даже если оно и направлено на перевоспитание его духа. М. Фуко выпускал из рассмотрения женский опыт, поэтому его теорию нельзя считать достаточной.
Его последовательница, Дж. Батлер предложила революционный проект политический проект: политическое движение без субъекта. Она указала на проблематичность выделения одной из идентичностей человека, в том числе женской, из совокупность всех его идентичностей, а также на тот факт, что в самом феминистском движении нет общего мнения по поводу определения понятия «женщина». Поэтому исследовательница предложила отказаться от определения коллективных идентичностей на основе единого опыта - будь то опыт тела с определёнными гениталиями или же опыт человека с социализацией по определённому типу. Подводя основание под категорию «женщина», мы поддерживаем репрессивный порядок реальности. Женщиной по Батлер является любой человек, который считает себя женщиной - для этого не обязательно иметь определённое тело. Теория Дж. Батлер является спорной, так как исследовательница предлагает выстраивать политическую борьбу без политического субъекта, что кажется нам проблематичным. Неясно, каким образом должна происходить солидаризация внутри опыта в группе, которая не разделяет один горизонт опыта.
Л. Иригарей оппонировала либеральной модели равенства и акцентировала внимание на том, что непринятие отличий мужчин и женщин стирает телесность как таковую. Она утверждала, что женское тело неразрывно связано с символическим наполнением, некогда переданном ему мужчиной. Если мужчина воспринимается как полнота и единство, то женщина - как отсутствие и множественность. Иригарей полагала, что женская сексуальность также множественна, и такая гетерономность соответствует новому порядку культуры. Исследовательница не предложила способа борьбы с существующим положением дел.
В главе 2 мы проанализировали трансформацию господствующего женского образа на протяжении ХХ века до наших дней. Трансформация господствующего женского образа связана с историческими событиями и последующими переменами в обществе. Желаемый образ женской телесности сообщается властными институтами массовой культуре для достижения политических целей. Анализ идеологического содержания женских организаций, плакатного искусства и кинематографа позволил нам реконструировать господствующий женский образ. Нами были выделены следующие типы женских образов, сформировавшиеся в ХХ веке, которые влияли на особое видение женской телесности:
• традиционная роль, в которой женщина воспринималась как мать, жена и хозяйка, - самая распространённая роль, характерная как господствующий образ для стран Европы и США до 50-х гг. ХХ века, позже стала одной из множества ролей;
• женщина-работница, - роль, характерная для женщин Советского Союза, позже к ней были присоединены черты традиционной роли;
• женщина, занимающаяся саморазвитием, - роль, сконструированная в том числе феминистками (С. де Бовуар, Б. Фридан);
• цветная женщина, - особая роль, вскрывающая ограниченность демонстрации женского образа только на примере белых женщин, возникла как результат активной вовлечённости женщин в борьбу за гражданские права темнокожих в Америке (А. Дэвис, б. хукс).
• сексуально раскрепощённая женщина, - роль, возникшая под влиянием мая 1968 год, сексуальной революции и порнографии;
• смешанная роль, которая совмещает в себе черты разных ролей; мы наблюдаем её в кинематографе.
В эпоху неолиберализма отчуждение тела происходит через отчуждение репродуктивной функции, женской сексуальности и красоты (параграф 2.2). Женщина рассмотрена через теорию Ж.-П. Сартра как бытие-для-Другого или бытие рассматриваемое, женская красота представлена как мера символического капитала (П. Бурдье). В данном параграфе мы основывались на работах Н. Вульф «Миф о красоте», так как в ней наиболее полно проанализированы практики воздействия на женщин, и Ж. Бодрийяра «Общество потребления», так как в ней представлена критика капиталистического общества, основанного на индивидуальном потреблении. В зависимости от основания отчуждения были выделены следующие типы:
• «карьеристка», - господствующая роль в эпоху неолиберализма; индивидуалистка, не склонная к кооперации с другими женщинами, подвергает тело определённым практикам чтобы добиться успеха на работе;
• «анорексичка», - продвигается сферой модельного бизнеса, а также инлустрии похудания; безжизненное тело-манекен, не обладающее ни сексуальностью, ни способностью к деторождению;
• «проститутка», - продвигается сферой проституции и порнографии; из-за того, что секс стал частью повседневности всё более прочно входит в общественное поле; тело, которое можно насиловать;
• «инкубатор», - возникла благодаря суррогатному материнству и государственной установки на деторождение; тело женщины используется как материал.
В главе 3 мы представили критику неолиберализма через синтез марксизма и феминизма. В параграфе 3.1 мы реконструировали историю взаимоотношений феминизма и марксизма и выяснили, что критика капитализма была изначально включена в феминистский проект. Нами были выделены следующие основания для критики:
- сращивание феминизма и либерализма;
- упор на индивидуальный опыт (что приводит к разобщённости женщин);
- укрепление капиталистической системы за счёт встраивания в неё женщин;
- приравнивание женского опыта к мужскому;
- замалчивание проблем женщин, которые занимают непрестижные должности;
- игнорирование материнского дискурса.
Неолиберализм содержит в себе противоречие: несмотря на негативные стороны, замедляющие темпы женской эмансипации, сейчас появились условия, которые могут сделать борьбу дискриминируемых групп успешной (доступ к образованию, упрощённое сообщение).
В параграфе 3.1 нами были предложены средства для преодоления отчуждения женского тела. Мы пришли к выводу, что преодоление отчуждения тела неразрывно связано с женской эмансипацией. Нами были выделены необходимые условия женской эмансипации, следовательно, преодоления отчуждения тела: во-первых, женщины должны осознать себя субъектом политической деятельности (Д. Лукач), который осознаёт свои интересы, и в зависимости от них может влиять на политические процессы, во-вторых, женщинам необходимо солидаризоваться и преодолеть свою разобщённость. В параграфе дано определение «женственности».
В параграфе предложен желаемый тип политического устройства, основанный на оценке К. Марксом деятельности Парижской коммуны, но углублённый феминистской перспективой и адаптированный под оси дискриминации помимо классовой. Проанализировав женский труд, мы пришли к выводу о том, что специфика женского опыта труда может расширить марксово понимание труда до всеобъемлющего. На примере женской социализации, основанной на эмпатии, можно представить опыт общественного бытия, в котором люди занимаются добровольным всеобщим трудом, основанном на кооперации.
Изменений, в которых нуждается общество, невозможно достичь лишь путём замены одних политических элит другими: важно добиться коренного переустройства общества. Дискриминируемым группам важно показать свою картину мира, в которой нет места системам господства. Общество должно быть основано на добровольном труде и автономии коллектива, выражающейся в коллективном независимом ни от чего внешнем принятии решений по поводу дальнейшей деятельности.
Помимо этого нами предложены ближайшие цели для преодоления отчуждения женского тела: создание нормативно-правовой базы для защиты женщин от насилия (ратификация Стамбульской Конвенции), декриминализация проституции, появление искусственной матки, легализация абортов, доступная контрацепция, сексуальное просвещение, а также расширение спектра телесностей, представленных в общественном пространстве.
Отчуждение женского тела - серьёзная проблема, с которой сталкивается каждая современная женщина. Объективация женского тела приводит к ряду серьёзных последствий, негативно влияющих на жизнь и благополучие женщины. Она влияет на осознание женщинами самих себя, на их деятельность в мире, затормаживает темпы женской эмансипации. Преодоление отчуждения тела представляется нам диалектическим процессом, в котором женщина сможет выйти за рамки рассмотрения её только через её телесность, но также женщина присвоит себе тело за счёт рефлексии над собственным телом.
В первой главе нашего исследования мы анализировали разработку темы телесности в истории западной философской мысли. В параграфе 1.1 мы разобрали основные стратегии замалчивания проблемы тела. Для анализа мы выделили системы следующих философов: Платона, Аристотеля и Р. Декарта. Платон, представитель дихотомической традиции, отдавал предпочтение душе, считая тело её клеткой. По отношению к телу он использовал резко негативные эпитеты, считал, что чувственная составляющая мешает постижению истины, так как связывает человека с миром вещей. Его ученик Аристотель считал, что душа разрушается с разрушением тела, но помимо них у человека есть разум, который не разрушается после смерти. Аристотель отводил телу чисто инструментальную роль, считает, что человек использует своё тело для чувственного познания. Р. Декарт, имевший огромное влияние на становление европейского мышления и наук, считал, что тело и его ощущения не являются неопровержимой данностью, что не сомневаться можно лишь в своём разуме. Декарт отождествлял Я и сознание.
В параграфе 2.2 мы проанализировали работы трёх современных теоретиков, работы которых так или иначе связаны с проблематикой отчуждения тела. М. Фуко полагал, что тело человека отчуждается из-за властного порядка, в который оно встроено с момента рождения. Отчуждение совершается посредством дисциплины, надзора, системы наказаний,
принудительного труда. Философ утверждал, что любое наказание, применённое к человеку, будет наказанием его тела, даже если оно и направлено на перевоспитание его духа. М. Фуко выпускал из рассмотрения женский опыт, поэтому его теорию нельзя считать достаточной.
Его последовательница, Дж. Батлер предложила революционный проект политический проект: политическое движение без субъекта. Она указала на проблематичность выделения одной из идентичностей человека, в том числе женской, из совокупность всех его идентичностей, а также на тот факт, что в самом феминистском движении нет общего мнения по поводу определения понятия «женщина». Поэтому исследовательница предложила отказаться от определения коллективных идентичностей на основе единого опыта - будь то опыт тела с определёнными гениталиями или же опыт человека с социализацией по определённому типу. Подводя основание под категорию «женщина», мы поддерживаем репрессивный порядок реальности. Женщиной по Батлер является любой человек, который считает себя женщиной - для этого не обязательно иметь определённое тело. Теория Дж. Батлер является спорной, так как исследовательница предлагает выстраивать политическую борьбу без политического субъекта, что кажется нам проблематичным. Неясно, каким образом должна происходить солидаризация внутри опыта в группе, которая не разделяет один горизонт опыта.
Л. Иригарей оппонировала либеральной модели равенства и акцентировала внимание на том, что непринятие отличий мужчин и женщин стирает телесность как таковую. Она утверждала, что женское тело неразрывно связано с символическим наполнением, некогда переданном ему мужчиной. Если мужчина воспринимается как полнота и единство, то женщина - как отсутствие и множественность. Иригарей полагала, что женская сексуальность также множественна, и такая гетерономность соответствует новому порядку культуры. Исследовательница не предложила способа борьбы с существующим положением дел.
В главе 2 мы проанализировали трансформацию господствующего женского образа на протяжении ХХ века до наших дней. Трансформация господствующего женского образа связана с историческими событиями и последующими переменами в обществе. Желаемый образ женской телесности сообщается властными институтами массовой культуре для достижения политических целей. Анализ идеологического содержания женских организаций, плакатного искусства и кинематографа позволил нам реконструировать господствующий женский образ. Нами были выделены следующие типы женских образов, сформировавшиеся в ХХ веке, которые влияли на особое видение женской телесности:
• традиционная роль, в которой женщина воспринималась как мать, жена и хозяйка, - самая распространённая роль, характерная как господствующий образ для стран Европы и США до 50-х гг. ХХ века, позже стала одной из множества ролей;
• женщина-работница, - роль, характерная для женщин Советского Союза, позже к ней были присоединены черты традиционной роли;
• женщина, занимающаяся саморазвитием, - роль, сконструированная в том числе феминистками (С. де Бовуар, Б. Фридан);
• цветная женщина, - особая роль, вскрывающая ограниченность демонстрации женского образа только на примере белых женщин, возникла как результат активной вовлечённости женщин в борьбу за гражданские права темнокожих в Америке (А. Дэвис, б. хукс).
• сексуально раскрепощённая женщина, - роль, возникшая под влиянием мая 1968 год, сексуальной революции и порнографии;
• смешанная роль, которая совмещает в себе черты разных ролей; мы наблюдаем её в кинематографе.
В эпоху неолиберализма отчуждение тела происходит через отчуждение репродуктивной функции, женской сексуальности и красоты (параграф 2.2). Женщина рассмотрена через теорию Ж.-П. Сартра как бытие-для-Другого или бытие рассматриваемое, женская красота представлена как мера символического капитала (П. Бурдье). В данном параграфе мы основывались на работах Н. Вульф «Миф о красоте», так как в ней наиболее полно проанализированы практики воздействия на женщин, и Ж. Бодрийяра «Общество потребления», так как в ней представлена критика капиталистического общества, основанного на индивидуальном потреблении. В зависимости от основания отчуждения были выделены следующие типы:
• «карьеристка», - господствующая роль в эпоху неолиберализма; индивидуалистка, не склонная к кооперации с другими женщинами, подвергает тело определённым практикам чтобы добиться успеха на работе;
• «анорексичка», - продвигается сферой модельного бизнеса, а также инлустрии похудания; безжизненное тело-манекен, не обладающее ни сексуальностью, ни способностью к деторождению;
• «проститутка», - продвигается сферой проституции и порнографии; из-за того, что секс стал частью повседневности всё более прочно входит в общественное поле; тело, которое можно насиловать;
• «инкубатор», - возникла благодаря суррогатному материнству и государственной установки на деторождение; тело женщины используется как материал.
В главе 3 мы представили критику неолиберализма через синтез марксизма и феминизма. В параграфе 3.1 мы реконструировали историю взаимоотношений феминизма и марксизма и выяснили, что критика капитализма была изначально включена в феминистский проект. Нами были выделены следующие основания для критики:
- сращивание феминизма и либерализма;
- упор на индивидуальный опыт (что приводит к разобщённости женщин);
- укрепление капиталистической системы за счёт встраивания в неё женщин;
- приравнивание женского опыта к мужскому;
- замалчивание проблем женщин, которые занимают непрестижные должности;
- игнорирование материнского дискурса.
Неолиберализм содержит в себе противоречие: несмотря на негативные стороны, замедляющие темпы женской эмансипации, сейчас появились условия, которые могут сделать борьбу дискриминируемых групп успешной (доступ к образованию, упрощённое сообщение).
В параграфе 3.1 нами были предложены средства для преодоления отчуждения женского тела. Мы пришли к выводу, что преодоление отчуждения тела неразрывно связано с женской эмансипацией. Нами были выделены необходимые условия женской эмансипации, следовательно, преодоления отчуждения тела: во-первых, женщины должны осознать себя субъектом политической деятельности (Д. Лукач), который осознаёт свои интересы, и в зависимости от них может влиять на политические процессы, во-вторых, женщинам необходимо солидаризоваться и преодолеть свою разобщённость. В параграфе дано определение «женственности».
В параграфе предложен желаемый тип политического устройства, основанный на оценке К. Марксом деятельности Парижской коммуны, но углублённый феминистской перспективой и адаптированный под оси дискриминации помимо классовой. Проанализировав женский труд, мы пришли к выводу о том, что специфика женского опыта труда может расширить марксово понимание труда до всеобъемлющего. На примере женской социализации, основанной на эмпатии, можно представить опыт общественного бытия, в котором люди занимаются добровольным всеобщим трудом, основанном на кооперации.
Изменений, в которых нуждается общество, невозможно достичь лишь путём замены одних политических элит другими: важно добиться коренного переустройства общества. Дискриминируемым группам важно показать свою картину мира, в которой нет места системам господства. Общество должно быть основано на добровольном труде и автономии коллектива, выражающейся в коллективном независимом ни от чего внешнем принятии решений по поводу дальнейшей деятельности.
Помимо этого нами предложены ближайшие цели для преодоления отчуждения женского тела: создание нормативно-правовой базы для защиты женщин от насилия (ратификация Стамбульской Конвенции), декриминализация проституции, появление искусственной матки, легализация абортов, доступная контрацепция, сексуальное просвещение, а также расширение спектра телесностей, представленных в общественном пространстве.
Отчуждение женского тела - серьёзная проблема, с которой сталкивается каждая современная женщина. Объективация женского тела приводит к ряду серьёзных последствий, негативно влияющих на жизнь и благополучие женщины. Она влияет на осознание женщинами самих себя, на их деятельность в мире, затормаживает темпы женской эмансипации. Преодоление отчуждения тела представляется нам диалектическим процессом, в котором женщина сможет выйти за рамки рассмотрения её только через её телесность, но также женщина присвоит себе тело за счёт рефлексии над собственным телом.



