ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
В УСЛОВИЯХ КОМПЛЕКСНО - ТЕМАТИЧЕСКОГО ПОСТРОЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Введение……………………………………….…….………………..…………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования нравственных качеств у
старших дошкольников в условиях комплексно-тематического построения образовательного процесса в дошкольной организации……………………………………………………………..……………..…....8
1.1. Особенности формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………..………..8
1.2. Характеристика комплексно-тематического построения образовательного
процесса в дошкольной организации………………………………………….16
1.3. Педагогические условия формирования нравственных качеств у старших
дошкольников на основе комплексно-тематического построения образовательного процесса в дошкольной организации……..…………………….…..24
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию нравственных
качеств у старших дошкольников в условиях комплексно-тематического
построения образовательного процесса в дошкольной организации………………..……………………………………………….……………...38
2.1. Выявление уровня сформированности нравственных качеств у старших
дошкольников …………..……….……………………….……….………… …..38
2.2. Методические рекомендации по формированию нравственных качеств у
старших дошкольников в условиях комплексно-тематического построения
образовательного процесса в дошкольной организации……………………..50
Заключение…………………………………………………………….………..58
Библиографический список ………...…………….....……………….…...….61
Приложения
В современных условиях развития человеческого общества достаточно
остро стоит проблема нравственного воспитания подрастающего поколения.
Задачи нравственного воспитания дошкольников нашли свое отражение в
основных документах дошкольного образования – ФГОС ДО и примерных
общеобразовательных программах («Детство», «От рождения до школы»,
«Истоки» и др.).
Происходящие в России социально - экономические и политические
изменения вызвали изменения и в области морально - нравственных ценностей и норм поведения в современном обществе. В нравственном воспитании
современных детей педагоги и родители столкнулись с такими негативными
тенденциями, как замещение книг просмотром телевизора, компьютерными
играми. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой
духовностью. Во многих семьях материальные ценности возвышаются над
духовными. Это способствует искаженному формированию у детей представления ο гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте,
милосердии и великодушии и других нравственных качеств. Стремясь к интеллектуальному развитию своего ребенка, родители часто забывают о развитии его нравственных качеств. Зачастую родители даже не понимают, что
без нравственных качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. Результатом такого отношения к нравственному воспитанию ребенка
становится эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности (2).
На всех этапах развития педагогической науки под разным углом зрения и с разной глубины обсуждалась проблема формирования нравственных
качеств личности, поскольку они занимают особое место среди многих личностных свойств. Эти качества необходимы для того, чтобы ребенок научил4
ся жить в обществе по законам нравственности, то есть на основе согласования собственных потребностей и стремлений с потребностями и стремлениями взаимодействующих с ним людей.
Дошкольный возраст период первоначального становления личности. К
семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности
ребенка как показатель его нравственного развития. Поэтому воспитание
нравственных качеств ребенка является основой для формирования более
сложных черт личности ребенка.
Государственная важность и социально-культурная значимость проблемы формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного
возраста вызвали большую активность ученых и практиков в разработке ряда
аспектов этого вопроса. Существенный вклад в решение данной проблемы
внесли Виноградова Н. Ф., Буре Р. С., Година Г. Н., Жуковская Р. И., Загик Л.
В., Запорожец А. В., Козлова С. А., Комарова Т. С., Маркова Т. А., Свадковский И. Ф., Сухомлинский В. А., Ушинский К. Д. и др. В их трудах раскрыты
общие закономерности, задачи, содержание, методы и средства нравственного воспитания.
Работа по формированию нравственных качеств у дошкольников занимает значительное место в научных исследованиях Н.Е. Богуславской,
Р.С. Буре, И.Н. Вавиловой, Л.С. Выготского, Л.А. Загуменной, Н.А. Купиной,
И.Н. Курочкиной, А.А. Люблинской, И.Ф. Мулько, В.Г. Нечаевой, Л.А. Пеньевской, С.В. Петериной, И.Ф. Свадковского и других. В своих трудах педагоги указывают на важность организации нравственного просвещения дошкольников, формирование у них элементарных норм нравственности и морали. Они считают очевидной организацию образовательной работы воспитателя над разъяснением сущности понятия нравственных норм и качеств,
нравственных отношений человека к обществу, коллективу, труду, к окружающим людям и самому себе. Поэтому в воспитании любого нравственного
качества применяются различные средства и методы воспитания, учитываются условия воспитания ребенка в семье и в детском саду. Одним из таких
условий является комплексно-тематическое построение образовательного
процесса в дошкольной организации.
В современных условиях развития человеческого общества проблема
нравственного воспитания занимает одно из первых мест. Дети 21 века
окружены множеством различных факторов, отрицательно влияющих на
формирование их личности и, прежде всего, на формирование нравственных
качеств. В рамках нашего исследования нами были изучены теоретические
вопросы исследуемой проблемы и выполнена практическая часть исследования.
На основе изучения научной литературы по психологии и педагогике
мы выяснили, что проблема нравственного воспитания занимает значительное место в научных исследованиях Н.Е. Богуславской, Р.С. Буре, И.Н. Вавиловой, Л.С. Выготского, Л.А. Загуменной, Н.А. Купиной, И.Н. Курочкиной,
А.А. Люблинской, И.Ф. Мулько, В.Г. Нечаевой, Л.А. Пеньевской, С.В. Петериной, И.Ф. Свадковского и других.
В работах Л.В. Запорожца, Р.И. Жуковской, В.К. Котырло, Я.3. Неверович, Т. Ткаченко, А.Р. Юдиной, В.С. Юркевич и других доказано, что ребенок дошкольного возраста способен управлять своим поведением на основе знаний нравственных норм и правил поведения, нравственных представлений.
Проблема комплексно-тематического построения образовательного
процесса в дошкольной организации рассматривается в ряде публикаций современных авторов (К.Ю. Белая, А.М. Вербенец, О.Н. Сомкова, О.В. Солнцева и др.). При комплексно-тематическом построении образовательного процесса в ДОО в основу организации образовательной работы ставится тема,
которая выступает как сообщаемое знание и представляется в эмоциональнообразной форме. Реализация темы в разных видах детской деятельности
(«проживание» ее ребенком) вынуждает педагога к выбору более свободной
позиции, приближая ее к партнерской.59
Также нами было представлено теоретическое обоснование педагогических условий формирования нравственных качеств у старших дошкольников на основе комплексно-тематического построения образовательного процесса в дошкольной организации. В качестве педагогических условий нами
были рассмотрены следующие:
- использование нравственного потенциала окружающей социальной
микросреды;
- активное включение ребенка в деятельность, способствующую принятию и усвоению им духовно-нравственных ценностей;
- реализация в образовательном процессе проблемных ситуаций нравственного выбора.
Практическая часть выпускной квалификационной работы состояла из
констатирующего этапа и составления методических рекомендаций по формированию нравственных качеств у старших дошкольников в условиях комплексно-тематического построения образовательного процесса в дошкольной
организации.
Констатирующий этап был проведен на базе муниципального образовательного учреждения «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа» села Дмитриевка Ракитянского района Белгородской области с детьми
старшей группы (16 детей): высокий уровень сформированности нравственных качеств показали 4 ребенка (25%), средний уровень - 11 детей (68,75%),
низкий уровень - 1 ребенок (6,25%).
Затем нами были составлены методические рекомендации по формированию нравственных качеств у старших дошкольников в условиях комплексно-тематического построения образовательного процесса в дошкольной организации, в основу которых легла гипотеза исследования.
В целом, поставленные задачи исследования были решены. Результаты
проведенного исследования были представлены на:60
- международной научно-практической интернет-конференции НИУ «БелГУ» «Развитие личности в образовательном пространстве» 29 марта 2017г.;
- методическом объединении воспитателей детского сада в структуре МОУ
«Дмитриевская средняя общеобразовательная школа» Ракитянского района
Белгородской области 12 апреля 2017г.;
- секционном заседании студенческой научно-практической конференции
НИУ «БелГУ» «Актуальные проблемы социально-личностного развития дошкольника» 13 апреля 2017г.;
1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст] / Н.П. Аникеева.- М.:
Просвещение, 1987.- 144 с.
2. Аникина, Т.М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Т.М. Аникина, Г.В. Степанова, Н.П., Терентьева. - М.: УЦ «Перспектива», 2012.- 248 с.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст] / К.Ю. Бабанский. - М.: Академия, 2002. - 346 с.
4. Бархатова, А.С. Воспитание культуры поведения [Текст] / А.С. Бархатова // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 11 - С. 23.
5. Белая, К.Ю. Программы и планы ДОО. Технологии разработки в соответствии с ФГОС ДО [Текст] / К.Ю. Белая.- М.:ТЦ Сфера, 2014.-128 с.
6. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] / А.А. Бодалев. - М.: Просвеще¬ние, 1983. - 271 с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.
8 .Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]: Учебное пособие для сту¬дентов средних педагогических учебных заведений. 2-е изд. / Л.Р. Болотина, Т.С.Комарова, С.П.Баранов. - М: Издательский центр Академия, 2007. - 367с.
9. Буре, Р.С. Методика воспитания гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста [Текст] / Р.С.Буре // Современный детский сад. - 2012.
- № 5. - С. 4-8.
10. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников [Текст] / Р.С.Буре. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 80 с.
11. Буре, Р.С. Воспитатель и дети [Текст] / Р.С.Буре, Л.Ф. Островская. - М.: Академия, 2001.- 182 с.
12. Вавилова, И.Н. Механизмы социально-личностного развития дошкольника [Текст] / И.Н. Вавилова // Теория и практика общественного развития.-2013.- № 1. - С. 27.
13. Вербенец, А.М. Планирование образовательного процесса дошкольной
организации: современные подходы и технология [Текст]: Уч.методическое пособие / А.М. Вербенец, О.Н.Сомкова, О.В. Солнцева. - СПб.: ООО
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.- 288 с.
14. Выготский, Л.С. Воспитание чувств. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Хрестоматия: Уч.пособие для студ. сред. Пед. учеб.заведений / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 324 с.
15. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.В.Гамезо, М.В. Матюхина, Т.С. Михальчук.- М.: Просвещение, 1994. - 356с.
16. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст]: Издание 3-е, исправленное и дополненное / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: «ЧеРо», 2004.- 240 с.: ил.
17. Громова, О.Е. Ознакомление дошкольников с социальным миром [Текст] / О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, А.Ю. Кабушко. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 224с.
18. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа
дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.- 352с.
19. Деятельность и взаимоотношения дошкольников [Текст] / Под ред. Т.А. Репиной. - М.: Просвещение, 1987. - 54 с.
20. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб.пособие для студ. пед. ин-тов. В 2¬х частях / Под.ред. В.И. Логиновой, И.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение,
1988. - 168 с.
21. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] / Е.С. Евдокимова. - М.: ТЦ «Сфера», 2008. - 98 с.
22. Ерофеева, Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами [Текст] /Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание. - 2004. - №10. - С. 25.
23. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст]: В 2-х т. Т.1. психическое развитие ребенка / А.В. Запорожец.-М.: Просвещение, 1986. - 364 с.
24. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д.Кошелева. - М.: Просвещение, 1985.-195 с.
25. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка [Текст]: Пособие для воспитателя дет.сада. - 2-е изд., доп. /Я.И.Ковальчук.- М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
26. Козлов, Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день [Текст]: 3-е изд., перераб. и доп. / Н.И.Козлов.- М.: Новая школа: АСТ-Пресс, 1997.- 320 с.
27. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 356 с.
28. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.: ил.
29. Константинов, Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики [Текст] / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский. - М.: Академия,2002.- 445 с.
30. Космачева, Н.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников [Электронный ресурс] // Бесплатная электронная библиотека [Офиц. сайт]. URL:twirpx.com>file/537534 (дата обращения: 18.01.2017).
31. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] /Н.А. Короткова. - М.: Линка-Пресс, 2007. - 156 с.
32. Котырло, В.К. Некоторые подходы к экспериментальному исследованию волевых действий у детей [Текст]: Материалы 2-й международной научной конференции по проблемам психологии воли/ В.К Котырло. - Рязань, 1999. - С.28 - 30.
33. Купина, Н.А. Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры [Текст] / Н.А. Купина, Н.Е. Богуславская.- М.: Педагогика, 2002.- 176 с.
34. Курочкина, И.Н. О культуре поведения и этикете [Текст] / И.Н.Курочкина // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 10. - С. 16.
35. Курочкина, И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников [Текст] / И.Н.Курочкина. - М.: Педагогика, 2001. - 112 с.
36 Куцакова, Л.В. Нравственное воспитание в детском саду [Текст] / Л.В. Куцакова. - М.: Академия, 1989. - 156 с.
37. Лампман, В.Е. Лаборатория педагогического мастерства [Текст]: Мастер- классы, проекты, семинар-практикум / В.Е. Лампман.- Волгоград: «Учитель»,2013. - 145 с.
38. Лешли, Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы [Текст]: Пер. с англ.: Кн. Для воспитателя детского сада / Д.Лешли. - М.: Просвещение, 1991. - 223 с.
39. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина.- М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 384 с.
40. Логинова, В.И.Дошкольная педагогика [Текст] / В.И. Логинова, М.А. Саморукова. - М.: Академия, 2003.- 254 с.
41. Люблинская, А.А. О моральных представлениях и моральных привычках. [Текст] / А.А. Люблинская.- М.: Академия, 1998. - 384 с.
42. Мещерякова, Б.Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак, 2008.-409 с.
43. Мулько, Ю. И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет [Текст] / Ю.И. Мулько. - М.: ТЦ Сфера, 2004 - 96 с.
44. Мухина, В.С.Психология дошкольника [Текст] / В.С.Мухина.- М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 239 с.
45. Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками [Текст] / С.О. Николаева.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 80 с.
46. Новицкая, М.Ю. Традиционная отечественная культура и духовно-нравственное воспитание в дошкольном образовательном заведении [Текст] / М.Ю. Новицкая // Современный детский сад. - 2011. - № 5. - С. 32.
47. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы [Текст] /Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола, 1995. - 182 с.
48. Общение детей в детском саду и семье [Текст] / Под ред. Т.А. Репиной, Р.В. Стеркиной. - М.: Педагогика, 1990. - 150 с.
49 Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1994. - 928 с.
50. Парамонова, Л.А.Воспитание и обучение детей шестого года жизни [Текст] / Л.А. Парамонова. - М.: Академия, 2007. - 160 с.
51. Педагогика [Текст]: Учеб пособие для студентов пед. учеб.заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 3-е изд.- М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
52. Петерина, С.В.Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Петерина. - М.: Владос, 2006. - 164 с.
53. Петровский, А.В. Популярные беседы о психологии [Текст] / А.В. Петровский. - М.: «Педагогика», 1977. - 208 с.
54. Педагогика [Текст]: Новый курс: Учеб.для студ. высш. учеб. Заведений / И.П. Подласый.- изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 576 с.
55. Портянкина, А.Н. Примерное планирование работы по воспитанию культуры поведения. [Текст] / А.Н. Портянкина // Дошкольное воспитание. -
1989. № 1.- С. 28
56. Практикум по возрастной психологии [Текст] /Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2001. - 688 с.: ил.
57. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
58. Прихожан, А.М. О нравственном развитии. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - С. 278-282.
59. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ [Текст] / авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилова и др. - М.: Аркти, 2005. - 132 с.
60. Деятельность и взаимоотношения дошкольников [Текст] / Под ред. Т.А. Репиной. - М.:Просвещение, 1987. - С. 54
61. Рубинштейн, С.Я. Способы воспитания новых привычек. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. -С. 258-266.
62. Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание [Текст] / И.Ф. Свадковский.- М.: Педагогика, 2002. - 144 с.
63. Скоролупова, О.А. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании [Текст] / О.А. Скоролупова // Дошкольное воспитание.-2010.- № 5.- С.7
64. Словарь практического психолога [Текст] / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1997. - 800 с.
65. Социально-личностное развитие дошкольников: программа,
планирование занятия, диагностические материалы. Старшая группа [Текст] / Авт.- сост. Л.А. Загуменная.- Волгоград: Учитель, 2012. - 231с.
66. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология [Текст] / Л.Д. Столяренко.- Изд. 5-е, испр.- Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 541 с.
67. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1978. - 160 с.
68. Ткаченко, Т. Формирование навыков общения и этических представлений у детей: Методическое руководство [Текст] / Т.Ткаченко. - М.: Издательство: Книголюб, 2005 г. - С. 56.
69. Телегин, М. В. Программа воспитательный диалог. Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.В. Телегин.- М.: МГППУ, 2004.- 288 с.
70. Практикум по детской психологии [Текст]: Пособие для студ. пед. институтов, уч-ся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.: Просвещение; Владос, 1995. - 291 с.
71. Хрестоматия. История Советской дошкольной педагогики [Текст] / Под.ред. М.Ф. Шабаевой.- М. Просвещение, 1981.-264 с.
72. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин.- М.: Владос, 2005. - 253 с.
73. Юдина, А.Р. Уроки вежливости [Текст] / А.Р.Юдина// Дошкольное воспитание. - 2003. - №4. - С. 23.
74. Юркевич, В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек [Текст] / В.С. Юркевич.- М.: Пресс.- 2006.-125 с.