ВВЕДЕНИЕ 5
1 Руководство художественным коллективом 8
1.1 Специфика руководства художественным коллективом народного танца
1.2 Процесс создания коллектива народного танца и проблемы
руководства
2 Репертуарная политика национального художественного коллектива 18
2.1 Культурная политика коллектива национального танца 18
2.2 Репертуар коллектива национального танца (на примере ансамбля танца «Мордовочка»)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Репертуар ансамбля танца 36
«Мордовочка»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Гастрольная карта ансамбля танца 38
«Мордовочка»
ПРИЛОЖЕНИЕ В (рекомендуемое) География фольклорных экспедиций 39 ПРИЛОЖЕНИЕ Г (рекомендуемое) Описание номера «Творец и муза» 40
В соответствии с государственной политикой сохранения и развития культуры в последнее время огромное внимание уделяется художественному образованию и личностному развитию в сфере культуры. Роль культуры как средства воплощения общечеловеческих идеалов, как основы становления единого пространства на сегодня велика. В настоящее время одним из массовых видов творчества и воплощения культуры является хореографическое искусство. Занятия в хореографическом коллективе влияют на физическое и духовное становление человека при условии, если им (коллективом) руководит грамотный педагог, умеющий решать множество задач, связанных с организацией коллектива, его творческой деятельностью, формированием репертуара и т.д.
Целью работы является исследование методов руководства художественным коллективом национального танца и анализ репертуарной политики национального художественного коллектива (на примере ансамбля танца «Мордовочка»). В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
- дать определения понятиям «коллектив», «художественный коллектив», «народный танец», «народно-сценический танец»;
- рассмотреть методику создания коллектива народного танца и руководства им;
- проследить путь рождения, становления и развития сценического мордовского танца;
- раскрыть суть основных составляющих репертуарной политики художественного коллектива народного танца на примере ансамбля танца «Мордовочка».
Объектом исследования является ансамбль народного танца, предмет исследования - методика руководства им, а также его репертуарная политика. Для достижения цели и задач, поставленных перед нами, в работе был проанализирован широкий круг источников.
Во-первых, исследования, посвященные народной хореографии - работы Г. Ф. Богданова, К. С. Зацепиной, Г. А. Настюкова, В. И. Уральской.
Во-вторых, работы, связанные с историей и теорией изучения фольклора
- исследования В. И. Уральской, Ю. М. Чурко.
В-третьих, источники, предметом изучения которых является руководство хореографическим коллективом - работы Л. А. Бондаренко, Л. В. Бухвостовой, Р. В. Захарова, Т. С. Ткаченко.
В-четвертых, труды, связанные с работой Государственного академического ансамбля народного танца им. И. А. Моисеева - описания М. А. Чудновского, Л. И. Шаминой.
В-пятых, исследования, изучающие мордовский фольклор, мордовскую танцевальную культуру - работы А. Г. Бурнаева.
В процессе подготовки бакалаврской работы потребовалось обращение к специальным словарям и энциклопедиям.
Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время существует достаточное количество коллективов национального танца, однако методологическая работа внутри них выстроена неверно. В связи с этим необходим анализ методики создания коллектива национального танца и руководства им, а также формирования репертуарной политики на примере ансамбля танца «Мордовочка» с целью пояснения основных положений функционирования художественного коллектива народного танца. Несмотря на наличие работ в данной области, проблема правильно выстроенной методики руководства коллективом стоит остро.
Новизна работы состоит в структурировании знаний по данной теме, а также рассмотрении в качестве примера деятельности коллектива национального танца работу ансамбля танца «Мордовочка» кафедры национальной хореографии Института национальной культуры.
Методологическая база исследования обусловлена спецификой объекта, целями и задачами работы. В основе заложены методы и принципы исторического исследования, сравнительного анализа, объективности, системности, а также обобщение практического опыта в данном вопросе.
Практическая ценность исследования определяется возможностью использования полученных результатов в дальнейшей теоретической и практической работе.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. Содержание работы изложено на 35 страницах, список использованных источников включает 20 наименований.
Специфика руководства художественным коллективом народного танца зависит от необходимости разъяснения понятий «коллектив», «коллективное творчество», «художественный коллектив», а также его предназначения по профилю жанровой принадлежности. Основой коллектива в данном случае будет являться народный танец, который представляет собой исторически выработанную и устойчивую систему хореографических образов, выразительных средств танца в их сценической трактовке, сложившейся на протяжении нескольких веков и вбирающей в себя опыт многих народов. Обязательное условие функционирования такого коллектива - соответствие «духу» времени.
Создание коллектива народного танца - процесс сложный и трудоемкий. Правильная работа коллектива слагается из гармоничного сочетания четырех разделов: организационного, учебно-воспитательного, постановочно-репетиционного и концертно-исполнительского. К организационному разделу относятся вопросы, связанные с созданием коллектива и обеспечением условий, материально-технической базы, с помощью которой он будет функционировать. Учебно-воспитательный раздел включает в себя огромную работу преподавателя по выстраиванию методически верной системы преподавания той или иной дисциплине, расширению кругозора участников коллектива. Постановочно-репетиционный и концертно-исполнительский раздел являются апофеозом деятельности художественного коллектива народного танца. Именно в них мы сможем увидеть и оценить работу педагога с коллективом.
Важное место в работе художественного коллектива национального танца должно отводиться культурной политике. Культурная политика - это комплекс мер по искусственному регулированию тенденций развития духовно-ценностных аспектов в обществе. В отношении коллектива национального танца мы можем сказать о том, что культурная политика - это такой комплекс мер, используемых в нем, который способствует сохранению, развитию и распространению сценического и этнического национального танца. При выстраивании культурной политики коллектива национального танца необходимо большое внимание уделить историческому аспекту, благодаря которому мы можем сделать вывод о том, что одной из важных тенденций
становления национального танца является его переработка и стилизация для последующего представления на «большой сцене».
Репертуарная политика коллектива национального танца связана с этническим материалом и его жанровой принадлежностью. Поэтому успешное будущее коллектива зависит не только от правильно сформированного репертуара, но и уникальности хореографического текста, режиссуры танца, сценического оформления, костюма и музыки. Формирование репертуара определяет учебно-тренировочную деятельность любого коллектива.
Пример успешной реализации репертуарной политики на территории Республики Мордовии - ансамбль танца «Мордовочка», функционирующий на базе кафедры национальной хореографии Института национальной культуры. Она является лабораторией этнического мордовского танца, в задачи которого входит анализ результатов фольклорных экспедиций, обработка материала, создание новых хореографических произведений. Репертуар ансамбля может пополняться студенческими работами. Главным условием принятия их в него будет соответствие их композиционного решения стилистическим особенностям ансамбля танца «Мордовочка».
Задачи, поставленные перед нами, решены в полном объеме: мы дали определения понятиям «коллектив», «художественный коллектив», «народный танец», «народно-сценический танец»; рассмотрели методику создания коллектива народного танца и руководства им; проследили путь рождения, становления и развития сценического мордовского танца; раскрыли суть основных составляющих репертуарной политики художественного коллектива народного танца на примере ансамбля танца «Мордовочка».
Данная работа может быть применима при изучении таких дисциплин, как методика руководства коллективом НХТ, история и теория хореографического искусства Мордовии.
Проведенное исследование вносит большой вклад в структурирование методики создания коллектива национального танца и руководства им, а также в формирование его культурной и репертуарной политики.
1. Богданов Г. Ф. Самобытность русского танца : учеб. пособие / Г. Ф. Богданов. - 2-е изд. - М. : Издательство Московского государственного университета культуры, 2003. -224 с.
2. Бондаренко Л. А. Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях / Л. А. Бондаренко. - К. : Муз. Украина, 1985. -221 с.
3. Бурнаев А. Г. История хореографического искусства Мордовии : учеб. пособие / А. Г. Бурнаев. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2009. - 180 с.
4. Бурнаев А. Г. Культурная модель мордовского танца / А. Г. Бурнаев. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2007. - 204 с.
5. Бурнаев А. Г. Мордовский танец в контексте финно-угорской танцевальной культуры : монография / А. Г. Бурнаев. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2014. - 84 с.
6. Бурнаев А. Г. Танцевально-пластическая культура мордвы (опыт искусствоведческого аналиа) : монография / А. Г. Бурнаев. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. - 256 с.
7. Бухвостова Л. В. Балетмейстер и коллектив : учеб. пособие / Л. В. Бухвостова, Н. И. Заикин, С. А. Щекотихина. - Орёл, 2007. - 248 с.
8. Захаров Р. В. Работа балетмейстера с исполнителями / Р. В. Захаров ; под. ред. Н. А. Туркиной. - М. : «Искусство», 1967. -72 с.
9. Зацепина К. С. Народно-сценический танец / К. С. Зацепина, А. А. Климов, К. Б. Рихтер. - М. : Искусство, 1976. - 224 с.
10. Краткий словарь по эстетике / [Г. З. Апресян, А. А. Баженова, М. П. Баскин и др.] ; под. ред. М. Ф. Овсянникова, В. А. Разумного. - М. : Политиздат, 1964. - 543 с.
11. Настюков Г. А. Народный танец на самодеятельной сцене. (Советы балетмейстера) / Г. А. Настюков. - М. : Профиздат, 1976. - 64 с.
12. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / С. И. Ожегов ; под. ред. Чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. - 18-е изд., стереотип. - М. : Рус. яз., 1987. - 797 с.
13. Руководство художественным коллективом : прогр. и метод. указания / сост. Т. Н. Сидоркина. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2006. - 16 с.
14. Ткаченко Т. С. Работа с танцевальным коллективом / Т. С. Ткаченко. М. : «Искусство», 1958. - 148 с.
15. Уральская В. И. Народная хореография / В. И. Уральская, Ю. Е. Соколовский. - М. : «Искусство», 1972. - 70 с.
16. Уральская В. И. Природа танца / В. И. Уральская. - М. : Сов. Россия, 1981. - 112 с.
17. Чудновский М. А. Ансамбль Игоря Моисеева / М. А. Чудновский. - М. : «Знание», 1959. - 32 с.
18. Чурко Ю. М. Белорусский хореографический фольклор / Ю. М. Чурко. - Мн. : Выш. шк., 1990. - 415 с.
19. Шамина Л. И. Игорь Моисеев. За кулисами успеха / Л. И. Шамина // Балет. - 2011. - №1. - С. 14-17.
20. Элементы традиционной мордовской хореографии / сост. А. Г. Бурнаев. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1995. - 24 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ