Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование стрессоустойчивости у сотрудников МВД с различной степенью эмоционального выгорания

Работа №70405

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы113
Год сдачи2017
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
421
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения специфики
формирования стрессоустойчивости у сотрудников МВД с различной
степенью эмоционального выгорания
1.1 Анализ понятия стрессоустойчивости в отечественной и зарубежной
психологии 6
1.2 Подходы к изучению эмоционального выгорания в психологической
науке 13
1.3. Особенности формирования стрессоустойчивости у сотрудников МВД 20
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование специфики формирования стрессоустойчивости у сотрудников МВД с различной степенью эмоционального выгорания 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Результаты исследования 30
2.3 Программа формирования стрессоустойчивости сотрудников МВД 40
2.4 Анализ эффективности программы формирования стрессоустойчивости у сотрудников МВД с высокой степенью эмоционального выгорания 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 92

В современном мире профессиональная деятельность многих специалистов протекает в экстремальных условиях. Результативность такой деятельности обусловливается не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и профессионально значимыми качествами, в числе которых - стрессоустойчивость, которая является важным элементом адаптивности личности.
Работа в правоохранительных органах во всем мире обычно относится к видам профессиональной деятельности с высоким уровнем эмоционально-стрессовых нагрузок. Профессия сотрудника МВД оставляют особый след на психическом образе индивида.
Особенность предмета труда влияет на психику субъекта профессиональной деятельности, формирует или деформирует психику человека. Профессиональная роль сотрудника МВД многогранно влияет на личность, предъявляя к человеку конкретные правила и условия, реконструирует его внешний вид и внутренний образ.
Профессия сотрудника МВД одна из наиболее стрессовых из профессий, поэтому синдром эмоционального выгорания у представителей данной профессии обнаруживается очень часто. Однако, в настоящее время недостаточно исследований феномена эмоционального выгорания и формирования стрессоустойчивости у сотрудников МВД.
Современные психологические исследования, относящиеся к работникам социальных профессий, указывают на предрасположенность к профессиональным деформациям (Б.Д. Новиков, А.А. Реан, А.Р. Фонарев, А.К. Маркова, Е.Т. Лунина, Е.Д. Юрченко и др.). Одним из нередких отрицательных проявлений у сотрудников МВД является феномен «эмоционального выгорания». Эмоциональное выгорание проявляется в условиях усиленного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних причин (К. Маслач, С. Джексон, Т. Моррисон, Т.В. Форманюк, А.К. Маркова, В.В. Бойко,
Объект исследования: стрессоустойчивость сотрудников МВД.
Предмет исследования: специфика формирования стрессоустойчивости сотрудников МВД с различной степенью эмоционального выгорания.
Цель: выявить специфику формирования стрессоустойчивости у сотрудников МВД с разной степенью эмоционального выгорания.
Гипотеза: специфика формирования стрессоустойчивости у сотрудников МВД с высокой степенью эмоционального выгорания направлена на освоение конкретных приемов и методов эффективного решения проблем в стрессовом состоянии.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические подходы к понятию, содержанию и структуре стрессоустойчивости и эмоционального выгорания;
2. Определить уровень стрессоустойчивости у сотрудников МВД с разной степенью эмоционального выгорания;
3. Разработать, внедрить и проверить эффективность программы формирования стрессоустойчивости сотрудников МВД с высокой степенью эмоционального выгорания.
Теоретико-методологической основой исследования стали: системный подход П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова и др., предполагающий изучение того или иного явления с позиции его включенности в систему всеобщей взаимосвязи; положения субъектного подхода, сформулированные в работах Л.М. Аболина, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского, О.А. Конопкина, С.Л. Рубинштейна; положения о стрессоустойчивости Г. Селье, Р. Лазаруса, Н.Е. Водопьяновой, Дж. Гринберга, Л.А. Китаева-Смыка.
Выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целью и задачами настоящей работы.
В исследовании использовались следующие методы:
организационные методы (сравнительный метод),
эмпирические методы (беседа, эксперимент, психодиагностические методы),
методы описательной статистики (U - критерий Манна - Уитни, корреляционный анализ с использованием коэффициента корреляции r - Спирмена на основе пакета статистических программ «SPSS - 19.0»).
В исследовании использовались следующие методики:
Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» (К. Маслач, С. Джексон, адаптация Н. Водопьяновой, Е. Старченковой);
Анкета «Прогноз» (В.Ю. Рыбников);
Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации (Холмс, Раге).
База проведения исследования: УМВД России по Белгородской области.
Объем выборки: 50 сотрудников УМВД России по Белгородской области, имеющих стаж работы от 5 до13 лет в отделах: уголовный розыск, кинологическая служба, патрульно-постовая служба.
Исследование включает в себя следующие этапы:
1. Анализ литературы и постановка проблемы (июнь - август 2016 г.).
2. Проведение констатирующего эксперимента (сентябрь 2016 г.).
3. Разработка и внедрение формирующего эксперимента (сентябрь - ноябрь 2016 г.).
4. Проведение контрольного этапа исследования (декабрь 2016 г.).
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (58 источников), включающая 15 рисунков, и приложений. Объем работы составляет 113 страниц машинописного теста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассматривая психологические термины нашего исследования, мы выяснили, что «стресс», «стрессоустойчивость», «эмоциональное выгорание» в психологии актуальны как у отечественных, так и у зарубежных ученых - исследователей. Таким образом, мы выяснили, что стрессоустойчивости - это способность управлять своими эмоциями, сохранять высокую работоспособность, осуществлять сложную или опасную деятельность без напряжённости, несмотря на эмоциогенные воздействия.
Также стоит отметить, что стрессоустойчивость рассматривается в основ-ном с функциональных позиций, как характеристика, которая влияет на продуктивное выполнение каких-либо видов деятельности. Любая деятельность личности, независимо от ее направленности и характера тем эффективнее, чем выше уровень стрессоустойчивости. Это дает им возможность выполнять свою профессиональную деятельность, которая носит сильный стрессогенный характер, без вредных последствий для своего здоровья. Сотрудники МВД, имеющие высокий уровень стрессоустойчивости, способны переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки. Для них характерна минимальная степень стрессовой нагрузки.
Мы выяснили, что преобладающим у сотрудников МВД является удовлетворительный уровень устойчивости к стрессовым воздействиям. Сотрудникам полиции характерна способность к адекватной самооценке и оценке окружающей действительности, но у них наблюдается замедленная адаптация к изменяющимся условиям окружающей среды.
Исследование показало, что в основном полицейские имеют среднюю степень эмоционального выгорания. У них происходит усиление эмоционального истощения. Такие сотрудники начинают ощущать эмоциональное перенапряжение, чувство опустошенности, исчерпанности эмоциональных запасов. В некоторых ситуациях может проявляться ощущение «приглушенности» и «притупленности» эмоций.
Далее мы обнаружили, что степень эмоционального выгорания зависит от места службы сотрудников правоохранительных органов. Наиболее подвержены возникновению эмоционального выгорания сотрудники отдела уголовного розыска. У правоохранителей уголовного розыска и у сотрудников кинологической службы в целом, преобладает средняя степень эмоционального выгорания.
Также мы проанализировали показатели эмоционального выгорания в зависимости от стажа службы полицейских. Мы можем сделать вывод о том, что чем больше стаж службы у сотрудников МВД, тем выше показатели эмоционального выгорания. В процессе выполнения своих профессиональных обязанностей у полицейских нарастает эмоциональное выгорание.
После реализации программы формирования стрессоустойчивости про-изошли изменения в уровне нервно - психической устойчивости у сотрудников полиции. У них повысились: эмоциональная устойчивость, самоконтроль, а также компоненты психической надежности. Сотрудники полиции научились противостоять стрессовым ситуациям, принимать решения в экстремальных обстоятельствах. У них повысилась саморегуляция, чувствительность к внешним стрессорам, что позволяет им быстро перестраиваться к постоянно изменяющимся ситуациям окружающей среды.
Стоит сказать, что после формирования стрессоустойчивости, у сотрудников МВД изменились показатели эмоционального выгорания. Можно сделать вывод о том, что наиболее подверженные возникновению эмоционального выгорания сотрудники отдела уголовного розыска заметно увеличили показатели средней степени эмоционального выгорания. Также после проведения программы по формированию стрессоустойчивости у сотрудников полиции снизилось рабочее напряжение, наблюдается повышение профессиональной мотивации и выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением у сотрудников полиции.
Формирование стрессоустойчивости основывается на обращении к индивидуальному опыту человека совладания с жизненными трудностями, сформированным в этом опыте навыкам саморегуляции в стрессовых ситуациях, то есть обращению к внутреннему ресурсу человека.
Важным аспектом в работе по формированию стрессоустойчивости вы-ступает активизация личностной саморегуляции. Отработка умений саморегуляции производится при постоянном обращении к конкретным ситуациям индивидуального опыта.
Работа по формированию стрессоустойчивости предполагает изучение и анализ стрессогенных факторов, которые присущи профессиональной деятельности сотрудников полиции, поскольку возникновение стресса обусловливается не самой деятельностью, а именно факторами, ее сопровождающими и, соответственно, влияющими на человека.
Таким образом, в ходе эмпирического исследования выдвинутая нами гипотеза подтверждена - формирование стрессоустойчивости у сотрудников МВД с высокой степенью их эмоционального выгорания направлено на освоение конкретных приемов и методов эффективного решения проблем в стрессовом состоянии.



1. Абрамова, Г.С., Психология в медицине/ Г.С. Абрамова, Ю.А Юдчиц. - М.: Наука, 1998. - 272 с.
2. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Л.М. Аболин. - Казань.: Изд-во Казанского университета, 1987. - 264с.
3. Баранов, А.А. Механизмы стрессоустойчивости в структуре личности учителя / А.А. Баранов. - Ижевск: Изд-во Удмурдского университета, 1995.-С. 167-169.
4. Безносов, С.И. Профессиональная деформация личности / С.И. Без-носов. - СПб.: Речь, 2004. - 270 с.
5. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. / Ф.Б.Березин. - СПб.: Наука, 1998. - 56 с.
6. Бодров, В.А. Информационный стресс: учеб. пособие / В.А. Бодров.
- М.: ПЭРСЭ, 2001. - 352 с.
7. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В.В. Бойко. - М.: Наука, 1996. - 154 с.
8. Буданов, A.B. Работа с сотрудниками внутренних дел по профилактике профессиональной деформации / A.B. Буданов. - М.: Юрист, 1984. - 200 с.
9. Василенко, А.О. Стрессоустойчивость военных специалистов экстремального профиля / А.О. Василенко, Д.С. Никулина // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2009. - №9. - С.62-66.
10. Варданян, Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости / Б.Х. Варданян // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. - М., 1983. - С. 542-543.
11. Величковский, Б.Б. Комплексная диагностика индивидуальной устойчивости к стрессу в рамках модели «состояние-устойчивая черта» / Б.Б.
Величковский, М.И. Марьин // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2007. - № 2. - С.34-46.
12. Водопьянова, Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000. - 315с.
13. Водопьянова, Н.Е. Психическое выгорание и качество жизни / Н.Е.Водопьянова, Е.С. Старченкова // - Спб.: Изд. СпбГУ, 2002. - №6. - С. 140 - 154.
14. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
15. Гурьева, М.В. Профессиональное выгорание сотрудников ОВД / М.В. Гурьева // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - №3. - С. 175-180.
16. Дербин, П.А. Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости у военнослужащих / П.А. Дербин // Успехи современного естествознания. - 2012. - №6. - С. 213-214.
17. Деркач, A.A. Профессиональная деятельность в особых и экстремальных условиях: (психолого-акмеологические основы) / А.А Деркач. - М.: Изд-во РАГС, 2003. - 152 с.
18. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 752 с.
19. Ильинский, С.В. Особенности стрессоустойчивости сотрудников противопожарной службы / С.В. Ильинский, Е.А. Гладышева // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология . -2013. - №2 (14). С. 34-46.
20. Калашникова, М.М. Организация и методы исследования динамики стрессоустойчивости оперативных сотрудников полиции / М.М. Калашникова // Вестник ЧГПУ. - 2015. - №1 - С.105-114.
21. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. -2012. - №9. - С. 243-246.
22. Китаев-Смык, Л.А. Психология и концепция стресса: Хрестоматия по психологии / под ред. А.В.Петровского. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1987. - 447 с.
23. Китаев - Смык, Л.А. Психология стресса / Л.А. Китаев - Смык. - М.: Наука, 2013. - 368 с.
24. Корехова, М.В. Оценка выраженности психологической дезадаптации у сотрудников органов внутренних дел / М.В. Корехова, А.Г. Соловьев, И.А. Новикова // Медико-биологические и социально- психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2011. - № 3. - С. 80-82.
25. Корехова, М.В. Психологическое обеспечение деятельности сотрудников различных подразделений правоохранительных органов / М.В. Корехова // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015. - №3 - С.191-196.
26. Кубенова, Г.С. Синдром эмоционального выгорания: профессиональный стресс / Г.С. Кубенова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2010. - №15. - С. 88-92.
27. Лазарус, Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс / Р.С. Лазарус. - СПб.: Медицина, 2010. - 178 с.
28. Ларенпова, Л.И. Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания / Л.И. Ларенпова, Е.Д. Соколова // Российский стоматологический журнал. -2002. - №2. - С.34 - 36.
29. Лебедев, В.И. Личность в экстремальных условиях / В.И. Лебедев. - М.: Политиздат, 1989. - 303 с.
30. Малкина - Пых, И.Г. Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога / И.Г. Малкина - Пых. - М.: Изд-во Эксмо, 2005. - 872 с.
31. Малышев, И.В. Социально-психологические и индивидуальные характеристики личности представителей экстремальных профессий с высоким и низким эмоциональным выгоранием / И.В. Малышев // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2011. - №3. - С. 83-87.
32. Машекуашева, М.Х. Морально-психологические аспекты профессиональной деятельности сотрудников ОВД / М.Х. Машекуашева // Право и общество в условиях глобализации: перспективы развития: сб. трудов. - Саратов, 2013. - 208 с.
33. Молчанова, Л.Н. Состояние психического выгорания представителей профессий экстремального профиля в контексте личностного опыта участия в боевых действиях / Л.Н. Молчанова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2011. - №1. С.164-167.
34. Молчанова, Е.Ю. Стрессоустойчивость как показатель эффективности профессиональной деятельности сотрудников полиции / Е.Ю. Молчанова // Вестник КРУ МВД России. -2015. - №4. - С.296-298.
35. Никишина, В.Б. Социально-психологический аспект детерминации состояния «Выгорания» специалистов сферы социальной работы / В.Б. Ники-шина, Т.А. Ушакова // Известия ВГПУ. - 2008. - №9. - С. 241-244.
36. Ольшанникова, А.Е. Индивидуальные варианты эмоционального реагирования в экстремальных условиях / А.Е. Ольшанникова. - М.: Просвещение, 2011. - 122 с.
37. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» как проявление воздействия профессиональной деятельности на личность. / В.Е.Орел, A.A. Рукавишников. - Ярославль, 2002. - С.49 - 65.
38. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания как дезадаптивный процесс / В.Е. Орел // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. -2003. №6. - С. 180 - 184.
39. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е.Орел // Психологический журнал. - 2001. - № 1. - С.90 - 101.
40. Писаренко, В.М. Устойчивость эмоционального состояния спортсмена в условиях соревнований / В.М. Писаренко // Пути достижения трудной цели в спорте. - М.: 1964. - С. 51-68.
41. Психологический словарь /под ред. В.И.Зинченко. - М.: Педагогика - Пресс, 1999. - 440 с.
42. Родионов, А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А.В.Родионов. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 112 с.
43. Селье, Г. Стресс без дистресса / Г. Селье. - М.: Прогресс, 2012. - 112 с.
44. Серов, А.Н. Теоретические аспекты формирования стрессоустойчивости у курсантов военных вузов / А.Н. Серов // Известия РГПУ им. А.И. Гер-цена. -2008. - №60. - С. 452-455.
45. Смирнова, Н.Н. Структура стрессоустойчивости сотрудников полиции / Н.Н Смирнова, Соловьёв А.Г. // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Медико-биологические науки. -2013. - №3. - С. 75-81.
46. Солдатов, В.И. Особенности и прогнозирование стресс- преодолевающего поведения в деятельности оперуполномоченных криминальной милиции МВД России. / В.И. Солдатов. - СПб.: 2009. - 23 с.
47. Сорокин, В.И. Морально-психологическая подготовка основная функциональная часть системы морально-психологического обеспечения деятельности МЧС России / В.И. Сорокин, А.А. Грищенко // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. - 2014. - №1. - С. 465-486.
48. Сочнев, В.Н. Саморегуляция сотрудников МЧС: приемы и методы / В.Н. Сочнев, И.В. Сочнева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. - 2011. - №1. - С. 332-335.
49. Суворова, В. В. Психопрофилактика стресса / В.В. Суворова - М.: Педагогика, 2005. - 183 с.
50. Томская, В.А. Социологическое исследование стрессоустойчивости работников гражданской обороны МЧС / В.А. Томская // Достижения вузовской науки. -2015. - №19. - С. 124-126.
51. Тропов, В.А. Особенности синдрома эмоционального выгорания и профессионально-личностных изменений у оперативных сотрудников уголовно-исполнительной системы / В.А. Тропов, И.А. Новикова, П.И. Сидоров // Экология человека. -2008. - №9. - С.14-18.
52. Тышкова, М.Л. Исследование устойчивости личности детей / М.Л. Тышкова // Вопросы подростков в трудных ситуациях психологии. -1987. - № 1. - С. 27-33.
53. Уразаева, Г.И. Профессиональная деформация сотрудников полиции в аспекте эмоционального выгорания: социально-психологические условия, механизмы, особенности, факторы / Г.И. Уразаева // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2015. - №2. - С.14-20.
54. Федотов, А.Ю. Системно-ситуативный подход в профессиональной подготовке сотрудников ОВД / А.Ю. Федотов // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - №1. - С.3-7.
55. Черноусова, У.Н. Деформация личности сотрудника под воздействием длительности работы в УВД / У.Н. Черноусова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. -2009. - №6. -С. 107¬111.
56. Шабанова, К.Г. Специфика «Эмоционального выгорания» у сотрудников линейных подразделений / К.Г. Шабанова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2007. - №2. - С. 41-44.
57. Шевченко, Т.И. Жизнестойкость специалистов опасных профессий в концепции смысловой регуляции деятельности / Т.И. Шевченко, Н.В. Макарова // Медико-биологические и социально- психологические проблемы безопасности в чрезвычайных ситуациях. - 2009. - № 1. - С. 71-73.
58. Шклярук, С.П. Психологическое обеспечение лиц, работающих в экстремальных условиях ОВД: учебное пособие/ С.П. Шклярук, И.А. Воробьев. - СПб.: СПб ун-т ГПС МЧС России, 2007. - 120 с.
59. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
Электронные издания
60. Режим доступа:http: //www.psychiatry.ua/articles/paper033. htm 
fenomenologicheskih-i-prikladnyh-aspektov-stressa-i-stressoustoychivosti-u-
sotrudnikov-vnevedomstvennoy-ohrany-mvd
62. Режим доступа:http: ZZpsyj ournals.ru/psyandlawZ2013Zn3Z63809.shtml.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ