ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ МЕТОДАМИ ГЛУБИННОЙ ПСИХОЛОГИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 6
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЛИЧНОСТНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 10
1.1 Понятие личностной проблематики и анализ его представленности в
научной литературе 10
1.2 Понятие личностной проблематики в философии 16
1.3 Анализ личностной проблематики в психологической литературе 19
1.4 Психоаналитический взгляд на особенности личностной проблематики
в подростковом возрасте 28
Выводы по первому разделу 34
РАЗДЕЛ 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ
ПРОБЛЕМАТИКИ В ГЛУБИННОЙ ПСИХОЛОГИИ 37
2.1. Методологические основы исследования личностной проблематики....
2.2 Техника проведения и стандартные мотивы метода Кататимное
переживание образов 44
2.3 Тестовые методы исследования личностной проблематики в
подростковом возрасте 52
Выводы по второму разделу 55
РАЗДЕЛ 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И
КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 57
3.1 Результаты первичной диагностики лиц подросткового возраста 57
3.2 Реализация диагностико-коррекционной программы, направленной на
разрешение личностной проблематики 61
3.3 Результаты повторной диагностики лиц подросткового возраста 68
Выводы по третьему разделу 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
ЛИЧНОСТНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 10
1.1 Понятие личностной проблематики и анализ его представленности в
научной литературе 10
1.2 Понятие личностной проблематики в философии 16
1.3 Анализ личностной проблематики в психологической литературе 19
1.4 Психоаналитический взгляд на особенности личностной проблематики
в подростковом возрасте 28
Выводы по первому разделу 34
РАЗДЕЛ 2 МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ
ПРОБЛЕМАТИКИ В ГЛУБИННОЙ ПСИХОЛОГИИ 37
2.1. Методологические основы исследования личностной проблематики....
2.2 Техника проведения и стандартные мотивы метода Кататимное
переживание образов 44
2.3 Тестовые методы исследования личностной проблематики в
подростковом возрасте 52
Выводы по второму разделу 55
РАЗДЕЛ 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И
КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 57
3.1 Результаты первичной диагностики лиц подросткового возраста 57
3.2 Реализация диагностико-коррекционной программы, направленной на
разрешение личностной проблематики 61
3.3 Результаты повторной диагностики лиц подросткового возраста 68
Выводы по третьему разделу 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность работы. Работа психолога в система школьного образования предъявляет перед специалистом особые требования и вынуждает искать инновационные методы оперативной психологической диагностики и коррекции личностной проблематики в минимальные сроки. Гармонизация внутреннего мира и решение личностной проблематики в подростковом возрасте занимает ведущую роль в работе педагога-психолога в системе общего образования.
Развитие общества отражается на повседневной жизни людей что влияет и на глубинные социальные изменения, все это связанно прежде всего с динамически меняющейся системой ценностей. Такое положение вещей создает особенную ситуацию, которая требует самостоятельности в отношении принятия решений в повседневной жизни. Наличие личностной проблематики характеризуется дезадаптивным поведением личности в социуме, что приводит к разрушению социальных связей и личностной проблематике. В связи с этим особое значение приобретает раскрытие глубинных детерминант личностной проблематики, на что и направленно наше исследование.
Степень разработанности темы. Изучение психологической литературы по теме исследования показывает, что проблема личностной проблематики в подростковом возрасте, она же внутреннее противоречие поднималась и поднимается на отечественном поприще психологии, среди исследователей , занимавшихся разработкой данной проблемы следует отметить Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, А. Ф. Лазурский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. Н. Мясищев, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн и мн.др. Среди современных научных исследований следует отметить работы, дающие представление о проблеме внутреннего противоречия и рассматривающие его как противостояние разнонаправленных личностных импульсов, которые проявляются в поведении личности путем эмоционального напряжения. В психоаналитическом направлении следует отметить П. Блоса, З. Фрейда, А. Фрейд, и мн.др. рассматривающих данный возрастной этап как завершающий в психосексуальном развитии, в период которого устанавливается главенство «Эго» в структуре личности.
Цель исследования, определение особенностей и эффективности использования методов глубинной психологии в выявлении и коррекции личностной проблематики подростков.
Задачи:
1. Осуществить теоретико-методологический анализ литературы по изучаемой теме;
2. Выявить глубинно-психологические детерминанты возникновения личностной проблематики у лиц подросткового возраста;
3. Разработать и апробировать диагностико-коррекционную программу личностной поблематики методами глубинной психологии.
Объект исследования: личностная проблематика в подростковом возрасте.
Предмет исследования: диагностико-коррекционная работа с личностной проблематикой подростков методами глубинной психологии
Гипотезой исследования, является предположение о том, что в основе личностной проблематики в подростковом возрасте находится эдипальная зависимость, которая выражается в самоотношении подростка и методы глубинной психологии будут эффективны в выявлении и коррекции личностной проблематики в подростковом возрасте.
Методологическая основа исследования. Наше исследование базируется на методе, основанным австрийским исследователем Х. Лёйнер [24], Кататимное переживание образов (КПО). КПО относится к глубинно-психологически ориентированным методам психотерапии. Данный метод хорошо себя зарекомендовал в рамках краткосрочной психотерапии, при лечении неврозов, а также при психосоматических нарушениях.
Психотерапевтический эффект метода базируется на раскрытии бессознательных конфликтов, распространяется на творческое развитие и удовлетворение архаических потребностей. Способствуя переживаниям клиента, метод оказывает глубокое психотерапевтическое воздействие.
Методы исследования: теоретические - контент-анализ, синтез, сравнение полученных данных, обобщение, систематизация, качественный и количественный анализ полученных результатов; практические - метод измерения, при помощи тест-опросника «Самоотношение» В. В. Столина и С. Р. Пантилеева. Для проведения формирующей части нашего исследования нами был использован основанный на психоаналитическом методе, метод Кататимное переживание образов (Символдрама).
Научная новизна. В ходе исследования обосновывается эффективность методов глубинной, психоаналитически ориентированной, психологии для диагностики и коррекция личностной проблематики у лиц подросткового возраста.
Теоретическая значимость исследования.
Определены: истоки личностной проблематики в подростковом возрасте; особенности проявления личностной проблематики; особенности подросткового возраста в психоаналитической литературе. Обоснована необходимость внедрения техник психотерапии в работу психолога в общеобразовательном учреждении.
Практическая значимость исследования.
Результаты исследования могут быть использованы психологами, работающими в общеобразовательных учреждениях (школа, колледж, ВУЗ и т.д.) в работе с лицами подросткового возраста для гармонизации развития личности.
Апробация результатов исследования.
Результаты полученные в ходе исследования обсуждались на: Региональном научно-методическом семинаре «Теория и практика психокоррекции личности» (2017); Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Студенческая практика - ключ к будущей профессии: профессиональный рост будущего специалиста» (2017); XXXIV Международной научно-практической конференции «Научные исследования и разработки» (2018).
Было опубликовано 4 статьи с российским научным индексом цитирования (РИНЦ) в которых нашли отражение теоретические положения и практические результаты работы.
Благодарности. Выражаем благодарность директору Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кореизская средняя школа» за предоставление базы практики для проведения практической части нашего исследования.
Развитие общества отражается на повседневной жизни людей что влияет и на глубинные социальные изменения, все это связанно прежде всего с динамически меняющейся системой ценностей. Такое положение вещей создает особенную ситуацию, которая требует самостоятельности в отношении принятия решений в повседневной жизни. Наличие личностной проблематики характеризуется дезадаптивным поведением личности в социуме, что приводит к разрушению социальных связей и личностной проблематике. В связи с этим особое значение приобретает раскрытие глубинных детерминант личностной проблематики, на что и направленно наше исследование.
Степень разработанности темы. Изучение психологической литературы по теме исследования показывает, что проблема личностной проблематики в подростковом возрасте, она же внутреннее противоречие поднималась и поднимается на отечественном поприще психологии, среди исследователей , занимавшихся разработкой данной проблемы следует отметить Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, А. Ф. Лазурский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. Н. Мясищев, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн и мн.др. Среди современных научных исследований следует отметить работы, дающие представление о проблеме внутреннего противоречия и рассматривающие его как противостояние разнонаправленных личностных импульсов, которые проявляются в поведении личности путем эмоционального напряжения. В психоаналитическом направлении следует отметить П. Блоса, З. Фрейда, А. Фрейд, и мн.др. рассматривающих данный возрастной этап как завершающий в психосексуальном развитии, в период которого устанавливается главенство «Эго» в структуре личности.
Цель исследования, определение особенностей и эффективности использования методов глубинной психологии в выявлении и коррекции личностной проблематики подростков.
Задачи:
1. Осуществить теоретико-методологический анализ литературы по изучаемой теме;
2. Выявить глубинно-психологические детерминанты возникновения личностной проблематики у лиц подросткового возраста;
3. Разработать и апробировать диагностико-коррекционную программу личностной поблематики методами глубинной психологии.
Объект исследования: личностная проблематика в подростковом возрасте.
Предмет исследования: диагностико-коррекционная работа с личностной проблематикой подростков методами глубинной психологии
Гипотезой исследования, является предположение о том, что в основе личностной проблематики в подростковом возрасте находится эдипальная зависимость, которая выражается в самоотношении подростка и методы глубинной психологии будут эффективны в выявлении и коррекции личностной проблематики в подростковом возрасте.
Методологическая основа исследования. Наше исследование базируется на методе, основанным австрийским исследователем Х. Лёйнер [24], Кататимное переживание образов (КПО). КПО относится к глубинно-психологически ориентированным методам психотерапии. Данный метод хорошо себя зарекомендовал в рамках краткосрочной психотерапии, при лечении неврозов, а также при психосоматических нарушениях.
Психотерапевтический эффект метода базируется на раскрытии бессознательных конфликтов, распространяется на творческое развитие и удовлетворение архаических потребностей. Способствуя переживаниям клиента, метод оказывает глубокое психотерапевтическое воздействие.
Методы исследования: теоретические - контент-анализ, синтез, сравнение полученных данных, обобщение, систематизация, качественный и количественный анализ полученных результатов; практические - метод измерения, при помощи тест-опросника «Самоотношение» В. В. Столина и С. Р. Пантилеева. Для проведения формирующей части нашего исследования нами был использован основанный на психоаналитическом методе, метод Кататимное переживание образов (Символдрама).
Научная новизна. В ходе исследования обосновывается эффективность методов глубинной, психоаналитически ориентированной, психологии для диагностики и коррекция личностной проблематики у лиц подросткового возраста.
Теоретическая значимость исследования.
Определены: истоки личностной проблематики в подростковом возрасте; особенности проявления личностной проблематики; особенности подросткового возраста в психоаналитической литературе. Обоснована необходимость внедрения техник психотерапии в работу психолога в общеобразовательном учреждении.
Практическая значимость исследования.
Результаты исследования могут быть использованы психологами, работающими в общеобразовательных учреждениях (школа, колледж, ВУЗ и т.д.) в работе с лицами подросткового возраста для гармонизации развития личности.
Апробация результатов исследования.
Результаты полученные в ходе исследования обсуждались на: Региональном научно-методическом семинаре «Теория и практика психокоррекции личности» (2017); Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Студенческая практика - ключ к будущей профессии: профессиональный рост будущего специалиста» (2017); XXXIV Международной научно-практической конференции «Научные исследования и разработки» (2018).
Было опубликовано 4 статьи с российским научным индексом цитирования (РИНЦ) в которых нашли отражение теоретические положения и практические результаты работы.
Благодарности. Выражаем благодарность директору Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кореизская средняя школа» за предоставление базы практики для проведения практической части нашего исследования.
Нами было проведено исследование, направленное на выявление особенностей выявления и коррекции личностной проблематики в подростковом возрасте методами глубинной психологии на базе МБОУ «Кореизская СШ». Следует отметить, что практическая работа школьного психолога с обучающимися подросткового возраста неотъемлемо связана с диагностикой и коррекцией личностной проблематики.
В результате осуществления теоретико-методологического анализа литературы по изучаемой теме, что отражено в первом разделе нашей работы, было выявлено составлено авторское определение «личностная проблематика» - раскрытое, через определение «внутреннее противоречие» - это обращенное во внутрь субъекта, находящееся вне сознания противоречие между сознательной и бессознательной сферами психики состоящих во внутреннем единстве, которое замаскированно системой психологической защиты, что искаженно проявляется в нарушениях поведения и приводящее к развитию невротических, психореактивных и психосоматических расстройств.
Анализ философской мысли по изучаемому вопросу дал следующий результат: личностная проблематика - одна из форм проявления внутренней самопротиворечивости предметов, содержащих в себе противоположно направленные и не сводимые друг к другу начала, находящиеся во внутреннем единстве и проявляются во внутренней активности и самодвижении субъекта.
В свою очередь анализ психоаналитической литературы по теме исследования и особенностям подросткового возраста позволил заключить, что - это не осознаваемое субъектом следствие неразрешенного Эдипова комплекса, что проявляется внутри психическим напряжением которое является следствием вытесненных в бессознательное травмирующих обстоятельств, социально неприемлемых импульсов. В повседневной жизнедеятельности проявляется в неспособности принять самостоятельное решение, разрушении связей с окружающими людьми, чувством тревоги, различиями в представлении о себе реальном и идеальном и мн. др. В свою очередь личностная проблематика имеет тенденцию к проявлению в поведении, продуктах творчества (искусство, тату) субъекта, которые выражают латентное содержание его психики.
Подростковый возраст, завершающая фаза психосексуального развития, которая актуализирует проблемы и конфликты, связанные с доверием к миру; противоречивыми потребностями; двойственными чувствами к близким; «Я-концепции»; самоотношения. В этот период идет установление главенства Эго, что проявляется в появлении новых, формах сексуальности и психологических защит. Идет поиск своего места в обществе, полового партнёра. Происходит освобождение и пересмотр родительского авторитета, и освобождение от привязанности к ним.
В процессе контент-анализа нами были выяснены истоки и проявление личностной проблематики в поведении. Она обусловлена деструктивным влиянием Эдипова комплекса, что проявляется в проявляются в самоотношении человека, за счет: интроекции черт первичных либидных объектов (дистанцирование от людей, непринятии отдельных личностных черт других); страх близких отношений; недоверие к людям; невозможности поддерживать партнерские взаимоотношения; зависимость от окружения; страх потери тождественности с самим собой; амбивалентности чувств; ригидности поведения; вынужденное деструктивное повторения и др. Таким образом, негативное влияние эдипальной зависимости заключается в неспособности конструктивного выражения чувств, к другим людям и к самому себе, что находит свое выражение в самоотношении подростка.
Для диагностики актуального уровня самоотношения у подростков нами был использован тест-опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева. Данный тест-опросник позволяет оценить: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я». Результаты опросник шкалируются по 12 шкалам 5 основных и 7 дополнительных.
На основе полученных данных, об актуальном уровне самоотношения среди подростков, нами была разработана диагностико-коррекционная программа. В основу нашей программы легли разработки Х. Лёйнера и его последователей, а именно метод символдрама. В нем используется переживание кататимных картин и последующее рисование представляемого образа за счет чего осуществляется диагностико-коррекционное воздействие. Использование данного метода позволяет проецировать бессознательное содержание психики в символы, предметы, что способствует познанию истоков его личностной проблемы и поиску наиболее эффективных способов ее разрешения. Наша программа расчитана на 7 недель, по одному занятию в неделю. Продолжительность каждого занятия 45-60 минут.
Разработанная и реализованная нами диагностико-коррекционная программа по методу символдрамы показала свою эффективность для решения личностной проблематики в подростковом возрасте. В результате ее прохождения у ее участников улучшилось отношение к себе, что выражается в: внутреннем-дифференцированном чувстве «за» самого себя; внутренней последовательности и самопонимании; появилась вера в свои силы, способности, контролировать свою жизнь и быть самопоследовательным; понимание самого себя - формирование дружественности по отношению к собственному «Я»; интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других; ожидание позитивного отношения к себе со стороны окружающих.
В результате осуществления теоретико-методологического анализа литературы по изучаемой теме, что отражено в первом разделе нашей работы, было выявлено составлено авторское определение «личностная проблематика» - раскрытое, через определение «внутреннее противоречие» - это обращенное во внутрь субъекта, находящееся вне сознания противоречие между сознательной и бессознательной сферами психики состоящих во внутреннем единстве, которое замаскированно системой психологической защиты, что искаженно проявляется в нарушениях поведения и приводящее к развитию невротических, психореактивных и психосоматических расстройств.
Анализ философской мысли по изучаемому вопросу дал следующий результат: личностная проблематика - одна из форм проявления внутренней самопротиворечивости предметов, содержащих в себе противоположно направленные и не сводимые друг к другу начала, находящиеся во внутреннем единстве и проявляются во внутренней активности и самодвижении субъекта.
В свою очередь анализ психоаналитической литературы по теме исследования и особенностям подросткового возраста позволил заключить, что - это не осознаваемое субъектом следствие неразрешенного Эдипова комплекса, что проявляется внутри психическим напряжением которое является следствием вытесненных в бессознательное травмирующих обстоятельств, социально неприемлемых импульсов. В повседневной жизнедеятельности проявляется в неспособности принять самостоятельное решение, разрушении связей с окружающими людьми, чувством тревоги, различиями в представлении о себе реальном и идеальном и мн. др. В свою очередь личностная проблематика имеет тенденцию к проявлению в поведении, продуктах творчества (искусство, тату) субъекта, которые выражают латентное содержание его психики.
Подростковый возраст, завершающая фаза психосексуального развития, которая актуализирует проблемы и конфликты, связанные с доверием к миру; противоречивыми потребностями; двойственными чувствами к близким; «Я-концепции»; самоотношения. В этот период идет установление главенства Эго, что проявляется в появлении новых, формах сексуальности и психологических защит. Идет поиск своего места в обществе, полового партнёра. Происходит освобождение и пересмотр родительского авторитета, и освобождение от привязанности к ним.
В процессе контент-анализа нами были выяснены истоки и проявление личностной проблематики в поведении. Она обусловлена деструктивным влиянием Эдипова комплекса, что проявляется в проявляются в самоотношении человека, за счет: интроекции черт первичных либидных объектов (дистанцирование от людей, непринятии отдельных личностных черт других); страх близких отношений; недоверие к людям; невозможности поддерживать партнерские взаимоотношения; зависимость от окружения; страх потери тождественности с самим собой; амбивалентности чувств; ригидности поведения; вынужденное деструктивное повторения и др. Таким образом, негативное влияние эдипальной зависимости заключается в неспособности конструктивного выражения чувств, к другим людям и к самому себе, что находит свое выражение в самоотношении подростка.
Для диагностики актуального уровня самоотношения у подростков нами был использован тест-опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева. Данный тест-опросник позволяет оценить: глобальное самоотношение; самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе; уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я». Результаты опросник шкалируются по 12 шкалам 5 основных и 7 дополнительных.
На основе полученных данных, об актуальном уровне самоотношения среди подростков, нами была разработана диагностико-коррекционная программа. В основу нашей программы легли разработки Х. Лёйнера и его последователей, а именно метод символдрама. В нем используется переживание кататимных картин и последующее рисование представляемого образа за счет чего осуществляется диагностико-коррекционное воздействие. Использование данного метода позволяет проецировать бессознательное содержание психики в символы, предметы, что способствует познанию истоков его личностной проблемы и поиску наиболее эффективных способов ее разрешения. Наша программа расчитана на 7 недель, по одному занятию в неделю. Продолжительность каждого занятия 45-60 минут.
Разработанная и реализованная нами диагностико-коррекционная программа по методу символдрамы показала свою эффективность для решения личностной проблематики в подростковом возрасте. В результате ее прохождения у ее участников улучшилось отношение к себе, что выражается в: внутреннем-дифференцированном чувстве «за» самого себя; внутренней последовательности и самопонимании; появилась вера в свои силы, способности, контролировать свою жизнь и быть самопоследовательным; понимание самого себя - формирование дружественности по отношению к собственному «Я»; интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других; ожидание позитивного отношения к себе со стороны окружающих.
Подобные работы
- ФАКТОРЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ НЕГАТИВНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СОБЫТИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2021 - Роль образа родителей в формировании мотивационной сферы детей
младшего подросткового возраста
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Исследование взаимосвязи актуальных страхов детей младшего школьного возраста и их родителей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2016 - Танцевальная терапия как технология социальной работы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 7-10 лет, проживающих в социальных учреждениях (на примере КГКУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей №4»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2022 - РЕФЛЕКСИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСА И
ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ.
Диссертация , педагогика. Язык работы: Украинский. Цена: 999 р. Год сдачи: 2005 - РЕФЛЕКСИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСА И ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ (19.00.01 )
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - РЕФЛЕКСИВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ КРИЗИСА И ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005



