Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ МАЙСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «БЕЛГОРОДСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Работа №70373

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
281
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ НА
МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
8
РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ В АДМИНИСТРАЦИИ МАЙСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ
23
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ В
АДМИНИСТРАЦИИ МАЙСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ
ОБЛАСТИ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы исследования. В процессе управления проектами как области научных исследований применяются различные математические, организационные методы и инструменты для решения поставленных научных задач, но не все области исследованы до конца, поэтому существует необходимость в разработке, модификации или адаптации моделей и инструментов, формировании требований к информационным системам и процессам.
В настоящее время в Российской Федерации реализуется множество проектов (системообразующие, отраслевые, в различных сферах) на территории субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день созданы проектные офисы более чем в 20 регионах, их работа показывает положительные результаты, но эти результаты не носят массовый характер.
Первым регионом, в котором управление проектами было реализовано на системном уровне, стала Белгородская область. С принятием Положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области, утвержденного постановлением правительства Белгородской области от 31.05.2010 № 202 - пп, в области поэтапно создавались нормативные, организационные и кадровые основы проектного управления. Очень ценно, что данный подход был распространен на муниципальные образования, где сейчас он воспринимается уже не как инновация, а как часть повседневной практики органов местного самоуправления.
К настоящему времени накоплен достаточно большой опыт применения различных методов управления проектами. Все они имеют свои преимущества и недостатки, в связи с чем встает вопрос о том, какой из методов управления проектом будет наиболее эффективным. Умение управлять проектами является одним из важнейших ресурсов региона. От того, насколько успешно реализуется проект, зависит эффективность региональной или местной политики.
Быстроменяющаяся и часто непредсказуемая внешняя среда заставляет органы местного самоуправления использовать всё новые методики и знания для управления проектами, чтобы предусмотреть все факторы, оказывающие воздействие на ход выполнения проекта, предостеречь определенные сферы от возможных рисков и ошибок.
Неудачи проектов могут быть связаны с неправильным отбором проектов, большим количеством одновременно выполняемых проектов, неграмотным распределением ресурсов, а также негибкими подходами к реализации проекта.
Таким образом, несмотря на большие успехи Белгородской области в реализации проектного управления, необходимо искать новые пути совершенствования процесса управления проектами на муниципальном уровне, так как от этого зависит не только результативность отдельных органов местного самоуправления, но и конкурентоспособность Белгородской области относительно других субъектов Российской Федерации.
В связи с этим необходимо уделять больше внимания вопросам совершенствования и развитию новых методик управления проектами, в частности на муниципальном уровне, чем и обуславливается актуальность темы данной дипломной работы.
Анализ степени изученности проблемы. Проектное управление является довольно новым и не вполне освоенным подходом для отечественных муниципальных образований. В научной литературе только начинают появляться работы, посвященные проектному управлению в муниципальных образованиях. Подобные вопросы поднимались в рамках международных научных конференций по государственному и муниципальному управлению, а также в отдельных научных публикациях.
Так, к примеру, понятие проекта и методы управления проектами рассматриваются в трудах Н.Л. Зарубина, М.Б. Мироновой, Е.Н. Скорее, М.Д. Сопова, Д. Шиэн .
Основные проблемы, встречающиеся в ходе управления проектами на муниципальном уровне освещают С.А. Владимиров, Е.А. Кармачева, Н.Ю. Суховерхов, В.А. Турьянский .
Проблемы нормативно-правовой регламентации проектного управления в муниципальных организациях рассматривают Е.Н. Селютина и В.А. Холодов .
Анализ и оценку лучших практик внедрения проектного управления на муниципальном уровне предоставляют в своей публикации А.Н. Хаустов, И.В. Равлюк, Г.И. Шахворостов .
Несмотря на то, что вопросы управления проектами, в том числе на муниципальном уровне, освещаются в трудах представителей как западной, так и отечественной научной мысли, необходимость совершенствования данного процесса все еще сохраняется.
Проблема исследования обусловлена противоречием между необходимостью повышения результативности муниципального управления на проектной основе и недостаточной разработанностью рекомендаций, направленных на совершенствование управления муниципальными проектами.
Объектом данной дипломной работы является проектное управление.
Предметом исследования выступает управление проектами на муниципальном уровне.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию управления проектами в Майском сельском поселении.
Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач:
1. Изучить теоретические основы исследования управления проектами на муниципальном уровне;
2. Проанализировать процесс управления муниципальными проектами в администрации Майского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области.
3. Предложить направления совершенствования процесса управления муниципальными проектами в администрации Майского сельского поселения муниципального района «Белгородский район» Белгородской области.
Теоретико-методологические основы исследования. В данной дипломной работе применяются основные положения системного и комплексного подхода, благодаря чему становится возможным детально представить схему управления проектами на муниципальном уровне.
В процессе выполнения работы были использованы следующие общенаучные методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение, Теоретико-методологической основой исследования выступают концепции и теории управления, экономики и проектного управления.
Эмпирической базой дипломной работы послужили нормативные акты, регулирующие процесс управления проектами , материалы социологических исследований по данной проблеме; информация по изучаемой проблеме представлена в фундаментальных научных работах и в периодической печати .
Практическая значимость данной дипломной работы заключается в том, что рекомендации, данные нами в ходе исследования, могут быть использованы Майским сельским поселением в целях повышения эффективности местного самоуправления.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Управление проектом представляет собой особый вид управленческой деятельности, в основе которого лежит предварительно разработанная модель действий по достижению какой-либо конкретной цели».
В соответствии с «ГОСТ Р 54869-2011 Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом», управление проектом представляет собой планирование, организацию и контроль трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов проекта, направленные на эффективное достижение целей проекта.
Управление проектом включает совокупность процессов инициации, планирования, организации исполнения, контроля и завершения проекта.
Особенности проектного управления в муниципальных органах власти раскрываются через признаки релевантности, жизнеобеспечивающей направленности управленческой деятельности. В связи с этим актуальными являются проекты и муниципальные программы, предложенные жителями муниципалитетов.
Безусловно, использование проектного механизма на муниципальной практике дает органам власти не только количественный, но и качественный эффект.
В ходе написания данной дипломной работы нами был проанализирован процесс управления проектами на примере Майского сельского поселения Белгородской области.
План управления проектами в Майском сельском поселении состоит из нескольких компонентов, включающих в себя календарный план-график работ, бюджет, участие в реализации проекта, риски, команду проекта, способы коммуникации и взаимодействия в проекте, а также другую информацию в зависимости от масштабности и сложности проекта.
Началом этапа реализации проектов в Майском сельском поселении является наличие утвержденного плана управления проектом. Этап реализации состоит из следующих стадий: выполнение работ; контроль; внесение изменений.
Несмотря на довольно подробную регламентацию процесса управления проектами на территории Майского сельского поселения, в нем имеются некоторые недостатки.
Так отмечается низкий уровень методической поддержки со стороны региональных органов власти; низкая активность (инициативность) в реализации проектов и создании проектных офисов со стороны органов местного самоуправления; отсутствие необходимых знаний и навыков в сфере проектного управления у руководящего состава и участников проектов; отсутствие мотивации, недостаточный уровень технологической поддержки проектной деятельности, закрытость и непрозрачность процесса управления проектами.
Для совершенствования процесса управления проектами на территории Майского сельского поселения нами был предложен проект: «Создание проектного офиса в администрации Майского сельского поселения и информационное обеспечение его деятельности в сети Интернет на 2019¬2022 годы», целью которого является создание до 2022 года в структуре Майского сельского поселения обособленного подразделения, занимающегося вопросами проектного управления и повышения информационного обеспечения проектной деятельности в Майском сельском поселении.
Основные мероприятия реализации проекта состоят в следующем: выделение в структуре администрации обособленного подразделения, разработка и утверждение Положения о проектном офисе администрации Майского сельского поселения, обучение сотрудников проектного офиса Майского сельского поселения процессам управления проектами, создание и разработка сайта проектного офиса Майского сельского поселения, разработка системы мотивации работников администрации Майского сельского поселения, отбор и реализация проектов, анализ результатов.
Реализация предлагаемого проекта приведет к следующим результатам: создание проектного офиса в администрации Майского сельского поселения, создание сайта проектного офиса Майского сельского поселения, повышение уровня знаний работников администрации Майского сельского поселения, увеличение количества лиц, заинтересованных в принятии участия в процессах управления проектами в Майском сельском поселении, увеличение количества проектов, предлагаемых к рассмотрению в Майском сельском поселении, увеличение числа успешных реализованных проектов.
Таким образом, на основании анализа и выявления недостатков в процессе управления проектами в Майском сельском поселении можно предложить следующие основные рекомендации:
В целях создания условий для совершенствования процесса управления муниципальными проектами в Майском сельском поселении необходимо выделение в структуре администрации Майского сельского поселения обособленного подразделения - проектного офиса, занимающегося управлением проектами на территории Майского сельского поселения.
Ввиду отсутствия необходимых знаний и навыков в сфере проектного управления у руководящего состава и участников проектов необходимо провести обучение (тренинг) сотрудников создаваемого проектного офиса Майского сельского поселения процессам управления проектами. Обучение является неотъемлемым элементом совершенствования любой деятельности, поэтому в целях более эффективного процесса управления проектами сотрудникам нового структурного подразделения следует пройти обучение. Обучение специалистов и руководителей офиса рекомендуется проходить в Центре проектного управления Высшей школы управления НИУ «БелгУ» по программе «Управление проектами» (объем - 372 часа). По итогам обучения работники проектного офиса получат диплом о профессиональной переподготовке.
Для повышения уровня технологической поддержки проектной деятельности, рекомендуется разработка сайта проектного офиса администрации Майского сельского поселения. Сайт проектного офиса поможет решить такие проблемы проектной деятельности как: привлечение населения к непосредственному участию в управлении проектами; привлечение дополнительных источников финансирования, повышение гражданской активности населения, повышение прозрачности и открытости деятельности администрации Майского сельского поселения.
В целях повышения активности в реализации проектов, а также мотивации у руководящего состава и участников проектов необходимо разработать систему мотивации участников проекта, определить дополнительные меры поощрения за активное участие в проектной деятельности, инициацию и успешную реализацию проектов.
Комплексное применения указанных мер будет способствовать совершенствованию процесса управления проектами и значительно повысит эффективность управления проектами в Майском сельском поселении, а также результативность реализуемых проектов в целом.



1. ГОСТ Р 54869-2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом: Национальный стандарт Российской Федерации. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом. Project management. Requirements for project management. - Режим доступа: http:// docs. cntd.ru/document/1200089604.
2. Об утверждении Положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области: Постановление Правительства Белгородской области от 31 мая 2010 года № 202-пп // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк «Версия Проф» Разд. «Законодательство».
3. Алтунин, В.В. Проектный подход как способ повышения эффективности процесса муниципального стратегического планирования [Текст] / В.В. Алтунин // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2014 - № 1. - С. 9-17.
4. Андросова, В.Е. Специфика организации эффективной системы административного управления муниципалитета на основе проектного подхода [Текст] / В.Е. Андросова, И.В. Равлюк, Г.И. Шахворостов // Регион: государственное и муниципальное управление. - 2016. - № 4 (8). - С. 1-30.
5. Аничин, В.Л. Проектное управление в Белгородской области: теория и практика [Текст] / В. Л. Аничин, О. А. Середина // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2012. - № 6. - С. 14-16.
6. Астахов, Ю. Управление муниципальными проектами: опыт, проблемы, перспективы [Текст] / Ю. Астахов, В. Турьянский // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. - № 9. - С. 13-16.
7. Балашов, А.Н. Нормативно-правовое регулирование внедрения проектного управления в сфере государственного управления: региональный аспект [Текст] / А.Н. Балашов, Н.В. Мироненко, В.А. Холодов, А.С. Борисов // Среднерусский вестник общественных наук. - 2016. - № 4. - С. 117-126.
8. Беляев, В.В. Проектное управление: развитие, особенности, отличительные черты [Текст] / В.В. Беляев // Формирование и реализация стратегии устойчивого экономического развития Российской Федерации: сборник статей IV Международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 14-24.
9. Бинюкова, Ю.О. Проектная компетентность муниципальных служащих [Текст] / Ю.О. Бинюкова // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. - 2014. - № 1. - С. 153-156.
10. Борисов, С.А. Сравнительный анализ проектного и процессного подходов в управлении инновационной деятельностью [Текст] / С. А. Борисов, А. Ф. Плеханов // Российское предпринимательство. - 2014. - № 13 (235). - С. 91-96.
11. Равлюк, И.В. Разработка эффективной политики
административного управления муниципалитетом на основе проектного подхода [Текст] / И.В. Равлюк, В.Е. Андросова, Г.И. Шахворостов // Актуальные проблемы мировой и европейской политики: межвузовская научно-практическая конференция. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016. - С. 246-255.
12. Васильев, Г.Г. Стратегическое и территориальное планирование при реализации проектов в муниципальных образованиях [Текст] / Г.Г. Васильев // Газовая промышленность. - 2017. - № 7 (755). - С. 42-49.
13. Веремьев, В. Новый подход к управлению знаниями в области управления проектами [Текст] / В. Веремьев, В. Горовая // Управление проектами и программами. - 2015. - № 1. - С. 26-34.
14. Владимиров, С.А. О научном обосновании механизма эффективным управлением государственными инвестиционными программами и проектами [Текст] / С.А. Владимиров // Право и государство: теория и практика. -2017. - № 8 (152). - С. 67-77.
15. Государственное стратегическое управление [Текст] : монография / под. общ. ред. проф. Ю. В. Кузнецова. - СПб.: Питер, 2014. - 320 с.
16. Дмитриев, А. В. Методика внедрения проектного подхода в управление социальным развитием российских регионов [Текст] / А. В. Дмитриев // Науковедение. - 2013. - № 1 (14). - С. 25.
17. Дуспаев, Б.Т. Сущностная характеристика государственных и муниципальных программ [Текст] / Б.Т. Дуспаев // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №2. - С. 26-38.
18. Дюжева, М.Б. Проблемы индикативной оценки эффективности проектов в сфере государственного и муниципального управления [Текст] / М.Б. Дюжева // В мире научных открытий. - 2015. - № 9.1 (69). - С. 337.
19. Зарубина, Н.Л., Проектно-целевое управление и управление проектами [Текст] / Н.Л. Зарубина, М.Б. Миронова // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2016. - № 4 (8). - С. 68-74.
20. Игнатова А.М. Применение проектного метода в государственном управлении современной России [Текст] / А.М. Игнатова // Маркетинг МВА. Маркетинговое управление предприятием. - 2016. - № 1. - С. 176-189.
21. Ильин, И.В. Оценка эффективности проектов в области государственного и муниципального управления [Текст] / И.В. Ильин // Научные записки ОрелГИЭТ. - 2016. - № 6 (18). - С. 58-62.
22. Инжинова, Л.А. Управление инвестиционной деятельностью и рисками инвестиционных проектов на муниципальном уровне [Текст] / Л.А. Инжинова // Актуальные проблемы и перспективы развития государственного управления. Сборник научных статей по материалам ежегодной Международной научно-практической конференции. - M., Юридический Дом "Юстицинформ", 2015. - С. 165-174.
23. Кармачева, Е.А. Управление знаниями и управление проектами: интеграция во имя успеха [Текст] / Е.А. Кармачева // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 9 (74). - 545 с.
24. Конбшунова, А.Ю. Маркетинговые проекты в контексте проектного управления [Текст] / А.Ю. Конбщунова // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». - 2014. - № 6. - С. 11-14.
25. Кораблев, М.М. Развитие проектного подхода в государственном управлении [Текст] / М.М. Кораблев // Ученые записки Казанского университета. - 2015. - № 4. - С. 12-16.
26. Кожевников, С.А. Проектное управление как инструмент повышения эффективности деятельности органов государственной исполнительной власти [Текст] / С.А. Кожевников // Вопросы территориального развития. - 2016. - №. 5 (35). - С. 3-17.
27. Косарин, С.П. Гибкие методики управления проектами в сфере государственного и муниципального управления [Текст] / С.П. Косарин // Муниципальная академия. - 2017. - № 1. - С. 29-33.
28. Ларина, С.Е. Развитие инструментария управления при реализации муниципальных программ и проектов [Текст] / С.Е. Ларина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2016. - № 4 (190). - С. 89-99.
29. Марков, О.А. Внедрение системы управления проектами в целях обеспечения экономической безопасности в органах муниципальной власти [Текст] / О.А. Марков // Вестник Гуманитарного университета. - 2017. - № 2 (17). - С. 47-53.
30. Марченко, Е.В. Зарубежный опыт реализации инновационных проектов в муниципальном управлении [Текст] / Е.В. Марченко // Инновационные технологии в управлении. - 2015. - С. 41-47.
31. Маслова, В.Н. Управление инновационными проектами: психологические аспекты [Текст] / В.Н. Маслова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 10. - С. 39-43.
32. Мироненко, Н.В. Нормативно-методологические практики внедрения проектного управления в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации [Текст] / Н.В. Мироненко, В.А. Холодов, А.Н. Балашов // Вестник государственного и муниципального управления. - 2016. - № 3. - С. 97-105.
33. Отчет Главы Администрации Майского сельского поселения выполнении программы социально-экономического развития Майского сельского муниципального района «Белгородский район» Белгородской области за 2016 год и плановый период 2017-2019 годов». Режим доступа: http://mayadm.ru/uploads/file/Normativnie/Proekti_resheniy/2017/Proekt_249.pdf.
34. Салмаков, М.М. анализ заинтересованных сторон проекта: методология, методика, инструменты [Текст] / М.М. Салмаков // ARS ADMINISTRANDI. - 2015. - № 10. - С. 26-30.
35. Сафонова, О.Н. Внедрение проектного управления в исполнительных органах государственной власти как механизм эффективного управления ресурсами [Текст] / О.Н. Сафонова, Е.А. Анчихров // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2015. - № 2 (14). - С. 58-67.
36. Селютина, Е.Н. Проектное управление в муниципальных образованиях: проблемы нормативно-правовой регламентации [Текст] / Е.Н. Селютина, В.А. Холодов // Вестник ПАГС. 2017. - №3. - С. 13-18.
37. Семибратский, М.В. Процесс государственного и
муниципального управления сферой ГЧП-проектов [Текст] / М.В. Семибратский // Экономика и социум. - 2016. - № 12-2 (31). - с. 836-842
38. Скорев, Е.Н. Внедрение проектного управления и измерение эффективности процессов управления проектами [Текст] / Е.Н. Скорев // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2016. - Т. 15. - С. 512-515
39. Сопова, М.Д. Управление проектами в государственном управлении [Текст] / М.Д. Сопова // Современное общество: проблемы управления и развития материалы Всероссийской научно-практической конференции. АНО «Центр исторических и археологических исследований». - Казань, автономная некоммерческая организация «Центр исторических и археологических исследований», 2016. - С. 64-69.
40. Субботская, А.С. Направления и задачи в планировании и реализации эффективной политики управления государственными финансами на основе применения государственных программ [Текст] / А.С. Субботская, А.Н. Соломахин, Г.И. Шахворостов // Актуальные проблемы мировой и европейской политики: межвузовская научно-практическая конференция. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016. - С. 266-274.
41. Субботская, А.С. Исследование методического аппарата, обеспечивающего разработку и реализацию государственных программ Воронежской области [Текст] / А.С. Субботская, А. Н. Соломахин, Г.И. Шахворостов // Актуальные проблемы мировой и европейской политики: межвузовская научно-практическая конференция. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016. - С. 275-281.
42. Суховерхов, Н.Ю. Современный взгляд на управление изменениями проекта и потребность в управлении изменениями, инициируемыми проектами [Текст] / Н.Ю. Суховерхов // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2017. - № 11. - 201 с.
43. Тараскин, С.В. Алгоритм и политика в сфере управления
проектами [Текст] / С.В. Тараскин, Г.И. Шахворостов // Актуальные проблемы мировой и европейской политики: межвузовская научно-практическая конференция. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016. -
С. 281-289.
44. Тараскин, С.В. Государственная политика в сфере управления проектами и практика реализации управления проектами исполнительными органами гос. власти РФ [Текст] / С.В. Тараскин, Г.И. Шахворостов // Актуальные проблемы мировой и европейской политики: межвузовская научно-практическая конференция. - Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2016. - С. 290-306.
45. Турьянский, В.А. Кадровое обеспечение управления муниципальными проектами [Текст] / В.А. Турьянский // Управление городом: теория и практика. - 2017. - № 2 (25). - С. 88-96.
46. Ускова, Т. В. Региональная политика территориального развития [Текст] : монография / Т.В. Ускова, Н.В. Ворошилов. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2015. - 156 с.
47. Ускова, Т.В. Управление экономикой региона на основе партнерского взаимодействия органов власти и бизнес-структур [Текст] / Т.В. Ускова, С.А. Кожевников // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - № 6. - С. 34-46.
48. Шестопалов, П.Л. Выгоды и возможности проектного управления в органах государственной власти [Текст] / П.Л. Шестопалов. - М., 2015. - 26 с.
49. Шиэн, Д. Программа управления талантами в мире управления проектами [Текст] / Д. Шиэн // Управление проектами и программами. - 2016. - № 1. - С. 60-63.
50. Юрьева, Т. В. Проектный подход как инструмент реализации стратегических целей [Текст] / Т.В. Юрьева // Экономические науки. - 2014. - № 11 (120). - С. 7-10.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ