Введение 3
1. Теоретические основы развития индустрии делового туризма 9
1.1. Индустрия делового туризма, как объект управления 9
1.2. Состояние и перспективы развития индустрии делового туризма в
России и за рубежом 22
1.3. Особенности организации деловых поездок 30
2. Концепция развития и позиционирования Белгородской области как
центра индустрии делового туризма 36
2.1. Деловая активность, как интегральный показатель экономического
развития региона 36
2.2. Состояние индустрии делового туризма на региональном уровне.. 46
2.3. Деятельность туристских предприятий по развитию и продвижению индустрии делового туризма на региональном уровне 54
3. Рекомендации по совершенствованию индустрии делового туризма
Белгородской области 73
3.1. Разработка концепции развития индустрии делового туризма Белгородской области 73
3.2. Рекомендации по совершенствованию региональной политики в
области управления деловым туризмом
3.3. Формирование устойчивой системы управления развитием индустрии делового туризма в регионе
Заключение 104
Список использованных источников 106
Приложения 112
В условиях глобализации происходит стремительный рост роли туризма в мировом экономическом пространстве. Данный факт подтверждают лидирующие позиции туризма среди других отраслей, приносящих наибольший доход странам, преуспевающим в плане развития и продвижения этого сегмента экономики. Исследователи и практики туристской деятельности утверждают, что с каждым годом потребители становятся все более привередливыми в своем выборе. Путешественников уже сложно удивить стандартным набором услуг, они требуют индивидуального подхода, а также внимания своему образу жизни и сфере деятельности. Многие из них приезжают в другие города и страны не только с целью отдыха и развлечения, но и с целью решить ряд деловых вопросов.
В связи с происходящими структурными изменениями российской экономики, а также с возросшим вниманием туристов к данному вопросу, большое значение обретает такой активный вид деятельности, как деловой туризм. Многие эксперты характеризуют его, как вид туризма с высокой эффективностью, прибыльностью и устойчивостью к воздействию политических, экономических, климатических и иных факторов. Рынок делового туризма малоизвестен большинству специалистов туристского бизнеса, которые занимаются разработкой стандартных экскурсионных туров. Вместе с тем индустрия делового туризма характеризуется наличием обширной клиентской базы, своего круга туроператоров, специфической организацией продаж, а также оборотом крупных денежных потоков.
Интерес к развитию делового туризма возрастает на всей территории России. Это легко объяснимо тем, что деловой турист тратит средств втрое больше, чем обычный путешественник, а деловые визиты не подвержены сезонности. Однако сложность и специфика организации таких туров (особенно групповых) позволяют проводить их далеко не везде. Практически любой регион обладает ресурсами, которые могут быть использованы в различных туристских целях, при наличии ряда условий экономического, политического, социального, природного и технического характера. Белгородская область обладает благоприятными предпосылками для развития различных видов туризма, в том числе и делового туризма.
Актуальность темы диссертационного исследования объясняется необходимостью развития индустрии делового туризма в Белгородской области, как полноценной основы для укрепления позиций региона, повышения его экономической и социальной привлекательности. Прибытие в регион туристов с профессионально-деловыми целями оказывает на него положительное воздействие, за счет создания доходности предприятий, которые предоставляют основные услуги, при организации бизнес-событий, и сопутствующие услуги, при проведении культурно-развлекательных мероприятий. Кроме того, специфика разработки и организации туристских программ сегмента MICE-индустрии обеспечивает потребление полного спектра сосредоточенных в регионе ресурсов. Белгородская область имеет высокий производственный потенциал для развития данного направления туризма. В регионе успешно функционирует горно-металлургический комплекс, пищевая и перерабатывающая промышленность, развивается индустрия строительных мате-риалов. Руководители предприятий области готовы к обмену опытом, им есть что показать и чему научить своих партнеров, прибывающих из других регионов и стран. Вопрос развития делового туризма в нашей области актуален для местных властей, которые должны быть заинтересованы в том, чтобы регион развивался, его имидж повышался, в том числе и за счет увеличения потока деловых туристов.
В качестве объекта исследования была выбрана индустрия делового туризма, как особый сектор экономики Белгородской области.
Предметом исследования являются экономические, организационные, нормативно-правовые и иные отношения, обуславливающие развитие и про-движение индустрии делового туризма в Белгородской области.
Цель диссертационного исследования -разработка теоретических и прикладных основ развития и продвижения индустрии делового туризма на туристском рынке, с целью укрепления позиций региона, повышения его экономической и социальной привлекательности
Поставленную цель конкретизируют следующие задачи:
- рассмотреть индустрию делового туризма, как объект управления;
- проанализировать состояние и перспективы развития индустрии делового туризма в России и за рубежом;
- рассмотреть особенности организации деловых поездок;
- оценить деловую активность, как интегральный показатель экономического развития региона;
- оценить состояние индустрии делового туризма на региональном уровне, перспективы для создания новых и развития имеющихся инфра-структурных объектов;
- изучить деятельность туристских предприятий по развитию и продвижению индустрии делового туризма на региональном уровне, оценить возможности использования ими маркетинговых инструментов в региональном управлении развитием индустрии делового туризма;
- разработать концепцию развития индустрии делового туризма Белгородской области;
- сформулировать рекомендации по совершенствованию политики в области управления деловым туризмом, за счет создания единого координационного органа в данной сфере;
-сформировать устойчивую систему управления развитием индустрии делового туризма в регионе.
Для формирования устойчивой системы управления деловым туризмом на региональном уровне необходимо предпринять следующие действия:
1. Разработать концепцию развития индустрии делового туризма в регионе;
2. Обеспечить возможности для совершенствования региональной политики в области управления деловым туризмом, за счет создания единого координационного органа в этой отрасли;
3. Создать условия для развития индустрии делового туризма, путем оказания туристскими предприятиями расширенного спектра услуг в этой области.
Высока вероятность того, что решение задач, поставленных в данной работе, приведет к интенсивному развитию делового туризма, обретению им статуса катализатора совершенствования туристско-рекреационного комплекса России, фактора расширения ассортимента и качества туристских услуг, а также основы продвижения туристского продукта страны на внутреннем и международном туристских рынках.
Теоретическая база диссертационного исследования основывается на трудах, ведущих отечественных и зарубежных ученых в рассматриваемой области, таких как: Аксянова А. В., Александрова А. Ю., Бабкина А. В., Im- keepE., KasparC., Mill, R. и других.
В качестве информационной базы диссертационного исследования был использован федеральный закон «Об основах туристской деятельности Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года, Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации, утвержденная правительством РФ от 10 июля 2014 года, а также ГОСТ Р 51185-2014. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования и ГОСТ Р 30389-2013. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования. Кроме этого, в основу диссертационного исследования были положены региональные нормативно-правовые акты, регулирующие туристскую деятельность, а также ежегодные статистические данные функционирования туристского рынка в регионе.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке теоретико-методологических подходов к анализу услуг делового туризма, как фактора формирования устойчивой системы управления развитием индустрии делового туризма в регионе. К основным элементам научной новизны можно отнести следующие:
1. Уточнено и расширено понятие «делового туризма»: это совокупность организационных, экономических и социальных отношений, возникающих в ходе деловых путешествий, организуемых компанией- работодателем или деловым туристом самостоятельно, имеющих первичную мотивацию - достижение целей руководящей организации или личных профессиональных целей, и вторичную мотивацию - досуговую деятельность и отдых, как правило, без получения дохода в месте командирования;
2. На основе оценки деловой активности, как интегрального показателя экономического развития региона, разработана концепция развития индустрии делового туризма Белгородской области;
3. На основе выявленных в этой сфере инфраструктурных объектов, определены перспективы для их развития, а также варианты создания новых объектов инфраструктуры. В диссертационной работе предложены рекомендации по совершенствованию региональной политики в области управления деловым туризмом, за счет создания координационного органа, оказывающего полный спектр услуг в сфере MICE-индустрии;
4. Благодаря использованию маркетинговых инструментов в региональном управлении развитием индустрии делового туризма, в частности проведенного социологического исследования потребностей деловых туристов, были предложены новые способы организации бизнес-туризма, за счет его интеграции с другими направлениями туристской деятельности.
5. В результате проведенного анализа индустрии делового туризма на региональном уровне, была сформирована устойчивая система управления развитием индустрии делового туризма в Белгородской области.
В основу исследования положены общенаучные методы: информационный поиск, контент-анализ научной литературы, системный анализ, анализ конкурентных преимуществ, метод классификации, а также социологические и маркетинговые методы исследования.
Научная значимость исследования заключается в том, что в рамках изучаемого вопроса будет сформирована устойчивая система управления развитием индустрии делового туризма в регионе.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что рекомендации по развитию и продвижению индустрии делового туризма, сформулированные в процессе анализа данной проблемы, можно применять в реальных условиях региональной туристской деятельности, а также в учебном процессе Института Управления НИУ «БелГУ» для студентов, обучающихся по профилю «Туризм».
Социальная значимость исследования будет выражаться в том, что с целью совершенствования политики в области управления туризмом будут даны рекомендации по созданию Центра делового туризма в регионе. Появление нового инфраструктурного элемента приведет к популяризации делового туризма и созданию новых рабочих мест.
Основные результаты исследования были апробированы на научно-практических интернет-конференциях, посвященных событийному туризму в г. Белгороде, так же при написании и защите курсовой работы и при прохождении преддипломной практики.
Структура и объем диссертационного исследования последовательно решают все поставленные задачи. Диссертационное исследование состоит из введения, основных разделов, заключения, списка использованных источников, включающего 60 наименований и 7приложений.
Экономические, социально-культурные и деловые связи между регионами становятся все более тесными с каждым годом. Развитие экономики на региональном уровне напрямую зависит от развития деловой коммуникации, информационного и технологического обмена, поиска новых рынков для сбыта продукции, партнеров для совместных проектов и обучения персонал. Все вышеперечисленное и есть составляющие элементы делового туризма.
В первой главе диссертационной работы было уточнено и расширено понятие «делового туризма», на основе чего подсегментом «досуговая деятельность и отдых» была дополнена видовая структура делового туризма. Произведена оценка состояния и перспектив развития индустрии делового туризма в России и за рубежом. Данная оценка показывает, что по прогнозам специалистов, на конец 2017 года оборот в индустрии делового туризма в России составил 670 млрд. рублей, а к 2020 году, в мировом масштабе, доходы, приносимые от индустрии делового туризма, возрастут примерно в 5 раз. Кроме этого в первой главе были рассмотрены особенности организации деловых поездок: неподверженность фактору сезонности, необходимость за- благовременной организации, приуроченность к бизнес-мероприятиям.
Во второй главе проводился комплексный анализ деловой активности по всем экономическим системам региона, на основе интегрального показателя экономического развития. Так же было изучено современное состояние инфраструктуры делового туризма на региональном уровне: сравнительная характеристика средств размещения, предприятий питания, бизнес-центров, специализирующихся на обслуживании деловых туристов. В завершении главы было проведено социологическое исследование о специфике деятельности туристических предприятий в регионе и оценке ими возможностей для развития индустрии делового туризма на территории Белгородский области. В результате проведенного исследования был определен вектор по развитию индустрии делового туризма на региональном уровне: необходимость совершенствования региональной политики в сфере делового туризма за счет создание единого координационного органа, а также необходимость формирования устойчивой системы управления над развитием индустрии делового туризма в регионе.
В третьей главе были даны рекомендации по совершенствованию индустрии делового туризма Белгородской области. Разработана концепция развития индустрии делового туризма Белгородской области. Вследствие реализации данной концепции можнопреобразовать область в современный центр деловой активности, путем привлечения бизнес-туристов из-за рубежа и из других регионов России. Для поэтапной реализации концепции необходима поддержка органов управляющих развитием туризма, торгово-промышленной палаты и ряда коммерческих организаций. Так же для комплексного развития индустрии делового туризма в регионе был разработан бизнес-проект открытия Центра Делового туризма, который станет координационным органом в данной сфере и будет предоставлять полный комплекс услуг в сфере MICE-индустрии. Исследованные потребности деловых туристов, посещающих г. Белгород, позволили предложить новые способы организации бизнес-туризма, за счет его интеграции с другими направлениями туристской деятельности. Была составлена программа и произведена калькуляция бизнес-тура «Белгород индустриальный». В завершении была сформирована устойчивая система управления развитием индустрии делового туризма в Белгородской области. Она показала, что управление будет осуществляться с опорой на региональную туристскую политику и региональную стратегию развития.
Необходимость формирования и развития индустрии делового туризма в Белгородской области обусловлена его рентабельностью, высокой социальной и экономической эффективностью. Деловой туризм инициирует рецепцию платежеспособных групп туристов, а также потенциальных инвесторов, способных улучшить инвестиционный климат в регионе, качественно и количественно повысить все его макроэкономические показатели.
1. Концепция развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2014 года № 1273-р // Собрание Законодательства РФ. - 2014. - гл. IV.
2. Об основах туристской деятельности в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 30, гл. IV. - Ст. 9.
3. ГОСТ Р 51185-2014. Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования. - Введ. 2016-01-01. - М. :Стандартинформ, 2015.
4. ГОСТ Р 30389-2013. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования. - Введ. 2016-01-01. - М. :Стандартинформ, 2014.
5. Аксянова, А. В. Оценка деловой активности в регионе с применением сводного опережающего индекса / А. В. Аксянова // Вестник технологического университета. - 2014. - № 8. - С. 263-269.
6. Александрова, А. Ю. Международный туризм : учебник 2е изд., перераб. и доп. /А. Ю. Александрова. - М. : КНОРУС, 2016. - 460 с.
7. Бабкин, А. В. Специальные виды туризма: учеб.пособие / А. В. Бабкин. - Р. н/Д: Феникс, 2013. - 252 с.
8. Блекус, В. В. Словарь терминов по курсу «Финансы, деньги и кредит»: словарь / В. В. Блекус. - М. :Электроизолятор: ГГХПИ, 2014. - 52 с.
9. Брашнов, Д. Г. Гостиничный сервис и туризм : учеб.пособие / Д. Г. Брашнов. - М. : Альфа-М, 2014. - 154 с.
10. Бондаренко, Г. А. Менеджмент гостиниц и ресторанов / Г. А. Бондаренко // Новое знание. - 2014. - № 7. - С. 7-10.
11. Васильев, И. Л. Особенности рынка общественного питания / И. Л. Васильев // Турбизнес. - 2015. - №11. - С. 25-29.
12. Васильева, Е. В. Роль конгрессного бюро в развитии конгрессной деятельности города, региона, принципы организации и функционирования :брошюра / Е. В. Васильева. - Спб. :Мономакс конгресс-сервис, 2013. - 24 с.
13. Вишневская, Е. В. Организационные основы приема и обслуживания туристов: учебно-практическое пособие / Е. В. Вишневская. - Белгород :БелГУ, 2010. - 130 с.
14. Волошин, Н. И. Туризм: нормативно-правовые акты: сб. актов / Н. И. Волошин. - М. : Финансы и статистика, 2014. - 432 с.
15. Волошин, Н. И. Туризм как объект управления: учебник для студентов вузов туристического профиля / Н. И. Волошин. - М. : Финансы и статистика, 2015. - 302 с.
16. Гилярова, Л. Т. Комплексный анализ деятельности гостиничного предприятия: учеб.пособие/ Л. Т. Гилярова. - М. : Проспект, 2014. - 360 с.
17. Голубева, И. А. Современное состояние туристической отрасли и основные направления ее развития / И. А. Голубева // Российское предпринимательство. - 2015. - № 12 (84). - С. 85-88.
18. Гусев, Э. Б. Основы выставочной деятельности: учеб.пособие /
Э. Б. Гусев. - М. : РЭА им. Плеханова, 2015. - 134 с.
19. Ехина, М. А. Организация обслуживания в гостиницах:
учеб.пособие / М. А. Ехина. - М. : Академия, 2015. - 207 с.
20. Зайцева, Н. В. Туризм и гостиничное дело: учеб.пособие / Н. В. Зайцева. - М. : Высшее образование, 2013. - 278 с.
21. Зайцева, Г. Б. Чем привлечь делового туриста? / Г. Б. Зайцева // Нижегородский деловой журнал Деловая неделя. - 2015. - № 5 (104). - С. 35-38.
22. Зорин, И. В., Квартальнов, В. А. Энциклопедия туризма: справочник 2е изд. перераб. и доп. / И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 368 с.
23. Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризм: учебник 2е изд., перераб. и доп. / Н. И. Кабушкин. - Мн. : Новое знание, 2013. - 409 с.
24. Краснова, О. А. Анализ возможностей приема туристов в Белгородской области / О. А. Краснова // Сборник научных трудов филиала Санкт- Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Белгород. - 2013. - № 1. - С. 300-304.
25. Максютов, А. А. Бизнес-план предприятия: финансовый бюджет: учеб.пособие / А. А. Максютов. - М. : Приор, 2014. - 290 с.
26. Мхитарян, В. С. Многомерные статистические методы / В. С. Мхитарян, А.М. Дубров. - М. : Финансы и Статистика, 2013. - 79 с.
27. Петин, А. Н., Комарова, М. Е. Культурно-исторический потенциал Белгородской области в развитии туристской индустрии / А. Н. Петин, М. Е. Комарова // Сборник научных трудов филиала Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в г. Белгород. - 2013.-№ 4. - С. 420-423
28. Папирян, Г. А. Международные экономические отношения. Маркетинг в туризме: монография 2е изд., перераб. и доп. / Г. А. Папирян. - М. : Финансы и статистика, 2015. - 157 с.
29. Простаков, И. В. Иностранные термины в турбизнесе. Краткий толковый словарь: словарь / И. В. Простаков. - М. : Финансы и статистика, 2015.-125 с.
30. Рицци, В. В. Состояние и перспективы развития индустрии делового туризма / В. В. Рицци // Вестник национальной академии туризма. - 2015.
- № 2 (22). - С. 120-124.
31. Рудская, Е. Н. Деловой туризм: проблемы, тенденции, перспективы / Е. Н. Рудская // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 639-646.
32. Сафиуллин, М. Р. Анализ динамики изменения деловой активности региона как инструмент макроэкономического моделирования (на примере Республики Татарстан) / М. Р. Сафиуллин, Л.А. Ельшин // Экономический вестник Республики Татарстан. - 2013. - № 4. - С. 89-94.
33. Севастьянова, С. А. Методологические основы развития и системного управления туризмом в регионе: монография / С. А. Севастьянова. - СПб. : СПбГИЭУ, 2015. - 180 с.
34. Синева, Ю. С. Значение делового сегмента туризма для эффективного регионального развития / Ю. С. Синева // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 2(44). - С. 47-48.
35. Смирнов, С. В. Система опережающих индикаторов для России / С.В. Смирнов // Экономический журнал. - 2015. - № 3. - С. 85-90.
36. Сухова, А. Ф. Разработка бизнес-плана и финансовый анализ пред-приятия: учеб.пособие / А. Ф. Сухова. - М. :ФиС, 2013. - 250 с.
37. Сычова, И. В. Бизнес-план инвестиционного проекта: учеб.пособие / И. В. Сычова. - Тула : Пост, 2013. - 335 с.
38. Таранова, О. С. Краткий статистический сборник. Белгородская об-ласть в цифрах 2017 год: стат. сб. / О. С. Таранова. - Белгород :Белгородстат, 2017. - 268 с.
39. Хаертдинова, А. Н. Прогнозирование циклов экономической активности российских регионов / А. Н. Хаертдинова, Д. Ш. Султанова // Региональная экономика: теория и практика. - 2015. - № 34 (169). - С. 225-300.
40. Черкасова, И. О. Анализ финансового состояния предприятия: учеб.пособие / И. О. Черкасова. - СПб. : Нева, 2014. - 192 с.
41. Яглова, М. К. Маркетинг в ресторанном и гостиничном бизнесе : учеб.пособие / М. К. Яглова. - М. : Проспект, 2014. - 98 с.
42. Ящина, А. Н. Деловой туризм, как перспективное направление туристской индустрии: учеб.пособие / А. Н. Яшина. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 384 с.
43. Яценко, Р. А. Деловой туризм, как фактор социально-экономического развития регионов / Р. А. Яценко // Туризм и Сервис. - 2015. - № 5. - С. 212-217.
44. Aysoy, C., Kogar, C., Ozcan, C., Peker, A. Construction of New Leading Indicator; Hong E.P. The Korean System of Leading Indicators. Cyclical Indicators in Poland and Hungary: materialynaspotkania OECD Composite Leading. - Paris, 2016. - 97 p.
45. Imkeep, E. Tourism Planning. An Integrated and Sustainable Devel-opment Approach: textbook for students / E, Imkeep. - NY. : Publish-ing house AAUP, 2014. - 125 р.
46. Kaspar, C. Wprowadzenie do zarradzania w turystyce: kompilacjastatys- tyczna / С. Kaspar // przeklad M. Lenart. - Warszawa :Warsawa- OsrodekDoskonaleniaKadr «Orbis». - 2012. - 156 p.
47. Mill, R. Resorts: Management and Operation / R, Mill // Traveler. - 2012. - № 55. - pp.7-10.
48. Булаев С. В. Особенности организации деловых поездок [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.01.18)
49. Информационно-туристический портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.allturportal.ru (дата обращения 10.01.2018).
50. Оводов А. А. Люди не прекратят путешествовать, но наибольшим спросом будут пользоваться «экономтуры» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru(дата обращения 10.04.18)
51. Официальный сайт международной ассоциации делового туризма (GlobalBusinessTravelAssociation; GBTA) [Электронный ресурс]. URL: https://www.gbta.org(дата обращения 15.01.2018).
52. Официальный сайт ассоциации бизнес-туризма (АБТ-ACTERussia) [Электронный ресурс]. URL: http://businesstravelrussia.ru(дата обращения 16.01.2018).
53. Про-Туризм [Электронный ресурс]. URL: http://www.tourism- pro.com(дата обращения 11.01.2018)
54. Российский союз туриндустрии [Электронный ресурс]. URL: http://www.russiatourism.ru (дата обращения 15.01.2018).
55. Туристический портал TraveLife [Электронный ресурс]. URL: http://travelife.today (дата обращения 02.11.2017).
56. Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт РА» [Электронный ресурс].URL: https:ZZraexpert.ru.(дата обращения 03.03.18)
57. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Белгородской области [Электронный ресурс]. URL: http:ZZbelg.gks.ruZwpsZwcmZconnectZrosstat_tsZbelgZruZstatistics.(дата обращения 10.03.18).
58. Официальный сайт Федерального агентства по туризму (Ростуризм). Выборочная статистическая информация о числе въездных и выездных туристских поездок. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.russiatourism.ru(дата обращения 11.01.2018).
59. Обзор вакансий по регионам России. [Электронный ресурс]. URL: https:ZZwww.trud.com.(дата обращения 04.04.18).
60. Официальный сайт аналитического агентства «ТурСтат». [Электронный ресурс]. URL: http:ZZturstat.com.(дата обращения 05.04.18).