РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ 7
1.1 Особенности развития познавательного интереса у детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2 Использование средств музейной педагогики в образовательном процессе
дошкольной организации 16
1.3 Педагогические условия развития познавательного интереса у детей
старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ 34
2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса у старших
дошкольников 34
2.2 Содержание работы по развитию познавательного интереса у старших
дошкольников средствами музейной педагогики 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ 7
1.1 Особенности развития познавательного интереса у детей старшего
дошкольного возраста 7
1.2 Использование средств музейной педагогики в образовательном процессе
дошкольной организации 16
1.3 Педагогические условия развития познавательного интереса у детей
старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ 34
2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса у старших
дошкольников 34
2.2 Содержание работы по развитию познавательного интереса у старших
дошкольников средствами музейной педагогики 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современных условиях проблема интереса как важнейшего стимула развития личности все больше привлекает к себе внимание как педагогов, ищущих эффективные приемы и средства развивающего обучения, так и исследователей - психологов и педагогов. Как отмечал Клод Гельвеций, «...интерес есть начало всех наших мыслей и всех наших поступков».
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д. Поэтому так важно развитие познавательного интереса в период дошкольного детства.
В качестве важнейшей области общего феномена интереса рассматривается познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Познавательный интерес вполне можно назвать аккумулятором всех значимых для личности процессов. По уровню развития познавательного интереса можно судить об общем развитии личности дошкольника. При этом следует отметить, что познавательный интерес в общем развитии личности и в обеспечении развивающей функции обучения в одном случае является побудителем, мощным двигателем, в другом - результатом. Познавательный интерес обогащает процесс общения.
Вопросам познавательного интереса, познавательной активности, усвоения знаний и умений посвящены исследования и идеи многих ученых, педагогов и психологов, среди которых Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.И. Новиков, С. Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Г.И. Щукина и многие другие.
В качестве одного из потенциально эффективных средств развития познавательного интереса старших дошкольников сегодня выступает музейная педагогика. В последние годы музейное сообщество России, активно развивая профессиональное и междисциплинарное сотрудничество в поиске форм взаимодействия с образовательными организациями, разрабатывает образовательные программы и учебные курсы для системы дошкольных образовательных организаций, активно занимается постдипломной подготовкой воспитателей детских садов. Такое сотрудничество формирует у дошкольников эстетический опыт и развивает художественный вкус, объединяя в единое целое художественно-эстетическое и познавательное развитие.
Исследованию вопросов использования музейной педагогики в воспитании подрастающего поколения посвящены труды многих современных педагогов (Т.П. Калугина, С.Г. Маслова, А.М. Вербенец, О.В. Платонова, О.С. Сапанжа, Б.А. Столяров, Р.М. Чумичева, Л.П. Шухман и др.).
Актуальность темы исследования определяется противоречием между насущной необходимостью развития познавательных интересов у старших дошкольников и недостаточным использованием возможностей музейной педагогики.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Гипотеза исследования: успешному развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики, будут способствовать следующие педагогические условия:
• участие в создании мини-музея детей, родителей, педагогов;
• обеспечение активной творческой деятельности детей при посещении музея;
• повышение профессиональной компетенции,
музейной культуры педагогов дошкольной организации.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи:
• Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес» и особенности его развития у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выяснить возможности использования средств музейной педагогики в образовательном процессе дошкольной организации.
3. Выявить и обосновать педагогические условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
4. Разработать содержание работы по развитию познавательного интереса у старших дошкольников средствами музейной педагогики.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; педагогический эксперимент, беседа, наблюдение, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Этапы исследования:
Первый этап (июнь - сентябрь 2015 г.) - поисково-теоретический. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Определение цели, рабочей гипотезы и задач исследования. Проведение констатирующего этапа эксперимента.
Второй этап (октябрь 2015 г.- апрель 2016 г.) - определение содержания работы по развитию познавательного интереса у старших дошкольников средствами музейной педагогики.
Третий этап (май 2016 г.) - обобщающий. Систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, анализ интерпретации данных педагогического эксперимента, оформление работы.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 7
«Семицветик» г. Белгорода.
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д. Поэтому так важно развитие познавательного интереса в период дошкольного детства.
В качестве важнейшей области общего феномена интереса рассматривается познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру — в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Познавательный интерес вполне можно назвать аккумулятором всех значимых для личности процессов. По уровню развития познавательного интереса можно судить об общем развитии личности дошкольника. При этом следует отметить, что познавательный интерес в общем развитии личности и в обеспечении развивающей функции обучения в одном случае является побудителем, мощным двигателем, в другом - результатом. Познавательный интерес обогащает процесс общения.
Вопросам познавательного интереса, познавательной активности, усвоения знаний и умений посвящены исследования и идеи многих ученых, педагогов и психологов, среди которых Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.И. Новиков, С. Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский, Г.И. Щукина и многие другие.
В качестве одного из потенциально эффективных средств развития познавательного интереса старших дошкольников сегодня выступает музейная педагогика. В последние годы музейное сообщество России, активно развивая профессиональное и междисциплинарное сотрудничество в поиске форм взаимодействия с образовательными организациями, разрабатывает образовательные программы и учебные курсы для системы дошкольных образовательных организаций, активно занимается постдипломной подготовкой воспитателей детских садов. Такое сотрудничество формирует у дошкольников эстетический опыт и развивает художественный вкус, объединяя в единое целое художественно-эстетическое и познавательное развитие.
Исследованию вопросов использования музейной педагогики в воспитании подрастающего поколения посвящены труды многих современных педагогов (Т.П. Калугина, С.Г. Маслова, А.М. Вербенец, О.В. Платонова, О.С. Сапанжа, Б.А. Столяров, Р.М. Чумичева, Л.П. Шухман и др.).
Актуальность темы исследования определяется противоречием между насущной необходимостью развития познавательных интересов у старших дошкольников и недостаточным использованием возможностей музейной педагогики.
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Гипотеза исследования: успешному развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики, будут способствовать следующие педагогические условия:
• участие в создании мини-музея детей, родителей, педагогов;
• обеспечение активной творческой деятельности детей при посещении музея;
• повышение профессиональной компетенции,
музейной культуры педагогов дошкольной организации.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи:
• Раскрыть сущность понятия «познавательный интерес» и особенности его развития у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выяснить возможности использования средств музейной педагогики в образовательном процессе дошкольной организации.
3. Выявить и обосновать педагогические условия развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
4. Разработать содержание работы по развитию познавательного интереса у старших дошкольников средствами музейной педагогики.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; педагогический эксперимент, беседа, наблюдение, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Этапы исследования:
Первый этап (июнь - сентябрь 2015 г.) - поисково-теоретический. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Определение цели, рабочей гипотезы и задач исследования. Проведение констатирующего этапа эксперимента.
Второй этап (октябрь 2015 г.- апрель 2016 г.) - определение содержания работы по развитию познавательного интереса у старших дошкольников средствами музейной педагогики.
Третий этап (май 2016 г.) - обобщающий. Систематизация и обобщение результатов исследования, формулирование выводов, анализ интерпретации данных педагогического эксперимента, оформление работы.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 7
«Семицветик» г. Белгорода.
Проведенное нами исследование посвящено актуальной проблеме - определению педагогических условий развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Первая глава «Теоретические основы развития познавательного интереса у старших дошкольников средствами музейной педагогики» представлена тремя параграфами. В них осуществлен анализ научной и методической литературы по проблеме исследования.
В первом параграфе на основе изучения научных трудов А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Г.И. Щукиной и др. рассматривается значение познавательного интереса в жизни человека, сущность понятия «познавательный интерес», особенности его развития в старшем дошкольном возрасте.
Во втором параграфе рассматриваются возможности использования музейной педагогики в образовательном процессе дошкольной организации. Содержание параграфа раскрыто на основе изучения публикаций А.Г. Бойко, В.В. Виниченко, С.Г. Масловой, Б.А. Столярова и др.
Третий параграф первой главы посвящен рассмотрению педагогических условий развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики. Для возникновения познавательного интереса наиболее существенно:
-создание внешних условий, позволяющих получить большое количество впечатлений и информации;
-накопление минимума знаний и некоторого опыта, дающего возможность начать соответствующую деятельность.
Для успешного формирования устойчивого интереса предмет познавательной деятельности должен быть выбран таким образом, чтобы процесс овладения им вызывал потребность в получении новой информации.
Вторая глава посвящена проведению практической работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики. Экспериментальная работа по теме исследования была проведена на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 7 «Семицветик» г. Белгорода. В исследовании приняли участие 16 детей старшей группы.
Цель констатирующего эксперимента состояла в изучении опыта работы педагогов старшей группы по развитию познавательного интереса у детей старшей группы и определения уровня развития познавательного интереса у детей старшей группы. Высокий уровень развития познавательного интереса выявлен у троих детей (18,75 %); средний уровень - у 10 детей (62,5 %) и низкий уровень - у троих детей (18,75 %).
Во втором параграфе второй главы нами было представлено описание содержания работы по развитию познавательного интереса у старших дошкольников средствами музейной педагогики. В основу содержания образовательной работы была положена гипотеза исследования, согласно которой успешному развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики, будут способствовать следующие педагогические условия:
• участие в создании мини-музея детей, родителей, педагогов;
• подготовка детей к выполнению роли экскурсовода в мини-музея;
• обеспечение активной творческой деятельности детей при посещении музея;
• повышение профессиональной компетенции,
музейной культуры педагогов дошкольной организации.
В заключение отметим, что актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОО заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Первая глава «Теоретические основы развития познавательного интереса у старших дошкольников средствами музейной педагогики» представлена тремя параграфами. В них осуществлен анализ научной и методической литературы по проблеме исследования.
В первом параграфе на основе изучения научных трудов А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Г.И. Щукиной и др. рассматривается значение познавательного интереса в жизни человека, сущность понятия «познавательный интерес», особенности его развития в старшем дошкольном возрасте.
Во втором параграфе рассматриваются возможности использования музейной педагогики в образовательном процессе дошкольной организации. Содержание параграфа раскрыто на основе изучения публикаций А.Г. Бойко, В.В. Виниченко, С.Г. Масловой, Б.А. Столярова и др.
Третий параграф первой главы посвящен рассмотрению педагогических условий развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики. Для возникновения познавательного интереса наиболее существенно:
-создание внешних условий, позволяющих получить большое количество впечатлений и информации;
-накопление минимума знаний и некоторого опыта, дающего возможность начать соответствующую деятельность.
Для успешного формирования устойчивого интереса предмет познавательной деятельности должен быть выбран таким образом, чтобы процесс овладения им вызывал потребность в получении новой информации.
Вторая глава посвящена проведению практической работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики. Экспериментальная работа по теме исследования была проведена на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 7 «Семицветик» г. Белгорода. В исследовании приняли участие 16 детей старшей группы.
Цель констатирующего эксперимента состояла в изучении опыта работы педагогов старшей группы по развитию познавательного интереса у детей старшей группы и определения уровня развития познавательного интереса у детей старшей группы. Высокий уровень развития познавательного интереса выявлен у троих детей (18,75 %); средний уровень - у 10 детей (62,5 %) и низкий уровень - у троих детей (18,75 %).
Во втором параграфе второй главы нами было представлено описание содержания работы по развитию познавательного интереса у старших дошкольников средствами музейной педагогики. В основу содержания образовательной работы была положена гипотеза исследования, согласно которой успешному развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики, будут способствовать следующие педагогические условия:
• участие в создании мини-музея детей, родителей, педагогов;
• подготовка детей к выполнению роли экскурсовода в мини-музея;
• обеспечение активной творческой деятельности детей при посещении музея;
• повышение профессиональной компетенции,
музейной культуры педагогов дошкольной организации.
В заключение отметим, что актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОО заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Подобные работы
- ВОСПИТАНИЕ ИНТЕРЕСА К ТРАДИЦИЯМ МАЛОЙ РОДИНЫ
СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К РОДНОМУ ГОРОДУ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Образовательные ситуации по развитию интереса у детей старшего
дошкольного возраста к истории Древнего Мира
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - Организационно-педагогические условия развития эстетического восприятия у старших дошкольников в музейной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Музейная педагогика как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Спортивные игры и развлечения как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Взаимодействие дошкольной образовательной организации с учреждениями муниципального образования по художественно-эстетическому развитию дошкольников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2017



