ВВЕДЕНИЕ 4
§ 1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 4
§ 2. ИСПОЛЬЗУЕМЫМ ПОНЯТИЙНЫМ АППАРАТ 5
§ 3. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
§ 4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ 9
§ 5. ИСТОРИОГРАФИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ 10
§ 6. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 20
§ 7. ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ 21
ГЛАВА I. ПОЛЕМИКА ОБ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ КАК ЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ 1909-1912 ГГ 50
§ 1. ИЗМЕНЕНИЯ В ИДЕЙНОМ НАСТРОЕНИИ РОССИЙСКИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ
СЛОЕВ НА РУБЕЖЕ 1900-1910-Х ГГ 50
§ 2. МАСШТАБЫ И СУБЪЕКТЫ ПОЛЕМИКИ 55
Авторы публикаций 57
Издания и аудитория полемики 60
Корпоративные и политические организации 70
Идейные направления 72
§ 3. ЭТАПЫ ПОЛЕМИКИ 91
§ 4. ХАРАКТЕР И МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ ПОЛЕМИКИ 101
ГЛАВА II. ПОДХОД УЧАСТНИКОВ ПОЛЕМИКИ К ПРОБЛЕМАМ РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ (СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА ПОЛЕМИКИ) 115
§ 1. ПРАВЫШ КОНСТИТУЦИОНАЛИСТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ХРИСТИАНЕ (ВЕХОВЦЫ). .116
§ 2. КОНСЕРВАТОРЫ-ОХРАНИТЕЛИ 126
§ 3. ЛЕВЫЕ КОНСТИТУЦИОНАЛИСТЫ 132
§ 4. НЕОНАРОДНИКИ 145
3
§ 5. МАРКСИСТЫ 153
§ 6. ВНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕЙНЫЕ ТЕЧЕНИЯ 167
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 195
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 202
ПРИЛОЖЕНИЯ 230
Сборник "Вехи", инициировавший полемику 1909-1912 гг., занял существенное место в самосознании последующих поколений российской интеллигенции (как в самой России, так и среди представителей русской диаспоры за рубежом).1 Наибольшего развития публицистическое творчество и связанные с ним полемики достигают в переломные моменты социального развития. Социальная ситуация переходного общества, осуществляющего "догоняющее" развитие, стимулирует интеллектуальные слои претендовать на повышенную социальную роль. Они стремятся осуществить идеологическое обоснование общественной трансформации, разработать ее технологии. Начало ХХ в. и современный этап российской истории имеют в этом плане много общего. Конец 1980-х - 1990-е гг. отмечены новым витком обсуждения проблем интеллигенции в отечественной публицистике.2 Это дает основание считать, что проблема интеллектуальных слоев в современном переходном обществе является одной из ключевых с точки зрения выработки оптимальных для него социальных технологий и решений, касающихся интеллектуальных слоев.
Место темы исследования в общем направлении развития гуманитарных наук определяется выбором его предмета, теоретических и методологических позиций. По мнению автора исследования, они идут в русле глобального процесса придания этим наукам "человеческого измерения", стремления увидеть и понять социальный процесс через изучение общественной мысли. В свою очередь интеллектуальная жизнь общества наиболее ярко проявляется в столкновениях мнений по общественно значимым вопросам. Являясь критическими точками общественной мысли, они непосредственно подготавливают ее поворот, смену господствовавших парадигм.
5
Место исследования в развитии знаний по истории России ХХ в. определяется выбранными автором постановкой проблем и методологией исследования. Материал диссертации может быть использован в обобщающих исследованиях об исторических условиях и противоречиях протекания российской модернизации начала ХХ в., ее типологической специфике с выходом на современные проблемы взаимодействия различных социальных групп российского общества. Это позволит уточнить и, возможно, пересмотреть определенные концептуальные выводы.
Проблема интеллигенции, как она была поставлена русской публицистикой еще в 1860-70-х гг., может быть интерпретирована как проблема определения особого места, которое претендовали занять идеологизированные интеллектуальные слои в условиях “догоняющей” модернизации. Модернизация понимается нами в широком смысле как процесс перехода от традиционного общества к обществу “критической культуры”, ориентированному на инновационность.
Применительно к задачам исторического исследования автор руководствуется самым широким понятием “интеллектуальные слои”, которое объединяет совокупность социальных слоев или страт, профессионально занимающихся производством интеллектуальных продуктов. Понятие “русская интеллигенция” употребляется как обозначение определенной субкультуры внутри интеллектуальных слоев (в соответствии с устоявшейся традицией самоидентификации). Интеллигенция объединяет гуманитарную социоцентричную их часть, оппозиционно настроенную по отношению к традиционному российскому политическому или социальному порядку, исторически возникшую в связи с освобождением дворянства от обязательной государственной службы и разложением сословного строя.
Рост внимания составителей энциклопедических словарей к понятию “интеллигенция” накануне и после полемики 1909-1912 гг. и смещение акцентов в сторону аксиологических моментов в трактовке понятия (после окончания полемики) является свидетельством возрастающей значимости проблемы интеллигенции в общественной жизни России начала ХХ в. и влияния полемики об интеллигенции 1909-1912 гг. на самосознание российских интеллектуальных слоев.
Полемика 1909-1912 гг. рассматривается как отдельный этап многолетнего обсуждения проблем интеллигенции в русской публицистике. Основанием тому является: существенный рост количества публикаций, концентрация полемики
196
вокруг сборника “Вехи”, занявшего значительное место в самосознании российской гуманитарной культуры, формирование в процессе столкновения мнений основных подходов к проблеме русской интеллигенции. Полемика рассматривается как факт публицистической (литературной) субкультуры, значение которой в жизни интеллектуальных слоев общества “догоняющей” модернизации было чрезвычайно велико.
По мнению автора исследования, рассмотренное столкновение мнений по вопросу об интеллигенции целесообразно определить как полемику, а не дискуссию. Основанием для такого заключения является принципиально идеологический характер столкновения мнений по социальным вопросам с ярко выраженной ценностной окраской, конфронтационные и достаточно агрессивные формы ее ведения, значительная роль публицистического красноречия и риторичности в отстаивании субъектами полемики своего мнения, отсутствие их скованности в методах аргументации.
Проведенный автором настоящего исследования анализ взаимных ссылок публикаций не подтвердил мнение, что полемика была направлена лишь в адрес “Вех” и диалог между идейными направлениями отсутствовал. Несмотря на концентрацию полемики вокруг сборника “Вехи” и представленных в нем правоконституционалистского и социально-религиозного направлений, она проходила между всеми идейными направлениями. Но интенсивность полемики в разных зонах идейного ландшафта имела очень высокий разброс.
Основными факторами, определившими проблематику и содержание "Вех" и столь мощный отклик на них, явились несоответствие хода и результатов освободительного движения изначальным представлениям и проектам, потребность определить свое отношение к данной социальной ситуации и объяснить то новое, что дала социальная практика. Вопрос о наличии серьезного кризиса русской интеллигенции, перелома в ее развитии не вызывал разногласий среди участников полемики. Разногласия касались причин кризиса, диагноза переживаемого состояния и рецептуры преодоления кризиса.
197
Идеи "Вех" явились попыткой с помощью социального мифотворчества найти основания для социального согласия в условиях прогрессирующего буржуазного развития России. Это социальное мифотворчество призвано было в первую очередь оказать воздействие на образованное общество. Предметом внимания и критики веховцев были не идеологические доктрины, систематически сформулированные и изложенные в текстах теоретиков, а восприятие их на уровне массового интеллигентского сознания (среднего интеллигента).
1. Александрович Ю. После Чехова. Т. 2. Нигилизм-модерн и наши моралисты. М., 1909.
2. Бердяев Н. Духовный кризис интеллигенции. Статьи по общественной и религиозной психологии. (1907-1909 гг.). Спб., 1910.
3. Богданов А.А. Культурные задачи нашего времени. М., 1911.
4. Булгаков С.Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. Т.2. М., 1911.
5. Венгеров С. А. Героический характер русской литературы // Собр. соч. Т. 1. Спб., 1911.
6. Галахов Я.Я. Печальная страница в истории русского религиозного самосознания (По поводу "Вех"). Томск, 1911.
7. Гершензон М.О. Исторические записки (о русском обществе). М., 1910.
8. Грингмут В.А. Собрание сочинений. Вып. 3-4. Спб., 1910.
9. Добрышин Б.В. Построение общественности. Спб., 1909.
10. Добрышин Б.В. Задачи современной интеллигенции. Спб., 1908.
11. Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли. Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни XIX в. Т. 1-2. 3-е изд. Спб., 1911.
12. Иванов-Разумник Р.В. Об интеллигенции (Что такое махаевщина. Кающиеся разночинцы). 2-е изд. Спб., 1910.
13. Иванов-Разумник Р.В. Литература и общественность (Сборник статей). Спб., 1910.
14. Иванов В.И. По звездам. Спб., 1909.
15. Изгоев А.С. Интеллигенция и "Вехи". (Русское общество и революция). М.,
1910.
203
16. Лозинский Е. Лев Толстой об интеллигенции и рабочем вопросе (С приложением двух неизданных писем Толстого к автору). Спб., 1911.
17. Луначарский А. Религия и социализм. Т.1-2. Спб., 1908-1911.
18. Малиновский И., проф. Начальная страница из истории русской интеллигенции. Томск, 1909.
19. Мейер А. Религия и культура. По поводу современных религиозных исканий. Спб., 1909.
20. Мережковский Д. Больная Россия. Спб., 1910.
21. Минский Н. На общественные темы. Изд. 2-е. Спб., 1909.
22. Николаев А.А. Хлеба и света. Материальный и духовный бюджет трудовой интеллигенции у нас и за границей (По данным анкеты "Вестника Знания"). Спб., 1911.
23. Овсянико-Куликовский Д.Н. История русской интеллигенции // Собр. соч. Т. 7-9. Спб., 1910-1911.
24. Ом-бер. К "Вехам". Из современных настроений в области философии истории. Киев, 1910.
25. Плеханов Г.В. От обороны к нападению. М., 1910.
26. Розанов В.В. Когда начальство ушло. 1905-1906. Спб., 1910.
27. Струве П.Б. Политика, культура, религия, социализм. Сборник статей за пять лет (1905 - 1910). Спб., 1911.
28. Трофимов А.И. Материалистическое понимание истории. Что такое интеллигенция (На основе закона технической ренты). М., 1912.
29. Трофимов А.И. Техническая рента как источник прибыли (К кризису интеллигенции). М., 1909.
30. Франк С. Философия и жизнь. Этюды и наброски по философии культуры. Спб., 1910.
31. Фриче В.М. От Чернышевского к "Вехам". М., 1910.
32. Юшкевич П. Новые веяния (Очерки современных религиозных исканий). Спб., 1910.
2) Коллективные сборники статей
204
1. В защиту интеллигенции. Сборник статей К. Арсентьева, М. Бикермана,П. Боборыкина, Вл. Боцяновского, Н. Валентинова, Н. Геккера, И. Игнатова, Ник. Иорданского, Д. Левина, Ф. Мускатблита, Григ. Петрова. М.-Спб., 1909.
2. Вершины. Кн.1. Спб., 1909.
3. Вехи как знамение времени. Сборник статей. М., 1910.
4. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1909-1910.
5. Зарницы (Литературно-политический сборник). Ч. 2. Спб.,1909.
6. Из истории новейшей русской литературы. М., 1910.
7. Интеллигенция в России (Сборник статей). Спб., 1910.
8. История русской литературы XIX века (Под ред. Д.Н. Овсянико¬Куликовского). Т. 5. Спб., 1910.
9. К характеристике современного студенчества (По данным переписи 1909-10 г. в С.-Петербургском технологическом институте). 2-е изд. Спб., 1911.
10. Куда мы идем? Настоящее и будущее русской интеллигенции, литературы, театра и искусства. Сборник статей и ответов. М., 1910.
11. Литературный распад. Кн.1-2. Спб., 1908-1909.
12. Народное дело. Вып. II. [Париж], 1910.
13. На рубеже (К характеристике современных исканий). Критический сборник. Спб., 1909.
14. Общественное движение в России в начале XX века. Т.1-4. Спб., 1909-1911.
15. Очерки философии коллективизма. Сборник статей Н. Вернера, А. Богданова, В. Базарова, А. Луначарского, М. Горького. Сб. 1. Спб., 1909.
16. По "Вехам". Сборник статей об интеллигенции и "национальном лице". М.,
1909.
3) Газеты
1. Бакинские Вести. Баку, 1909.
2. Биржевые Ведомости. Спб., 1909.
3. Варшавский дневник. Варшава, 1909.
4. Вечер. Спб., 1909.
5. Виленский Вестник. Вильна, 1909.
206
36. Правда Жизни. Спб., 1909.
37. Приазовский Край. Ростов-н/Д, 1909.
38. Приднепровский Край (Утреннее издание). Екатеринослав, 1909.
39. Пролетарий. Женева, 1909.
40. Раннее Утро. М., 1909.
41. Революционная Мысль (Издание группы социалистов-революционеров). Лондон, 1909.
42. Речь. Спб., 1909-1911.
43. Россия. Спб., 1909.
44. Руль. М., 1909.
45. Русская Земля. М., 1910.
46. Русская Правда. Екатеринослав, 1909.
47. Русская Речь. Одесса, 1909.
48. Русские Ведомости. М., 1909-1911.
49. Русское Знамя. Спб., 1909.
50. Русское Слово. М., 1909-1910.
51. С.-Петербургские Ведомости. Спб., 1909-1910.
52. Саратовский Вестник. Саратов, 1909.
53. Саратовский Листок. Саратов, 1909.
54. Сибирская Жизнь. Томск, 1909.
55. Сибирь. Иркутск, 1909-1910.
56. Слово. Спб., 1909.
57. Современное Слово. Спб., 1909.
58. Социал-демократ. Париж, 1909.
59. Столичная Молва. М., 1910.
60. Тифлисский Листок. Тифлис, 1909.
61. Уральская Жизнь. Екатеринбург, 1909.
62. Утро. Харьков, 1909.
63. Утро России. М., 1910.
64. Харьковские Губернские Ведомости. Харьков, 1909.
207
65. Эхо. Благовещенск, 1910.
66. Южные Ведомости. Симферополь, 1909.
67. Южный Край. Харьков, 1910.
4) Журналы
1. Бодрое Слово. Спб., 1909.
2. Вестник Воспитания. М., 1909.
3. Вестник Европы. Спб., 1909-1910.
4. Вестник Знания. Спб., 1910.
5. Весы. М., 1909.
6. Возрождение. М., 1909.
7. Вопросы философии и психологии. Спб., 1910.
8. Всемирная Панорама. Спб., 1909.
9. Вятские Епархиальные ведомости. Вятка, 1910.
10. Журнал Министерства Народного Просвещения. Спб., 1909.
11. За Рубежом. Davos, 1909.
12. Запросы Жизни. Спб., 1909-1911.
13. Золотое Руно. Спб., 1909.
14. Исторический Вестник. Спб., 1909.
15. Московский Еженедельник. М., 1909-1910.
16. Мысль. М., 1910-1911.
17. Наша Заря. Спб., 1910-191