Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности административно-правового статуса государственных гражданских служащих

Работа №70270

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

административное право

Объем работы100
Год сдачи2017
Стоимость5770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
498
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ В
РОССИИ 11
1.1. История становления и развития института государственной службы в
России 11
1.2. Принципы административно-правового регулирования государственной
гражданской службы 28
1.3. Нормативно-правовые основы государственной гражданской службы
Российской Федерации 42
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ 52
2.1. Понятие и сущность административно-правового статуса государственного
гражданского служащего 52
2.2. Классификация государственных гражданских служащих 62
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО 68
3.1. Права, обязанности и гарантии государственного гражданского
служащего 68
3.2. Ограничения, запреты и виды ответственности государственного
гражданского служащего 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы диссертационного исследования состоит в том, что современная экономико-политическая ситуация в стране делает как никогда актуальной потребность в наличии эффективной системы управления государством.
Именно действенная организация государственного аппарата оказывает прямое воздействие на экономическое состояние государства, и, как следствие, на благосостояние населения Российской Федерации в целом.
В свою очередь, качественная организация государственного аппарата возможна только при качественном составе управленческих кадров, формирующих такой аппарат, т.е. должностных лиц.
На современном этапе развития нашего государства происходит реформирование системы государственных органов Российской Федерации.
Данный институт долгое время находился в состоянии стагнации, вынужденного застоя, связанного с тем правовым вакуумом, который сложился в конце прошлого века в нашей стране, пережившей острые политические и, как следствие, социально - экономические потрясения.
В начале 90-х годов XX века сложилась такая ситуация, при которой старый административно - командный режим уже изжил себя, а новый, едва зародившийся, еще недостаточно окреп.
Г осударственная служба является неотъемлемой частью государства, ибо благодаря её существованию достигается две цели: осуществляется
государственное управление, а также обеспечивается конституционное право каждого гражданина принимать участие в этом управлении.
Рассмотрение такой основополагающей категории государственной службы как государственный гражданский служащий и его правовой статус позволит более полно понять ту важность данного института для нашего общества и государства, которую трудно переоценить в условиях непрерывно меняющегося времени.
Эффективность государственной службы и успех профессиональной деятельности государственных служащих во многом зависят от глубины теоретического осмысления закономерностей в рассматриваемой сфере, закрепления адекватного возложенным на государственного служащего задачам их административно-правового положения, или статуса Особое значение в этом плане имеет законодательное установление особенностей правового статуса государственного гражданского служащего.
Следует, отметить, что государственным гражданским служащим в части правового регулирования прохождения ими службы и установления их правового статуса повезло больше, чем государственным служащим государственной военной и государственной правоохранительной служб. Это связано с тем, что по государственной гражданской службе принят федеральный закон об этом виде службы, а также реестр должностей государственных гражданских служащих Вместе с тем многое из того, что нашло свое закрепление в законодательстве относительно правового положения (статуса) государственного гражданского служащего нуждается в научном осмыслении и дальнейшем совершенствовании.
Степень научной разработанности темы диссертационного исследования состоит в том, что проблема административно-правового статуса гражданских служащих в силу ее актуальности и новизны занимает одно из центральных мест в научных трудах различного уровня.
Как правило, в отечественной юридической литературе тема правового статуса государственных служащих освещается учеными-юристами различных отраслей права. Тема обобщается и речь в научных и учебных изданиях чаще всего идет о правовом, а не административно-правовом статусе государственных, но не гражданских служащих
Кроме того, большинство работ, посвященных проблемам государственной службы, относятся к периоду действия уже утратившего свою юридическую силу законодательства в этой области
Исследование поставленной проблемы показывает, что данной проблематике посвящены труды таких ученых-правоведов, как А П Алехин, Г В Атаманчук, ДН Бахрах, И.А Ивлев, В.А. Козбаненко, JIM. Колодкин, Ю М Козлов, А П Коренев, А.Н Костюков, В М Курицын, Б М Лазарев, В М. Манохин, Р С. Мулукаев, А.Ф Ноздрачев, Г И Петров, Ю А Розенбаум, Л М. Овсянко, А В Оболонский, Е.В. Охотский, Ю.Н Старилов, П П Сергун, Л В Смирнов, В.И Федоров, В В Черников и некоторых других
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения связанные с реализацией государственными гражданскими служащими своих прав и обязанностей, наложением на государственных гражданских служащих ответственности, ограничений и запретов.
Предметом диссертационного исследования является законодательство и правоприменительная практика, общественные отношения, связанные с рассмотрением статуса государственных служащих Российской Федерации.
Цель диссертационного исследования заключается в в определении сущности, структуры, юридического содержания и состава, а также практики реализации административно-правового статуса государственного
гражданского служащего Российской Федерации и формулировании на этой основе теоретических выводов, предложений и научно-практических рекомендаций.
Для достижения вышеуказанных целей мной были поставлены
следующие задачи:
1. изучить историю развития института государственной службы в России;
2. проанализировать нормативно-правовые основы государственной гражданской службы Российской Федерации;
3. исследовать понятие и сущность административно-правового статуса государственного гражданского служащего, а также классификации служащих;
4. проанализировать права, обязанности и гарантии государственного гражданского служащего;
5. исследовать ограничения, запреты и виды ответственности
государственного гражданского служащего.
Нормативно-правовую основу работы составили: Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ1, Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года , Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ , Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ и другие.
Научная новизна диссертации представляет собой научное исследование, в котором осуществлена теоретическая разработка основных положений концепции правового статуса государственных гражданских служащих - его понятия и структуры В диссертации уточнены общие и отличительные черты понятий «правовой статус» и «административно-правовой статус» государственного служащего и государственного гражданского служащего. Сформулированы сущность, цели и принципы формирования и реализации административно-правового статуса гражданского служащего
Новым является формулирование системы общих и специальных принципов формирования и реализации административно-правового статуса гражданских служащих России.
Теоретическую базу диссертационного исследования составляют идеи, концептуальные положения, и теоретические разработки известных ученых- юристов, специалистов в области административного, конституционного, муниципального права, а именно таких как: А.А. Гришковец и В.А. Козбаненко. Весьма плодотворно развиваются антикоррупционные аспекты системы организации и функционирования государственной службы в трудах А.В. Куракина. Комплексное и очень серьезное, с научно-практической точки зрения, исследование основополагающих вопросов государственной службы содержится в трудах А.Ф. Ноздрачева.
Методологическая основой исследования стали общенаучные методы: индукция, дедукция, анализ, синтез, а также сравнительно-правовой, историко¬правовой, системно-структурный, логико-юридический, системно¬
статистический методы исследования.
На защиту выносятся следующие полученные в результате
проведенного исследования положения:
1. Диссертантом, дается определение Государственная гражданская
служба - это профессиональная деятельность аппарата гражданских служащих по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации; государственный гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы по прохождению гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджетасубъекта Российской Федерации.
2. Диссертантом установлено, что под должностью государственной гражданской службы целесообразно понимать как созданную в установленном законном порядке структурную единицу аппарата государственного органа, определяющая содержание и объем полномочий замещающего ее лица, с установленным кругом обязанностей по непосредственному исполнению полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ, и ответственностью за неисполнение и ненадлежащее исполнение этих обязанностей.
3. Диссертантом установлено, что в действующий закон регулирующий институт государственной гражданской службы целесообразно дополнить ст. 4 рассматриваемого правового акта принципом экономической эффективности деятельности государственных служащих.
Эффективность - относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.
Широко известно также следующее определение, иногда приписываемое В. Парето: Экономическая эффективность - это получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов.
Проблема экономической эффективности волновала человечество на протяжении всей его истории развития. Классическое определение экономической эффективности капиталистического производства дал К.Маркс, он писал: «чтобы при минимуме авансированного капитала производить максимум прибавочной стоимости» . К.Маркс экономическую эффективность связывал с законом экономии рабочего времени.
Основная цель данного принципа будет заключаться в том, что государство должно разработать и утвердить с учетом современных условий государственной политики количественную и качественную систему величин, которая позволит определить на основании выбранной системы параметров результативность деятельности конкретного государственного служащего с точки зрения государства.
4. Вывод об особо значимой роли нравственных норм в регулировании служебного поведения государственного гражданского служащего Это обстоятельство предполагает необходимость принятия Этического кодекса государственного гражданского служащего.
5. В законодательстве о гражданской службе отсутствует регулирование материальной ответственности государственных гражданских служащих. Но отношения, связанные с движением и использованием товарно-материальных ценностей (обязанность по сохранению и рациональному использованию государственного имущества), - неотъемлемая часть условий осуществления государственной гражданской службы. Именно поэтому необходимо разработать специальный комплекс мер законодательного урегулирования данного аспекта реализации статуса государственных гражданских служащих.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что содержащиеся в диссертации научные результаты и теоретические выводы о концептуальных и правовых основах, структуре, юридическом содержании и составе административно-правового статуса гражданских служащих позволят расширить теоретические взгляды на природу и содержание данного социально-правового явления, выявить новые подходы к его концептуальному и нормативному развитию Таким образом, полученные диссертантом научные результаты в известной степени развивают и дополняют теоретические основы государственной службы, теорию административно - правового статуса и в целом теорию административного права
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что внедрение разработанных в процессе исследования предложений в деятельность государственных органов позволит успешнее выполнять возложенные на них функции, усилить ответственность гражданских служащих за качество выполнения ими своих задач, повысить авторитет и престиж гражданской службы России
Результаты исследования апробированы автором в 2 публикациях в сборниках научных трудов научно-практических конференций:
Новиков В.М. Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой // Перспективы развития и совершенствования административного законодательства: сборник научных трудов по материалам научно-практического круглого стола, посвященного Дню сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, г. Белгород, 10 ноября 2017 г.-
Белгород: «Эпицентр», 2017. - с. 11.
Новиков В.М. Юридическая ответственность государственных служащих // Актуальные проблемы административного права: сборник научных трудов по материалам научно-практического круглого стола, посвященного Дню Конституции Российской Федерации г. Белгород, 12 декабря 2017г. - Белгород: «Эпицентр», 2017. - с.11.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках исследуемой нами темы можно сделать следующие выводы, которые являются результатом рассмотрения поставленных исследовательских задач:
Во-первых, исторический путь формирования правового статуса государственных служащих условно можно разделить на четыре этапа:
- первый этап - появление государственной службы как особой сферы профессиональной деятельности;
- второй этап - развитие государственной службы в царской России;
- третий этап - развитие государственной службы в советский период;
- четвертый этап - государственная служба в XXI веке.
Во-вторых, государственная служба играет главную роль в организации государственного механизма. По нашему мнению, государственную службу следует рассматривать и как осуществление государственными органами кадровой функции управления, и как практическую деятельность всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета и занимающих должности в аппарате государственных органов.
В-третьих, принципы государственной службы - это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные закономерности и определяющие направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих. В современном законодательстве закреплено восемь принципов государственной гражданской службы:
- приоритет прав и свобод человека и гражданина;
- единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;
- равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;
- профессионализм и компетентность гражданских служащих;
- стабильность гражданской службы;
- доступность информации о гражданской службе;
- взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
- защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
По нашему мнению, в представленный перечень необходимо включить еще два принципа:
- принцип экономической эффективности деятельности
государственных служащих;
- принцип индивидуализации ответственности государственных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
В-четвертых, легальное определение понятия «государственный гражданский служащий» следует сформулировать следующим образом: «государственный гражданский служащий - это гражданин Российской Федерации, осуществляющий профессиональную деятельность на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений и предприятий, а также других государственных организаций, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Исходя из анализа теории административного права и законодательства о государственной гражданской службе можно выделить шесть основных признаков, характеризующих понятие государственного гражданского служащего:
- гражданство Российской Федерации;
- владение государственным языком Российской Федерации;
- наличие должности государственной службы;
- наличие акта (приказа) руководителя государственного органа или его структурного подразделения о назначении на должность, а также подписанного служебного контракта;
- служащий добровольно берет на себя обязательства по прохождению государственной службы;
- денежное содержание из государственного бюджета - федерального или регионального.
В-пятых, административно-правовой статус государственного
гражданского служащего - это совокупность возложенных на гражданских служащих обязанностей и предоставленных им прав, а также систему поощрений, ограничений, запретов, правил служебного поведения, гарантий и компенсаций государственных служащих.
Элементы административно-правового статуса государственного гражданского служащего закреплены в гл. 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе». По нашему мнению, структура этой главы должна быть изменена следующим образом:
- основные обязанности гражданского служащего;
- основные права гражданского служащего;
- ограничения, связанные с гражданской службой;
- запреты, связанные с гражданской службой;
- правила служебного поведения гражданского служащего;
- гарантии гражданского служащего;
- компенсации, связанные с гражданской службой.
В-шестых, основу административно-правового статуса государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации составляет должность гражданской службы как первичный элемент системы государственно-служебной организации субъекта Российской Федерации, посредством которой определяются принадлежность гражданина к государственной службе, ее определенному виду, уровню и государственному органу субъекта Российской Федерации, характер и степень участия государственного служащего в реализации полномочий данного государственного органа.
В-седьмых, ядро административно-правового статуса государственного гражданского служащего представляют его обязанности и права.
В законах о государственной службе большинства субъектов Российской Федерации перечень прав государственных служащих практически полностью совпадает с тем, который закреплен в федеральном законодательстве. Обязанности определенных категорий государственных гражданских служащих установлены в законах о прохождении службы в отдельных государственных органах, в положениях о государственном органе, в дисциплинарных уставах и положениях о дисциплине, в типовых правилах внутреннего распорядка. Обязанности по конкретной должности должны быть четко сформулированы в
96 правилах внутреннего распорядка соответствующего государственного органа, в трудовых договорах (контрактах) и должностных инструкциях государственных служащих.
В-восьмых, помимо прав и обязанностей статус государственных гражданских служащих включает в себя также ограничения и запреты, установленные законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014. - № 31.
2. О Правительстве Российской Федерации Федеральный
конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) //
Российская газета, № 245, 23.12.1997.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002. - № 1.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Российская газета - 18.06.1996 - № 113.
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 3.
8. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) // Собрание законодательства РФ, 16.02.2009. - № 7. - ст. 776.
9. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011. - № 48. - ст. 6724.
10. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004. - № 31. - ст. 3215.
11. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ, 29.12.2008. - №52 (ч. I) - ст. 6228.
12. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 01.05.2016) // Собрание законодательства РФ, 03.06.2002. - № 22. - ст. 2031.
13. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996. - № 3. - ст. 145.
14. О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов: Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Собрание законодательства РФ, 24.04.1995. - № 17. - ст. 1455.
15. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001. - № 51. - ст. 4831.
16. О минимальном размере оплаты труда: Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Собрание законодательства РФ, 26.06.2000. - № 26. - ст. 2729.
17. О государственной тайне: Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 08.03.2015) // Собрание законодательства РФ, 13.10.1997. - № 41. - стр. 8220¬8235.
18. Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела: Указ Президента РФ от 30.05.2005 № 609 (ред. от 01.07.2014) // Собрание законодательства РФ, 06.06.2005. - № 23. - ст. 2242.
19. О дополнительном профессиональном образовании
государственных гражданских служащих Российской Федерации: Указ Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 (ред. от 08.03.2015) // Собрание
законодательства РФ, 01.01.2007. - № 1 (1 ч.). - ст. 203.
20. О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. № 559 (ред. от 15.07.2015 г.) // Собрание законодательства РФ, 25.05.2009. - № 21. - ст. 2544.
21. Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы: Указ Президента РФ от 11 августа 2016 г. № 403 // СПС «КонсультантПлюс»
22. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 601 // Собрание законодательства РФ, 07.05.2012. - № 19. - ст. 2338.
Материалы правоприменительной практики
1. По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке
конституционности положений статьи 25 Федерального закона «Об основах государственной службы РФ», статьи 43 Федерального закона «О прокуратуре РФ», статьи 14 Федерального конституционного закона «О судебной системе РФ» и статьи 20.1 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в РФ»: Определение Конституционного Суда РФ от 03.10.2002 г. №233-О // Собрание законодательства РФ, 2003. - № 12. - ст. 1174.
2. О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в
состав органов юридического лица: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2013 г. № 62 // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, 2013. - № 10.
Научная и учебная литература
1. Абрамов В. И. Правовой статус ребенка // Современное право. 2005. № 9.
2. Алексеев С. С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. С. 102.
3. Алехин А.П., Кармолицкий A.A. Административное право России. Первая часть: Учеб. M., 2009.
4. Антонова Н.М. Проблемы реализации конституционного принципа равного доступа к государственной службе в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 3.
5. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом - М.: Финансы и статистика, 2015 г..
6. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Уч. пособие. М.: ИНФРА-М, 2011.222 с.
7. Вассерман Н.В. Правовые ограничения и запреты, связанные с замещением должностей государственной гражданской службы // Известия Иркутской государственной экономической академии, 2009. - № 2. - с. 19-23.
8. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Служебное право: Учеб. M., 2004.
3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ