ОБРАЗ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ШКОЛЬНИКА: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И РЕСУРСЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБРАЗ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ШКОЛЬНИКА: ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ЗОН 8
1.1. Понятие и теоретико-методологический анализ образа
профессии 8
1.2. Современный российский школьник перед необходимостью выбора
будущей профессии 14
1.3. Образ будущей профессии в представлениях современных российских
школьников: эмпирический анализ и актуальные проблемы 25
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ ШКОЛЬНИКА: РИСКИ И РЕСУРСЫ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ И ВЫЗОВОВ 33
2.1. Факторы и риски формирования образа будущей профессии у
современных российских школьников: авторская концепция 33
2.2. Типичные стратегии и ожидаемые риски в ситуации выбора школьниками
будущей профессии в 2020 году (по материалам авторского опроса) 44
2.3. Ресурсы преобразования факторов риска в возможности и мотиваторы при выборе школьником будущей профессии в свете национальных проблем и вызовов 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ОБРАЗ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ШКОЛЬНИКА: ТЕОРЕТИКО-ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНЫХ ЗОН 8
1.1. Понятие и теоретико-методологический анализ образа
профессии 8
1.2. Современный российский школьник перед необходимостью выбора
будущей профессии 14
1.3. Образ будущей профессии в представлениях современных российских
школьников: эмпирический анализ и актуальные проблемы 25
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ ШКОЛЬНИКА: РИСКИ И РЕСУРСЫ В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМ И ВЫЗОВОВ 33
2.1. Факторы и риски формирования образа будущей профессии у
современных российских школьников: авторская концепция 33
2.2. Типичные стратегии и ожидаемые риски в ситуации выбора школьниками
будущей профессии в 2020 году (по материалам авторского опроса) 44
2.3. Ресурсы преобразования факторов риска в возможности и мотиваторы при выборе школьником будущей профессии в свете национальных проблем и вызовов 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ
В мае 2018 года Президентом Российской Федерации был подписан указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» . Одной из приоритетных государственных задач на обозначенный период является вывод российской системы общего образования в число мировых лидеров. Обязательным условием достижения этой цели является эффективная профессиональная ориентация молодого поколения, современных школьников - будущего трудового резерва государства. Этот постулат закреплен в Национальном проекте «Образование», реализуемом Министерством Просвещения РФ. Профориентация и построение молодым человеком своего профессионального пути связаны не только с его успешной самореализацией, но и с вкладом в экономическое развитие, формирование социально-профессиональной структуры российского общества.
Образ будущей профессии - это важная составляющая успешной социализации и самореализации личности в современном обществе. Являясь самой мобильной группой и обладая рядом преимуществ, как физических, так и психологических, молодежь, в частности школьники и студенты, не особо задумываются о будущей профессии. Несформированность образа профессии, размытость представлений преобразуется в неосознанность выбора профессии, что может приводить к разочарованиям в себе и своем будущем, низкой мотивации к профессиональному обучению и смещению общего вектора развития в сторону обреченности и вынужденности трудоустройства, взамен желания и стремления к саморазвитию, карьерным успехам. В этой связи возрастает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Совершение подобных ошибок связано, прежде всего, с представлениями о будущей профессии. Этот процесс, как правило, начинается в период обучения в школе. Именно поэтому представления о будущей профессии современных российских школьников - это актуальная проблема сегодня. Ведь от того насколько школьник понимает кем он станет в будущем будет зависит и его экономическая стабильность, морально-психологическая и т.д.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование образа будущей профессии современных российских школьников (его сущности, структуры и особенностей, процессов и факторов формирования), проблем и рисков в ситуации выбора школьником будущей профессии, поиск связей между образом профессии и типичными стратегиями профессионального самоопределения, спектром проблем, рисков, а также определение ресурсов образа профессии в преобразовании проблем и факторов риска в возможности и мотиваторы образовательно-карьерного развития.
Гипотеза: В ситуации выбора будущей профессии в современном обществе рисков российский школьник оказывается перед проблемой многовариантности выбора и непредсказуемости его результата. В силу несформированности образа профессии школьник применяет нерефлексивные тактики профессионального самоопределения, случайно выбирает место и профиль обучения, будущую профессию, что в результате повышает риск конфликта образовательно-карьерного развития и жизненного пути; в то же время школьники, сформировавшие собственный образ профессии, имеют цели, образы желаемого будущего, обладают готовностью к планированию будущего, профессиональному самоопределению и стратегическому выбору образовательно-карьерного развития как составляющей жизненного пути.
Для достижения цели в выпускной квалификационной работы определены следующие задачи:
- определить сущность понятия и теоретико-методологические основы образа профессии;
- описать положение и проблемы современного российского школьника пред необходимостью выбора будущей профессии;
- осуществить эмпирический анализ образа будущей профессии в представлениях современных российских школьников и выделить актуальные проблемы;
- рассмотреть факторы и риски формирования образа профессии у современных школьников (в рамках авторской концепции);
- выявить типичные стратегии и ожидаемые риски в ситуации выбора школьниками будущей профессии в 2020 году (в ходе авторского опроса);
- представить возможности и ресурсы преобразования факторов риска в возможности и мотиваторы при выборе школьником будущей профессии.
Объект исследования: образ будущей профессии современного российского школьника.
Предмет исследования: сущность, структура и особенности образа будущей профессии современных российских школьников, процессы и факторы, проблемы и риски его формирования, а также ресурсы образа профессии в преобразовании проблем и факторов риска в возможности и мотиваторы образовательно-карьерного развития.
Методы исследования: системный подход, моделирование, систематизация, концептуализация, сравнительный анализ, метод классификации, анализ данных эмпирических исследований, SWOT-анализ, опросный метод.
Теоретическую основу исследования составляют положения и выводы, содержащиеся в трудах российских ученых: Кона И.С., Константиновского Д.Л., Любенко Д.Л., Авдониной Н.С., Дидковской Я.В., Левицкой И.А., Зибровой С.В., Леонтьева А.Н., Митиной Л.М., Радаева В.В., Ильина В.И. и др.
Материалы выпускной квалификационной работы были представлены на научных мероприятиях и в виде научных публикаций: Студенческой научной конференции ЮФУ «Неделя науки» (г. Ростов-на-Дону, 2017, 2018, 2019, 2020г.) ; Международной молодежной научно-исследовательской конференции «Инновационный потенциал молодежи: информационная, социальная и экономическая безопасность» (г. Екатеринбург, 2017 г.); V Международной научно-практической конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе: нравственные ценности и будущее студенческой молодежи» (г. Москва, 2018 г.); Конкурсе «Студент Года 2018» в номинации «Молодой ученый года в области гуманитарных и социально-экономических наук» (г. Ростов-на-Дону, 2018 г.); Всероссийском круглом столе «Здоровый образ жизни как социальная ценность и гражданская обязанность студенческой молодежи вузов» (г. Ростов- на-Дону, 2019 г.); Форуме научной общественности Юга России, посвященному 100-летию со дня рождения Ю.А. Жданова «Потенциал региональной науки как ресурс повышения эффективности в реализации национальных проектов на юге России» (г. Ростов-на-Дону, 2019г.); Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Стратегии развития общества и социальная работа» (г. Ростов-на-Дону, 2019 г.); Региональной научно-практической конференции «Теория и практика организации работы с молодежью» (г. Ростов-на-Дону, 2019 г).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения, списка использованных источников, включающих 63 наименования и 3 приложений.
Образ будущей профессии - это важная составляющая успешной социализации и самореализации личности в современном обществе. Являясь самой мобильной группой и обладая рядом преимуществ, как физических, так и психологических, молодежь, в частности школьники и студенты, не особо задумываются о будущей профессии. Несформированность образа профессии, размытость представлений преобразуется в неосознанность выбора профессии, что может приводить к разочарованиям в себе и своем будущем, низкой мотивации к профессиональному обучению и смещению общего вектора развития в сторону обреченности и вынужденности трудоустройства, взамен желания и стремления к саморазвитию, карьерным успехам. В этой связи возрастает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Совершение подобных ошибок связано, прежде всего, с представлениями о будущей профессии. Этот процесс, как правило, начинается в период обучения в школе. Именно поэтому представления о будущей профессии современных российских школьников - это актуальная проблема сегодня. Ведь от того насколько школьник понимает кем он станет в будущем будет зависит и его экономическая стабильность, морально-психологическая и т.д.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование образа будущей профессии современных российских школьников (его сущности, структуры и особенностей, процессов и факторов формирования), проблем и рисков в ситуации выбора школьником будущей профессии, поиск связей между образом профессии и типичными стратегиями профессионального самоопределения, спектром проблем, рисков, а также определение ресурсов образа профессии в преобразовании проблем и факторов риска в возможности и мотиваторы образовательно-карьерного развития.
Гипотеза: В ситуации выбора будущей профессии в современном обществе рисков российский школьник оказывается перед проблемой многовариантности выбора и непредсказуемости его результата. В силу несформированности образа профессии школьник применяет нерефлексивные тактики профессионального самоопределения, случайно выбирает место и профиль обучения, будущую профессию, что в результате повышает риск конфликта образовательно-карьерного развития и жизненного пути; в то же время школьники, сформировавшие собственный образ профессии, имеют цели, образы желаемого будущего, обладают готовностью к планированию будущего, профессиональному самоопределению и стратегическому выбору образовательно-карьерного развития как составляющей жизненного пути.
Для достижения цели в выпускной квалификационной работы определены следующие задачи:
- определить сущность понятия и теоретико-методологические основы образа профессии;
- описать положение и проблемы современного российского школьника пред необходимостью выбора будущей профессии;
- осуществить эмпирический анализ образа будущей профессии в представлениях современных российских школьников и выделить актуальные проблемы;
- рассмотреть факторы и риски формирования образа профессии у современных школьников (в рамках авторской концепции);
- выявить типичные стратегии и ожидаемые риски в ситуации выбора школьниками будущей профессии в 2020 году (в ходе авторского опроса);
- представить возможности и ресурсы преобразования факторов риска в возможности и мотиваторы при выборе школьником будущей профессии.
Объект исследования: образ будущей профессии современного российского школьника.
Предмет исследования: сущность, структура и особенности образа будущей профессии современных российских школьников, процессы и факторы, проблемы и риски его формирования, а также ресурсы образа профессии в преобразовании проблем и факторов риска в возможности и мотиваторы образовательно-карьерного развития.
Методы исследования: системный подход, моделирование, систематизация, концептуализация, сравнительный анализ, метод классификации, анализ данных эмпирических исследований, SWOT-анализ, опросный метод.
Теоретическую основу исследования составляют положения и выводы, содержащиеся в трудах российских ученых: Кона И.С., Константиновского Д.Л., Любенко Д.Л., Авдониной Н.С., Дидковской Я.В., Левицкой И.А., Зибровой С.В., Леонтьева А.Н., Митиной Л.М., Радаева В.В., Ильина В.И. и др.
Материалы выпускной квалификационной работы были представлены на научных мероприятиях и в виде научных публикаций: Студенческой научной конференции ЮФУ «Неделя науки» (г. Ростов-на-Дону, 2017, 2018, 2019, 2020г.) ; Международной молодежной научно-исследовательской конференции «Инновационный потенциал молодежи: информационная, социальная и экономическая безопасность» (г. Екатеринбург, 2017 г.); V Международной научно-практической конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе: нравственные ценности и будущее студенческой молодежи» (г. Москва, 2018 г.); Конкурсе «Студент Года 2018» в номинации «Молодой ученый года в области гуманитарных и социально-экономических наук» (г. Ростов-на-Дону, 2018 г.); Всероссийском круглом столе «Здоровый образ жизни как социальная ценность и гражданская обязанность студенческой молодежи вузов» (г. Ростов- на-Дону, 2019 г.); Форуме научной общественности Юга России, посвященному 100-летию со дня рождения Ю.А. Жданова «Потенциал региональной науки как ресурс повышения эффективности в реализации национальных проектов на юге России» (г. Ростов-на-Дону, 2019г.); Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Стратегии развития общества и социальная работа» (г. Ростов-на-Дону, 2019 г.); Региональной научно-практической конференции «Теория и практика организации работы с молодежью» (г. Ростов-на-Дону, 2019 г).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав и шести параграфов, заключения, списка использованных источников, включающих 63 наименования и 3 приложений.
В современной России и новой системе образования выбор будущей профессии школьником остается непростым судьбоносным решением. Трудности профессионального самоопределения, как следствие несформированности или недостаточного осознания себя как профессионала в той или иной области, тесно связаны с размытостью и даже отсутствием образа профессии. Проанализировав мнения отечественных авторов, мы определили, что образ профессии представляет собой совокупность представлений субъекта о будущей профессии, в т.ч. когнитивные, ценностные, функциональные, содержательные, эмоциональные и иные аспекты, трансформированные в обобщенный целостный образ, отражающий содержание профессии. Образ профессии выступает как система взаимодополняющих компонентов (когнитивный, эмоциональный, мотивационный) и отражает профессиональное становления личности. Так как это многоаспектное явление, то в условиях недостаточной сформированности образа профессии и влияния на процесс профессионального самоопределения ряда рисков создается тревожная для школьника ситуация.
Современные школьники обладают определенными отличительными чертами, среди которых неспособность долгосрочного планирования, импульсивность в принятии решений, доверие к информации в интернете, а также высокий адаптивный потенциал, стремление к успешности и самореализации и т.д. Соответственно качественное формирование образа профессии и дальнейшее построение профориентационной работы невозможно без учета перечисленных особенностей.
В ситуации выбора будущей профессии в современном обществе рисков российский школьник оказывается перед проблемой многовариантности выбора и непредсказуемости его результата. В силу несформированности образа профессии школьник применяет нерефлексивные тактики профессионального самоопределения, случайно выбирает место и профиль обучения, будущую профессию, что в результате повышает риск конфликта образовательно-карьерного развития и жизненного пути; в то же время школьники, сформировавшие собственный образ профессии, имеют цели, образы желаемого будущего, обладают готовностью к планированию будущего, профессиональному самоопределению и стратегическому выбору образовательно-карьерного развития как составляющей жизненного пути.
В представлениях современных школьников доминирует размытость образа профессии. Главной причиной этого является отсутствие системной профориентационной работы. В условиях недостаточности информации о профессиях в сознании школьника преобладают стереотипизированные образы востребованных, престижных, «нужных» профессий, без какой бы то ни было ориентации на индивидуальные особенности школьника или адаптации к стремительным изменениям в обществе, на рынке труда. Сформированность образа будущей профессии и ощущение школьником профессиональной субъектности определяет модель выбора будущей профессии: будет ли школьник способен лавировать в потоке возможностей и найдет свою колею, либо, используя внешние (социальные) и внутренние (личностные) ресурсы, создаст собственную «волну», либо последует чьему-то выбору, «за волной», которая потянет его следом, как «планктона». В таком неустойчивом положении важно помочь школьнику не сбиться с выбранного курса и подготовить его к барьерам на пути - рискам.
Анализ результатов опроса позволил выделить среди опасений школьников наиболее явные (активные) риски: зависимость поступления в вузы от экзаменационных баллов (ЕГЭ), избыток разноплановой информации и трудности ее «фильтрации», неравенство стартовых возможностей (финансовые возможности семьи), отсутствие профориентации. Высшее образование видится школьниками скорее, как обязательство, чем как инструмент достижения профессиональных целей или личностного благополучия. В ответах прослеживается ориентация школьников на сам факт получения высшего образования, его связь с престижем и статусом. Ключевая роль в формировании профессиональных представлений, по-прежнему, отводится семье.
Авторами предпринята попытка классификации моделей поведения школьников в ситуации выбора будущей профессии. Самой популярной сегодня является гибкая модель, главным ее преимуществом является способность школьника сориентироваться к быстроизменяющимся современным условиям и создать себе «волну» (вектор профессионального развития). Наименее распространена среди школьников жесткая стратегия, отличающаяся целенаправленностью и обдуманностью выбора, четкому следованию выбранной траектории (колее) профессионального становления. Случайная модель выбора вызывает у авторов большую тревожность, ведь ее основной характеристикой является затрудненность школьника сделать какой-либо выбор, ярко выражается отсутствие сформированного образа профессии. Профессия выбирается по принципу «как повезет». Такие выпускники не могут «создать волну», и не следуют колее, а ждут, когда их поднимет чья-то волна, как планктонов.
Конструктивные представления школьников о будущей профессии должны формироваться под влиянием воспитательных факторов всех ранее описанных уровней, т.е. важна роль и индивидуально-психологических особенностей школьника, и его семьи, ближайшего окружения, а также условий проживания, инфраструктуры, и, безусловно, общероссийских и мировых, глобальных экономических, политических, социальных и экологических процессов. Каждый из факторов на любом из уровней, как показано в работе на примере SWOT-анализа не только скрывает в себе потенциальные угрозы, но и открывает множество возможностей. Именно от того, будет ли готов школьник, его окружение и общество минимизировать или преобразовать эти риски (превратить их в возможности) будет зависеть качественное профессиональное ориентирование и успешный выбор школьниками своего профессионального будущего. Образ профессии выступает основой и ключевым звеном в формировании такой готовности.
Современные школьники обладают определенными отличительными чертами, среди которых неспособность долгосрочного планирования, импульсивность в принятии решений, доверие к информации в интернете, а также высокий адаптивный потенциал, стремление к успешности и самореализации и т.д. Соответственно качественное формирование образа профессии и дальнейшее построение профориентационной работы невозможно без учета перечисленных особенностей.
В ситуации выбора будущей профессии в современном обществе рисков российский школьник оказывается перед проблемой многовариантности выбора и непредсказуемости его результата. В силу несформированности образа профессии школьник применяет нерефлексивные тактики профессионального самоопределения, случайно выбирает место и профиль обучения, будущую профессию, что в результате повышает риск конфликта образовательно-карьерного развития и жизненного пути; в то же время школьники, сформировавшие собственный образ профессии, имеют цели, образы желаемого будущего, обладают готовностью к планированию будущего, профессиональному самоопределению и стратегическому выбору образовательно-карьерного развития как составляющей жизненного пути.
В представлениях современных школьников доминирует размытость образа профессии. Главной причиной этого является отсутствие системной профориентационной работы. В условиях недостаточности информации о профессиях в сознании школьника преобладают стереотипизированные образы востребованных, престижных, «нужных» профессий, без какой бы то ни было ориентации на индивидуальные особенности школьника или адаптации к стремительным изменениям в обществе, на рынке труда. Сформированность образа будущей профессии и ощущение школьником профессиональной субъектности определяет модель выбора будущей профессии: будет ли школьник способен лавировать в потоке возможностей и найдет свою колею, либо, используя внешние (социальные) и внутренние (личностные) ресурсы, создаст собственную «волну», либо последует чьему-то выбору, «за волной», которая потянет его следом, как «планктона». В таком неустойчивом положении важно помочь школьнику не сбиться с выбранного курса и подготовить его к барьерам на пути - рискам.
Анализ результатов опроса позволил выделить среди опасений школьников наиболее явные (активные) риски: зависимость поступления в вузы от экзаменационных баллов (ЕГЭ), избыток разноплановой информации и трудности ее «фильтрации», неравенство стартовых возможностей (финансовые возможности семьи), отсутствие профориентации. Высшее образование видится школьниками скорее, как обязательство, чем как инструмент достижения профессиональных целей или личностного благополучия. В ответах прослеживается ориентация школьников на сам факт получения высшего образования, его связь с престижем и статусом. Ключевая роль в формировании профессиональных представлений, по-прежнему, отводится семье.
Авторами предпринята попытка классификации моделей поведения школьников в ситуации выбора будущей профессии. Самой популярной сегодня является гибкая модель, главным ее преимуществом является способность школьника сориентироваться к быстроизменяющимся современным условиям и создать себе «волну» (вектор профессионального развития). Наименее распространена среди школьников жесткая стратегия, отличающаяся целенаправленностью и обдуманностью выбора, четкому следованию выбранной траектории (колее) профессионального становления. Случайная модель выбора вызывает у авторов большую тревожность, ведь ее основной характеристикой является затрудненность школьника сделать какой-либо выбор, ярко выражается отсутствие сформированного образа профессии. Профессия выбирается по принципу «как повезет». Такие выпускники не могут «создать волну», и не следуют колее, а ждут, когда их поднимет чья-то волна, как планктонов.
Конструктивные представления школьников о будущей профессии должны формироваться под влиянием воспитательных факторов всех ранее описанных уровней, т.е. важна роль и индивидуально-психологических особенностей школьника, и его семьи, ближайшего окружения, а также условий проживания, инфраструктуры, и, безусловно, общероссийских и мировых, глобальных экономических, политических, социальных и экологических процессов. Каждый из факторов на любом из уровней, как показано в работе на примере SWOT-анализа не только скрывает в себе потенциальные угрозы, но и открывает множество возможностей. Именно от того, будет ли готов школьник, его окружение и общество минимизировать или преобразовать эти риски (превратить их в возможности) будет зависеть качественное профессиональное ориентирование и успешный выбор школьниками своего профессионального будущего. Образ профессии выступает основой и ключевым звеном в формировании такой готовности.
Подобные работы
- Экскурсия как средство формирования у младших школьников представлений о различных профессиях
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ (НА ПРИМЕРЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2023 - ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА ЭТАПЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ВОСПРОИЗВОДСТВО ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ В АГРАРНОМ
СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ: АНАЛИЗ И ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (НА
МАТЕРИАЛАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5790 р. Год сдачи: 2019 - Правовое просвещение старших школьников в образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БУДУЩЕГО У
ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ЗАКРЫТОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СРЕДЫ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2017 - Формирование у младших школьников представлений о мире профессий в деятельности детско-юношеской организации
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2020



