Введение 3
Глава 1
1.1 Требования и задачи в лингвистическом ВУЗе в
соответствии с рабочей программой ВУЗа и новыми ФГОС ВО 6
1.2 Система обучения грамматике
1.3 Сложности обучения грамматике в языковом ВУЗе . 13
1.4. Роль коммуникативного подхода в процессе обучения грамматике 16
1.5 Достоинства коммуникативной грамматики в процессе формирования грамматического навыка 17
1.6 Коммуникативные упражнения
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2
2.1 Анализ посещенных занятий
2.2 Результаты контрольной работы посещенных занятий без использования коммуникативного подхода 36
2.3 План типового урока с использованием
коммуникативного подхода 37
2.4 Контроль результатов занятий, проведенных с использованием коммуникативного подхода 52
2.5 Результаты теста, их анализ и интерпретация 54
Выводы по Главе 2 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы 61
Приложение 62
Значимость владения иностранным языком в современном мире, несомненно, велика. Именно поэтому многие выпускники школ решают связать свою жизнь с языками, поступая в лингвистические ВУЗы. Переводоведение, межкультурная коммуникация, педагогическая деятельность - каким бы ни было направление обучения, основой будет является одно: речевая деятельность или коммуникация. Именно поэтому, основной компетенцией, которую стремятся сформировать в процессе обучения иностранному языку как в школе, так и в ВУЗе, является коммуникативная компетенция.
Настоящая выпускная квалификационная работа посвящена вопросу реализации коммуникативного подхода при обучении грамматике в языковом ВУЗе. Исследование было проведено среди студентов 2 курса, обучающихся по направлению «Лингвистика». Работа выполнена на основе коммуникативного подхода, учитывающего индивидуальные особенности и профессиональную ориентацию обучаемых.
Актуальность работы обуславливается современными требованиями ФГОС ВО нового поколения и основывается на анализе возможности организации учебного процесса на основе коммуникативного подхода при обучении общению на иностранном языке.
Цель исследования - адаптировать систему работы над формированием грамматического навыка в ВУЗе и разработать авторский типовой тест, комбинирующий проверку как грамматики так и разговора.
Объект исследования - процесс реализации коммуникативного подхода при обучении грамматики в лингвистическом ВУЗе.
Предметом исследования является коммуникативный подход при обучении грамматике на языковых направлениях в высших учебных заведениях.
Гипотеза исследования состоит в том, что коммуникативный подход способствует увеличению эффективности обучения грамматике в языковом ВУЗе.
В соответствии с выдвинутой гипотезой и целью исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить требования к выпускнику лингвистического ВУЗа в соответствии с рабочей программой и новыми ФГОС ВО.
2. Изучить систему обучения грамматике в языковом ВУЗе.
3. Определить значимость коммуникативного подхода в обучении грамматике.
4. Исследовать потенциал коммуникативного подхода в процессе обучения грамматике в языковом ВУЗе.
В соответствии с намеченной целью и задачами, были определены следующие методы исследования: критический анализ литературы по теме исследования; метод эксперимента, наблюдения, анализа полученных результатов эксперимента.
Теоретико-информационную базу исследования составили работы И. М. Чередова, исследовавшего разнообразные формы организации обучения И. А. Зимней, определившей коммуникативно-деятельностный (личностно-деятельностный) подход, педагогические технологии Е. И. Пассова, принципы интерактивного обучения В.М. Риверса.
Эмпирическая база исследования: число участников эксперимента: 24 студента, обучающихся в Тюменском Государственном Университете, социально гуманитарный институт, направление лингвистика.
Практическая значимость работы заключается в оценке результативности введения, закрепления и отработки грамматического материала посещенных занятий. Так же, в практической части данной работы путем эксперимента сравнивается структурный и коммуникативный подход в обучении грамматике в языковом ВУЗе.
Эксперимент заключается в сравнивании результатов обучения грамматическому материалу студентов 2 курса с использованием структурного и коммуникативного подхода.
Структурно данная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, библиографического списка. Объем работы составляет 60 страниц (без приложения).
В данной работе рассматривалась тема «Реализации коммуникативного подхода при обучении грамматике на языковых направлениях в высших учебных заведениях». Новые требования ФГОС ВПО ВО, тенденция к использованию коммуникативного подхода в процессе обучения делают необходимым пересмотр подходов к обучению отражены современные проблемы обучения грамматике ИЯ и теоретические основы обучения грамматической стороне речи.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Изучение теоретических аспектов проблемы реализации коммуникативного подхода при обучении грамматике на языковых направлениях в высших учебных заведениях показало, что данная проблема требует тщательного изучения, а также адаптирования организации процесса обучения грамматике.
2. Обучение грамматике не должно выступать в качестве отдельного предмета или дисциплины, так как это является неотъемлемой частью языка и должно изучаться в системе вместе с другими не менее важными аспектами. Изучение грамматики как отдельного предмета противоречит принципам коммуникативного подхода, являющегося, в настоящее время, ведущим в обучении иностранного языка.
3. Применение коммуникативного подхода при обучении грамматике является актуальным, так как всеобщая тенденция к его использованию обусловлена его высокой эффективностью.
1. Задачи по дисциплине «практический курс первого иностранного языка».
2. Michael W. Eysenck, Mark T. Keane М. W. Eysenck Cognitive Psychology: A Student's Handbook
3. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий Азимов Э. Г., Щукин А. Н. (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
4. Бим, И. Л. Теория и практика обучения иностранному языку в средней школе / И. Л. Бим.- М.: Просвещение, 1988.
5. Домбровская М.А. Коммуникативный подход в процессе обучения иностранному языку:коммункиативные упражнения и их роль //Бизнес и Дизайн ревью2016. Т.1. №3 с. 14.
6. Кузьмичева И.А. Психологический анализ развития иноязычной речи в ходе коммуникативного обучения: Автореф. канд. дис. М., 1975. 24 с.
7. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. - 48 с.
8. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению [Текст] / Е. И. Пассов — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
9. Практикум по методике преподавания иностранных языков: учеб. пособие для студентов пед. интов по спец. № 2103 «Иностр. яз.» / под общ. ред. Саломатова К. И., Шатилова С. Ф. - М.: Просвещение
10. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. - Москва : Просвещение, 1991. - 222 с.
11. Риверс У.М. Пусть они говорят то, что им хочется сказать! В кн.: Методика преподавания иностранных языков за рубежом. Вып. П. - М., 1976, с. 226-240.
12. Чередов, И. М. Система форм организации обучения в советской школе / И. М. Чередов.- М.
13. Шатилов С.Ф. Некоторые принципы создания системы упражнений для обучения иностранному языку. В кн.: Система упражнений при обучении иностранному языку в школе и вузе. Л., 1979 с.3
14. Щепилова, А. В. Теория и методика обучения французскому языку как второму иностранному / А. В. Щепилова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС
15. http://fgosvo.rU/uploadfiles/fgos/3/20111115120152.pdfФГОС ВПО по направлению лингвистика
16. https://op.utmn.ru/upload/umkdocs/file_umkdocs/26d/
RP_PK1YA_Ling_14.04.2015.pdf