МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы туризма и рекреации 6
1.1 Определение понятий «туризм» и «рекреация» 6
1.2. Соотношение понятий «география туризма» и «рекреационная география»
1.3. Классификация видов туризма 12
Глава 2. Элективный курс 20
2.1 Нормативная база организации проведения элективных курсов 20
2.2. Особенности организации элективных курсов 22
Глава 3. Программа элективного курса «География туризма» 27
3.1 Пояснительная записка 27
3.2 Результаты обучения 30
3.3 Содержание курса 32
3.4 Тематическое планирование 32
3.5 Методические рекомендации по изучению элективного курса «География
туризма» 36
3.6. Методика организации занятий 40
3.6.1 Проектная работа «Отдых для души» 40
3.6.2. Практическая работа «Создание туристического буклета по заданному
курорту» 43
3.6.3. Игра «Достопримечательности мира» 45
3.7 Список литературы для изучения школьниками 49
Заключение 50
Список литературы и источников
Глава 1. Теоретические основы туризма и рекреации 6
1.1 Определение понятий «туризм» и «рекреация» 6
1.2. Соотношение понятий «география туризма» и «рекреационная география»
1.3. Классификация видов туризма 12
Глава 2. Элективный курс 20
2.1 Нормативная база организации проведения элективных курсов 20
2.2. Особенности организации элективных курсов 22
Глава 3. Программа элективного курса «География туризма» 27
3.1 Пояснительная записка 27
3.2 Результаты обучения 30
3.3 Содержание курса 32
3.4 Тематическое планирование 32
3.5 Методические рекомендации по изучению элективного курса «География
туризма» 36
3.6. Методика организации занятий 40
3.6.1 Проектная работа «Отдых для души» 40
3.6.2. Практическая работа «Создание туристического буклета по заданному
курорту» 43
3.6.3. Игра «Достопримечательности мира» 45
3.7 Список литературы для изучения школьниками 49
Заключение 50
Список литературы и источников
Понятие туризм начало формироваться с началом массовости, то есть перемещения большого количества людей с целью проведения досуга. Также можно с точностью утверждать, что путешествие всегда было присуще человеку, как биологической особи, для которой движение есть неотъемлемая потребность организма.
География туризма - это отрасль географических знаний о пространственно-часовых закономерностях функционирования туризма как общего явления. Пространственные формы общих явлений и процессов наблюдает физическая география. Второстепенность туризма в потребностях общества объективно оценивает его зависимость от уровня социально-экономического развития территории, уровня и стиля жизни ее населения. Сама сущность туризма как мобильной формы существования и рекреационной деятельности основана на понятии просторности, то есть связанности с территорией, характером окружения в широком смысле этого понятия (не только природного окружения, но и социально-культурного и экономического окружения деятельности человека). Динамичность и масштабность туризма, его социально-экономическое наследие являются тем объективным фундаментом, на котором сформировался социальный заказ на географическое исследование туризма.
География туризма и рекреационная география не изучаются в школьном курсе в своей полной мере. С развитием туризма растет потребность в изучении всех вопросов, включенных в это понятие и, к сожалению, не имея специального образования человек не сможет более подробно изучить это направлении географии.
Основываясь на этих позициях, можно считать тему данной работы вполне актуальной и достойной для научного рассмотрения в данной выпускной квалификационной работе.
В качестве гипотезы в данной работе выдвигается предположение, что создание элективного курса «География туризма» позволит научиться работать с элективными курсами, что позволит применять данные знания в школьной практике, а также даст географическую основу для изучения туризма, которая поможет обучающимся в дальнейшем при выборе будущего жизненного пути.
Объектом изучения данной работы является процесс изучения географии.
Предмет исследования - география туризма как объект изучения в школьном курсе географии.
Цель данной работы - рассмотреть методические особенности изучения элективного курса «География туризма» в школьном курсе.
На пути к достижению поставленной цели представляется целесообразным решить следующие задачи:
1. Изучить специальную литературу по данной теме;
2. Рассмотреть понятия, касающиеся проблемы исследования: «туризм», «рекреация», «классификация туризма», «элективный курс»;
3. Рассмотреть различные подходы к классификации туризма;
4. Разработать содержание элективного курса для 10 класса «География туризма».
Автор считает, что создание элективного курса «География туризма» позволит научиться работать с элективными курсами и уметь составлять их, что позволит применять данные знания в школьной практике.
В выпускной квалификационной работе широко используются общенаучные методы исследования:
- анализ литературы;
- анализ нормативно-правовой документации;
- сравнение;
- классификация;
- обобщение.
Практической значимостью данной работы является обеспечение обучающихся знаниями в области географии туризма и рекреационной географии.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка литературы и приложений.
Введение раскрывает актуальность, цель исследования, практическую значимость работы.
В первой главе дается теоретическая составляющая географии туризма и рекреационной географии. Раскрываются понятия «туризм», «турист», «рекреация», а также дается классификация туризма. Вторая глава посвящена понятию «элективный курс». В третьей главе рассматривается программа элективного курса «География туризма», раскрываются все методические составляющие курса.
В Заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме, выносятся предложения по улучшению содержания элективного курса.
Апробация материалов была проведена в период производственной практики в 2019 году в МОУ “Средняя общеобразовательная школа №39” города Петрозаводска.
География туризма - это отрасль географических знаний о пространственно-часовых закономерностях функционирования туризма как общего явления. Пространственные формы общих явлений и процессов наблюдает физическая география. Второстепенность туризма в потребностях общества объективно оценивает его зависимость от уровня социально-экономического развития территории, уровня и стиля жизни ее населения. Сама сущность туризма как мобильной формы существования и рекреационной деятельности основана на понятии просторности, то есть связанности с территорией, характером окружения в широком смысле этого понятия (не только природного окружения, но и социально-культурного и экономического окружения деятельности человека). Динамичность и масштабность туризма, его социально-экономическое наследие являются тем объективным фундаментом, на котором сформировался социальный заказ на географическое исследование туризма.
География туризма и рекреационная география не изучаются в школьном курсе в своей полной мере. С развитием туризма растет потребность в изучении всех вопросов, включенных в это понятие и, к сожалению, не имея специального образования человек не сможет более подробно изучить это направлении географии.
Основываясь на этих позициях, можно считать тему данной работы вполне актуальной и достойной для научного рассмотрения в данной выпускной квалификационной работе.
В качестве гипотезы в данной работе выдвигается предположение, что создание элективного курса «География туризма» позволит научиться работать с элективными курсами, что позволит применять данные знания в школьной практике, а также даст географическую основу для изучения туризма, которая поможет обучающимся в дальнейшем при выборе будущего жизненного пути.
Объектом изучения данной работы является процесс изучения географии.
Предмет исследования - география туризма как объект изучения в школьном курсе географии.
Цель данной работы - рассмотреть методические особенности изучения элективного курса «География туризма» в школьном курсе.
На пути к достижению поставленной цели представляется целесообразным решить следующие задачи:
1. Изучить специальную литературу по данной теме;
2. Рассмотреть понятия, касающиеся проблемы исследования: «туризм», «рекреация», «классификация туризма», «элективный курс»;
3. Рассмотреть различные подходы к классификации туризма;
4. Разработать содержание элективного курса для 10 класса «География туризма».
Автор считает, что создание элективного курса «География туризма» позволит научиться работать с элективными курсами и уметь составлять их, что позволит применять данные знания в школьной практике.
В выпускной квалификационной работе широко используются общенаучные методы исследования:
- анализ литературы;
- анализ нормативно-правовой документации;
- сравнение;
- классификация;
- обобщение.
Практической значимостью данной работы является обеспечение обучающихся знаниями в области географии туризма и рекреационной географии.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, списка литературы и приложений.
Введение раскрывает актуальность, цель исследования, практическую значимость работы.
В первой главе дается теоретическая составляющая географии туризма и рекреационной географии. Раскрываются понятия «туризм», «турист», «рекреация», а также дается классификация туризма. Вторая глава посвящена понятию «элективный курс». В третьей главе рассматривается программа элективного курса «География туризма», раскрываются все методические составляющие курса.
В Заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме, выносятся предложения по улучшению содержания элективного курса.
Апробация материалов была проведена в период производственной практики в 2019 году в МОУ “Средняя общеобразовательная школа №39” города Петрозаводска.
Понятие туризм начало формироваться с началом массовости, то есть перемещения большого количества людей с целью проведения досуга. Также можно с точностью утверждать, что путешествие всегда было присуще человеку, как биологической особи, для которой движение есть неотъемлемая потребность организма.
География туризма - это отрасль географических знаний о пространственно-часовых закономерностях функционирования туризма как общего явления.
География туризма и рекреационная география не изучаются в школьном курсе в своей полной мере. С развитием туризма растет потребность в изучении всех вопросов, включенных в это понятие и, к сожалению, не имея специального образования человек не сможет более подробно изучить это направлении географии. В школьном курсе географию туризма и рекреационную географию рассматривают косвенно. Согласно содержанию рабочей программы нет отдельных тем и уроков по данной тематике. При изучении стран в 7 классе можно изучить рекреационную деятельность людей, мировые центры туризма и центры туризма отдельных стран. В 10-11 классе изучается социально-экономическая география мира, дается экономико-географическая характеристика некоторых стран каждого региона. При изучении каждой страны выделяется время на рассмотрение туристских центров и рекреационной деятельности людей. Для наиболее полного изучения географии туризма и рекреационной географии автором был предложен элективный курс «География туризма» для обучающихся 10 класса.
В программу элективного курса «География туризма» входят такие части, как:
1. пояснительная записка;
2. результаты обучения (личностные, метапредметные и предметные результаты);
3. содержание курса;
4. тематическое планирование, в котором были раскрыты: основное содержание по теме, термины и понятия, номенклатура;
5. методические рекомендации по изучению элективного курса с обозначением формы организации учебного процесса, средства обучения и то, что должны знать, уметь, и чем владеть обучающиеся;
6. методика организации занятий;
список литературы для изучения школьниками.
На основе данного элективного курса автором было проведено планирование занятий. В качестве примера было рассмотрено 3 различных вида занятия по форме организации деятельности обучающихся: метод проектов, практическая работа и итоговое занятие с применением игры «Своя игра».
Автором был сделан вывод, что только в форме элективного курса можно более подробно рассмотреть географию туризма и рекреационную географию в школьном курсе.
Можно считать поставленную цель выпускной квалификационной работы выполненной. Методические особенности изучения элективного курса были рассмотрены.
Обобщая все изложенное можно заключить, что выдвинутая гипотеза выпускной квалификационной работы подтверждена - создание элективного курса «География туризма» позволит научиться работать с элективными курсами, что позволит применять данные знания в школьной практике, а также дает географическую основу для изучения туризма, которая поможет обучающимся в дальнейшем при выборе будущего жизненного пути.
География туризма - это отрасль географических знаний о пространственно-часовых закономерностях функционирования туризма как общего явления.
География туризма и рекреационная география не изучаются в школьном курсе в своей полной мере. С развитием туризма растет потребность в изучении всех вопросов, включенных в это понятие и, к сожалению, не имея специального образования человек не сможет более подробно изучить это направлении географии. В школьном курсе географию туризма и рекреационную географию рассматривают косвенно. Согласно содержанию рабочей программы нет отдельных тем и уроков по данной тематике. При изучении стран в 7 классе можно изучить рекреационную деятельность людей, мировые центры туризма и центры туризма отдельных стран. В 10-11 классе изучается социально-экономическая география мира, дается экономико-географическая характеристика некоторых стран каждого региона. При изучении каждой страны выделяется время на рассмотрение туристских центров и рекреационной деятельности людей. Для наиболее полного изучения географии туризма и рекреационной географии автором был предложен элективный курс «География туризма» для обучающихся 10 класса.
В программу элективного курса «География туризма» входят такие части, как:
1. пояснительная записка;
2. результаты обучения (личностные, метапредметные и предметные результаты);
3. содержание курса;
4. тематическое планирование, в котором были раскрыты: основное содержание по теме, термины и понятия, номенклатура;
5. методические рекомендации по изучению элективного курса с обозначением формы организации учебного процесса, средства обучения и то, что должны знать, уметь, и чем владеть обучающиеся;
6. методика организации занятий;
список литературы для изучения школьниками.
На основе данного элективного курса автором было проведено планирование занятий. В качестве примера было рассмотрено 3 различных вида занятия по форме организации деятельности обучающихся: метод проектов, практическая работа и итоговое занятие с применением игры «Своя игра».
Автором был сделан вывод, что только в форме элективного курса можно более подробно рассмотреть географию туризма и рекреационную географию в школьном курсе.
Можно считать поставленную цель выпускной квалификационной работы выполненной. Методические особенности изучения элективного курса были рассмотрены.
Обобщая все изложенное можно заключить, что выдвинутая гипотеза выпускной квалификационной работы подтверждена - создание элективного курса «География туризма» позволит научиться работать с элективными курсами, что позволит применять данные знания в школьной практике, а также дает географическую основу для изучения туризма, которая поможет обучающимся в дальнейшем при выборе будущего жизненного пути.
Подобные работы
- РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «МИР МОИХ ПУТЕШЕСТВИЙ ОСНОВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА»
Магистерская диссертация, география. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2016 - Формирование ИКТ-компетентности школьника на элективных курсах по географии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС КАК СРЕДСТВО ИЗУЧЕНИЯ
РЕКРЕАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ
РЕСПУБЛИКИ В 10 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Методические условия организации экологического туризма со школьниками на территории ООПТ Среднего Урала
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Значение учебно-исследовательской деятельности
обучающихся в современной модели школьного образования
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2019 - Применения метода проектов в организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФИЛЬНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. КАЗАНИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - ШКОЛЬНОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Природно-рекреационные ресурсы Пермского края как объект внеурочной деятельности по географии в школе (Пермский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023



