ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 12
1.1. Структурирование процесса обучения в вузе как педагогическая проблема 12
1.2. О параметрах эффективности процесса обучения 25
1.3. Специфика структурирования процесса обучения в педагогическом
вузе 33
1.4. Системный подход к исследованию структур процесса обучения.... 49
1.5. Характеристики структур педагогических систем с позиции концепции структурно-количественного анализа 53
1.6. Характеристики структур учебного процесса в педагогическом
вузе в контексте личностного подхода 59
Выводы по первой главе 65
глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА 68
2.1. Вариант структурирования процесса обучения студентов
математике 68
2.2. Дидактические оценки использования резюме как методологического компонента структуры процесса обучения математике в вузе 92
2.3. Влияние работы в парах «по ролям» как профессионально значимого развивающего компонента структуры процесса обучения
на его эффективность 98
2.4. Взаимосвязь структурных характеристик умственной деятельности обучаемых с показателями эффективности решения математических задач и оценками качеств личности 101
2.5. Оценки эффективности разных вариантов самоподготовки студентов.. 105
Выводы по второй главе 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 116
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 119
ПРИЛОЖЕНИЯ 139
Взаимодействие ученика, учителя и предмета изучения осуществляется под воздействием огромного числа различных факторов. В результате происходят качественные изменения процесса обучения, как положительно, так и отрицательно влияющие на достижение поставленной дидактической цели. Поэтому важно соответствующими изменениями управлять, специально структурируя (иерархически упорядочивая) компоненты процесса обучения. Такое структурирование необходимо осуществлять в рамках личностного подхода, в соответствии с которым предполагается отношение к личности ученика как к неповторимой индивидуальности, создание благоприятных условий для ее развития, самоопределения и самореализации через образование. Этот подход отражает суть современной педагогической концепции, реализация идей которой требует пересмотра целей и ценностей образования, содержания и методов обучения, т.е. формирования личностно ориентированных систем обучения и воспитания. Их разработкой и анализом занима¬лись многие ученые: К.Роджерс, И. С.Якиманская, В.В.Сериков,
Н. А. Алексеев и др.
Воплотить их идеи в реальной педагогической практике невозможно без специального структурирования процесса обучения, позволяющего упорядочить его дидактические структуры таким образом, чтобы создать условия для развития и самореализации личности ученика. Такое упорядочение предусматривается в рамках развивающих систем обучения (Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова, Л.В.Занкова и др.). Однако их специфика сужает границы применения соответствующих подходов к структурированию учебного процесса. В вузе, в частности в педагогическом, как правило, оно осуществляется на основе традиционного подхода, который недостаточно ориентирован на развитие личности студентов, овладение профессиональными качествами, востребованными современной школой. В этой связи становится актуальной проблема разработки специальных подходов к структурированию вузовского обучения, обеспечивающих его личностную направленность. Особенно значима эта проблема для педагогического вуза, поскольку ее решение весьма существенно может сказаться на профессиональной подготовке будущего учителя, владении им современными педагогическими технологиями и способности выступать в роли субъекта профессиональной деятельности.
Данная проблема определила тему нашего исследования.
Объектом исследования является процесс обучения в педагогическом
вузе.
Предметом исследования выступают дидактические компоненты вузовского процесса обучения, способы их структурирования.
Цель исследования - выявление эффективных способов дидактического структурирования учебного процесса в педвузе, обеспечивающих его личностную направленность, и разработка путей их реализации.
Гипотеза исследования:
Дидактическое структурирование процесса обучения студентов педагогического вуза эффективно, если
- специально фиксировать и иерархически упорядочивать элементы учебного процесса (целевые, стимулирующе-мотивационные, операционно-деятельностные, контрольно-регулировочные, рефлексивные) в соответствии с целями профессиональной подготовки студентов, обеспечивая при этом установление взаимосвязей между указанными компонентами. Ведущую роль при этом должен играть операционно-деятельностный компонент обучения, предусматривающий создание учебных ситуаций с целью развития у студентов общеучебных умений (организационных, интеллектуальных, рефлексивных, коммуникативных) как основы для формирования соответствующих профессиональных качеств и умений;
- способы такого структурирования ориентировать на: а) выявление наиболее важных для личностного развития и профессиональной подготовки студентов приемов и методов работы; б) поиск и фиксирование последовательности их реализации с учетом методологической роли в процессе обучения. Это будет способствовать образованию интегративных связей между его элементами, определяющих основные функции педагогической системы.
1. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что проблема структурирования процесса обучения находилась в центре внимания многих исследователей в области дидактики. Однако ее решение было связано либо с изучением роли отдельных структур процесса обучения (логических структур учебного материала, соотношения различных составляющих организационных форм обучения и т.д.), либо со спецификой дидактических структур в рамках конкретной педагогической технологии. Проблема поиска эффективных способов структурирования процесса обучения в педагогическом вузе специально не исследовалась. Однако уровень развития современной педагогической науки и практики, испытывающей потребности в систематизации и углублении научного анализа различных подходов к организации обучения и механизмов повышения квалификации будущего учителя, свидетельствует об актуальности этой проблемы. В настоящее время педагогическая наука имеет все необходимые предпосылки для ее решения в свете современной дидактической концепции, предполагающей развитие и самореализацию личности в образовательном процессе.
2. Решение этой проблемы представляется перспективным в рамках системного подхода, в соответствии с ведущими принципами которого основные компоненты процесса обучения (целевые, стимулирующе-мотивационные, операционно-деятельностные, контрольно-регулировочные, рефлексивные) могут быть иерархически упорядочены с учетом поставленных дидактических целей. Рассмотрение их в единстве с личностно ориентированными элементами учебного процесса позволит обеспечить соответствующую направленность обучению и предложить способы его структурирования, адекватные специфике педвуза. Такие способы предполагают: 1) выявление наиболее важных для личностного развития и профессиональной подготовки студентов приемов и методов работы; 2) их органичное использование в процессе обучения с тем, что¬бы возникающие взаимосвязи между его элементами способствовали достижению поставленных образовательных и развивающих целей; 3) поиск и фиксирование последовательности реализации различных компонентов процесса обучения, позволяющие обогатить функциональные возможности педагогической системы. Наибольший эффект дает комплексное структурирование, в результате которого образуются интегративные взаимосвязи между различными компонентами дидактической структуры (целевыми, стимулирующее-мотивационными, операционно¬деятельностными, контрольно-регулировочными, рефлексивными). Для вузовского обучения такие взаимосвязи устанавливаются в результате использования специальных приемов резюмирования, организации само¬подготовки и ролевого обучения.
3. В условиях формирующего эксперимента получены количественные оценки эффективности разработанной автором методики дидактического структурирования процесса обучения студентов математике. Эти оценки свидетельствуют о его существенном положительном влиянии на овладение студентами математикой и удовлетворенность процессом ее изучения. При этом в качестве системообразующего фактора процесса обучения целесообразно использовать его методологические компоненты, реализуемые за счет применения различных форм резюмирования и позволяющие будущему учителю успешно выступать в качестве субъекта познавательной деятельности. В результате использования «резюме» в сочетании с личностно ориентированными элементами учебного процесса (педагогическая поддержка, опора на субъектный опыт студентов, создание профессионально направленной мотивации) можно добиться повышения качества математических знаний студентов и уровня их профессионально значимых качеств и умений. Основой такого структурирования явилось развитие у студентов общеучебных умений, преломляемых в сферу профессиональной деятельности с тем, чтобы обеспечить формирование профессионально значимых умений (организационных, прогностических, проективных, рефлексивных, коммуникативных).
1. Абдуллина О.А., Плигин А.А. Личностно - ориентированная технология обучения: проблемы и поиски // Наука и школа. - 1998. - №4. - С.34-36.
2. Агапова О.И., Швец В.И., Вербицкий А.А. Реализуется системно¬контекстный подход // Вестник высшей школы. - 1987. - № 12. - С.47-55.
3. Агафонова И.Н. и др. Методика изучения интеллекта / И.Н. Агафонова,
А.К. Колеченко, Г.А. Погорелов, Л.Ф. Шеховцова. Часть 1: Метод. реко- мен. - СПб.: СПГИУУ, 1991. - 221с.
4. Айзенк Г.Д. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. - Новго¬род, 1994. - 170с.
5. Акинфиева Н.В. Квалиметрический инструментарий педагогических ис-следований // Педагогика. - 1998. - №9. - С.30-35.
6. Активные формы и методы обучения в вузе: Тез. межвуз. конф. /Ряз. гос. пед. ун-т. - Рязань, 1994. - 228с.
7. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 1997. - 216с.
8. Алексеев Н.А. Развитие личности и организация учебно-воспитательного процесса в школе //Вестник ТюмГУ. - Тюмень: ТГУ, 1999. - №1. - С.57-68.
9. Алексеев С.В. Дифференциация обучения предметам естественно¬научного цикла: Метод. рекомен. - Л., 1991. - 100с.
10. Алексюк А.Н. Взаимосвязь дидактических методов в процессе изучения нового материала на уроке как средство повышения эффективности обу¬чения: Дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 1962. - 285с.
11. Амонашвили Ш.А., Загвязинский В.И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. - 2000. - №2. - С.11-16.
12. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика,
1980. - Т.1-2.
13. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.
- Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608с.
14. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М.: Высшая школа, 1974. - 384с.
15. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его законо¬мерные основы и методы: Учеб.-метод. пособие. - М.: Высшая школа,
1980. - 368с.
16. Архипова И.А. Психологические особенности формирования у студентов умения учиться самостоятельно: Автореф. дис. ... канд. психол. наук.
- Л., 1984. - 16с.
17. Аткинсон Р. и др. Введение в математическую теорию обучения: Пер. с англ. / Р. Аткинсон, Г. Бауэр, Э. Кротерс; Под ред. О.К. Тихомирова. - М.: Мир, 1969. - 486с.
120
18. Ахутина Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М.Бахтина и Л.С.Выготского // Вестник МГУ. - М.: МГУ, 1984. - Сер. 14. - № 3. - С.35-
47.
19. Баланюк Г.И. Выдающиеся педагоги о прочном усвоении знаний. - Тула,
1973. - 114с.
20. Балашов М.М., Лукьянова М.И. Психологические основы личностно-ориентированного подхода к обучению //Наука и школа. - 1998. - №1. - С.26.
21. Балашов М.М., Лукьянова М.И. Возможно ли «измерить» образователь¬ный процесс? // Наука и школа. - 1999. - №6. - С.51-56.
22. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М.: Просвещение, 1981. - 143с.
23. Бастов В.Ф. О критериях эффективности применения экранных пособий в производственном обучении //Сб. науч. тр. ВНИИ профтехобразова¬ния. - Л., 1978. - С.55-61.
24. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию. - М.: Педагогика, 1998. - 176с.
25. Белкин Е.Л. и др. Дидактические проблемы управления познавательной деятельностью / Е.Л. Белкин, В.В. Карпов, П.И. Харнаш. - Ярославль: Ярославский пед. ин-т, 1974. - 176с.
26. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. - М.: Изд- во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 304с.
27. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000. - 336с.
28. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. труды / Акад. пед. и соц. наук; Моск. психол. - соц. ин-т. - М.: Флинта, 1999. - 312с.
29. Берсенадзе Б.В. Оценка эффективности и оптимизации учебного процесса на основе вероятностных моделей: Дис. ... канд. пед. наук.- М., 1980.- 177с.
30. Беспалько В.П. Персонифицированное образование // Педагогика. - 1998.
- №2. - С.12-17.
31. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 190с.
32. Бессараб Г.Д. Инновационные формы организации уроков: Из опыта ра¬боты учителя физики: Метод. рекомен. / Ред. Ф.В. Зырянова. - СПб.: СПГИУУ, 1991. - 36с.
33. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы эксперт¬ных оценок. - М.: Статистика, 1974. - 159с.