Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Диахронический аспект развития экономической терминологии (английский язык)

Работа №7019

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

лингвистика

Объем работы183стр.
Год сдачи2002
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
500
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
Глава I СВЯЗЬ СИНХРОНИИ И ДИАХРОНИИ В РАЗВИТИИ
ЛЕКСИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ 9
§ 1. Основные направления терминологических исследований 9
§ 2. Основные признаки термина 16
§ 3. Представление о лексическом значении 30
§ 4. Связь лексических значений терминов с концептами,
§ 5. Синхронное состояние лексики 45
§ 6. Значение диахронических исследований в современном языкознании и терминоведении 51
Глава И. СЛОВАРЬ И КОНКОРДАНС КАК ИНСТРУМЕНТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ 56
§ 1. Словарь и словарная дефиниция как носители основной информации о слове 56
§ 2. Типология научно-технических словарей и проблемы
терминологической лексикографии 63
§ 3. Метод параллельных текстов 71
§ 4. Роль контекста в манифестации лексического значения 73
§ 5. Основные закономерности диахронического развития лексики 76
§ 6. Роль диахронии в пополнении словарного состава 81
§ 7. Принципы включения терминов в терминологические словари 86
§ 8. Подъязык экономики как объект исследования 89
§ 9. Методика исследования словаря 94
§ 10. Инкорпорированный конкорданс 96

Глава III.ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ЭКОНОМИКИ В
ДИАХРОНИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ 102
§ 1. Выбор слов исходного массива 102
§ 2. Выбор словарей 104
§ 3. Диахроническое дерево как инструмент исследования
развития слова в диахронии 109
§ 4. Исследование слов выборки с помощью диахронического дерева 111
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 125
ЛИТЕРАТУРА 128



В центре исследований современной лингвистики продолжает оставаться проблема слова. Являясь основным носителем семантической информации, слово выступает главным элементом высказывания. Современные теоретические и прикладные исследования, от логических до морфологических, так или иначе исходят от формы и содержания именно слова, поскольку никакая другая языковая единица не обладает таким единством формы и содержания, не играет в высказывании такой важной конструирующей роли как слово. Слова приобретают новые значения, старые значения уходят, появляются также и новые слова. В подавляющем большинстве новые слова - это термины, отражающие появляющиеся новые понятия науки, техники, быта, социальных отношений, политики и экономики.
Настоящая работа посвящена вопросам диахронического развития лексических значений слова в сопоставительном плане. Теоретической предпосылкой настоящего исследования является перспектива определения динамики изменения лексических значений слова не только с помощью словаря
- толкового и переводного, но и с помощью конкорданса, поскольку использование слова существенно дополняет его словарные характеристики. Каждое слово представляет собой проблему. Теоретической предпосылкой настоящего исследования является концепция о том, что несмотря на это, изменение значений слов можно измерить, определить не только качественную, но и количественную меру таких изменений. Другим теоретическим аспектом проблемы является положение о том, что изменение слов в рамках достаточно

3
четко определенной области - например, подъязыка - образуют собой некоторую систему. Эта система может быть сопоставлена с соответствующими системами других языков.
Практическая цель настоящего исследования определялась задачами лингводидактики и автоматической переработки текстовой информации в связи с возрастающей компьютеризацией лингводидактического и вообще учебного процесса. Изменения значений слов нуждаются в объяснении при преподавании иностранного языка. Основной состав изменяющейся лексики так или иначе связан с терминологической лексикой; с другой стороны, именно в этом лексическом слое, таком же полноправном, как и всякий другой, наиболее четко отмечаются изменения лексического и сочетаемостного характера.
В немалой степени практическая задача настоящего исследования определялась современной концепцией прикладной филологии. В центре современной филологической науки теперь находятся проблемы языкового состава массовой коммуникации. Не только художественная, поэтическая и драматургическая речь имеют право на изучение. Деловая проза, учебные материалы, тексты массовой коммуникации, информатические тексты давно уже занимают главенствующее место в деловом языковом общении современного общества. Поэтому предмет настоящего исследования заключается в изучении особенностей текстов массовой коммуникации, основной составляющей которых является разнообразная терминология, граничащая в употреблении с лексикой основного словарного состава.
Исследование проводится в сопоставительном плане. Взяты два языка, обладающие разной степенью проникновения в них терминологической лексики. Английский язык - язык страны, в которой впервые были сформулированы экономические понятия, сама наука экономика обрела языковое выражение.

Несмотря на всеобщее развитие экономических дисциплин и популярность таких специальностей, как менеджмент, экономика, финансы и др., исследований в аспекте экономической терминологии и диахронического развития терминов сравнительно мало.
Подъязык экономики, взятый нами в качестве объекта исследования, может быть изучен более в подробном плане, рассмотрен с точки зрения истории возникновения термина. Диахронический аспект английской экономической терминологии является многогранным объектом для исследования: исторический фон образования термина, предпосылки образования и другие условия интересны с лингвистической точки зрения.
Термины появляются в языке разными путями. Это может быть употребление в качестве термина слова какого-либо языка, на котором говорит тот или иной народ, но этот способ не совсем верный, так как слово может быть понятным только говорящему на данном языке. Слово как термин имеет метафорическое значение и из-за этого труднее разгадать его основное значение. Термины могут быть правильно поняты благодаря достаточному контексту.
В настоящей работе принят двойной подход к определению изменений лексических значений. С одной стороны, в основу взяты существующие словари как регистраторы многовекового (или многолетнего) существования слова и понятия со всеми его изменениями. В выбранных языках такие словари существуют. С другой стороны, всякое текстовое употребление слова отличается в общем смысле от словарных его регистрацией и даваемых в словаре границ сочетаемости. Текст выступает как непосредственная действительность мысли, выражаемой через язык. Никакой словарь не в состоянии предусмотреть и предсказать текстовое употребление слова, в противном случае коммуникация оказалась бы невозможной. Новые смыслы окказионального употребления лексики, ежедневно и ежечасно рождаемые живой речью, также достойны изучения. Здесь, однако, практика

5
лингвистического исследования закрепила на этой позиции другой инструмент исследования, отражающий текстовое использование слова, а именно - словарь-конкорданс. Именно такой словарь также используется в настоящем исследовании.
Синхронно-диахронические исследования начинают приобретать большое значение в современной лексикографии, особенно в терминографии, где история термина имеет важное значение для определения его номинационных потенций, ф Тем не менее, как хорошо известно, здесь не может быть универсальных
открытий, которые бы делали ненужными конкретные исследования в конкретных языковых парах определенных предметных областей. Если лингвистической проблемой является каждое слово, то тем более — системы лингвистических проблем возникают при целевом сопоставлении разных языковых пар, описывающих новые и развивающиеся предметные области. 0t Настоящее исследование имеет целью получить специфические теоретические и практические результаты в обследовании специально выделенного лексического массива.
Следует сказать несколько слов о лексической многозначности. Хорошо известно, что неоднозначность единиц языка, их зависимость в своем значении, в его актуализации, от системы коммуникации, конкретного контекста (как в узком, так и в широком смысле) является важнейшей его характеристикой, Ф делающей возможной саму коммуникативную функцию языка, его универсальность, его существование как средства мышления. Каждая практическая задача, связанная с инвентаризацией языковых единиц, по-своему ставит подзадачу разрешения лексической многозначности. В данном случае мы ориентировались на проявление многозначности через объективную реальность: либо посредством выделения в тексте разных значений (переводов) слова, отраженных в исходном конкордансе, либо через наличие в словаре, в

6
словарной дефиниции слова, разных значений, манифестированных через разные переводы.
Лексическая омонимия приравнивается лексической многозначности. Эта точка зрения давно уже принята в прикладной лингвистике и соответствующих ветвях лексикографии.
Методы вычислительной лексикографии, установившиеся в связи с компьютеризацией лингвистических исследований, задачами машинного перевода и информационного поиска, позволяют организовать алгоритмическое ф исследование значений. В нашем исследовании мы будем применять конструкцию, которую мы назвали «диахроническое дерево слова». Конструкция представляет истоки, промежуточное развитие и современное синхронное состояние слова, отраженного в виде такого дерева.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Изучение диахронического развития слова представляет не только большой интерес, но и весьма актуально в связи с современной проблематикой становления, развития и взаимодействия терминосистем разных областей науки и техники, а также взаимопроникновения общеупотребительной лексики и терминологической лексики в ходе современного коммуникативного многоязычного процесса. Это изучение возможно вести формальными количественными и качественными методами в сочетании с содержательным, предметным анализом слов, соединяя при этом основные черты разных подходов к лексике - словарноцентрического, текстоцентрического, лексицентрического.
2. Слова, образующие словарный фонд широкого подъязыка, такого, например, как подъязык экономики, проходят длительный путь развития. Они уходят своими корнями в общеупотребительный язык, постепенно обогащаются новыми значениями и становятся терминами, не теряя при этом свойств общеупотребительной лексики. Изучение истории их развития дает возможность полнее оценить терминообразовательные законы и потенции их дальнейшего развития, решить вопросы об их включении или не включении в соответствующие словари, в том числе и автоматизированные, полнее представлять семантическую структуру этих слов и соответствующих семантических полей в обучении языку.
3. История развития слова в диахроническом отношении может быть представлена в виде некоторого графа - диахронического дерева, в котором удобно отражать основные этапы развития слова и его принципиальные семантические свойства. Диахроническое дерево отражает содержательную

картину изменения значений слова, главным образом его основных значений и лексической сочетаемости. Элементы дерева дают возможность соотнести историю развития слова в основных компонентах с современным состоянием слова, его сочетаемостью, значением и значимостью в соответствующей терминологической лексикосистеме. Такие элементы дерева как корень, ствол, крона, подкрона дают возможность четко описать и сделать соответствующие выводы об основных особенностях развития данного слова, становления его нынешней терминологической роли в широком подъязыке. Язык экономики дает хорошее основание для такой работы, однако можно предполагать, что и другие подъязыки естественного языка могут быть предметом обсуждения и объектом применения соответствующего понятийного диахронического аппарата.
4. Развитие значений старых, появление новых значений, как видно из проанализированного материала, осуществляется главным образом за счет лексической сочетаемости. Она различна для каждого слова. Разные свойства лексической сочетаемости на уровне диахронических деревьев дают возможность строить типологию таких деревьев и на основе этой типологии классифицировать словарный состав подъязыка. Сейчас видно, что основой такой типологии в содержательном смысле может быть лексическая сочетаемость.
5. Исследованные слова, принадлежащие основному словарному фонду, все имеют диахронические деревья, хотя и различной структуры, но обладающие всеми компонентами дерева, т.е. имеют полные диахронические деревья. Отмечены слова, не имеющие деревьев или имеющие неполные деревья. Дальнейшее изучение слов и совершенствование формального аппарата, в частности, типология деревьев, дадут возможность получить новую информацию для более глубокого представления и анализа лексической картины в части развития и современного состояния.



1. Англо-русский словарь / Rudolf Mosse. - Берлин, прибл. 1907-1910 гг. издания (ст. орфогр.). 903 с.
2. Англо-русский словарь по экономике и финансам. Под ред. А.В.Аникина. - СПб.: «Экономическая Школа», 1993. - 589 с.
3. Англо-русский экономический словарь. Жданова И.Ф., Вартумян Э.Л.
- М.: «Русский язык», 2000. - 874 с.
4. Англо-русский экономический словарь. Под ред. А.В.Аникина. - М.: «Русский язык», 1981. - 792 с.
5. Англо-русский бизнес-словарь. Королькевич В.А., Королькевич В.Ф. - М.: «Юристъ», 2000. - 546 с.
6. Новый англо-русский словарь. Под ред. В.К.Мюллера. - М.: «Русский язык», 2000. - 880 с.
7. Лингвистический энциклопедический словарь. Гл. ред. Ярцева В.Н. - М.: «Советская энциклопедия», 1990. - 685 с.
8. The Concise Oxford Dictionary of Current English by H.W. Fowler. - Oxford, 1976. - 1671 p.
9. The Random House Dictionary of the English Language. The Unabridged Edition. Random House. New York. 1973. - 2059 p.
10. The Shorter Oxford English Dictionary. Regarded by William Little, N.W. Fowler and Gessie Coulson. - 1978. Two volumes: I vol. -1280 h.; II vol. - 2672 p.
11. Webster’s Third New International Dictionary. A.Menam-Webster. - Springfield, Massachusetts, USA. 1971. Two volumes: I vol. - 1258 p.; II vol. - 2662 p.
12. Морковкин В.В. Словарь терминов современного предпринимательства. - М.: Радикс, 1995. - 431 с.

129
Список использованной литературы
13. Алова Н.П., Смирнова К.Е. Семантические корреляции языковых единиц в экономической терминологии. - Киев, Киевск. гос. ун-т, 1986. - 14 с.
, 14. Арапов М.В. Квантитативная лингвистика. - М.: Наука, 1988. - 184 с.
15. Ардовская Р.В. К вопросу о речевом функционировании термина. - Новокузнецк, Новокузнецк, гос. пед. ин-т, 1988. - 7 с.
16. Александрова Л.Н., Тер-Мкртчан С.А. Принципы составления англо- ^ русского словаря по экономической кибернетике на базе частотного списка /
Семиотические проблемы языка науки, терминологии и информатики. - М.: Изд-воМГУ, 1971.-С.8-16.
17. Андрющенко В.М. Автоматизированные лексикографические системы / Теоретические и прикладные аспекты вычислительной лингвистики.
- М.: МПУ, 1981.-136 с.
^ 18. Аполлонская Т. А. Построение словарной статьи в
автоматизированном терминологическом двуязычном словаре / Терминоведение и терминография в индоевропейских языках. - Владивосток, Владивосток, гос. ун-т, 1987. - С. 16-25.
19. Ахманова О.С., Минаева JI.B. О предмете и метаязыке учебной лексикографии. / Словари и лингвострановедение. - М.: МГУ, 1982. - 55 с.
20. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - 2-е изд. - М.: ^ Сов. энциклопедия, 1969. - 697 с.
21. Ахманова О.С., Тер-Мкртчиан С.А. Научное определение как лингвистическая и семиотическая проблема. / Проблематика определений терминов в словарях разных типов. - Л.: Наука, 1976. - С.57-63.
22. Ахмановские чтения (1998, Москва). New Developments in modem anglistics: Proceedings of the conf. “Akhmanova readings’98”. - М.: Диалог-МГУ, 1998.-115 с.

130
23. Бакулов А.Д. О применении методов прикладной лингвистики при построении терминологической системы. / Вопросы патентной терминологии. Труды ЦНИИГТИ. -Сер.4. - М.: Высшая школа, 1973. - С. 12-19.
24. Берков В.В. Двуязычная лексикография. - СПб.: СПб. ун-т, 1996. -
248 с.
25. Ванцвайг М.Н., Полякова М.П. Механизм мышления и моделирования его работы в реальном времени. - М.: АН СССР, 1987. - 208 с.
26. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. -
* М.: Наука, 1977.-312 с.
27. Виноградов В.В. Слово в грамматике и словаре. - М.: Высшая школа, 1984.-482 с.
28. Винокур Г.О. Грамматические наблюдения в области технической терминологии. / Труды Московского института истории, философии и литературы. - М.: Изд-во Московского ин-та ист. филос-и и литр-ры, 1939. -
* Т.5. - С.354.
29. Винокур Г.О. Собрание трудов. - М.: Лабиринт, 2000. - 189 с.
30. Винокур Г.О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика.
- М.: Наука, 1990. - 452 с.
31. Гак В.Г, О типологии словарей. / Тезисы докладов Всесоюзной конференции «Современное состояние и тенденции развития отечественной лексикографии». - М.: Изд-во МГУ, 1988. - С.21-25.
32. Гавинский А.Н. Теоретические основы выбора оптимальной структуры двуязычных отраслевых словарей как одного из средств упорядочения научно-технической терминологии (на материале англо-русских, русско-английских и англоязычных терминологических словарей): Автореф. дис. ... канд.фил.наук. - Киев: Киев. гос. пед. ин-тин. яз., 1978. -21 с.
33. Герд А.С. Основы научно-технической лексикографии (как работать над терминологическим словарем). - Л., Изд-во ЛГУ, 1986. - 73 с.

131
34. Городецкий Б.Ю. Прикладное моделирование морфосемантического уровня ограниченного подъязыка. / Особенности словообразования в терминосистемах и литературной норме. - Владивосток: Владивост. гос. пед. ин-т, 1983.-С.7-12.
35. Городецкий Б.Ю. Термин и его лингвистические свойства. / Структурная и прикладная лингвистика. - Л., 1987. Вып.З. - С.17-22.
36. Городецкий Б.Ю. Терминоведение и переводоведение. / Лингвистика и теория перевода. - М.: ВЦП, 1994. - С.31-34.
® 37. Гринев С.В. Введение в терминологическую лексикографию. Уч.пос.
- М., Изд-во МГУ, 1986. - 102 с.
38. Гринев С.В. Основы лексикографического описания терминологии. Автореф. дис. д.ф.н. - М.: МГУ, 1990. - 43 с.
39. Гринев С.В. Основы семиотики. -М.: Межд. акад. информатизации, секция «Семиотика и информатика», 2000. - 45 с.
# 40. Гринев С.В. Введение в терминографию. - М.: Изд-во МПУ, 1995. -
158 с.
41. Гринев С.В. Введение в терминоведение. - М.: «Моск. лицей», 1993. -
309 с.
42. Гринев С.В. Исторический систематизированный словарь терминов терминоведения: Учебн. пособие. - М.: Изд-во МПУ, 2000. - 144 с.
43. Головин Б.Н., Кобрин Р.Ю. Лингвистические основы учений о ^ терминах. - М.: Высшая школа, 1987. - 104 с.
44. Даниленко В.П. и др. Лингвистический аспект стандартизации терминологии - М.: Наука, 1993. - 128 с.
45. Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. - М.: Русский язык, 1993.- 245 с.
46. Денисов П.Н. Очерки по русской лексикологии и учебной лексикографии. - М.: Изд-во МГУ, 1974. -235 с.

47. Звегинцев В.А. Теоретическая и прикладная лингвистика. - М.: Просвещение, 1968. - 336 с.
48.Звегинцев В.А. Мысли о лингвистике. - М.: Изд-во МГУ, 1996. -
335 с.
49. Зернова В.К. Модели словарных статей двуязычного терминологического словаря. / Проблемы перевода научно-технической литературы. - Саратов, Саратов, гос. ун-т, 1988. - С.9-12.
50. Ивлева Г.Г. Тенденции развития слова и словарного состава. - М.: Высшая школа, 1986. - 136 с.
51. Игнатьев Б.И. Вопросы двуязычной научно-технической лексикографии / Автореферат дис. ... канд.фил.наук. - Л., 1975: Лен. гос. ун-т. -24 с.
52. Канделаки Т.Л. Значение терминов и системы значений научно- технических терминологий. / Проблемы языка науки и техники. - М.: Наука, 1970.-C.3-39.
53. Караулов Ю.Н. и др. Русский семантический словарь. Опыт автоматического построения тезауруса: от понятия к слову. - М.: Наука, 1982. - 566 с.
54. Караулов Ю.Н. Современное состояние и тенденции развития русской лексикографии. / Советская лексикография. - М.: Русский язык, 1988. - С.5-18.
55. Касарес X. Введение в лексикографию. Пер. с исп. - М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1958. - 354 с.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ