ВЛИЯНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ РУССКИХ
НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Сущность понятия «двигательное развитие» в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Особенности двигательного развития старших
дошкольников 14
1.3. Педагогические условия влияния русских народных
подвижных игр на двигательное развитие старших дошкольников 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ВЛИЯНИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Изучение двигательного развития старших дошкольников на
констатирующем этапе 31
2.2. Методические рекомендации по использованию русских
народных подвижных игр для двигательного развития старших дошкольников 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ РУССКИХ
НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Сущность понятия «двигательное развитие» в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Особенности двигательного развития старших
дошкольников 14
1.3. Педагогические условия влияния русских народных
подвижных игр на двигательное развитие старших дошкольников 20
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ВЛИЯНИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР НА ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ 31
2.1. Изучение двигательного развития старших дошкольников на
констатирующем этапе 31
2.2. Методические рекомендации по использованию русских
народных подвижных игр для двигательного развития старших дошкольников 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ
Изучение показателей здоровья, физического и двигательного развития
детей старшего дошкольного возраста свидетельствует о тревожных тенденциях, которые продолжают усугубляться в настоящее время. По данным
Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко,
В.И. Усакова и др., от 30 % до 40 % детей старшего дошкольного возраста
имеют низкий уровень двигательного развития.
Причины этого кроются в современном образе жизни. Основную часть
свободного времени современный ребенок проводит у телеэкрана.
Психологи, педагоги, медики отмечают общую для детских дошкольных
учреждений и школы тенденцию – снижение двигательной активности детей
(Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, С.Б. Шарманова, А.И. Федоров), а для
ребенка-дошкольника и младшего школьника потеря в движениях – это
потеря в здоровье, развитии, знаниях.
В решении данной проблемы первостепенное значение приобретает
выявление новых источников пополнения и обогащения средств
двигательного развития ребенка. В этом аспекте весьма эффективным должно
быть использование народных традиций физического воспитания, поэтому
весьма актуально изучение возможностей обогащения двигательного развития
детей старшего дошкольного возраста на основе применения русских народных
игр.
По утверждению отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой,
П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского, народные подвижные игры
являются эффективным средством физического воспитания. А.В. Запорожец
подчеркивал, что подвижная игра представляет собой первую, доступную
для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное
воспроизведение навыка движений. Народные игры представляют большую
ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры4
личности, передачи жизненно-важных умений и навыков, воспитания
нравственности, уважения к народным традициям и обычаям.
Проблема использования народных подвижных игр как средства
двигательного и психического развития детей нашла
отражение в современных исследованиях Н.Н. Беспаловой, Т.П. Козлова,
В.М. Григорьева, В.И. Прокопенко.
Дидактические основы обучения дошкольников элементам спортивных
игр систематизированы и обобщены в исследованиях Э.Й. Адашкявичене,
Л.Н. Волошиной, В.Г. Гришина, Т.Н. Дмитренко, В.И. Усакова,
А.А. Чепуркиной и др. Использование материалов данных исследований дает
возможность осуществлять рациональный выбор средств и методов
обогащения двигательного развития детей старшего дошкольного возраста на
основе применения русских народных игр.
Несмотря на то, что проблема физического воспитания дошкольников
нашла свое отражение в многочисленных исследованиях педагогов, однако
вопрос использования народных игр, направленных на двигательное развитие
детей 5-6 лет представлен не достаточно.
Этим объясняется актуальность настоящего исследования, проблема
которого формулируется следующим образом: каковы педагогические
условия влияния русских народных подвижных игр на двигательное развитие
старших дошкольников. Это определило выбор темы исследования «Влияние
русских народных подвижных игр на двигательное развитие старших
дошкольников».
Цель работы: выявить педагогические условия влияния русских
народных подвижных игр на двигательное развитие старших дошкольников.
Объект исследования: процесс двигательного развития детей
старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия влияния русских
народных подвижных игр на обогащение двигательного развития детей
старшего дошкольного возраста.5
Гипотеза исследования: влияние русских народных подвижных игр на
двигательное развитие старших дошкольников будет эффективно при
соблюдении следующих условий:
- учитывать возрастные и индивидуальные возможности старших
дошкольников;
- применять задания, упражнения в игровой форме для создания
положительной эмоциональной атмосферы;
- использовать последовательный переход от разучивания элементов в
упражнениях к совершенствованию в ходе самой игры.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «двигательное развитие» в психологопедагогических исследованиях.
2. Охарактеризовать двигательное развитие детей старшего
дошкольного возраста.
3. Обосновать педагогические условия использования русских
народных подвижных игр как средство двигательного развития старших
дошкольников
4. Исследовать уровень двигательного развития старших
дошкольников на констатирующем этапе.
5. Разработать методические рекомендации по использованию русских
народных подвижных игр, направленных на двигательное развитие старших
дошкольников.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы
использовался комплекс методов исследования: теоретические: анализ
психолого-педагогической и философской литературы, эмпирические:
наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий,
контрольный), количественный и качественный анализ полученных
результатов.
База исследование: Муниципальное дошкольное Образовательное
учреждение «Центр развития ребѐнка-детский сад № 4 п. Майский
Белгородского района, Белгородской об
детей старшего дошкольного возраста свидетельствует о тревожных тенденциях, которые продолжают усугубляться в настоящее время. По данным
Е.Н. Вавиловой, Н.А. Ноткиной, М.А. Правдова, Ю.К. Чернышенко,
В.И. Усакова и др., от 30 % до 40 % детей старшего дошкольного возраста
имеют низкий уровень двигательного развития.
Причины этого кроются в современном образе жизни. Основную часть
свободного времени современный ребенок проводит у телеэкрана.
Психологи, педагоги, медики отмечают общую для детских дошкольных
учреждений и школы тенденцию – снижение двигательной активности детей
(Ю.Ф. Змановский, М.А. Рунова, С.Б. Шарманова, А.И. Федоров), а для
ребенка-дошкольника и младшего школьника потеря в движениях – это
потеря в здоровье, развитии, знаниях.
В решении данной проблемы первостепенное значение приобретает
выявление новых источников пополнения и обогащения средств
двигательного развития ребенка. В этом аспекте весьма эффективным должно
быть использование народных традиций физического воспитания, поэтому
весьма актуально изучение возможностей обогащения двигательного развития
детей старшего дошкольного возраста на основе применения русских народных
игр.
По утверждению отечественных педагогов Е.Н. Водовозовой,
П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского, народные подвижные игры
являются эффективным средством физического воспитания. А.В. Запорожец
подчеркивал, что подвижная игра представляет собой первую, доступную
для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное
воспроизведение навыка движений. Народные игры представляют большую
ценность с точки зрения пополнения духовной и физической культуры4
личности, передачи жизненно-важных умений и навыков, воспитания
нравственности, уважения к народным традициям и обычаям.
Проблема использования народных подвижных игр как средства
двигательного и психического развития детей нашла
отражение в современных исследованиях Н.Н. Беспаловой, Т.П. Козлова,
В.М. Григорьева, В.И. Прокопенко.
Дидактические основы обучения дошкольников элементам спортивных
игр систематизированы и обобщены в исследованиях Э.Й. Адашкявичене,
Л.Н. Волошиной, В.Г. Гришина, Т.Н. Дмитренко, В.И. Усакова,
А.А. Чепуркиной и др. Использование материалов данных исследований дает
возможность осуществлять рациональный выбор средств и методов
обогащения двигательного развития детей старшего дошкольного возраста на
основе применения русских народных игр.
Несмотря на то, что проблема физического воспитания дошкольников
нашла свое отражение в многочисленных исследованиях педагогов, однако
вопрос использования народных игр, направленных на двигательное развитие
детей 5-6 лет представлен не достаточно.
Этим объясняется актуальность настоящего исследования, проблема
которого формулируется следующим образом: каковы педагогические
условия влияния русских народных подвижных игр на двигательное развитие
старших дошкольников. Это определило выбор темы исследования «Влияние
русских народных подвижных игр на двигательное развитие старших
дошкольников».
Цель работы: выявить педагогические условия влияния русских
народных подвижных игр на двигательное развитие старших дошкольников.
Объект исследования: процесс двигательного развития детей
старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия влияния русских
народных подвижных игр на обогащение двигательного развития детей
старшего дошкольного возраста.5
Гипотеза исследования: влияние русских народных подвижных игр на
двигательное развитие старших дошкольников будет эффективно при
соблюдении следующих условий:
- учитывать возрастные и индивидуальные возможности старших
дошкольников;
- применять задания, упражнения в игровой форме для создания
положительной эмоциональной атмосферы;
- использовать последовательный переход от разучивания элементов в
упражнениях к совершенствованию в ходе самой игры.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «двигательное развитие» в психологопедагогических исследованиях.
2. Охарактеризовать двигательное развитие детей старшего
дошкольного возраста.
3. Обосновать педагогические условия использования русских
народных подвижных игр как средство двигательного развития старших
дошкольников
4. Исследовать уровень двигательного развития старших
дошкольников на констатирующем этапе.
5. Разработать методические рекомендации по использованию русских
народных подвижных игр, направленных на двигательное развитие старших
дошкольников.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы
использовался комплекс методов исследования: теоретические: анализ
психолого-педагогической и философской литературы, эмпирические:
наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий,
контрольный), количественный и качественный анализ полученных
результатов.
База исследование: Муниципальное дошкольное Образовательное
учреждение «Центр развития ребѐнка-детский сад № 4 п. Майский
Белгородского района, Белгородской об
Отечественные педагоги, ученые и общественные деятели указывали
на большое значение народных подвижных игр. Е.Н. Водовозова,
П.Ф. Лесгафт, Е.А. Покровский, К.Д. Ушинский и др., отмечали, что народные
подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания.
А.В. Запорожец подчеркивал, что подвижная игра представляет собой
первую, доступную для дошкольников форму деятельности, которая
предполагает сознательное воспроизведение навыка движений. Народные
игры представляют большую ценность с точки зрения пополнения духовной и
физической культуры личности, передачи жизненно-важных умений и
навыков, воспитания нравственности, уважения к народным традициям и
обычаям. В связи с чем важным является использование народных подвижных
игр для обогащения двигательного развития детей старшего дошкольного
возраста на основе применения русских народных игр.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования позволил рассмотреть определение «двигательного развития».
В работе мы опирались на определение «двигательное развитие», авторами
которого являются М.Н. Дедулевич, И.К. Ковалевский, В.А. Шишкина. Они
рассматривают его как процесс количественных и качественных изменений в
освоении ребенком движений. При этом результатом развития является
полноценное овладение ребенком основными движениями, разнообразие
двигательных навыков, совершенствование тонкой моторики, развитие
двигательных способностей.
Изучение особенностей двигательного развития старших
дошкольников позволило выявить следующие особенности: в старшем
дошкольном возрасте происходит становление двигательных способностей,
формируются важные базовые двигательные умения и навыки, создается
фундамент двигательного опыта. Все, что обеспечивает двигательное48
развитие ребенка, становится стимулирующим фактором развития
интеллектуальной, эмоциональной и других сфер личности.
Как показывают современные исследования, многие дети так и не
достигли возрастных показателей двигательного развития. В связи с этим
весьма актуальным является поиск путей обогащения двигательного
развития ребенка-дошкольника. Наиболее естественной основой
двигательного развития дошкольников являются детские подвижные игры,
взятые из сокровищницы народных игр, в том числе игра городки.
Практическая работа с целью изучения влияния русских народных
подвижных игр на двигательное развитие старших дошкольников
осуществлялась на базе МДОУ «ЦРР-д/с №4 п. Майский». Результаты
изучения уровня двигательного развития дошкольников на констатирующем
этапе педагогического эксперимента позволили сделать вывод о том, что
способы организации работы в старшей группе в недостаточной степени
позволяют совершенствовать двигательную активность и разработать
методические рекомендации для педагогов по использованию русских
народных подвижных игр для двигательного развития старших
дошкольников. При разработке которых мы опирались программу «Играйте
на здоровье! Физическое воспитание детей 3-7 лет Л.Н. Волошиной и на
педагогические условия гипотезы, о том, что влияние русских народных
подвижных игр на двигательное развитие старших дошкольников будет
эффективно при соблюдении следующих условий: учитывать возрастные и
индивидуальные возможности старших дошкольников; применять задания,
упражнения в игровой форме для создания положительной эмоциональной
атмосферы; использовать последовательный переход от разучивания
элементов в упражнениях к совершенствованию в ходе самой игры.
на большое значение народных подвижных игр. Е.Н. Водовозова,
П.Ф. Лесгафт, Е.А. Покровский, К.Д. Ушинский и др., отмечали, что народные
подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания.
А.В. Запорожец подчеркивал, что подвижная игра представляет собой
первую, доступную для дошкольников форму деятельности, которая
предполагает сознательное воспроизведение навыка движений. Народные
игры представляют большую ценность с точки зрения пополнения духовной и
физической культуры личности, передачи жизненно-важных умений и
навыков, воспитания нравственности, уважения к народным традициям и
обычаям. В связи с чем важным является использование народных подвижных
игр для обогащения двигательного развития детей старшего дошкольного
возраста на основе применения русских народных игр.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования позволил рассмотреть определение «двигательного развития».
В работе мы опирались на определение «двигательное развитие», авторами
которого являются М.Н. Дедулевич, И.К. Ковалевский, В.А. Шишкина. Они
рассматривают его как процесс количественных и качественных изменений в
освоении ребенком движений. При этом результатом развития является
полноценное овладение ребенком основными движениями, разнообразие
двигательных навыков, совершенствование тонкой моторики, развитие
двигательных способностей.
Изучение особенностей двигательного развития старших
дошкольников позволило выявить следующие особенности: в старшем
дошкольном возрасте происходит становление двигательных способностей,
формируются важные базовые двигательные умения и навыки, создается
фундамент двигательного опыта. Все, что обеспечивает двигательное48
развитие ребенка, становится стимулирующим фактором развития
интеллектуальной, эмоциональной и других сфер личности.
Как показывают современные исследования, многие дети так и не
достигли возрастных показателей двигательного развития. В связи с этим
весьма актуальным является поиск путей обогащения двигательного
развития ребенка-дошкольника. Наиболее естественной основой
двигательного развития дошкольников являются детские подвижные игры,
взятые из сокровищницы народных игр, в том числе игра городки.
Практическая работа с целью изучения влияния русских народных
подвижных игр на двигательное развитие старших дошкольников
осуществлялась на базе МДОУ «ЦРР-д/с №4 п. Майский». Результаты
изучения уровня двигательного развития дошкольников на констатирующем
этапе педагогического эксперимента позволили сделать вывод о том, что
способы организации работы в старшей группе в недостаточной степени
позволяют совершенствовать двигательную активность и разработать
методические рекомендации для педагогов по использованию русских
народных подвижных игр для двигательного развития старших
дошкольников. При разработке которых мы опирались программу «Играйте
на здоровье! Физическое воспитание детей 3-7 лет Л.Н. Волошиной и на
педагогические условия гипотезы, о том, что влияние русских народных
подвижных игр на двигательное развитие старших дошкольников будет
эффективно при соблюдении следующих условий: учитывать возрастные и
индивидуальные возможности старших дошкольников; применять задания,
упражнения в игровой форме для создания положительной эмоциональной
атмосферы; использовать последовательный переход от разучивания
элементов в упражнениях к совершенствованию в ходе самой игры.
Подобные работы
- Народные подвижные игры как средство физического развития старшего дошкольника
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2020 - Народные подвижные игры как средство физического развития старшего дошкольника
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5580 р. Год сдачи: 2020 - Подвижные игры как средство физического развития детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Русские народные подвижные игры как средство формирования здоровьесбережения у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Влияние подвижных игр на физическое развитие детей в детском оздоровительном лагере
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2021 - ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6-ЛЕТНЕГО
ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО ОПЫТА У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Всестороннее физическое развитие детей подвижными играми
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2020



